Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК 28

 13 октября 2000 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. История религий. Индуизм. Часть 1

3. Мифология. Античная мифология. Начало начал

4. Этнография. Культуры Эриду и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии

5. Тексты. Мейстер Экхарт. Изречения

6. Классики религиоведения. Натан Зедерблом. Становление веры в Бога

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Главная новость - рассылка "Интервью для Упельсинки", являющаяся, по сути, приложением к рассылке "Введение в религиоведение", получила статус серебряной. Это не может не радовать, поскольку обе рассылки объединены одной общей идеей - предметом религиоведения и "Интервью для Упельсинки" является практическим воплощением этой идеи.

Напоминаю о том, что в следующем номере рассылки "Интервью для Упельсинки" Вы познакомитесь с Владимиром Ларченко, ведущим сайта "Культура и искусство Древнего Египта"

В сегодняшнем выпуске. В разделе История религий мы начинаем разговор о религии Индуизма.
Продолжение читайте в следующих выпусках. Раздел Мифология - сюжет античной мифологии о происхождении мира. Этнография - культуры Эриды и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии. В разделе тексты читайте изречения средневекового мистика Мейстера Экхарта (1260-1327). Классики религиоведения - Натан Зедерблом и его работа "Становление веры в Бога".  В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.
 

Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница


2. История религий

Индуизм

В бассейне реки Инд, охватывающем сегодня северо-западную Индию и прилегающую к нему территорию Пакистана, подъем культуры наблюдается приблизительно одновременно с аналогичным процессом во всех крупных государствах западноазиатского региона, таких как Вавилония, Ассирия и Финикия; культурными центрами долины Инда были города Мохенджо-Даро и Хараппа. С 1600 г. до н.э., то есть до арийского завоевания, культура эта постепенно приходит в упадок. Помимо храмов, местами отправления культов могли быть водоемы для омовения; поражает воображение городская система трубопроводов, подающих проточную воду. Судя по статуэткам, в частных культах доминировало женское божество, публичные же ритуалы проходили под эгидой анималистических богов мужского пола. В итифаллическом божестве, изображенном в окружении животных, усматривают некий прообраз Шивы-Пашупати, индуистского бога, скорей всего, доарийского происхождения.

Около 1500 г. до н.э. арии, воинственный индоевропейский кочевой народ навязал свою идеологию завоевателей оседлым земледельцам долины Инда. В своих сочинениях арии не слишком льстили аборигенам: последние сравнивались то с чернокожими демонами, то с дасью ("рабами"), примитивными поклонниками фаллоса. Арии ели много мяса и часто приносили в жертву животных. Вегетарианцами ведические жрецы стали позднее.

Ведическая традиция шрути, изначально устная, включает множество разнотипных текстов, период складывания которых приходится на 1400-400 гг. до н.э.

Веды, датируемые приблизительно 1000 г. до н.э., включают в себя четыре сборника (самхиты): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Ригведа содержит гимны, исполняемые жрецом (хотар), который возглавлял церемонии жертвоприношения и моления богам. Остальные сборники изначально являются учебниками по отправлению культа для помощников хотара, наделенных различными функциями: удгатар - знаток гимнов, содержание которых записано в Самаведе; адхварью - распорядитель церемоний, специализирующийся на знании ритуальных формул, собранных в Яджурведе; и, наконец, брахман, наблюдающий за действиями трех указанных жрецов и втихомолку повторяющий стихи из Атхарваведы. Четыре ведических жреца в сопровождении помощников обязаны скурпулезно и безошибочно исполнять обряд, начинающийся с церемонии возжигания трех огней на алтаре, символизирующем  космос, и завершающийся жертвоприношением (яджна). Во время агнихотры, жертвоприношения огню, адхварью вместе с просителем приносят богу огня Агни в дар молоко. Это самая простая процедура жертвоприношения из целого ряда подношений, растительных и животных, среди которых жертвенное возлияние пьянящего сока растения сома является одним из самых важных ритуалов. Наряду с ритуалами, исполнение которых требует специальных жрецов, глава семьи на домашнем алтаре самостоятельно совершает различные жертвоприношения: сезонные, ежемесячные, во исполнение обета, искупительные и умилостивительные.

Специальную категорию составляют обряды, называемые санскары, "сакрализации", сопровождающие рождение, ученичество (упанаяна, когда юношу приводят к его гуру - брахману), бракосочетание и смерть.


3. Мифология

Античная мифология

Начало начал

Рождение мира в глубинах времен, в дали безвозвратно ушедшей. Тогда еще не было ни широкогрудой Геи-Земли, ни небесного свода-Урана, Ни Океана, старца седого, ни бессмертных богов, ни смертного рода людского.

Только Хаос царил в беспредельном пространстве, которое было ночи чернее. А в Хаосе этом, смешавшись, словно в кипящем котле, бурлили стихии: Воздух, Вода и Огонь, и то, что Землей когда-нибудь станет.

Но час наступил, и в Хаосе этом возникла могучая сила - Эрос-Любовь. Силою этой великой соединились стихии в строгом порядке и появилась Мать всего сущего Гея-Земля, Тартар — подземное царство, Ночь-Никта и Эреб, зовущийся мраком.

Никта и Эреб родили Эфир - свет лучезарный и День, его называют Гемерой. Бог смерти Танатос и Гипнос - бог сна, богиня Раздора Эрида, Керы и Мом - Беда и Обман, и Немесида - богиня Возмездья, тоже дети владычицы Ночи.


4. Этнография

Культуры Эриду и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии

Культура Эриду - древнейшая из обнаруженных сейчас на юге Месопотамии, а ее возможная предшественница все еще остается скрытой под слоями аллювия. Находки на южном побережье Персидского залива, на полуострове Катар и в других местах, дали сходные с эридускими материалы, датируемые не ранее чем 5000 г. до н.э. Керамика эридуского типа найдена в нескольких пунктах Саудовской Аравии, но Дж. Мелларт полагает, что она больше похожа на керамику Хаджи Мухаммеда. Есть основания думать, что начало культуры Эриду следует искать в более северных областях - быть может, в самаррской культуре. В самом Эриду на смену эридуской керамике приходит керамика комплекса Хаджи Мухаммед, известная в самаррском Чога Мами в конце так называемого переходного периода, после позднесамаррской керамики.

В Эриду нижние строительные горизонты (XVIII-XV) состоят из маленьких прямоугольных домов и святилищ, построенных из сырцового кирпича. Керамика Эриду, по стилю близкая самаррской культуре, имеет строго локальный характер. Кубки, тарелки, кувшины и чаши - наиболее распространенные для нее  формы; керамика хорошего качества, с росписью матовой коричнево-черной краской по кремовой облицовке. Преобладают геометрические узоры, особенно хороши центральные композиции на больших чашах. Хотя применяется орнамент "в резерве", между керамикой Сузианы А и Эриду мало общего, быть может, последняя датируется более поздним временем (рубеж VI-V тысячелетий до н.э.)

Следующая фаза, культура Хаджи Мухаммеда, представляет в развитии культур Южной Месопотамии особый интерес, поскольку она предшествует убейдской культуре (полностью сложившейся около 4350 г. до н.э.). Ее начало может быть датировано приблизительно 4750 г. до н.э. или более ранним временем и оба памятника - Эриду и Рас эль-Амия - содержат по пять строительных горизонтов. Архитектурные остатки очень просты, но большой интерес представляет территория распространения культуры. В настоящее время она прослежена на большей части Южной Месопотамии, но еще лучше представлена в Сузиане (культура А и особенно В) - в Тепе Джови, Али Коше и других многочисленных теллях, а также в горах Луристана (например, в Козагаране). Связи настолько сильны, что можно предположить передвижение населения между горами Луристана и низменной Месопотамией, а новые данные дают основание считать, что оно продвигалось с гор Ирана в долину. Косвенный контакт с новой, халафской культурой засвидетельствован появлением керамики новых форм с глянцевой росписью с орнаментальными мотивами.

Керамика Хаджи Мухаммеда украшена глянцевой (редко - матовой) росписью темно-коричневого, темно-фиолетового, темно-зеленого или светло-красного цвета иногда в сочетании с резным орнаментом. Орнаментальные мотивы почти исключительно геометрические, очень насыщенные, часто встречается роспись "в резерве". Многие формы близки халафским, но другие местные. Наличие грубой керамики с большой примесью соломы тоже указывает на Западный Иран: для Месопотамии она не типична.


5. Тексты

Мейстер Экхарт.

Изречения

1. Мейстер Экхарт сказал: "есть люди на земле, они рождают Господа духовно, как родила Его телесно Мать Его". Его спросили: "что это за люди?" Он сказал: "это те, что свободны от вещей и созерцают образ правды, и пришли к тому в неведении; они на земле, но обитель их на небе, и они погружены в покой. Они проходят здесь, как маленькие дети".

2. Мейстер Экхарт говорит: смерть, которой умирают в любви и в познании, благороднее и ценнее всех дел, что сначала и до сей поры в любви и желании совершало святое христианство и совершать будет до конца мира. Все эти дела служат лишь этой смерти, ибо из этой смерти рождается вечная жизнь.

3. Кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть. Когда Бог создал ангелов, они узрели существо Отца; это было первое дело их. И они узрели Сына, растущего из сердца Отца, точь-в-точь, как растет зеленая ветка на дереве. Более шести тысяч лет созерцают они это радостное зрелище, а как это происходит, об этом знают они так же мало сегодня, как тогда, когда были созданы впервые. И это от того, что так велико то познание: чем больше познаешь, тем меньше понимаешь.

4. Мейстер Экхарт говорит: кто вожделеет высокого, тот высок. Кто вожделеет видеть Бога, тот должен быть человеком высокого вожделения. Я говорю, что Бог может все, лишь в этом не может Он отказать человеку великого смирения и вожделения, и если человек не находит Бога, ему не достает или смирения, или вожделения.

5. Мейстер Экхарт сказал: кто делает доброе дело, но не делает его исключительно ради Бога, а имеет при этом еще другие помыслы, кроме Бога, тот унижает достоинство Бога. Ибо все добрые дела - Божьи дела. Когда же человек в добром деле имеет в виду что-либо иное, кроме Бога, то честь дела приписывает он это иному, и отымает тем самым у Бога Его честь, и все такие дела неплодотворны и не нужны.

6. Мейстер Экхарт сказал: то, что зажигает сердце человека благоговением и скорее всего приводит его к
Богу, то для человека самое лучшее во времени. Но, говорит он: кто хочет стать сыном Отца, тот должен
стать чужим всем людям и себе самому, и быть чистым внутри и иметь просветленную душу. Человек,
оставь самого себя и твори добро без усилия, и приди к наилучшему; или сохрани себя самого, твори с
усилием добро и не приходи к наилучшему никогда.

7. Мейстер Экхарт говорит: Священное Писание всегда призывает человека к тому, чтобы он освободился от самого себя. Поскольку ты свободен от себя, постольку ты властен над собой, а поскольку ты властен над собой, постольку ты принадлежишь себе, а поскольку ты принадлежишь себе, постольку принадлежит тебе Бог и все, что Он когда-либо создал. Поистине, говорю тебе: как Бог - Бог, а я - человек, если бы ты был так же мало занят самим собой, как мало ты сейчас занят верховным Ангелом, то верховный Ангел принадлежал бы тебе, как ты сам  себе.


6. Классики религиоведения

Натан Зедерблом (1866-1931)

Родился в Трено (Швеция). После окончания школы поступил в Уппсальский университет, где изучал теологию. Получил диплом бакалавра (1883), а затем степень кандидата теологии (1892). Стал священником шведской лютеранской церкви (1892), и приступил к практической работе в одном из госпиталей близ Уппсалы. Получил назначение на должность капеллана при шведско-норвежской миссии в Париже (1894). Во Франции продолжал изучать теологию, историю религий, восточные языки и защитил докторскую диссертацию (1901), посвященную эсхатологии маздеизма. После этого Н. Зедерблом был приглашен преподавать теологию в Уппсальский университет. Получил должность профессора в Лейпцигском университете (1912), где читал лекции по истории религий, не прекращая преподавательской деятельности в Уппсале. В 1914 Н. Зедерблом стал архиепископом шведской лютеранской церкви. Он был одним из лидеров движения за объединение христианских церквей в Европе и организатором экуменической конференции, которая проходила в Стокгольме в 1925 г. Был награжден Нобелевской премией (1930). Умер в Уппсале.

Основные религиоведческие работы: "Эсхатология маздеизма" (1901), "Естественная теология и всеобщая история религий" (1913), "Природа откровения" (1914), "Становление веры в Бога" (1915), "Живой Бог: Основные формы личной религии" (1933)

Становление веры в Бога

Глава 5. Религия и магия.

<...>
1. Религия и вера в Бога, сущность религии.

Какой бы важной вера в Бога, наряду с почитанием Бога, не являлась для религии, но, как я неоднократно подчеркивал, существует еще один более значимый критерий сущности религии, а именно различие между "священным" и "профанным". В общем и целом я согласен с Дюркгеймом и его школой, хотя я и не в состоянии везде применять ее выводы к отдельным случаям. Может существовать истинное благочестие без развитой веры в Бога и культа. Но не может быть благочестия, заслуживающего этого имени, без представления о священном. Благочестив только тот, для кого существует нечто священное. Отсутствие широкого взгляда на идею святости повлекло за собой в религиоведении негативные последствия. От религии отделяют такие явления, которые при непредубежденном взгляде на религию относятся к ней, причем, как на ее первобытной стадии, так и в высших формах религии. Упускают из виду почитание духов и богов и полагают поэтому, что в развитии первобытных людей следует выделить дорелигиозную, магическую стадию.

То, что мы называем религией, и то, что мы называем магией и колдовством, в первобытном обществе переходят друг в друга; точно так же первобытному пониманию чуждо различение благочестия и морали, науки и  техники. Но делать из магии ступень, предшествующую религии, значит по сути ставить проблему на голову. Ибо уже первобытный человек осознает в своем духовном мире некую противоположность между магией и религией, хотя и в иной форме, чем мы.

Эту противоположность мы рассмотрим позже. Пока что для нас важно видеть, как соотносятся характерные признаки религии с идеей силы, более того, насколько они составляют всю ее суть. Потому что представление о силе уже содержит некое предчувствие чего-то сверхчеловеческого в окружающем мире, а также страх и почитание этого. Магия же включает в себя злоупотребление силой.

Магия и колдовство как зло и вред для первобытного человека означают враждебное обществу и вредное применение ценной и опасной силы, которой располагает колдун. Ниже мы проследим развитие этой радикальной противоположности. Здесь ограничусь констатированием того, что магия по отношению к религии является вторичной (2). Теперь невозможно установить наличие какой-то стадии без магии. Но теоретически магии предшествует религия, знакомство с маной, т.е. силой могущей приносить помощь или несчастье. Нельзя злоупотреблять чем-то, прежде чем это нечто имеется в наличии. И если магия рассматривается уже первобытными людьми как corruptio optimi, то она предполагает нечто, что для них является важнейшим в жизни.

Австралийцы не почитают никаких духов и никаких богов. Нижеследующее описание принадлежит Спенсеру и Гиллену. Я предлагаю читателю решить самому является ли описанное религией или нет. "Пока мальчик растет, лет быть может до четырнадцати, он совершенно свободен, бродит по лесу, разыскивает пищу, в течение дня играет с товарищами и, может быть, проводит вечер, наблюдая за обычными ритуальными танцами и песнями. Но с момента его инициации его жизнь резко делится на две части. Во-первых, он ведет жизнь, которую мы бы назвали его обычной жизнью, общую с другими мужчинами и женщинами и связанную с добычей пищи и исполнением ритуальных танцев. Мирное однообразие этой части его жизни время от времени прерывается возбуждением, связанным с каким-то столкновением. На другой стороне находится у него то, что постепенно приобретает все больший вес, т.е. та часть его жизни, которая посвящена отправлению действий священных или тайных. Когда он становится старше, он принимает в них все более активное участие, пока эта сторона его жизни не займет несравненно большую часть его мыслей. Священные церемонии, кажущиеся белому человеку глупыми, являются для него чрезвычайно серьезным делом. Они связаны с великими предками племени, и он совершенно убежден, что когда настанет его смертный час, его духовная часть подобающим образом вернется в старое убежище, где будет жить с предками, пока не сочтет за благо вернуться в мир, вновь родившись".

Разве можно прочесть этот отрывок не почувствовав, что в нем мы каким-то образом сталкиваемся с религией австралийцев? От обычной жизни с ее заботами о пропитании и с ее удовольствиями все явственнее с годами отделяется более высокое бытие, в котором человек общается со священным. Это бытие является для него высшим из всех.

Продолжение читайте в следующем Выпуске.

Примечания:

1. Так, Дюркгейм переносит священное в буддизме на четыре благородные истины. Однако скорее следует понятие святости увидеть в трех сокровищницах буддизма, которые резко противопоставляются нищете и страданиям бытия.

2. В соответствии со своим обожествлением общества Дюркгейм рассматривает различие между религией и магией как различие между коллективностью и индивидуальным поведением. Но эту точку зрения нельзя провести в жизнь. Ибо, во-первых, и индивидуальные тотемы должны рассматриваться как религиозный феномен. Во-вторых, магия рассматривается Дюркгеймом также как в меньшей мере косвенный продукт "коллективного брожения", столь важного с его точки зрения для религии. К тому же магия также может выступать в коллективной форме. Маги могут объединяться.


7. Словарь религиоведения

Думузи (Таммуз) - дpевний шумеpский бог, пеpвые упоминания о котоpом зафиксиpованы уже в 3500 г. до н э. Таммуз - его аккадское имя. В аккадском календаpе ему посвящен месяц, пеpешедший затем в евpейский календаpь. В Уpуке Думузи ассоцииpуется с почкой финиковой пальмы. Главный его миф пpедставляет собой сказание о юном умиpающем божестве. Богиня Инанна заставляет своего возлюбленного заменить ее в аду богини Эpешкигаль; сестpа Гештинанна или Амагештин, богиня виногpадной лозы, замещает бpата в аду, давая ему возможность веpнуться на землю на полгода. В культе Таммуза его уход сопpовождается плачем и сетованиями, а возвpащение становится поводом для pадости и веселья.

Саpвастивада - буддийская секта, отделившаяся от дpева Стхавиpавада в эпоху импеpатоpа Ашока (III в. до н.э.) и поpодившая тpи дpугих секты Хинаяны: Саутpантики, Муласаpвастивады и Дхаpмагуптаки.

Седна - моpская богиня животных у племени инуитов (эскимосы).

Дхаpмакиpти (ок. 600-660 н.э.), буддийский философ из южной Индии, автоp интеpесных тpактатов о воспpиятии, познании и эпистемологии, написанных в тpадициях Дигнаги (ок. 480-540).


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997.  C. 153-154.
Этнография: Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. и комм. Е.В. Антоновой. Предисл. Н.Я. Мепперта. "М., "Наука", 1982 ("По следам исчезнувших культур Востока"). С. 69-70.
Тексты: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - Репринт. изд. 1912 г. - М.: Политиздат, 1991 (Филос. классика).
Классики религиоведения: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 280-283.


9. Обзоры
Христианство:
Радио Духовный Антихpист
http://info.ee/rda/

Сайт Армана «Дом для xxl» г. Ереван, Армения
http://xxl.narod.ru

Страница Александра и Марии Киреевых «Крепкая Башня» г. Москва
http://www.geocities.com/russianchristian

Русское христианское радио 1110 АМ г. Сакраменто, США
http://www.geocities.com/radio1110am

Миссия «К России с надеждой» г. Спокен, США
http://www.geocities.com/zhurnal/mission.htm

Храм Святителя Владимира г. Королев
http://www.korolyov.ru/hram

Молодежная конференция «Перекресток» г. Атланта, США
http://www.start-pc.com/perekrestok


10. Почта Упельсинке
Я получаю Вашу рассылку уже месяц. В сентябре подписался на рассылку:
Введение в религиоведение (science.humanity.religstudies)
Формат    : HTML (html)  Кодировка : KOI-8 (koi)
Теперь в этой рассылке часть текста нормальна, а часть нечитабельна, "на греческом". Так в номере 27 "греческий" до пункта 2, дальше не читаемы заглавия. Прошу помочь.
Спасибо за замеченную ошибку. Дело в том, что в Выпуске 27 первый раздел действительно выполнен в "Times New Roman Cyr" (как и все последующие заголовки разделов), все же остальные тексты идут в "пропорциональном" шрифте. Именно поэтому у некоторых пользователей могли возникнуть трудности при прочтении Выпусков. Приношу свои извинения. Я исправилась. :)

По некоторым причинам сегодняшний Выпуск рассылки выходит в несколько ином объеме - он почти в два раза  меньше, чем обычно. Это - исключение. :-)) Следующий Выпуск рассылки (с бОльшим количеством текстов и ссылок) выйдет, как обычно, в понедельник в течение дня.

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное