Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 3


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  3

5 октября 2002 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Публикации. И. В. Симонов. Проблема межконфессиональных противоречий в современной России

3. Обзоры. Сайт "Религиозная свобода в Нижегородском регионе"

4. Новости религиоведения. Конференция "Наука и Религия: столкновение и взаимодействие"

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение".

С этого месяца, как я и обещала, мы снова встречаемся чаще - до 3-4 раз в месяц.

Все разделы рассылки находятся в стадии формирования и в связи с этим могут менять свое название. Цели и задачи рассылки остаются прежними - освещение темы религиоведения в современном мире.

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Раздел "Публикации" представляет работу И.В.Симонова "Проблема межконфессиональных противоречий в современной России.". Раздел "Обзоры" - основное содержание и принципы сайта "Религиозная свобода в Нижегородском регионе". Раздел "Новости религиоведения" - подробности о конференции "Религия и наука: столкновение и взаимодействие".


2. Публикации

И.В.Симонов
кандидат философских наук, доцент, первый заместитель директора департамента по связям
с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству
администрации города Нижнего Новгорода (Н. Новгород)

Проблема межконфессиональных противоречий в современной России

( "Межэтническая коммуникация в современном социокультурном пространстве".
Материалы  международного научно-практического семинара Третьей международной
научно-практической конференции по региональной культуре. Нижний Новгород, 14-17 мая 2001 г.)

Прежде всего следует отметить чрезвычайную деликатность вопроса о межконфессиональных противоречиях как в современной России, так и в мире вообще. Это связано со спецификой религии как социально-духовного явления, особенностями религиозного сознания. Вот характерные цитаты из миссионерской брошюры одного из религиозных направлений (чтобы не отвлекать внимание на эту конкретную конфессию, в нижеследующем отрывке автор данного материала заменил название вероисповедания словами "наша религия"):

"Наша религия - единственная истинная религия для всего человечества... Наша религия - это единственная религия, лишенная мифов и каких-либо иррациональных философских идей, ее концепции чисты, а учения просты: она ведет человека прямой дорогой и доступна понимаю каждого. В ней нет неопределенности и сложности. ... Наша религия - ... это наиболее полная система руководства всеми аспектами жизни, как индивидуальной, так и коллективной. ... Это универсальный образ жизни для всех времен и народов"(1).

Под этими словами, по отношению, естественно, к своей религии, должен подписаться, если он хочет быть искренним и последовательным, богослов любого исповедания. Каждая религия претендует на абсолютную истину, провозглашает свою уникальность и приоритетность. Поэтому в генеральном философском смысле межрелигиозные противоречия неустранимы, что наглядно подтверждает, в частности, отсутствие по-настоящему значимых успехов у экуменического движения, как радикального, так и умеренного толка.

К счастью, неискоренимые богословско-догматические противоречия между конфессиями отнюдь не обязательно перерастают в социальные конфликты, в которые вовлечены массы людей. Межрелигиозные конфликты определяются, как правило, не столько вероисповедно-идеологическими моментами, сколько социальной практикой религиозных организаций, культурными традициями; историческим путем, который они прошли; социологическими характеристиками религиозных организаций, особенностями стран, где они функционируют.

В связи с этим вполне возможно успешное сотрудничество религиозных организаций, не принадлежащих к одному религиозному течению, принципиально отличающихся по содержанию догматической доктрины, и, напротив, конфликты между религиозными, от которых по содержанию вероучения можно было бы ожидать солидарности и сотрудничества (например, различными течениями христианства).

Таким образом, для описания межконфессиональных противоречий в России необходимо прежде классифицировать действующие в нашей стране религиозные объединения. Их можно, разумеется, очень условно, разделить на четыре типа:

1. "Церковь большинства", объективно связанная с ключевыми моментами культурно-исторического становления и национальной самоидентификацией наиболее многочисленного этноса России - Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Как характерно для религиозной организации церковного типа (имеется в виду классическая классификация "секта-деноминация-церковь") РПЦ МП считает всех русских своими потенциальными членами, а Россию - своей "канонической территорией". Вместе с тем, для РПЦ не характерно стремление к обращению в православие "инославных" граждан (например, татар, для которых традиционной религией является мусульманство).

2. Религиозные организации, глубоко укорененные в российском обществе, связанные с национальной самоидентификацией различных народов России. Это старообрядчество, исламские объединения, традиционный буддизм, иудаизм. Сюда же можно отнести католицизм и лютеранство. Данные объединения во многом напоминают по социологическому типу РПЦ, для них, если исключить радикально-экстремистские группировки, не характерен прозелитизм, они имеют длительный опыт существования на одной территории с "церковью большинства". Вместе с тем, универсалистское самосознание Римско-Католической Церкви может порой выражаться и в действиях, напоминающих прозелитизм.

3. Религиозные объединения, имеющие достаточно длительный исторический опыт деятельности в России. Это религиозные организации, которые не связаны с национальной самоидентификацией людей, но действуют в России на протяжении в среднем столетнего периода либо имеют предшественников с длительной историей деятельности в стране: евангельские христиане-баптисты, христиане-адвентисты седьмого дня (отмечавшие в 1996 году "столетие адвентистской вести в России"), пятидесятники и нек.др. По классической религиоведческой классификации они обычно относятся к деноминациям со всеми соответствующими чертами: сознательное вступление в организацию во взрослом возрасте, принцип прямого членства и его последствия, нацеленность на интенсивную миссионерскую деятельность, определенные настроения избранничества, рациональная проповедь, протестантская установка на привлечение новых членов, не чуждость прозелитизму.

4. Новые религиозные течения или те направления, которые объективно воспринимаются обществом как таковые, поскольку они по-настоящему получили возможность развернуть в стране свою деятельность лишь с начала 1990-х годов. Это чрезвычайно разнородная группа, к которой можно причислить Свидетелей Иеговы, Церковь Саентологии, Церковь Иисуса Христа Святых Последний Дней (мормонов), Международное Общество Сознания Кришны, сторонников Виссариона, Ассоциацию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (мунисты), различные течения в стиле new age, неопятидесятнические группы, Свидетелей Уитнесса Ли и многих других. Объективно к данной группе можно отнести и группировки "альтернативного православия" (различные течения Истинно-Православной церкви", "катакомбников"). По социологическому типу они относятся к сектам или деноминациям. Для них, как правило, характерен прозелитизм, склонность к парадигме "мы-они", космополитизм, недостаточная адаптированность к российским социокультурным условиям, идейная и финансовая поддержка из-за рубежа, особая "мобильность", необычность для массового сознания, сильное эмоциональное воздействие, современный язык проповеди, нередко - агрессивное миссионерство. Ряд из них имеет репутацию "тоталитарных сект", "деструктивных культов", их обвиняют в манипулировании, лишении людей свободы выбора, разрушении родственных и социальных связей людей.

Наиболее солидарные отношения имеют место между первой и второй группами российских религиозных организаций и внутри второй группы. В нормальных, не экстремальных социальных условиях базы для открытых конфликтов между ними нет. В социолингвистике есть понятие "языковый союз", подразумевающий не слияние языков, но их мирное сосуществование, снятие вопросов конкуренции и взаимовытеснения, взаимовлияние и заимствования во второстепенных областях. По аналогии можно предположить, что речь идет о "религиозном союзе" традиционных российских конфессий, связанных с вопросом национальной самоидентификации людей. Вместе с тем, мусульманские руководители неоднократно высказывали опасение в отношении "заигрывания" высоких государственных должностных лиц с РПЦ, стремление к сращиванию ее институтов с государственными структурами, прежде всего с силовыми, формирования сдвигов в общественном сознании в пользу превращения России в "православную державу", что чревато провоцированием активизации сепаратистских настроений в среде этноконфессиональных меньшинств. Подобного рода опасения высказывал муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Имеют место открытые противоречия между РПЦ и католицизмом, между РПЦ и третьей и, особенно, четвертой группами религиозных организаций. Это связано как с традиционными противоречиями между православием и протестантизмом, так и с особой активностью протестантов, имевшей место во всех регионах России в начале 1990-х годов и не прекращающейся в восточных регионах России в настоящее время.

Налицо противоречия между вышеуказанными второй и третьей группами российских религиозных объединений. В частности, мусульмане недовольны миссионерской работой протестантов среди людей, традиционной семейной религией которых является ислам.

Внутри третьей группы имеет место солидарность религиозных организаций, хотя баптисты и пятидесятники традиционного направления прохладно относятся к адвентистам седьмого дня.

К четвертой группе российских религиозных объединений в целом негативно относятся все предыдущие три, хотя имеются различные частности, например, сотрудничество традиционных пятидесятников и пятидесятников харизматического направления. В то же время внутри четвертой группы наблюдается сплоченность несмотря на значительнейшие собственно богословские различия. В данной группе наиболее часто высказываются опасения по поводу особого отношения государства к Русской Православной Церкви, здесь имели место наибольшие "волнения" в ходе принятия Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года.

>Необходимо указать и на дополнительные факторы опасности обострения межрелигиозной напряженности в России. Они всегда возникают при попытках использовать религию в политических целях и как "оболочку", "упаковку" нерелигиозных по своей сути конфликтов, ярким примером чего являются события в Чечне.

Противоречия также усиливаются, когда та или иная религиозная организация стремится путем особой миссионерской активности расширить уже свою уже имеющуюся "социальную нишу". Это характерно, например, в отношении Свидетелей Иеговы, их методически реализуемого "служения по домам".

Дополнительные факторы напряженности всегда создает неординарная активность иностранных проповедников.

Особым случаем обострения межрелигиозных противоречий является деятельность экстремистских религиозных групп, однако, по мнению автора данного материала, это является отдельной проблемой. Отметим только, что религиозный экстремизм является обычно, по нашему мнению, прикрытием нерелигиозных по своей сути противоречий.

(с) 2001

1. Буклет "Ислам и мусульмане". Подготовлено Духовным управлением мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области, Нижегородским Исламским медресе "Махинур" Нижний Новгород, б.г. , С.12-13.



Текст опубликован на домашней странице И.В. Симонова  и печатается в рассылке с любезного разрешения автора.

3. Обзоры

Сайт "Религиозная свобода в Нижегородском регионе"

Недавно открылся сайт "Религиозная свобода в Нижегородском регионе". Цель сайта - быть справочником о нижегородских религиозных организациях и агентством нижегородских религиозных новостей. Сайт не носит конфессионального характера и существует в рамках деятельности Нижегородского отделения Российского общества социологов.

Основное содержание сайта:

  • общий обзор религиозной обстановки в Нижегородском регионе;
  • данные о религиозных объединениях Нижегородской области;
  • информация о руководителях различных религиозных общин области с контактными данными;
  • информация о нижегородских религиоведах и священнослужителях, имеющих богословские степени;
  • ссылки на все  религиозные и религиоведческие ресурсы Нижегородского региона,  полезные ссылки на религиозные ресурсы  Сети;
  • обзоры нижегородских конфессиональных периодических изданий;
  • публикации нижегородских журналистов всех изданий на темы, связанные с религией;
  • тексты учебников по религиоведению, справочников, другие полезные материалы подобного характера;
  • исследовательские материалы нижегородских религиоведов, материалы по истории религиозных организаций в Нижегородском регионе;
  • и все то, что вы хотете видеть на сайте (при условии, что это касется религиозной сферы и не нарушает Законов Российской Федерации)

Принципы  сайта:

  • строгая приверженность принципам свободы совести и Российского Законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях;
  • внеконфессиональный характер;
  • публикация абсолютно всех присланных на сайт материалов (не имеющих противозаконного характера), но в сопровожении комментария редакции сайта

Редактор  сайта: Игорь Симонов


4. Новости религиоведения

Конференция "Наука и Религия: столкновение и взаимодействие"

29 - 30 октября 2002 г. в Доминиканском Университете, Калифорния пройдет Международная Междисциплинарная конференция "Наука и Религия: столкновение и взаимодействие". Конференция поддержана Доминиканским Университетом и Обществом Индийской Философии и Религии. Темы конференции: Мистицизм и рационализм, Эволюция и Творение, Будущее и этика клонирования, Чудо и медицина, Шаманизм и знахарство, Бог, Брахман и Абсолют, Смерть Бога, Теизм, нигилизм и идеализм, Наука, сознание и действительность, Конфликт ценностей: религия и наука и др.

Ниже приводится подробный текст о предстоящей конференции (англ.)


Science and Religion: Conflict and Cooperation

We would like to invite you to the International Interdisciplinary conference on "Science and Religion: Conflict and cooperation" to be held at the Dominican University, California on October 29-30, 2002. The conference is sponsored by the Dominican University and the Society for Indian Philosophy & Religion. Possible topics include:

Reason, Faith and Belief
Mysticism and Rationalism
Evolution and Creation
Quantum Mechanics and 'holo'movement
Future and Ethics of cloning
Genetic Engineering and values
Miracle and Medicine
Religions and Holisting Healing
Science and Medicine
Shamanism and Medicine Man
Placebos and Reality
Tao of Physics
God, Brahman and Absolute
Death of God
Theism, Nihilism and Idealism
Science, Consciousness and Reality
Beyond Materialism
Artificial Intelligence and Nature of Consciousness
Mind, Brain and personal Identity
Conflict of values: Religion and Science
Technology, Society and Values

This list is illustrative and not exclusive. The conference also features a student paper competition. Papers may be from any discipline but must deal with the conference theme. We also encourage you to organize panels for secondary school teachers. Papers and panels devoted to the development of the theme of the conference. Scholars, professionals, community activists and graduate students who wish to present papers at the conference or serve as chairs, discussants, or commentators should submit abstracts of their papers (150 words) by October 10, 2002.

The program will consist of seminar-type sessions with chairperson, presenters and at least one discussant assigned to comment on each paper, poster sessions, round table thematic discussions sessions with moderators, workshops and panels-invited speakers.

Registration fee is $60.00 payable to SIPR drawn on US bank and mailed to the Secretary, SIPR,Campus Box, Elon University, Elon, NC 27244. Advance registration deadline is October 12,2002. On Site registration fee is $85.00.

Papers selected for the conference will be published (subject to editorial review) in a special issue of the Journal of Indian Philosophy & religion. Final paper for editorial review for publication in JIPR must be submitted by December 15, 2002.

For further information on the conference please contact any one of the following:

Dr. Chandana Chakrabarti
Conference Director
CB 2336
Elon University
Elon, Nc 27244
USA
Phone : 336-278-5713(office)
Fax: 336-278-5627
EM: chakraba@elon.edu

Dr. Anu Ganguly, Program coordinator
Assistant Professor of Chemistry
Department of Natural Science and Mathematics
Dominican University
50 Acacia Avenue
San Rafael,CA 94901
Phone:415-485-3248
EM: aganguly@dominican.edu

MS. Sukanya Chakrabarti
Program coordinator
Department of Physics
University of California
Berkeley, California


Текст опубликован по адресу: http://www.elon.edu/chakraba/scienceandreligion.htm


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное