Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 127



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 127

1 марта 2006 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Игумен Вениамин (Новик). Религия в светском государстве / Точка зрения

3. Юрий Максимов. Религиозный экстремизм, кто виноват и что делать? / Точка зрения

4. Соловьевский семинар "Софиологическое направление в русской философии и культуре: истоки, становление, эволюция" / Анонс события

5. Россия и Тибет. Сборник русских архивных документов, 1900-1914

6. Новостная лента

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". Конец месяца был омрачен компьютерными сбоями. Устранив технические неполадки, приступаем к работе. :-)

В марте планируются к выходу три выпуска рассылки, первый из которых - перед вами. Следующий выпуск выйдет уже после 10 марта, а до этого времени планируется обновление Упельсинкиной страницы. Заходите, читайте!

В сегодняшнем Выпуске нашей рассылки - новый раздел "Точка зрения", и две статьи в рамках этого раздела, любезно предоставленные нам авторами. Автор первой статьи - игумен Вениамин (Новик), г. Санкт-Петербург. Автор второй статьи - Юрий Максимов, г. Москва.

Обращаю Ваше внимание на то, что название раздела "Точка зрения" целиком отражает его содержание. Публикуемые статьи выходят в авторской редакции. Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редактора рассылки, а также с мнением других авторов. Обсудить статьи вы можете на нашем форуме, или же путем написания своей собственной статьи. :-)

Далее читайте анонс Соловьевского семинара, новости книжного рынка, а также Новостную ленту, подготовить которую помогла Светлана Алексеевна Жигиль. Большое спасибо!

Напомню также, что подписаться на нашу рассылку можно напрямую, отправив пустое письмо с темой "СОВРЕМЕННОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ" на адрес info@upelsinka.com. Конфиденциальность Вашего адреса при этом гарантируется. :-))

Свои отзывы, статьи, новости, ссылки, вопросы, замечания и пожелания Вы можете также присылать на e-mail: info@upelsinka.com.


2. Точка зрения

Игумен Вениамин (Новик),
г. Санкт-Петербург

Религия в светском государстве

Часто можно услышать, что государство не должно вмешиваться в религиозную сферу, которой должна быть предоставлена автономия или по-русски говоря - самостоятельность. Это верно, но только отчасти. Во внутреннюю сторону вероучения различных религиозных объединений светское государство действительно не должно вмешиваться. Для государства, а точнее говоря его законодательства, просто не существует многих религиозных понятий. Таких, например, как "ортодоксия, секта, святыня, благодать, дьявол". Но это не означает, что государству вообще не должно быть никакого дела до религиозных объединений.

Религиозные объединения, как и все негосударственные учреждения, согласно Конституции РФ, отделены от государства, но не отделены от общества и от государственного законодательства. Религиозные объединения имеют юридический статус и платят налоги. Чиновники часто неправильно понимают принцип отделения религиозных объединений от государства как их правовую дискриминацию и изоляцию их от общества. Но отделение от государства означает, в основном, невозможность для религиозных объединений участия в политических выборах и приход к власти. В этом они равны с другими негосударственными организациями.

Религиозные объединения должны, таким образом, подчиняться общегражданскому законодательству. Конституция РФ (ст.29.2), УК РФ (ст.282), запрещают действия, возбуждающие ненависть на социальной, расовой, национальной, религиозной почве. Очевидно, что ярким примером такого действия является намеренное надругательство над религиозными изображениями, символами и другими объектами почитания, что запрещает также Кодекс об административных правонарушениях (ст.5,26). Точно так же как является уголовно наказуемым надругательство над национальными гербом и флагом (УК РФ, ст.329). Законов, как видим, достаточно, почему же они почти не применяются? Дело в том, что в законах не даётся четкого определения надругательства. Особую сложность представляют ситуации, когда это надругательство совершается под видом искусства. Где здесь границы допустимого? Не является ли закон, запрещающий возбуждение вражды на религиозной почве модификацией средневековых законов против богохульства? Но одно дело, когда атеизм, используя логическую
аргументацию, отрицает бытие Бога, и совсем другое, когда публично оскверняются религиозные изображения, дорогие для многих людей. Сложность вопроса не отменяет необходимости его разумного решения.

Иногда говорят, что законодательство не дает определение понятия святыни, а поэтому не может идти речь об ее оскорблении. Но закон не дает многих определений, например, основных этических понятий добра и зла, что не мешает ему пресекать нарушения принципа следования добру в обществе. Закон, таким образом, должен пресекать только действия (не мысли и не убеждения), в явной форме провоцирующие гражданские беспорядки. Любой социально вменяемый гражданин должен признать необходимость такого закона. Ясно также, что любой закон формален, не может предусмотреть всех случаев и имеет ограниченную точность своего применения. Вряд ли данный закон может пресекать все возбуждения ненависти относительно небольших религиозных групп, не имеющих юридического лица. Но и такой закон может быть в целом справедливым и приносить, соответственно, пользу обществу.

Есть здесь посягательство на свободу слова и печати? Полная свобода может быть только для мысли. Свобода слова и печати уже подлежит некоторым ограничениям (нельзя клеветать и оскорблять других людей; в Европе, например, недопустимы любые насмешки над холокостом, даже под видом т.н. "актуального искусства"). Свобода действий подлежит еще большим ограничениям (УК РФ содержит много таких ограничений, включая ст. 282). Казалось бы, что здесь непонятного? Но почему-то часто раздаются возражения: "мы, мол, в светском государстве живем, инквизиции нам не надо". Но закон направлен не против инакомыслящих, инаковерующих и "еретиков", а против внешних действий провоцирующих гражданские беспорядки на национальной и религиозной почве. На то государство и существует, чтобы соблюдался, иногда и принудительно, принцип справедливости. Если мы, конечно, не хотим в России войн на религиозной почве, как это недавно имело место в арабских странах. В данном случае неважно, возникли они спонтанно или были "раскручены". Важно то, что на религиозной почве это оказалось возможно. Опасность в том, что от карикатурных войн можно перейти к самым натуральным.

Наша специфика такова, что любой закон и его правоприменение может иметь самые непредвиденные социальные и правовые последствия. Но это уже вопрос к нашей общей и правовой культуре.


3. Точка зрения

Юрий Максимов,
г. Москва

Религиозный экстремизм, кто виноват и что делать?

Совсем недавно произошел дичайший случай нападения на верующих в синагоге Москвы. Мы решили рассмотреть, в чем могут быть истоки подобных инцидентов.

Не затихают споры из-за нашумевшего случая кровопролитной трагедии, случившейся на минувшей неделе в одной из синагог Москвы, когда безработный ворвался в храм и нанес ножевые ранения служителям и верующим. Это показатель того, что в обществе происходит смещение ценностей. В традиционной русской культуре и религии превалирует уважение к оппоненту и желание понять другую точку зрения. В современной религиозной среде России ситуация несколько изменилась. Религиозное сообщество поделено на правых и неправых. В первую категорию входят так называемые традиционные религии. А все остальные старательно перемешиваются и относятся к категории "нетрадиционных". Одним из идеологов этого направления является некто Александр Дворкин. При помощи различных нехитрых пиаровских ходов, типа организации статей-страшилок, или семинара с показом жуткого фильма о "сектах", у народа создаётся вполне стойкое впечатление о вреде этих "нетрадиционных" религий.

Кстати сам Дворкин, в свое время был отчислен из МГУ и декан факультета, на котором преподавал Дворкин, Ясен Засурский пишет, что "контракт с ним не был продлен из-за отсутствия образовательного уровня". Тем не менее, это не мешает господину Дворкину и иже с ним, проводить различные мероприятия и семинары с пышными названиями типа "Тоталитарные секты, угроза", в различных регионах страны. Что характерно, вся суть этих собраний сводится к обвинениям нетрадиционных религиозных сообществ (и не религиозных организаций) в том, что они якобы не такие как "мы", и следовательно они враги, и перед нами старая, как мир "догма" про врагов человечества. При этом используется полный набор политтехнологий для одурачивания населения своими идеями и запугивание страшилками про секты.

На конференции "Тоталитарные секты - угроза XX века" проходившей в 2001 году в Нижнем Новгороде, один из поборников этих борцов за "чистоту нравов" так и говорил: "И я думаю, для многих будет достаточно, чтобы отсюда уехать. По крайней мере, не один кирпич полетит в эту форточку. Я не подстрекатель".

Или например, Коваленкова Ольга на сайте Комсомольской правды цитирует господина Дворкина на одном из последних "семинаров", проходившим в Ульяновске в декабре 2005 года: "Что касается государства, то в нем "секта" чувствует себя как диверсионный отряд на территории, захваченной неприятелем. А это значит, что, в этом случае все средства хороши: кража, убийство, теракт. Ведь в случившемся виновен неприятель" - конец цитаты. Соответственно вывод, к которому приходит обыкновенный человек, прослушавший этот бред, что нужно покончить с ними. И начинают происходить странные вещи, вроде нападений на верующих или религиозных представителей и актов вандализма. Как это было с Церковью Евангелистских Христиан-баптистов в подмосковном городе Чехове. Сайт "Мир Религий" сообщает, цитирую: "Тогда здание церкви было забросано бутылками с зажигательной смесью, в результате чего староста - пожилая женщина - с ожогами попала в больницу". Или, например, можно вспомнить, как в Екатеринбурге, после таких "просветительских лекций" целая толпа устроила гонение на прихожан местной протестантской церкви. Собралась масса взбудораженных людей, которые при входе в здание церкви оскорбляли прихожан церкви, пришедших молитвой поддержать жертвы Бесланской трагедии, и угрожали им. Об этом сообщало агентство "Благовест-инфо".

Так что же, нам теперь ждать, когда слушатели этих семинаров схватят оружие и ворвутся в храмы с криками "Я ПРИШЕЛ СЮДА УБИВАТЬ!", как совсем недавно случилось в синагоге Москвы? Нет, думается, что не стоит этого ждать. А нужно сейчас, засучив рукава, активно противодействовать экстремизму во всех сферах, в том числе и в религиозной среде. Не допуская появления в СМИ и Интернете подобной подстрекательской, содержащей ложь пропаганды.
Сейчас в Государственной думе готовятся поправки к законам с целью пресечь все проявления экстремизма в Интернете и в обществе, как сообщает агентство
"Росбалт".

Возникает ещё один вопрос, а как подобна
я "религиозная деятельность" согласуется с заповедями Христианства? Например, цитируемый "проповедник" Дворкин очень любит взывать к Православию, заявляя, что он православный верующий. Однако еще в 1999 году этот миф о Дворкине был развенчан публицистом Александром Нежным в статье "Уроки сектоведения", вышедшей в газете "Московские новости". В ней автор ясно показал, каковы истинные Христианские ценности и насколько они не соответствуют действиям сектоведов, подобных Дворкину, которые специализируются на создании напряженности и конфликтов в религиозной среде.

Вот и последний инцидент с отказом в разрешении строительства храма верующих Кришнаитов в Москве, не обошелся без участия антикультистов. На организованных борцами с сектами митингах выступали всё те же лица, в числе которых был и Дворкин. Эти господа продолжают проталкивать идеи о якобы губительном влиянии сект, провоцируя новые межрелигиозные инциденты и новые нападения. Сейчас этот международный скандал пытаются затушить, но предстоит еще найти компромисс, чтобы права граждан России, являющихся последователями идей Кришны, были соблюдены.

Конституция Российской Федерации гарантирует своим согражданам право на свободу совести и вероисповедания. Поэтому было бы законным, чтобы как в центре (в Думе и правительстве) так и на местах (в органах местного самоуправления), положения конституции России поддерживались руководителями этих органов. Делая акцент на том, что объединяет нацию на основе Конституции и ее справедливых принципах, можно достичь стабильности и уверенности в будущем для нас и наших детей.


4. Анонс события

Соловьевский семинар
"Софиологическое направление в русской философии и культуре:
истоки, становление, эволюция"

14-15 апреля 2006 г.

состоится очередное заседание Соловьевского семинара

Тема: "Софиологическое направление в русской философии и культуре:
истоки, становление, эволюция"

Основные проблемы и темы для обсуждения
  • Софиологические исследования: состояние и перспективы.
  • Античные истоки софиологической традиции.
  • Христианские и гностические истоки софиологии Вл. Соловьева.
  • София в Св. Писании и у отцов Церкви.
  • Софиология Вл. Соловьева и Каббала.
  • Влияние западноевропейской мистической традиции на софиологические воззрения Вл. Соловьева.
  • Русская академическая философия и софиология Вл. Соловьева.
  • Трактат "София" и его место в творчестве Вл. Соловьева.
  • Софиология Вл. Соловьева: софиология и учение о Богочеловечестве; софиология и антропология; софиология и историософия; софиология и экклесиология.
  • Софиологические мотивы в эстетике Вл. Соловьева.
  • София в поэтическом творчестве Вл. Соловьева.
  • Учение о Софии Вл. Соловьева и его значение для возникновения софиологического направления в русской философии ХХ в.
  • Рецепция учения о Софии Вл. Соловьева в русской религиозной философии и православном богословии.
  • Софиология и догматические учения православия и католичества.
  • Наследие Вл. Соловьева и методологические проблемы современного философского и социогуманитарного знания.
  • Софиология и гендерные исследования.
  • Опыт и перспективы современных междисциплинарных и компаративистских исследований софиологической темы в наследии Вл. Соловьева.

Заявки на участие в работе семинара необходимо направлять за месяц до соответствующего заседания. В заявке должны быть указаны: Ф.И.О., ученая степень и звание, должность и место работы, адрес для переписки, контактные телефоны, адрес электронной почты и необходимость бронирования места в гостинице. Вместе с заявкой высылаются тезисы выступления/доклада объемом до 2 страниц.

Тексты выступлений (до 7500 знаков) и докладов (до 20000 знаков) высылаются почтой или представляются в ходе работы семинара в электронном виде на дискете (3,5 дюйма) с приложением двух экземпляров распечатки.

Оргвзнос в размере 200 руб. на техническое обслуживание работы семинара и издание материалов уплачивается при регистрации.

Участник трех заседаний семинара, выступивший с докладами и представивший к публикации в периодическом сборнике научных трудов "Соловьевские исследования" статью, рецензию или аналитический обзор, имеет возможность получить Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации ФПКП Ивановского государственного энергетического университета.

Правила оформления рукописи:
  • текст должен быть представлен в виде файла на дискете (3,5 дюйма), набранного с использованием редактора Win Word 6,0 или 7,0 и на бумажном носителе в 2-х экземплярах;
  • маркировка дискеты должна содержать Ф.И.О. автора и название;
  • текст должен быть набран через 1 интервал, шрифт "Times New Roman", размер шрифта 12;
  • параметры страницы: все поля - 2,0 см;
  • отступы в начале абзаца - 5 символов;
  • запрет висячих строк обязателен;
  • сноски в конце текста;
  • Ф.И.О. автора - прописными буквами в правом верхнем углу; ниже - название учреждения, где работает автор, строчными буквами; ниже - прописными буквами название темы; далее - текст;
  • страницы текста не нумеруются.

Редакционная коллегия оставляет за собой право на редактирование статей. Рукописи и дискеты не возвращаются.

Руководитель семинара - д-р филос. наук, профессор Максимов Михаил Викторович

Наш адрес:

153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34, ИГЭУ, кафедра философии, Максимову Михаилу Викторовичу.
Тел.(р.): (0932) 38-57-56
Тел.(д.): (0932) 38-74-23
Факс: (0932) 38-57-01
E-mail: maximov@economic.ispu.ru, philosophy@economic.ispu.ru

Источник: Официальный сайт Соловьевского семинара


5. Книжные обзоры

Россия и Тибет. Сборник русских архивных документов, 1900-1914 / Сост.: Е. Белов, О. Святецкая, Т. Шаумян, Ред.: Е. Белов. - М., ГРВЛ, 2005. 231с.
ISBN 5-02-018440-3

В книгу включены 122 оригинальных документа начала XX в. из Архива внешней политики Российской империи, в том числе переписка русского царя и Далай-ламы, донесения и письма российских дипломатических представителей из Лондона, Калькутты, Пекина и Урги. Публикуемые документы проливают свет на малоизученные страницы истории международных отношений в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, дают представление о месте Тибета во внешней политике России.

Источник: Dharma Books


6. Новостная лента

***

17 февраля 2006 г.
Киргизстан: Убийство христианина как результат нетерпимости к учению

Недавнее убийство этнического киргиза Сактинбая Усманова, было кульминаций серии демонстрации нетерпимости определенной части мусульман к иной вере - так сообщил Форум 18 Службы Новостей. Усманов был единственным христианином в своем селе. Подстрекателем данного инцидента стал сельский мулла Нурлан Асангоджаев. Удивляет то, что виновники смерти Усманова были пьяны, что запрещено исламом. Сразу же после обращения Усманова в христианство мулла настаивал на его проклятии и изгнании из общины - это характерно для традиций центральной Киргизии. Асангджаев также запретил хоронить погибшего на местном кладбище. В интервью форуму мулла сказал: "Я не могу привести убедительные доказательства, но убежден, что Усманова убили протестанты, так как он хотел перейти обратно в ислам". Сын Сактибая Усманова, протестантский пастор Руслан Усманов, категорически отверг это объяснение, назвав его чудовищной клеветой. Форум отметил, что в центральной Азии встречается ряд актов нетерпимости, включая проявление открытой враждебности, против мусульман, перешедших в христианство.

Источник: http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=728

Перевод: С.А. Жигиль

***

28 февраля, 2006
США уверены, что в Иране грубо нарушаются религиозные свободы

Комиссия США по международной религиозной свободе выпустила специальное заявление о положении религиозных меньшинств в Иране.

По мнению членов Комиссии, в этой стране не иссякает "поток оскорбительных заявлений политиков и религиозных лидеров" в адрес меньшинств, члены этих общин подвергаются притеснениям, арестам и физическому насилию, что "что является очевидным свидетельством тревожной тенденции угнетения".

Комиссия по международной религиозной свободе была создана Конгрессом США в 1998 году и проводит мониторинг свободы вероисповедания за пределами Америки.

По словам председателя Комиссии Майкла Кромарти, в настоящее время иранские лидеры прибегают к риторике, сходной с той, которая была популярна вскоре после Исламской революции. В стране усилились притеснения религиозных меньшинств, права которых и раньше регулярно нарушались.

Кромарти рассказал корреспонденту ENI, что в последние месяцы особенно тяжело пришлось верующим общины бахаи, на которых совершались нападения, а некоторые члены общины были арестованы.

Иранские христиане все чаще и чаще подвергаются арестам, нападениям, спецслужбы ведут за ними слежку, сообщил Кромарти. "За последние годы было отмечено несколько случаев, когда власти проводили рейды в церквях во время службы, арестовывая и запугивая верующих и религиозных лидеров", говорится в сообщении Комиссии. В документе приведен пример пастора-евангелика, который был обвинен в вероотступничестве. Шариатский суд оправдал его, однако и после этого пастора не выпустили из заключения.

Источник: "Религия и СМИ", со ссылкой на "РИА Новости"

***

28 февраля 2006 г.
Портал "Церковные ресурсы" стал самым посещаемым религиозным сайтом в Австралии


Архиепископ Барри Хикки, председатель Епископского комитета по вопросам СМИ, поздравил портал "Церковные ресурсы" с присуждением звания самого посещаемого религиозного сайта Австралии за 2005 год.

Премия, учрежденная исследовательской Интернет-компанией "Hitwise", была вручена представителям "Церковных ресурсов" в минувшую пятницу в Сиднее. В состав портала входит несколько сайтов, повествующих о религиозных новостях. Но центральное место в нем занимает все же сайт CathNews. Этот информационный ресурс посещает 88% всех людей, которые заходят на сайты "Церковных ресурсов".

"Портал "Церковные ресурсы" содержит новости и комментарии по вопросам, касающимся Католической Церкви Австралии и всего мира. Я убежден, что популярность этого ресурса будет только увеличиваться", подчеркнул епископ Хикки.

"Мы рады видеть, что наши усилия в деле информирования людей о религиозных новостях, были так высоко оценены", заявил Питер Добби, руководитель информационного отдела "Церковных ресурсов".

Источник: "Религия и СМИ", со ссылкой на "Agnuz"


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


В избранное