Новости из Далёкой Галактики - популярно об Астрономии (выпуск 12)

Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости из Далёкой Галактики (выпуск 12)
Вступление

Свежие новости из космоса.
25.12.2001

Здравствуйте, уважаемые подписчики.
Сегодняшний выпуск новостей полностью посвящен Марсу. Так уж получилось что сегодня много новостей, касающихся Красной Планеты. Итак, земляне не нашутку взялись за Марс, и уже виден на горизонте тот день, когда первый человек ступит на его поверхность. И пусть случится это лет через 10, уже сейчас многочисленные экспедиции исследуют Марс вдоль и поперек. И эти исследования дают свои результаты. Всё больше и больше мы узнаем о соседней планете. О результатах таких исследований вы можете прочесть ниже.

Новости сегодняшнего выпуска:

Если у Вас есть еще какие-то интересные новости, а также если Вы хотите обсудить с астрономами новости, приведенные ниже - заходите на Форум Далёкой Галактики.

Что нового в космосе

Зонд Mars Odyssey обнаружил на Марсе полярный вихрь.

Американский зонд Mars Odyssey прибыл на орбиту Марса совсем недавно. При этом он оказался на сильно вытянутой эллиптической орбите, и сейчас ЦУП этой экспедиции занят маневрами зонда, в результате которых он должен выйти на круговую орбиту высотой 400 км с периодом обращения 2 часа.

Во время этих маневров Odyssey выполняет так называемое аэродинамическое торможение. И вот, следя за тем, как зонд реагирует на включение двигателей, специалисты Лаборатории реактивного движения NASA, которые занимаются этим проектом, обнаружили, что над северной полярной зоной Марса он двигается не так как положено. Выяснилось, что над северным полюсом на Марсе имеет место быть мощный высотный атмосферный вихрь, из-за которого плотность атмосферы в этой зоне оказывается меньше, чем ожидалось. Этот вихрь заставил вносить коррективы в расчеты маневров. Завершиться они должны к началу января, после чего зонд должен начать научные исследования.

Е. Волынкина

Источник: Россия-Он-Лайн

В подготовке непилотируемого полета на Марс в 2003 году могут принять участие и белорусские ученые. Полет будет осуществлен Европейским космическим агентством. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель директора по науке Института тепло- и массообмена имени Лынькова Национальной академии наук, член-корреспондент НАН Беларуси Сергей Жданок.

По его словам, в институте активно исследуются свойства низкотемпературной неравновесной плазмы. Именно она может быть использована при моделировании входа космических аппаратов в атмосферу земли или других планет. При этом, пояснил Сергей Жданок, вблизи поверхности космического корабля образуются высокотемпературные сжатые слои газа, вызывающие частичное разрушение его обшивки. Поэтому необходимо правильно рассчитать толщину слоя теплозащитного материала корпуса аппарата, предохраняющего его от теплового разрушения. Ведь с одной стороны необходимо, чтобы обшивка не сгорела полностью, а с другой, чтобы она не была слишком толстой, отметил Сергей Жданок.

В результате исследований, проведенных в институте, оказалось, что если сочетать низкотемпературную плазму с мощным магнитным полем, то можно создать условия, практически полностью соответствующие входу космического корабля в атмосферу планеты. В частности, рассказал ученый, в институте создан аппарат, позволяющий создать потоки низкотемпературной плазмы со скоростью до 80 километров в секунду, что покрывает весь диапазон полетов в пределах нашей солнечной системы. Аналогов подобного устройства нет ни в Европе, ни в Америке.

По словам Сергея Жданка, институт получил предложение от ряда европейских организаций, в том числе и российских, о проведении исследований, которые будут полностью моделировать вход космического корабля в атмосферу при предстоящей посадке на Марс. И сейчас в лабораториях института создаются условия, с которыми столкнется такой аппарат при посадке на поверхность этой планеты. Теперь организация, конструирующая данный аппарат, может прислать образец теплозащитного материала, а специалисты института при помощи своих методов и аппаратуры смогут сказать, как этот материал поведет себя в условиях входа в атмосферу Марса.

Кстати, по словам ученого, специалисты института уже принимали участие в подготовке российской миссии на Марс. К сожалению, этот космический аппарат не достиг красной планеты.

Источник: БЕЛТА

На Марсе полно водорода. Может быть, он весь в воде.

Космический зонд Mars Odyssey, который в октябре этого года вышел на околомарсианскую орбиту, уже начал исследования, хотя он еще не достиг конечной орбиты с заданными параметрами. Его нейтронный спектрометр уже зафиксировал очень большое количество водорода в приполярных областях Марса. Возможно, изрядная часть этого водорода входит в состав воды, в каждой молекуле которой, как известно, содержится 2 атома водорода и 1 кислорода. Скорее всего, эта вода находится там в виде льда.

Причем, специалисты NASA даже не ожидали, что такие результаты получатся буквально с первого раза. Они полагали, что водород удастся обнаружить только после того, как Mars Odyssey сделает не один десяток витков вокруг Марса.

Основная миссия зонда Odyssey начнется в январе будущего года, когда он выйдет на заданную орбиту, и тогда он будет исследовать поверхность Марса целой батареей инструментов, для того, чтобы в конце концов составить подробную карту химического состава поверхности Красной планеты.

По материалам BBS News

Источник: Россия-Он-Лайн

Загадка марсианских полушарий.

Ученым, по всей вероятности, удалось разгадать загадку марсианских полушарий, одно из которых чрезвычайно богато кратерами и возвышенностями, а другое практически не содержит кратеров и состоит из одних низменностей. Герберт Фрей (Herbert Frey) предполагает, большой возраст низменностей говорит о том, что их появление произошло очень рано и быстро. Если это действительно так, то объяснить все чем-то, подобным сдвигу тектонических плит, не удастся.

Согласно еще одной версии, низменности в северных частях Марса существовали практически в ходе всей его истории. Это означает, что если когда-то на Красной планете была жидкая вода, то в этих регионах планеты находился океан, о чем говорили многие ученые, основываясь при этом на совершенно других данных.

Вскоре после формирования Марса, он подвергся бомбардировке астероидами и метеоритами. Учеными были открыты большие скопления погребенных под слоями пыли кратеров, оставшихся в северной части планеты. Из-за невозможности их визуального обнаружения, для этого использовались топографические данные лазерного высотомера, установленного на зонде Mars Global Surveyor.

Кратеры, скрытые сейчас равнинами, образовались когда-то на чрезвычайно древней поверхности, что входит в разрез с популярным предположением о более позднем формировании северных низменностей перемещением тектонических плит.

Древние воды Марса.

Исследователи, проанализировавшие топографические карты, фотографии и марсианские метеориты, полагают, что жидкая вода появилась на Красной планете гораздо раньше, чем считалось.

Свои наблюдения ученые Колорадского и Вашингтонского университетов сделали на основе карт планеты, построенных с помощью лазерного высотомера аппарата Mars Global Surveyor и обладающих разрешением в 0,5 метра. Кроме того, исследование марсианских метеоритов, содержащих вызванные водой отложения и вымоины, позволило построить модель древнего климата.

Как оказалось, процесс циркуляции воды в верхней части почвенного покрова планеты происходил в последний миллиард лет. Однако, даже в настоящее время, вода является важной составляющей некоторых регионов Марса.

Основное внимание ученые уделили двум областям: возвышенности Тарсис (Tharsis) и выступу Аравия. Тарсис занимает доминирующее положение в западном полушарии Марса. Это широкий, выступающий над окружающей его поверхностью регион, покрывающий площадь в 30 млн. км. Подобное возвышение является результатом огромной вулканической активности. Из-за большого давления этого региона на поверхность планеты, на ее противоположной стороне появилась деформация, названная Аравийским утолщением. Расположенные на ее поверхности русла "рек" образуют сложную и разветвленную сеть, что некоторыми учеными истолковывается, как признак существовавшей когда-то воды.

По словам исследователей, долины, испещренные сетью каналов, появились уже после того, как под влиянием Тарсиса (примерно 4 млрд лет назад) сформировалась текущая топографическая обстановка. Активная вулканическая деятельность, по всей видимости, сопровождалась огромными объемами испарений, которые и создали атмосферу, ознаменовавшую начало гидрогеологического цикла.

С большой долей уверенности можно сказать, что этот уникальный регион будет выбран в качестве одного из мест посадки вездеходов марсианской миссии, чей старт намечен на 2003 год.

Магнитные аномалии Марса.

Исследователи университета в Колорадо полагают, что некоторые участки поверхности Марса могут быть скрыты от солнечного излучения сильно намагниченными областями коры планеты. В своих наблюдениях ученые опирались на данные магнетометра аппарата Mars Global Surveyor.

Красная планета не имеет своего глобального магнитного поля, в тоже время, как оказалось, в ее глубинах существуют источники небольших "магнитосфер", мощность которых способна удивить многих. Они в десятки раз сильнее любых земных аналогов и при этом обладают возможностью влиять на показание магнетометра, находящегося на высоте в 960 - 1440 км (треть радиуса Марса).

Большей частью, регионы интенсивной намагниченности располагаются в южном полушарии, которое значительно старше равнин севера. По всей вероятности, следы магнитного поля Марса остались в коре планеты после остановки внутренних процессов, до сих пор имеющих место на Земле. Изменение северного полушария в ходе неких нагревательных процессов и столкновений космических тел с обратной стороной планеты привело к размагничиванию большей части ее поверхности.

По словам ученых, регионы, оставшиеся намагниченными после всех этих процессов, настолько сильны, что приводят к изменению формы лежащей над ними ионосферы. В самое ближайшее время исследователям предстоит рассчитать, какова же реальная форма Марса, подвергающегося влиянию солнечного ветра, способного сгладить неровности магнитного поля Земли.

Источник: xterra.ru

После празднования первой годовщины, "Далёкая Галактика" вновь радует своих посетителей новыми статьями и фотографиями. Не скажу что празднование проходило очень бурно - всё было тихо и мирно. Вроде бы никто и не заметил, что "Далёкой Галактике" уже год. Но в следующем году сайт будет еще больше расширяться, еще больше стремиться к своей цели - популяризации астрономии среди всех, кто не разучился думать, познавать окружающий мир, с радостью смотреть на небо.

Небольшая информация: недавно на Форуме была просьба найти программы, с помощью которых можно рассчитать время восхода и захода Солнца в данной географической точке. У меня появилось несколько таких программ, и после ознакомления с ними я выложу их в разделе "Полезности". Так что кому нужны будут такие программы - вскоре вы их сможете найти в Далёкой Галактике.

Кстати, если у вас возникнет необходимость получить какую либо помощь в области астрономии - обращайтесь на Форум, и я уверен что вам помогут.

В общем, до встречи на Форуме.