Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 к рассылке

17 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. "Введение в религиоведение". Выпуски 1-21

3. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Новости:

Упельсинкина страница зарегистрирована еще в нескольких каталогах. :)

Проекты:

В рамках Приложения к рассылке готовится новая рубрика (предварительное название - Интервью Упельсинке), где будут опубликованы интервью с авторами сайтов о религии, ведущими интернет-проектов о религии, авторами книг на религиозную тематику и т.д. Первое интервью планируется на конец сентября. Подробности читайте в следующих Выпусках.

Обращения:

Ко всем читателям! Просьба сообщать о любых конференциях, симпозиумах и выставках, посвященных религиозной тематике, независимо от места их проведения,  с целью публикации объявлений на страницах Рассылки.
 
 
Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. "Введение в религиоведение"

Краткий обзор основных разделов предыдущих Выпусков рассылки:

История религий:
        Вавилонская религия (Вып. 1 - 23.06)
        Народы Великого Океана (Вып. 2 - 26.06)
        Даосизм (Вып. 3 - 30.06)
        Конфуцианство (Вып. 4 - 03.07)
        Гностицизм (Вып. 5 - 07.07)
        Джайнизм (Вып. 6 -10.07)
        Кельты (Вып. 7 - 14.07)
        Первобытное общество (Вып. 8 - 17.07)
        Кумранская община (Вып. 9 - 21.07)
        Зороастризм (Вып. 10 - 25.07)
        Шаманизм (Вып. 11 - 28.07)
        Славянские и прибалтийские народы (Вып. 12 - 15.08)
        Австралия (Вып. 13 - 18.08)
        Синтоизм (Вып. 14 - 22.08)
        Хетты (Вып. 15 - 25.08)
        Северная Америка (Вып. 16 - 29.08)
        Тибет (Вып. 17 - 01.09)
        Кельтское христианство (Вып. 18 - 05.09)
        Германцы (Вып. 19 - 08.09)
        Эллинизм (Вып. 20 - 12.09)
        Индоевропейцы (Вып. 21 - 15.09)

Мифология:
        Тексты догон (Вып. 1 - 23.06)
        Тексты зулу. Мифы об Ункулункулу (Вып. 2 - 26.06)
        Тексты бушменов: Цагн и слоны (Вып. 3 - 30.06)
        Тексты ньяса (Вып. 4 - 03.07)
        Мифы Полинезии (Вып. 5 - 07.07)
        Мифы народов Америки. Майя  (Вып. 6 -10.07)
        Мифы Индии. Начикетас (Вып. 7 - 14.07)
        Мифы народов Америки. Ацтеки. Пять Солнц (Вып. 8 - 17.07)
        Египетский миф творения (Вып. 9 - 21.07)
        Мифы Индии. Ману и рыба (Вып. 10 - 25.07)
        Мифы Вавилона. Утнапиштим (Вып. 11 - 28.07)
        Гавайская мифология (Вып. 12 - 15.08)
        Мифы народов Америки. Индейцы-черноногие. История Пойя (Вып. 13 - 18.08)
        Финский миф творения (Вып. 14 - 22.08)
        Мифы Индии. Гимн Насадийя (Вып. 15 - 25.08)
        Китайский миф творения (Вып. 16 - 29.08)
        Гавайский миф о потопе (Вып. 17 - 01.09)
        Египетский миф о потопе (Вып. 18 - 05.09)
        Инкский миф о потопе (Вып. 19 - 08.09)
        Калевала (Вып. 20 - 12.09)
        Египетская мифология. Легенда о Псамметихе (Вып. 21 - 15.09)

Этнография:
        Обряды наречения имени (Вып. 1 - 23.06)
        Погребальные обряды тайских народов (Вып. 2 - 26.06)
        Ритуал шаманской инициации у инуитов (эскимосов) (Вып. 3 - 30.06)
        Бушмены (Вып. 4 - 03.07)
        Культура Чавин (Вып. 5 - 07.07)
        Древний Египет глазами греческого путешественника (Вып. 6 - 10.07)
        Культура Уари (Вып. 7 - 14.07)
        Праздники в Древней Греции (Вып. 8 - 17.07)
        Мадагаскар (Вып. 9 - 21.07)
        Берег Слоновой Кости (Вып. 10 - 25.07)
        Канарские острова (Вып. 11- 28.07)
        Обрядность в зороастризме (Вып. 12 - 15.08)
        Острова Св. Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья (Вып. 13 - 18.08)
        Египет (Вып. 14 - 22.08)
        Печенеги (Вып. 15 - 25.08)
        Анты (Вып. 16 - 29.08.00)
        Майя - часть 1 (Вып. 17 - 01.09)
        Майя - часть 2 (Вып. 18 - 05.09)
        Майя - часть 3 (Вып. 19 - 08.09)
        Тайрона (Вып. 20 - 12.09)
        Коги - наследники Тайрона (Вып. 21 - 15.09)

Тексты:
        Св. Николай Сербский. Молитвы у озера (Вып. 1 - 23.06)
        Дао-дэ-цзин (Вып. 2 - 26.06)
        Франциск Ассизский. Гимн Брату Солнцу (Вып. 3 - 30.06)
        Гностическая песнь (Вып. 4 - 03.07)
        Изречения Египетских отцов (Вып. 5 - 07.07)
        Буддизм. Символ веры (Вып. 6 - 10.07)
        Авеста. "Символ веры" (Вып. 7 - 14.07)
        Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума (Вып. 8 - 17.07)
        Махабхарата. Книга о Карне (Вып. 9 - 21.07)
        Священный Коран (Вып. 10 - 25.07)
        Луньюй (Вып. 11 - 28.07)
        Сказание о Кришне. Рождение Кришны (Вып. 12 - 15.08)
        О редакциях Авесты (Вып. 13 - 18.08)
        Тертуллиан. О крещении (Вып. 14 - 22.08)
        Хишам ал-Калби. Книга об идолах (Вып. 15 - 25.08)
        О Коране (Вып. 16 - 29.08)
        Апокрифические фрагменты. О теле (Вып. 17 - 01.09)
        Блаж. Августин. О боязни смерти (Вып. 18 - 05.09)
        Сказание о Раме. Рождение Рамы (Вып. 19 - 08.09)
        Наставления св. Макария Египетского (Вып. 20 - 12.09)
        Рассказы о дзэнских монахах (Вып. 21 - 15.09)

Классики религиоведения:
        Макс Мюллер. Введение в науку о религии (Вып. 1 - 23.06)
        Макс Вебер. Социология религии (типы религиозных сообществ)  (Вып. 2 - 26.06)
        Пьер Шантепи де ля Соссе. Учебник по истории религий (Вып. 3 - 30.06)
        Люсьен Леви-Брюль (Вып. 4 - 03.07)
        Эдуард Тайлор. Первобытная культура (Вып. 5 - 07.07)
        Герберт Спенсер. Принципы социологии (Вып. 6 - 10.07)
        Эрнест Ренан. Очерки по истории религий (Вып. 7 - 14.07)
        Корнелис Тиле. Основные принципы науки о религии (Вып. 8 - 17.07)
        Дж. Фрэзер. Предисловие к 3-му изд. "Золотой ветви" (Вып. 9 - 21.07)
        Эмиль Дюркгейм (Вып. 10 - 25.07)
        Уильям Джемс. Многообразие религиозного опыта (Вып. 11 - 28.07)
        Генрих Фрик. Сравнительное религиоведение (Вып. 12 - 15.08)
        Нюма Фюстель де Куланж. Древний город (Вып. 13 - 18.08)
        Эрнст Кассирер. Эссе о человеке (Вып. 14 - 22.08)
        Клод Леви-Стросс. Тотемизм сегодня (Вып. 15 - 25.08)
        Эндрю Лэнг. Становление религии (Вып. 16 - 29.08)
        Иоганн Баховен. Материнское право (Вып. 17 - 01.09)
        Альберт Швейцер. Вопрос об историчности Иисуса (Вып. 18 - 05.09)
        Юлиус Велльгаузен. Пролегомены к истории Израиля (Вып. 19 - 08.09)
        Уильям Робертсон Смит. Лекции о религии семитов (Вып. 20 - 12.09)
        Фридрих Делич. Вавилон и Библия (Вып. 21 - 18.09)


3. Почта Упельсинке

                    Религия является порождением культуры или ее родительницей?
                    Какова взаимосвязь религии и культуры?

                    Как относиться к человеческому творчеству в религии?
                    Является ли оно самостоятельным / несамостоятельным?

(из предыдущего выпуска Приложения)


Сергей, srk@i.com.ua  (Клуб Интересных Людей: http://www.i.com.ua/~srk ):
 
Связь религии и культуры.

С одной точки зрения, первобытные религия и культура были неразрывно связаны друг с другом. В принципе, можно сказать, что происхождение всех наскальных рисунков чисто религиозное, будь то религия не в современном смысле, а в виде тотемизма или анимизма. Рисуя животных, сцены охоты, первобытный человек пытался задобрить некие высший силы, просил их о помощи. 

С другой стороны, эти рисунки могли иметь чисто описательное значение, как отчет о проведенной охоте. Я склоняюсь к первой гипотезе, так как сюжеты многих из этих рисунков были фантастичны, то есть не могли быть просто описанием событий, происшедших на самом деле. 

Вопрос связи культуры и религии рассмотрим с материалистической точки зрения, благо она достаточно 
обоснована и строга. Религия возникла из повседневных потребностей человека, ее появление было вызвано необходимостью объяснить явления природы и психики человека. Появление культуры трудно объяснить этим. Несомненно, она есть явление вторичное.

А разделение религии и культуры произошло не так давно, где-то в конце эпохи Возрождения, с развитием науки и техники. И сейчас практически этой связи нет, хотя многие сюжеты и навеяны Библией, но прямого влияния именно религии на культуру нет. 

О творчестве в религии.

Тут следует различать два направления. 
- творчество под впечатлением религиозных текстов, храмов и т. п.
- творчество, непосредственно связанное с религией - иконопись, росписи храмов, жизнеописания святых и пр.

Соответственно, свобода творчества, его самостоятельность различается в этих двух случаях. В первом, 
несомненно, художник (в широком смысле этого слова) волен творить все, что ему хочется. Влияние - одно дело, а что из этого получится - совсем другое. Возьмем, к примеру, Сикстинскую Мадонну. Нельзя же назвать ее иконой!? Хотя сюжет явно религиозный.

Второе же направление явно ставит художника в некие рамки, создаваемые религиозными канонами. Иконы пишутся по строго определенным правилам, росписи храмов - тоже. Свобода тут иная - насколько полно творец вложит душу в свое произведение. Тут не играет роль техническое исполнение того или иного произведения искусства. Сколько есть простых икон, сельских церквей, при виде которых аж дух захватывает!
 

Жду Ваших мнений на эту тему. Ссылка на e-mail дается только по желанию автора.



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное