Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 10

25 июля 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Зороастризм

3. Мифология. Мифы Индии. Ману и рыба

4. Этнография. Берег Слоновой Кости

5. Тексты. Священный Коран

6. Классики религиоведения. Эмиль Дюркгейм

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Главная новость - вышел первый номер Приложения к рассылке "Введение в религиоведение". В Приложениях будут освещаться наиболее актуальные вопросы, поставленные Вами.

В этом Выпуске мы сможете ознакомиться со следующими материалами. История религий - Зороастризм. В предыдущих Выпусках (а точнее - в Выпуске 7 ) мы, несколько опережая события, уже упоминали  о главном тексте зороастризма - "Авесте". О том, как построена "Авеста", а также рассказ об обрядности зороастризма - читайте в следующих выпусках. Мифология - миф о потопе в индийской трактовке. Этнография - продолжаем рассказ о религиях стран Африки - Берег Слоновой Кости. Тексты - фрагмент из Священной книги мусульман - Коран. Классики религиоведения - краткая биография социолога религии Э. Дюркгейма и фрагмент из его работы "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии". В конце Выпуска, как обычно - Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Зороастризм - религия, возникшая на территории Древнего Ирана в VII-VI вв. до н.э. Пророк и основатель религии зороастризма - Заратуштра (Зороастр - др.греч., Зардушт - среднеиран.)

Социальное содержание религиозной реформы Заратуштры в самых общих чертах сводится к возникшим в оседлой восточно-иранской среде требованиям обеспечить мирные условия существования оседлого скотоводства и земледелия. Первое из них заключалось в политическом объединении на основе сильной власти, второе в решительной борьбе с соседями-кочевниками, которые постоянными набегами, грабежами и угоном скота мешали оседлому хозяйству.

В религиозном же плане эта проповедь преломилась в проповедь единобожия, отрицания племенных
культов, в идею необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы Добра со Злом, Правды с Ложью. Борьба эта приобретает космические масштабы и составляет основу того последовательного дуализма, который так характерен для зороастрийского мировоззрения.

Традиция относит время жизни Заратуштры к концу VII началу VI в. до н.э. Основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрел немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство князя Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению. Погиб Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турками, т.к. саками.

После смерти Заратуштры в течение столетий складывается одна из важнейших религий древности зороастризм. Наиболее обычным ее названием среди зороастрийцев было вахви даэна маздаясни добрая вера почитателей Мазды .

Высшую степень зороастрийской небесной иерархии занимает своеобразная группа божеств, так называемые Амэша-Спэнта. Число их в более позднее время колеблется. За ними следуют язаты-боги. Здесь Митра (среднеперс. Михр), древнее божество договора (впоследствии связываемое с солнцем), одно из самых почитаемых. Высокое положение занимает Рашну божество правосудия, атрибут его золотые весы. На видном месте находятся божества, олицетворяющие силы природы. Прежде всего это огонь, Атар, сын Ахура-Мазды. Как особый класс божественных существ выделяются в зороастрийском пантеоне фраваши (во мн. числе сохранилось в названии месяца фарвардин). Это нечто вроде душ или ангелов-хранителей, существующих от века для каждого существа, в том числе и для самого Ахура-Мазды.

Злой дух Анхра-Манью (Ахриман) в борьбе с Добром также обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды. Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Некоторые из них (например, Индра, Нахатья) древние божества, проклятые Заратуштрой.

Зороастризм считает пространство и время бесконечными. Все пространство делится на две части: одна часть бесконечный свет, область Добра и Ахура-Мазды, другая бесконечная тьма, область Зла и Ахримана. Земля, согласно зороастризму, шарообразна; иногда в Авесте к ней прилагается эпитет скарна круглая . Небо имеет три сферы (ступени, среднеперс. падак, тадж. поя) сферу звезд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца (конечно, вверху) находится Гаронмана Дом Хвалы , рай Ахура-Мазды. Внизу (противоположно ему) темное царство дэвов, место плохого бытия дуэахва (тадж. Дузах). Посреди место смешения света и тьмы, Добра и Зла область жизни.

В последовательном соответствии с основной дуалистической доктриной (все движение есть борьба двух начал) творение Ахура-Мазды статично, пока не вмешивается Ахриман. Последний, создав себе армию дэвов, пробивает небесную сферу и вторгается в мир. Вторгнувшись в творение Ахура-Мазды, Ахриман немедленно начинает контртворение во всех доступных областях. На небе он создает планеты, кометы и метеоры, т.е. тела, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман создает вредных животных, загрязняет воду, отравляет растения и в конце концов доводит до смерти первого, созданного Ахура-Маздой Быка и первого человека Гайа Мартан (среднеперс. Гайомарт, в эпосе  Каюмарс). Но от Быка и человека остается семя. Из первого рождаются животные, из второго мужчина Машйа и женщина Машйои (среднеперс., авест. Мартйа и Мартйанаг), от которых и пошел род человеческий.

Период творения длится также 3 тыс. лет. Следующие 3 тыс. лет история борьбы до появления Заратуштры. После Заратуштры миру остается существовать еще 3 тыс. лет. За это время три раза ровно через тысячу лет друг после друга должны явиться человечеству три Спасителя Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах (или Астват-нэмах) и Саошьянт (или Астват-Эрэта) (часто их всех трех называют Саошьянтами). В последней схватке силы Зла терпят, наконец, последнее и окончательное поражение. Мир очищается потоком расплавленного металла, а все, что остается после этого, обретает жизнь вечную. Этим обновлением мира - фрашо-кэрэти (среднеперс. фрашкард) и кончается двенадцатитысячелетний период.

Согласно зороастрийскому учению, главная цель создания и жизни человека помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Это прежде всего активная деятельность, посильное участие в космической борьбе. Содержание деятельности праведного определяется известной зороастрийской триадой: хумата, хухта, хваршта добрые помыслы, добрые речи, добрые дела , противопоставляемой триаде неверных: дужмата, дужухта, дужваршта злые помыслы, злые речи, злые дела .


3. Мифология

Мифы Индии

Ману и рыба

Однажды, давным-давно человек по имени Ману умывался. Опустив в кувшин с водой руку, он поймал маленькую рыбку. Рыбка заговорила с ним: Если ты согласишься заботиться обо мне и защищать меня, пока я не вырасту, я спасу тебя от ужасных вещей, которым предстоит произойти . Ману спросил рыбку: Что ты имеешь в виду? Какие ужасные вещи? Рыбка ответила, что вскоре начнется великий потоп, который уничтожит всех людей на свете. Потом рыбка сказала Ману, чтобы он поместил ее в глиняный кувшин, и Ману повиновался. Когда рыбка подросла, Ману сменил кувшин на больший, и так продолжалось до тех пор, пока она не выросла окончательно. Тогда ее уже можно было отпускать в море. Рыбка превратилась в гаша, одну из самых больших рыб на свете.

Рыба велела Ману построить большой корабль, поскольку до потопа оставалось всего несколько месяцев. Когда начались дожди, Ману привязал веревкой свой корабль к хвосту гаша, и она вела за собой корабль, когда воды поднялись. Вскоре воды покрыли всю землю, а когда они схлынули, гаша помогла Ману добраться до вершины горы.


4. Этнография

Берег Слоновой Кости

Берег Слоновой Кости занимает территорию 322,5 тыс. кв. км. Наиболее крупные народы бауле и анья (свыше 23 % населения), которые проживают на востоке центральных департаментов (Бваке, Димбокро) и на юге восточных департаментов (Абенгуру и Абонсо). Основное занятие тропическое земледелие.

Местных традиционных верований и культов придерживается примерно 64 % (в 1977 г.   4,275 млн. человек) населения страны. Это главным образом бауле, анья, так называемые лагунные племена, большинство сенуфо, частично дан, квени, лоби, бакве, гере, бете и др. Для некоторых, напрмер бауле и анья, характерны политеистические верования, для остальных народов родо-племенные культы почитания сил природы, культ предков. В жизни таких народов, как дан, квени и некоторые другие, большую роль играют тайные союзы типа Поро и т. п.

Ислам начал распространяться на территории, занимаемой современным Берегом Слоновой Кости, примерно с ХI ХIII вв. В те времена северная часть страны входила в состав средневековых государств Западной Африки Ганы, Мали, Сонгай. Первыми приняли мусульманство малинке, бамбара. Но ислам не получил широкого распространения, за исключением, пожалуй, некоторых северных районов.

Христианство начало распространяться среди местных народов Берега Слоновой Кости с ХIХ в. Удельный вес христиан составляет примерно 11,5 % (или в 1977 г. около 770 тыс. человек) численности населения. Из местных народов этого вероисповедания придерживаются бауле, анья, бете, частично лоби и др. Подавляющее большинство христиан сосредоточено в южных департаментах, особенно в Абиджане и его окрестностях, а также в центральных департаментах.

Христианско-африканские церкви и секты пользуются довольно большим влиянием среди части населения Берега Слоновой Кости. С 1913 г. широкое распространение получило учение Харриса, проникшее из соседней Либерии. В настоящее время эта секта известна и под названием Церковь Харриса.  [...]


5. Тексты

Коран (правильнее Ал-Коран, араб. "Чтение"), священная книга мусульман, главный источник вероучения ислама. Составлена после смерти пророка Муххамеда из сохранившихся в устной передаче его изречений и откровений. Коран содержит в себе поучения, законы, легенды, полемику против язычников, христиан и евреев. Разделяется на 114 сур (глав), между которыми нет внутренней связи. Суры состоят из ритмико-смысловых отрывков (айат), общим числом 6206. Традиционно суры делят на мекканские (возникшие до 622 года) и мединские (622-632 год).

Священный Коран

Сура 1. Открывающая книгу.

(1). Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
1 (2). Хвала - Аллаху, Господу миров,
2 (3). милостивому, милосердному,
3 (4). царю в день суда!
4 (5). Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!
5 (6). Веди нас по дороге прямой,
6 (7). по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,
7. не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

Сура 2. Корова.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
1 (1). Алм. (2). Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных,
2 (3). тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют,
3 (4). и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.
4 (5). Они на прямом пути от их Господа, и они - достигшие успеха.
5 (6). Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют.
6 (7). Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их - завеса. Для них - великое наказание!
7 (8). И среди людей некоторые говорят: "Уверовали мы в Аллаха и в последний день". Но они не веруют. 8 (9). Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.
9 (10). В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут.
10 (11). А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на земле!" - они говорят: "Мы - только творящие  благое".
11 (12). Разве нет? Ведь они - распространяющие нечестие, но не знают они.
12 (13). А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?" Разве нет? Поистине, они - глупцы, но они не знают!
13 (14). И когда они встречают тех, которые веровали они говорят: "Мы уверовали! А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: "Мы ведь - с вами, мы ведь только издеваемся".
14 (15). Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!
15 (16). Это - те, которые купили заблуждение за правый путь. Не прибыльна была их торговля, и не были они на верном пути!
16 (17). Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда он осветил все, что кругом него, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят.
17 (18). Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются (к Аллаху).
18 (19). Или как дождевая туча с неба. В ней - мрак, гром и молния, они вкладывают свои пальцы в уши от ударов грома, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих.
19 (20). Молния готова отнять их зрения; как только она им осветит, они идут при ней. А когда окажется над ними мрак, они стоят. А если бы Аллах пожелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллах над всякой вещью мощен! (21). О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! -
20 (22). который землю сделал для вас ковром, а небо - зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!
21 (23). А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы.
22 (24). Если же вы этого не сделаете, - а вы никогда этого не сделаете! - то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным.
23 (25). И обрадуй тех, которые уверовали и творили благое, что для них - сады, где внизу текут реки. Всякий раз, как им даются в удел оттуда какие-нибудь плоды, они говорят: "Это - то, что было даровано нам раньше", - тогда как им доставлено только сходное. Для них там - супруги чистые, и они там будут пребывать вечно   [...]   (Пер. И.Ю.Крачковского)


6. Классики религиоведения

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Родился в Эпинале (Лотарингия). Закончил Высшую Нормальную школу в Париже (1882) и стал преподавать философию в лицеях. Читал лекции в Бордоском университете (1886-1902), был профессором в Сорбонне (1902), где возглавил одну из первых в мире кафедр социологии. Издавал журнал Социологический ежегодник (1898-1913). Сотрудники журнала, приверженцы социологических воззрений Э. Дюркгейма, составили ядро так называемой французской социологической школы , занимающей ведущее место в европейской социологии до 30-х годов ХХ в. Умер в Фонтебло под Парижем.

Основные работы: Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (1912).

Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии.

Введение.

Объект исследования. Социология религии и теория познания.

В этой книге мы ставим перед собой цель исследовать наиболее простую и неразвитую первобытную религию из всех религий, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить. Мы говорим о религиозной системе, что ей в наибольшей степени присущи черты первобытности, из всех религий, доступных нашему наблюдению, если она соответствует двум условиям. Во-первых, необходимо, чтобы общества, в которых она встречается, не имели себе равных по простоте организации. Во-вторых, необходимо, чтобы ее можно было объяснить, не прибегая к какому бы то ни было элементу, заимствованному из предшествующей религии.

Мы постараемся описать устройство этой системы настолько точно и достоверно, насколько это мог бы сделать этнограф или историк. Но наша задача этим не ограничивается. У социологии иные задачи, недели у истории или этнографии. Она стремится исследовать отжившие формы цивилизации не только с целью познать и реконструировать их. Как и у всякой позитивной науки ее предмет прежде всего состоит в объяснении реальности современной, близкой к нам и, следовательно, способной повлиять на наши идеи и поступки. Эта реальность человек, главным образом, человек сегодняшнего дня, так как нет для нас ничего более интересного. Стало быть, весьма архаичную религию, о которой пойдет речь, мы исследуем не просто ради чистого удовольствия от рассказа о ее особенностях и странностях. Если мы выбрали ее в качестве объекта исследования, то потому, что в нашем представлении она больше, чем любая другая, способна прояснить религиозную природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный и постоянный аспект человеческой природы.

Но такой подход нередко вызывает резкие возражения. Находят странным, что для того, чтобы познать современное человечество надо отвернуться от него и перенестись к началу истории. Такой подход представляется особенно парадоксальным в занимающем нас вопросе. В самом деле, считается, что ценность и достоинство различных религий не одинаковы; обычно говорят, что не все они заключают в себе одинаковую долю истины. Отсюда представление о том, что невозможно сравнивать наивысшие формы религиозного мышления с низшими, не низводя при этом первые до уровня вторых. Допустить, что грубые культы австралийских племен могут помочь нам понять, например, христианство, не значит ли тем самым предположить, что последнее коренится в том же сознании; иначе говоря, что оно содержит те же суеверия и базируется на тех же заблуждениях? Вот каким образом теоретическое значение, приписываемое иногда первобытным религиям, могло истолковываться как признак систематизированной иррелигиозности, которая, предрешая результаты исследования, заранее порочит их.

У нас нет надобности выяснять здесь, существовали в действительности ученые, заслужившие этот упрек и сделавшие из истории и этнографии религии орудие войны против нее. Во всяком случае, точка зрения социолога не может быть таковой. В действительности основной постулат социологии состоит в том, что созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане: иначе он не смог бы существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы в вещах сопротивление, которое не смог бы преодолеть. Стало быть, мы приступаем к изучению первобытных религий будучи уверены в том, что они укоренены в реальности и выражают ее. Мы увидим достойное применение этого принципа в дальнейшем, в ходе анализа и обсуждения, и как раз в его непризнании мы упрекаем школы, с которыми расходимся. Несомненно если ограничиваться только буквой религиозных формул эти верования и действия кажутся иногда странными. И возникает соблазн объяснить их чем-то вроде глубинной аберрации. Но под символом надо суметь обнаружить представляемую им реальность, которая и придает ему его истинное значение. Самые варварские или диковинные обряды, самые странные мифы выражают какую-то человеческую потребность, какой-то аспект жизни, либо индивидуальной, либо социальной. Причины, которыми обосновывает их сам верующий, возможно, а чаще всего и действительно, ошибочны. Но истинные причины тем не менее существуют, и дело науки раскрыть их.

Таким образом, в сущности, нет религий, которые были бы ложными. Все они по-своему истинны; все они, хотя и по-разному, соответствуют данным условиям человеческого существования. Вероятно, можно расположить их в иерархическом порядке. Одни могут считаться выше других в том смысле, что приводят в действие более высокие мыслительные функции, богаче идеями и чувствами, включают в себя больше понятий и меньше ощущений и образов, отличаются более изощренным характером систематизации. Но как бы сложны и идеалистичны ни были в действительности соответствующие религии, этого недостаточно, чтобы поместить их в особые виды. Все они в равной мере являются религиями, так же как все живые существа равным образом относятся к живым, начиная от низших пластид и кончая человеком. Стало быть, мы обращаемся к первобытным религиям не с тайным намерением умалить значение религии в целом, так как эти религии достойны не меньшего уважения, чем другие. Они отвечают тем же самым нуждам, играют ту же самую роль, зависят от тех же самых причин. Они могут поэтому так же хорошо послужить выявлению сущности религиозной жизни и, следовательно, решению проблемы, которую мы хотим рассмотреть [...]


7. Словарь религиоведения.

Зохар (Сефер га-Зохар, "Книга Сияния") - классический труд по еврейской каббале, авторство которого приписывается танна Симеону бар-Йохаю. На самом деле эта компиляция принадлежит кастильскому каббалисту Моисею Леонскому (1240-1305). Учение его отличается чрезвычайной сложностью и исходит в основном из принципов неоплатонизма.

Инти (инк.): Солярное божество инков, считавшееся отцом царя. Маис и золото играли особо важную роль в его культе, центр которого вместе с могущественной корпорацией жрецов находился в золотом храме (Кориканча) в Куско.

Исида (Изида) (егип.) - Египетская богиня, верная супруга Осириса. которая собирает куски расчлененного тела мужа и порождает Гора. В римскую эпоху Исида становится богиней мистерий.

Лилит (вавил.) - Демон женского пола, шумерский и вавилонский суккуб, который приобретает также черты демона Ламашту - убийцы детей. В постбиблейской еврейской традиции Лилит исполняет обе эти роли. В одном из мидрашей (Алфавит Бен-Сира, VII-X вв.) ее называют первой женой Адама, которая была создана как равная ему и убежала от него, не желая мириться с властью мужчины. Вместо нее была создана Ева.


8. Литература

Авеста. - СПб.: "Нева" - РХГИ, 1997. С. 7-21.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 132-133. Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1981. С. 105-109.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 174-177
Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997.


9. Обзоры

Христианство:
Библейское Общество Апологетических Исследований, Уссурийск, Россия.
http://www.irnet.ru/apologia/

Христианское Служение "Свет и Жизнь", Сиэттл, США. Русский Христианский сайт.
http://www.svetoch.org/

Сайт о. А. Меня, г. Киев, Украина
http://www.amen.org.ru/

Иудаизм:
Виртуальный тур по Иерусалимскому Храму
http://chram.da.ru

Машиах. Мессианский теологический вестник
http://www.jb.rovno.ua/~dolton/index.htm

Ислам:
Ислам для всех
http://www.islam-ua.net/

Вишнуизм:
Харе-Кришна в Интернет
http://hare-krishna.newmail.ru

Разное:
Музеи Омского Прииртышья
http://museum.omskelecom.ru/


10. Почта Упельсинке

Спасибо всем за письма и за ссылки, которые Вы прислали. Хочу напомнить лишь о том, что в разделе Обзоры рассылки публикуются лишь ссылки на сайты с религиозной тематикой. Сайты иной тематики, даже очень-очень интересные, в данном разделе опубликованы не будут, сорри...

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 
Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное