Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 178



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 178

4 декабря 2008 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"

2. Сто лет Клоду Леви-Строссу / Классики религиоведения

3. События в мире / Новостная лента

4. Art of War. Оружие и доспехи самураев в музее искусства народов Востока / Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех подписчиков очередным Выпуском "Современного религиоведения".

Наш сегодняшний Выпуск посвящен анонсам предстоящих событий, новостям и обзорам. Но первое место в сегодняшнем Выпуске занимает материал о Клоде Леви-Строссе, отметившем 28 ноября 2008 г. свое столетие.

Последние обновления на сайте Dansk.Ru:

Йорн Утцон - http://dansk.ru/content/view/76/1/lang,russian/
Ушел мастер Сиднейской оперы - http://dansk.ru/content/view/75/1/lang,russian/
Уникальный камень найден вблизи Хорсенса - http://dansk.ru/content/view/74/1/lang,russian/
Религия в древней Скандинавии - http://dansk.ru/content/view/73/1/lang,russian/
Францисканцы в Дании - http://dansk.ru/content/view/72/1/lang,russian/
Русская Православная церковь в Копенгагене - http://dansk.ru/content/view/71/1/lang,russian/

До скорой встречи!


2. Классики религиоведения

Печальный тропик
Сто лет Клоду Леви-Строссу

Тропик - воображаемый круг, параллельный экватору.
Словарь Ушакова

28 ноября 2008 года исполняется сто лет Клоду Леви-Строссу, выдающемуся французскому антропологу, социологу и философу. Юбиляр, к счастью, жив и находится более или менее в добром здравии, насколько это позволяет ему почтенный возраст. На родине Леви-Стросса чествуют с начала года и с подобающим размахом: например, издательство Gallimard издало его тексты в престижнейшей серии "Библиотека Плеяды". Заслуги ученого признаются столь широко, что в канун дня рождения его поздравил генеральный секретарь ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

Леви-Стросс родился в Брюсселе в семье художника, но детство и юность его прошли в Париже. Он изучал право и философию в Сорбонне, затем оставил право и занялся только философией. В 27 лет он вместе с группой других молодых французских ученых уехал преподавать в Бразилию, в университет Сан-Паулу. До 1939 года он одновременно преподавал и занимался этнографией, путешествуя по внутренним районам этой необъятной южноамериканской страны. О своих наблюдениях и странствиях в ту пору он рассказал в одной из самых знаменитых своих книг - "Tristes Tropiques" ("Печальные тропики"). В середине 1990-х он опубликовал еще две книги о бразильских впечатлениях - "Saudades do Brasil" и "Saudades do Sao Paulo" ("Тоска по Бразилии" и "Тоска по Сан-Паулу").

"Печальные тропики" - самая доступная для неподготовленного читателя книг Леви-Стросса. Она написана безупречным языком и дышит неподдельной любовью к описываемым людям и местам. Ученый рассуждал о том, как сталкиваются и проникают друг в друга разные цивилизации, и о том, как функционирует их пограничная зона. Он не ограничился наблюдениями за бразильскими обществами, но сопоставил их с историями из жизни европейских и азиатских народов.

В 1940-м, после капитуляции Франции, Леви-Стросс перебрался в Нью-Йорк, где ему удалось продолжить занятия наукой. После войны он недолго занимал дипломатический пост, а затем окончательно вернулся к преподаванию и исследованиям. Он работал в Национальном центре научных исследований, в Музее человека и в Практической школе высших исследований Парижского университета. В 1960-х Леви-Стросс перебрался в Коллеж де Франс, где возглавил Лабораторию социальной антропологии.

К этому времени у него уже вышли десятки статей и несколько книг, в том числе "La Pensee sauvage" (по-русски ее находчиво перевели "Неприрученная мысль", но в оригинале обыгрываются и "дикарь", и цветок "анютины глазки", и даже - краешком - слова безумной Офелии), "Anthropologie structurale" ("Структурная антропология", у нас вышла в 1983-м) и "Le Totemisme aujourdhui" ("Тотемизм сегодня", русский перевод 1994 года).

Леви-Стросс преподнес в этих работах новый метод подачи материала: сначала обобщить факты, а затем сравнить их. "Обобщить факты - это значит выявить структурные элементы, проявлением которых эти факты являются; эти элементы коренятся в бессознательном; после этого можно сравнивать эти структурные элементы между собой", - резюмировал подход Леви-Стросса исследователь Н.А. Бутинов.

Фактами, которые копил и систематизировал Леви-Стросс, были мифы и сказки, системы родства и брака, устройство деревень, рисунки и татуировки, и масса других вещей, материальных и нематериальных. Он использовал в своих работах не только гуманитарные описательные методы, но и математические. Он задействовал лингвистику, психологию и биологию, поэтому его труды оказывались шире рамок любой отдельно взятой дисциплины.

Основной корпус работ, включая четырехтомные "Mythologiques" ("Мифологики") и "La Voie des masques" ("Путь масок"), он опубликовал к середине 1970-х. Его заслуги признаны крупнейшими мировыми академиями, но больше всего почестей он, конечно, получил на родине, которая наградила его Большим крестом ордена Почетного легиона и буквально всеми возможными государственными почестями.

Леви-Стросс ввел в оборот наук о человеке такие понятия, как бинарные оппозиции и код, объяснил проблематику систем обменов, в том числе брачных. Он придал оппозициям универсальную значимость и писал о том, что со времен неолита культура человека постоянно отодвигается от его природы и по мере развития общества этот разрыв увеличился настолько, что современный человек уже не знает практически ничего о своем внутреннем содержимом - современный человек неправильно функционирует, "нуждается в ремонте". Для "починки" требуется как можно более глубокое изучение всех аспектов жизни человека, и тогда его природа станет ключом к познанию природы в целом.

У Леви-Стросса все это получается легко, естественно и не дидактично. В конце концов, несмотря на свое глубокое уважение к жизни примитивных народов, он никогда не ощущал себя одним из них и не пытался слиться с ними. Он точно знал, кто он и где он, и знал, что его задача - не изменить себя, а рассказать другим о том, каким бывает мир. Он мечтал и, надо полагать, мечтает, что некоторые, почти нетронутые машинной цивилизацией края еще можно спасти. Правда, уже в 2005 году он говорил, что иллюзий у него не осталось: "Я доживаю свои дни не в том мире, который любил". Но он успел описать тот любимый мир, о котором иначе мы бы вообще ничего не узнали.

Юлия Штутина

Источник: Lenta.Ru

Ссылки по теме:

Биография:
Леви-Стросс. Биография

Фрагменты работ:
Бронислав Малиновский
В травяной лавке мифов
Путь масок
Тотемизм сегодня

Критика:

Морсон Пер.
Леви-Стросс и структурная антропология


3. События в мире / Новостная лента

В Третьяковке открылась выставка "Иконопись эпохи Романовых"

27 ноября в Третьяковской галерее открылась выставка "Иконопись эпохи Романовых", на которой представлены редкие иконы XVIIXX веков. Среди икон выставки экспонируются работы художников Палеха и Мстеры, сообщают "Новые Известия".
"Иконопись эпохи Романовых" позволяет проследить развитие искусства писания икон в России. На манеру иконописцев влияли и художественные заимствования - из европейского искусства и Византии, и текущие политические события - при правлении того или иного императора становилось популярно изображение соответствующего правителю святого.

Среди представленных работ примечательны "Богоматерь Августовская", включающая изображение молитвы солдат на немецком фронте 1915 года, "Иоанн Предтеча в пустыне" с пейзажем в манере нидерландских художников.

Выставленные иконы ранее находились в семейных собраниях.

Выставка продлится до 13 января 2009 года.

Источник: Lenta.Ru, 27 ноября 2008

***

Около Мачу-Пикчу обнаружили инкскую мумию

В Перу археологи обнаружили инкскую мумию на раскопках близ горы Мачу-Пикчу, сообщает AP 29 ноября.

По словам археологов, пол и возраст мумифированного человека определить пока не удалось, однако тщательное исследование находки еще предстоит. Рядом с мумией было обнаружено 25 церемониальных предметов, в том числе золотые украшения и керамическая посуда.

Мумия была обнаружена в 20 километрах от Мачу-Пикчу в раскопе около деревни Торонтой, где располагалось торговое предприятие инков.

Город инков на горе Мачу-Пикчу на высоте около двух километров над уровнем моря был построен в середине 15 века и функционировал до прихода испанцев в 1532 году. В течение 400 лет он был заброшен, а о его существовании знали только жители близлежащих деревень. "Открытие" города произошло в 1911 году после посещения Мачу-Пикчу профессором Йельского университета Хайремом Бингхемом.

Источник: Lenta.Ru, 29 ноября 2008

***

В Китае нашли реликварий с костью Будды

Китайские археологи нашли в Нанкине миниатюрную ступу, в которой заключен священный для буддистов фрагмент черепа Сиддхарты Гаутамы, Будды Шакьямуни. Находка была сделана еще в августе, ее перенесли в музей, но только в конце ноября показали прессе. Однако, как пишет газета The Telegraph, до открытия пагоды может пройти еще немало времени.
Археологи обнаружили не только ступу, но и стелу, на которой содержится ее описание. В нем говорится, что внутри ступы заключены два ковчежца - золотой и серебряный. В золотом лежит кость Будды. Предварительное обследование показало, что внутри ступы действительно находятся два небольших металлических ящичка.

Описание деревянной ступы, украшенной серебром, золотом, цветным стеклом и янтарем, совпадает с описанием ступы, подаренной индийским царем Ашокой (273 -232 годы до нашей эры) храму Чангань, расположенному на территории Нанкина. Ашока, по преданию, разложил прах Будды в 84 тысячи ковчежцев и разослал их по буддийским обителям. 19 из них попали в Китай.

Если подлинность нанкинской реликвии подтвердится, то город станет одним из важнейших центров буддизма в Китае. В 2009 году в расположенном недалеко от Нанкина городе Уси, где установлена самая большая бронзовая статуя Будды, пройдет Второй всемирный форум буддистов.

Источник: Lenta.Ru, 24 ноября 2008


4. Доска объявлений

Art of War. Оружие и доспехи самураев в музее искусства народов Востока

c 21 октября 2008 по 14 января 2009
В Государственном музее искусства народов Востока открывается выставка THE ART OF WAR. Оружие и доспехи самураев в рамках российско-японского проекта Сохранение мирового наследия и фестиваля Японская осень.

Главная задача выставки - показать зрителю мир глазами самурая отважного воина, готового в любой момент пожертвовать своей жизнью ради высших идеалов, и утонченного поэта, умеющего видеть и ценить красоту во всех ее проявлениях. В основе такого уникального мировоззрения лежит философия бусидо или Пути Воина - гармоничного сочетания беззаветной веры, абсолютной преданности и самодисциплины, беспредельной искренности и тонкого чувства прекрасного. Проект THE ART OF WAR. Оружие и доспехи самураев представит антикварные предметы быта японских военных феодалов, произведения декоративно-прикладного искусства и оружейного мастерства эпохи Муромати или Сражающихся Царств, а также золотого века японского искусства более 250 лет правления клана Токугава из столицы Эдо современного Токио. Военное мастерство, взаимоотношения с любимой женщиной, особая философия быта и отношения к искусству - все в жизни самурая было подчинено благородным принципам бусидо. Отсюда строгость и правильность линий, глубокий символизм как в военных атрибутах, так и в произведениях искусства всех жанров. В них нет ничего лишнего, а, напротив, - сохранено только значимое. Этим обусловлен магнетизм японского искусства, основанного на принципах совершенства, сочетания высокой эстетики содержания и одновременно гениальной простоты формы. Многие факты о жизни самураев и культуре эпохи в целом сегодня известны нам благодаря уникальным произведениям декоративно-прикладного искусства. В реконструкции быта японских воинов будут представлены экспонаты, выполненные с исключительным мастерством: антикварная мебель, в том числе экспонаты с ювелирной инкрустацией, бронза и керамика, ширмы, живопись, гравюры, коллекция кукол и исторических костюмов. Исполненные сложного философского смысла произведения декоративной живописи и поэзии свидетельствуют о безупречном вкусе их авторов и заказчиков, высокой эрудированности во всех сферах творческой деятельности - результатах серьезного эстетического воспитания и духовной дисциплины. К примеру, чтобы в полной мере оценить эстетическую ценность живописных произведений, основанных на разнообразных сюжетах классической литературы, необходимо было знать все тонкости литературных первоисточников. Ведь целью художника всегда было не просто воспроизведение сюжетной ситуации, а передача поэтического смысла эпизода, его философского подтекста.

В экспозиции будут использованы новейшие японские мультимедийные технологии, которые обеспечат совершенно неожиданный эффект восприятия, заставив свидетельства давно ушедшей эпохи вступить в диалог со зрителем. Война как искусство главный, но не единственный аспект жизни самурая, проект THE ART OF WAR. Оружие и доспехи самураев поможет увидеть мир доблестного воина во всем его многообразии, понять, какое место в его жизни занимали женщина и искусство. В рамках выставки основатель и Президент филиала Икэбана Икэнобо в России и странах СНГ, профессор Ямада Мидори представит посетителям экспозиции сразу несколько видов традиционных искусств так называемых изящных досугов японских женщин: икэбана школ Икэнобо и Согэцу, чайную церемонию, японскую живопись тушью суми-э, прекрасные кимоно из своей частной коллекции, оригами, рисованные открытки этэгами и украшения комоно. Проект ART OF WAR. Оружие и доспехи самураев в полном смысле интерактивный - в рамках выставки пройдут встречи, кинопоказы, обучающие семинары и мастер-классы по владению историческим оружием и испытанию его качеств. Изысканному искусству составления цветочных композиций - икэбана, секретам японской чайной церемонии (тя-ною) и каллиграфии (сё-до) посетителей выставки будет обучать госпожа Ямада Мидори, а открытие экспозиции станет поводом для приезда в Москву одной из суперзвезд японского кинематографа. На открытии выставки будут присутствовать представители Посольства Японии в России, искусствоведы, коллекционеры, деятели культуры и искусства.

Государственный музей искусства народов Востока
Адрес: город Москва, Никитский бульв., 12-а
Проезд: Ст. м. "Арбатская", "Тверская", "Пушкинская", "Чеховская", тролл.15, 31
Телефоны: (495) 291-9614, 291-4966, 291-8219
URL: www.orientmuseum.ru

Источник: Этно-Журнал / Новости / События культуры/

 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!


В избранное