ECOportal: Экология за неделю

Экология за неделю #635 с 20/04/2015 по 26/04/2015

Экология за неделю 635
еженедельный выпуск от 28.04.2015

Всероссийский Экологический портал: вся экология!

Из-за ограничений сервиса рассылок, оформление копии выпуска может отличаться от оригинального, опубликованного на сайте. Посмотреть на сайте.

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Темы выпуска:

• Обзор событий прошедшей недели

Из затонувшего траулера "Олег Найденов" продолжает вытекать топливо, пятно уже видно из космоса. 29 лет назад взорвался реактор Чернобыльской АЭС. Найдено объяснение тому, почему одних людей комары кусают чаще, чем других. Наше здоровье: сладкий чай поможет снизить уровень стресса, в малине содержится средство против рака, а все йогурты одинаково бесполезны для здоровья. Это интересно: в Нью-Йорке замечена редчайшая – "четверная" – радуга. Фотофакт недели: страшное землетрясение в Непале. Обзор событий за неделю с 20/04/2015 по 26/04/2015.

Ситуация с затонувшим у Канарских островов российским траулером "Олег Найденов" может обернуться экологической катастрофой. Пятно топлива, которое вытекает из судна, уже достигло длины в 70 километров и продолжает увеличиваться. Кроме того, по заявлению международной организации по защите окружающей среды, это пятно даже видно из космоса. Первая информация о вытекающем из судна топливе появилась еще в минувшую пятницу. Уже тогда прокурор испанского города Лас-Пальмас по делам, связанным с окружающей средой, начал расследование о возможном экологическом преступлении. По испанским законам, за сброс опасных веществ в "воды на суше, подземные воды или воды морей, в том числе в открытое море", предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. А на минувшей неделе Гринпис Испании доказал, что протяженность разлива топлива составляет по меньшей мере 70 км, причем горючее продолжает выходить из баков судна. Эксперты Гринпис Испании поднялись в воздух и обследовали разлив топлива, произошедший после того, как браконьерский траулер "Олег Найденов" погрузился на дно в 15 морских милях от Канарских остовов. Гринпис обеспокоен тем, что разлив может достичь архипелага Кабо-Верде, население которого очень зависит от состояния берега, кроме того, на этой территории головастые морские черепахи выводят свое потомство. Более того, по информации Гринпис, только небольшой процент разлива составляет непосредственно топливо, а это может значить, что на поверхность выйдет еще 1,400 тонн топлива. Топливо с российского траулера "Олег Найденов", затонувшего в ночь на 15 апреля неподалеку от Канарских островов, вызвало загрязнение нескольких популярных пляжей. Экологи полагают, что в ближайшие дни ситуация значительно ухудшится: разведка с воздуха показала, что углеводородное пятно распространяется и движется к побережью. На сегодняшний день на трех пляжах Гран-Канарии уже собрано около 120 килограммов углеводородов. Работы по очистке ведутся на трех пляжах - Венегера, Тасарте и Таурито на юго-западе Канарских островов.
На минувшей неделе Грузовой железнодорожный состав с нефтепродуктами опрокинулся в районе поселка Ключи в Омской области. На железной дороге, предназначенной для производственных целей, произошло опрокидывание шести цистерн. Из одной цистерны случился разлив нефтепродуктов. Пострадавших в инциденте нет. МЧС отправило в район аварии оперативную группу для ликвидации последствий. А 16 апреля теплоход "Механик Воронков", следовавший из Азова, в районе Ейска сел на мель. В тот день судно не получило повреждения, но прошедшей ночью во время бункеровки теплохода "Механик Воронков" у причала Ейского морского порта произошла утечка нефтепродуктов.

29 лет назад взорвался реактор Чернобыльской АЭС
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в Заявлении по случаю двадцать девятой годовщины ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС призвал поддерживать усилия по восстановлению пострадавших районов и помнить о жертвах катастрофы. Руководство России, Беларуси, Украины воздержалось от заявлений в преддверии печальной даты. Генсек ООН напомнил о провозглашённом ООН Десятилетии восстановления и устойчивого развития" и принятом организацией Плане действий по Чернобылю. Пан Ги Мун сообщил, что к тридцатой годовщине катастрофы он готовит новый Доклад Генерального секретаря по Чернобылю и Резолюцию ООН. В этот день во многих городах России, Беларуси, Украины пройдут мероприятия, посвящённые памяти жертв радиационных катастроф и недопущению повторения подобного в будущем. За несколько дней до очередной годовщины Чернобыля появилось исследование, предсказывающее, что в ближайшие 27 лет может произойти новая крупная авария на АЭС. Во многом это результат того, что атомная индустрия и поддерживающие её политики не учатся ни на собственных, ни на чужих ошибках. Гринпис доказывает это, сравнивая две аварии: Чернобыль, 29-летняя годовщина которого отмечается 26 апреля, и "Фукусиму", которой 11 марта исполнилось 4 года. Специалисты Государственного института технологий Швейцарии и Орхусского университета Дании провели математический анализ атомно-радиационных аварий и катастроф за 1946 — 2014 годы. Выяснилось, что общее число аварий снижается, но крупные аварии неизбежны, так как они происходят в результате совпадения совершенно непредвиденных ситуаций. Такие непредсказуемые, выбивающиеся из общего ряда происшествия, учёные называют "король драконов". "Король драконов" обещает миру новый Чернобыль в ближайшие 27 лет. То, что вероятность её оценивается в 50% не должно успокаивать, так как это огромный риск, угроза миллионам людей.

Найдено объяснение тому, почему одних людей комары кусают чаще, чем других
Почему комары все время изводят одних людей и не трогают других? Оказывается, насекомых притягивает особый запах человеческого тела, обусловленный генами. Привлекательный для комаров запах заложен в генах и наследуется человеком так же, как рост и уровень IQ. Такие выводы сделала команда исследователей, работавшая под руководством ученых из Лондонской школы гигиены и тропической медицины (Великобритания). Выяснилось это в ходе эксперимента, в котором приняли участие 74 женщины: 18 пар генетически идентичных (монозиготных) близнецов и 19 пар близнецов, чей геном совпадает наполовину (дизиготных). Ученые выпускали 20 самок желтолихорадочных комаров (Aedes aegypti), которые переносят лихорадку денге, в Y-образную трубку ольфактометра — прибора для измерения остроты обоняния. Туда исследователи подавали воздух, с которым в ряде случаев в трубку попадал запах, источаемый руками испытуемых. Комары могли лететь на этот запах, выбирая любое ответвление трубки. Ученые обнаружили, что монозиготные близнецы более привлекательны для комаров, чем дизиготные, причем первые притягивают насекомых одинаково, а вторые — в разной степени. Таким образом, комары при помощи обоняния определяют генетические различия между людьми. Ученые предположили, что кожа некоторых людей производит нечто вроде естественного репеллента — вещества, отталкивающего насекомых, в том числе комаров, — и таким образом люди защищаются от них. Исследователи надеются, что в ходе дальнейшего изучения этого вопроса будут созданы средства, например в виде таблеток, стимулирующие выработку этого вещества у человека.

Наше здоровье
Сотрудники Университета Калифорнии (США) пришли к выводу, что уровень стресса могут снизить сладкие напитки. В исследовании участвовали 19 женщин в возрасте от 18 до 40 лет, которых разделили на две группы. В результате исследования, уровень кортизола оказался намного ниже у тех участников, которые пили сладкие напитки, по сравнению с теми участниками эксперимента, которые пили напитки с аспартамом. По словам ученых, сладкий чай или кофе прекрасно помогают бороться со стрессом. При этом специалисты предостерегают любителей сладких напитков, что постоянное их употребление достаточно опасно для здоровья.
Специалисты из Университета Клемсона провели исследование на животных. Они выяснили: малина уничтожает раковые клетки. Ученые давали животным вытяжки из малины. В результате больше 90% клеток опухоли кишечника погибали. Давно известно, что малина обладает антиоксидантными свойствами. Исследователи считают: в малине также есть особый противораковый компонент. По словам специалистов, ни один из известных антиоксидантов не способен разрушить 90% раковых клеток. Кроме того, вероятно, рак убивает определенное сочетание веществ, содержащихся в малине. Раньше ученые предполагали, что победить рак могут лишь некоторые сорта малины, например, черная малина. Исследователи доказали: это не так. С опухолью справляется любой сорт этой ягоды.
Учёные выяснили, что есть йогурт бесполезно для здоровья. Употребление этого продукта не оказывает на организм ни положительного, ни отрицательного эффекта. Результаты работ испанских исследователей опубликовал Журнал американской Академии питания и диетологии. Мнение о том, что йогурт обогащает организм кальцием, а содержащиеся в нём бифидобактерии улучшают пищеварение, оказалось ошибочным. Учёные проанализировали состояние 4500 испанцев, которые придерживались примерно одинаковой диеты с одним отличием: часть людей постоянно употребляла в пищу кисломолочный продукт. Результаты показали, что состояние здоровья всех испытуемых одинаково.

Это интересно
После сильной грозы 21 апреля жители Нью-Йорка наводнили социальные сети снимками одновременно четырех радуг в небе над городом – настолько поразительными, что сразу же возникло подозрение: не фотошоп ли это? Пожалуй, самую жирную точку в этих спорах может поставить мнение метеоролога из NOAA Пола Неймана (Paul Neiman), который расставил все по своим местам. На своей странице в Facebook он дал исчерпывающее объяснение. Стоит вспомнить, что самая обычная, "одинарная" радуга вызывается отражением и преломлением солнечных лучей на множестве мелких капелек воды, взвешенных в воздухе: белый свет разделяется на серию цветов от наружного красного до внутреннего фиолетового. Ее угловой радиус составляет около 41, с центром в точке, противоположной Солнцу: "Если Солнце находится на 10 выше горизонта точно за вашей спиной, то противоположная точка будет на 10 ниже прямо по направлению вашего взгляда", – поясняет Нейман. Реже, но удается увидеть и радугу второго порядка, радиус которой составляет уже 51. Она появляется лишь если капель в воздухе достаточно много и свет успевает преломиться еще раз, поэтому порядок цветов в ней инвертированный: фиолетовый снаружи и красный внутри.

Фотофакт недели
Землетрясение магнитудой 7,9 случилось 25 апреля в Непале. Эпицентр располагался всего лишь в 82 километрах от столичного города Катманду. Кроме Непала от землетрясения пострадали также прилегающие территории Индии и Китая. На текущий момент СМИ сообщают о 2,5 тысячах погибших. И с каждым часом это грустное число продолжает расти. МИД России заявил, что среди пострадавших нет граждан России, однако одно из туристических агентств сообщило о пропаже трех русских путешественников. В нашем сегодняшнем фотофакте – последствия самого крупного за последние 80 лет землетрясения в Гималаях.

Коротко о других событиях:
Землетрясения:
Землетрясение магнитудой 6,0 произошло в минувший понедельник у побережья индонезийского острова Суматра, сообщает Геологическая служба США (USGS). Эпицентр землетрясения располагался в 208 километрах к югу от города Пагаралам, который находится на юге острова. Очаг залегал на глубине 10 километров. В минувший вторник, 21 апреля, по территории Сахалинской области ударило волна землетрясений. Жертв и разрушений нет, угрозы волны цунами не поступало. Три землетрясения зафиксированы за сутки в Тихом океане возле Курильских островов Сахалинской области. Мощное землетрясение магнитудой 5,9 ударило по Новой Зеландии в пятницу, 24 апреля. Новые подземные толчки магнитудой 6,7 зафиксированы в Непале, свидетельствуют данные Геологической службы США (USGS). В Непале продолжаются беспрецедентные спасательные работы на месте разрушительного землетрясения. Число погибших превысило 5000 человек. Значительно увеличилось число жертв лавины, которая сошла на базовый лагерь у подножия Эвереста. Землетрясение произошло утром в субботу, 25 апреля. Было зарегистрировано два мощных подземных толчка и минимум 15 афтершоков магнитудой свыше 4,5. Первый и самый мощный толчок с магнитудой 7,8-7,9 произошел в 11:41 по местному времени (09:11 по московскому) с эпицентром в 80 километрах к северо-западу от Катманду. Второй - магнитудой 6,6 - через полчаса. Эпицентр залегал на небольшой глубине в 10 километрах под поверхностью.
Извержения вулканов:
Начавшееся 22 апреля извержение вулкана Кальбуко на юге Чили привело к эвакуации 4 500 человек из зоны в радиусе 20 километров от стихийного бедствия. Об этом сообщают из Управления ООН по координации гуманитарных вопросов. Шлейф вулканического пепла первоначально поднялся на высоту до 15 километров. Ветром его отнесло на восток - в сторону Аргентины. В Управлении ООН сообщают, что чилийский город Энсенада в региона Лос-Лагоса засыпало пеплом: на земле до 40-50 сантиметров пепла. В пострадавших от стихии районах ограничено воздушное сообщение.
Лесные пожары:
В России ликвидированы лесные пожары на площади свыше 43 тысяч гектаров, однако во многих регионах по-прежнему остается тяжелая ситуация с лесными пожарами. Например, в Забайкалье горит 101 тысяча гектаров, пожары распространились из России в Монголию и остановились только через 200 км, на границе Монголии и Китая. Число жертв пожаров на юге Сибири достигло 34 человек. Пострадали более 7,5 тысяч. Общая площадь лесных пожаров в Сибири достигала 14 тысяч гектаров. Больше всего пострадали территория Хакасии, Красноярского и Забайкальского краёв. Ущерб, по словам Пучкова, удастся оценить к субботе. Дым от лесных пожаров в Забайкалье распространился в минувшие выходные до западного побережья США и затем двинулся дальше в Неваду, Айдахо и в центральную часть Канады. В Республике Тыва увеличивается площадь лесных пожаров, действующих в горной местности. Площадь лесных пожаров в Сибири также продолжает расти. А тем временем, Департамент растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства заявил, что сжигание сухой травы, даже под присмотром, категорически запрещено в условиях пожароопасности.
Паводки и наводнения:
В регионах Сибири начался весенний паводок. В Новосибирской области вода прорвала дамбу на реке Бердь, полиция и спасатели готовятся эвакуировать жителей поселка Маслянино. А в Омской области увеличилось число подтопленных населенных пунктов. По состоянию на 23 апреля, в регионе подтоплены более 90 жилых домов в шести населенных пунктах. Режим ЧС введен на территории города Бикин в Хабаровском крае. Причина - весенний паводок и большой подъем уровня воды в реке Бикин. Это создает угрозу подтопления жилых домов и приусадебных участков. Вода в реке Обь в районе Барнаула поднялась на 2,5 метра, до критической отметки подтопления в городе остается 50 сантиметров, возможна эвакуация, сообщил глава администрации Барнаула Игорь Савинцев. Первое подтопление в Красноярском крае. В Железногорске разлившаяся река Кантат пошла на жилые дома в посёлке Додоново. Грязная вода топит дома, гаражи и подвалы, септики и тепловые сети. Чтобы справиться со стихией, рабочие уже построили две насыпи: рядом с мостом и возле затопленной улицы. В городе Перт-Эндовер, расположенном в восточной канадской провинции Нью-Брансуик, прошла эвакуация жителей из-за разлива местных рек. В городе, где живут около 1,8 тыс человек — в основном представители коренных народов Канады, был введен режим чрезвычайного положения.

• Заголовки новостей

Все новости, источники новостей.

• Новые статьи

Как правильно выбрать семена овощей и саженцы плодовых культур
В разгар подготовки к дачному сезону садоводов волнует традиционный вопрос: как купить качественный посадочный материал? Прилавки специализированных магазинов пестрят разноцветными упаковками семян, на каждой из которых изображены не овощи, а просто чудеса селекции. Однако ни один продавец не гарантирует, что надежды огородников на богатый урожай сбудутся.
Живут ли пингвины в Африке?
Вопрос, на первый взгляд, совершенно нелогичный. Какие пингвины в Африке? Они же лишь в Антарктиде живут. Но, оказывается, не только на ледяном континенте можно увидеть этих птиц!
Ученые: Солнечная буря может уничтожить США
Привычной жизни американцев может настать конец, причем всего за один день, пишет The Economic Collapse. И для этого даже не нужно развязывать ядерную войну. Чтобы поставить США на колени, любому террористу достаточно будет устроить в верхних слоях атмосферы пару взрывов - и электромагнитные импульсы сожгут электронику по всей территории от побережья до побережья.
Леса сдадут бизнесу в аренду, чтобы спасти их от пожаров и короеда
Леса будут сдавать в аренду бизнесменам. Построят они там базы отдыха, начнут принимать любителей тихого отдыха, а заодно следить за состоянием леса на вверенной территории. И деревья в порядке, и людям есть где отдохнуть, и бюджету подмога.
Как вырастить саженцы зелёным черенкованием?
Хорошие саженцы дорогого стоят. Обычно их ищут на рынках и в питомниках, порой за много километров от садового участка. Между тем, если в саду есть хорошо зарекомендовавшие себя деревья и кусты, вырастить саженцы самостоятельно не представляет особого труда.
Фотофакт: Страшное землетрясение в Непале
Землетрясение магнитудой 7,9 случилось 25 апреля в Непале. Эпицентр располагался всего лишь в 82 километрах от столичного города Катманду. Кроме Непала от землетрясения пострадали также прилегающие территории Индии и Китая. На текущий момент СМИ сообщают о 2,5 тысячах погибших. И с каждым часом это грустное число продолжает расти. МИД России заявил, что среди пострадавших нет граждан России, однако одно из туристических агентств сообщило о пропаже трех русских путешественников. В нашем сегодняшнем фотофакте - последствия самого крупного за последние 80 лет землетрясения в Гималаях.
Неразбериха с облепихой
Облепиха - одна из самых витаминных ягод на наших участках. Однако некоторые дачники не спешат обзаводиться этой культурой. Им кажется, что она не слишком подходит для сада.

Все публикации