Новости из Далёкой Галактики - популярно об Астрономии (выпуск 13)

Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости из Далёкой Галактики (выпуск 13)
Вступление

Свежие новости из космоса.
18.03.2002

Здравствуйте, уважаемые подписчики.
В очередной раз после длительной задержки выходит выпуск Новостей из Далёкой Галактики. Уж очень сложно в одиночку и сайт делать и рассылку вести (хотя и очень интересно). Всё не хватает свободного времени. То сессия, как всегда пришла неожиданно :-), то длительная командировка в Москву. Вот только сейчас смог спокойно сесть и пересмотреть накопившиеся новости. Новости есть, их много, все интересные. Даже не знаю с чего начать. Пожалуй так - начнем с более земных проблем, а дальше будем потихоньку удаляться в глубины космоса.

Итак, как говорил один известный космонавт, "Поехали!!!".

Новости сегодняшнего выпуска:

Если у Вас есть еще какие-то интересные новости, а также если Вы хотите обсудить с астрономами новости, приведенные ниже - заходите на Форум Далёкой Галактики.

Что нового в космосе

Журналистам показали макет многоразового космического корабля для туристов.

В четверг, 14 Марта 2002 г. генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева Валерий Новиков продемонстрировал журналистам макет первого в мире российского корабля для космического туризма.

По словам Новикова, полет корабля С-ХХI состоится в 2004-2005 годах. "Корабль С-ХХI , по-сути, является копией известного российского космического корабля-шаттла "Буран", только он уменьшен в масштабах в несколько раз. Наш коллектив в свое время разрабатывал конструкцию "Бурана", поэтому многие его компоненты мы перенесли на корабль "туристического варианта", - отметил он.

Корабль С-ХХI рассчитан на полет трех человек - пилота и двух туристов. За 30 минут на высоту в 17 километров корабль поднимет самолет-носитель "Геофизика". Отделившись от самолета и отойдя от него на безопасное расстояние, корабль включит ракетный двигатель и поднимется по траектории на высоту до 50 километров, а после выключения тяги он по инерции выйдет на высоту в 101 километр - нижний слой космоса.

"Туристы в полете испытают все, что испытывают космонавты. При подъеме они почувствуют перегрузку в 3,5 единицы. Выйдя на максимальную высоту, в невесомости, которая продлится 3 минуты, они увидят абсолютно черное небо с немигающими, яркими звездами, а внизу - в голубом ореоле нашу планету. Затем при спуске - при вхождении в плотные слои атмосферы на высоте 50-20 километров - они пронесутся в клубке плазменного огня с перегрузкой до 4 единиц и совершат посадку в режиме самолетного приземления", - рассказал гендиректор завода.

Проект стоит 70 миллионов долларов. Предполагается, что цена билета на суборбитальный космический полет составит 100 тысяч долларов - в 200 раз дешевле нынешних полетов туристов на МКС. "Уже более 100 человек не только записались на такой полет, но и внесли уже за него деньги. Мы надеемся, что нам удастся в ближайшие пять лет построить пять-семь подобных космических кораблей, каждый из которых должен окупиться за полтора года", - отметил Новиков.

По словам главного конструктора, в работе над кораблем задействованы ЦАГИ и ЛИИ имени Громова в Жуковском, ЦНИИМАШ из подмосковного города Королева, московский Институт авиационных материалов и НПО "Молния", ряд институтов, разрабатывающих электронные системы, а также Институт медико-биологических проблем, где кандидаты на полет будут проходить предварительное медицинское обследование".

"Со всеми этими и другими предприятиями у нас давние, прочные связи еще по ранее проведенной разработке российского космического корабля-шаттла "Буран", поэтому мы надеемся, что всю работу завершим быстро. В частности, КБ "Звезда" нам разработает скафандры для туристов и запасную систему аварийного их спасения, что положено при разработке новой космической техники", - отметил Новиков.

Он также сообщил, что на корабле С-ХХI будут применены защитные покрытия, которые использовались ранее для "Бурана". Корабль будет способен совершать посадки на аэродромы второй категории с посадочной полосой не более 1,8 километра. По предварительным данным, полеты на корабле можно будет организовывать три раза в неделю.

Источник: Lenta.ru

Жизнь на Землю могли занести кометы.

Моделируя столкновение кометы с Землей, ученые обнаружили, что переносимые кометой молекулы органического вещества могут пережить такое событие и «посеять» жизнь на нашей планете. Таким образом, первичные «кирпичики жизни», элементы ДНК и белков, могли прибыть на Землю из космоса.

Аминокислоты успешно «переживают» моделируемое столкновение кометы с Землей, и многие из них полимеризуются в цепочки – пептиды. Пептиды, в свою очередь, образую полипептиды, и из еще более длинных молекулярных цепочек получаются белки. В зависимости от температуры, давления и длительности удара получались различные вариации пептидов. Причем замораживание мишени до температуры ядра кометы увеличивало «выживаемость» аминокислот.

Предполагается, что столкновения с кометами в ранней истории Земли (около 4 млрд. лет назад) были довольно частым событием. Солнечная система была насыщена обломками из камня и льда. Они врезались в Землю на скорости около 25 км/сек.

При малом угле падения кометы вода с кометы, насыщенная органическими молекулами, может непосредственно попасть на Землю. Такой сценарий столкновения дает все необходимое для возникновения жизни: жидкую воду, органический материал и энергию.

Интересно, что в метеоритах обнаружено уже более 70 аминокислот. Из них 20 являются компонентами животных белков на Земле. Правда, не ясно, как же все-таки из этих элементарных компонентов возникли действительно живые существа.

(По материалам Spaceflightnow.com)

Источник: Россия-Он-Лайн

Жизнь на Землю могли занести "засахаренные" метеориты.

Группа специалистов NASA под руководством д-ра Джорджа Купера (George Cooper) обнаружила в двух метеоритах Murchison и Murray органические вещества, которые относятся к разряду сахаров. Но это, конечно же, не тот сахар, с которым мы все знакомы.

Одно из найденных в метеоритах "сахаро-подобных" веществ называется дигидроксиацетон. Кроме того, в них были найдены сахарные кислоты, сахарные спирты (в том числе глицерин, который входит в состав оболочек живых клеток на Земле) и некоторые другие соединения, которые могут содержать такое важное для деятельности живых клеток вещество как глюкоза.

Раньше исследователи находили в метеоритах аминокислоты и карбоновые кислоты, но отнюдь не сахара. А теперь, таким образом, найдено первое доказательство того, что на Землю из космоса могли быть занесены разные "кирпичики жизни". Сообщение об этом открытии было опубликовано в номере журнала Nature от 20 декабря.

(по материалам NASA)

Комментарии автора рассылки.

Вот уж действительно - сколько людей столько и мнений. Откуда только не появлялась жизнь на Земле - и из океана, и из космоса - на кометах, метеоритах, солнечном ветре и т.д., и инопланетяне приносили жизнь на землю, и Господь Бог её создавал. А окончательного ответа всё нет. И навряд ли скоро появится. Не доросли мы еще до того чтобы знать откуда мы появились.

Так, что там еще новенького?

Интеллектуальный скафандр.

Через некоторое время астронавты, выходящие в открытый космос, вместо нынешней системы радиосвязи будут оснащены небольшим компьютером и видеодисплеем, который будет крепиться прямо внутри шлема. Работа над таким носимым компьютером, который получил название WearSAT, сейчас ведется в Массачусетском технологическом институте. WearSAT будет для астронавтов и беспроводным терминалом видеосвязи и носимой компьютерной системой. Именно через него во время работ в космосе астронавты будут получать всю необходимую информацию, в том числе и визуальную, например, технические схемы.

Как сообщается, сами скафандры модифицировать не планируется, так как каждый из них стоит от 10 до 20 млн дол. Так что компьютерную систему будут встраивать в уже имеющиеся. Свободного места в этих скафандрах очень мало, поэтому разработчикам придется изрядно потрудиться. А дисплей укрепят прямо на "иллюминаторе" шлема, чтобы он всегда был перед глазами.

Предполагается, что работы по этому проекту займут около трех лет.

(по материалам BBC)

Источник: Россия-Он-Лайн

Уран лишился своего 21-го спутника.

До недавнего времени считалось, что у Урана 21 спутник. Но теперь их осталось 20, так как один из них - булыжник размером 40 км в поперечнике - недавно был разжалован из спутников.

Этот объект первый и единственный раз видели в 1999, когда астроном из Университета Аризоны Эрик Каркошка (Erich Karkoschka) нашел его в серии из 300 фотографий Урана, сделанных 13 лет назад исследовательским зондом Voyager 2. До выяснения обстоятельств ему было присвоено имя S/1986 U 10.

Однако Международный астрономический союз, который занимается утверждением названий новых объектов солнечной системы, в том числе и спутников планет, не утвердил S/1986 U 10 в должности спутника Урана. Он потребовал в качестве доказательства фотографии этого объекта, сделанные космическим телескопом Hubble, и если таковые будут сделаны, то S/1986 U 10 будет считаться существующим.

Так что пока в списке спутников Урана официально числится 20 объектов. Их имена взяты из произведений Шекспира и Александра Поупа.

(по материалам CNN)

Источник: Россия-Он-Лайн

Японцы сфотографировали Уран, его кольца и его спутники.

С помощью японского телескопа Subaru, который оборудован адаптивно-оптической системой, удалось сделать очень эффектные фотографии Урана, его кольцевой системы и двух его спутников - Миранды (вверху в центре) и Ариэля (внизу слева). Эта фотография представляет собой комбинацию трех снимков, сделанных в ближнем ИК-диапазоне длин волн с тремя разными фильтрами, поэтому цвета на фотографии не такие, какие бы мы их увидели в видимом диапазоне длин волн. А здесь Уран выглядит синим, такой цвет в ИК-диапазоне у метана, из которого в основном и состоит атмосфера этой планеты.

Уран был открыт 13 марта 1781 года английским астрономом Уильямом Гершелем. Он увидел его в свой самодельный телескоп с диаметром апертуры 16 см. Поначалу он подумал, что это комета, но дальнейшие наблюдения показали, что это новая планета, которая находится дальше Сатурна. Период обращения Урана вокруг Солнца составляет 84 года. Он движется по эллиптической орбите, средний радиус которой составляет около 2,8 млрд км. В отличие от других планет солнечной системы, Уран вращается вокруг своей оси как бы лежа на боку.

С момента открытия Урана у него нашли 10 колец и 15 спутников. Кольца у Урана не такие как у Сатурна, они очень тонкие, буквально нитевидные, и увидеть их можно только с помощью специальных методов наблюдений.

Е. Волынкина

(по материалам SpaceFlight Now)

Комментарии автора рассылки.

Маленькое замечание - последняя заметка появилась гораздо позже предыдущей. И тем не менее здесь утверждается что у Урана 15 спутников. А в предыдущей их 20. Так всё таки где же правда? Это ещё раз подтверждает то что даже к материалам, размещаемым на солидных сайтах (как Россия-Он-Лайн например), следует относиться внимательно и всё проверять.

Кто толкает Pioneer 10?

3 марта 1972 г. американское космическое агентство NASA запустило исследовательский зонд Pioneer 10, который в декабре 1973 г., пролетая мимо Юпитера, сделал самые лучшие для того времени снимки этой планеты. В июне 1983 года Pioneer 10 пролетел мимо Плутона и таким образом вылетел за пределы нашей солнечной системы.

Последний сигнал от зонда Pioneer 10 был получен в апреле прошлого года. Тогда он находился на расстоянии 11,8 млрд км от Солнца и продолжал удаляться от него со скоростью 12,24 км/с.

Ученые, следящие за его полетом, утверждают, что движение зонда происходит вопреки законам физики, то есть какая-то неизвестная сила толкает его обратно в сторону Солнца. Причем эта сила нисколько не ослабевает по мере того как зонд удаляется в глубины космоса.

По словам д-ра Филипа Лэйнга (Philip Laing), который занимается этой проблемой, они проверили все известные теории и явления, которые могли бы объяснить поведение зонда, но они его не объясняют. Сначала они подозревали, что из миниатюрных маневровых двигателей зонда идет утечка топлива, потом - что идет утечка из бортового ядерного реактора, но все это не подтвердилось. И гравитационный эффект, и воздействие солнечного излучения быстро ослабевают с расстоянием, а эта неизвестная сила остается неизменной.

Если эта сила, о природе которой мы пока ничего не знаем, действительно существует, то она должна существенно изменить наши преставления о космологии и внести поправки в методы навигации космических кораблей.

(по материалам Ananova)

Источник: Россия-Он-Лайн

Опасные танцы вокруг черной дыры

В центре многих галактик (и нашей тоже) находятся массивные черные дыры . Масса некоторых из них бывает в сотни миллионов раз больше массы нашего Солнца. Эти сверхплотные объекты нельзя увидеть непосредственно, но можно вычислить их положение по поведению газовых облаков и звезд, которые находятся в мощном гравитационном поле черных дыр. В результате

Массивная черная дыра активно поглощает окружающие объекты. По мере того как газовые облака и ближайшие звезды устремляются в "водоворот", образуемый черной дырой, большая часть их массы преобразуется в энергию. Однако ученые до сих пор точно не знают каким образом начинается движение материи из внешних частей галактики в ее центральную зону, где находится черная дыра.

Эту загадку планируется разрешить с помощью 8,2-метрового телескопа VLT ANTU с инфракрасным спектрометром, который установлен в Южной Европейской обсерватории (ESO Paranal Observatory). В видимом диапазоне длин волн нельзя рассмотреть внутренние области активных галактик, так как там располагаются большие облака пыли и газа, поэтому и используется инфракрасный телескоп, который позволяет зафиксировать перемещения соседних с черной дырой звезд.

Такие исследования уже были проведены в центральных областях трех активных галактик - NGC 1097, NGC 1808 и NGC 5728. Ядра всех трех галактик имели форму полосы. От этой полосы отходят рукава спиральных галактик. Выяснилось также, что поток материи направляется в черную дыру как раз по этой центральной полосе. Кроме того, был получен довольно неожиданный результат. Оказалось, что в центральной области галактик с черными дырами есть и молодые звезды, которые образовались, скорее всего, совсем недавно из центрального газопылевого диска. Правда, система из молодых звезд весьма неустойчива и обречена на гибель. Многие из этих молодых звезд могут "подойти" слишком близко к черной дыре и стать для нее легкой добычей.

(по материалам NASA)

Источник: Россия-Он-Лайн

Самая эффектная спиральная галактика во Вселенной

Галактика NGC 628, которая находится в созвездии Рыбы на расстоянии 30 млн световых лет он нас, относится к классу спиральных галактик. Она очень нравится астрономам, потому что она располагается по отношению к наблюдателю на Земле строго в анфас и форма ее - просто классическая. Все ее спиральные рукава видны во всех подробностях.

Правда, увидеть эту эффектную картину можно только в достаточно мощный телескоп. Каковым и является телескоп Gemini, установленный на горе Мауна-Ки на Гавайях. Для того чтобы сфотографировать эту картину был использован новый спектрограф Gemini Multi-Object Spectrograph (GMOS), который позволяет исследовать одновременно несколько сотен спектров. В результате была получена четкая картина галактики NGC 628 со звездными кластерами, газовыми облаками и пылевыми "дорожками". Даже не верится, что все это находится на расстоянии около 30 миллионов световых лет от Земли. Всего в этой галактике располагается около 100 миллиардов звезд, то есть немножко меньше, чем в нашем Млечном Пути.

(по материалам Ananova)

Источник: Россия-Он-Лайн

Как всегда, в "Далёкой Галактике" появилось несколько свежих заметок о том что происходит в космосе.

Также одно, на мой взгляд очень замечательное, обновление - теперь в "Далёкой Галактике" вы можете всегда найти свежайшие фотографии Солнца. Эти снимки напрямую доставляются из одной из австралийских обсерваторий, которая расположена в регионе где очень много солнечных дней. Поэтому всегда можно увидеть фотографию Солнца сделанную несколько часов назад. В те редкие дни когда в Австралии облачно фотография может остаться вчерашней или позавчерашней. Но чаще всего снимки свеженькие и тёпленькие.

Кстати, если у вас возникнет необходимость получить какую либо помощь в области астрономии - обращайтесь на Форум, и я уверен что вам помогут.

В общем, до встречи на Форуме.