Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка "Как делать открытия". Выпуск 77

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 77. 10 января 2005 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru  ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые любители науки!

Сегодня:
1. Валерий Павлович Гальетов "От иллюзий - к реальности".
2. Пресс-релиз Официального Фонда Г.С. Альтшуллера.
Информация Президиума МА ТРИЗ

Сегодня представляем Вашему вниманию интересную статью Валерия Павловича Гальетова "От иллюзий - к реальности", посвященную различиям между Наукой и "научкой" и выяснению того, является ли ТРИЗ наукой.

Рекомендую!


 

Здравствуйте, Александр!

С интересом читаю Ваши материалы в рассылке.
Посылаю статью о науке. Возможно она будет интересна для Вас или читателей рассылки.
Возможно и нет, поскольку взгляд на науку несколько отличается от традиционного.
У меня появился сайт
http://Prognoz3000.narod.ru . Там есть и другие материалы.

Всего доброго!

Валерий Гальетов

АННОТАЦИЯ - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Скорее всего, данная статья будет вредна для нормального тризовца, спокойно занимающегося своим делом. Почему? Может внести ненужные мысли в сознание и помешать спокойной работе. Этого бы не хотелось.

Статья, вероятно, будет полезна для тех, кто уже чувствует в себе тревоги и сомнения и начал задумываться о месте и роли ТРИЗ в Мире. Полезна тем, что обратит внимание на связи и вещи, кажущиеся очевидными, но таковыми не являющимися на самом деле. А это потребует построения нового понимания.

В статье рассматриваются понятия "наука", "технология", идет поиск ответов на вопросы: наука ли ТРИЗ? Что такое "наука"? В чем отличие науки от технологии?

  

ОТ ИЛЛЮЗИЙ - К РЕАЛЬНОСТИ

 

В.П.Гальетов

 

Главная принципиальная ошибка, делаемая (из лучших соображений) всеми тризовцами,
начиная с Г.С. - это представление о ТРИЗ, как о новой науке ( или науке наук).
Нет!!! Время "нормальной" науки вообще кончилось - эта полусистема
человеческих знаний-умений- пониманий завершила свой путь развития
в известной нам форме. Как наука [1].
Проверял по справочникам типа "Естествознание в датах", да, похоже.
Мы имеем дело с Ремеслом, умением!

И.В.Иловайский (Из письма Г.И.Иванову 19.03.1999)

 

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

До сих пор многие коллеги считают ТРИЗ наукой. Вероятно, за этим скрывается не столько уважение к автору ТРИЗ, задумавшему когда-то создать "науку изобретать", сколько непонимание сути науки, ее функции в обществе. За этим можно также видеть непонимание драматической метаморфозы науки за 300 лет ее существования. Хотя кое-что было описано в работах по творческим коллективам и должно было дать пищу для анализа происходящего в окружающей нас действительности.

Казалось бы - ну и пусть считают наукой! Большой беды нет. Главное, чтобы дело делалось. А игру в термины оставим тем, кому нечего делать.

Но дело в том, что за терминами стоят образы - модели Мира, и если мы не согласованы в терминах, то у нас разное представление о Мире, о том, что мы в нем делаем. А если у нас разные представления - мы не сумеем делать одно Дело. И нет у нас другого пути, как однажды договориться о том, что за Дело мы делаем в Мире.

И тот, кто избегает уточнять базовые основания собственной деятельности, либо лентяй, либо халтурщик, либо подлец, сознательно уводящий других от этой работы. Для чего? Коротко говоря, чтобы "ловить рыбку в мутной воде".

Разнобой в терминах - это то самое "смешение языков", помешавшее строителям Вавилонской башни. Эффективная совместная работа возможна только тогда - когда есть единое понимание базовых оснований, например терминологии. И вот в это основание и хочется положить выстраданное за многие годы понимание науки и ТРИЗ, о чем говорит в своем письме И.В.Иловайский, и к которому я пришел независимо от него.

 

О КАКОЙ НАУКЕ МЫ ГОВОРИМ?

Мне кажется, говоря о науке, необходимо всякий раз, в соответствии с правилом Сократа, определяться: о какой науке мы собираемся говорить. В наше время можно наблюдать как минимум две науки.

Первая - действительно Наука. И за нее можно быть спокойными. Она никогда не умрет, поскольку пока живы люди, среди них будут те, кто стремится понимать мир вокруг и мир в себе. Эта вечная область человеческой деятельности чрезвычайно незаметна: здесь никто никогда никуда не лезет, не блещет, не высовывается. И даже денег не требует по большей части, поскольку по-прежнему готов обходиться веревочками и сургучом для опытов. Как в прошлых веках.

Вторая - ее плохая копия. Она всегда на виду и только выдает себя за науку. И человек, готовый верить очевидности, у которого "мелкоскоп не настроен", считает, что это-то и есть наука. Мы же здесь будем называть ее "Научкой", чтобы хоть как-то отличать от Науки. Писать с большой буквы не из уважения, а как имя собственное. Научка присвоила себе статус Науки, но не смогла присвоить другие качества, важнейшим из которых является страсть к пониманию и исследованию Мира. Но требовалось разрешить противоречие: выдав себя за "науку", Научка должна была соответствовать статусу и выдавать продукцию. А продукции не могло быть по определению: некому и нечем произвести!

Помнится, однажды даже КПСС не выдержала и возопила: "наука должна, наконец, стать производительной силой общества!" Достала Научка партию своей непроизводительностью. А что же и как она производила? Это отдельный разговор.

 

Описание механизма развертывания Научки в нашей стране - дело более серьезных исследований. Известны данные о борьбе Научки с генетиками, с педагогами, с психологами и другими сохранившимися и уцелевшими представителями Науки.

 

Здесь мне бы хотелось описать примитивный механизм ассимиляции молодых талантов, втягиваемых служителями Научки, в ее пагубный коловорот.

Приходит на кафедру молодой пролетарий ума. А тут уже его поджидают, потирая руки:

- Надо поступать в аспирантуру! - А зачем? - Ну, юноша, чтобы заниматься наукой, надо выполнить квалификационную работу - диссертацию! Вы же хотите заниматься наукой? - Да! - Ну, вот вам научный руководитель, и работайте с ним!

А научный руководитель этих молодых уже столько перевидел, стольких защитил, что стал уже не просто научным руководителем, а асом, специалистом по производству диссертаций. Он уже знает всех членов Совета по данной специальности, да не одного, а всех Советов в окрестностях. Знает, что надо вставить в текст, на кого сослаться, а на кого - нельзя!

Один мой приятель еще в застойные годы приехал в Москву, в лучший университет поступать в аспирантуру по экономике. Страсть у него возникла к ней. Закончил он институт как инженер, но уже тогда, в 70-е годы понимал, что за экономикой будущее.

Так вот на экзамене, когда ему задали весьма простой для него вопрос, он сослался на одну работу, где этот вопрос, по его мнению, был хорошо изложен, и тут настроение экзаменаторов резко изменилось. По совершенно непонятным для молодого пролетария причинам. Уже потом, после проваленного экзамена, умные люди ему растолковали:

- У нас нельзя ссылаться на работы ленинградской школы! Табу!

 

В результате деятельности весьма приспособленных к выживанию апологетов Научки и несмышленых аспирантов, не понимающих двойственности мира, и производились субпродукты, которые один из ушедших недавно смельчаков от Науки публично называл ФДП - "фиктивно демонстративный продукт".

Что собственно происходило и происходит на наших глазах? Желающему заниматься Наукой как бы негде ей заниматься кроме вуза. А в вузе уже давно "все схвачено". И молодому пролетарию предлагаются весьма мягкие нормы: сначала сдайте кандидатские экзамены, что вы не сдадите? Потом выберите научного руководителя, ну вот, например, Ивана Ивановича!

А потом уже и Иван Иванович, и кафедра, и отдел аспирантуры будут контролировать ход работы и процентное выполнение диссертационной работы. И ничего не остается молодому пролетарию, как выполнять важную норму: во что бы то ни стало через три года представить "кирпич". Потому как план производства ученых всегда "горит", плохо выполняется у Научки.

А на "кирпич" есть свои нормы качества. По техническим дисциплинам - выдай четыре главы, по экономическим - три, а по педагогическим - всего две надо сочинить. Видимо, в соответствии с распределением интеллекта во владениях Научки.

Другие нормы касаются объема "кирпича": кандидатская - 150 листов, докторская - не меньше 300. Литературы тоже надо набрать: - 200 источников, не меньше, а то не солидно, - скажет Иван Иванович молодому соискателю ученой степени. Если есть уравнения в диссертации, то для кандидатской - не меньше 15 надо, а для докторской - не меньше чем 30.

- Так вот откуда берет начало "информационный взрыв"! - может воскликнуть здесь неискушенный Читатель. Да, именно здесь он рождается. Только называть его надо "дезинформационный взрыв" или попросту "шум". Помните, как в классической пьесе: "- Шумим, братец, шумим!"

 

Со студенческой скамьи молодые умы тренируются выполнять план по созданию дезинформационных субпродуктов в виде рефератов. Где как, а в хорошем университете нормой считается реферат в 20-30 листов хорошей бумаги, заполненной хорошей краской на хорошем принтере.

Поражает, как это создатели Открытого университета Великобритании догадались ввести совершенно другие нормы. Например, контрольная работа по курсу "Практический маркетинг" ограничена объемом 1500 слов. ОДНА ТЫСЯЧА ПЯТЬСОТ СЛОВ! Не предложений - слов! И тьютору вменяется в обязанность при проверке контрольных работ указывать студенту на необходимость выдерживать этот стандарт. Есть и уступка словообильным студентам: все, что желаешь, можешь вынести в приложения.

Естественно, что производя ФДП, служители Научки страшно озабочены тем, чтобы это не было обнаружено или, по крайней мере, не стало предметом обсуждения. Именно поэтому "плюрализм мнений", возникший в последние годы, им весьма наруку. Маститые авторы учебника "Профессиональная педагогика", общим счетом более 40 человек, привели, например, 10 определений понятия "технология" плюс к этому определение ЮНЕСКО плюс к этому еще и свое.

Читатель может выбрать любое из 12 определений и пользоваться им, если сможет.

 

Вывод можно сделать только один: сейчас умирает не Наука - она живет и будет жить вечно, поскольку питается не деньгами, а жизнями тех, кто избрал ее дамой сердца. Умирает Научка. А может лишь притворяется что умирает? Притворяется, чтобы еще больший кусок отхватить от государственного бюджета. Посмотрим, как это будет? Или примем участие в дележке?

 

НАУКА ЛИ ТРИЗ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понять: что такое "Наука"? И что есть "ненаука". Одну часть ненауки, дав ей соответствующее название, мы как бы отбросили. Для понимания следующего шага нужен экскурс в историю.

В начале прошлого века было написано "Введение в педагогику". Автор, Сергей Иосифович Гессен, для того, чтобы понять суть педагогики, предложил различать "науки о сущем" и "науки о должном". К наукам о сущем он отнес те из них, что изучают закономерности мира, существующего без человека. К наукам о должном - педагогику, занимающуюся по его мнению тем как надо - должно! - обучать.

На мой взгляд, в переводе на современный язык он говорил о "технологии", поскольку именно технология есть целостная система деятельности, преобразующая данный материал в продукт заданного качества, дающая гарантированный результат в массовом применении. Другое дело, что в начале века не было еще такого понимания.

 

Лишь в 60-х годах Г.П.Щедровицкий, философ-еретик, подобно Г.С.Альтшуллеру, непризнанный Научкой, дал практически полное описание технологии как системы деятельности, включающей в себя [2]:

1. исходный материал ("сырье"), подвергающийся преобразованию;

2. желаемый продукт, получаемый в результате преобразования, имеющий заданные качества;

3. процесс преобразования - ступени перехода исходного материала в продукт;

4. средства - инструменты, используемые для преобразования сырья в продукт;

5. способы применения средств (методы);

6. человека, использующего средства и методы;

7. средства контроля преобразования сырья в продукт.

Необходимость наук о сущем следует из непрерывной изменяемости Мира и потребности человека в сохранении себя как индивида, как рода, как вида. Науки о сущем позволяют "отделить твердое от пустого", как рекомендовал более чем три тысячи лет назад Лао Цзы, автор "Дао Дэ Цзин" - бессмертного руководства для желающих нормально жить на Земле. Твердое - это законы, позволяющие не только строить надежные жилища и машины, но и жить, не мешая жить другим.

Разделение на сущее и должное не случайно. Поскольку мы живем в мире изменяющемся, то возникает две задачи

а) технологическая - преобразовать мир для сохранения себя, своего рода, своего народа, своего вида;

б) научная - понять мир, чтобы совершать эффективные преобразования.

 

Ибо нельзя преобразовывать без понимания. Вообще говоря - можно, но долго так не проживешь. Природа не потерпит.

Необходимость в науках о должном существовала всегда, но наиболее остро стала осознаваться не так давно. Достаточно указать на такую последовательность в развитии:

- в древнем мире знания и умения передаются непосредственно от человека к человеку; технология была известна народу под именем "магии". Маг - это тот, кто может, у кого гарантированно получается чудо: на первых этапах - зажечь огонь, испечь хлеб, позднее - изгнать болезнь.

- в средние века для проверки добытого знания возникла нужда в методике, описании того, что делал экспериментатор;

- в 20-м веке для передачи производства в другое место потребовалось описание технологии;

- в последние годы 20 века технологии уже мало, единицей передачи знаний и опыта становится система TQM, - тотального управления качеством, охватывающая все предприятие, а не только его производственную часть, предписывающее всему персоналу определенные стандарты деятельности. Другое дело, что пока многое делается лишь на бумаге. Но лиха беда начало...

 

Создание наук о должном - технологий в прошлом было личным делом мастера, ремесленника, инженера. Появившиеся недавно педагогика, менеджмент, маркетинг и другие технологичные области человеческой деятельности примазались к "наукам" по вполне понятным причинам. Люди, работающие в этих областях, были вынуждены как-то популярно, а вместе с тем и возвышенно, объяснять другим - в том числе руководству, "вышедшему из народа", рабочим, крестьянам, чем они занимаются. Объяснять так, чтобы не только не побили камнями, но и платили деньги. Так возникли "как бы науки", а на самом деле технологии. Другое дело, что те, кто работал в этих областях, не ведали, чем занимаются. Педагоги, например, всегда говорили о том, как "правильно" обучать и воспитывать. И только совсем недавно стали "овладевать технологиями" и уже кое-где научились "управлять качеством".

 

Сейчас ТРИЗ является именно такой "как бы наукой". Но вполне может быть и технологией. Посмотрим, так ли это.

Основными признаками технологии являются:

1) предписывающий характер ее знаний, представленных в форме норм;

2) гарантия получения результата в массовом применении.

 

Технология указывает пользователю: как надо делать, действовать для того, чтобы получить желаемый продукт, результат. "Как надо" - означает: какие нормы надо соблюдать, чтобы получить продукт гарантированного качества.

Именно такое знание преобладает в ТРИЗ. Приемы - есть не что иное, как совокупность предписаний: разделить, разделить и объединить, сделать заранее и пр. Стандарты - несколько более развернутая совокупность предписаний: "если имеешь недостроенный веполь - дострой", "если имеешь вредный веполь - разрушь его ", "разрушай веполь, не вводя другие вещества или поля" и пр. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - это совокупность предписаний разного вида, дополненных примечаниями и напоминаниями.

 

Наиболее сложной формой знания в ТРИЗ всегда были законы строения и развития техники. Сложность состояла в трудности использования. Постоянно висел вопрос: как и в каком месте их использовать?

Наиболее четко ответил на него, на мой взгляд, А.В.Подкатилин. Он определил функцию законов как контрольную. Они должны использоваться для проверки решения на соответствие их требованиям. Можно это отобразить с помощью контрольных вопросов (табл.1).

 Табл.1

 НАИМЕНОВАНИЕ ЗАКОНА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ РЕШЕНИЯ

Закон полноты системы, требующий перехода к более полной системе, без участия человека

Является ли новая система полной?
Увеличилась ли полнота новой системы?
Устранен ли человек из системы?

Закон повышения идеальности, требует снижения затрат и роста полезных свойств

Увеличилась ли идеальность системы?
Снизились ли затраты?
Появились ли новые качества?

Закон согласования, требует роста согласованности между частями СТС и на ее границе со средой

Возросла ли согласованность системы?
Устранены ли помехи потокам вещества, энергии, информации?

В АРИЗ-85В [3] намек на контроль по законам просматривается чуть-чуть в части 7 "Анализ способа устранения ФП" на выполнение закона повышения идеальности (подпункт пп.7.1: "Можно ли не вводить новые вещества и поля, использовав ВПР..." и в пп.7.2. "Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного ИКР-1 ("Элемент сам...")?"

Для того, чтобы представить ТРИЗ как технологию заполним таблицу 2.

Табл.2

НОРМАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ

КОМПОНЕНТЫ ТРИЗ КАК ТЕХНОЛОГИИ

1. Исходный материал ("сырье") - то, что преобразуется

Ситуация, требующая изменения, либо социально-технологическая система (СТС) в определенной ситуации

2. Желаемый продукт - то, что должно получить

Желаемая ситуация или новая СТС. Как предельное решение - идеальный конечный результат

3. Процесс преобразования - этапы, ступени, задачи

"От ситуации к задаче - от задачи к идеальному решению - от идеального решения к физическому - от физического решения к техническому ..."
(Пояснительная записка к одному из АРИЗов [4])

4. Средства - инструменты

Понятия, приемы, правила, стандарты, АРИЗ.

5. Метод (способ) применения средств

 

К сожалению, есть четко выделенные и нечетко выделенные методы, например, метод формулирования технических противоречий

6. Человек, использующий средства и методы

"Специалист, прошедший обучение в объеме не менее 80 часов"

7 Средства контроля качества решения

Законы развития СТС, например совокупность требований ИКР: преобразовывать без дополнительных затрат; без усложнения системы; "все остается как есть, а нежелательный эффект исчезает"

 

ВЫВОДЫ

 Пора уже, на мой взгляд, сделать определенные выводы.

1. ТРИЗ, такая как есть, - это интеллектуальная технология для управления человеком, решающим изобретательскую задачу. ТРИЗ есть первая или одна из первых интеллектуальных технологий. Именно в этом ее уникальность и непохожесть на другие технологии. Именно поэтому ей не следует рядиться в одежды науки и искать нечто общее с ней. У ТРИЗ как области профессиональной деятельности есть свой собственный предмет: построение технологий для преобразования объектов, ситуаций и процессов человеческой жизни и деятельности наиболее экономичным и экологичным образом. Но эта область может быть названа ТРИЗ-метатехнология.

2. Решения, предлагаемые ТРИЗ, являются наиболее экологичными в высшем понимании, поскольку ТРИЗ требует от специалиста изменять - не усложняя, не используя новые вещества, не принося вреда. И в этом смысле ТРИЗ можно считать "единственно верным и правильным учением", поскольку до сих пор нет других технологий, имеющих столь высокие критерии для контроля предлагаемых решений, нет технологий, столь откровенно стремящихся к идеальности, то есть экономичности решений.

3. Определение- отделение ТРИЗ как технологии позволяет выделить ту, собственно научную часть, которой следует заниматься как Наукой. Для этого надо определить ту часть Мира, изучение и понимание которой необходимо для развития и распространения ТРИЗ в других сферах деятельности. И, скорее всего это будут процессы человеческой деятельности, а не техника и не так называемые "технические системы". Собственно научно-теоретическая часть ТРИЗ могла бы выбрать своим предметом преобразование, поскольку это всеобщее и универсальное явление, охватывающее не только человеческую, но и природную активность.

4. Самоопределение ТРИЗ как технологии, а не науки, позволит значительно повысить требования к ТРИЗ и сделать ее инструментарий более строгим, более эффективным и легко осваиваемым. "Как бы наукам" выгодно использовать флер и вуаль там, где необходимо прикрывать некоторые белые пятна "теории", но технология не может пользоваться такими средствами.

5. Внимательный читатель, стремящийся вникать в суть текста и строить свои собственные образы и управляющий своим пониманием, вероятно, успел заподозрить, что наука, по крайней мере ее прогрессивная часть, тоже может быть описана как технология - технология понимания. И это действительно так! Наука - настоящая наука - может быть описана и выстроена как технология. Как это сделать - об этом в другой статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кедров Б.М. "О закономерностях развития естествознания" // "Разум побеждает", М., ИПЛ, 1979, стр. 330 - 346.

2. Щедровицкий Г.П.. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1996.

3. Введение к АРИЗ-85В // Сб. Правила игры без правил.- Петрозаводск: Карелия, 1989, с. 11.

4. Альтшуллер Г.С. "Процесс решения изобретательской задачи: основные этапы и механизмы". 6 апреля 1975

Челябинск - Чебоксары, 1998 - 2004 гг.


Мой отзыв:

Уважаемый Валерий Павлович!

Большое спасибо за интересную статью, поднимающую, действительно, животрепещущие вопросы.

Со многим соглашаюсь и за многие Ваши тезисы голосую двумя руками "за!". Приятно, также, что статья написана понятным и живым языком, что не скажешь о некоторых других авторах "от ТРИЗ".

В то же время, думаю, что Вам особенно не нужны восхваления. Надеюсь, что Вы не будете против некоторой дискуссии и дружественной критики?

 

На мой взгляд, статья состоит из двух частей. Близких, но всё-таки различающихся по главным мыслям.

Первая о том, что существует две разные вещи - Наука и "научка". Верно. Блестяще написано!

А цитата, о том, что: "- У нас нельзя ссылаться на работы ленинградской школы! Табу!" просто замечательна! Спасибо.

Не просто похожее, не аналогичное, а именно такое же состояние наблюдается сейчас в той науке, которой я занимаюсь - русловедении. Там тоже существуют табу на некоторые термины из другой "школы". Даже идёт бесконечный, уже полувековой смешной спор о том, как называть - в единственном числе "русловой процесс" или во множественном "русловые процессы".
Считается дурным тоном ссылаться на работы "чужой" школы, нельзя использовать некоторые термины. Некоторые "ученые" не читают работы конкурирующей школы. Хотя есть только один нормальные вариант развития - объединение разных подходов. Тогда (я это уже показывал) исчезают некоторые недостатки, присущие обеим основным школам.

Эта первая часть, посвященная "научке". Эта тема плодотворна, её можно развивать, иллюстрировать и т.п.

 

Вторая часть, посвящена выяснению того, является ли ТРИЗ наукой.

Или это просто ремесло?

Вы доказываете, что ТРИЗ - это ремесло. В этом есть доля правды. Я тоже часто (в общении с ТРИЗовцами) называю ТРИЗ инструментом - но, правда,  не ремеслом. (Чтобы назвать ремеслом, её надо активно использовать в практической деятельности по производству технических изобретений.) А в общении с теми, кто знакомится с ТРИЗ, я называю ТРИЗ наукой - чтобы заинтересовать.

Возможно, что в ней есть и то, и другое.

Например, для меня, русловеда, геодезия - это инструмент. Геодезия мне помогает сделать съемку речного русла, чтобы потом мне, как специалисту в своей науке, делать прогноз деформаций русла. А для геодезиста, который выполняет съемку, геодезия - ремесло. Он выучил все необходимые приёмы и повторяет их бесконечное количество раз на каждом следующем объекте. А для учёного-геодезиста, который разрабатывает научное обоснование новых методов вычисления координат и т.п., геодезия - это наука.

То есть существуют люди, которые в разных отраслях (в геодезии, русловых процессах, ТРИЗ или ботанике) занимаются разработкой методов прогноза, предлагают математическое описание процессов, вырабатывают методы расчёта ). Для них то, чем они занимаются, - это наука.

Также существует другая общность людей, которые используют методы, приемы, программы, выработанные наукой. Для них то, чем они занимаются - ремесло, а имеют они навыки по применению этого ремесла.

Есть и другие пользователи продукта, использующие труд ремесленников. Для них то, что делают ремесленники, - это инструмент (машина, станок, аппарат), дающий исходные данные для дальнейшего действия, решения своих собственных других задач.

В ТРИЗ, наверное, есть элементы и того, и другого, и третьего.
Для разработчика, работающего с законами развития техники, ТРИЗ - это наука. Разработчик делает в ТРИЗ открытия, двигает её вперёд.
Для инженера, использующего методы ТРИЗ, но не придумывающего новые методы, - ТРИЗ - это ремесло. Инженер использует выученные приёмы (или переходит в ряды разработчиков).
Для пользователя, которому нужно решать разнообразные, например, не технические, задачи, ТРИЗ - это один из инструментов решения. Он использует для каждой задачи тот метод, который более подходит для её решения.

Наверное, ТРИЗ выполняет и многие другие функции. И тогда называется, соответственно, по-разному.

Последнее, время ТРИЗ стал претендовать на общую методологию. То есть используется как своеобразная философия.
Учителя, прикрываясь маркой ТРИЗ, большей частью преподают методы РТВ (развития творческого воображения) (не обижайтесь, дорогие учителя - ведь так и есть - посмотрите сборники трудов разных конференций) или разные неалгоритмические методы.
ФСАшники активно разрабатывают методы ФСА (функционально-стоимостного анализа), называя это тоже почему-то ТРИЗ.
И ещё много других функций ТРИЗ, о некоторых из которых я не подозреваю. Для каждого ТРИЗ - это своё.

 

Отсюда встаёт другой вопрос - определение границ ТРИЗ. И что такое вообще ТРИЗ.
Это большой и долгий разговор, о чём уже многие специалисты говорили, и очень разное говорили.
Кратко можно, наверное,  сказать, что ТРИЗ, как очень многие другие "науки-ремесла-философии", можно определить как узко, так и широко.

Узко, например, ТРИЗ - это законы развития техники и основанные на них методы технического изобретательства.

В широком смысле, ТРИЗ - это "прикладная диалектика".

А ещё в рамках ТРИЗ есть теория развития коллективов, ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности) и даже методика решения исследовательских задач (!) и т.д....

Может быть, надо опереться на иерархическую пирамиду потребностей человека Маслоу? Не помню точно, что там есть, надо посмотреть. Там целый набор потребностей - от физических до духовных и пр. и др. Может быть, ТРИЗ развернётся в общую систему, удовлетворяющую все эти уровни? Так широко ставят свои задачи религии (начиная с духовного уровня потребностей человека, а загребая под себя потом большинство других уровней потребностей) или боевые искусства (начиная, наоборот, с физического), а также разные ответвления философии, не говоря уже о йоге, и ещё много чего...

Но идея продуктивна! Можно нарисовать набор кривых распределения плотности влияния разных социальных институтов на разных уровнях потребностей человека (типа Маслоу). У кого-то она будет шире, у кого-то с малой дисперсией, довольствоваться только "чисто" своей отраслью.

На нормальном языке это означает, что, например, энтомология занимается только бабочками, не претендуя на общефилософские умозаключения (а могла бы!). А какая-нибудь фирма Вижион, занимающаяся МЛМ, кроме собственно торговли, ещё обучает своих сотрудников нормам поведения с клиентами и даже в семье, формирует позитивное настроение вообще и даже претендует на мировоззрение. Ещё бы физическое воспитание ;-) и вообще, будет красота! Хотя и это у них есть - продают пищевые добавки, которые "лечат всё" - здровье.

Так и ТРИЗ может распухнуть или сжаться в зависимости от активности её последователей.

Ведь человек всё равно ищет, как удовлетворить свои разнообразные потребности. И удовлетворяет их. Если не с помощью ТРИЗ, так с помощью обливаний по системе Иванова, голодания по Брегу, идеализма Канта, высказываний Ошо, с помощью прыжков с парашютом, прогулок и гуляний, пива и т.д. и т.п.

Правда, это уже другая тема.

Уважаемый Валерий Павлович! Как Ваше мнение?

А. Кондратьев.

 


Уважаемый Александр!

Высылаем Вам пресс-релиз об аннулировании товарного знака "ТРИЗ TRIZ" (см. ниже подписи).

Будем рады, если Вы опубликуете официальный пресс-релиз на Вашем ресурсе и в рассылке.

Исполнительный директор
Официального Фонда Г.С. Альтшуллера
Лариса Дмитиревна Комарчева,
e-mail: foundation@altshuller.ru

Пресс-релиз Официального Фонда Г.С. Альтшуллера

Товарный знак "ТРИЗ TRIZ" полностью аннулирован Палатой по патентным спорам.

Товарный знак "ТРИЗ TRIZ" (свидетельство о регистрации N 251307), ранее зарегистрированный на имя общественной организации "МАТРИЗ" (г. Петрозаводск, рук. Рубин М.С.), полностью аннулирован. Решение об этом было принято 08 декабря 2004 года "Палатой по патентным спорам Федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности Российской Федерации".

Основанием для решения Палаты по патентным спорам стало Возражение против предоставления охраны этому знаку, поданное наследниками авторских прав создателя теории решения изобретательских задач (ТРИЗ/TRIZ) Генриха Сауловича Альтшуллера [15.10.1926-24.09.1998 гг]

В Возражении отмечалось, что регистрация товарного знака "ТРИЗ TRIZ" была осуществлена в нарушение действующего законодательства: Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и мест происхождения товаров", "Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания", а также Парижской Конвенции по охране промышленной собственности.

Между тем, еще при жизни автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер считал недопустимой монополизацию ТРИЗ (TRIZ), которая, по его убеждению, должна как научное произведение принадлежать всему человечеству.

На заседаниях в Палате по патентным спорам интересы семьи Г.С. Альтшуллера представлял Вадим Усков - руководитель юридической компании "Усков и Партнеры".

Выполняя волю Г.С. Альтшуллера, считавшего, что монополизация ТРИЗ (TRIZ) недопустима, Официальный Фонд Альтшуллера заявляет, что не намерен регистрировать товарный знак "ТРИЗ TRIZ" на себя. Таким образом, по существу, имел место не спор за обладание "товарным знаком", а спор за право свободного использования ТРИЗ (TRIZ) любым человеком и любой организацией.

Более подробная информация будет опубликована в ближайшее время на сайте: http://www.altshuller.ru/news 

Контактное лицо:
Исполнительный директор Официального Фонда Г.С. Альтшуллера
Лариса Дмитриевна Комарчева, e-mail:
foundation@altshuller.ru
 

Параллельно публикую информацию от Президиума МА ТРИЗ, полученную из рассылки МА ТРИЗ inform-MATRIZ-09-12-2004. Правда без разрешения. Но я понимаю, что именно в этом заинтересованы обе стороны.

(Чтобы уравнять в правах на предоставление информации)

Информация Президиума МА ТРИЗ

8 декабря 2004 г. закончилось рассмотрение возражения наследников Г.С. Альтшуллера против регистрации товарного знака "ТРИЗ TRIZ". Коллегия палаты по патентным спорам приняла решение "удовлетворить возражение от 17.03.2004 г., признать регистрацию № 251307 товарного знака недействительной полностью". Аргументация решения будет известна после его утверждения Руководителем Роспатента.

МА ТРИЗ уже заявляла о том, что нас устраивает любой исход данного дела. Единственной целью регистрации этого знака было защитить аббревиатуру ТРИЗ от недобросовестного использования. Было всего два варианта достижения этой цели:

- владение этими правами кем-то из надёжных и долгосрочных преемников Генриха Сауловича - либо его наследниками, либо созданной им для развития его дела МА ТРИЗ - и объявление о свободной, безвозмездной доступности товарного знака для всех. Именно это и было сделано МА ТРИЗ.

- официальное юридическое решение о невозможности или незаконности владения такими правами в принципе. Это то, что произошло сейчас. МАТРИЗ имела такую позицию с самого начала. Такую же позицию теперь заняло Патентное Ведомство России, отменив свое прежнее решение о выдаче Товарного Знака.

МА ТРИЗ поздравляет всех ТРИЗовцев с завершением этого затянувшегося процесса. Главный результат, ради которого этот процесс был начат ещё во время президентства в МА ТРИЗ В.В. Митрофанова, сохранён - аббревиатурой ТРИЗ TRIZ может безвозмездно пользоваться в России и любой человек, и любая организация.

Президиум МА ТРИЗ

Международная Ассоциация ТРИЗ
185035, Карелия, Петрозаводск,
ул. Энгельса 4, каб. 014
Тел./факс: (8142) 76-21-65
E-mail:
matriz@karelia.ru 
http://matriz.ru 

 

От меня:

Рад, что закончился такой странный судебный процесс.

Вроде бы, обе стороны хотят одного и того же...

Так наука ли ТРИЗ? Которая никому не принадлежит, и каждый может вносить свою лепту?

Или волшебная палочка-выручалочка? Которую можно спрятать в карман?

Кто прав?

Не важно.

Смешно было бы судиться за название "химия", "биология"?  И даже "кибернетика"! Смешно!

Если ТРИЗ наука, то и говорить не о чем...

А если это инструмент, то, наверное, можно и запатентовать и т.п.

Дорогой читатель, мы будем рады Вашему отклику на поднимаемые вопросы в статье В.П. Гальетова о роли ТРИЗ и о том, является ли ТРИЗ наукой!

А является ли наукой то, чем занимаетесь Вы? А чем является? Сколько у него функций и какие другие?

Спасибо.


 

С пожеланиями великих свершений, ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом),
а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 77. 10 января 2005 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru 

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.triz
Отписаться

В избранное