Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 174



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 174

31 октября 2008 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"

2. Религиозные представления кельтов / Взгляд на историю

3. События в мире / Новостная лента

4. Лекторий "Открытый университет истории религий" / Доска объявлений

5. Научно-практический семинар "Духовное и этническое пространство Севера России: история и современность"/ Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех подписчиков очередным Выпуском "Современного религиоведения". Наверное, Вы уже заждались.. :) Но радует количество подписавшихся за последние две недели. Напомню о том, что рассылка также выходит непосредственно с Упельсинкиной страницы. В этом случае, достаточно лишь отправить письмо с темой "Современное религиоведение" на адрес: info@upelsinka.com. Пожалуйста, не забывайте указывать тему - в противном случае, письма идентифицируются мною, как спам и в базу рассылки Ваш адрес не включается.

В сегодняшнем Выпуске я хотела бы поделиться с Вами не только анонсами, но и теми материалами, которые показались мне чрезвычайно интересными. А это означает лишь то, что "Современное религиоведение" плавно возвращается к своему первоначальному облику... :) По крайней мере, очень хочется оставаться не просто новостным рупором, но и публицистическим онлайновым журналом, коим мы когда-то являлись. :)

И именно Вы можете оказать неоценимую помочь. Чем? Одним лишь советом. Что бы Вы хотели услышать на страницах рассылки? Если у Вас есть время, отправьте, пожалуйста, нам письмо с пожеланиями и указаниями о недостатках. Если Вам дорога каждая минута, просто зайдите сюда: http://ethna.upelsinka.com и проголосуйте. Форма опроса расположена в правой части сайта.

Последние обновления на сайте Dansk.Ru:

Музейные коллекции: Музей города Силькеборг - http://dansk.ru/content/view/53/1/lang,ru/
Ханс Христиан Андерсен - http://dansk.ru/content/view/54/1/lang,ru/
Эпоха викингов вызвана нехваткой жен? - http://dansk.ru/content/view/55/1/lang,ru/
В Дании найден щит викингов - http://dansk.ru/content/view/56/1/lang,ru/
Нильс Хенрик Дэвид Бор - http://dansk.ru/content/view/57/1/lang,ru/


2. Взгляд на историю

Религиозные представления кельтов

Первоначально религиозные представления были очень тесным связующим звеном всего кельтского общества, и как сообщает Цезарь, народ в Галлии был очень предан религии Как и все народы, кельты сохранили с древних времен некоторые магические обряды и ритуалы, при помощи которых они старались приобрести расположение разных божественных сил Нельзя однако предполагать у них наличие четкой веры в смысле более поздних мировых религий, много черт в мифах, культе и в священной терминологии является пережитком и наследием более древних времен. Источников для ознакомления с кельтской религией не так уж мало, но они редко заслуживают доверия. К ним относятся сообщения древних писателей, памятники с надписями галльско-римских времен, чаще всего латинскими или греческими, которые содержат по крайней мере имя какого-либо местного бога, далее филологические исследования о значении некоторых слов, сказания и старая ирландская и потому это interpretatio romana (римское толкование) не всегда правильно освещает кельтскую религию. Отчасти это относится и к сообщениям Цезаря. Все тонкости культа и различных обрядов чужестранцу трудно понять правильно, так как он не сжился с чужой средой, а еще труднее человеку 20 века с совершенно иным образом мышления и иными взглядами на сущность их религии.

При таком положении очень трудно добраться до существа кельтской мифологии. Кажется, однако, что кельтский партикуляризм процветал как в политической жизни, так и в религии, то-есть первоначально у каждого племени были свои местные боги и культы, в которых мы лишь в очень общих чертах можем предполагать наличие общего представления о некоторых высших божествах, различно называемых отдельными племенами. Поэтому было так легко связывать имена местных богов с именами богов римских Меркурия, Марса и других. Вполне даже возможно, что одному и тому же божеству в двух отдаленных областях приписывались различные атрибуты и функции. Неясное общее представление о таких существах, по-видимому, было, и на него опираются те, кто говорит о кельтском пантеоне, в котором племенные божества представляли собою лишь различные варианты, обусловленные местом и временем. Необходимо однако помнить, что кельты приходили в соприкосновение с древним местным населением (особенно в Средней Европе), с его собственным миром религиозных представлений, что при более длительном сосуществовании могло оказывать влияние на кельтские представления. При вступлении в писаную историю кельты уже прошли процесс развития первоначальных тотемистических представлений, но некоторые пережитки и отголоски их все-таки остались. Вместо первоначальных родовых тотемов мы находим героев рода или племени.

Между подлинными богами и героями в кельтской религии нет ясной и определенной границы. Герои не являются сверхъестественными существами; они действительно жили как люди и только позже представления об этих людях соединялись с представлениями о высших существах. В ирландских легендах боги живут как люди, а люди переходят в мир богов. Бог и человек при определенных условиях в значительной мере сочетаются.

По-видимому, действительности больше всего отвечает представление о племенных богах. Примерно так, как в Ирландии был Дагда отцом рода и его покровителем, были и другие мужчины-боги очень тесно связаны с определенными племенами. Особых богов Солнца и войны, вероятно не было; такие функции соединялись лишь с различными племенными богами. Точная специализация и определенный круг деятельности богов свойственны скорее лишь Средиземноморью и встречаются чаще в городской среде,а исконным кельтам это было совершенно чуждо или перенималось ими лишь дополнительно. Этим мы можем объяснить многочисленность имён кельтских богов, компетенции которых часто переплетаются. Весьма сложная символика кельтских представлений мешает нам вникнуть в самую сущность. В этой символике, как уже было указано, важное место занимал, кроме прочего, как на островах, так и на континенте, культовый котелок. В Ирландии магический котелок был символом изобилия и бессмертия и часто помещался на священном месте или в здании. При торжествах, известных под названием гобния, в котле варилось магическое пиво для питания и подкрепления божеств.

Некоторые божества, как самые важные, упоминаются еще до романизации Галлии. Согласно Цезарю, самым высшим богом Галлии был покровитель дорог и купцов (примерно как римский Меркурий) и покровитель искусств, техники и ремесел; в Ирландии Луг был также покровителем всех искусств Особых богов солнца или войны, вероятно, не было; такие функции соединялись лишь с различными племенными богами. Точная специализация и определенный круг деятельности богов свойственны скорее Средиземноморью и встречаются чаще в городской среде, а исконным кельтам это было совершенно чуждо или перенималось ими лишь дополнительно. Этим мы можем объяснить многочисленность имен кельтских богов, коми военных доблестей, и, как мы уже видели, Лугдунум в Галлии приобрел большое значение.

Бога Тараниса считают властелином небес; в галльском языке с древних времен это понятие связывалось с символикой колеса. На внутренней пластинке гундеструпского котелка мы видим изображение бога или героя с поднятыми руками, который дотрагивается правой рукой до колеса. Впрочем, маленькие бронзовые колесики-подвески подобного характера представляют собой обычный инвентарь в кельтских оппидумах, у нас, например, в Страдоницах (таб. XXXV), и бывают изображены также на кельтских монетах. Бог с колесом позже появляется на бесчисленных галльских памятниках и сравнивается с римским Юпитером. Иногда он держит в руке колесо, иногда молнию (по-кельтски ,,таран", гром), но колесо в религиозных представлениях символизирует также солнце.

Поэт Лукан (1 век н.э.) называет всего трех кельтских богов Тевтатеса, Эзуса и Тараниса. Но и эти божества определены не совсем ясно и не были распространены повсеместно. Согласно комментариям к этому тексту, Таранис, якобы, умиротворялся сожжением жертвы, Тевтатес ее утоплением (опусканием в кадку), а Эзус повешением; последнее особенно важно для понятия священности деревьев. Тевтатес описывается Цезарем как бог войны. Его имя происходит от кельтского слова, обозначающего племя, а в римском понимании его уподобляют богу войны Марсу, а иногда Меркурию. Первоначально, вероятно, это было местное божество, защищавшее свой народ и во время войны; необходимо снова напомнить, что кельтское племя и в военное время составляло самостоятельное образование даже при совместных действиях многих племен.

Эзус появляется позже, часто в образе Марса или Меркурия. Лукан делит эти старые кельтские божества на две группы. Одну из них составляют Эзус и Тевтатес (Марс, Меркурий), вторую Таранис сочетание образов Юпитера и Диспатера, отца Дита (dis pater, которого галлы считали своим предком, ссылаясь на учение друидов); позже этот бог отождествлялся с Плутоном, богом подземного царства, но эти имена слишком неясны, чтобы они не могли быть именем какого-либо из племенных богов.

В Провансе, прирейнских областях и в Ирландии почитались также женщины-богини, в Ирландии этим богиням подчинялись даже боги мужского пола. Культ плодородия, плодовитости и подземного царства здесь являлся господствующим. Впрочем, культ матери-земли был известен в Европе в древности уже в позднекаменный век, и богини-женщины считаются порождением более древнего матриархального общества, отголоски которого сохранялись в сознании народа очень долго. Очевидно такого же древнего происхождения является и почитание троицы богинь-матерей (matrea, matronae), изображавшихся чаще в сидячем положении с атрибутами плодородия и плодовитости (рис. 49). Эта троица почиталась у тренеров и в других местах, а иногда вместо троицы встречается и одна женщина.

С изображением богов в так называемой позе Будды (сидячей) мы познакомились в южной и средней Франции (таб. XVII, рис. 36). Макробий, позднеантичный писатель, считает эту сидячую позу характерной для богов изобилия и плодородия (атрибуты: сума, крыло, корзина с плодами и т.д.). Часто бог держит в руке змею с бараньей головой или галльскую шейную гривну (Гундеструп).

Таким образом, функции разных богов часто переплетались. При романизации кельтских религиозных представлений делались попытки сделать выбор мнимо стандартизованных божественных представителей, но в действительности заменялись имена и часто, насильственно или случайно, их объединяли с некоторыми римскими божествами. Поэтому очень трудно разобраться в многочисленных богах, которые упоминаются в галльской среде: Альбиорикс царь мира, Манопос великий юноша, Тонтиорис владыка племени, Катурикс царь битв, Огмиос сопровождающий усопших с посохом и луком и др. Эдуи почитали бога, изображавшегося с молотом и посохом, часто в паре с сопровождающей его богиней. Источники приводят около 400 имен или прозвищ богов и богинь. В пиренейских областях, в Британии и в Норике имеются многочисленные надписи-посвящения (дедикации); в большинстве из них имена приводятся лишь один раз, а изображение их атрибутов очень разнообразно. Чаще всего эти атрибуты напоминают Марса или Меркурия, реже Аполлона, Сильвана или Минерву. Иконография отдельных божеств не была точно разработана, атрибуты отдельных богов часто совпадают. Лишь некоторые божества, как кажется, пользовались большей популярностью. Бог с оленем встречается в средней Галлии, бог со змеями на востоке. Беленус почитался в Галлии, в северной Италии и в Норике; богиня лошадей Эпона в названных странах, в Британии и в кельтоибсрийской области (рис. 49). Иногда божества изображаются в паре, бог и соответствующая богиня Суцеллус и Нантосуэльта в Галлии, Видасус и Тиана в Паннонии и др. Но для кельтской среды особенно типична троица.

Мы познакомились уже с троицей матерей, но встречается и бог с тремя головами или с тремя лицами (рельефное изображение трехголового бога в области Реймса, трехголовый бог на сосуде в Бавэ), встречаются и бык с тремя рогами (tarvos trigarnoa), троица животных или фигуры, обладающие способностью утроиться и т.д. Число три" кельты считали символом силы и совершенства, трехголовый бог был самым могущественным.

Божественный бык Дейотарос известен в галатской малоазиатской области, в символике встречаются ворон, голубь, баран, бык и другие животные. Галльский бог Цернуннос изображается с оленьими рогами, выше мы уже говорили о боге с диким кабаном в качестве атрибута.

В научной литературе иногда высказывается мнение, что божества, связываемые с определенными животными, первоначально имели облик этих животных (священное животное племени, тотем), и что позже, когда боги приобрели более определенные человеческие черты, эти животные стали лишь их атрибутами. Пока, однако, известны лишь изображения богов с указанными атрибутами, которые в большинстве случаев относятся уже к более позднему времени. Большое количество мелких бронзовых, а также глиняных фигурок в галльско-римских храмах свидетельствует о вотивных дарах кельтского народа и о его вере, которая жила длительное время еще в римскую эпоху.

Определенным предметам или знакам приписывалась волшебная сила, предохраняющая от дурного глаза, чумы и других опасностей. Еще в христианское время такие знаки были на стенах г. Клермон они защищали население от чумы.

О роли друидов в кельтском обществе мы упоминали в иной связи, как и о бардах-певцах. Эухаги" были, по-видимому, жрецами и пророками; далее приводятся ватес", роль которых не совсем ясна.

В ирландских легендах сохранились описания очень сложных ритуальных обрядов. Молодой вступающий на трон король считался смертным супругом местной богини и вступал с ней в брак символическим преподношением чаши. Эту богиню он встречал в образе красивой девушки у колодца или источника. Когда король старел, богиня также превращалась из красивой девушки в старуху. Интересно, что в этих легендах фигурирует также комический персонаж в короткой одежде с большим посохом, который иногда везли на колесах, с магическим котлом неисчерпаемости, омоложения и вдохновения. Поэтому очень важен тот факт, что мелкие бронзовые фигурки мужчин с посохом или с подобным предметом в позднелатенское время не являются редкостью и что мы их находим и в чешском оппидуме Градиште у Страдониц. В Галлии подобный тип представлен в виде бога с молотом и чашей или миской (Суцеллус). Жиральдус Камбрензис, автор топографии Ирландии периода около 1185 г., с возмущением описывает очень архаичный обряд при вступлении на трон королей Ульстера. Король должен был публично оплодотворить кобылу, которую затем убивали, варили в воде, в этой воде король купался, а затем вместе с народом съедал мясо. Этот варварский обряд, вероятно, очень древнего происхождения, так как подобные конские жертвоприношения известны нам и в других частях света, например, в Индии.

Кельтский календарь исчислял время по ночам и был основан на наблюдениях за луной. Год делился на два основных периода, теплый и холодный. Конец старого и начало нового года в Ирландии (самаин) праздновался около 1 ноября, когда скот сгонялся с пастбищ и собирался в одном месте. Накануне са-маина освобождались магические силы, магические войска выходили из пещер и холмов. Вторым важным праздником было начало теплого периода, ,,белтине" (кельтское слово, означающее огонь) или кетшамейен", согласно Пауэлу (это название, быть может,можно поставить в связь с континентальным богом Беленусом). Он праздновался около 1 мая, когда скот выгонялся на общие пастбища; существовал обычай зажигать большие костры, между которыми проводили скот, что должно было защитить его от всех болезней. В Ирландии существовали и другие сезонные праздники имболе в начале февраля, возможно в связи с разведением овец, и лугнасад около 1 августа, по-видимому ради обеспечения хорошего урожая; это последнее название перекликается с именем бога Луг и Лугдун (нынешний Лион), который когда-то был главным городом трех Галлий. По воле императора Августа в 10 г. до н.э. там отмечался праздник около 1 августа, как и в Ирландии, а Луг тем самым был произведен в боги всех галлов в параллель римскому Меркурию.

Источник: Филип Ян Кельтская цивилизация и её наследие- Прага: Издательство Чехословацкой Академии Наук, 1961. Цит. по: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000024/

Полезные ресурсы: Celtica.Ru - Кельты. История, археология, культура Древней Европы


3. События в мире / Новостная лента

Израильские археологи нашли "древнейшую" надпись на иврите

На раскопках близ Иерусалима археологи обнаружили глиняный черепок с надписью, датируемой X веком до нашей эры. Глава экспедиции, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Йосси Гарфинкель (Yossi Garfinkel) утверждает, что это - древнейшая надпись на иврите, сообщает Associated Press.
Осколок сосуда найден в районе Хирбет-Кеяфа (Hirbet Qeiyafa), недалеко от того места, где, по преданию, сражались Давид и Голиаф. Черепок лежал в слое, который датирован радиоуглеродным методом (исследовался возраст найденных в нем оливковых косточек) 1000-975 годами до нашей эры, то есть временем, когда правил царь Давид.

Пять строк начертаны так называемым протоханаанейским письмом, которым во втором тысячелетии до нашей эры пользовались многие левантийские народы, в том числе и древние евреи. Филологам удалось пока гипотетически интерпретировать только несколько сочетаний знаков, которые могут читаться как "царь", "судья", "раб". Гарфинкель убежден, что надпись сделана на иврите, а не на одном из родственных семитских языков, поскольку на черепке можно видеть специфически ивритский глагол "делать".

Ученым известно несколько маленьких фрагментов надписей, содержащих ивритские слова и датируемых X веком до нашей эры. Но большие тексты, которые однозначно сделаны на иврите, датируются IX и VIII веками. На этом основании Йосси Гарфинкель берется утверждать, что его находка - древнейшая.

С мнением Гарфинкеля согласны далеко не все исследователи. Амихай Мазар, один из ведущих специалистов по библейской археологии, говорит, что с интерпретацией текста из Хирбет-Кеяфы не стоит торопиться. Но он убежден в том, что надпись, как минимум, является самой длинной из известных протоханаанейских, что само по себе имеет большое значение для науки.

Источник: Lenta.Ru, 30 октября 2008 г.


На севере Греции нашли неолитическую кухню


В ходе раскопок на севере Греции археологи обнаружили развалины дома эпохи неолита, передает агентство Reuters со ссылкой на сообщение греческого министерства культуры.
Раскопки в номе Пелла в Центральной Македонии продолжались пять месяцев. Ученые нашли остатки кухни с двумя печами, глиняными горшками и каменными инструментами, а также двух комнат. Найденные в них предметы свидетельствуют о том, что жители дома мололи зерно в этих помещениях.

Возраст находки составляет около шести тысяч лет. Предположительно, дом сгорел, но его обитатели успели покинуть строение, захватив с собой самые сложные в изготовлении инструменты. Они оставили в доме тяжелые предметы, например, каменные жернова.

По словам ученых, благодаря хорошо сохранившемуся дому им удалось получить много ценной информации об архитектуре того периода.

Источник: Lenta.Ru, 24 октября 2008


Археологи нашли в Иордании "копи царя Соломона"

Экспедиция калифорнийского университета Сан-Диего и Оксфордского университета обнародовала новые данные о датировке древних медных рудников на юге Иордании: они функционировали в X и IX веках до нашей эры, то есть начало их разработки соответствует времени правления библейского царя Соломона. Легендарный правитель, по преданию, владел обширными медными копями. Результаты исследований публикует Proceedings of the National Academy of Sciences. Выдержки из сообщения PNAS приводит издание New Scientist.
Археологи из Калифорнии и Оксфорда работают на раскопках рудника Кирбат-эн-Нахас в районе южного селения Фейнан с 2002 года. Им удалось уверенно датировать шестиметровый слой древесного угля и шлаковых отходов 950-840 годами до нашей эры. В районе рудников найдены два предмета, сделанных в Египте: амулет и скарабей. По мнению ученых, это - следы пребывания в регионе армии египетского фараона Шешонка I, основателя XXII (Ливийской) династии, современника царя Соломона.

Агентство Associated Press уточняет, что раскопки в Кирбат-эн-Нахас велись еще в 1970-х и 1980-х годах, но тогдашние находки указывали на более поздний возраст рудников - VII век до нашей эры.

В годы правления Соломона окрестности нынешнего Фейнана (в Книге Чисел он упоминается как Пунон) входили в состав царства Эдом (Идумея), южного соседа Израильского царства.

Источник: Lenta.Ru, 28 октября 2008


4. Доска объявлений

Лекторий "Открытый университет истории религий"

Программа повышения квалификации для преподавателей.
Курс лекций по специальности "История религий мира"

(в рамках Программы гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактики ксенофобии, укрепления толерантности Правительства Санкт-Петербурга (2006 2010 гг.)

Программа рассчитана на преподавателей гуманитарных дисциплин и может быть использована в качестве дополнительного материала при подготовке занятий в рамках курсов истории Древнего мира, средних веков, Нового и Новейшего времени, истории России.
Программа также может служить основой для разработки авторских методик и программ по истории религии, дающих возможность ученикам получить представление о разных религиях, составить для себя целостную картину религиозных представлений человечества от первобытного общества до наших дней.
Программа значительно расширит для педагогов возможности осуществления важной задачи способствовать формированию культуры осознанной толерантности к образу мыслей и жизни людей иной национальности и конфессиональной принадлежности.
Курс из 22-х лекций (одно занятие в неделю с ноября по апрель) рассчитан на 74 учебных часа (из них 44 часа лекции, 30 часов самостоятельные занятия). Лекции читают ведущие специалисты Государственного музея истории религии и философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
По окончании курса слушатели получают специальный сертификат ГМИР, СПбГУ и Отдела по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга.

Контактное лицо:
специалист по связям с общественностью сектора музейных коммуникаций и специальных программ
Тимофеева-Козлова Елена Алексеевна
(812) 314-58-10
E-mail: mus-relig@mail.ru

Программа

Занятие 1. Методика и практика преподавания истории религий мира в средней школе (Шахнович М.М., доктор философских наук, зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ).

Занятие 2. Ранние формы религии. Архаические верования и обряды первобытного общества (Жеребина Т.В., ГМИР).

Занятие 3. Религии стран Древнего Востока: Двуречье, Вавилон, Финикия, Ассирийская и Персидская державы. (Емельянов В.В., СПбГУ)

Занятие 4. Иудейское и Древнееврейские царства. Иудаизм (Вихнович В.Л., СПбГУ).

Занятие 5. Древняя Индия: религии индоариев (Пахомов С.В., СПбГУ).

Занятие 6. Древний Китай: религиозная полифония - совокупность верований и культурных практик (Кравцова М.Е., СПбГУ).

Занятие 7. Религии Древнего мира: Египет, Греция, Рим. (Шахнович М.М., СПбГУ).

Занятие 8. Возникновение христианства. Разделений Западной и Восточной церквей (Черняк И.Х., ГМИР).

Занятие 9. Библия. Ветхий и Новый Завет (Черняк И.Х., ГМИР).

Занятие 10. История православной церкви (Чумакова Т.В., ГМИР).

Занятие 11. Православие: вероучение, таинства, церковная иерархия, православные праздники. (Чумакова Т.В., ГМИР)

Занятие 12. История Католической церкви (Рашкова Р.Т., ГМИР).

Занятие 13. Католицизм: догматика и вероучение, культ, паломничества, монашеские ордена (Рашкова Р.Т., ГМИР).

Занятие 14. Протестантизм. Реформация. Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, адвентизм (Ревуненкова Н.В., Волчков А.С., ГМИР).

Занятие 15. Основные направления и школы ислама (Стецкевич Т.А., Фёдорова И.А., ГМИР).

Занятие 16. Вероучение ислама и мусульманское право (Стецкевич Т.А., Фёдорова И.А., ГМИР).

Занятие 17. Основы буддийского вероучения. (Хижняк О.С., ГМИР)

Занятие 19. Направления в буддизме (Хижняк О.С., ГМИР).

Занятие 20. Религия и общество (Терюкова Е.А., кандидат философских наук, заместитель директора ГМИР по научной работе).

Занятие 21. Методические подходы к освещению принципов свободы совести, толерантности и межконфессионального диалога в курсе обществознания (Стецкевич М.С., СПбГУ).

Занятие 22. Методические принципы освещения темы Религия и политика в курсе обществознания (Стецкевич М.С., СПбГУ).

Источник: Официальный сайт Государственного Музея Истории Религий


5. Анонс события

Научно-практический семинар
"Духовное и этническое пространство Севера России: история и современность"

(Архангельск, Россия)

Научно-практический семинар "Духовное и этническое пространство Севера России: история и современность" пройдет 6 ноября на базе Исторического факультета Поморского госуниверситета (ПГУ).

Учредителями и организаторами предстоящего форума, помимо университета выступили Архангельская и Холмогорская епархия, Совет национальностей Архангельской области и Северный институт предпринимательства.

"На семинаре будут заслушаны пленарные доклады, и состоится круглый стол, посвященный роли национальных автономий Севера в упрочнении взаимосвязей между регионами России, ближним и дальним зарубежьем. Например: значение татарской общины в укреплении контактов Архангельской области и Республики Татарстан. Или о том, какие перспективы открывает для региона взаимодействие еврейской автономии и государства Израиль. Ожидается, что основной проблематикой семинара станет деятельность и перспективы Совета национальностей Архангельской области. На эту тему с большим докладом выступит временный председатель совета, руководитель Национально-культурной автономии поморов Павел Есипов. На семинар также приглашен советник председателя Совета Федерации, председатель Клуба православных журналистов Александр Щипков"

"С пленарными докладами выступят председатель научного общества Сыктывкарской и Воркутинской епархии, доктор исторических наук Михаил Мацук, известные общественные и научные деятели из Архангельска, Сыктывкара, Вологды. Кроме того, к открытию семинара ожидается выход в свет сборника научных докладов, озвученных на форуме "Духовное и этническое пространство Севера России", прошедшем в ноябре 2007 года"

Источник: Религия и СМИ


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!


В избранное