Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 66


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  66

21 апреля 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Информационный отчет Государственного комитета Украины по делам религий "О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации и государственно-церковных отношений в Украине в 2003 году" / Публикации журнала "Людина i свiт"

3. Владислав Киселев: "Просто у Бога есть Свой план..."/ Наше интервью

4. Международная конференция "Русское богословие в европейском контексте: Булгаков и западная религиозно-философская мысль" / Анонс события

5. XI Санкт-Петербургские религиоведческие чтения "Религия в мировой истории и культуре" / Анонс события

6. Владета Йеротич. Психологическое и религиозное бытие человека / Книжные обзоры


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех вас очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске читайте информационный отчет Государственного комитета Украины по делам религий о состоянии религиозной ситуации в Украине в 2003 году; интервью с Владиславом Киселевым, членом Национального Духовного Собрания Бахаи в Украине, анонсы конференций и обзоры книжных новинок.


2. Информационный отчет Государственного комитета Украины по делам религий
"О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации
и государственно-церковных отношений в Украине в 2003 году"

(Изложение)

I.

Главными параметрами, определяющими тенденции развития религиозной жизни в Украине, являются:

- обеспечение реальной свободы совести и религиозных прав человека; постоянное расширение объемов религиозных свобод и признание высоких достижений Украинского государства в этой сфере как со стороны украинского общества, так и международного сообщества, зарубежных правительственных и неправительственных организаций;

- дальнейший рост общественного интереса к мировоззренческим и духовным вопросам, степени доверия к Церкви, превышающего уровень доверия к другим социальным учреждениям, а также религиозной активности населения;

- увеличение удельного веса лиц, декларирующих собственную религиозность, при одновременном увеличении, хотя и значительно более медленном, числа тех, кто демонстрирует более или менее последовательное религиозное поведение;

- динамичное развитие религиозно-институционной инфраструктуры, подъем уровня богословского профессионального и непрофессионального образования, наращивание, несмотря на несовершенство законодательной базы, присутствия церквей и религиозных организаций в различных спектрах социальной сферы;

- продолжающееся увеличение количества религиозных организаций - преимущественно за счет традиционных для Украины церквей и религиозных сообществ;

- медленное, но последовательное уменьшение региональных диспропорций в развитии религиозно-институционной структуры;

- превращение религиозных учреждений в важный фактор общественно-политической и культурной жизни страны;

- существенное уменьшение уровня конфликтности в межцерковных отношениях, значительные сдвиги в направлении цивилизованного урегулирования противоречий на религиозной почве, которые, однако, остаются, потенциально опасными для стабильности и гражданского мира в обществе;

- все более глубокое принятие обществом церквей, оказавших решающее влияние на формирование украинской культуры, как весьма серьезного ресурса национальной идентичности при одновременно в целом толерантном отношении к религиозным меньшинствам;

- формирование необходимых предпосылок для реального партнерства в отношениях государства и Церкви.

II.

На 1 января 2004 г. в Украине действовали 29785 религиозных организаций, что на 1,2 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. Все заметнее становится уменьшение региональных отличий в показателях количества общин верующих. Так, если к началу 1992 г. 59,8% их сосредоточивалось в семи западных областях страны, то в 1997 г. - 47,2%, а теперь - уже 39,1.

Самые высокие показатели роста количества религиозных общин в прошлом году имели северные и центральные области – Винницкая, Днепропетровская, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская и г. Киев.

52,2% общего количества религиозных организаций созданы православными. В течении 2003 г. количество общин Украинской православной церкви выросло на 344. Ныне она имеет 10384 общины, 8620 священнослужителей, 36 братств, 161 монастырь, 15 духовных учебных заведений, 5 миссий и 3746 воскресных школ.

3395 общин и 2588 священнослужителей насчитывается в составе Украинской православной церкви – Киевский патриархат; в прошлом году их стало больше на 171. В структуре церкви – патриархия, 31 епархиальное управление, 34 монастыря, 23 миссии, 8 братств, 16 духовных учебных заведений и 1086 воскресных школ. Деятельность церкви освещают 25 периодических религиозных изданий.

Украинская автокефальная православная церковь увеличилась на 46 общин; кроме 1156 общин с 685 священнослужителями, она имеет патриархию, 12 епархиальных управлений, 5 монастырей (12 монахов), 7 миссий, 2 братства, 7 духовных учебных заведений (258 студентов), 325 воскресных школ. Деятельность церкви освещают 7 периодических изданий.

Украинская греко-католическая церковь имеет митрополию, 3 экзархата, 15 епархиальных управлений, 3340 общин, 2051 священнослужителя, 92 монастыря, 13 духовных учебных заведений (1581 студент), 14 миссий и 2 братства. Жизнь церкви освещают 25 периодических изданий. 96,1% греко-католических общин находится в западном регионе Украины.

Римо-католическая церковь в Украине имеет в своем составе митрополию, 9 диецезиальных и монашеских управлений, 863 общины, 80 монастырей (635 монахов), 37 миссий, 3 братства, 7 духовных учебных заведений (782 студента), 518 воскресных школ. Верующих церкви обслуживают 474 священнослужителя, из них 264 иностранцы. Жизнь и деятельность церкви освещают 13 периодических религиозных изданий.

Протестантами создано 28,7% от общего количества религиозных организаций Украины.

В состав Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов входят 2517 религиозных организаций, 26 региональных и областных управленческих структур, один центр, 80 миссий, 3 братства, 40 духовных учебных заведений, в которых учатся около 7 тыс. будущих пресвитеров, дьяконов, регентов и других работников церкви. 2367 общин обслуживают 2818 священнослужителей, в том числе 16 иностранцев. Функционируют 1338 воскресных школ. Внутренняя и международная жизнь церковного сообщества освещается 15 периодическими религиозными изданиями. Число зарегистрированных религиозных общин ВСОЕХБ в 2003 г. увеличилось на 101 единицу.

Второе место по количеству религиозных организаций (1519) среди протестантских сообществ занимает Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской - пятидесятников. В его составе – один центр, 27 областных управлений, 50 миссий, 2 братства, 1424 общины (прошлогоднее увеличение - 57) и 2152 священнослужителя; при общинах действует 956 воскресных школ. Почти 900 слушателей учатся в 15 духовных учебных заведениях. Союз имеет 20 периодических изданий.

Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня насчитывает в своем составе 965 религиозных организаций. В том числе: один центр, 9 региональных управлений, 2 миссии, 3 духовных учебные заведения и 949 общин (21 создана в прошлом году), 1102 священнослужителя, 662 воскресные школы. Внутренняя и международная церковная жизнь освещается в 7 периодических изданиях.

918 организаций имеют в Украине Свидетели Иеговы, 59 – Новоапостольская церковь, 56 – Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны).

900 религиозных организаций в Украине образованы национальными меньшинствами. Почти половину их – 467 – составляют мусульманские общины, иудеи имеют 240 организаций, Закарпатская (венгерская) реформатская церковь – 112, Немецкая евангелично-лютеранская церковь - 40, Армянская апостольская и Армянская католическая церкви - 24. Функционируют также малочисленные общины различных конфессий, созданные чехами, корейцами, шведами, а в Крыму – караимами и крымчаками.

Общины всех религиозных организаций Украины опекает 26641 священнослужитель. Обеспеченность кадрами священнослужителей составляет 93,1% к числу религиозных общин.

III.

В начале года религиозные организации Украины использовали 19975 культовых зданий.

В соответствии с обращениями верующих в 2003 г. в собственность (пользование) религиозных организаций передано 863 культовых и приспособленных под молитвенные помещений, из них 53 - памятники архитектуры национального и местного значения. С помощью органов местной исполнительной власти, органов местного самоуправления и с привлечением внебюджетных средств в течении 1992–2003 гг. построено 4029 культовых зданий, из них 391 - в 2003 г. (в т.ч.: УПЦ - 133, Союзом объединений ЕХБ - 55, УПЦ-КП - 37, УГКЦ - 17, РКЦ - 8, УАПЦ - 6) и строится еще 2435. Вместе с тем, религиозные организации пользуются 5874 арендованными церковными зданиями и 1539 бывшими некультовыми строениями, в том числе 931 (4,6%) из них переданы верующим.

В целом религиозные организации обеспечены культовыми сооружениями на 69,5%. Наибольшая обеспеченность – у Реформатской церкви (91%), тогда как иудейские общины обеспечены синагогами на 44,6%, мусульмане мечетями - на 35,2%.

В поочередное пользование религиозным общинам передано 280 культовых зданий. Фактически поочередные богослужения осуществляются в 155 храмах.

IV.

Религиозные организации Украины все более наращивают свои усилия в социальной сфере, фокусируясь на потребностях наименее защищенных слоев населения. В прошлом году религиозные организации страны получили более 17 тыс. тонн гуманитарных грузов от заграничных спонсоров из более чем 24 стран мира. Грузы были адресно распределены между больницами, детскими учреждениями, учреждениями для инвалидов и людей преклонного возраста.

Вместе с тем религиозные организации Украины направляли собственные, порой весьма солидные средства на поддержку малообеспеченных и людей преклонного возраста, а также учреждений здравоохранения, учебных заведений, детских домов, интернатов и т.п.; подавляющее большинство церквей посылали туда волонтеров. Только в прошлом году с этой целью при религиозных организациях были созданы и действуют 23 благотворительных миссии и миссионерских общества. В сфере внимания религиозных организаций находятся психиатрические, аллергологические, противотуберкулезные больницы, центры обслуживания инвалидов и престарелых, аптеки, наркологические диспансеры, больницы скорой помощи, приюты для пожилых женщин, союзы инвалидов, ветеранов войны, матерей детей, больных ДЦП; организации УТОС и УТОГ; ветераны войны, беспризорные, прикованные к постели, многодетные семьи, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, стихийных бедствий, а также система бесплатного питания, проблемы летнего отдыха детей. (В 2003 г. религиозными организациями страны оздоровлены более 50 тыс. детей-сирот и инвалидов, детей из малообеспеченных семей.)

V.

В течении года Госкомрелигий Украины и его подразделения на местах осуществляли необходимую работу по обеспечению гарантированного законом права религиозных организаций устанавливать и поддерживать связи со своими единоверцами за границей.

В прошлом году в Украину по религиозной визе въехали 11947 представителей зарубежных религиозных центров и организаций из 14 стран мира. Среди них с целью выполнения священнических функций, проповедничества и миссионерства страну посетили 3760 человек, межцерковного сотрудничества, обмена опытом - 4835, осуществления гуманитарных программ - 1040, обучения и преподавательской работы - 801, паломничества - 557, участия в конференциях, конгрессах - 518, строительства культовых сооружений - 66 человек.

Госкомрелигий предоставлял всестороннее содействие церквам и религиозным организациям в подготовке и проведении таких масштабных мероприятий, как паломничество верующих христиан к мощам св. Пантелеймона, Андрея Первозванного, Святого Креста из Иерусалима, брацлавских хасидов – к могиле цадика Нахмана в Умани; в проведении Конгресса светских католиков Восточной Европы, Международной конференции, посвященной 100-летию первого перевода Библии на украинский язык и многих других.

VI.

В 2003 г. в 17 (из 27) областях Украины было зафиксировано 137 правонарушений на религиозной почве, в части соблюдения законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Большинство зафиксированных нарушений совершено религиозными организациями с зарегистрированными уставами (53, или 39%). 24,5% составляют правонарушения со стороны иностранцев, находящихся на территории Украины; 19% правонарушений допущены должностными лицами религиозных организаций, 6% - религиозными организациями, действующими вне регистрации, 3,6% - должностными лицами из органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Как и в предшествующие годы, преобладают правонарушения, связанные с имущественными вопросами, в частности, совместным поочередным использованием храмов, их захватами или самовольным строительством. В частности, во Львовской области на 1 января 2004 г. не выполнены распоряжения облгосадминистрации относительно совместного поочередного использования культовых сооружений в 94 населенных пунктах, в том числе в 45 – религиозными общинами УПЦ-КП, 38 – УАПЦ, 8 – УГКЦ, 2 – УПЦ. 18 населенных пунктов области остаются "горячими точками" межконфесиональных противостояний. Тем не менее по сравнению с прошлым годом в регионе прослеживается положительная тенденция к урегулированию конфликтов между религиозными общинами, имеющими взаимные имущественные претензии.

К административной ответственности за нарушение законодательства на религиозной почве в прошлом году было привлечено 65 лиц, к дисциплинарной – 13.

Вместе с тем за невыполнение законных требований государственных исполнителей привлечены к ответственности 12 должностных лиц религиозных общин в Закарпатской области. За нарушение законодательства про свободу совести и религиозные организации, которое выражается в установлении привилегий гражданам по признаку их религиозных убеждений, привлечен к ответственности председатель Новодавидковского сельсовета Мукачевского района Закарпатской области.

В течении года по жалобам религиозных организаций были рассмотрены 40 гражданских дел. Основную часть составляли жалобы по имущественным вопросам (27). Из общего числа жалоб удовлетворено 13 (33%). Из принятых в пользу религиозных организаций судебных решений за отчетный период выполнено 5, в том числе 3 – по имущественным вопросам. В отношении регистрации уставов (положений) религиозных организаций принято к рассмотрению 4 жалобы, удовлетворены – 2, выполнено одно судебное решение.

В 2003 г. выявлены 11 случаев уклонения от прохождения альтернативной (невоенной) службы, к ответственности привлечены 10 лиц.

Анализ состояния соблюдения действующего законодательства в области свободы совести свидетельствует об утверждении правовых способов решения конфликтных ситуаций через обращение религиозных организаций в судебные органы за защитой их законных прав и интересов. Подобная тенденция прослеживается как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

VII.

За отчетный период Госкомрелигий работал в таких направлениях: обеспечение свободы совести и религиозной свободы как гражданам Украины, так и всем без исключения лицам, постоянно или временно находящимся на ее территории; гармонизация отношений между церковью и государством, между различными церквами и религиозными организациями; содействие религиозным организациям в выполнении их уставных задач и общественной миссии; укрепление терпимости и согласия между религиозными организациями различных вероисповеданий; развитие их социального служения; усовершенствование правового поля государственно-церковных отношений; предоставление консультативной помощи местным органам власти в применении действующего законодательства Украины относительно религии и церкви; урегулирование проблем, связанных с деятельностью религиозных сообществ; информационно-аналитическое обеспечение государственно-церковных отношений. Особое внимание уделялось выполнению задач, определенных Указом Президента Украины Л. Д. Кучмы от 21 марта 2002 г. "О неотложных мерах по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановлении нарушенных прав церквей и религиозных организаций".

Проведена разносторонняя работа по закреплению положительной тенденции уменьшения правонарушений на религиозной почве. На местах созданы комиссии по содействию соблюдению законодательства Украины о свободе совести и религиозных организациях, налажена система экспертной и консультативной помощи при рассмотрении в судах гражданских дел по заявлениям религиозных организаций в отношении решений местных органов власти по вопросам пользования имуществом.

Госкомрелигий обобщил заявления из областей и внес на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения о поэтапном возвращении (передаче) религиозным организациям бывших культовых сооружений, которые не используются или используются не по назначению, а также о возможном использовании религиозными организациями выдающихся памятников сакральной архитектуры.

Доминирующей в работе Комитета была проблема укрепления согласия и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий, и в первую очередь между православными церквами.

Большое внимание уделялось правовой экспертизе документов и их подготовке к рассмотрению на коллегии Комитета. В течение года обработаны почти 200 таких документов, 150 вынесены на рассмотрение коллегии, по решениям которой зарегистрированы 80 религиозных организаций (монастырей, управлений, миссий и братств, духовных учебных заведений, издательств и т.п.). В 60 случаях внесены изменения и дополнения в уже зарегистрированные уставы. В отдельных случаях рассматривались вопросы выдачи дубликатов уставных документов и снятия с регистрации религиозных учреждений, которые по определенным причинам прекратили свою деятельность.

Значительное внимание уделялось изучению и анализу процессов и тенденций, наблюдающихся в религиозной среде, подготовке информационно-аналитических материалов.

В течении года Государственным комитетом по делам религий выполнены все задачи, возложенные на него поручениями Администрации Президента Украины (63), Кабинетом Министров Украины (1068), Верховной Радой Украины (111). Кроме того, Комитет рассмотрел 336 писем от министерств и ведомств Украины, 2560 обращений от религиозных организаций и 3227 заявлений, жалоб и письменных обращений граждан.

Источник: Журнал "Людина i свiт"/ "Религия и общество" (вып. 35 [2]).


3. Владислав Киселев:
"Просто у Бога есть Свой план..."

Наш сегодняшний гость -- Владислав Киселев, член Национального Духовного Собрания Бахаи Украины.

Уп.: Вы являетесь официальным представителем общины бахаи?

В.К.: Национальное Собрание, которое я представляю, дало мне такие полномочия представлять здесь этот Орган.

Уп.: Ваше мнение: религиозная свобода в Украине -– миф или реальность?

В.К.: Ну, по большей части это реальность. Причем положение с религиозной свободой на Украине, как мне кажется, обстоит гораздо лучше, чем в близлежащих странах СНГ.

Уп.: Например?

В.К.: Я -- гражданин Беларуси и знаю ситуацию с религиями в своей стране.

Уп.: Вы уже там являлись членом общины бахаи?

В.К.: Да, естественно. Я стал бахаи, жил практически всю жизнь в Белоруссии и только три года назад переехал на Украину. На Украине ситуация кардинально отличается, и в лучшую сторону. Ну, и в России есть определенные тенденции, которые, как я знаю из прессы и из контактов со своими единоверцами и просто друзьями, как-то меняют ситуацию. В целом ситуация в России довольно стабильная и по отношению конкретно к Вере Бахаи она довольно благоприятная. В Беларуси явных гонений на бахаи нет, хотя ограничения в действиях, и достаточно существенные, уже наложены.

Уп.: Но вернемся к Украине. Как здесь чувствуют себя бахаи, помимо ощущения свободы? Да и насколько велика эта степень свободы? Имеются ли, например, у бахаи в Украине свои издания?

В.К.: Да, конечно. Мы издаем свои издания ("Вестник" -- газета для бахаи Украины, распространяется среди членов общины; до 1999 года издавали газету "Вырий" на украинском языке, предназначенную широкой общественности, но нам не хватило ресурсов на ее издание; издаем литературу бахаи на украинском и русском языках -- в пределах своих возможностей, которые пока, увы, скромны), выступаем на конференциях, контактируем с представителями других религий (например, участие в подобных конференциях в Киеве, в прошлом году была кампания по вручению послания Всемирного Дома Справедливости религиозным лидерам мира, украинские бахаи встречались с главами основных конфессий) и журналистами. Мы получаем достаточно хорошую прессу. Иногда, конечно, бывают заангажированные статьи против бахаи. Но в целом бахаи позитивно относятся и к таким вещам, поскольку даже негативное внимание к Вере может вызвать резонанс. И люди, которые не знали о Вере Бахаи, услышат и заинтересуются (даже из таких источников) и, в конце концов, придут к правдивой информации об этой религии.

Уп.: Кстати сказать, сколько здесь, в Украине, сторонников бахаи? Имеется ли какая-либо статистика?

В.К.: Да, статистика есть. Всего около 700 бахаи живут в разных городах Украины, преимущественно -- в крупных городах Украины и в Восточной Украине. В Западной Украине бахаи не так много, и есть только одна полноценная община с местными институтами -- это община в Черновцах, которая существует уже тринадцать лет.

Уп.: А с чем связана подобная локализация, как Вы думаете?

В.К.: Здесь могут быть разные объяснения. Украина исторически разделена на эти две части. Например, на Восточной Украине люди больше говорят на русском языке, а на Западной -- на украинском. Так сложилось, что община у нас большей частью русскоязычная, у нас и литература бахаи до недавнего времени была только на русском. Людям же на Западной Украине нужно рассказывать о Вере на украинском языке, чтобы они читали молитвы бахаи, Писания бахаи на украинском. Во-вторых, вероятно, люди на Восточной Украине, выхолощенные советским атеистическим воспитанием, более тянутся к откровенному разговору о духовном, о Боге и Его Откровении. На Западной Украине стойкая религиозная традиция не прерывалась никогда. Она особенно крепла, когда происходили гонения на доминирующую здесь греко-католическую церковь. И когда в начале 90-х Украина обрела независимость, а греко-католичество вышло из подполья, люди так крепко держатся своей отстоянной традиции, что не желают слышать ни о чем ином.

На самом деле, это только косвенные факторы. Просто у Бога есть Свой план. Взять, к примеру, Индию. Община бахаи в Индии существует уже более ста лет. Преданные и выдающиеся верующие отправлялись туда с благословения Бахауллы и Абдул-Баха. И только в конце 70-х годов 20 века их усилия принесли количественные результаты -- теперь община бахаи в Индии насчитывает более миллиона человек, а Дом Поклонения, построенный в Нью-Дели в 1986 году, считается одним из архитектурных чудес 20 столетия и привлекает даже больше посетителей, чем знаменитый Тадж-Махал!

Уп.: Расскажите, пожалуйста, немного об организационной структуре общин бахаи.

В.К.: У бахаи нет института священнослужителей. Человечество уже достигло того уровня зрелости, когда люди могут самостоятельно приобщаться к Слову Божию и не нуждаются в посредниках. Тем не менее, как любое сообщество, религия нуждается в организации. Администрация бахаи не имеет аналогов в истории и в современном обществе. Отличие ее в том, что она является частью четкой духовной системы, пронизана духом Откровения Бахауллы и неразрывна с Его Учением. В администрации бахаи нет места узурпации власти отдельными личностями. На местном, национальном и всемирном уровнях административные органы, называемые Духовными Собраниями, состоят из девяти человек, избираются членами общины и принимают решения коллегиально в результате совещания. При этом члены Собрания являются рядовыми членами общины, но вместе выступают как единый орган, в котором никто не имеет больше прав или власти. В отличие от политиков, никто из членов Собрания не выносит за пределы заседания высказанного личного мнения. Так же и выборы бахаи проходят не на основе выдвижения и агитации, которые строго запрещены, а тайным голосованием из числа всех взрослых членов общины.

Уп.: Бахаи уделяют много внимания миротворчеству. Это ведь основная суть учения бахаи?

В.К.: Сутью учения бахаи, как и должно быть в религии, является, по словам Шоги Эффенди, Хранителя Веры Бахаи, "та мистическая связь, что соединяет душу человека с Богом". Мы погружены в божественный мир духа, это суть человеческой природы, и таковыми должны быть и отношения среди людей. Вера Бахаи дает духовное осмысление общественному миропорядку, признавая губительность и безнравственность вражды и соперничества и утверждая новые ценности совета и сотрудничества, которые как на бытовом уровне, так и в глобальном масштабе являются средством для исцеления недугов нынешнего времени. Бахаулла сказал: "Мы, с одной стороны, изгнали со страниц священной Книги Божией все, что порождало раздор, злобу и смуту среди чад человеческих, а с другой - заложили основы согласия, понимания, совершенного и вечного единения". Посмотрите, значительная часть войн, большая часть нынешних конфликтов происходит на почве межрелигиозной вражды. А между тем, основатели всех великих религий призывали своих последователей жить в мире и согласии. Бахаи стояли у истоков современного межрелигиозного диалога. Они принимали активное участие в Парламенте Религий 1893 года, сотрудничали с Лигой Наций. Сегодня Международное Сообщество Бахаи задействовано в целом ряде неправительственных организаций под эгидой ООН, участвует в межрелигиозных проектах по охране природы, занимается деятельностью по ликвидации неграмотности женщин в странах третьего мира, развитию мелкого предпринимательства в отсталых регионах, поддержанием культуры и ремесел национальных меньшинств. Мы не участвуем в межпартийной политической деятельности, поскольку она расходится с нашими принципами единства и сотрудничества, однако и на самом высоком уровне, и в общении с окружающими бахаи делают все возможное, чтобы претворять в жизнь Учение Бахауллы, целью которого является единство человечества.

Уп.: Также, есть очень важная составляющая учения - вопрос о равенстве мужчин и женщин. Как Вы думаете, в общинах бахаи больше представителей мужского или женского пола?

В.К.: Больше человеческого. :-) На самом деле, это трудный вопрос, я такими данными не располагаю. Скажем, в России, Украине и Белоруссии в общинах больше женщин, а в Грузии, Азербайджане, в Малайзии, как я слышал, больше мужчин.

Уп.: В России и за ее пределами я встречала мужчин и женщин Бахаи. От общения и с теми, и с другими у меня сложилось впечатление, что Бахаи -- это очень милые и открытые люди. Скажите, пожалуйста, это так? :-)

В.К.: Вам виднее. :-) Есть притча о том, что к одному мудрецу его ученики подвели известного хироманта – проверить, сможет ли тот, не зная человека перед ним, только по ладони определить его характер. Хиромант взглянул на ладонь мудреца и сказал, что она принадлежит человеку тщеславному, завистливому, злобному и т.п. Ученики возмутились: как он смеет так называть учителя, служившего им образцом добродетели? Мудрец успокоил их: "Этот мудрый человек прав. Я действительно таков, каким он описал меня, с одной лишь разницей -- я не захотел быть таким". В "Сокровенных Словах" Бахаулла говорит: "Я сотворил тебя достойным, из сути знания произвел Я тебя, из глины любви слепил Я тебя". Мы знаем, какими сотворил нас Господь, и стремимся быть таковыми, даже если не все и не всегда получается. :-)

Уп.: Спасибо Вам за интересную беседу. И последний вопрос: Ваши пожелания подписчикам рассылки "Современное религиоведение"?

В.К.: Мне кажется, в любой науке главная побуждающая сила исследователя -- изумление перед раскрывающейся красотой, гармонией мира, перед узнаванием доселе неведомого, перед прозрениями, открывающими ключ к взаимосвязи вещей, казалось бы, не имеющих ничего общего друг с другом. Иначе какой смысл в сухих цифрах, голых фактах? В исследовании религии меня не покидает это чувство изумления. Так же, как в естественных науках мы постигаем законы, складывающиеся в единую картину материального мира, так и в изучении религии перед нами открывается единство человеческого духа в его разнообразных проявлениях. Желаю, чтобы это чувство росло и крепло в нас, чтобы мы за кажущимися непреодолимыми преградами между современными религиями видели промысел Творца, открывавшего Себя человечеству во имя любви и мира, а не для ненависти и вражды.


4. Международная конференция
"Русское богословие в европейском контексте:
Булгаков и западная религиозно-философская мысль"

Áèáëåéñêî-áîãîñëîâñêèé èíñòèòóò ñâ. àïîñòîëà Àíäðåÿ
Ostkirchliches Institut, Regensburg

Информационное письмо

Международная конференция,
посвященная 60-летию со дня смерти прот. Сергия Булгакова

Русское богословие в европейском контексте:
Булгаков и западная религиозно-философская мысль

29 сентября - 3 октября 2004 г.

В сентябре 2003 года Библейско-богословский институт св. апостола Андрея совместно с Ostkirchlisches Institut, Regensburg провел международную научно-богословскую конференцию "Россия и Вселенская Церковь: богочеловечество в перспективе современного межконфессионального и межрелигиозного диалога", посвященную 150-летию со дня рождения Владимира Соловьева. Соловьев был не только великим русским философом, но и основателем особой философской школы в России. Его религиозно-философские идеи о всеединстве, богочеловечестве, софийности творения, политическом и социальном бытии мира продолжались и развивались российскими философами конца XIX-начала ХХ века и остаются актуальными в современном мире. Нынешняя конференция посвящена творчеству С. Н. Булгакова, русского философа, священника, богослова и общественного деятеля, который во многом был продолжателем соловьевской школы, опираясь при этом и на православное предание, и на современную ему западную философскую мысль.

Конференция будет проходить в Москве с 29 сентября по 3 октября 2004 года. На нее приглашены ведущие богословы, философы и другие специалисты, внесшие значительный вклад в изучение русской и западной религиозной философии. На конференции предполагается обсудить следующие темы:

  • Взаимное влияние русской религиозной философии и западного богословия ХХ века;
  • Философия творчества и синергетика в религиозной философии Булгакова;
  • Философия хозяйства и философская антропология Булгакова;
  • Опыт и догмат: философия религии Булгакова;
  • Границы церкви: экклезиология Булгакова и экуменическое богословие;
  • Софиология: богословское наследие Булгакова и его современная рецепция;
  • Социальная философия Булгакова.

Тема конференции

В своих богословских и религиозно-философских трудах Булгаков опирался не только на православное предание и богословские традиции, но и на опыт западноевропейских мыслителей, богословов, мистиков. Многие его работы построены как критические ответы на те или иные западные религиозно-философские системы. Подробный анализ европейского контекста творчества Булгакова необходим для понимания его вклада в мировую философскую мысль. Кроме влияния европейской мысли на творчество Булгакова, существует и другой важнейший аспект его наследия: влияние его философии на западную мысль второй половины ХХ века. Особенно интересной темой представляется исследование влияния русской религиозной философии (в частности, Булгакова) на развитие обновленного католического богословия, многие идеи которого были провозглашены II Ватиканским собором (1961-1965).

Одним из важнейших аспектов философии Булгакова можно назвать синергетический аспект. Проблема соработничества человека с Богом следовала из соловьевской идеи богочеловечества и развивалась многими русскими философами, в особенности, Бердяевым и Булгаковым, с опорой на православное понятие "синергии" как условия спасения и обожения человека. Данная тема подразумевает исследование булгаковской философии творчества как синергетического процесса.

Другим проявлением синергетической философии у Булгакова стала его философия хозяйства и труда как часть его антропологии. Булгаков рассматривал хозяйственную и трудовую деятельность человека (наряду с творчеством и аскетическим деланием) как проявление "синергии", соработничества человека с Богом в восстановлении утраченной мировой гармонии, в исполнении библейской заповеди "возделывать и хранить" землю.

Философия религии представителей русской религиозной философии, в особенности, Булгакова и Флоренского, рассматривает религиозный опыт как один из важнейших источников религиозного знания наряду с традицией. Тема предполагает исследование взаимоотношения опытного знания и религиозной традиции (в том числе, догматического предания) у Булгакова.

Вопрос о границах Церкви был рассмотрен Булгаковым в его статье "У кладезя Иаковля", где он со всей серьезностью подходит к проблеме единства Церкви и множества христианских церквей. Тема предполагает обсуждение экклезиологии Булгакова применительно к экуменическим проблемам, а также ее актуальности для современного межконфессионального диалога.

Одной из наиболее сложных и вызывающих сегодня противоречивые отклики тем религиозной философии Булгакова является его софиология. Булгаков продолжает "софийную" тему Владимира Соловьева, однако предлагает более детальную ее разработку и истолкование. Предполагается исследование актуальности софиологии Булгакова для современного христианского богословия.

Политическая и социальная философия Булгакова построена на критике современного ему западноевропейского капитализма с одной стороны, и зарождавшегося социалистического движения — с другой. Взамен Булгаков предложил собственную модель "христианского социализма". Тема предполагает исследование вопросов: насколько социальная философия Булгакова была применима к российским и европейским условиям, а также насколько актуальна эта модель для современной России.

Доклады и публикация

Желающие сделать доклад должны представить содержательные тезисы объемом не более 1000 слов в электронном виде. Они должны быть присланы в ББИ не позднее 15 июня 2004 г. Полные тексты отобранных докладов должны быть представлены до 1 сентября 2004 г. Кроме докладчиков предусмотрено участие слушателей (священников, преподавателей, студентов). Рабочие языки конференции – русский и английский.

По прибытии на конференцию каждый участник получит тезисы всех докладов и программу конференции. Пленарные и секционные доклады рассчитаны на 30 минут. Некоторые доклады будут напечатаны в журнале "Страницы: богословие, культура, образование". Тезисы докладов и сами доклады должны быть посланы ученому секретарю конференции по адресу:

Михаил Серебряков

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (095) 270-22-00; (095) 270-76-44;
E-mail: standrews@standrews.ru
www.standrews.ru

Организация и размещения

Регистрация и размещение участников начнется 29 сентября 2004 г. Вечером состоится прием. Отъезд участников 3 октября. Иногородние участники конференции будут обеспечены проживанием и питанием. Для москвичей предусмотрены обеды и кофе-паузы.

Регистрация

Количество мест ограничено, поэтому желающим принять участие в конференции настоятельно рекомендуется зарегистрироваться как можно раньше. Участник считается зарегистрированным после подтверждения получения административным секретарем регистрационной формы и сообщения ему о включении в состав участников. Регистрационный взнос для участников из СНГ 300 руб.

Возможна полная или частичная оплата транспортных расходов, проживания и питания для докладчиков из России и других восточно-европейских стран. Заявления на получение финансовой поддержки должны быть присланы вместе с тезисами докладов. Количество стипендий ограничено.

За бланками регистрационных форм и заявлений следует обращаться к административному секретарю:

Ольга Смолкова

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (095) 270-22-00; (095) 270-76-44;
E-mail: standrews@standrews.ru
Веб-сайт: www.standrews.ru

_______________________________________________

Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея
(государственная аккредитация)

Попечители: митрополит Сурожский Антоний, епископ Сергиевский Василий, епископ Диоклийский Каллист, епископ Оксфордский Ричард Харрис, епископ Пьер Дюпре, академик В.Л. Янин, профессор Ярослав Пеликан, профессор Оливье Клеман, профессор А.А. Красиков, профессор Брюс Мецгер, протоиерей Леонид Кишковский, каноник Майкл Бурдо, священник Ион Селле, священник Джон Биннс.


5. XI Санкт-Петербургские религиоведческие чтения
"Религия в мировой истории и культуре"

Исследователи и представители различных конфессий приглашаются принять участие в XI Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях "Религия в мировой истории и культуре", которые состоятся 23-26 ноября, сообщает "Благовест-инфо". Особое внимание организаторы чтений предполагают обратить на проблему взаимоотношений религиозных организаций и власти.

В течение более чем десятилетия музей проводит мероприятия по обобщению опыта комплексного изучения религии и музейного представления её реликвий. В этом году участники чтений рассмотрят два тематических блока. Первый призван раскрыть такие вопросы, как "Религия и властные отношения в истории классовых обществ", "История формирования религиозных институтов", "Религия и государство в России", "Идеи светской власти в религиях", "Мифология власти", "Тема власти в религиозном искусстве". Второй блок посвящён обсуждению культового предмета в музейной экспозиции и музейного экспоната в качестве исторического источника. Заявки на участие принимаются до 31 мая.

Источник: Портал Credo.Ru


6. Книжные обзоры

Владета Йеротич. Психологическое и религиозное бытие человека / Пер. с серб. -- М., Изд-во ББИ, 2004, 216 с. ISBN 5-89647-090-8

Книга православного психолога Владеты Йеротича посвящена двум важнейшим аспектам антропологии — психологии и религиозности. В своем исследовании автор совмещает глубокое знание православной духовности с опытом современной мировой психологии и психотерапии. Издание адресовано преподавателям и студентам светских и духовных учебных заведений, а также тем, кто интересуется религиозной психологией и антропологией.

Источник: Официальный сайт ББИ св. ап. Андрея


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное