Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 40


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  40

 4 декабря 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2.История религий. Гностицизм

3. Мифология. Пополь-Вух

4. Этнография. Культура Чавин

5. Научные исследования. Прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных
 данных  с Библейским повествованием 

6. Словарь религиоведения

7.Литература

8. Обзоры

9. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Увы, Выпуск 40, который был подготовлен мною еще в пятницу, не смог выйти вовремя по техническим причинам. Поэтому я представляю его Вам сегодня, а Выпуск 41 выйдет в пятницу, 8 декабря 2000 г.

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. История религий - продолжение публикации материалов по гностицизму - обзор источников гностицизма. Мифология  - "Пополь-Вух", главы 1 и 2. Этнография - возвращаемся к разговору о культуре Чавин. Научные исследования - прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Астрономический период истории земли - Третий, Четвертый и Пятый Дни Творения. Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии - постоянные разделы нашей рассылки. В конце Выпуска - о Почте Упельсинке.

Напоминаю о том, что сегодня, 4 декабря 2000 г. в рамках рассылки Интервью для Упельсинки состоится интервью с Марией ДЭВИ Христос, Основателем Великого Белого Братства Юсмалос.
 


Внимание!!!Приближаются праздники Рождества и Нового Года! В эти дни мне не хотелось бы "загружать" Вас информацией о каких-то очень серьезных вещах. В связи с этим обращаюсь с воззванием ко всем читателям рассылки. Времени осталось не так много и я срочно ищу материалы на тему празднования Рождества и Нового года. Новый год - он празднуется не обязательно зимой, интересен сам факт - нового, обновленного времени. Интересует все: обряды, ритуалы, тексты, символика, мифология и т.п.
Приглашаю всех принять участие!!!

Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих Выпусков рассылок - см.  Упельсинкина страница


2. История религий

Гностицизм

Обзор источников

Каковы источники, то есть литература, с помощью которой мы реконструируем образ забытого вероучения? Следующий обзор носит скорее ознакомительный характер, нежели завершенный (полный). Мы разделяем источники на первичные и вторичные, которые до недавнего времени были почти неизвестны. Мы рассмотрим эту группу в первую очередь.

Вторичные или косвенные источники

1. В ранней христианской литературе борьба против гностицизма как угрозы истинной вере проявилась с большим размахом, и эти труды, посвященные его опровержению, благодаря дискуссиям, благодаря тем резюме, которые они давали гностическим учениям, и часто также пространным дословным цитатам из гностических трудов, являются наиболее важным вторичным источником наших знаний. Мы можем добавить, что до девятнадцатого столетия они были (не считая трактата Плотина) единственным источником, так как победа Церкви естественным образом привела к исчезновению гностических первоисточников. К этой группе мы относим значительные полемические труды отцов Иринея, Ипполита, Оригена и Епифания на греческом и Тертуллиана на латыни. Другой отец, Климент Александрийский, оставил среди своих трудов чрезвычайно ценную коллекцию греческих извлечений из работ Феодота, последователя Валентинианской школы гностицизма, представляющего ее восточную ("анатолийскую") ветвь. Ее италийская ветвь в лице Епифания сохранила целый литературный документ, Послание Птолемея к Флоре. В случае подобного полного или почти полного изложения предмета нападок (где могут встретиться также и сообщения Ипполита по наассенам и книге Баруха) наше различение первичных в вторичных источников становится, разумеется, расплывчатым. Особенность данного случая в том, что все первоисточники, еохранившиеся благодаря этому посредничеству целиком или по частям (поздние - как правило), были греческими. Взятые вместе, эти патриотические источники дают информацию о большом числе сект, по крайней мере номинально христианских, хотя в некоторых случаях налет христианства довольно тонок. Уникальный вклад языческого лагеря, имеющий отношение к данной группе, - трактат Плотина, философа-неоплатоника, Против гностиков, или против тех, кто говорит, что Творец мира - зло, а мир - скверна (Энн.II. 9). Это прямо направлено против учений одной определенной христианской гностической секты, которую невозможно точно отождествить с какой-либо числящейся в патристических каталогах, но которая четко попадает в одну из основных групп.

2. После третьего столетия антиеретические писатели обеспокоились опровержением манихейства. Они не рассматривали  эту новую религию как часть гностической ереси, которая (в узком смысле) была уже побеждена Церковью и исчезла;  но в более широком контексте истории религии манихейства принадлежит тому же самому кругу представлений. Из очень пространной христианской литературы, нам необходимой, называются только Acta Archelai, работы Тита Бострийского (греческий), св. Августина (латынь) и Феодора бар Копая (сирийский). Здесь к христианскому хору присоединяется и философски настроенный языческий автор Александр Ликополийский, писавший через поколение после Мани.

3. Соответствующим образом, некоторые мистические религии поздней античности также принадлежали гностической сфере, поскольку они аллегорически толковали свои ритуалы и изначальные культы-мифы в духе, подобном гностическому: мы можем отметить мистерии Исиды, Митры и Аттиса. Источники в этом случае состоят из записей современных греческих и латинских, главным образом языческих, авторов.

4. Определенное количество скрытой информации рассеяно по раввинистической литературе, хотя в целом, в отличие от христианской практики, замалчивание рассматривалось здесь как более эффективный способ обращения с ересью.

5. Наконец, ветвь исламской литературы, имевшая дело с описанием множества религий, содержала ценные сообщения, особенно о манихейской религии, а также о сочинениях авторов менее известных гностических сект, которые жили в мусульманский период. Вторичные источники написаны на греческом, латинском, древнееврейском, сирийском к арабском языках.

Первичные или непосредственные источники

Эти источники в своей большей части вышли в свет только к девятнадцатому столетию и постоянно добавлялись к удачным археологическим находкам. Следующий перечень не зависит от порядка открытия первоисточника.

Неоценимую важность для знаний о гностицизме за пределами христианской орбиты представляют священные книги мандеев, секты, сохранившейся в области нижнего Евфрата (современный Ирак), не более антихристианской, чем антииудаистской, но включающей в число своих пророков Иоанна Крестителя в противоположность Христу, но в его роли. Это только один пример продолжительного существования гностической религии до настоящего времени. Название образовано от арамейского манда, "познание", так что "маздеи" дословно - "гностики". Их священные книги, написанные на арамейском диалекте, по языку близки Талмуду и составляют наибольший корпус - за возможным исключением следующей группы - оригинальных гностических писаний в нашем распоряжении. Они включают в себя мифологические и догматические трактаты, ритуальное и нравственное учение, литургию и коллекцию гимнов и псалмов, некоторые из которых заключают в себе глубоко волнующую религиозную поэзию.

Постоянно растущая группа источников состоит из христианских коптско-гностических сочинений, главным образом Валентинианской школы или более широкой группы, по отношению к которой эта школа является выдающимся представителем. Коптский был египетским местным диалектом позднего эллинистического периода, происшедшим из смешения древнего египетского языка с греческим. Продвижение этого народного языка к использованию как литературного средства отражает подъем массовой религии против эллинистически направленной греческой светской
культуры. До недавнего времени коптские гностические писания в нашем распоряжении, такие как Pistis Sophia и Books of Jeu, представляли более низкий и вырождающийся уровень гностической мысли, принадлежащей к закатной стадии размышления о Софии. Но позже (около 1945 года) сенсационная находка в Наг-Хаммади (Хенобос-кион), в Верхнем Египте, пролила свет на целую библиотеку гностической общины, содержащую коптские переводы до настоящего времени неизвестных греческих произведений, которые могут быть отнесены к "классической" фазе гностической литературы: среди них одна из главных книг Валентина Евангелие истины - если и не самого Валентина, но определенно восходящая к поколению основателей данной школы, о ее существовании и заглавии которой было известно от Иринея. За исключением одной части данной рукописи, опубликованной полностью (1956 г.), и некоторых фрагментов из других частей, оставшийся пространный новый материал (тринадцать рукописей, некоторые фрагментарные, некоторые почти целые, общим числом около 1000 листов папируса, представляющих около сорока восьми трудов) все еще неизвестен. С другой стороны, из одной рукописи, принадлежащей к более старым коптским открытиям, после шестидесяти лет ее нахождения в Берлинском музее сравнительно недавно (относительно первого издания данной книги - 1955 г.) были опубликованы гностические части, из которых наиболее известной является Апокриф Иоанна, основная работа барбело-гностиков, уже использованная Иринеем в обзоре этой системы второго столетия. (Это и другие произведения из этой коллекции, несколько позже Мудрости Иисуса Христа, были также найдены в неопубликованной части библиотеки из Наг-Хаммади - Апокриф не менее, чем в трех версиях, - доказательство уважения, которым он пользовался.)

Также на коптском языке существует библиотека манихейских папирусов, открытая в Египте в 1930 году, издание которой находится все еще в процессе. Восходящие к четвертому веку н. э., очень плохо сохранившиеся рукописи объемом около 3500 страниц сильно напоминают воспроизведение одной из собственных книг Мани, известной прежде по заглавию и, подобно всем его произведениям, считавшейся безвозвратно потерянной: Кифалая, т. е. "Главы" Книги псалмов ранней манихейской общины; также часть коллекции Гомилий первого поколения после Мани. После Свитков Мертвого моря эта находка является величайшим событием в истории религии, предоставленном археологией в этом поколении. Подобно мандейским, коптские манихейские корпусы содержат как само учение, так и поэтический материал. В этом случае перевод делался, по-видимому, с сирийского, хотя исключить посредничество греческого перевода не представляется возможным.

Другой группой более поздних источников манихейской религии этого времени в ее восточной форме явились так называемые турфанские фрагменты на персидском и тюркском, найденные при исследовании оазиса Турфан в китайской части Туркестана в начале этого столетия; к ним должны быть добавлены китайские тексты, также найденные в Туркестане, свиток гимнов и трактат, названные по имени их открывателя и издателя Пеллио (Пейо). Эти документы - также еще не изданные полностью - являются доказательством расцвета гностической религии в столь отдаленном регионе, как Центральная Азия. Наиболее известный западным ученым корпус греческих произведений приписывается Гермесу Трисмегисту и часто упоминается как Поймандр, но, строго говоря, так называется лишь первый трактат. Сохранившийся корпус, впервые опубликованный в шестнадцатом веке, представляет собой остаток египетской эллинистической литературы откровения, называемой "герметической" благодаря синкретическому отождествлению египетского бога Тога с греческим Гермесом. Многочисленные ссылки и цитаты у поздних классических писателей, и языческих, и христианских, увеличивают количество источников герметической мысли. Эта литература не в целом, а определенными своими частями отражает гностический дух. Она считается приближенной к алхимической литературе и некоторым греческим и коптским магическим папирусам, имеющим примесь гностических представлений. Герметический трактат Поймандр, несмотря на некоторые признаки иудейского влияния, определяется как первый документ независимого языческого гностицизма.

Существует, наконец, гностический материал в некоторых апокрифах Нового завета, таких как Деяния Фомы и Оды Соломона - в обоих этих случаях находящийся в сфере поэтического и принадлежащий к лучшим выражениям гностического отношения к жизни и вере. Что касается языка, оригинальные источники писались на греческом, коптском, арамейском, персидском, тюркском и китайском. (Термин "оригинальный" не исключает здесь древних переводов, таких как тюркские, китайские и, главным образом, коптские документы.)

Этот обзор дает некоторое представление об обширности географической и лингвистической сфер гностических источников и большом разнообразии гностических групп. Соответственно, мы можем говорить об определенном гностическом учении только как об абстракции. Выдающиеся гностики проявили резко выраженный интеллектуальный индивидуализм, и мифологическое воображение целого движения было неизменно изобильным. Нонконформизм стал почти принципом гностического разума и был близко связан с учением о независимом "духе" как источнике непосредственного познания и вдохновения. Уже Ириней (Аdv.Haer. I.18.1) наблюдал, что "каждый день каждый из них открывает что-то новое". Строители великих систем, такие как Птолемей, Василид, Мани, создали своеобразные и тщательно разработанные теоретические структуры, являвшиеся оригинальными творениями индивидуального разума и в тоже время вариациями и разработками определенных основных тем, принимаемых всеми: это те объединенные формы, которые мы называем "базовым мифом". На менее интеллектуальном уровне подобное базовое содержание выражается в сказаниях, проповедях, практических указаниях (нравственных и магических), гимнах и молитвах. Чтобы помочь читателю увидеть единство целой области гностицизма перед тем, как обратиться к деталям, мы обрисуем этот "базовый миф", который можно отделить от приводящего в замешательство разнообразия конкретного материала.

Окончание читайте в следующем Выпуске.


3. Мифология

Пополь-Вух.

[Часть I]

[Глава 1]

   Это - рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто.
   Это -  первый рассказ, первое повествование. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов; существовало только небо.
   Поверхность земли тогда еще не появилась. Было только холодное море и великое пространство небес.
   Не было еще ничего соединенного, ничто не могло произвести шума, не было ничего, что могло бы двигаться или дрожать или шуметь в небе.
   Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование; была только лишь холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не существовало ничего.
   В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание.
   Одни лишь Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац, Великая мать и Великий отец находились в бесконечных водах. Да, они находились там, скрытые под зелеными и голубыми перьями, и потому они назывались Кукумац. По природе своей они были большими мудрецами и большими мыслителями. Вот в таком виде существовало небо, и там находилось Сердце небес - таково имя бога и так он назывался.
   Тогда пришло его слово. К Тепеу и Кукумацу, собравшимся вместе во мраке, в ночи пришло оно, и Тепеу и Кукумац говорили с ним. И вот они говорили, обсуждая и совещаясь; они согласились друг с другом, они объединили свои слова и свои мысли.
   И в то время, когда они размышляли, им стало ясно, что при наступлении зари должен появиться и человек. Тогда они распределили сотворение мира, рост деревьев и лесных чащ, рождение жизни и сотворение человека. Так было установлено это во мраке и в ночи силой того, кто есть Сердце небес, кто именуется Хуракан.
   Первый называется Какулха-Хуракан. Второй - Чипи-Какулха. Третий - Раша-Какулха. И эти три суть единое Сердце небес.
   Тогда Тепеу и Кукумац сошлись вместе с ними, тогда они совещались о жизни и свете, о том, что должно быть сделано, чтобы появились свет и заря; кто должен быть тот, кто заботился бы об (их) пище и пропитании.
   - Так пусть это свершится! Да будет заполнена пустота! Пусть воды отступят и образуют пустоту, пусть появится земля и будет прочной; пусть это свершится, - так говорили они. - Пусть будет свет, да будет заря на небе и над землей! Но нет ни славы, ни величия в этом нашем творении, в нашем создании, пока не будет создано человеческое существо, пока не будет сотворен человек. пока не будет создан человек! - Так говорили они.
   - Тогда была сотворена ими земля. Так в действительности совершилось ее создание. "Земля!" - воскликнули они, и немедленно она была сотворена.
   Подобно туману, подобно облаку и подобно облаку пыли была (земля) при своем сотворении, в начале своей телесности. Затем горы появились из воды; большие горы выросли мгновенно.
   Только чудом, только магическим искусством были образованы горы и долины; и немедленно кипарисовые и сосновые рощи пустили побеги на поверхности земли.
   И тогда Кукумац исполнился радости и воскликнул:
   - Полезен был твой приход, Сердце небес; и твой, Хуракан, и твой, Чипи-Какулха, Раша-Канулха!
   - Наша работа, наше творение должно быть закончено! - ответили они.
   Сперва была создана земля, горы и долины; был указан путь водным потокам, ручьи стали свободно бежать у подножья холмов и между ними. С тех пор отделены были друг от друга реки, когда появились высокие горы.
   Так была сотворена земля, когда она была образована Сердцем небес, Сердцем земли, как они называются, теми, кто впервые сделал ее плодоносной, когда небо было в состоянии неизвестности, а земля была погружена в воду.
   Вот что было совершено ими после обдумывания, после размышления, что должно стать, благодаря им, действительностью.

[Глава 2]

   Затем они создали малых диких животных, лесных человечков, духов гор, оленей, птиц, пуму, ягуаров, пресмыкающихся, змей, ехидн, хранителей лесных чащ.
   И спросили Великая мать и Великий отец: "Неужели только молчание и только тишина будут под деревьями, под лианами? Хорошо, чтобы в будущем кто-нибудь был там, чтобы охранять их".
   Так говорили они, когда они размышляли и беседовали друг с другом. И быстро были созданы олени и птицы. Немедленно они указали оленю и птицам их жилища: "Ты, олень, будешь спать в полях, на берегах рек и в ущельях. Ты будешь бродить среди кустов, среди трав; в лесах ты будешь умножаться; ты будешь ходить на четырех ногах, и они будут тебя поддерживать. Так да будет сделано!". Так говорили они.
   Затем они назначили также жилища птицам, большим и малым: "Вы, птицы, будете жить среди деревьев, среди лиан. Там вы сделаете себе свои гнезда, там вы будете умножаться; там вы будете увеличиваться в числе, в ветвях деревьев, посреди лиан".
   Так было сказано оленю и птицам; они сразу же выполнили то, что им надлежало делать, и все они получили свои жилища и свои гнезда. Вот таким образом Великан мать и Великий отец дали земным животным их обиталища, так для оленя и птиц все обошлось хорошо.
   И когда это было закончено, Создательница и Творец, Великая мать и Великий отец сказали им: "Говорите, кричите, щебечите, зовите, говорите друг с другом, каждый согласно своему виду, согласно своему роду, каждый согласно своему способу!". Так было сказано оленям, птицам, пуме, ягуарам и змеям.
   "Называйте же наши имена, восхваляйте нас, вашу мать, вашего отца. Призывайте же Хуракана, Чини-Какулха, Раша-Какулха, Сердце небес, Сердце земли, Создательницу и Творца, Великую мать и Великого отца, говорите же громко, призывайте нас, почитайте нас", - так было сказано им.
   Но они не могли заставить их говорить подобно людям; они лишь свистели, и пищали, и кудахтали; они не были способны произносить слова, и каждый пищал на свой лад.
   Когда Создательница и Творец услышали, что для них невозможно говорить друг с другом, то они сказали: "Для них совершенно невозможно произносить наши имена, имена нас, их творцов и создателей. Это нехорошо", - сказали Великая мать и Великий отец друг другу.
   Затем они сказали им: "Раз для вас невозможно говорить, вы должны быть изменены. Мы изменили свои намерения: ваша пища, ваши пастбища, ваши жилища и ваши гнезда останутся при вас; это будут ущелья и леса, потому что для вас невозможно почитать нас или призывать нас. Будут еще те, кто будет почитать нас, мы создадим другие существа, какие будут послушными. Примите ваше предназначение: ваша плоть будет разорвана на части. Да будет так! Вот что будет вашей участью". Так сказали они, когда они возвестили свою волю большим и малым животным, сколько их есть на поверхности земли.
   Они желали дать себе новое испытание, они желали сделать новую попытку; они желали создать (существа, способные) почитать их.
   Но (животные) не могли понять говора один другого; они не могли преуспеть в чем-либо и не могли сделать что-либо. Вот по этой причине их плоть была принесена в жертву, и все животные, какие есть на земле, были осуждены на то, чтобы их убивали и ели. Вот по этой причине Создательницей и Творцом, Великой матерью и Великим отцом была сделана новая попытка создать и сотворить людей.
   "Давайте, без промедления, попытаемся снова. Уже приближается время для зари и света. Давайте создадим того, кто будет питать и поддерживать нас! Что мы должны сделать, чтобы нас призывали бы, чтобы нас помнили на земле? Мы уже пытались в нашем первом творении с нашими первыми созданиями, но не могли мы заставить их восхвалять и почитать нас. Так давайте же попытаемся создать послушных, исполненных почтительности существ, которые бы кормили и поддерживали нас", - так говорили они.
   Затем (существо) было сотворено и создано. Из земли, из глины они сделали (человеческую) плоть. Но они увидели, что это получилось неудачно. Она расплывалась, она была мягкой, без движения, не имела силы; она падала вниз, она была слабой; голова ее совершенно не могла двигаться, лицо ее было скошено на одну сторону; зрение ее было полностью затуманено, и она не могла видеть сзади. В первый момент она зато могла говорить, но разума у нее не было. Она быстро намокла в воде и не могла стоять.
   И тогда Создательница и Творец сказали: "Давайте попытаемся снова, потому что эти (создания) не способны ни ходить, ни размножаться. Давайте обдумаем это!" — сказали они. И вслед за этим. они
разломали и разрушили свою работу и свое создание.
   И они говорили: "Что же мы должны делать, чтобы (наша) мысль осуществилась и (появились) существа, которые взывали бы к нам, молились бы нам?".
   Так говорили они, совещаясь снова друг с другом: "Давайте же скажем Шпийакоку и Шмукане, Хун-Ахпу-Вуч, Хун-Ахпу-Утиу: бросьте ваш жребий снова, возвестите судьбу и создание такого существа". Таким образом Создательница и Творец беседовали друг с другом, и так говорили они Шпийакоку и Шмукане.
   Тогда они сказали этим предсказателям, Старцам дня, Старцам зари, как они именовались Создательницей и Творцом, тем, чьи имена были Шпийакок и Шмукане.
   И сказали Хуракан, Тепеу и Кукумац, когда они говорили с предсказательницей и с создателем, кто суть предвещатели:
   "Прежде всего надо ясно узнать и найти средства, чтобы этот человек, которого мы создадим, человек, которого мы намереваемся создать, мог бы кормить и поддерживать нас, мог бы призывать и помнить нас!
   "Примите же горячо наши слова, о Прародительница и Прародитель, о наша Праматерь и наш Праотец, Шпийакок, Шмукане, создайте свет, создайте зарю, сделайте нас призываемыми, сделайте нас почитаемыми, сделайте нас помнимыми сотворенным человеком, созданным человеком, настоящим человеком, совершенным человеком. Скажите же: пусть будет сделано так!
   "Пусть будут известны (ему) ваши имена: Хун-Ахпу-Вуч, Хун-Ахпу-Утиу, дважды почтенная мать, дважды почтенный отец, Ним-Ак, Ним-Циис, хозяин изумрудов, работающий над драгоценностями, скульптор, строитель, создатель прекрасных блюд, создатель прекрасных сосудов, творец благовонных смол, мастер из Тольтеката, Праматерь солнца, Праматерь зари. Так вы будете именоваться теми, кто будет нашим делом и нашими созданиями.
   "Бросьте же жребий вашими зернами кукурузы и семенами дерева ците". Сделайте это так, и это будет сделано! Мы тогда узнаем, сможем ли мы создать или вырезать его рот и глаза из дерева". Так было сказано предвещателям.
   Они спустились сразу же, чтобы сотворить свое волшебство, чтобы бросить свои жребии зернами кукурузы и семенами дерева ците. "Судьба, создание!" - сказали Праматерь и Праотец в угоду им. И этот Праотец был тот, кто предсказывает судьбу по семенам дерева ците, тот, кто называется Шпийакок. А Праматерь была прорицательница, создательница, та, которую называют Чиракан Шмукане.
   Начиная прорицание, они говорили: "Сойдитесь вместе, схватите друг друга! Говорцте, чтобы мы могли слышать, - говорили они, - скажите, будет ли хорошо, если дерево будет обработано и будет вырезано Творцом и Создательницей? Будет ли этот (деревянный человек) тем, кто должен питать и поддерживать нас, когда будет свет, когда будет день?
   "Ты, кукурузное зерно, вы, семена дерева ците, ты, день судьбы, ты, творение, ты, охваченная зудом желания, и ты с напряженным фаллом, - говорили они кукурузе, ците, дню судьбы, созданию. - Приди, принеси здесь жертву кровью, Сердце небес, не наказывай Тепеу и Кукумаца".
   Так говорили они тогда и сказали истину: "Ваши фигуры из дерева удадутся; они должны говорить, они будут разговаривать на земле".
   "Да будет это так!" - ответили (Создательница и Творец).
   И в то же мгновение, пока они говорили, были созданы фигуры из дерева. Они имели лица подобно людям, говорили подобно людям и населили поверхность земли.
   Они существовали и умножались; они имели дочерей, они имели сыновей, эти деревянные фигуры, но они не имели ни души, ни разума, они не помнили свою Создательницу и своего Творца; они бесцельно блуждали на четырех (ногах).
   Они уже более не помнили о Сердце небес, и поэтому они погибли. Это было не больше, чем проба, чем попытка (создать) человека. Правда, они говорили, но лицо их не имело выражения; их ноги и руки не имели силы; они не имели ни крови, ни сукровицы, они не имели ни пота, ни жира. Щеки их были сухими, их ноги и руки были сухими, а плоть их была трухлявой.
   Поэтому они не думали более ни об их Создательнице, ни об их Творце, о тех, кто создал их и заботился о них.
   Вот каковы были первые люди, существовавшие в большом числе на поверхности земли.


4. Этнография

Культура Чавин

(по работе Ю.Е. Березкина "Чавин". См.: Литература)

Чавин. Это экзотическое название давно тревожит умы археологов-американистов. Проблеме Чавина посвящаются научные конференции и полемические статьи. Характерные изображения божеств с оскаленным клыкастым ртом можно встретить на марках республики Перу и на страницах популярных зарубежных журналов. Радостно оживляются при слове "чавин" сторонники трансокеанских и межпланетных контактов: загадочная цивилизация - желанный материал для любых спекуляций. А загадок и в самом деле немало. Но прежде несколько слов о собственно Чавине, точнее, о Чавине-де-Уантар - древних руинах, давших название всей культуре и являющихся ее самым ярким и знаменательным памятником.

Храм в долине реки

Чавин-де-Уантар расположен в горах Северного Перу на высоте 3170 м над уровнем моря, в месте слияния Мосны (приток Марань-оны) с небольшим ручьем Вачексой. Развалины этого памятника находятся между берегом реки и поросшим травой склоном холма. Господствует над руинами здание прямоугольной формы (75х72 м) в виде крутой усеченной пирамиды, прозванное местными жителями "Кастильон" - крепость. Название это, конечно, условно. Это не крепость, а храм. Высота пирамиды более 13 м. Стены ее сложены из гладко отесанных каменных плит и были украшены рельефным фризом и каменными головами божеств, выступавшими из кладки. На месте ныне остались лишь один каменный блок с изображениями змеи и ягуара и одна голова. Остальные камни с изображениями хранятся в различных коллекциях и музеях или попали в дома окрестных крестьян.

В 50-х годах с восточной стороны пирамиды был откопан монументальный портал - лестница с обрамляющими ее двумя колоннами. Северная половина портала сложена из темных плит, южная - из светлых. Ведет эта лестница на крышу - по расходящимся вправо и влево ступеням можно подняться наверх.

Перед порталом пирамиды расположен целый комплекс платформ, площадей и лестниц, а вокруг всего центра на территории не менее 0,5 кв. км заметны бугры, по-видимому, скрывающие остатки  домов.

С севера к пирамиде примыкают два массива кладки меньшей высоты и сильно оплывшие. Это остатки более древней, чем пирамида, части здания, имевшей в плане форму латинской буквы U. Южное крыло этой части позже было включено в кладку пирамиды, а к северному сделана пристройка, так что весь комплекс снова получил U-образную форму.

В 1972 г. внутри образуемого этим древним зданием прямоугольного двора была раскопана круглая площадь диаметром 21 м, окруженная стеной высотой 1 м. Стена облицована плитами с изображениями людей или божеств и ягуаров. С запада и востока к площади спускаются лестницы из светлого гранита, каждая по 7 ступеней. Светлым камнем была вымощена и сама площадь, но лестницы соединяет дорожка из черных плит.

Еще в XVI в. было известно, что внутри монументальных сооружений Чавина есть помещения, вернее, узкие коридоры. Многие поколения жаждущих золота кладоискателей разрывали полузасыпанные входы и со свечами и факелами в руках карабкались по запутанным лабиринтам. В большинстве коридоров охотники за золотом находили лишь летучих мышей, но когда они пробирались в крестообразное помещение в центральной части здания (прямо в него вела лестница со скрытой от глаз круглой площади), ужас охватывал пришельцев, и они спешили вылезти на свежий воздух. Посреди прохода возвышался огромный монолит в виде устрашающей фигуры со змеями на голове и оскаленным клыкастым ртом. В XIX-XX вв. вблизи развалин были найдены и другие культовые изображения, выбитые на каменных плитах и стелах, среди них фигуры антропоморфных божеств, мифических змей, кондоров и ягуаров, а также двух кайманов, самца и самки, из тел которых выступают кока, маниок и, возможно, еще какие-то растения.

Современные "охотники за древностями" менее пугливы, лучше оснащены, чем их предшественники в XVI-XIX вв., а главное интересуются не только золотом, так что их "исследования", несомненно, нанесли бы огромный вред памятнику, если бы сама природа не позаботилась о его сохранности. 17 января 1945 г. в результате прорыва ледникового озера в верховьях Мосны Чавин был полностью затоплен и залит толстым слоем грязи. Став менее доступным для туристов и грабителей, он в основном благополучно дожил до того времени, когда лопата археолога, наконец, коснулась древних камней.

Продолжение читайте в следующем Выпуске.


5. Научные исследования

Протоиерей Стефан Ляшевский

Опыт согласования современных научных данных
с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований.

(Продолжение. Начало читайте в Выпусках 38 (17.11.2000) и 39 (27.11.2000) )

Астрономический период истории земли.

Третий День Творения


«И собралась вода, которая под небом,
В свои места и явилась суша».
(Гл. 1, стих 9).
«И произвела земля зелень, траву,
сеющую семя по роду ее и дерево,
в котором семя но роду его на
земле».
«И был вечер, и было утро, - день
третий».
(Гл. 1, ст.12-13)


 Особенность библейского повествования о третьем дне творения заключается в том, что творение в этот день совершается двумя творческими актами Божиими. Первый акт относится к разделению земли на сушу и моря (океаны). "И сказал Бог: Да соберется вода, которая под небом (т.е. водяные пары - облака) в одно место (т.е. в океаны), и да явится суша" (гл.1, ст. 9). Второй творческий акт относится к появлению на Земле растительного мира. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень, траву... и дерево... и стало так" (гл.1, ст. 11).

К первому творческому акту относится Архейская эра земли, а ко второму - ранний Палеозой, т.е. Кембрий, Силур и Девон.

В такой последовательности мы их и рассмотрим.

Когда наша планета Покрылась твердой корой - литосферой - она первоначально не имела никакой влаги на своей поверхности, потому что даже если бы и выпали атмосферные осадки на раскаленные горные породы, то мгновенно бы испарились. Только с течением времени, когда уже совершенно остыла земная кора, водяные пары атмосферы, непроницаемые для лучей солнца, мощным слоем окружили землю, - тогда стали выпадать осадки и образовались океанические бассейны.

Как точно, как замечательно сказано об этом боговдохновенным пророком: "И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша, и стало так. И собрались воды под небом в свои места и явилась суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морями". То, что пророк назвал "водой", которая под небом, это вода, находившаяся в парообразном состоянии над землей, теперь она опустилась на землю в "свои места", т.е. в места океанических и морских впадин, и названа Богом морями, а омываемые ими материки называет Бог землею.

Эта длительная эра земли и в геологии называется архейской, т.е. первоначальной, когда не было еще на земле никакой органической жизни, и только могучие силы огненной магмы, скрытой под отвердевшей корой, производили свои вулканические действия. Так называемая кора проплавлялась, и из трещин в литосфере изливались магматические расплавленные горные породы, которые покрывали собой колоссальные пространства.

Поднималась и опускалась литосфера, движимая внутренней клокочущей силой, земная кора "дышала", отступали и наступали океаны на континенты, затопляя огромные части суши, размывались горные породы, перемывались морскими прибоями, кора цементировалась и вновь размывалась, смешиваясь с другими породами. Таким образом создавались пласты земной коры, так называемые осадочные отложения, песчаники, глинистые сланцы и другие, а позже, когда в воде появились разнообразные ракушки, то скопления их образовало пласты известняка.

Материки, плавающие на жидкой магме, надвигались друг на друга и образовывались величайшие горные хребты. Те пласты, которые были дном морей и океанов, поднимались в процессе горообразования и становились вершинами гор. Земная кора трескалась, и из трещин извергалась магма.

Описываемые геологические процессы длились в течение всей жизни земли, практически, до появления человека, т.е. до конца ледникового периода, когда земля успокоилась, береговые очертания континентов устоялись, прекратились горнообраэуюшие процессы, и только кое-где ничтожные изменения, такие, как появление маленьких островов или их исчезновение, а также медленный процесс поднятия Скандинавского полуострова являются остатками былых грандиозных изменений в жизни нашей земли.

Тысячи раз 9/10 территории современных континентов становились то сущей, то дном океанов и эпиконтинентальных морей, в течение многих миллионов лет накоплялись мощные пласты многообразных осадочных пород, значительная часть которых сотни раз вновь размывалась и переотлагалась в различных комбинациях.

Разрывы земных пластов настолько мощны, что одни каменноугольные отложения составляли бы толщу в 40 километров пластов, лежащих один на другом.

И только лишь в некоторых местах земного шара остались массивы, которые ни разу не покрывались водами, на них сохранились те горные породы, которые никогда во все время существования земли не размывались морями , не переотлагались в пласт - это гранитные массивы финляндского "щита" и некоторые другие.

Гранит - основная масса литосферы, продукт остывания магмы, является основной материнской горной породой земли.

И еще очень и очень многим можно было бы проиллюстрировать творческие слова Божий: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша".

"И сказал далее Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеящую семя по роду ее" (Гл. 1, си. 12).

Это первое слово Божие об органической жизни на земле. Первыми на земле появились водоросли и вообще растения. Первые водоросли зародились в воде - так представляется современной науке возникновение органики, и только позже появляются моллюски, питающиеся водорослями. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья Палеозоя.

И пророк в таком точно порядке описывает, говоря, сначала о зелени, что означает водоросли, а затем указывает на траву и уже позже на деревья. Пророк подчеркивает, что не сразу все это появилось, но "траву, сеющую семя породу и по подобию, и дерево, приносящее плоды, в котором семя его по роду его на земле", т.е. постепенно, из рода в род, из вида в вид через семена их развивается растительное царство. "И был вечер, и было утро: "день третий", т: е. было начало и был конец этого периода, а истек "день", наступил вечер, и с наступлением утра нового дня закончился предшествующий день.

В этот "третий день" ожила мертвая земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце "дня", в Девонский период, могучей растительностью зеленые долины и появилась жизнь в воде в виде мелких обитателей: трилобитов и пр.

Но еще мертвым был лес, ни птиц, ни зверей, ничего живого не было в нем. Мертвую тишину его не нарушало ни стрекотание кузнечика, ни пение птиц, не порхали бабочки или иные представители мира насекомых.

Тогда был теплый климат на всем земном шаре, ибо не существовало современных астрономических законов, ни неба в нашем понимании с солнцем, луной, звездами; все было покрыто густым, слабопроницаемым туманом. Водяные пары в колоссальном количестве окружали землю, и только часть их осела в водные бассейны океанов. О том, какое количество водяных паров было в атмосфере - можно судить из следующего сопоставления. Площадь, занятая водным бассейном океанов, составляет две трети всей поверхности земного шара. Средняя глубина водяного слоя океанов - пять километров. Если мы будем считать, что в Палеозое только половина паров осела на землю, то огромный слой воды в два километра вокруг всей земли должен был находиться в атмосфере, что по степени разряжения водяных паров по отношению к воде составляло бы слой в сотни километров сплошных облаков вокруг земного шара.

Земля находится в холодном мировом пространстве, но тогда она была одета в теплую, непроницаемую для холода оболочку водяных паров. Весь ранний Палеозой, включая даже и каменноугольный период, имеет тепловидную флору и фауну по всей земле: и на Шпицбергене, у Северного полюса и в Антарктиде - всюду есть залежи каменного угля, - продукта тропического леса, и всюду можно видеть следы тепловодной морской фауны.

Лучи солнца не проникали непосредственно на землю, но преломлялись под известным углом через мощную оболочку водяных паров и освещали землю в то время совершенно иначе, нежели сейчас: ночь была не такой темной и не такой  длительной, а день не таким ярким. Не было ни зимы, ни лета, ибо не существовало астрономических законов. Деревья того времени не имеют годичных колец, но как у травы, их структура была трубчатая, а не кольцевая. Не было и климатических поясов, ибо теплоизоляционная оболочка водяных паров сохраняла тепло по всей поверхности земли.

Современная палеонтология уже достаточно изучила все виды живых организмов Кембрийского периода: около тысячи различны? видов моллюсков, но есть основание полагать, что первая растительность и даже первые моллюски появились все же в конце Архейской эры, также входящей в состав третьего дня творения.

В следующий Силурийский период количество моллюсков увеличивается до десяти тысяч различных разновидностей, в Девонский период появляются и двоякодышащие рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма oт моллюсков к рыбам. Эти рыбы дышали и жабрами и легкими, поэтому и называются двоякодышащими. Они делают первую попытку превратиться из обитателей моря в обитателей суши, так как двоякий способ дыхания дает им для этого возможность, но не им приходится осуществить эту великую миссию - стать насельниками земли. Это осуществляет класс амфибий, из класса позвоночных типа земноводных ящеров. Первый представитель таких ящеров - археозавр - появляется в конце Палеозоя, т. е. уже на четвертый день творения, и развитие свое получает в начале Мезозойской эры, в Триасовый период, что по Моисееву сказанию соответствует началу пятого дня творения, с какого пророк и начинает повествование о позвоночных живых существах, известных тогдашнему человечеству: рыб, пресмыкающихся (рептилий) и птиц.

Проследив таким образом развитие видов третьего и четвертого дня, мы не будем уже возвращаться к ним в повествование о четвертом дне, который весь посвящен астрономическим законам.

Четвертый День Творения


«Я сказал Бог: да будут светила на
тверди небесной (для освещения земли)
и для отделения дня от ночи и
для знамения и времен (года) и дней,
и годов, и стало так.»
«...И чтобы светить на землю и
управлять днем и ночью и отделять
свет от тьмы».
«И был вечер, и было утро: день
четвертый».
(Гл. 1, ст.16-18).


 Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? Потребовались тысячелетия, пока человечество стало способно принять и понять известную нам космогонию. А тогда как можно было объяснить, что земля - шар, что люди живут на ней и сверху а снизу и не падают, и чем держится земля - для этого нужно было прежде всего знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.

Но настойчиво говорит пророк, что эти светила появляются на небе, чтобы светить на земле, значит до сего времени земля освещалась как-то иначе, не этими светилами, которое одно светит днем, а другое - ночью, "для отделения дня от ночи и для знамений и времен (по-видимому, для времен года) и дней и годов", т. е. годичного круга и всего комплекса явлений, тесно связанных с астрономическими законами, которые существуют до настоящего времени, а тогда только появились.

Тогда-то Моисей впервые и упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических "дней-иомов".

Возьмем теперь логическую обратную сторону этого вопроса, рассмотрим то, что было до четвертого дня творения.

1. Тьма не была отделена от света (не в принципе, ибо свет был сотворен в первый день), а было, следовательно, какое-то промежуточное состояние, среднее между светом и тьмой, среднее между днем и ночью, что и было в действительности в раннем Палеозое и частично в начале Карбона, когда лучи солнца не проникали непосредственно на землю.

2. Солнце не управляло днем, а луна - ночью, потому что их нe было на небосклоне.

3. Не менялись и времена года - не было зимы и лета, осени и весны, а следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.

Это логическое следствие того, что сказано пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения.

Чем же в геологии подтверждается справедливость сказанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные?

1. Полное отсутствие годичных колец на деревьях Палеозойской эры,, за исключением последнего Пермского периода, когда они впервые появляются.

2. Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.

3. Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.

4. Такая же тепловидная фауна по всему земному шару, включая и полюсы.

5. Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.

6. Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с Пермского периода.

7. Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам.

Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные факты будут оставаться неразрешимыми загадками.

Есть несколько иных объяснений этих явлений, но насколько они убедительны, можно судить из следующего:

а) Теория отклонения земной оси категорически опровергается астрономами.

б) Теория перемещения полюсов за счет плавающих на расплавленной магме материков (теория Вегенера), вполне обоснована и вероятна, но чтобы их движение было противоположно движению земли - с полюсов на экватор, то это мало вероятно, и во всяком случае, противоречит физическим законам. Кроме того, такая теория все равно ничего не объясняет, так как вся флора и фауна по всему земному шару в Палеозой - тепловидная, почти тропическая. Далее, как увязать подобное объяснение с отсутствием годичных колец у всех деревьев по всей земле, кончая Пермским периодом и пр.

Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божия видна в законах, которые заложены в тех или иных проявлениях жизни на земле. Совершенно естественно заинтересоваться, что же было орудием в руках Божиих при переустройстве астрономических законов земли в четвертый день творения.

Земная кора на протяжении своей истории пережила три мощных катаклизма. Все они происходили на грани эр. Первый и самый мощный из них был в конце Архейской эры, результатом этого катаклизма явилась Каледонская складчатость. Второй - в конце Палеозоя, уже в Каменноугольный период, с ним связана Варисцийекая складчатость и, наконец, последний - в третичное время, из-за которого появилась Альпийская складчатость.

Первый раз в конце Архейской эры колоссальное количество углекислых газов вышло из трещин земной коры при вулканических излияниях, газы были катализаторами для водяных паров, которые тогда впервые осели на землю и образовали первые водные бассейны на поверхности земли, но все же подавляющая масса водят паров находилась еще над землею, окутывая ее плотным покровом.

Второй раз в Каменноугольный период такое же количество углекислых газов вырвалось из недр земли, и вновь огромное количество водяных паров стало сгущаться и оседать на землю. Надо полагать, что на этот раз атмосфера вокруг земли приблизилась к современному состоянию, небо, впервые частично очистилось, и лучи солнца начали проникать на землю.

В результате этих мощных эндогенных процессов появился целый ряд горных хребтов и массивов, как, например, Уральский хребет и Донецкий кряж, которые вначале были высочайшими горами, потом с течением времени размылись, а Донецкий кряж был почти нивелирован.

Третий раз мощные катаклизмы произошли в третичный период, во время которого образовались высочайшие горы Европы и Азии: Альпы и Гималаи, а также Пиренеи, Апеннины, Балканы, Кавказ и др.

Пятый День Творения


«И сказал Бог: да произведет вода
пресмыкающихся, душу живую,
и птицы да полетят над землею по
тверди небесной. И сотворил Бог
рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых
произвела вода, по роду их и всякую
птицу пернатую по роду ее. И был
вечер и было утро - день пятый.»
(Гл. 1, ст.20-21)


Пятому дню творения соответствует от начала до конца вся Мезозойская эра, состоящая, из трех периодов: Триасового, Юрского и Мелового.

Никогда еще земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства, как в Мезозойскую эру.

Это было царство гигантов, перед которыми современный слон показался бы совсем маленьким. Один из видов класса рептилий мог бы свободно заглянуть в окна шестого, этажа, длина его от хвоста до головы достигала 50-ти метров. Самые разнообразные, самые причудливые формы из класса пресмыкающихся - рептилий - наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ, непохожие на наших зверей, диплодоки, гигантозавры и многие, многие другие. В морях кишели ихтиозавры и другие китообразные чудовища. Воздух был наполнен летающими драконами, гладкими, без перьев и шерсти, с мордой зверя, с крыльями наподобие летучей мыши многочисленными разновидностями птеродактилей.

Необходимо отметить, что весь класс насекомых, о которых пророк не упоминает, появился еще в конце Палеозоя, причем они были во много раз крупнее, чем современные их потомки.

Изумительную картину представляет развитие летающего мира, развитие птиц в этот период.

Раскрывая страницы истории земли - пласты различных геологических отложений - современный человеческий разум прочел в них богато иллюстрированную ископаемыми остатками истории развития птиц.

То, что три тысячи лет читалось так: "И птицы да полетят над землею по тверди небесной" (гл.1, ст.20), теперь может быть изображено подлинными картинами прошлого - отпечатками в плаcтax Юрского периода.

Как же произошел переход от пресмыкающихся к птицам?

Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменялась. "И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле" (гл.1, ст.22).

Живые организмы размножались не только количественно, но и в разнообразные виды. У одного вида птиц рождались птенцы со своими особенностями, которые давали начало новому виду. У тех, в свою очередь и в свое время, когда это было благословлено Богом, появились птенцы со своими отличиями.

Так развивался многообразный мир живых существ, которым нет числа. А в творческие моменты, когда появился класс птиц, происходили совершенно изумительные метаморфозы. Палеонтология знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними: птеродактили, археоптериксы и совершенно развившиеся птицы. Птеродактили - это полуптицы, полурептилии. Это ящеры, у которых сильно развились пальцы лап, между ними натянулись пленки, как у летучей мыши, и он полетел над землей. Но уже следующая их генерация, сохранившая тот же длинный позвоночный хвост, по обе стороны которого выросли красивые перья, резко отличалась от предыдущей. Туловище и крылья их покрылись перьями, но на крыльях у плеч остались когти, которыми археоптериксы цеплялись за ветви.

Голова археоптерикса -  это не голова птицы, но морда зверя, морда его предшественника - птеродактиля, с острыми большими зубами и мягкими губами. Только в следующем поколении отпадает позвоночный хвост, и голова становится головой птицы с клювом. Таково творчество Божие.

Что это - эволюция? Конечно, но только не такая, какая представлялась эволюционной теорией - многомиллионное постепенное развитие видов без признаков чего-либо чудесного, сверхъестественного, т. е. явно видимого творчества Божия. Но факты говорят совсем о другом, о великих творческих актах Божиих во всем органическом мире. "Рече Бог... и бысть тако".

Да и что значит "сказал Бог" и на каком языке? Разве Богу нужны слова, разве Его непостижимая для нашего разумения воля не закон природы, ведомый или неведомый нам! Мы знаем законы природы только седьмого дня, дня, когда "Бог почил от дел Своих", после того, как творил и созидал. Мы знаем законы стратегического состояния видов, поэтому нам и кажутся удивительными законы творчества Божия в дни творения.

Эволюционисты видели творческие процессы Божии близоруко, глазами, о которых Христос сказал: "Славлю Тебя, Отче... что утаил сие от разумных и премудрых..." и "посрамил мудрость века сего...".

Творцу мира не нужно было произносить какие-либо слова, да и на каком языке, когда все это было до появления человека, потому все, что пишет Боговидец Моисей, применительно к нашему человеческому пониманию как некая образная символическая форма, о чем свидетельствует и тот факт, что пророк пишет: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землей по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающих, которых произвела вода, по роду их и всякую птицу пернатую по роду ее, и благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях и птицы до размножатся на земле". Как видим, не произнес Бог никаких слов, касающихся рыб, но пророк тотчас же дополняет: "и сотворил Бог рыб больших" и повелел: "размножайтесь и наполняйте воды в морях".

Следовательно, не только те виды живых существ, о которых упоминает пророк, но все живущие на земле и в воде, видимые невидимые, ведомые человеку и неведомые, те бесчисленные мелкие формы Палеозоя, открытые человеком и не открытые, от которых произошли первые организмы, все получили жизнь по воле Божией.

Здесь да смирится перед Богом человеческий разум и прославит Всемогущего Творца не только физического мира, но и мира духовного.

Одно можно сказать: как многообразен мир живых существ, так разнообразен и мир человеческих душ: великих и малых, мудрых и не мудрых, духовных и не духовных.

Окончание читайте в следующем Выпуске.


6. Словарь религиоведения

Филиокве (лат. filioque и Сына) - добавление к Никео-Цареградскому Символу Веры (381), имеющемуся у католиков и отсутствующее у православных. Филиокве впервые сформулировано на Толедском соборе в Испании в 589. Смысл этого добавления в том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Основания для филиокве имеется в Евангелии - Ин. 20, 22; Гал. 4,6.

Фимиам -1. дым от кадила 2. ладан

Хоругвь (рус. знамя от тюркского) - церковное знамя-икона у православных, католиков и армян на материи, дереве, металле, прикрепленное к длинному древку и имеющее вид римского знамени. Хоругвь носят во время крестного хода или процессий (у католиков).
 


7. Литература

История религий: Ганс Йонас. Гностицизм (Гностическая религия). - СПб, "Лань", 1998. С. 53-58.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988. С. 139-141.
Научные исследования: Прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Пер. с сербского. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 16-26.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


8. Обзоры

Египет:
Egypt's World. Все о Древнем Египте
http://egyptcult.chat.ru/

Индия:
India. Культура и религия Древней Индии
http://indru.chat.ru/

Индия.Ру. Индия - страна махараджей и заклинателей змей
http://www.india.ru/

Ислам:
Коран на 12-ти языках
http://abuhaibeh2.tripod.com/holy_koran/index.htm

Христианство:
Служение Святого Духа г. Черкассы, Украина
http://churche.narod.ru

Церковь Воскресения Христова г. Томск
http://www.chat.ru/~toccr

Церковь Полного Евангелия "Благая Весть" г. Черкассы, Украина
http://www.oak-club.com/goodnews

Разное:
Русь былинная
http://oldslav.chat.ru/

Technosophy. Весьма интересный сайт - на английском.
http://www.technosophy.com/

Пробуждение. Гуманитарно-эстетическая библиотека
http://enlightenment.boom.ru/

Ашрам Йоги Дхарма
http://www.skybusiness.com/norbu/index9.html
 


9. Почта Упельсинке
"...Вы не можете мне сказать, есть ли на вашем сайте или каком-нибудь другом, который вы знаете, статьи Вердемана "Женщина в древнем Мире". Я очень интересуюсь всем, что касается роли женщины  в мировой эволюции, даже более того, считаю себя сторонником культуры, воспевающей гармонию Начал. Мне очень  близка Египетская Мифология, Научная Теософия, Герметизм, Тантризм, - вообщем все науки базирующиеся на Единстве Двух Начал. Буду вам очень благодарна, если вы сможете  выслать мне ссылки сайтов, содержащих информацию на данную тему, можно на английском тоже..."
Упельсинка: Прошу откликнуться, если кто-то знает ссылки на подобную тематику!
 
"... я не согласен с описанием индуизма  (особенно с трактованием Ведической литературы) на странице http://upelsinka.boom.ru/Russian/history_induism.htm ... :-)
Уп.> Все претензии по этому поводу к Мирче Элиаде. :) Я лишь процитировала одну из точек зрения на индуизм.
Ну не совсем. :-) Мирча Элиада несет ответственность за высказывание своей точки зрения, в какой-то мере верной или ошибочной, :) и вы тоже несете ответственность за цитирование этой точки зрения, ведь если в ней есть ошибки, то вы их распространяете... :-) Не так ли?.. :-)"
Упельсинка: Не так. Я не претендую на истинность в последней инстанции. И ответственности за труды великих ученых я также не несу. :)) С одной стороны, любой верующий может найти на моем сайте информацию, которая, по тому или иному критерию, не будет гармонировать с его убеждениями.
С другой стороны, в любых исследованиях специалист может найти массу нюансов, так или иначе не соответствующих действительности. В первом случае речь идет о критериях истинности, во втором - в обычной осведомленности. Согласитесь, трудно быть осведомленным во всем и до конца. Мирча Элиаде - энциклопедичный человек, и уже одно это может простить ему те или иные огрехи. А что до распространения ошибок - так, по-вашему, лучше вообще ничего не цитировать?.. :)
 
"...Очень понравилась последняя рассылка (гностицизм)... Много интересного, правда, отсутствует (поиск/познание Бога, аэоны, демиурги, архонты и т.д.), но я надеюсь, что это будет в продолжении..."
Упельсинка: Гностицизм - об этой теме мы действительно говорили очень мало. Постараюсь восполнить пробел.

***

И еще был интересный диалог с читательницей по поводу индуистской (и не только!) терминологии в Словаре на Упельсинкиной странице. Результатом этого диалога было переосмысление автором некоторых терминов и вскоре в Словаре будут сделаны некоторые поправки.
 
 

Пишите и задавайте Ваши вопросы!



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное