Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 48


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК 48

5 января 2001 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Новый Год в Китае

3. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Поздравляю всех с Новым Годом и Тысячелетием!

После недельного перерыва в рассылке спешу сообщить свои новости.

Главная новость заключается в том, что Упельсинкина страница нуждается в некоторой перепланировке. Планы глобальны, но времени для их осуществления не так много. Мне хотелось бы, чтобы сайт к концу января обрел несколько другой вид, более читабельный и удобный. Естественно, что все страницы будут доступны для просмотра, замена их будет осуществляться постепенно.

Теперь непосредственно к рассылкам. Рассылка Введение в религиоведение будет выходить в январе с периодичностью 1 раз в неделю (по пятницам), а не два раза, как это было прежде. Это временное явление, которое позволит мне выкроить время для работы над сайтом. Рассылка Интервью для Упельсинки будет выходить в обычном режиме, т.е. 1 раз в неделю (по понедельникам).

С сегодняшнем Выпуске рассылки читайте материалы о праздновании Нового Года в Китае. Я благодарю Олега Бойко за помощь в публикации данного фрагмента (источник - работа И.Г. Баранова "Верования и обычаи китайцев", вышедшая в Издательском доме "Муравей-Гайд" (М. 1999).

Следующий Выпуск рассылки Введение в религиоведение (Выпуск 49) читайте в пятницу, 12 января 2001 года. Выпуск выйдет уже не в сокращенном, а в своем обычном объеме (10 разделов).

Я приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Со-Дружество представляет собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере egroups.com. Почтовые правила лежат по адресу:  http://upelsinka.boom.ru/Russian/rules.htm. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@egroups.com

Напоминаю также, что рассылка Введение в религиоведение совместно с издательством Мирт проводит конкурс на лучшую авторскую сказку (притчу). Лучшие работы будут опубликованы. Ваши материалы присылайте на мой e-mail (upelsinka@mail.ru)


2. Новый Год в Китае

(По книге И.Г. Баранова "Верования и обычаи китайцев")

Самыми важными, отмечаемыми всем народом праздниками у китайцев являются: Новый год, праздник Лета и праздник Осени. Все эти три больших народных праздника Китай празднует по лунному календарю.

Главный из этих праздников - Новый год. Первый день первой луны (юаньдань) - самый торжественный день у китайца. По поверью, если первый день Нового года прошел счастливо, то и весь год будет счастливым; если первый день был неудачным, то и во всем году удачи не будет.

Новый год (синънянъ) по лунному календарю после революции часто называется Чунь цзе (праздник Весны). Его празднуют, главным образом, купцы, рабочие и крестьяне. Новый же год по западно-европейскому стилю справляет, по преимуществу, чиновный мир. "Старый Новый год" празднуют с незапамятных времен. По-видимому, народ отмечает этим праздником конец холодной зимы, наступление теплой весны и обновление природы. Когда наступает теплая весенняя пора распашки и засева полей, то вполне понятно, что у земледельческого народа появляются думы о будущем урожае и возникают надежды на "новое счастье".

Преддверие праздника -- 23-е число 12-й луны. В этот день, вечером, на улицах китайских поселений слышится оглушительный треск хлопушек: провожают на небо для доклада верховному богу Юй-хуану (Яшмовому Императору) бога очага Цзао-вана или Цзао-цзюня. Этот день особо чтится поварами, так как бог очага -- их патрон.

В народе верят, что Цзао-ван за неделю до Нового года ездит на своей лошади на небо к главному богу и докладывает ему о всех добрых и плохих делах, совершенных за истекший год той или другой семьей.

Перед тем как бог отправляется в путешествие на небо, его стараются задобрить приятными жертвами. Когда найдут, что он удовлетворен поставленными перед ним курительными палочками (сян), свечами из растительного воска (ла), что он вкусил вареного риса, печений из рисовой муки, ки-тайских конфет из сахара и прочих сладких и вкусных жертв, то, после земных поклонов перед богом, его бумажное изображение выносят на двор, зажигают вместе с жертвенной бумагой и пускают при этом хлопушки. Бог уезжает на неделю из дому.

Накануне наступления Нового года бога встречают после его визита на небо. Покупают новое его изображение и ставят, при земных поклонах, в киот, на кухню.

За день - за два до праздника на ворота частных домов и присутственных мест наклеивают изображения на бумаге двух "духов ворот" (мэнь-шэнь), охраняющих дом от нечистой силы и всякого зла.

К годовому празднику население делает закупки: покупают обновы, съестные припасы, водку, картины с богами, жертвенную бумагу, новогодние картины, которые приносят счастье, парные изречения с "хорошим смыслом" и т. д.

К новогоднему столу готовят на пару из муки клейкого риса особое печенье (няньгао). Необходимой также принадлежностью стола в этот праздник являются любимые китайцами пельмени (цзяоцзы) из пшеничной муки с капустой и мясом: свининой, бараниной или говядиной. Стряпают еще постные пельмени, тоже из пшеничной муки со смесью из капусты, моркови, петрушки, имбиря, жаренного бобового творога и пр.

Уроженцы провинции Шаньдун называют иногда пельмени слитками серебра (юанъбао). Отсюда кушать пельмени (дэй юанъбао) букв. значит "получать серебряные деньги", желать кушать пельмени - желать богатства.

Обычай, играющий огромную роль в китайской торговле, требует, чтобы все кредиторы и должники к первому дню Нового года были "чистыми в расчетах" (лян цин). Веками освященная традиция приказывает, чтобы все долги к этому празднику были уплачены.

Если в некоторых крупных торгово-промышленных предприятиях отчетный год охватывает 2, 3, 4 календарных года или даже 5 лет, то все-таки отчетный год всегда совпадает с началом Нового года по старому китайскому стилю.

Обычаем обязательно расплачиваться к Новому году с долгами объясняется то обстоятельство, что крахи и банкротства фирм происходят обыкновенно перед китайским Новым годом, когда на рынке чувствуется нужда в деньгах. Те, кто уже был скрытым банкротом и не в состоянии расплатиться с кредиторами, принуждены бывают открыть свое настоящее лицо.

Такие банкротства, а также ссоры между заимодавцами и должниками нередко омрачают канун торжественного праздника. Но должникам, заслуживающим доверия, кредиторы делают снисхождение на отсрочку в уплате. С недобросовестными же должниками поступают сурово, отбирая за долги вещи и проч.

В ночь под Новый год вся деловая жизнь в Китае замирает. Вечером уже начинается трескотня хлопушек: встречают салютом бога очага, который возвращается после доклада с неба, и чествуют других добрых богов.

Еще более оглушительные треск и гром ракет и хлопушек раздаются по всему Китаю ровно с полночи: встречают наступление Нового года и отгоняют злых духов.

Так как красный цвет - цвет солнца, юга и символ радости у китайцев, то он виден везде во время праздника Весны. Многочисленные пожелания счастья, богатства, удачи в делах пишутся обязательно на красной бумаге. Они украшают двери и стены магазинов и жилых домов, ящики с товаром, прилавки, кассы, оглобли арб.

Красного же цвета поздравительные новогодние карточки с текстом из черных или золотых иероглифов. Некоторые пользуются белыми карточками, но в этом случае иероглифы на них должны быть красные.

Кроме надписей "с хорошим смыслом", китайцы украшают стены своих жилищ новогодними "счастливыми" картинами.

Внутри домов церемония встречи Нового года состоит в том, что семья, в полночь, сначала делает земные поклоны (кэтоу) перед изображениями богов Неба, Земли и других божеств, земно кланяется таблицам предков и их портретам, а затем взаимно обменивается поздравлениями и добрыми пожеланиями и приступает к праздничному столу. При этом перед портретами предков и киотом с таблицами Неба, Земли, императора, родителей, учителя, бога богатства и предков семьи ставятся свечи и жертвы: китайские печенья, плоды.

Гражданского бога богатства (Цай-шэнь) особенно почитают купцы.

Трем богам богатства: военному Гуань-ди, Цай-шэнь и Сюаньтань Чжао-Юаныпуай (букв. "Полководец Чжао Темного Алтаря") на другой день праздника, 2-го дня 1-й луны, в домах совершается даже особое поклонение.

Картина с богами вешается на стену. Перед ней ставится столик с жертвами. Молящиеся отбивают перед богами земные поклоны, предлагая в жертву: живого сазана, жареную или вареную курицу, кусок свинины, свиную голову, вместо целой свиньи, чашки с чаем и вином, печенье и фрукты. После поклонения богам, живого сазана пускают на волю, в реку, озеро, пруд или, в крайнем случае, в колодезь. Другие жертвы идут на угощение самим молящимся.

В последний день праздника изображения богов богатства сжигаются на открытом воздухе, при трескотне разрывающихся хлопушек.

Новогодние торжества вносят много оживления и разнообразия в довольно однообразную и серую трудовую жизнь китайского простолюдина.

В первые дни праздника китайцы ходят с визитами к родственникам и знакомым. Первые три дня Нового года все магазины бывают совершенно закрыты, а некоторые не торгуют даже первые пять дней. Остальные дни праздника они торгуют до полудня. Служащие промышленных и торговых учреждений на праздник часто получают отпуск. Рабочие фабрик и заводов разъезжаются из городов домой, по деревням, чтобы провести праздник среди близких.

Досуг китайцы, кроме визитов, заполняют хождением в театр, игрой в кости, карты, шахматы, игрой на музыкальных инструментах и т. д.

Праздник длится две недели. В последние дни его, по обычаю провинции Шаньдун, устраиваются уличные шествия.

Китайцы-ряженые, в театральных костюмах, с музыкой, разгуливают по улицам на высоких ходулях. У многих участников таких карнавалов к груди приколоты букетики рисовых колосьев. Ряженые наклоняются и как будто рассаживают ростки риса по полю. Это указание на то, что после Нового года на юге уже приступают к полевым работам.

Только что кончается праздник Нового года, как уже в ночь на 15-е число первой луны начинается другой веселый и торжественный праздник - "праздник фонарей" (дэн цзе). Ночи этого праздника весь Китай бывает залит огнями разноцветных фонарей, украшающих жилища китайцев.

В некоторых местах праздник начинают с вечера 13-го числа, и фонари горят на 14-е, 15-е, 16-е, 17-е и 18-е, 5 вечеров, до 12 часов ночи.

В других местах праздник начинают с вечера 14-го. Фонари здесь горят вечером 14-го, 15-го и 16-го. Главная часть праздника у всех - вечер 15-го числа.

Днем толпы народа носят по улицам городов огромные изображения извивающегося дракона, "играющего с драгоценностью", и устраивают шествия с "сухопутной лодкой" (ханьчуанъ).

В Маньчжурии в праздник фонарей по улицам селений, 3-5 дней, ходят, с оркестрами музыки, изображающие "танец льва".

Из грубой бумажной материи, конских гривы и хвоста делаются фигуры львов, чаще всего двух.

Внутри каждого взрослого льва помещаются два человека, а внутри львенка - один человек. Эти люди и производят соответствующие движения.

Такие процессии называются "шествие львов" (шицзы хуй). В Пекине и его окрестностях такие процессии устраиваются летом, для развлечения, в 5, 6 или 7 месяцах по лунному календарю.

Этот праздник попадает на первое новогоднее полнолуние.

<...>

(Литература: Баранов И. Г. "Верования и обычаи китайцев", Издательский дом "Муравей-Гайд", М. 1999. Составитель К.М. Тертицкий, 1999).


3. Почта Упельсинке

Благодарю всех за поздравления. :-)) Я также рада, что Вы не забываете о конкурсе сказок и присылаете свои работы.  Увидимся через неделю.
 


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное