ECOportal: Экология за неделю

Экология за неделю #621 с 01/01/2015 по 11/01/2015

Экология за неделю 621
еженедельный выпуск от 13.01.2015

Всероссийский Экологический портал: вся экология!

Из-за ограничений сервиса рассылок, оформление копии выпуска может отличаться от оригинального, опубликованного на сайте. Посмотреть на сайте.

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Темы выпуска:

• Обзор событий прошедшей недели

Чего ждать от природы в январе и от Солнца в 2015 году. Необычное природное явление в Москве и рождественский подарок от Балтийского моря. Каким странам угрожают астероиды и на каких планетах может быть жизнь? Наше здоровье: детям следует давать меньше сахара. Это интересно: кошка Матроска стала героем рекламы. Видео недели: полярное сияние на севере России и купание обезьян в горячих источниках в Японии. Фотофакт недели: Лучшие снимки 2014 года от National Geographic. Обзор событий с 01/01/2015 по 11/01/2015.

Чего ждать от природы в январе и от Солнца в 2015 году
Примет, связанных с природой, в народе существует очень много. Примечались и складывались они веками, потому хранят в себе истинную народную мудрость. Январь — второй месяц зимы и первый месяц нового года. Январь — время самых сильных холодов и самых веселых праздников. Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение — с каждым из этих праздничных дней в народе связано множество примет и поверий. "Январь сухой, морозный и вода в реках очень убывает — жди сухое и жаркое лето", "В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший", "Если в январе частые снегопады и метели, то июль обернется столь же частыми ливнями", "Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий — не жди грибов до осени". "Январю-батюшке — морозы, февралю — метели", "Январю держать морозы, а младшему брату его — крутить метели", "Вьюги да метели под февраль полетели". Эти и другие народные приметы на январь читайте на нашем портале.
Все мы живем в атмосфере Солнца. Потоки частиц и электромагнитного излучения нашей звезды достигают Земли и фактически полностью определяют на ней климат, погоду, здоровье людей, большинство природных и даже социальных процессов. Что ждать от cветила в наступившем 2015 году? Например, в первые дни нового года наша планета приблизилась к Солнцу на ближайшее расстояние. Такое бывает раз в год, когда энергию светила мы ощущаем сильнее, чем всегда. Что еще необычного можно ожидать от Солнца в 2015 году рассказал заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Анатолий Белов.

Редкое атмосферное явление - "световые столбы" - наблюдалось над Москвой ночью, с 7 на 8 января: в рождественскую ночь многие сфотографировали его и опубликовали фото в соцсетях. Как пояснили в Гидрометцентре РФ, "световые столбы" образуются при сильном морозе в результате отражения солнечных лучей и огней большого города от микроскопических ледяных частичек в воздухе. В ночь на 8 января в отдельных районах столбики термометров опускались ниже 25 градусов. К примеру, в районе поселка Черусти на востоке Подмосковья мороз окреп до минус 28,7 градуса. Ранее "световые столбы" над столицей наблюдались 22 января прошлого года, когда температура воздуха была также ниже минус 20 градусов.
На Рождество Балтийское море "подарило" жителям города Пионерский под Калининградом пляж, усыпанный янтарем. Выброс камней произошел накануне в результате шторма. По словам очевидцев, с утра седьмого января местные жители собирают мелкие и средние "слезы моря". На пляж Пионерского Балтийское море часто выбрасывает янтарный песок, но выбросы довольно крупных камней в большом количестве – редкость. На побережье Калининградской области в районе поселка Янтарный сосредоточено 95 процентов мировых запасов янтаря. Его возраст превышает 50 миллионов лет.

Каким странам угрожают астероиды и на каких планетах может быть жизнь?
В результате исследований, ученые выявили 10 стран, которым грозит уничтожение от падения астероида. По словам ученых, астероиды несут в себе огромную опасность. В случае падения небесного тела диаметром более 100 метров некоторым странам грозит полное уничтожение. Стерты с лица земли будут: Великобритания, Китай, Индонезия, США, Филиппины, Италия, Бразилия, Нигерия, Индия, Япония. Если астероид обрушится на землю, в этих странах высохнут все водоемы, произойдет извержение вулканов, сделав жизнь там невозможной. Кстати, к Земле 26 января приблизится астероид 2004 BL86, относящийся к группе потенциально опасных для нашей планеты малых небесных тел. Согласно расчетам, астероид пролетит на расстоянии примерно 1,2 млн километров от Земли, что в 3,1 раза превышает расстояние до Луны. Угрозы столкновения небесного тела с нашей планетой нет.
Ученые обнаружили четыре экзопланеты, похожие на Землю. Причем две из них — самые близкие "близнецы" Земли из когда-либо найденных за пределами Солнечной системы планет. Новые экзопланеты существуют в пределах так называемой зоны Златовласки, или обитаемой зоны. Условия на поверхности планет, находящихся в ней, близки к земным. Всего восемь планет, на которых может быть жизнь, выявили специалисты Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в США. Ученые полагают, что на этих планетах есть океаны воды и атмосфера, а стало быть, и органическая жизнь. Небесные объекты больше, чем в два раза превышают размеры Земли. Возможно, они покрыты скалами, климат на их поверхности не отличается резкими перепадами температуры.

Наше здоровье
В рамках новой кампании по охране здоровья в Британии родителей поощряют уменьшить количество сахара в рационе детей. Программа под названием Change4Life, созданная организацией Public Health England (PHE), дает советы по использованию "сахарозаменителей", вроде замены мороженого йогуртом, а сладких напитков - аналогами без сахара. Согласно нормам, 10% энергии или потребленных калорий должны поступать в организм человека с сахаром. Но чиновники в сфере здравоохранения опасаются, что дети в возрасте от четырех до 10 лет потребляют гораздо больше. Между тем, по данным опроса Netmums, две трети родителей обеспокоены количеством сахара в рационе своих детей. Почти половина считают, что в их семье потребляют слишком много сахара, утверждает исследование. Потребление избыточного количества сахара может привести ожирение, которое может привести к болезням сердца, рака и диабета второго типа в будущем. Оно также может вызывать болезни зубов.

Это интересно
Кошка Матроска из Владивостока, которая в декабре нанесла ущерб местному магазину на общую сумму 63 тысячи рублей, стала героем рекламы. Теперь изображение животного размещено в магазине, где происходило пиршество. На витрине с деликатесами картинка прижатого к стеклу и улыбающегося животного сопровождается подписью: "Здесь был котик". Кошка, впоследствии нареченная Матроской, получила известность, когда 5 декабря забралась в витрину с деликатесами магазина "Рыбный островок" в аэропорту Владивостока и наелась различных морепродуктов. Новости о Матроске несколько дней лидировали по читаемости и цитируемости в Рунете. Забрать кошку предлагал Театр Куклачева, помощь ей обещали также в организации "Коммунисты Петербурга и Ленобласти". В итоге животное стало талисманом хоккейной команды "Адмирал". Клуб из Владивостока забрал животное из аэропорта и начал его опекать, а также пообещал компенсировать продуктовому магазину нанесенный кошкой ущерб.

Видео недели
Жители Карелии и Заполярья в первые дни нового года стали очевидцами необычного природного явления - полярного сияния, которое было столь ярким, что его удалось даже запечатлеть на видео. Сияние было "необычайно по красоте": его наблюдали над озером Кончезером, в Кандалакше и Алакуртти, в Мурманской области и в карельском городе Сегежа. Небесное сияние видели и в Ленинградской области. Запечатлеть на видео полярное сияние удалось жителю города Апатиты Мурманской области, фотографу Валентину Жиганову. Как сообщается, он провел на двадцатиградусном морозе несколько часов, но был вознагражден: помимо фотографий ему удалось сделать небольшой ролик прекрасного полярного сияния.
В японском парке Джигокудани, что буквально переводится как "Адская долина", началась любимая пора туристов. Ежегодно в это время со снежных вершин к горячим источникам спускаются снежные обезьяны – небольшие макаки, занесенные в Красную книгу. Поднимающийся от воды пар согревает животных в холодные зимние дни. В импровизированном SPA обезьяны проводят большую часть дня. Наблюдать за животными можно на расстоянии вытянутой руки — источники не огорожены, а приматы настолько привыкли к людям, что даже не обращают на них внимания.

Фотофакт недели
Ежедневно в редакцию National Geographic попадает множество снимков из разных уголков нашей планеты. Тысячи фотографов выжидают подходящий момент и делают потрясающие снимки, от которых просто захватывает дух. На протяжении всего 2014 года редакция National Geographic отбирала лучшие фото, на которых запечатлена необыкновенная грация природного мира и повседневная жизнь. В нашем первом фотофакте в 2015 году представляем самые яркие фотоснимки животного и растительного мира от National Geographic.

Коротко о других событиях:
Землетрясения:
Начало нового 2015 года было весьма неспокойным в сейсмическом плане. В течение суток 3 января в Бурятии произошло восемь землетрясений, самые сильные из которых имели магнитуду 4,9, были зарегистрированы близ поселка Северомуйск с населением более 1300 человек. 5 января на курильском острове Итуруп произошло землетрясение, эпицентр которого располагался в шести километрах от города Курильска. У западного побережья Панамы 7 января произошло землетрясение магнитудой 6,6. Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировано на территории Каа-Хемского района Тувы 9 января. В результате землетрясения магнитудой 5,0 ,которое произошло 10 января в Китае, пострадали более 1,5 тыс. человек. В результате стихии был разрушен 51 дом. Эпицентр находился недалеко от города Артуш, очаг залегал на глубине 10 километров. У западного побережья Филиппин произошло землетрясение магнитудой 6. Эпицентр толчка находился в 43 километрах от города Сан-Антонио в провинции Самбалес. Очаг залегал в море на глубине 85 километров.
Извержения вулканов:
Не менее активно вели себя и вулканы в первые дни 2015 года. На севере индонезийского острова Суматра началось извержение вулкана Синабунг. По данным национального агентства по предотвращению стихийных бедствий, вулкан выбрасывает столбы пепла на высоту до трех километров. Высота вулкана над уровнем моря составляет 2 тысячи 460 метров. Первое за почти 400 лет извержение произошло в 2010 году, затем выбросы пепла повторились в 2013-м и в начале 2014 года. Последнее же извержение было зафиксировано летом прошлого года. На Камчатке просыпается вулкан Ключевский. Днем пятого января он выбросил столб пепла высотой в 6 км над уровнем моря. А камчатский Вулкан Шивелуч выбросил пепел также на высоту 6 км.
Зима и снегопады:
Прошедшая новогодняя ночь в Великобритании стала самой тёплой за последние 99 лет, отмечают метеослужбы страны. В отдельных регионах температура доходила до +15 C. А вот в других регионах планеты зима преподносила совсем неприятные сюрпризы. Например, в США из-за снегопада столкнулись 35 машин. В канадской провинции Квебек более 155 тысяч домов остались без электричества из-за ледяных дождей и снегопадов. А в Москве за сутки 10 января выпало 10-11 миллиметров осадков, что составляет четверть месячной нормы. Морозы и снегопады пришли и в страны, которые традиционно считают тёплыми. Например, в Турции идёт снег вперемешку с ледяным дождём. По прогнозам метеорологов, в нескольких турецких городах, включая Стамбул, может выпасть до тридцати сантиметров осадков. Водителям рекомендуют не садиться за руль без крайней необходимости. С перебоями ходит общественный транспорт. Снежный фронт накрыл и Грецию. А вот в Ереване первый за зиму снег выпал лишь в ночь на 9 января.
Наводнения:
В Боливии в результате наводнений, вызванных проливными дождями, погибли 10 человек. Более всего от удара стихии пострадали департаменты Кочабамба, Санта-Крус и Ла-Пас. Число семей, лишившихся крова и имущества, составило почти 6 тысяч, дождями уничтожены 4,6 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий.
Лесные пожары:
Австралийские пожарные пытаются воспользоваться временным улучшением погоды, чтобы локализовать огонь, охвативший район Аделаидских холмов на юге страны. После небольшого похолодания синоптики снова ожидают повышение температур. За несколько дней лесных пожаров тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома.

• Заголовки новостей

Все новости, источники новостей.

• Новые статьи

Фотофакт: Лучшие снимки 2014 года от National Geographic
Ежедневно в редакцию National Geographic попадает множество снимков из разных уголков нашей планеты. Тысячи фотографов выжидают подходящий момент и делают потрясающие снимки, от которых просто захватывает дух. На протяжении всего 2014 года редакция National Geographic отбирала лучшие фото, на которых запечатлена необыкновенная грация природного мира и повседневная жизнь. В нашем сегодняшнем фотофакте - самые яркие фотоснимки животного и растительного мира от National Geographic.

Все публикации