Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  20

12 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Эллинизм

3. Мифология. Калевала

4. Этнография. Культура Тайрона

5. Тексты. Наставления св. Макария Египетского

6. Классики религиоведения. Уильям Робертсон Смит.  Лекции о религии семитов

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске. Раздел История религий - Эллинизм - культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского. Мифология - древний эпос "Калевала". В разделе Этнография мы продолжим рассказ о древних цивилизациях - культура Тайрона. Тексты - наставления о христианской жизни св. Макария Египетского. Раздел Классики религиоведения - Уильям Робертсон Смит. Лекции о религии семитов. В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.
 

Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница


2. История религий

Эллинизм

Эллинизм - культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362-332 гг. до н.э.); для нее характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Эллинистическая эпоха охватывает период от смерти Александра до появления христианства, но многие проявления этой культуры, иногда называемые эллинско-римскими, сохраняются вплоть до крушения Римской империи (476 г.) и отчасти даже в более позднее время. В сущности, точную дату окончания эпохи эллинизма установить невозможно.

Религия этой эпохи испытала влияние мысли Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), синтеза философского учения стоиков (ок. 300 г. до н.э.) и общего развития точных наук, легших в основу астрального мистицизма, на волне которого в III в. возникла эллинистическая астрология. Ее отличительной чертой стало сочетание элементов гадания, заимствованных из египетских и месопотамских культов, и греческой астрономии. Культ монарха, принятый Александром и династией Птолемеев в Египте (323-30 гг. до н.э.), совершенно очевидно, ведет свое происхождение с Востока; в римскую эпоху он трансформировался в культ императора.

Для эллинизма, складывавшегося под влиянием учения стоиков о душе, воспламеняющейся после отделения  ее от тела, характерным является исчезновение подземного мира с посмертными мучениями, игравшего важную роль в религиозной географии Платона, с его пещерами в недрах земли и мрачными реками Ахеронтом, Флегетоном и Коцитом. Вполне возможно, что уже ученик Платона, Гераклид Понтийский (р. между 388-373 до н.э.) переместил все случаи индивидуальной эсхатологии на небеса, но маловероятно, чтобы столь поздний мыслитель платоновской школы, как Плутарх из Херонеи (ок. 45 - 125 н.э.) полностью отказался от Шадеса Платона, расположенного в подземном царстве. И тем не менее Плутарх помещает преисподнюю в подлунный мир. Аналогичная тенденция наблюдается в эсхатологически ориентированных иудейских сочинениях (книга Еноха в эфиопской версии, Заветы Двенадцати Патриархов), а также у иудейского философа платоновской школы Филона Александрийского (ок. 15 до н.э. - 50 н.э.). Во II в. н.э. эсхатология, ставшая основополагающей в платонизме начиная с Макробия (ок. 400 н.э.) и закачивая Марсилио Фичино (1433-1499), уже перекочевывает в гностицизм и герметизм. Она предусматривает схождение человеческой души в мир через планетарные сферы и возвращение ее тем же путем к звездам. Паломничества на небеса в первые века нашей эры особенно характерны для трех великих учений эпохи: платонизма, иудаизма и христианства.

Астрология как учение о взаимовлиянии двух систем - системы перемещения светил и системы земного мироздания - пришло из Месопотамии и Египта, однако эллинистический синтез многочисленных религиозных представлений Востока и греческой астрономии уникален. Создание греческой астрологии приписывается египетскому богу Гермесу-Тоту; эта дисциплина возникла в конце III в. до н.э. и занималась предсказаниями как универсальными (геника, thema mundi (гороскоп мира - лат.), так и индивидуальными, применительно к будущему или к этиологии, к предстоящим делам и медицинским назначениям (ятроматематика). Новая синтетическая астрология, распространенная и поныне, (хотя после Реформации она утратила свой статус науки, которым обладала еще в эпоху Возрождения), связана с именем Клавдия Птолемея (ок. 100 - 178 гг. н.э.). В I - III в. н.э. эллинистическая астрология достигла Индии, и в VI в в Персии, где многие трактаты были сначала переведены на пехлеви (среднеперсидский язык), а затем Абу Машар (Албумазар, 787-886) сделал их арабский перевод.

В эллинско-римской магии существовали многочисленные заговоры, приметы, заклинания, ворожба, проклятия и гимны, формулы и состав которых сохранились в учебниках, написанных по-гречески, а также египетской демотикой - знаменитые "магические папирусы". В литературе того периода имеется немало повествований о применении чар. Самым значительным из них является роман Метаморфозы или Золотой осел римского писателя Апулея из Мадавра (Африка) (ок. 125-170 гг. н.э.); в романе также представлена еще одна разновидность культовых действий, характерных для эпохи эллинизма, а именно религиозные мистерии. <...>

Чудотворцы, не будучи порождением эллинизма, продолжали существовать в эпоху христианства, а некоторые мудрецы считали чудотворцем даже самого Иисуса Христа. В те времена чудеса являлись частью повседневной жизни. <...> Филострат в биографии (ок. 217 г.) Аполлония Тианского ( I в. н.э.) дал типичный для эпохи эллинизма портрет "чудотворца", приобщившегося древней пифагорейской мудрости и выступающего конкурентом брахманов и жрецов Египта.

Позднее авторы-неоплатоники Порфирий (ок. 234-301/5 гг. и Ямвлих (ок. 250-330 гг.), опираясь на традиции предшественников, составят Жизнь Пифагора, превратив философа древности в прототип "чудотворца" (теос андрес). Наука теургия, изложенная в Халдейских оракулах, составленных во II в. н.э. Юлианом Халдейцем и его сыном Юлианом Теургом и высоко оцененных всеми неоплатониками от Порфирия до Михаила Пселла (XI в.) учит, как следует вызывать божество и заручиться его поддержкой. Прежде чем обратиться в христианство и стать епископом, неоплатоник Синесий из Кирены (ок. 370-414) сочинил трактат О сновидениях, где пришел к заключению, что лучше всего встречаться с богами во сне. Даже в философии основателя неоплатонизма Плотина (205-270 гг.) высшей целью существования является экстатический союз с мировой Душой; ученики его в конце концов умножили число существ - посредников, сообщающихся с божественными силами.

Алхимия, также эллинистическая дисциплина, расцвет которой приходится на III-IV в. н.э., когда были написаны труды Зосима и комментарии к ним. <...> Герметизм - одно из порождений эллинизма. Книги по астрологии, создание которых приписывается безграничной мудрости египетского бога Гермеса-Тота, появились уже в III  в. до н.э.; труд, именуемый Корпус Герметикум, является собранием сочинений различных жанров, написанных в промежутке между 100 и 300 гг. н.э. и, без сомнения, претерпевших переделки в кружках гностиков. <...>


3. Мифология

Калевала

По своему происхождению и содержанию "Калевала" принадлежит к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно- литературной. У разных народов в разное время, в зависимости от их внутреннего развития, происходило слияние этих двух традиций, книжность обогащалась мощным влиянием фольклора, и рождались новые художественные явления.

Хотя "Калевала" в виде книги увидела свет сравнительно поздно, в первой половине XIX века, однако по содержанию того фольклорного материала, который она вобрала в себя, "Калевала" даже более архаична, чем самые древние из  эпосов, получившие письменную форму тысячелетия тому назад.

Песнь первая

                               Мной желанье овладело,
                               мне на ум явилась дума:
                               дать начало песнопенью,
                               повести за словом слово,
                          5
                               песню племени поведать,
                               рода древнего преданье.
                               На язык слова приходят,
                               на уста мои стремятся,
                               с языка слова слетают,
                          10
                               рассыпаются речами.

                               Друг любезный, милый братец,
                               детских лет моих товарищ,
                               запоем-ка вместе песню,
                               поведем с тобой сказанье,
                          15
                               раз теперь мы повстречались,
                               с двух сторон сошлись с тобою.
                               Мы встречаемся нечасто,
                               редко видимся друг с другом
                               на межах земли убогой,
                          20
                               на просторах скудной Похьи.

                               Подадим друг другу руки,
                               крепко сцепим наши пальцы,
                               песни лучшие исполним,
                               славные споем сказанья.
                          25
                               Пусть любимцы наши слышат,
                               пусть внимают наши дети -
                               золотое поколенье,
                               молодой народ растущий.
                               Эти песни добывали,
                          30
                               заклинанья сберегали
                               в опояске - Вяйнямейнен,
                               в жарком горне - Илмаринен,
                               в острой стали - Кавкомьели,
                               в самостреле - Йовкахайнен,
                          35
                               за полями дальней Похьи,
                               в Калевале вересковой.

                               Их отец мой пел когда-то,
                               ручку топора строгая,
                               этим песням мать учила,
                          40
                               нить льняную выпрядая,
                               в дни, когда еще ребенком
                               я у ног ее вертелся,
                               сосуночек несмышленый,
                               молоком грудным пропахший.
                          45
                               Много было слов у сампо,
                               много вещих слов - у Ловхи.
                               С песнями старело сампо,
                               с заклинаниями - Ловхи,
                               Випунен почил в заклятьях,
                          50
                               Лемминкяйнен - в хороводах.
                                <...>

Перевод Эйно Киуру и Армаса Мишина.


4. Этнография

Культура Тайрона

Ниже приведен фрагмент из работы Ю.И. Березкина "Тайрона" ("Исчезнувшие народы", см.: Литература),  посвященной древней культуре Тайрона.

Горы Сьерра-Невада встают у самого карибского побережья Колумбии. Путешественники не раз отмечали
контраст между огромным заснеженным массивом и болотистыми тропическими зарослями у его подножия. Так как низменности или небольшие возвышенности окружают Сьерра-Неваду со всех сторон, в экологическом отношении этот район напоминает остров. Его длина 190 км, ширина 145 км., наибольшая высота над уровнем моря 5775 м.

В 20-х годах молодой американский археолог О. Мейсон (впоследствии крупный специалист по археологии и этнографии Нового Света) отправился в Колумбию, чтобы предпринять раскопки в районе Санта-Марты. По заявлениям грабителей древностей, они именно здесь находили массивные золотые фигурки в виде каких-то полулюдей-полукрокодилов, и археолог взялся проверить эти сведения. Много месяцев он проработал один с группой местных рабочих. Холмы, между которыми встречались следы поселений, покрывал густой тропический лес. Вести раскопки в этих условиях было нелегко, да и финансовые возможности экспедиции были ограничены. Мейсон не мог развернуть большие работы и ни разу не натолкнулся на богатое захоронение - одно из тех, какие находили кладоискатели. Однако и то, что ему удалось сделать, позволило говорить об открытии высокоразвитой и необычной культуры. Ее решили именовать Тайрона. В испанских хрониках XVI в. есть упоминание о народе с таким названием, жившим как раз там, где Мейсон начал раскопки. Однако подробностей в документах не содержится. Тайрона столь яростно сопротивлялись, что захватить их страну конкистадорам удалось ценой истребления почти всех ее жителей. Так что ни необходимости, ни возможности познакомиться с культурой местных индейцев, пока она еще была жива, у испанцев не нашлось.

Начав раскопки у подножия Сьерра-Невады, американский археолог обнаружил основания круглых домов, выложенные из мощных отесанных каменных плит. Диаметр некоторых сооружений достигал 20 м. Жилые остатки доказывали, что строения служили не только для ритуальных целей. В каждый дом вели два входа, расположенные друг против друга. В верхней части стены не были каменными: вероятно, их возводили из дерева и тростника, а коническую крышу крыли соломой. Наличие одних только круглых построек было не совсем обычно. Как в Старом, так и в Новом Свете жилища подобной формы встречаются чаще у народов, ведущих подвижный образ жизни (охотников, скотоводов-кочевников, примитивных земледельцев, вынужденных переселяться по мере истощения почв, и т.п.) У оседлых земледельцев общество которых стояло на пути сложения цивилизации, прямоугольные строения или преобладают, или, по крайней мере, встречаются наряду с круглыми и овальными. Дело отчасти в том, что их камня или сырцового кирпича, которые начинают употреблять оседлые жители, прямоугольные здания возводить проще. Их удобнее и расположить в пределах поселка. В технике обработки камня и в масштабах его применения в строительстве тайрона опередили все другие народы Древней Колумбии и почти достигли уровня инков. Именно поэтому полное отсутствие у тайрона прямоугольных домов нуждается в объяснении.

Некоторые поселения тайрона можно назвать городами. В крупнейшем из них, Пуэблито, найдено 3000 оснований домов. Остатки дворцов или храмов выделяются среди прочих размерами и отделкой. Отдельные группы домов связывают дороги и лестницы, выложенные каменными плитами, которые обработаны иногда чрезвычайно тщательно. Ширина мостовых достигает 3-5 м. Через небольшие ручьи перекинуты каменные мостики. Нигде в доиспанской Америке мы не встречаем ничего подобного. Так как дома строились на склонах холмов, подготовка ровной площадки требовала больших земляных работ. Террасы были укреплены камнями. Повсюду встречаются также резервуары для воды. У подножия Сьерра-Невады год резко делится на сухой и влажный сезоны, поэтому воду приходилось запасать. Тайрона устраивали террасы не только под фундаменты, но и для разбивки полей. Для орошения посевов прокладывались каналы.

Среди остальных колумбийских культур тайрона отличает обилие ритуальных предметов из шлифованного камня. В Пуэблито под полами больших зданий Мейсон нашел множество каменных жезлов и топоров, у которых лезвие и рукоятка выточены из одного куска породы. Фигурное навершие почти всех жезлов раздвоено. Концы образуют два параллельных шипа или почти смыкаются в кольцо. Изображения знатных персон с такого рода жезлами встречаются и у муисков. Каменные жезлы, топоры и своеобразные формы длинные (так называемые крылатые) подвески, которые тоже часто находят под полами домов, нередко лежат внутри глиняных сосудов. Эти вещи найдены лишь на крупнейших поселениях. В других случаях под полами обнаружены глиняные урны, содержавшие обычные гальки.
Подавляющее большинство золотых изделий из района Сьерра-Невады попало в музеи из рук грабителей. Вещей этих сравнительно мало: золотые коллекции из многих других районов Колумбии гораздо обширнее. Однако металлические предметы тайрона отличаются изысканностью и мастерством изготовления. Самые сложные - это литые подвески 10-15 см высотой в виде стоящей  фигуры человека с головой крокодила или птицы. Их делали так. Вокруг глиняной заготовки лепили изображение из воска, которое, в свою очередь, обмазывали глиной, оставляя сверху и снизу по одному отверстию. Через нижнее отверстие вытапливали воск, а через верхнее в получившуюся полость заливали расплавленное золото. Когда металл остывал, его очищали от глины и производили окончательную отделку предмета. В художественном и техническом отношениях подвески тайрона - один из лучших древних образцов ювелирного искусства. Вместе с тем по форме эти предметы напоминают изделия из более южных и западных районов Колумбии, а также из Панамы и Коста-Рики. Малое число дошедших до нас произведений мастеров тайрона, возможно, объясняется тем, что в Сьерра-Неваде не было золотых россыпей, и тайрона получали металл издалека. Крупнейшие древние золотые разработки находились неподалеку от нынешнего города Медельин, в горах, в бассейне р. Каука. Подданные местного князька занимались почти исключительно добычей золота и все необходимое для себя выменивали на металл. Впрочем, источники сырья у тайрона, наверное, были различны: некоторые предметы изготовлены почти из чистого золота, другие - из золота, сильно загрязненного медью.  Тайрона была знакома и чистая медь. Однако испорченные коррозией предметы из нее мало интересовали коллекционеров. При научных же раскопках найдены лишь мелкие вещи и обломки. Поэтому невозможно пока судить, делались ли из меди какие-то орудия. Раскопки Мейсона долго были единственным археологическим свидетельством о прошлом Сьерра -Невадыю. После второй мировой войны колумбийский  ученый Г. Рейчел-Долматов продолжил исследования. Они подтвердили вывод о высоком уровне местной культуры незадолго до прихода испанцев.

Какова была политическая организация тайрона? Прямые сведения об этом могли сообщить только свидетели и участники завоевания, но их документы молчат. Мы можем сделать заключения лишь по результатам раскопок. Наряду с мелкими поселениями у тайрона обнаружены крупные, в которых жили тысячи людей. Для прокладки мощеных дорог, строительства террас, лестниц и больших зданий требовался одновременно труд многих работников. Все это предполагает централизованную систему управления. Скорее всего, как это было и у муисков, над вождями отдельных селений главенствовали князьки, под началом которых находились большие районы. Их резиденции располагались в городках типа Пуэблито.

Конечно, культура тайрона во многих отношениях "не дотягивает" до цивилизаций Мексики и Перу. Например, в районе Сьерра-Невады не обнаружено остатков крупных монументальных сооружений. По-видимому, местные князьки  не были столь могущественны и не имели в своем распоряжении столько свободных от другой работы подданных, чтобы заставить их трудиться над строительством объектов, практически бесполезных, но зато сильно повышающих престиж правящей группы: тайрона не возводили ни мощных стилобатов под храмы, ни грандиозных надгробных памятников. Однако (с точки зрения археолога, по крайней мере) из всех создателей  древних культур Колумбии и юга Центральной Америки тайрона, пожалуй, в наибольшей степени приблизились к уровню цивилизации. Вот, в основном, и все, что ученые сумели узнать о тайрона благодаря раскопкам. Понятно, что на многие вопросы археология заведомо не могла дать ответ. По одним лишь фундаментам зданий и золотым статуэткам очень трудно представить культуру живого народа, особенно если она столь отлична от нашей. Кого изображали статуэтки? Кому принадлежали жезлы и зачем их было нужно прятать под полами? Почему дома имели только круглую, а не квадратную форму? На каком языке, наконец, говорили строители Пуэблито? Тайрона давно вымерли и, как все южноамериканские индейцы, не оставили письменности, которую можно было бы расшифровать и прочитать. Однако оказалось, что, исчезнув с исторической сцены, этот народ как бы оставил свой слепок или отпечаток в другом, дожившем до наших дней.

Продолжение читайте в следующих Выпусках.


5. Тексты

Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед

Сведения о жизни св. Макария не дошли до нас во всей целости. Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание.

Св. Макарий в своих посланиях говорит о том, что главное дело христианства, - освящение падшей души действием благодати Святого Духа. Это есть цель, к которой нужно стремиться. Вот как говорится об этом в предисловии к книге наставлений св. Макария Египетского (см.: Литература):

Св. Макарий имеет дело с падшею душою, и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности - выйти на свет, уврачеваться, ожить. Потому наставления его важны не для одних мироотречников (т.е. монашествующих - Уп.), но для всех вообще христиан: ибо в том и христианство, чтобы возрастать от падения. Затем и Господь приходил; и все спасительные Его учреждения в Церкви к тому же направлены" (8).

В приводимом ниже наставлении св. Макарий изображает, в каком состоянии находился первый человек (Адам - Уп.).

1. Светлое первобытное состояние

а) Последняя цель и верховное благо человека - в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем, и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении.

1. Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари; сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие роды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его; однакоже не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступив в общение и в нем почивая. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом? (45,5).

2. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и успокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: /Егоже дом мы есмы/ (Евр. 3,6). (49.5)

3. Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: /сотворим по образу и подобию Нашему/ (Быт. 1, 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения /окрест боящихся Его/ (Псал. 33, 8). (15, 20, 41).

4. Посему душа смышленая и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку (45, 5).

5. Как богатая девица. сговоренная замуж, какие бы ни получала подарки до брака, не успокаивается тем, пока не свершится брачный союз, так и душа ничем не успокаивается, пока не достигнет совершенного общения с Господом. Или: как младенец, когда голоден, ни во что вменяет и жемчуг и дорогие одежды, все же внимание обращает на питательные сосцы, чтобы вкусить молока; так рассуждай и о душе (т.е., что, все минуя, ищет она вкусить Бога, - и тогда только покойною становится 45, 7).

б) Имея такое назначение, человек был приспособлен к нему в самом сотворении. В творении он был поставлен у цели.

6. Душа - дело великое и чудное. При создании ее, такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока; напротив того, сотворил ее о образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа (46, 5).

7. Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, соделал ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслию служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом - создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщницею Его, чтоб и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: /прилепляйся Господеви един дух есть с Господом (1 Кор. 6, 17). (46,6).

8. Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем - душе и теле - собирает и полагает небесное богатство Духа (49,4).

в) Вследствие сего первозданные были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.

9. До преступления они были облечены Божиею славою... Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю (12, 8).

10. В Адаме пребывало Слово и имел он в себе Духа Божия (12, 6).

11. Первоначально чистый ум, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественною славою (45, 1; 15, 23; 12, 6).

12. Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением (блаженства), и наследием, и учением. И совне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей (12, 7. 10).

13. Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха, или от пороков, - был Божиим подобием (26, 1).

г) Но это обилие не имело ничего приневоливающего. Человек был свободен быть с Богом и благодатию или отделиться от них. Он отделился и пал, как пали и духи.

14. Все разумные сущности - разумею Ангелов, души и демонов - Создатель сотворил чистыми и весьма простыми. А что некоторые из них совратились во зло, это произошло с ними от самопроизвола: потому что по собственной своей воле уклонились они от достодолжного помысла (16, 1).

15. Видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством: не могут они выйти из того состояния, в каком созданы, и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты. По природе ты удобоизменчив (15, 20, 21).

16. Природа наша удобоприемлема и для добра и для зла, и для Божией благодати и для противоположной силы. Она не может быть приневолиеваема (15, 23).

17. Так и Адам по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого (12, 8).

18. Великое богатство и великое наследие было ему уготовано. Но как скоро возымел худые помыслы и мысли, - погиб он для Бога (12, 1).


6. Классики религиоведения

Уильям Робертсон Смит (1846-1894)

Родился в семье шотландского пастора. Начальное и среднее образование получил дома под руководством отца. Поступил в Абердинский университет (1861) и окончил его со степенью бакалавра искусств (1865). Продолжил свое образование на теологическом факультете Нового колледжа в Эдинбурге, где специализировался по Ветхому Завету. Преподавал в колледже Свободной Церкви в Абердине (1870), однако его взгляды и научные публикации не нашли понимания среди коллег. Его обвинили в ереси (1876) и уволили из колледжа (1880). После этого Робертсон Смит предпринял длительное путешествие в Европу, Северную Африку, Египет и Аравию По возвращению он жил некоторое время в Эдинбурге, занимаясь редактированием девятого издания энциклопедии "Британника". Вскоре он переехал в Кембридж и стал сотрудником тринити-колледжа, а затем колледжа Христа. Получил должность профессора в Кембридже (1889), где читал лекции по арабской истории и культуре. Он вынашивал в это время идею создания энциклопедии ислама, но ему не удалось воплотить ее в жизнь. Умер в Кембридже.

Основные религиоведческие работы: ст. "Библия" - 9 изд. энциклопедии "Британника" (1875), "Ветхий Завет в религиозной организации евреев. Курс лекций по критике Библии" (1881), "Пророки Израиля и их место в истории к концу VIII в. до н.э." (1882), "Родственные отношения и брак в Древней Аравии" (1885), "Лекция о религии семитов" (1889).

Лекции о религии семитов.

Лекция 1
Введение: предмет и метод исследования

Предметом нашего исследования является религия семитских народов, т.е. группы родственных наций, включающей арабов, евреев, финикийцев, арамеев, вавилонян и ассирийцев, которые в древние времена населяли обширный Аравийский полуостров с наиболее плодородными землями в Сирии, Месопотамии и Иране, простирающейся от Средиземноморского побережья до подножия гор Ирана и Армении. Среди этих народов зародились три великие религии, поэтому семиты всегда представляют особый интерес для ученого, занимающегося историей религий. Нашим предметом, однако, будет не история нескольких религий, имеющих семитское происхождение, а религия семитов как целое, в ее общих чертах и общем виде. Иудаизм, христианство и ислам являются позитивными религиями, ибо они развивались не как система древнего язычества под влиянием неосознанных сил, действующих незаметно на протяжении веков, но уходят своими корнями в учения великих новаторов, которые говорили голосом божественного откровения и намеренно отходили от традиций прошлого. За этими позитивными религиями лежит старая неосознанная религиозная традиция. Основные религиозные обычаи и верования, которые не несут на себе печати индивидуального сознания и не базируются на авторитете личности, но формируют ту часть наследия. в которую последующие поколения семитской расы как бы инстинктивно врастают, безоговорочно принимая, что они должны верить и поступать так, как это делали прежде их отцы. Позитивные семитские религии должны были утверждать себя на почве, уже занятой этими старыми верованиями и обычаями; они должны были вытеснить все, что не могли ассимилировать, и независимо от того, отвергали они или принимали элементы более старой религии, в каждом случае позитивные религии вынуждены были считаться с ними и занимать определенную позицию по отношению к ним Ни одна позитивная религия, способная волновать людей, не может начаться с tabula rasa (чистая, неисписанная доска  - лат.) и претендовать на то, что она ни на чем не основывается; по форме. если не по существу, новая система должна иметь дело с более старыми идеями и обычаями, которые она впитывает в себя. Новое вероучение может найти отклик, только апеллируя к религиозным инстинктам и чувствам, уже существующим в народе, и оно не может достичь того, не принимая во внимание традиционные формы выражения религиозных чувств и не говоря тем языком, который делает их понятными для людей. Таким образом, для того, чтобы до конца постичь систему позитивной религии, чтобы понять ее историческое происхождение и форму, равно как и ее абстрактные принципы, мы должны знать традиционную религию, которая предшествовала ей. Именно с этой точки зрения я призываю вас заинтересоваться древней религией семитских народов; и речь идет не просто об исторической любознательности, но о вопросе, непосредственно и глубоко связанном с важной проблемой происхождения духовной религии Библии. Позвольте мне проиллюстрировать это следующим примером. Вы знаете, сколь значительная часть учения Нового Завета и всей христианской теологии сосредоточена на идеях жертвоприношения и священничества. В тех местах, где авторы Нового завета говорят на эти темы, они основывают свою аргументацию на понятиях жертвоприношения и жречества, имеющих хождение среди евреев и воплощенных в таинствах иерусалимского Храма. Но ритуал Храма, в свою очередь, не был чем-то абсолютно новым, заповеди Пятикнижия не создавали идеи священничества и жертвоприношения на полностью независимой основе. Они только переделали и придали новую форму в соответствии с более духовным учением институтам старого типа, которые во многих чертах были общими для евреев и их соседей-язычников. Каждый, кто внимательно читает Ветхий Завет, бывает поражен тем фактом, что нигде не объясняется происхождение обряда жертвоприношения и не дается его рационального объяснения. Что жертвоприношение это существенная часть религии, принимается как само собой разумеющееся, как нечто, являющееся не только специфической доктриной израильтян, но принято повсеместно и совершается как в кругу избранных, так и вне его. Таким образом, если мы хотим глубоко изучить новозаветную доктрину жертвоприношения, нам приходится шаг за шагом отступать до той точки, когда перед нами встает вопрос, что же означает жертвоприношение не только для евреев, но и для родственных им наций. Рассуждения такого рода ведут нас к заключению, что ни одна религия семитского происхождения, до сих пор оказывающая огромное влияние на жизнь людей, не может быть полностью понята без исследования более древней традиционной религии семитской расы. <...>


7. Словарь религиоведения

Ильмаринен - финский бог морской погоды, играющий более значительную роль в мифологии, чем в отправлении культа.

Йони - женский детородный орган и его иконографический символ в индийских религиях, где ему придаются различные функции.

Нинхурсаг - древняя Великая Богиня Месопотамии, входившая в высшую триаду богов наряду с Аном и Энлилем. Позднее была замещена мужским божеством Энки.

Набу - вавилоно-ассирийский бог 1 тысячелетия до н.э., писец и впоследствии сын Мардука. Главный его храм находился в городе Борсиппа. Стал играть все более важную роль по мере возвышения ассирийской державы.

Нанак (1469-1539), основатель религии сихков и первый из десяти сикхских гуру.

Нанна - шумерский бог луны. У аккадцев он носит имя Син.

Нергал - месопотамский бог подземного царства. Зловещая планета Сатурн в вавилонской астрологии.

Нинурта (шумерский, "владыка земли"), месопотамский бог грозы и войны, сын космического бога Энлиля. Особо почитался в Ниппуре и Лагаше.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 323-327.

Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988 (Ю.И. Березкин. Тайрона)

Тексты: Св. Макарий Великий. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том 1. Джорданвилль,
1986. Извлечено и перепечатано: Монреаль, 1989. Издание Братства преп. Иова Почаевского. С. 7-12.

Классики религиоведения: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 304-306.


9. Обзоры

Христианство:
Конгресс православной прессы
http://www.radonezh.orthodoxy.ru/kon/kon.htm

Российская Истинно-православная церковь. Нижегородская Епархия
http://www.rtoc.20m.com/index.html

Никольский собор г. Алматы
http://www.orthodoxy.ru/nikolay/

Миссия "Возможность".
http://www.aha.ru/~mispos/

Общественная организация "Христианские учителя" (Курган).
http://www.zaural.ru/teachers/front.html

Русский Баптист. Сайт Евангельских христиан-баптистов.
http://www.rus-baptist.newmail.ru/

Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской г. Нарва.
http://church1.narod.ru/

Вишнуизм:
Шри Гопинатх Гаудийа Матх. Философия Кришны. Сознание Кришны
http://www.Alfacom.net/~puridas/ggm/

Разное:
Цилиндры фараона
http://www.cylinders.sp.ru/

WPS Religion in Russia, Религиозная жизнь в России.
http://www.wps.ru/digest/religio.html


10. Почта Упельсинке

:-)) Пишите и задавайте Ваши вопросы! :-))


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное