Упельсинкина страница
зарегистрирована еще в нескольких каталогах. :)
Проекты:
В рамках Приложения к рассылке готовится
новая рубрика (предварительное название - Интервью Упельсинке),
где будут опубликованы интервью с авторами сайтов о религии, ведущими интернет-проектов
о религии, авторами книг на религиозную тематику и т.д. Первое интервью
планируется на конец сентября. Подробности читайте в следующих Выпусках.
Обращения:
Ко всем читателям! Просьба сообщать о любых
конференциях, симпозиумах и выставках, посвященных религиозной тематике,
независимо от места их проведения, с целью публикации объявлений
на страницах Рассылки.
С одной точки зрения, первобытные религия и культура были неразрывно
связаны друг с другом. В принципе, можно сказать, что происхождение всех
наскальных рисунков чисто религиозное, будь то религия не в современном
смысле, а в виде тотемизма или анимизма. Рисуя животных, сцены охоты, первобытный
человек пытался задобрить некие высший силы, просил их о помощи.
С другой стороны, эти рисунки могли иметь чисто описательное значение,
как отчет о проведенной охоте. Я склоняюсь к первой гипотезе, так как сюжеты
многих из этих рисунков были фантастичны, то есть не могли быть просто
описанием событий, происшедших на самом деле.
Вопрос связи культуры и религии рассмотрим с материалистической точки
зрения, благо она достаточно
обоснована и строга. Религия возникла из повседневных потребностей
человека, ее появление было вызвано необходимостью объяснить явления природы
и психики человека. Появление культуры трудно объяснить этим. Несомненно,
она есть явление вторичное.
А разделение религии и культуры произошло не так давно, где-то в конце
эпохи Возрождения, с развитием науки и техники. И сейчас практически этой
связи нет, хотя многие сюжеты и навеяны Библией, но прямого влияния именно
религии на культуру нет.
О творчестве в религии.
Тут следует различать два направления.
- творчество под впечатлением религиозных текстов, храмов и т. п.
- творчество, непосредственно связанное с религией - иконопись, росписи
храмов, жизнеописания святых и пр.
Соответственно, свобода творчества, его самостоятельность различается
в этих двух случаях. В первом,
несомненно, художник (в широком смысле этого слова) волен творить все,
что ему хочется. Влияние - одно дело, а что из этого получится - совсем
другое. Возьмем, к примеру, Сикстинскую Мадонну. Нельзя же назвать ее иконой!?
Хотя сюжет явно религиозный.
Второе же направление явно ставит художника в некие рамки, создаваемые
религиозными канонами. Иконы пишутся по строго определенным правилам, росписи
храмов - тоже. Свобода тут иная - насколько полно творец вложит душу в
свое произведение. Тут не играет роль техническое исполнение того или иного
произведения искусства. Сколько есть простых икон, сельских церквей, при
виде которых аж дух захватывает!
Жду Ваших мнений на эту тему. Ссылка на e-mail
дается только по желанию автора.
Приятного
Вам чтения и до встречи в новом выпуске!