Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 63


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  63

12 марта 2001 г.

 

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Предмет и структура религиоведения. История религии

3. Религиоведческий словарь. Чуринга

4. Религии. Джайнизм. Легенды и история (окончание)

5. Тексты. Христианство. Апокрифические Апокалипсисы. Откровение Пресвятой Богородицы (О наказаниях)

6. Обзоры сайтов о религии

7. Литература

8. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Из новостей Упельсинкиной страницы необходимо отметить следующие:

1. Внесены необходимые поправки в раздел Классики религиоведения.

2. В раздел Гости добавлено Интервью с Игорем Витальевичем Подберезским (Церковь евангельских христиан-баптистов), которое было опубликовано в 62Выпуске рассылки Введение в религиоведение от 9 марта 2001 г.

3. В архив рассылки Введение в религиоведение добавлены последние Выпуски рассылки.

Кроме того, напомню, что код кнопки (81х33) и баннера (100х100) Упельсинкиной страницы можно скачать здесь.

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. В разделе Предмет и структура религиоведения речь пойдет об истории религии. Раздел Классики религиоведения сегодня отсутствует. В разделе Религиоведческий словарь - понятие "чуринга". Раздел Религии - фрагмент из книги Г.М. Бонгард-Левина "Древнеиндийская цивилизация", посвященный джайнам (Окончание. Начало читайте в Выпусках 59-61). Раздел Тексты - возвращаемся к Апокрифическим Апокалипсисам. Сегодня перед Вами текст, также известный под названием "Хождение Богородицы по мукам"В конце Выпуска - Обзоры сайтов о религии, список Литературы и Почта Упельсинке.

Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


2. Предмет и структура религиоведения

История религии

История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных его раздела (психологии религии, социологии религии и феноменологии религии - Уп.). В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709 - 1777), французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи (1742 - 1809). В XIX в. в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологии и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф.К. Баур (1792 - 1860) и Д.Ф. Штраус (1808 - 1874). Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей, это швейцарский историк и правовед И. Бахофен (1815 - 1887), французский историк ф. де Куланж (1830 - 1892), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж.Э. Ренан (1823 -1892), английский историк, востоковед У. Робертсон Смит (1846 - 1894), английские историки и этнологи Э.Б. Тайлор (1832 - 1917), Дж. Фрэзер (1854 - 1941), немецкий историк Ю. Вельгаузен (1844 - 1918), немецкий историк и философ А. Древе (1865 - 1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт  (1868 - 1954), российские историки Ф.И. Щербатской (1866 - 1942), В.В. Баргольд (1869 - 1930), А.Б. Ранович (1885 - 1948), Р.Ю. Випнер (1859 - 1954), богослов и историк А.В. Карташов (1875 - 1960) и многие другие.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

Как явствует из сказанного, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, семиотические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Иногда высказывается мнение, что религиоведение как относительно самостоятельная, комплексная отрасль знания "не существует"; развиваются лишь отдельные дисциплины - философия, социология, психология, история религии, которые представлены в соответствующих отраслях знания. Данное мнение, подобно тому, которое высказывал бы тот, кто, игнорируя процесс дифференциации наук и знания внутри наук, стал бы говорить: нет физики, а есть классическая механика, электродинамика, термодинамика, теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц, твердого тела; или - нет психологии, а есть общая психология, социальная психология, этнопсихология, детская и педагогическая психология, патопсихология, психолингвистика, психология труда, инженерная психология и т.д. Особенно подчеркнем, что разделы внутри религиоведения находятся, так сказать, "у себя", имеют один объект, и знания разных разделов интегрируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффективность и научных исследований в области религии, и религиоведческого образования. Конечно, изучение религии может осуществляться и осуществляется в рамках социологии, психологии, филологии, истории, правоведения и других наук, но в них это изучение имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга. <...>

Различают теоретическое и историческое религиоведение; первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта и т.д., второе создает его диахронное и синхронное изображение. Теоретическое соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое раскрывает сущность, глубинные закономерности, а эмпирическое имеет дело с явлениями религии. Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается "изнутри", ее изучение непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии "извне", стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии.

(Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению, под ред. проф. И.Н. Яблокова, см.: Литература)


3. Религиоведческий словарь

Чуринга (англ., нем., фр. churinga) - гальки или деревянные пластинки овальной формы у ряда центральноавстралийских племен (аранда и др.), считавшиеся вместилищами душ тотемных и реальных предков рода. Их покрывали геометрическими рисунками (концентрическими кругами, спиралями, меандрами, вписанными друг в друга арками), символически изображавшими подвиги мифологических и реальных предков. Чуринги хранили в особых тайниках и священных местах, доступных только мужчинам и юношам, прошедшим инициации. Там совершались тотемические обряды и мистерии. Особым типом Ч. считались раскрашенные гальки. Рисунки на них изображали тотемических животных, птиц, рыб, яме. Такие Ч. широко применялись в магии. Считалось, что каждая Ч. магически связана с жизнью кого-либо из членов племени. Гибель или исчезновение Ч. рассматривались как величайшее несчастье и могли повлечь за собой смерть ее
живого двойника.

(Н. Л. Жуковская, см.: Литература)


4. Религии

Джайнизм. Легенды и история

(Окончание. Начало читайте в Выпусках 59, 60, 61)

 <...>
Впервые систематическое изложение джайнской философии дал Умасвати, живший, вероятно, в I-II вв. н.э. Его трактат "Таттвартха-адхигама сутра" считается в обеих джайнских школах наиболее авторитетным описанием основ их миросозерцания. Приблизительно в то же время творил дигамбар Кундакунда. Продолжили традицию этой школы философские сочинения Самантабхадры (ок. III в.), Маллавадина (VI в.) и Пуджьяпады (V в.), известного также под именем Деванандии. Из древних шветамбарских авторов большое значение имеют работы жившего в IV в. Сиддхасена Дивакары и Сиддхасена Гани (ок. VIII в.). Несколько позже писал Харибхадра, перу которого принадлежит знаменитый историко-философский трактат "Шаддаршана-самуччая".

Джайны проявляли определенный рационализм в подходе к вопросам гносеологии и разработали учение о пяти "видах познания" (мати, шрути, авадхи, манах-парьяя, кевала); основным и всеобъемлющим среди них была мати ("мысль, размышление") - чувственное восприятие окружающих объектов и их свойств. При этом выделялись собственно мати, т.е. познание через ощущение, смрити - память об уже известных объектах, а также два логических способа анализа явлений: тарка (индукция) и анумана (логический вывод). По иной классификации мати распадалась на три взаимодополняющих ступени: упалабдхи (непосредственное восприятие), смрити (память) и упайогу (букв. "осмысление"). Далее следовала "шрута" - термин, по своему значению отличавшийся от подобного слова в ведийской традиции. У джайнов это восприятие накопленного прежними поколениями опыта; если мати - знание отдельного индивида, то шрута - коллективное знание, достигнутое и обобщенное на протяжении ряда эпох.

Затем перечисляются авадхи - непосредственное восприятие объектов в ясновидении; манах-парьяя - узнавание мыслей других людей (то, что спустя века и тысячелетия европейцы назвали телепатией) и кевала - совершенное всепознание. Впрочем, кевала уже не вид познания, а, скорее, завершающая его ступень, "внемирское состояние" аскета, "освобожденного", постигшего стоящий над всеми объектами Абсолют и не занятого уже изучением каких-либо конкретных явлений.

Особое место в теории познания джайнов занимает доктрина "анэканта-вада" ("теория неодносторонности"). Эта доктрина приобрела такую известность в Индии, что иногда их философию в целом оппоненты называли анэканта-вада, или съяд-вада. Оно исходит из представления, что всякое высказывание об объекте условно, относительно и определено точкой зрения субъекта, произвольно акцентирующего той или иной аспект исследуемого предмета. Поэтому всякое высказывание истинно только "до известной степени" (съят), если же посмотреть на предмет с иных позиций, то предыдущее высказывание оказывается "некоторым образом" ложным. Съяд-ваду, которая насчитывает семь возможных видов истинного высказывания об объекте, называют также саптабханги (букв. "семичленная").

Согласно саптабханги, любой предмет некоторым образом 1) существует; 2) не существует; 3) и существует и не существует; 4) неописуем; 5) и существует и неописуем; 6) не существует и неописуем; 7) и существует, и не существует, и неописуем.

Абсолютизация любой точки зрения ведет к ошибке. Именно это иллюстрирует знаменитая джайнская сказка о слоне и семи слепцах: каждый слепец, прикасаясь к части слона, полагал, что точно знает, к чему он прикасался. Так, тот, кто касался ноги слона, думал, что слон похож на ствол дерева; тот, кто прикасался к хвосту, считал, что слон похож на мочалку и т.д.

Последователи съяд-вады резко выступили против претензий на исключительную истинность какой-либо одной точки зрения, утверждая, что сторонники такой позиции упрощают реальность, которая в действительности неодносторонняя.

Джайнские мыслители безоговорочно признают объективность внешнего мира. Основу бытия составляют "субстанции" (дравья), существующие, однако, лишь в форме модусов, или проявлений (парьяя). Шветамбары выделяют пять субстанций: живое (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условия движения (дхарма) и покоя (адхарма). Дигамбары к их числу относят и время (кала). Под воздействием времени субстанции непрерывно изменяются, но качественно - лишь две первые, обладающие активностью. У живых существ она выражается в совершении поступков, веществу же присуще движение. Признание внутренней взаимосвязи вещества и движения следует считать крупным достижением джайнской натурфилософии.

Таким образом, последняя предстает как бы в дуальном выражении: в основу общей картины мироздания положено разделение всех субстанций на живое (джива - букв. "душа" и неживое (аджива - букв. "не-душа") - сосуществующие, но независимые категории. Дхарма - одна из неживых субстанций - способствует движению, является его условием, пронизывает собой все, она никем не сотворена и существует извечно; в отличие от нее адхарма - некий абсолютный покой, также присутствующий в природе изначально. Движение конкретных видов субстанции совершается в результате борьбы и взаимодействия этих двух принципов. Они, а также пространство и время объединены словом арупа (бесформенное), ибо не могут быть представлены предметно. Им противостоит рупа - чувственно воспринимаемый круг явлений. Основой его служит падгала (термин, употреблявшийся и буддистами, но в совершенно другом значении); ей противопоставляется акаша, однако не в качестве одного из элементов, а в виде пространства, внутри которого движутся материальные вещи. Амбивалентность и здесь выражает себя, но неким особым образом: акаша проявляется в качестве лока-акаши - пространства, в пределах коего существует материальный мир, и алока-акаши - пространства за пределами мира, которое вообще не может быть заполнено, своего рода "абсолютной пустоты".

Термин "пудгала" этимологически трактовался тоже в соответствии с принципом дуализма: пуд - "соединять", гала - от реконструируемого джайнами глагола гал - "разъединять". Поскольку все материальные процессы включают в себя соединение и разъединение, "двойственное обозначение" признавалось чрезвычайно удачным для характеристики вещества как такового.

Пудгала распадается на четыре элемента: земля, вода, огорь, воздух. Каждая конкретная вещь состоит из комбинаций этих элементов, или начал. Материи присущи свойства осязаемости, вкуса, запаха, цвета и звука. Любопытно, что категории, которые с точки зрения других систем не могут быть названы материальными, джайнскими философами нередко трактуются как материальные. По их мнению, материя различается по степени тонкости: непосредственно воспринимаемые вещи представляют собой лишь самую грубую ее модификацию, на противоположном же полюсе находится "сверхтонкая форма", недоступная для ощущений и обусловливающая механизм кармы (ни в одной из других религиозно-философских систем Индии карма не признавалась материальной).

Эти мыслители были атомистами. Атомы (ану) бесконечно малы и потому непознаваемы чувствами (лишь кевалии в силу своего всеведения может "видеть" их), не создаются и не разрушаются. По своей природе все они одинаковы (здесь джайны решительно расходятся с вайшешиками), лишь в процессе взаимодействия дифференцируются и приобретают свойства, отражающие природы четырех элементов. При этом они образуют сложные комбинации, соединения, своего рода молекулы (скандхи). Разработано и третье понятие, махаскандха, охватывающее весь материальный, физический мир в качестве единой целостной структуры.

В основе джайнского учения лежит кардинальное положение о противостоянии материального мира и духовной сущности - совокупности отдельных душ (джива). В принципе душа свободна от уз материи, но в обычном своем состоянии оказывается подчиненной им. Она стремится разорвать эту зависимость и освободиться от "механизма кармы", который опирается на особую "кармическую материю", присутствующую всюду во вселенной. Именно она вещественно проникает внутрь дживы и обволакивает ее своего рода невидимой оболочкой - карманашарирой, привязывающей душу к "колесу перерождений" и нерастающейся с ней до "полного освобождения", Иначе говоря, в джайнизме в отличие от учения упанишад карма оказывается вторичной категорией по отношению к пудгале, "происходит из нее" (пудгалика). "Профанический" человек не в состоянии понять коварного назначения кармы и сопротивляется ей. По свойственной джайнам склонности к детализации они выделяют восемь отдельных видов последней, формирующей все бытие мирянина. Каждый из видов проявляет себя двояко: в положительных (с житейской точки зрения) и в отрицательных результатах, хотя и те и другие одинаково вредны для души, ибо приковывают ее к процессу перерождения. Первый вид кармы определяет знания человека (правильные и ложные), второй - его интуицию (верную и ошибочную), третий - эмоции (приятные и неприятные), четвертый - его самооценку и поведение (также в двух вариантах), пятый - срок жизни (долгий или короткий), шестой - основные обстоятельства данного его существования, седьмой - происхождение, восьмой ограничивает духовные силы, препятствуя индивиду следовать своим желаниям (добрым и дурным).

Путь религиозной практики способствует постепенному высвобождению душ из-под власти карманашариры, и в конце концов джива полностью "дематериализуется". Возникает новый "инструмент взаимосвязи между поступками индивида и судьбой"; это уже не материальная карма (дравьякарма), а иная, связанная с дживой, "душевная" (бхавакарма). Если первая именуется ачетана (бессознательная, так как стихийно сопутствует человеку), то вторая - четана (сознательная: индивид рождает ее в состоянии просветленного сознания). Таким образом, карма, как и в других религиях Индии, оставалась в джайнизме одним из важнейших положений доктрины, но трактовалась весьма своеобразно.

Помимо "кармического" тела земные живые существа - люди, животные и растения - обладают и обычным, "пищевым" (аударика) телом, а те, кто перевоплотился в божество, демона или обитателей ада (нарака), имеют тело иной природы - "изменяемое" (вайкрия). Оно может в широких пределах менять свою форму. Кроме того, все дживы, за исключением уже освободившихся, владеют "огненным" (тайджаса) телом, т.е. некоторым запасом энергии, а ряду великих подвижников приписывалась особая способность создавать колдовские ("выделяемые", ахарака) тела. Обычные дживы проявляются в трех телах: пищевом, или изменяемом, кармическом и огненном.

Обитатели первых живут на дискообразной земле, над которой возвышается ряд небес, населенных разного рода дэвами и асурами - владельцами "изменяемых тел". Ниже, на мрачных и пустынных дисках, усеянных гигантскими ямами - "чистилищами", страдают мучающие друг друга существа - нарака, тела которых также изменяемы. Освободившиеся дживы - сиддхи пребывают в особой обители Сиддхакшетре - в высшей точке вселенной. За пределами этого мира космографы помещают пространство неведомого "не-мира" (алока).

Согласно джайнскому вероучению, душа по природе своей нематериальна, поэтому главная цель любого существа, находящегося в цепи перерождений, - достигнуть освобождения. В "низших" своих состояниях джива обитает в животных, растениях и даже камнях, т.е. она как духовный принцип пронизывает собой мир. Махавира решительно выступал против тех, кто отрицал существование души "на том основании, что ее нельзя воспринять органами чувств". Он утверждал, что наличие психических функций человека явно указывает на присутствие духовного элемента (дживы). Сознание (четана) - определяющее свойство дживы (у "низших душ" оно присутствует в потенциальной форме).

Вместе с тем учение о душе никоим образом не означало принятия теизма: джайны упорно полемизировали с теми, кто усматривал влияние бога-творца (Ишвары) на протекавшие в мире процессы. В индийской традиции они были известны как ниришваравадины, или отрицающие доктрину всесоздателя-демиурга. Такой "атеизм" не исключал признания божеств, но они занимали место ниже "освобожденных душ", ибо были подчинены закону кармы. Особенно подробно концепция ниришвара-вады изложена в поздних трактатах джайнских мыслителей, в первую очередь в труде Гунаратны "Таркарахсья-дипика" (XV в.), являющемся комментарием к сочинению Харибхадры (VIII в.) "Шаддаршана-самуччая".

Из положения джайнов о природе дживы вытекала практическая часть их учения. Если цель души - освобождение, то отдельный индивид должен быть ориентирован только на те действия и этические нормы, которые этой цели способствуют. К ним относятся прежде всего ахимса (ненанесение вреда живым существам), правдивость, честности, воздержанность в делах, словах и помыслах, наконец, полное отречение от земных интересов. Поскольку подобный идеал мог быть достигнут исключительно аскетом, созданная Махавирой община вскоре разделилась на монахов и мирян. Для всех его приверженцев обязательными были три принципа (три сокровища - триратна): праведные воззрения, познания, поведение. При следовании третьему принципу пути мирян и монахов расходились. Первым предписывалось соблюдение лишь общих норм морали (честность, воздержанность и т.д.), поведение же вторых регламентировалось с поразительной детальностью. Идеал сурового аскетизма в рассматриваемом вероучении выражен с большей резкостью, чем в других религиях Индии. Джайнский монах не должен жить подолгу в одном месте, он бродит по стране в простой одежде (у шветамбаров) или совсем обнаженный (по дигамбарскому обряду). Голова его не просто выбрита, - волосы на ней вырваны с корнем. Он постоянно предается жестоким постам и беспощадно умерщвляет плоть. Величайший грех для джайна - химса (причинение вреда живым существам), и, чтобы не потревожить человека, животное или насекомое, он предпринимает поистине экстраординарные усилия: процеживает питьевую воду (в ней могут быть невидимые глазу существа), специальной метелкой подметает перед собой дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка, и т.д. Ему строго запрещено передвигаться или что-либо делать ночью, ибо в темноте невозможно уследить за каждым своим движением. Высшим подвигом для монаха считалась смерть от добровольного голода. Возможно, именно крайняя суровость аскетической практики была одной из причин относительно слабого распространения этой религии в первые века ее существования.

В целом джайнизму чужда идея личного божества, однако в процессе эволюции учения был создан своеобразный пантеон, где тиртханкары стали объектом почитания. В их честь возводились специальные храмы, прежде всего Махавире и двум "предпоследним тиртханкарам" - Ариштанеми и Паршванатхе. В позднее средневековье Ариштанеми были приданы некоторые общие с Кришной черты, оттого индуисты нередко разделяли джайнов на "вайшнавов и невайшнавов". Разумеется, сближение с индуизмом ограничилось чисто внешней сферой.

Велик был вклад джайнов в развитие литературы, искусства и науки древней и раннесредневековой Индии. Их канон исключительно богат легендами и рассказами, жизнеописаниями святых и подвижников, героев реальных и литературных. Среди произведений широко известны варианты сказаний о Бхарате, Сагаре, Раме, Лакшмане, Раване и других героях и персонажах индийского эпоса (во всех версиях положительные герои обычно предстают правоверными джайнами). Огромную популярность получили жизнеописания "великих героев прошлого" (чаритра) и повествования о жизни реальных людей - царей, купцов, сановников (прабандха). <...>


5. Тексты

Христианство

Апокрифические Апокалипсисы.

Откровение Пресвятой Богородицы (О наказаниях)

Этот апокриф имел широкое распространение в средние века, в особенности на Руси, где стал известен под названием "Хождение Богородицы по мукам". Трудно определить время создания памятника: скорее всего, его следует относить к раннему средневековью.
 
I. Захотела Пресвятая Богородица пойти к горе Елеонской помолиться. Когда же молилась Она Господу Богу нашему, сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, да сойдет архангел Гавриил, дабы возвестил он Мне о казнях небесных, земных и подземных. И только сказала Она это слово, как сошел архангел Михаил с ангелами Востока и Запада и с ангелами Юга и Севера, и приветствовали они Благодатную и сказали Ей: Радуйся, сияние Отца, радуйся, обиталище Сына, радуйся, повеление Святого Духа, радуйся, твердыня семи небес, радуйся, твердыня одиннадцати крепостей, радуйся, поклонение ангелов, радуйся, превосходящая пророков вплоть до престола Божия. И сказала Пресвятая Богородица архангелу: Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.

II. Подобно и всех других ангелов приветствовала Благодатная, и просила архистратига Михаила за терпящих наказание, говоря: Возвести мне обо всем на земле. И сказал Ей архистратиг: Если спросишь меня, Благодатная, все возвещу Тебе. И вопросила его Благодатная: Сколько есть наказаний, коими карается род человеческий? И сказал Ей архангел: Бесчисленны наказания. И сказала ему Благодатная: Возвести мне о тех, которые в небе и на земле.

III. Тогда повелел архистратиг Михаил открыться ангелам на Западе, и разверзся ад, и стало видно терпящих наказание в аду. И было там множество мужчин и женщин, и плач великий раздался. И вопросила Благодатная архистратига: Кто эти люди, и каково их прегрешение? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не поклонялся Отцу и Сыну и Святому Духу. За то им здесь наказание такое.

IV. И узрев в другом месте мрак великий, вопросила Пресвятая: Что это за мрак, и кто те, что терпят наказание здесь? И сказал архистратиг: Многие души пребывают в этом мраке. И сказала Пресвятая: Да поднимется мрак сей, дабы узрела Я и это наказание. И сказал архистратиг Благодатной: Невозможно, Пресвятая, видеть эту кару. И отвечали ангелы, стерегущие их, и сказали: Повеление имеем мы от незримого Отца, да не узрят они света, доколе не просияет Сын Твой благословенный. И опечалилась Пресвятая и пред ангелами возвела взор Свой к чистому Слову Отца и сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да поднимется мрак, чтобы узрела я и это наказание. И тотчас же поднялся мрак тот и семь небес покрыл. И было там множество мужчин и женщин, и плач великий раздался, и поднялся вопль великий. И узрев их, заплакала Пресвятая и вопросила их: Что делаете вы, бедные? Что с вами, несчастные? И как вы оказались тут? И не отвечал никто и не внимал. И сказали ангелы, стерегущие их: Что же не скажете вы Благодатной? И сказали ей наказуемые: Мы, Благодатная, от века света не видели и не можем поднять вверх взоры. И излилась смола кипящая на них. И увидев то, прослезилась Пресвятая. И вновь сказали ей казнимые: Отчего вопросила Ты о нас, Святая Госпожа Богородица? Сын Твой благословенный на землю пришел, и не вопросил о нас, ни праотец Авраам, ни Иоанн Креститель, ни Моисей, великий пророк, ни Апостол Павел, и не являлись они нам. И отчего, Пресвятая Богородица, твердыня Христиан, просящая часто за Христин, отчего Ты о нас вопросила? Тогда сказала Пресвятая Богородица архистратигу Михаилу: В чем прегрешение их? И сказал архистратиг Михаил: Это те, кто не веровал в Отца и Сына и Святого Духа, и о Тебе, Богородице, не признавал, что от Тебя родился Господь наш Иисус Христос, и что обрел Он плоть - за то им здесь наказание такое. И вновь заплакав, сказала им Пресвятая Богородица: Что же вы так обманулись, несчастные? Не слышали вы, что имя Мое славит вся тварь? И сказала так Пресвятая, и вновь пал мрак на них, как было вначале.

V. И вопросил архистратиг: Куда желаешь идти, Благодатная: на Запад или на Юг? И сказала Благодатная: Пойдем на Юг. И тут же предстали херувимы и серафимы и четыреста ангелов, и отнесли Благодатную на Юг, где начиналась река огненная, и было в ней множество мужчин и женщин, одни - до пояса, другие - до горла,  иные же - до темени. И узрев их, вскричала громко Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Кто эти люди, и в чем прегрешение тех, кто до пояса объят огнем? И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто проклят был отцом и матерью, и за то им здесь наказание такое, как проклятым.

VI. И вопросила Пресвятая: А кто те, что до груди огнем объяты? И сказал архистратиг: Это те, кто блудом себя запятнали, за то им здесь наказание такое.

VII. И вопросила Пресвятая архистратига: Кто те, что до горла объяты пламенем огненным? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто ел мясо человеческое. И вопросила Пресвятая: Как это возможно, чтобы ел человек мясо другого человека? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и возвещу Тебе. Это те, кто изверг из чрева своего детей своих и бросил их на съедение псам. И те, кто отдали братьев своих пред царями и властителями, - они ели мясо человеческое. За то им здесь наказание такое.

VIII. И вопросила Пресвятая: Кто те, что до темени объяты пламенем? И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто за Честной Крест берутся и клянутся ложно: Клянусь силою Креста Господня. Ангелы дрожат и со страхом преклоняются, а люди берутся за Крест и клянутся ложно, не ведая, о чем они свидетельствуют. За то им здесь наказание такое.

IX. И узрела Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за ноги, и черви пожирали его. И вопросила Она архистратига: Кто это, и каково прегрешение его? И сказал архистратиг: Это тот, кто наживался на золоте своем, за то ему здесь наказание такое.

X. И увидела женщину, подвешенную за оба уха, и всякие звери выходили изо рта ее и пожирали ее. И вопросила Благодатная архистратига: Кто она, и каково прегрешение ее? И сказал архистратиг: Это входившая в дома чужие и к ближним своим и слова злые говорившая, дабы вражду творить. Ха то ей здесь наказание такое.

XI. Узрев это, восплакала Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Лучше было бы человеку не родиться. И сказал архистратиг: Истинно, Пресвятая, не видела Ты наказаний великих. И сказала Пресвятая архистратигу: О Михаил, великий архистратиг, отведи Меня, дабы узрела Я все наказания. И сказал архистратиг: Куда желаешь Ты, Благодатная, чтобы пошли мы? И сказала Благодатная: На Запад. И тотчас предстали херувимы и отнесли Благодатную на Запад.

XII. И узрела облако огня распростершееся, и было в нем множество мужчин и женщин. И вопросила Пресвятая: Каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто на рассвете в воскресенье спят как мертвые. За то им здесь наказание такое. И вопросила Пресвятая: А если не может кто подняться, что делать ему? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая. Если у кого подожжен будет дом с четырех сторон, и окружен будет, и не сможет выйти, тот снисхождение имеет.

XIII. И узрела в другом месте скамьи огненные, и сидело на них множество мужчин и женщин и горели, сидя на них. И вопросила Пресвятая: Кто это, каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не вставал при священниках, войдя в церковь Божию, и за то им здесь наказание такое.

XIV. И узрела Богородица в другом месте железное древо, и были у него ветви железные, и висело на них множество мужчин и женщин на языках своих. И увидев их, восплакала Пресвятая и вопросила архистратига, говоря: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это клятвопреступники, клеветники, злоречивцы, отделявшие брата от брата. И вопросила Пресвятая: Как можно отделить брата от брата? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и я возвещу Тебе об этом. Если некоторые из язычников хотели креститься, и сказал им кто-либо такое слово: Ты народ неверный, вкушающий нечистое, - то клеветал он, и предан будет каре вечной.

XV. И узрела Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за руки и за ноги, и из-под ногтей его исходило много крови, а язык его скован был пламенем огненным, и не мог он стенать и сказать: Господи, помилуй меня! И увидев его, заплакала Пресвятая и сказала Она трижды: Господи, помилуй! И когда сотворила это, явился ангел, имеющий власть над этой карой, и освободил язык того человека. И вопросила Пресвятая архистратига: Кто этот несчастный, терпящий такое наказание? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, слуга, не творивший волю Божию, но поедавший имение церкви и говоривший: Служащий в храме, от храма пропитается. За то ему наказание такое. И сказала Пресвятая: По вере его да будет ему. И вновь скован был его язык.

XVI. И сказал архистратиг Михаил: Пойди сюда, Пресвятая, и покажу Тебе, какие кары терпят священники. И подошла Пресвятая и узрела пресвитеров, висящих на двадцати ногтях, и огонь исходил из голов их. И увидев их, вопросила Пресвятая архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто стоял у престала Божьего и когда распинали тело Господа нашего Иисуса Христа, рассыпался жемчуг, и страшный престол небесный сотрясся и подножие Господа нашего Иисуса Христа задрожало, а они не уразумели. За то им здесь наказание такое.

XVII. И узрела Пресвятая человека и зверя крылатого, имеющего три головы, словно пламя огненное. Две головы было у глаз человека, а третья - у рта его. И увидев это, вопросила Пресвятая архистратига: Кто этот, что не может избавить себя от пасти дракона? И сказал Ей архистратиг: Это, Пресвятая, тот, кто читал Святое Евангелие, но не делал того, что предписано им. За то ему здесь наказание такое.

XVIII. И сказал архистратиг: Пойди сюда, Пресвятая, я покажу Тебе, где терпят наказания ангельский и архангельский чины. И подошла Она и узрела висящих в огне, и пожирал их червь неусыпный. И сказала Пресвятая: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто носил архангельский и апостольский чин. Послушай о них, Пресвятая. На земле патриархами и епископами назывались, но имени своего достойны не были. На земле слышали: Благословите, святые! - а на небе святыми не нареклись, ибо творили они не по чину архангельскому. За то им здесь наказание такое.

XIX. И узрела женщин, подвешенных за концы ногтей их, и пламя огненное выходило из уст их, и сжигало их. И всякие звери, из огня выходящие, пожирали их, и стеная кричали они: Помилуйте нас, помилуйте, ибо наше наказание хуже всех кар, какие есть! И узрев их, восплакала Пресвятая и вопросила архистратига Михаила: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, жены пресвитеров, кои мужей своих не почитали, но после смерти их замуж выходили. За то им здесь наказание такое.

XX. И узрели Пресвятая диакониссу, висящую точно так же над бездною, и зверь десятиглавый пожирал груди ее. И вопросила Пресвятая: Каково ее прегрешение? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, архидиаконисса, тело свое блудом осквернившая. За то ей здесь наказание такое.

XXI. И других (женщин) узрела, в огонь вверженных, и всякие звери пожирали их. И вопросила Пресвятая архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал он: Это те, кто не творили воли Божией, алчные, бравшие лихву и нечестивые.

XXII. И услышав это, восплакала Пресвятая и сказала: Увы грешникам! И сказал Благодатная: Возвести же мне, Михаил, великий архистратиг вышних сил, дабы узрела Я все наказания. И сказал архистратиг: Куда желаешь Ты, чтобы пошли мы: на Восток или в левую часть Рая? И сказала Пресвятая: В левую часть Рая.

XXIII. И только молвила Она эти слова, предстали херувимы и серафимы и отнесли Благодатную в левую часть Рая. И вот, текла там река великая, и вид той реки - чернее смолы, и было в ней множество мужчин и женщин. И пылала она, словно печь кузнечная, и как на бушующем море были волны ее, заливавшие грешников. И когда вздымались волны, погружались грешники на тысячи локтей и не могли поднять взор и сказать: Помилуй нас, Судия справедливый! Ибо пожирал их червь неусыпный, и не было числа пожирающим их. И узрев Пресвятую Богородицу, воскликнули ангелы, наказующие их, в один голос: Свят Бог, умилосердствовавшийся чрез Богородицу. Благодарим Тебя, Сын Божий, ибо от века не видели мы света, а сегодня чрез Богородицу узрели свет. И вновь воскликнули в один голос, говоря: Радуйся, Благодатная Богородица, радуйся, светильник огня священного; радуйся и ты, архистратиг Михаил, старейший, нежели вся тварь. Велика скорбь наша, ибо созерцаем мы грешников наказуемых. И узрев ангелов униженных, заплакала Пресвятая и сказала: Увы грешникам и пребывающим с ними! И подошла Пресвятая с архангелом Михаилом, и все войско ангельское один глас возвысило, говоря: Господи, помилуй! И когда сотворили они молитву непрестанную, улеглась буря на реке, и успокоились волны огненные, и явились грешники, подобные зерну горчичному. И узрев их, заплакала Пресвятая и сказала: Что это за река, и что за волны на ней? И сказал архистратиг: Эта река - огонь внешний, а терпящие муки - Иудеи, распявшие Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и отвергнувшие святое крещение, и блудившие при несожженном еще мире, и блудившие с матерью и дочерью, и отравители, и убивавшие мечом, и душившие младенцев. И сказала Пресвятая: По вере их да будет им. И тотчас поднялись волны над грешниками, и объяла их тьма. И сказал архистратиг: Слушай, Благодатная. Если ввержен кто во тьму эту, не останется памяти о нем пред Богом. И сказала Пресвятая Богородица: Увы грешникам, ибо неугасимо пламя огненное!

XXIV. И сказал архистратиг: Пойдем, Пресвятая, и покажу Тебе озеро огненное. Посмотри, какие наказания терпит племя Христиан. И подошла Пресвятая и посмотрела, и одних слышала, а других не замечала. И вопросила архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И вопросила архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, крестившиеся и принявшие слово Христово, но дела дьявольские творившие; и упустили они время раскаяния своего, и за то им здесь наказание такое.

XXV. И сказала Она: Молю тебя, одна просьба к тебе у Меня: да буду и Я предана наказанию с Христианами, ибо то дети Сына Моего. И сказал архистратиг: Ты почивай в Раю, Святая Госпожа Богородица. И сказала Пресвятая: Молю тебя, подвигни тверди, коих четырнадцать, и небеса, коих семь, и помолимся за Христиан, да услышит нас Господь Бог и помилует их. И сказал архистратиг: Жив Господь Бог, Имя великое (Его призываем мы) семь раз днем и семь раз ночью, когда хвалу Господу возносим, и память о грешниках творим, но ни во что не ставит нас Господь.

XXVI. И сказала Пресвятая: Молю тебя, архистратиг, повели войску ангельскому, и да поднимут меня в выси небесные и поставят Меня пред незримым Отцом. И тотчас повелел архистратиг, и предстала колесница херувимская и серафимская, и подняли Благодатную в выси небесные. и поставили Ее пред незримым Отцом. И протянула руки Свои к чистому престолу Отца и сказала: Помилуй, Господи, грешников Христианских, ибо видела Я наказание их и не могу вынести плача их. Желаю пойти и терпеть наказания вместе с грешниками Христианскими. И раздался глас, говорящий к Ней: Как Мне помиловать их, если они друг друга не миловали? И сказала Святая Богородица к чистому престолу Отца: не прошу Я, Господи, за неверных Иудеев, но к Христианам прошу милосердия Твоего. И раздался глас незримого Отца, говорящий: Как мне помиловать их, если они своих братьев не миловали? И сказала Пресвятая: Господи, помилуй грешников, обрати взор Твой на их муки, ибо вся тварь на земле имя Мое призывает, когда же душа из тела исходит, восклицает она: Святая Госпожа Богородица! Тогда сказал Ей Господь: Слушай, Пресвятая Богородица: если кто имя Твое изрекает и призывает, не покину Я его ни в небе, ни на земле.

XXVII. И сказала Пресвятая: Где Моисей? Где все пророки и отцы, никогда не грешившие? Где ты, Павел, святой Божий? Где Святая Церковь, слава Христиан? Где сила Честного и Животворящего Креста, избавившего Адама и Еву от древнего проклятия? Тогда Михаил и все ангелы вознесли один глас, говоря: Помилуй грешников, Господи! Тогда молвил Моисей: Помилуй тех, Господи, кому дал я Закон Твой! Тогда воскликнул Иоанн: Помилуй тех, Господи, кому дал я Евангелие Твое! Тогда воскликнул Павел: Помилуй тех, Господи, кому Послания Твои передавал я в Церкви! И сказал Господь Бог: Слушайте, все праведные. По Закону, данному Моисеем, и по Евангелию, данному Иоанном, и по Посланиям, переданным Павлом, пусть и будут они судимы. И нечего им было сказать, кроме: Помилуй, Судия праведный!

XXVIII. И сказала Пресвятая Богородица: Помилуй, Господи, Христиан, ибо и Закон Твой хранили, и Евангелие Твое соблюдали, но несведущи были. Тогда сказал Ей Господь: Слушай, Пресвятая. Если кто делал зло, и не воздавали они злом, верно говоришь ты, что по Закону Моему и по Евангелию Моему творили. Если же не делали им зла, а они злом воздастся им по злобе их. Тогда не мог никто из слушавших глас Господа ничего ответить. И увидела Пресвятая, что смутились святые, и не внимает Господь, и сокрытой от них остается милость Его, и сказала Она: Где Гавриил, объявивший Мне: Радуйся, ибо предвечно зачнешь Ты Собезначального Отцу! - а ныне не призрит на грешников? Где великий архистратиг? Придите, все святые, коих наградил Бог, падем пред незримым Отцом, дабы услышал нас Господь Бог и помиловал грешников. Тогда архистратиг Михаил и все святые пали ниц пред незримым Отцом, говоря: Помилуй, Господи, грешников Христианских!

XXIX. Тогда Господь, узрев мольбу святых и умилосердствовавшись, сказал: Низойди, Сын Мой возлюбленный, и по молитве святых яви лик Твой на земле для грешников. Тогда сошел Господь с чистого Своего престола, и узрели Его те, кто терпел наказания, и вознесли все один глас, говоря: Помилуй нас, Царь Вечный! Тогда сказал Владыка надо всеми: Слушайте, грешники и праведники. Я сотворил Рай и сотворил человека по образу Моему. Но преступил человек и от собственных прегрешений был предан смерти. Я же не вынес того, что дела рук моих - во власти Змея; оттого наклонил Я небеса, и низошел, и рожден был от Святой Пречистой Богородицы Марии, дабы освободить вас. В Иордане принял Я крещение, дабы сохранить естество, состарившееся от греха. И на кресте был Я распят, дабы избавить вас от древнего проклятия. Воды просил Я, а вы дали Мне уксус, с желчью смешанный. Был Я во гроб положен, попрал Врага, воскресил избранных Моих, но и так не желали вы слушать Меня. Ныне же по молитве Матери Моей Марии - ибо плакала за вас много - и по молитве Михаила, архангела Моего, и множества святых Моих дарую вас отдых в день Пятидесятницы, дабы славили вы Отца и Сына и Святого Духа.

XXX. Тогда все ангелы и архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, и многоокие херувимы, и шестикрылые серафимы, и все апостолы, и пророки, и мученики, и все святые вознесли один глас, говоря: Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Человеколюбец, слава Тебе, Царь Вечный, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава неизреченному правосудию Твоему, ибо смиловался Ты над грешниками и нечестивцами, милуешь Ты и спасаешь.

Слава Ему и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.


6. Литература

2. Предмет и структура религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М., Гардарика, 1998. С. 15-17.
4. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. -
М., Наука, 1993. С. 221.
См. также:
Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
Berndt R. М. Australian Aboriginal religion. Leiden, 1974.
McCarthy F. D. Australia's aborigines. Their Life and Culture. Melbourne, 1957.
Strehlow T. G. Н. The Art of Circle, Line and Square//Australian Aboriginal Art. Ed. by R. М. Berndt. Sydney, 1964.
5. Религии: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993.  С. 70-75.
6. Тексты: Апокрифические апокалипсисы./ Пер., сост., вступ. статья: М.Г. Витковская, В.Е. Витковский. -
СПб.: Алетейя, 2000. С. 238-251.


7. Обзоры

Буддизм:
Гаруда. Независимый историко-философский буддологический журнал.
http://www.pravidya.spb.ru/rus/garuda

Книги его святейшества Далай -Ламы 14. - Буддизм Тибета, Путь к просветлению, Интервью Далай-ламы в Бодхгайе, Четыре благородные истины, и другие книги и статьи.
http://www.crosswinds.net/~occult/dalai.htm

Московская Дзогчен-община - линии Намхая Норбу Ринпоче (неофициальный сайт).
http://scil.npi.msu.su/pub/religion/dzogchen

Ислам:
Мусульманское общество, г. Костомукша. Общество входит в состав Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ.
http://www.sampo.ru/~islam/

Христианство:
Православные организации за рубежом
http://www.trimo.com/holy

Христианская страница Геннадия Згурского. Информация об авторе, его научные работы и переводы. Библиотека  христианской литературы, ссылки.
http://goodbook.home-page.org

Факел. Содружество пятидесятнических церквей в Москве и Московской области (Химки, Ликино-Дулёво, Дрезна, Орехово-Зуево, Ногинск), а также Мурманской области. О церкви, газета "Факел", публикации, ссылки.
http://www.fakel-union.newmail.ru/

Другие религии:
Церковь Последнего Завета (неофициальная страница).
http://www.chat.ru/~vissario/


8. Почта Упельсинке

Благодарю всех подписчиков за поздравления с праздником. :-)
И - несколько Ваших писем.

------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте, Упельсинка !

По адресу http://www.lifesense.ru открылся Форум о Смысле Жизни.
Я надеюсь, эта новость будет интересна подписчикам Вашей
рассылки "Введение в религиоведение".

С уважением,
Станислав Гудилин

-------------------------------------------------------------------------------

Уважаемая Марина,

Мой сайт www.metanoia.narod.ru "Ошибка дона Хуана", посвящен
критическому анализу учения  Кастанеды и мистической антропологии
- описанию процесса умирания различными религиозными системами.

Александр Логинов

-------------------------------------------------------------------------------

Subject: [ru-lists] Ваша конференция upelsinka-subscribe@yahoogroups.com
добавлена  в список на http://www.ru-lists.c-net.ru

Описание:
-- Категория: Человек, психология
upelsinka-subscribe@yahoogroups.com
Дискуссия о религиях. Обсуждение выпусков рассылки "Введение в
религиоведение" (http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.religstudies).
Основной принцип рассылки - веротерпимость и корректность по
отношению к исследуемым религиозным учениям.

-------------------------------------------------------------------------------


Жду Ваших писем с отзывами и предложениями!


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное