Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 к рассылке

19 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

По ряду причин привычный распорядок рассылки сегодня мною был нарушен. И вместо запланированного Выпуска 22 я предлагаю Вашему вниманию очередной выпуск Приложения, который, во-первых, напомнит обо мне, а во-вторых, даст время для размышлений и внимательного изучения предыдущих Выпусков. Как когда-то говорила моя школьная учительница, "повторение - мать учения". :-)

Выпуск 22 (килобайт на 60 - готовьтесь! :) ) выйдет в пятницу, 22 сентября (пора бы обратиться к символике чисел ;) ). Дальнейшие рассылки будут выходить с прежней периодичностью и по своему обычному расписанию: вторник и пятница - тематические Выпуски, воскресенье - Приложение.
 
 
Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. Почта Упельсинке

Вопросы:

            Извините за поправку, но в Вашем списке религий допущена маленькая неточность.
            Вы как специалист, конечно знаете, что первая религая возникшая в мире была Иудаизм.
            До этого господствовали атеистические взгляды и идолопоклонство.
           Может быть, следует расположить их в хронологическом порядке?

Подозреваю, что речь идет о том,  в каком порядке расположены религии (раздел История религий, Обзоры сайтов о религии и т.п.) на Упельсинкиной странице. Да, действительно, соглашусь - хаос на странице присутствует. И в настоящий момент я как раз занимаюсь тем, что привожу все в более-менее удобоваримый вид. И скажу сразу: порядок будет, но алфавитный. Поскольку если говорить о хронологии, то неизбежно возникнут разногласия. Я, например, придерживаюсь твердого убеждения, что первая религия, возникшая в мире - первобытная. Хотя, конечно, первобытные люди вряд ли думали о том, что их представлениям будет присвоена такая формулировка. Впрочем, понятия "атеистические взгляды" и "идолопоклонство" совсем уж не годятся по отношению к первобытным народам.

            Что такое панентеизм?

В переводе с греческого - "все в Боге" (в отличие от термина "пантеизм" - "все есть Бог").
Панентеизм, как и пантеизм, означает философские концепции, согласно которым вся Вселенная пронизана бытием Божиим. Но, в отличие от пантеизма, который признает тождественность Бога с миром, панентеизм подчеркивает бесконечное превосходство бытия Бога над бытием мира.
Термин введен в начале XIX в. К. Краузе.

            Относятся ли дуализм и деизм к теизму?

Теизм - вера в трансцендентного Бога, создавшего мир и направляющего его согласно Своему замыслу. Деизм, напротив,  есть убеждение, что Бог, создав Вселенную, пребывает вне мира и не вмешивается в ход событий  (см.: Лейбниц, Вольтер, Руссо, Лессинг).

Дуализм - способ объяснения многообразия сущего двумя разными (противоположными) началами; признание двух иерархически разных порядков (материального и духовного, земного и небесного); противопоставление познающего субъекта познаваемому объекту и т.д. Дуализм может быть присущ теистическим религиям.

Размышления:

Недавно в разговоре один молодой человек заявил мне, что он - адепт секты. "Секты - это самое лучшее,
что вообще есть в обществе", - сказал он мне. Поскольку речь шла не о какой-то определенной религии, а о конкретном мировоззрении (в данном случае, молодой человек утверждал, что его мировоззрение - сектантское, потому что он все время находится в поиске и, тем самым, противостоит обычному обществу), я призадумалась. А что, собственно, мы вкладываем в понятие "секты"? И вообще, правомочно ли это понятие?

Ваше мнение:

                    Религия является порождением культуры или ее родительницей?
                    Какова взаимосвязь религии и культуры?

                    Как относиться к человеческому творчеству в религии?
                    Является ли оно самостоятельным / несамостоятельным?

(из выпуска Приложения 5)


Отвечает Алла:
 
1. Надеюсь, слово "культура" здесь используется в широком смысле, а не как синоним слова "искусство". В таком случае культура, естественно, возникла вместе с человеком (или человек вместе с культурой). Если верить материалистам, то тогда, когда обезьяна впервые изготовила простейшее каменное орудие, сделав таким образом окружающий мир более приспособленным для жизни (в ее понимании, разумеется, но разве наши ученые этим не грешат?) И религия, естественно, возникла потом, на определенном этапе развития общества. 

Но лично у меня нет основний им верить. А в таком случае осмелюсь процитировать отрывки из книги Бытие. 

Из гл.1:"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу.." 

Но даже если пшеница до Грехопадения росла сама собой, ее все-таки надо было потом собрать, обработать и испечь из нее хлеб, а это уже культура. Получается, что мир с самого начала был несовершенен? А может быть это как раз проявление его совершенства - единственному сотворенному существу, которому дана свобода воли, дана и возможность со-творчества. 

Из гл. 2:"И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его... Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". 

А наречение имени, как известно - это проявление власти, т.е. предполагалось, что человек будет управлять животными и использовать их (но не в пищу, т.к. это было разрешено только после Потопа). 

Т.е. здесь видно, что и культура (как улучшение природы), и религия (разумеется, как связь с Богом, а не как система обрядов) возникли одновременно с появлением человека. Что же касается обрядов, то, например, первое упоминание о жертвоприношении мы видим в гл.4, в рассказе о Каине и Авеле, но из этого отрывка не следует, что это было вообще первое жертвоприношение. В комментариях есть утверждение, что Адам приносил жертвы еще в Райском саду, хотя никакого специального предписания на этот счет не было, просто у него была такая потребность. 

2.Бывает ли религия без культуры? Может быть и есть люди, живущие вне культуры, но их немного. К тому же нам может так только казаться - достаточно вспомнить, с каким наслаждением профессора, офицеры и политики поют блатные песни в передаче "Наша гавань", а совсем опустившиеся люди, даже песен уже не поющие, наверняка и не религиозны. 

Напротив, отдельные люди и целые общества, отвергающие Бога, к сожалению, не редкость, и ходить за примером далеко не надо, достаточно вспомнить себя еще лет 10-15 назад. Причем зачастую безбожие совсем не ведет к упадку, по крайней мере, поначалу. В Советском Союзе, безусловно, был высокий  уровень материальной культуры, и атеизм этому не помешал. Была и культура духовная, но здесь уже сложней, лучшие ее представители, я думаю, были либо люди верующие, но не афиширующие своих взглядов, либо те, кто только воображал себя атеистами, а жил по совести, с Богом в душе. Хотя все равно духовная культура от государственного атеизма многое потеряла. 

Советский Союз - не единственный пример подобного рода. Первыми ремесленниками и музыкантами были сыновья Каина (хоть и не безбожника, но далеко не праведника). Сюда же можно отнести и современников Ноя, которые кроме обычных ремесел знали медицину, косметику и магию (говорят, падшие ангелы научили), ну а "религиозность" у них была такая, что все 120 лет, пока Ной строил ковчег, они только смеялись над ним, в уверенности, что с помощью магических приемов сумеют избежать наказания. Самый же яркий пример, безусловно, это стороительство Вавилонской башни. Эта попытка стала возможна благодаря настоящей революции в стороительном деле - изобретению кирпича. Работа была прекрасно организована, однако целью было "сделать себе имя", а, в соответствии с толкованиями - это снова была попытка избавиться от власти Творца. (Отклонюсь от темы ради ответа на совершенно естественный вопрос "Если вина поколения Ноя и поколения Вавилонской башни одинакова, то почему разное наказание?" Говорят, что современники Ноя враждовали друг с другом, а строители Вавилонской башни объединились. То есть у них была вина против Творца, которую он отчасти может простить, но не было вины перед другими людьми.) 

(Надо бы, конечно, написать и о ситуации, когда религия и культура взаимодействуют, но это, вроде, понятно). А вообще нет, я зря только о положительном влиянии говорю. Очень может быть влияние и отрицательное, причем в обе стороны - и когда ортодоксальная религия тормозит развитие науки и искусства, и когда дорвавшаяся до власти наука в отместку тут же бросается чуть ли не насильственно вводить атеизм. 

3.Что касается творчества в религии, то тут опять вопрос, что под этим понимать. Если призыв поклоняться новым богам - об этом см. кн. Второзаконие, гл.13, а я здесь повторять не хочу.  Если модернизацию культа - наверное, можно отнестись положительно, лишь бы это делалось честными и умными людьми. Ведь Богу нужны не те или иные обряды, а любовь и преданность людей. Значит, если меняются жизненные условия, можно немного изменить и обряды. Однако ничего противоречащего религиозным книгам делать нельзя хотя бы потому, что это заставит людей сомневаться в их Боговдохновенности. Есть ли человеческое творчество, например, в том, что написано Моисеем? С одной стороны, считается, что все это продиктовано Всевышним, с другой, записывал-то человек, значит как-то его личность на этом отразилась. 

4.Является ли творчество в религии самостоятельным? Отчасти - да, именно потому, что человеку дана свобода воли. С другой стороны, даже для того, чтобы у него возникла мысль о возможности этого,  нужно какое-то духовное влияние - то ли вдохновение свыше, то ли, как ни печально, соблазн. 
 

Жду Ваших мнений на эту тему. Ссылка на e-mail дается только по желанию автора письма.



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное