Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск от 27/10/2000


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  32

27 октября 2000 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. История религий. Греческая религия

3. Мифология. Славянская мифология (окончание)

4. Научные исследования. Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения морей, описанные в Священном Коране

5. Тексты. Послание Святого Игнатия Богоносца к ефесянам

6. Разное. История Кабира и его глупого ученика

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки. В рассылке намечен ряд видоизменений, которые, я надеюсь, не разочаруют Вас, а напротив повысят интерес подписчиков к обсуждаемому предмету. :-))

Все изменения касаются разделов рассылки. Их (разделов) теперь будет больше и мне придется чередовать некоторые разделы рассылки, поскольку мы все ограничены по времени - сами понимаете.  :-) Кроме всего прочего, я не люблю "многосерийные" вещи, как, например, часто происходит в моей рассылке ("продолжение следует", "окончание читайте" и т.п. ). Но порой без этого просто не обойтись, поскольку жаль урезать и без этого скудный материал. И все же я стремлюсь к тому, чтобы таких "сериалов" было как можно меньше. Посему считаю логичнее чередовать разделы, оставляя неизменным их число в выпуске.

Новые разделы рассылки:


 
 
1. Предмет и структура религиоведения
2. Понятия и термины
3. Социология религии
4. Философия религии
5. Научные исследования (Христианство, Иудаизм, Ислам)
6. Новости
7. Семинары
8. Разное

Как Вы уже могли заметить, об идеях некоторых разделов я высказывалась ранее. Иные же разделы  были навеяны Вашими письмами.

Подробнее о каждом разделе читайте в следующих Выпусках. А в сегодняшнем Выпуске Вы сможете ознакомиться с двумя новыми разделами, а именно:

1. Научные исследования
2. Разное.

Все разделы будут со временем продублированы на сайте Упельсинкина страница

Вы можете также внести свою лепту в дело рассылки. Буду очень благодарна, если Вы поделитесь новостями, имеющими то или иное отношение к религиоведению. Также имеется большая нужда в материалах научных исследований в сфере Иудаизма.

Обещанная мною анкета покамест все еще в процессе. Работа над ней была приостановлена в связи с упомянутыми выше изменениями. Приношу свои извинения... :(

И, наконец, о сегодняшнем Выпуске рассылки. Сегодня Вы сможете ознакомиться со следующими материалами. История религий - окончание главы о Греческой религии (по работе М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий, обрядов и верований"). Раздел Мифология - Славянская мифология (окончание. Начало читайте в предыдущих Выпусках (30 и 31)). Раздел Научные исследования -
Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения морей, описанные в Священном Коране (редакция научных открытий в Коране и Сунне).  Данный текст был предоставлен Абдуллой Али, ведущим рассылки Ислам - религия истины. С продолжением текста Вы сможете ознакомиться в Выпусках 33 и 34 рассылки,  которые выйдут на следующей неделе. Раздел Тексты - Послание Святого Игнатия Богоносца к ефесянам. Раздел Разное - История Кабира и его глупого ученика. Эту поучительную историю прислал Смирнов Леонид. В конце Выпуска, как обычно, читайте Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почту Упельсинке.
 

 
Рассылка Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылка Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Греческая религия

(Окончание. Начало читайте в Выпуске 31 от 23.10.2000)

Греческая литература, как правило, фиксирует миф. Таковы, в первую очередь, гомеровские эпопеи - сперва устные, в VII и VI в. до н.э. записанные. В конце концов Гомер, Гесиод и другие поэты приобрели огромный вес для мифологии. Теогония Гесиода показывает рождение естественные сил и богов из первоначального Хаоса, происхождение Земли, Тартара и Эроса, древних титанов, за которыми последовало поколение Кроноса, оскопившего своего отца Урана (Небо), а затем Зевса, который победил своего отца Кроноса и изгнал его куда-то на Землю - по одним версиям, в Сицилию, по другим - на один из островов Атлантики. Тот же Гесиод изъяснил падение человеческого рода, перешедшего от золотого века к серебряному, затем к бронзовому веку великих героев Гомера и, наконец, к нынешнему железному веку. Другие - дидактические, как Феогнид Мегарский, или лирические, как Сафо - поэты, дали выражение новым событиям в жизни богов.

Греческий пантеон был определен как индоевропейский, но он испытал глубочайшее влияние ближневосточных и анатолийских мифов. Зевс - индоевропейский небесный бог, царь поколения олимпийцев, наделенный исключительной плодоносящей силой. Его атрибуты - молния и орел. Законная жена Зевса Гера - многократно обманутая, непреклонная, яростно ревнивая и, вообще говоря, несимпатичная, - является грозной охранительницей брачных связей. У Зевса много детей, но от Геры лишь один сын Арес, также не особенно привлекательный. Мудрая девственница Афина чудесным образом вышла из головы Зевса без участия женщины. Она научила женщин домашним ремеслам, а мужчин военному искусству. Латона (из рода титанов) родила от Зевса близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида, владычица животных (потниа терон) - девственница и охотница - в некоторых местах возглавляла обряды женской инициации. За обликом этой холодной, непреклонной богини скрывается великое женское божество, восходящее, вероятно, к доиндоевропейскому субстрату. В рационалистическом же образе Аполлона - блестящего, но высокомерного бога лука и лиры, спутника Муз - скрыты глубочайшие тайны пророческих дарований, визионерского экстаза, очищений и исцелений. Нимфа Мая, дочь великана-титанида Атласа, также зачав от Зевса, родила вестника Гермеса, имя которого звучит в названии фаллических камней (гермы) на границах владений; это бог-трикстер и проводник усопших душ. Сестра Зевса Деметра родила царицу преисподней Персефону, а фиванка Семела Диониса. Афродита, богиня любви, - это восточная Иштар/Астарта, пришедшая в Грецию через Кипр; ее супруг - хромой кузнец Гефест. Посейдон и Аид - братья Зевса, владеющие соответственно водным и подземным царствами.

Дионис - необычный бог. Он сын Зевса и фиванской царевны Семелы, но вместе с тем считается пришедшим из таинственных областей Фракии или Фригии. Даже если он и местный бог, он представляет Чужака в нас самих - грозные антисоциальные силы, выпущенные на волю божественной яростью. Опьянение вином, сексуальная разнузданность, маски и театр - все это лишь внешние проявления его божественного безумия. Толпы его менад - одержимых женщин - в гипнотическом состоянии бегают по горам, собственными руками разрывают на части диких зверей и питаются сырым мясом. Таким образом, ученичество у Диониса идет вразрез со всеми социальными нормами.

Орфизм (точнее орфикос биос, орфический образ жизни) следует рассматривать как семантическую инверсию дионисийства, в связи с которой тот радикально меняет направление. В самом деле: орфизм не умеряет чрезмерность дионисийства, а превращает ее в противоположную чрезмерность: нормой как в питании, так и в половой жизни становится воздержание. Центральный миф орфизма вполне дуалистичен: по нему люди созданы из пепла титанов, пораженных молнией  Зевса за то, что они убили и пожрали младенца Диониса. Потому человечество должно было искупить тяжкие последствия этого первоначального события. Орфический пуританизм (конечно, имевший большое значение для создания антисоматического учения Платона) выражает мироощущение, противопоставившее себя бесконтрольности излюбленных в дионисийстве состояний.

После смерти человек становится душой (псюхе), которая иногда может посещать живых. Особенно выдающийся человек становится демоном, но "демоны" или "гении", среди которых известен "голос Сократа", происходят не только таким путем. Е.Р. Доддс заметил, что в гомеровой Одиссее чем ограниченней становится роль Зевса, тем больше появляется гениев. Другая категория полубожественных существ - герои (например, Елена и Менелай), культ которых отмечен в Микенах начиная с VIII в. до н.э.  Гробница замечательного человека становится герон - это место поклонения, из которого исходит героическая сила. Останки героя, даже перенесенные в иное место, действуют как талисман для владеющей им общины. Самые достопамятные примеры этого культа останков - скелет Ореста длиной в семь локтей,
приобретенный спартанцами, и возврат костей Тессея в Афины. Эдип - герой, примечательный необычностью своей жизни и смерти. В трагедии Софокла Эдип в Колоне умирающего Эдипа уже ценят за то, что его тело станет талисманом: так и в Средние века на святых смотрели как на потенциальные мощи. Некоторые из героев почитались как основатели города или предки знатного рода; некоторые, как Геракл, Елена или Ахиллес, были полубогами уже по рождению. Геракл, которого всю жизнь преследовала Гера, по смерти стал богом. Культ героев включал возлияния, жертвоприношения и атлетические игры, утверждавшие единство общины. В эллинистическую эпоху, как свидетельствует трактат неоплатоника Ямвлиха Келесирийского "О египетских таинствах", герои превратились в небесных божеств-посредников.


3. Мифология

Славянская мифология

 
(По работе В.В. Иванова и В.Н. Топорова)

Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа (ср. Карнавал), связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным (в соответствии с гипотезой В. Пизани) возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряженья и т.п., реконструируемых для общеиндоевропейского периода Ж. Дюмезилем. Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский и др.), так и у южных (в 13 в. Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19-20 вв. во всех славянских традициях: ср. смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. у восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа "коровьей смерти"), у чехов (обряд umriec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучеле Smrtna nedela с исполнением песен дословно совпадающих с восточнославянскими), у болгар (русалии Герман и др.).

Позднепраславянская мифологическая система эпохи раннегосударственных образований наиболее полис представлена восточнославянской мифологией и мифологией балтийских славян. Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хоре - с солнцем, Сварог - с огнем. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии, другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Белесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т.п. Принятие Владимиром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие пережитки сохранялись. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персоналки, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями так называемой "кабинетной мифологии".

Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, четко пространственное приурочение их (описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т.п.). Языческая традиция у балтийских славян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохранились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризующийся как "первый, или высший из богов", как "бог богов"; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями; Триглав, однажды названный "высшим богом": как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях; идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх холмов, как в Щецине. Сварожич-Радгост почитался главным богом в своих культовых центрах, в частности в Ретре, и был связан, видимо, с военной функцией и гаданиями. Яровит отождествлялся с Марсом и почитался вместе с тем как бог плодородия. Руевит был также связан с войной (почитался, в частности, в Коренице). Поревит изображался без оружия и имел пятиглавого идола; идол Поренута имел четыре лица и пятое на груди. Чернобог характеризовался как бог, приносящий несчастье (наличие этого имени и таких топонимов, как Чёрный бог и Белый бог у лужицких сербов, позволяет предполагать, что некогда существовал и Белобог); Прове - бог, связанный со священными дубами, дубровами, лесами; Прилегала - божество приапического типа, связанное с оргиями; Подага - божество, имевшее храм, и идол в Плуне; Жива - женское божество, связанное с жизненными силами. Как видно из перечня, некоторые боги, наделённые одинаковыми функциями и сходные по описанию, носят разные имена: не исключено, что их следует трактовать как локальные варианты одного и того же праславянского божества. Так, есть основания предполагать, что Свентовит, Триглав, может быть, Радгост восходят к образу Перуна. Вместе с тем, учитывая ярко выраженную многоголовость богов у балтийских славян, можно думать, что некоторые божества объединяются в одногрупповое божество, разные ипостаси которого отражают различные степени производительной силы (напр., Яровит, Руевит, Поревит, Поренут). Наконец, вероятны и случаи резко выраженных противопоставлений: Белобог - Чернобог.

Единственный источник сведений о польских богах - "История Польши" Я. Длугоша (3-я четверть 15 в.), где перечисляются несколько теофорных имён, сопровождаемых соответствиями из римской мифологии: Yesza - Юпитер, Lyada - Марс, Dzydzilelya - Венера, Nya - Плутон, Dzewana - Диана, Marzyana - Церера, Pogoda - соразмерность, в частности временная (Temperies), Zywye - Жизнь (Vita). А. Брюкнер, проанализировавший эти польские названия, указал, что многое в списке Длугоша является созданием хрониста и не имеет корней в древней славянской мифологии. Таковы Lyada и Dzydzilelya, чьи имена восходят к песенным рефренам, и т. п.; другие имена принадлежат персонажам низших мифологических уровней; третьи созданы стремлением найти соответствие римскому божеству. Однако есть основания полагать, что, несмотря на многие неточности и вымысел, список Длугоша отражает мифологическую реальность. Прежде всего это относится к Nya (имя, видимо, того же корня, что и русское "навь", "смерть"), Dzewana (ср. польск, dziewa, "дева", "девственница") и особенно Marzyana, мифологическим персонажам, выступавшим в сезонных обрядах. Pogoda и Zywye также заслуживают внимания, особенно если учесть, что им не приведены римские мифологические соответствия. Ряд этих персонажей имеет достаточно надёжные соответствия за пределами польской мифологической традиции. Следующие за Длугошем авторы повторяют его список, а иногда и увеличивают его за счёт новых божеств, надёжность имён которых, однако, невелика (напр., Лель, Полель и Погвизд у Маховского, Похвист у Кромера).

Чешские (и тем более словацкие) данные об именах богов столь же разрозненны и нуждаются в критическом отношении. Есть основания считать, что в этой традиции некогда присутствовали мифологические персонажи, продолжающие образы Перуна и Велеса: ср., с одной стороны, чеш. Регин и словац. Рагот (в частности, в проклятиях, где в других традициях фигурирует имя Перуна) и, с другой стороны, упоминание демона Veles у писателя 15 в. Ткадлечека в триаде "чёрт - Велес - змей" или выражение "за море, к Велесу" в переводе Иисуса Сираха (1561) и др. Некоторые из мифологических имён, встречающиеся в глоссах к старочешскому памятнику "Mater verborum", совпадают с именами из списка Длугоша: Devana (лат. Диана), Могапа (Геката), Lada (Венера), а также Ziziila в одном из поздних источников (ср. Dzydzilelya у Длугоша). С именами Прове, Поревит у балтийских славян, вероятно, связано имя мифологического персонажа Porvata, отождествляемого с Прозерпиной. Неплах из Опатовиц (16 в.) упоминает идола Zeiu (ср. Zeion более поздних источников), чьё имя, возможно, связано с зеленью, с культом растительности (ср. старочеш. zeie, "трава"); ср. также божество Jesen (чеш. jesen, "осень"), отождествляемое с Исидой. Гаек из Либочан (16 в.) сообщает ещё ряд мифологических имён (Klimba, Krosina, Krasatina и др.; ср. Krasopani - старочешское название мифологического существа, возможно, эпитет богини - "Прекрасная госпожа", сопоставимый с названием морской царевны и матери солнца в словацких сказках), которые считаются недостоверными или вымышленными. Тем не менее, даже столь незначительные остатки дают косвенные представления о некоторых аспектах западнославянской мифологии. Разрушение старой мифологической системы шло по нескольким направлениям: одно из них - переход мифологического персоналка с высших уровней на низшие, из круга положительных персонажей в круг отрицательных, что произошло, видимо, с таким мифологическим существом, известным по чешскому и словацкому фольклору, как Рарог, Рарах, Рарашек.

Данные о южнославянской мифологии совсем скудны. Рано попав в сферу влияния древних цивилизаций Средиземноморья и ранее других славян приняв христианство, южные славяне утратили почти полностью сведения о былом составе своего пантеона. Достаточно рано возникает идея единого бога; во всяком случае, Прокопий Кесарийский указывая, что славяне поклоняются "всяким другим божествам", приносят жертвы и используют их для гадания, сообщает и о почитании ими единого бога ("О войне с готами" III 14). Поскольку в том же источнике есть данные о почитании бога грома, а в топонимике славянских земель к югу от Дуная довольно многочисленны следы имени Перуна и Белеса, можно с уверенностью говорить о культе этих богов и о следах мифа, о поединке громовержца с противником-демоном у южных славян. В славянском переводе хроники Иоанна Малалы имя Зевса заменено именем Перуна ("Сын божий Пороуна велика..."); кроме того, отражение этого имени видят в названиях участниц ритуала вызывания дождя на Балканах - болг. пеперуна, папаруна, пеперуда и т.п.; сербохорв. прпоруша, преперуша и др.; названия этого типа проникли к румынам, албанцам и грекам. Другое аналогичное наименование типа додола, дудола, дудулица, дудулейка и т.п., возможно, связано с архаичным эпитетом Перуна. Об образе Белеса косвенно можно судить по описаниям покровителя и защитника скота у сербов - святого {шрифт наклонный}Савы,{шрифт обычный} видимо, вобравшего в себя некоторые черты "скотьего бога". Упоминание в словенской сказке колдуньи Мокошки свидетельствует о том, что некогда Мокошь была известна и южным славянам. То же можно сказать и о царе Дабоге из сербской сказки в связи с восточнославянским Дажьбогом. Не исключено, что представления о южнославянской мифологии могут быть расширены при обращении к данным низших уровней мифологической системы и особенно к ритуальной сфере.

Введение христианства в славянских землях (с 9 в.) положило конец официальному существованию Славянской мифологии, сильно разрушив её высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми, как Перун - со святым Ильей, Белес - со святым Власием, Ярила - со святым Юрием (Георгием) и т.д. Низшие же уровни Славянской мифологии, как и система общих противопоставлений, оказались гораздо более устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией (так называемое "двоеверие").

Сохранилась прежде всего демонология: вера в лешего (белорус, лешук, пущевик; польск, duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.), водяного (польск, topielec, wodnik, чеш. vodnik). У южных славян бытовал сложный мифологический образ вилы (серб.), болг. самовила, самодива, - горных, водяных и воздушных духов. Общеславянский полевой злой дух - полудница, у восточных славян - полевик и др. Многочисленные мифологические образы связывались (особенно у восточных славян) с домашним хозяйством: русский домовой (с эвфемистическими заменами этого названия: дедко, дедушко, доброхот, доброжил, суседко, хозяин, он, сам и др.), укр. хатний дiдко, белорус, хатник, господар, польск. skrzat, чеш. skritek, skrat, krat. Ср. также духов отдельных дворовых построек - банника, овинника и др. Двойственным было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители семьи - деды, родители, умершие естественной смертью, с другой - считались опасными мертвяки (заложные), умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники и т.п. К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам - упыри, мавки. Сохранялась вера в многочисленных злых духов - злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков у белорусов (шешки, цмоки и др.). Болезни олицетворялись с подчёркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша и др. (характерны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях).

Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий Славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен и сюжеты Славянской мифологии. Так, в древнерусской "Голубиной книге" содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды. У западных славян к числу текстов, продолжающих архаичные карнавальные традиции, относились мистериальные фарсы с мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы.

Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие ещё к индоевропейским источникам: ср. такие наименования, как "бог", "спас", "святой", "пророк", "молитва", "жертва", "крест", "(вос)кресити", "обряд", "треба", "чудо" и т.п.


4. Научные исследования

Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани.

Места сливания и разъединения морей, описанные в Священном Коране

(редакция научных открытий в Коране и Сунне)

Священная Мекка
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Слава Аллаху, господину миров!

 Да будет над господином нашим Мухаммедом благословение и мир, а также над его династией и последователями, и над теми, кто следовал за ними, творя благодеяния, вплоть до дня Страшного суда.
 Священный Коран, ниспосланный Аллахом более чем 1400 лет назад, содержит такие сведения о морях, которые стали известны только в наши дни благодаря современной технике и оборудованию.
 Перед Вами слова Всевышнего: ╚И Он - тот, который предоставил путь двум морям. Это - приятное, пресное, а то -соль, горькое. И устроил между ними препону и преграду нерушимую╩.
 Так в Коране описывается, каким образом сливаются воды. В Коране также поясняется, как смешивается пресная вода с соленой водой морей, содержатся сведения о существовании преграды между пресной водой и водой морской. Район смешения вод характеризуется наличием ряда природных ограничителей, регулирующих поступление и выход вод. Все эти особенности, о которых упоминается в Коране, подтвердила современная наука. Кроме того, современная биологическая наука установила, что такие районы занимают довольно ограниченное пространство, населяемое специфическими живыми организмами. Кроме упоминания о наличии преград между пресной водой и соленой водой морей, в Священном Коране говорится и о наличии подобных преград в самих морях: ╚Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они неустремятся.╩ - /Милосердный, 19,20/.
 Эти преграды подобны водным границам, пролегающим между водами Атлантического океана и Средиземного моря, между водами Красного моря и Аденского залива, подобное наблюдается и в других частях света.
 Вступление Наука о морях - это современная наука, занимающаяся различными аспектами морского мира. Несмотря на то, что первобытный человек был тесно связан в своей жизни с реками и морями, он, разумеется, не пытался осознать их с научной точки зрения, поскольку его внимание было обращено на осознание особенностей земли, на которой он проживал.
 Его также интересовал окружающий мир, но лишь в рамках доступного его понимания. Ранние философы, жившие до нашей эры, да будет над ними мир, имели определенные взгляды на некоторые явления природы, однако они совсем не упоминали о морях. Разумеется, древние понятия и представления лежат в основе многих современных наук. Однако, Вы не найдете упоминания о каких-либо попытках проникнуть в тайны морей, разве что определенные поползновения имели место в мореходстве, имевшие своей целью облегчить осуществление морских путешествий и избежать связанных с ними опасностей. Еще в четвертом веке до нашей эры известный мореплаватель Питеас обнаружил связь между луной и морскими приливами и отливами.
 В это же время великий Аристотель изучал жизнь моря, развивая и оспаривая теории ранних философов. Живший во втором веке до нашей эры древнегреческий географ Страбон подвел итог географическим знания мантичности, собрав сведения о приливах и отливах, используя ранее известные методы.
 А вот что пишет в своем исследовании Мухаммед Ибрахималь- Самра: ╚История рассказывает нам, что после появления ислама арабы и персы предпринимали попытки развивать науку о море.
 Так, например, ученый-географ Ибн Хардазаба писал в своей книге ╚Пути следования и государства╩ в 846 г. н.э. (232 г. хиджры), что арабские и персидские мореплаватели, ходившие в Аравийском море, знали, что его течения меняют свои направления два раза в год. Спустя сто лет Аль-Масуди, характеризуя движение океана на юге Аравийского моря, писал в своей энциклопедии: ╚Эфиопское море простирается с востока на запад вдоль линии экватора. Течение меняет свое направление на всех участках моря вместе со сменой сезонных ветров.╩
 Один из величайших арабских мореплавателей капитан Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади изНеджда, изобретатель компаса, изложил свои знания об Аравийском море в сорока книгах. В них содержатся инструкции о проводках судов для лоцманов. Ибн Хаджид был прекрасно осведомлен о цикле ветров, дующих южнее и севернее экватора. Он установил стрелку компаса на диске, на котором был нанесен цикл смены ветров. Он также писал о сезонах мореплавания в Индийском океане╩.
 В XV - XVIII веках совершалось немало кругосветных путешествий. Однако, мореплаватели, отправлявшиеся в них, не пытались расширить круг своих научных познаний о морях. Первый научный труд о морях, вышедший в Европе в XVIII веке, содержал начальные, примитивные сведения из этой области. На рисунке N 1, взятом из этой книги, изображено течение в Персидском заливе. Наступило время, когда океанография заняла свое место в ряду современных наук. Отправной точкой можно считать кругосветную экспедицию британского судна ╚Челенджер╩ (1872 - 1876 гг.). С этого момента стали совершаться научно-исследовательские экспедиции, ставящие целью изучение морей и океанов.
 К  концу XX века надежды человечества на раскрытие тайн морей и океанов заметно возросли, это связано с появлением новых методов познания, связанных с использованием искусственных спутников и съемок с больших расстояний. История океанографии свидетельствует, что до 1400 года точные сведения о морях отсутствовали.
 Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду, да благословит его Аллах и да приветствует, задолго до этого. Пророк был неграмотным, так же как и весь его народ, проживающий в пустыне Аравийского полуострова. Вместе с тем, Священный Коран изобилует сведениями о тайнах бытия, многие из которых стали известны только в наши дни. Среди них тайны морей, о которых ниже и пойдет речь.

1. Что говорится в Священном Коране о слиянии и разделе реки и моря.

 Всевышний сказал: ╚И Он - тот, который предоставил путь двум морям. Это - приятное, пресное, а то - соль, горькое. И устроил между ними препону и преграду нерушимую.╩ - /Различение, 53/.
 Поясняя этот айят, комментаторы выдвигали два основных значения слова ╚марадж╩. Первое - это смешение, соединение (халт). Всевышний сказал: ╚Да, сочли они ложью истину, когда она пришла к ним; и они - в состоянии смятенном╩. - /Каф, 5/. В толковом словаре ╚Лисан аль-араб╩ слово ╚марадж╩ объясняется как смешанный, перемешанный.
 Известный арабский филолог аль-Исфахани в своем ╚Лексиконе╩ (аль-Муфрадат) также отмечал, что ╚марадж╩ - это ╚халт╩, т.е. смешение. Аз-Зубейди писал, что ╚марадж╩ в отношении соленых морей и пресных рек - это их смешение(халт) в месте их встречи. Аль-Зуджадж в своем знаменитом словаре ╚Таджаль-арус╩ (╚Корона невесты╩) писал, что ╚марадж╩ - это смешение (халт)соленого и пресного морей. Ибн Джариф аль-Табари в своем труде ╚Джамиу-ль-байан╩ дает следующий комментарий: ╚Аллах, который смешал два моря, направил одно из них к другому и слил их. ╚Марадж╩ - это ╚халт╩. Отсюда кораническое ╚и они - в состоянии смятенном╩, т.е. смешанном╩. Ибн Аббас, комментируя слова Всевышнего, писал, что ╚марадж╩ в отношении двух морей или рек означает смещение одного из них другим. Того же мнения придерживался аль-Даххак и целый ряд других толкователей, среди которых аль-Картаби (аль-Джамиу ли ахкам аль-Кур▓ан), Абу Хайан(аль-Бахр аль-Мухит), аль-Хазин (Маджмуат аль-Тафасир), аль-Рази (аль-Тафсир аль-Кабир), аль-Шаукани (Фатх аль-Кадир) и др. Муджахид писал, что одно море вливается в другое.
 Второе значение слова  ╚марадж╩ - это приход (╚маджи╩), уход (╚захаб╩) и сумятица (╚идтираб╩или ╚калек╩). Ибн Фарис писал в своем словаре: ╚Буквы ╚мим╩, ╚ра╩ и ╚джим╩ составляют корень слова, имеющего такие значения, как ╚приход╩, ╚уход╩, ╚сумятица╩.  Он писал, что теребление (╚марадж╩) перстня не пальце - это признак сумятицы, беспокойства (╚каляк╩). Это значение сохраняется во всех грамматических формах слова ╚марадж╩. Это отмечают в своих словарях аль-Джаухари (аль-Сихах), аль-Зубейди (Тадж аль-Арус),аль-Исфахани (аль-Муфрадат).

Продолжение читайте в следующем Выпуске.


5. Тексты

Святой Игнатий Антиохийский

Послания

В царствование императора Траяна (98-117) Антиохийский епископ Игнатий был за веру во Христа приговорен к смертной казни. Его послали под стражей из Сирии в Рим, где он был отдан на растерзание диким зверям, во время народных зрелищ. Находясь в пути, он написал семь посланий - единственное дошедшее до нас свидетельство его апостольской деятельности. Пять из них были направлены христианским общинам Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое - к христианской общине Рима.

Послание Святого Игнатия Богоносца к ефесянам

Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с дьяконом  Вурром и другими членами своей церкви для приветствия святого узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл.1.2.21); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (3-6) и удаляться от ложных учений (7-10); далее излагает пространнее свои увещевания о том же. Приветственное вступление и первая глава этого послания сохранились, с небольшими выпусками, в сирийском тексте.
Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною.

Глава I. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму.
Я принял о Боге ваше многолюбезное имя, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя и упование, (вы поспешили видеть меня), надеющегося по вашей молитве принять в Рим битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу. И вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.
Глава II. Похвала прочим лицам посольства.
И о Вурре, моем сотруднике, о вашем о Боге дьяконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем.
Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом.
Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как моим соучителям: ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божьею. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа.
Глава IV. Подражайте единению пресвитеров с епископом.
Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.
Глава V. Важность единения церковного.
В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом, - не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится. Постараемся же не противится епископу, чтобы нам быть покорными Богу.
Глава VI. Смотрите на епископа как на Самого Христа.
И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен боятся его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа, Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину.
Глава VII. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос - Богочеловек.
Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешенные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос.
Глава VIII. Вы велики и духовны.
Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям, будучи всецело преданы Богу. Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу. Я отребье ваше, и должен очиститься вашею, ефесяне, знаменитою в веках Церковью. Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно как и вера - дел, свойственных неверию, и неверие - дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.
Глава IX. Вы не внимали ложным учителям.
Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам с злым учением. Но вы не позволили рассеивать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеиваемого ими, так как вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога.
Глава X. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры.
Но и о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия - смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, - их заблуждению,- твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, - напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их, - а постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничтожению, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела дьявольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.
Глава XI. Последние времена; будем бояться Господа.
Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божьего, чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух, - только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего да не будет у вас. Ради Его и я несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан, которые силою Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами.
Глава XII. Похвала ефесянам.
Знаю, кто я, и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.
Глава XIII. Чаще собирайтесь для богослужения.
Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.
Глава XIV. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами.
Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которая суть начала и конца жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединении суть дела Божьего; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца.
Глава XV. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа.
Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтобы быть совершенным, дабы и словом действовать и в молчании открываться. Ничто не сокрыто от Господа, напротив и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, - как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его.
Глава XVI. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный.
Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дома Царствия Божьего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.
Глава XVII. Остерегайтесь ложных учений еретиков.
Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от надлежащей жизни. Почему мы не все рассудительны, принявши ведение Божье, которое есть Иисус Христос? Зачем мы безрассудно погибаем, не признавая того дара, который истинно Господь послал?
Глава XVIII. Слава креста. Рождение и крещение Христа.
Мой дух - в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду.
Глава XIX. Три таинства.
Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? - Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.
Глава XX. Я еще буду писать вам.
Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение, - особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе.
Глава XXI. Молитесь за меня и церковь сирскую.
Я жертва от вас и от того, которого, во славу Божью, послали вы в Смирну, откуда и пишу вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божьей. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем.


6. Разное

История Кабира и его глупого ученика

Однажды Кабир сказал своему ученику, что собственный дом можно превратить в рай, если жена слушается тебя. И он продемонстрировал это своему ученику. Когда ученик пришел к гуру в гости, он позвал свою жену и сказал: - Жена, принеси пожалуйста глину. Она сходила и принесла.
- А теперь принеси гхи (топленое масло).
Она покорно принесла гхи.
- Теперь смешай глину и гхи.
Она всё это сделала совершенно покорно.
- Сделай лепешки и поджарь их.
Она пошла и поджарила глиняные лепешки.
- А теперь пойди и выброси их - они никуда не годятся.
Она спокойно выбросила их.
Кабир посмотрел на своего ученика и спросил:
- Теперь ты понимаешь ? Вот что значит - дом это рай, когда жена исполняет все твои приказания.
Ученик возликовал и сказал:
- Здорово! Я пойду и свой дом также превращу в рай.
Он вернулся к себе домой, уселся в кресло и закричал:
- Эй, жена, иди сюда!
А жена в другой комнате с подругами в карты играет и тоже кричит
- Чего тебе надо ? Подожди немного - не до тебя.
Муж звал, звал жену, пока та в конце концов не пришла, ворча и проклиная всё на ходу:
- Ну что тебе нужно, болван?
Он говорит:
- Принеси глину.
- И ради этой глупости ты меня позвал? Я прервала из-за тебя свою игру в карты, мне так хорошо со своими подругами, мой глупый муженек.
- Я тебе сказал! Принеси глину, негодяйка, я хочу наш дом в рай превратить. Ты должна делать все, что я тебе говорю - так мне мой учитель сказал. Жена нехотя сходила, принесла глину и сказала:
- Возьми ее и убедись что эта глина не отличается от того, что у тебя находится в голове. А я пошла играть в карты.
- Нет, стой, принеси теперь из кухни гхи.
Ругаясь, жена сходила и принесла гхи.
- А теперь смешай глину и гхи.
Тут жена совсем завопила:
- Мой муж сошел с ума. Я так старалась, топила это гхи - а теперь мой сумасшедший муж предлагает мне его испортить. Люди добрые - что происходит?
Отправьте моего глупого мужа в сумасшедший дом!
Этот нечастный муж не выдержал и начал ее колотить. На крики сбежались подруги жены и соседи, в том числе и Кабир и стали спрашивать - что случилось?
- Всё нормально, я свой дом в Ваикунтху превращаю. Не мешайте мне. Она должна испечь лепешки из глины. Я во что бы то ни стало заставлю ее превратить дом в Ваикунтху.
Тут Кабир говорит:
- Вы уйдите, я с ним сам разберусь, похоже, он совсем неправильно понял мои наставления. Оставшись наедине с учеником, Кабир сказал ему:
-Ты меня неправильно понял, мой ученик. Все это жена должна исполнять добровольно, из уважения и любви к тебе, так как ты сам знаешь все её желания, исполняешь их, защищаешь ее от тревог и опасностей и у нее естественным образом рождается желание служить тебе. Таким образом, она беспрекословно исполняет любые твои наставления - вот так твой дом становится раем. А ты силой заставляешь подчиниться тебе - не в этом суть.


7. Словарь религиоведения

Инок - слав. инъ - иной, другой - монах в православии независимо от сана инокиня - монахиня в православии.
Интенция (лат. intentio - намерение) - в обиходе католиков, преимущественно лат., поминание на богослужении и пожертвование, связанное с ним. Молиться "в интенции такого-то" значит молиться за него.
Интердикт (лат. interdictum - запрещение) - полное или частичное (без отлучения от Церкви) временное запрещение совершать богослужение, налагавшееся папой Римским или епископом как на отдельных лиц, так и на целую территорию (город, страну). Впервые И. был применен папой Адрианом IV (1154-1159) в отношении Рима. Последний И. в отношении целого государства был применен Папой Павлом V (1605-1621) по отношению к Венецианской республике.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 103 - 106.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


9. Обзоры

В рассылке Новости буддизма  Ассоциации Буддизм в Интернете  были опубликованы ссылки на два новых буддийских сайта:

Новый буддийский сайт "Дальма-са".  Ресурс посвящен корейскому чань-буддизму.
http://dalmasa.newmail.ru

Омский буддийский Тара Дхарма Центр. Ресурс пока состоит из одной страницы, с текущими новостями центра
http://pro.omsk.su/dharma

Наконец дождались своего часа две ссылки, присланные читательницей рассылки Аллой:

У Мошкова появилась книга "Это - Бог мой". Это популярная книга по иудаизму, автор - известный американский писатель Г.Вук.
http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/WOUK/putevoditel.txt

По этому адресу "Еврейский мир" И.Телушкина. К сожалению, не полностью.
http://www.fjc.ru/rus/jew/history.htm

И еще несколько ссылок по даосизму, которые прислал читатель рассылки Олег:

Хороший сайт по даосской религии.
http://taorestore.org/

Сайт г-на Торчинова - известного профессора и ученого.  В основном китайско-буддийский, но не только.
http://www.members.tripod.com/~etor_best/ie4.html

Здесь можно познакомиться с даосскими божествами:
http://web.singnet.com.sg/~yahcd/weibao1.htm

Здесь неплохая реконструкция китайской космогонии:
http://home.earthlink.net/~fieldwork/Calabash_Gate.html

Здесь можно послушать даосские песнопения:
http://members.xoom.com/chanting/


10. Почта Упельсинке
 

Упельсинка, а нет ли у Вас текста хроники Евсевия Кесарийского?
 

У меня нет. :(( Но может быть найдется у читателей? Прошу откликнуться!!!



 
Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное