Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник Международной ассоциации ТРИЗ Выпуск N10


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информационный Вестник МАТРИЗ
Выпуск 10| Январь 2005 г. | http://www.trizland.ru/

На русском и английском языке.

Ведущий рассылки: Виктор тимохов
Периодичность: 1 раз в 2 месяца
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=159

Содержание
Официальная информация

Заседания Президиума МА ТРИЗ
С 1-го по 7 декабря 2004 г. прошло очередное 21-е заочное заседание Президиума МА ТРИЗ. Были рассмотрены вопросы сертификации специалистов по ТРИЗ, вопросы, связанные с изданием "Журнала ТРИЗ", а также подготовки к проведению конференции и съезда МА ТРИЗ в 2005 году.

Первое заседание Президиума МА ТРИЗ в 2005 году. С 10 по 15 января 2005 года состоялось очередное заседание Президиума МА ТРИЗ. Были обсуждены вопросы сертификации, членства в МА ТРИЗ и планирование работы на ближайшее время. С протоколом заседания можно ознакомиться здесь: http://www.matriz.ru/cgi-bin/linker.pl?id=11087

Утверждена редакционная коллегия Журнала ТРИЗ
Президиум МА ТРИЗ утвердил состав Редакционной коллегии "Журнала ТРИЗ" (Journal of TRIZ): Кислов А.В.. (главный редактор), Баркан М.(заместитель главного редактора), Гин А.А., Грановская Р.М., Кудрявцев А.В., Литвин С.С., Любомирский А., Митрофанов В.В., Петров В.М., Рубин М.С., Склобовский К.А., Тимохов В.И., Фаер С. (заместитель главного редактора), Яковенко С.А., Кукалев С.В. (секретарь редколлегии).

Назначения в МА ТРИЗ
Марк Баркан (США, Бостон) назначен вице-президентом МА ТРИЗ по связям с общественностью. М.Баркан является также заместителем главного редактора "Журнала ТРИЗ" и редактором английской версии "Вестника МА ТРИЗ".

Проведение аттестации и сертификации в МА ТРИЗ
Президиум МА ТРИЗ принял решение предоставить сертификаты специалистов по ТРИЗ:
1. Jin-Ha Jeong (Южная Корея, сертификат № 65, рекомендация Мастера ТРИЗ Рубина М.С. и общественных организаций Samsung TRIZ Association и ОО "ТРИЗ-Карелия").
2. Скуратович Александра Ивановича (Беларусь, сертификат № 66, рекомендация Мастера ТРИЗ Герасимова В.М. и общественной организации БелООТРИЗ).
3. Youngil Kim (Южная Корея, сертификат № 67, рекомендация Мастера ТРИЗ Рубина М.С. и общественной организации New England TRIZ Association).
Поздравляем коллег!

Аттестация в Корейской ТРИЗ Ассоциации
27 декабря 2004 г. в МА ТРИЗ утверждена аттестация для 8-ми специалистов Корейской ТРИЗ Ассоциации (КТА - The Korea TRIZ Association), которым присвоена квалификация пользователей и преподавателей ТРИЗ 3-го уровня. Президент КТА - Куон О-Коан, ответственный за проведение аттестации в КТА - Н.Н.Нарбут (Мастер ТРИЗ).

№ аттестата ФИО
03/00013/030 Byeong-Jae, Kim
03/00014/030 Yong-Kyung, Kim
03/00015/030 Sung-Gyun, Park
03/00016/030 Ick-Cheol, Kim
03/00017/030 Man-soo, Kim
03/00018/030 Seung-Ho, Cho
03/00019/030 Young-Soo, Park
03/00020/030 Seung-Hyun, Yoo

Поздравляем коллег!

 

Очередное заседание по товарному знаку
8 декабря 2004 г. закончилось рассмотрение возражения наследников Г.С. Альтшуллера против регистрации товарного знака "ТРИЗ TRIZ". Коллегия палаты по патентным спорам приняла решение "удовлетворить возражение от 17.03.2004 г., признать регистрацию № 251307 товарного знака недействительной полностью". Аргументация решения будет известна после его утверждения Руководителем Роспатента.
МА ТРИЗ уже заявляла о том, что нас устраивает любой исход данного дела. Единственной целью регистрации этого знака было защитить аббревиатуру ТРИЗ от недобросовестного использования. Было всего два варианта достижения этой цели:
" владение этими правами кем-то из надёжных и долгосрочных преемников Генриха Сауловича - либо его наследниками, либо созданной им для развития его дела МА ТРИЗ - и объявление о свободной, безвозмездной доступности товарного знака для всех. Именно это и было сделано МА ТРИЗ.
" официальное юридическое решение о невозможности или незаконности владения такими правами в принципе. Это то, что произошло сейчас. МАТРИЗ имела такую позицию с самого начала. Такую же позицию теперь заняло Патентное Ведомство России, отменив свое прежнее решение о выдаче Товарного Знака.
МА ТРИЗ поздравляет всех ТРИЗовцев с завершением этого затянувшегося процесса. Главный результат, ради которого этот процесс был начат ещё во время президентства в МА ТРИЗ В.В. Митрофанова, сохранён - аббревиатурой ТРИЗ TRIZ может безвозмездно пользоваться в России и любой человек, и любая организация.
Президиум МА ТРИЗ

Объявлен 6-й конкурс по решению творческих задач "ТРИЗ-2005"
Международная Ассоциация ТРИЗ совместно с журналами "Дети Техника Творчество и "Юный техник" объявляет 6-й конкурс по решению творческих задач "ТРИЗ-2005" для школьников, студентов и преподавателей. Информация по конкурсу и задания размещены здесь: http://www.matriz.ru/cgi-bin/linker.pl?id=11085 и ниже - в данном Вестнике

Конференции, семинары, конкурсы

Французская инициатива
16 декабря 2004 года в Париже состоялась встреча группы Инспекторов Министерства образования Франции с членом президиума Международной ассоциации ТРИЗ Авраамом Серединским и представителем ЛОТ "Универсальный решатель" во Франции. Обсуждались вопросы возможности и целесообразности внедрения ТРИЗ в систему образования на уровне лицеев (во Франции лицей эквивалентен российской средней школе, начиная примерно с 8 класса до Аттестата зрелости включительно, и далее еще 2 года, которые соответствуют двум первым курсам вуза в российском понимании). Все участники встречи были единодушны в том, что такое внедрение целесообразно и своевременно. Выработанные в результате встречи предложения доведены до сведения руководства Министерства. Его решение ожидается в течение января 2005 года.

"Международная Зеленая Неделя"-2005
С 21 по 30 января 2005 года в Берлине состоится "Международная Зеленая Неделя"-2005. Эта традиционная европейская сельскохозяйственная выставка проводится уже 70-й раз. В российских павильонах корпорации "ИНТЕКО" будут представлены стенды "ТРИЗ - решение задач" и "ТРИЗ - образование", которые подготовили Гин Анатолий Александрович, Фаер Сергей Алексеевич, Тимохов Виктор Иванович, Чуксин Петр Иванович и Андржеевская Ирина Юрьевна.
Широкая публика может посетить выставку:
21 января 2005 с 13 до 18 часов.
22-30 января 2005 с 9 до 18 часов.
Пятница 28 января 2005 с 9 до 21 часа.
Организатор выставки: Messe Berlin GmbH, Messedamm 22, D - 14055 Берлин.
Руководитель проекта: М-р H.-H. Шмидт, телефон: +49 (30)/3038-2026/ 2027, факс: +49 (30)/3038-2019, эл. почта: igw@messe-berlin.de
Место проведения: Exhibition ground Messe Berlin.
Подробный отчет о проведении выставки будет опубликован в следующем Вестнике МА ТРИЗ.

Семинары в Минске
В Минске в ближайшие полгода планируются следующие мероприятия:
а) двухнедельные курсы по дошкольной ТРИЗ-педагогике в Академии последипломного образования. Начало - 24 января.
Обучение бесплатное, попасть туда можно по согласованию с районным отделом образования или через личный контакт с организаторами (дошкольный деканат АПО). Телефон деканата: 285-78-22
б) десятидневные хозрасчетные курсы в первой половине марта (там же).
Организаторы - отдел инновационных технологий в дошкольном образовании АПО. Занятия ведёт к.п.н. РФ, сертифицированный специалист МАТРИЗ Сидорчук Татьяна Александровна (Ульяновск, Россия).
Телефон для справки: 285-78-56

Новые книги, сайты, рассылки

Издание книги Р. Флореску
Издательство ООО "PRIMEXcom", Молдова, выпустило небольшим тиражом книгу Романа Флореску "Изобразительное изобретение по правилам?". Этот методический справочник предназначен для работников детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов, художников-педагогов, родителей, интересующихся развитием художественных способностей детей.
Автор обобщил опыт двенадцатилетней деятельности по развитию творческих способностей детей через изобразительное искусство с использованием элементов ТРИЗ. Предлагается принципиально новая дидактическая система АЛСОКА (АЛгоритм СОчинения КАртины), не имеющая аналогов в педагогике. Эта система внедрена в некоторых учебных заведениях в городах: Кишинев, Бэлць, Обнинск, Калуга, Волгоград, Запорожье, Зеленодольск. АЛСОКА учит изобретать новые направления в искусстве, опираясь на объективные закономерности развития изобразительно-объемных систем.
Объем книги: 100 стр., полноцвет.
Книгу можно приобрести наложенным платежом по цене $3 + почтовые расходы по пересылке, сделав заказ автору по адресу: МД-3100, Молдова, г. Бэлць, ул. Киевская, 86, кв. 19 или по e-mail: florescu@mail.ru

Книга "Управленческое консультирование: Введение в профессию"
Компания "Планум" подготовила к изданию книгу "Управленческое консультирование: Введение в профессию" (Management consulting: A Guide to the Profession). В "Примечаниях научного редактора" присутствуют информация о ТРИЗ, Г.С.Альтшуллере (с Р.Шапиро) и С.С.Литвине.
Более подробно с содержанием книги и отзывами о ней можно познакомиться на сайте www.c2m.ru. Также на сайте можно заказать эту книгу (примерно на 25-30% дешевле, чем в книжных и Интернет-магазинах).

Переиздана книга Н.П. Линьковой "Игры, игрушки и воспитание способностей: книга для родителей"
Фраза из преамбулы к книге Н.П. Линьковой "Игры, игрушки и воспитание способностей: книга для родителей".
… "Взяв за основу простую игрушку, основанную на каком-нибудь известном физическом явлении (калейдоскоп, стробоскоп, Ванька-встанька и т.д.), мы можем построить целый "куст" самых различных изобретений.
Другую группу игрушек можно образовать на базе обычных кубиков, в которые могут играть самые маленькие дети. В основе этих игрушек лежит уже не физический, а геометрический принцип. Соответственно изменятся и те области науки и техники, к изучению которых они могут готовить: архитектура, строительство, геометрия, черчение и т.п.
Выбор в качестве отправной точки самой простой игрушки облегчает понимание принципа, лежащего в основе целого класса игрушек. Осознание базового принципа, в свою очередь, помогает ребятам выявить и правильно оценить те изменения, которые внесли в игрушки их создатели. Отсюда прямой путь к самостоятельному созданию новых вариантов игрушек".
Более подробно с описание книги можно познакомиться здесь: http://www.matriz.ru/?$!<date>2004_11_19</date><id>6</id>!$/Arhiv/news_det/

Книги по ТРИЗ школьных преподавателей Пчёлкиной Е.Л. Крячко В.Б.
Вышли книги ТРИЗ и РТВ для учителей, работающих дошкольниками и младшими школьниками
Учителям о ТРИЗ. Выпуск 5. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач./ Составитель В.Б.Крячко. СПб: Издательство "Союз писателей СПб", 2004, 240 с. Пчёлкина Е.Л., Крячко В.Б. Мой друг - головастик. Рабочая тетрадь по курсу "Развитие творческого воображения" для детей шести с половиной лет. СПб: Издательство "Союз писателей СПб", 2004, 64 с., 2 издание.
Кроме того изданы и другие пособия и рабочие тетради.
E-mail: vbkryachko@peterlink.ru, тел. (812) 226-8054, Крячко Валентина Борисовна

О 6-м конкурсе Международной Ассоциации ТРИЗ по решению творческих задач для школьников, студентов и преподавателей "ТРИЗ-2005"

Международная Ассоциация ТРИЗ будет благодарна
спонсорам, которые поддержат этот конкурс

Международная Ассоциация ТРИЗ совместно с журналами "Дети Техника Творчество и "Юный техник" объявляет 6-й конкурс по решению творческих задач "ТРИЗ-2005" для школьников, студентов и преподавателей. С подробной информацией о проведенных конкурсах можно познакомиться на сайте МА ТРИЗ http://matriz.ru
Мы благодарим всех, кто принимал участие в работе конкурсов МА ТРИЗ, и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Как принять участие в конкурсе Международной Ассоциации ТРИЗ "ТРИЗ-2005"
1. Задания конкурса "ТРИЗ-2005" требуют проработки либо на занятиях по ТРИЗ, РТВ, либо индивидуально с учениками, которые проявляют интерес к изобретательскому творчеству. Желательно вовлечь в конкурс как можно больше ребят.
2. В Международную Ассоциацию ТРИЗ желательно присылать уже отобранные, наиболее интересные, с вашей точки зрения, работы. Крайне желательно прислать ваши предложения, какие работы вы рекомендуете в качестве победителей конкурса.
3. При подведении итогов конкурса будут отмечены не только авторы присланных работ, но и их преподаватели, учреждения (школы, институты и региональные Общественные Организации ТРИЗ), организаторы конкурсов в регионах.

Приложение 1. Положение о конкурсе по решению творческих задач "ТРИЗ-2005"

Общие положения
Конкурс "ТРИЗ-2005" проводится под эгидой Международной Ассоциации ТРИЗ совместно с журналами "Дети Техника Творчество" и "Юный техник".
Основная цель конкурса - стимулирование обучения ТРИЗ, развитие изобретательских способностей у школьников и студентов.

Участники конкурса
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 15 мая 2005 года от учащихся, студентов и преподавателей ТРИЗ. Это могут быть как индивидуальные, так и коллективные работы. Итоги конкурса будут подводиться по возрастным группам.

Порядок проведения конкурса
На конкурс могут быть представлены практические и теоретические работы по заданиям конкурса "ТРИЗ-2005":

  • сказки, фантастические рассказы и др.;
  • решения творческих (практических и теоретических) задач;
  • картотеки (фонды) задач, упражнений, примеров и др.;
  • исследовательские работы;
  • конспекты занятий, методические разработки, программы курсов.

Задания конкурса могут выполняться полностью или частично.
Основной язык конкурса - русский. Для рассмотрения работ на других языках необходима аннотация на русском языке и рекомендация региональной организации ТРИЗ.

Сроки и результаты
Конкурс начинается с момента рассылки настоящего письма.
Дата отправления материалов на конкурс - до 15 мая 2005 года.
Список победителей по всем номинациям, а также лучшие проекты (с согласия авторов) будут размещены на сайте Международной Ассоциации ТРИЗ.
Победителей конкурса ждут призы. Дипломы конкурса МА ТРИЗ могут быть представлены в экзаменационные комиссии ВУЗов. Участие в конкурсах МА ТРИЗ учитывается при рассмотрении документов на сертификацию специалистов по ТРИЗ. Победители конкурса получат возможность бесплатной аттестации в МА ТРИЗ.
Представленные на конкурс работы не резецируются и не возвращаются.

Конкурсная комиссия
В конкурсную комиссию входят Рубин М.С. (председатель), Рубина Н.В., Степанчикова М.А. По мере необходимости могут быть привлечены и другие специалисты.

Адрес Оргкомитета
185031 Карелия г. Петрозаводск, а/я 134, Рубиной Наталии Викторовне.
Информационная поддержка:
Тел/факс: 8-(814-2)-76-21-65 (Общественная организация "ТРИЗ-Карелия")
E-mail: martiz@karelia.ru ИНТЕРНЕТ: http://matriz.ru
Приложение 2. Задания конкурса по решению творческих задач "ТРИЗ-2005".
При подготовке заданий были использованы рекомендации Ю.П. Саламатова, Ю.С. Мурашковского. Использованы задания, отобранные во время проведения конкурса "ТРИЗ-2004".

1. Дошкольники
1. Из русских народных сказок всем известно, что Баба Яга жила в избушке на курьих ножках. Избушке можно было скомандовать: "Повернись к лесу задом, ко мне передом!" И избушка поворачивалась!…
Вопросы:
- почему для такой поворачивающейся избушки придумали опору в виде именно "курьих ножек"?
- можно ли "курьи ножки" заменить другим (сказочным или реальным) видом опоры? Но чтобы избушка также поворачивалась по нашему желанию.
- добавьте что-то такое же сказочное к "избушке на курьих ножках" для более удобной жизни Бабы Яги.
Ответы поясните рисунками или схемами.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

2. В маленьких городках тоже нужны больницы. Современная больница не может уже быть домиком, в котором и перевязывают пальчик, и делают операции на сердце, и принимают роды. Нужны современные палаты, современные операционные, снабженные современной техникой... Больница должна быть большой! Но такая больница не вписывается в архитектурный образ маленького городка - одноэтажного, черепичного.
Как обеспечить необходимый объем больницы, не разрушая архитектурного образа городка?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия).

3. Часто можно наблюдать картину, когда собака, вернувшись после прогулки, скребется в дверь хозяйского дома или ждет, когда кто-нибудь из прохожих поможет ей открыть дверь. Можно ли помочь собакам возвращаться к себе домой? Как это сделать?

2. 1-4 классы
1. Из русских народных сказок всем известно, что Баба Яга жила в избушке на курьих ножках. Избушке можно было скомандовать: "Повернись к лесу задом, ко мне передом!" И избушка поворачивалась!…
Вопросы:
- почему для такой поворачивающейся избушки придумали опору в виде именно "курьих ножек"?
- можно ли "курьи ножки" заменить другим (сказочным или реальным) видом опоры? Но чтобы избушка также поворачивалась по нашему желанию.
- добавьте что-то такое же сказочное к "избушке на курьих ножках" для более удобной жизни Бабы Яги.
Ответы поясните рисунками или схемами.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

2. Дом состоит из нескольких основных элементов: крыша, стены, пол, потолок, окна, двери, отопление, мебель. При желании можете уточнить этот список. Используя приемы фантазирования (объединить-разъединить, наоборот, ускорить-замедлить, оживление, сделать динамичным, сделать статичным, переместить во времени, переместить в пространстве и т.д.), измените одну или несколько составляющих дома. Опишите фантастический дом. Что хорошего и что плохого в таком доме? Придумайте небольшую фантастическую историю об этом доме.

3. Представьте себе, что ваш дом увеличился в 10 раз. Какие положительные последствия в этом случае произойдут? Чем такой дом будет лучше? Какие отрицательные последствия при этом возникнут? Сколько составит, например, плата за такой дом? Как превратить отрицательные последствия в положительные? Как изменится конструкция дома, что новое может появиться в доме? Сделайте описание или рисунок такого дома.
Представьте теперь, что ваш дом увеличился не в 10, а в 100 раз…

4. В маленьких городках тоже нужны больницы. Современная больница не может уже быть домиком, в котором и перевязывают пальчик, и делают операции на сердце, и принимают роды. Нужны современные палаты, современные операционные, снабженные современной техникой... Больница должна быть большой! Но такая больница не вписывается в архитектурный образ маленького городка - одноэтажного, черепичного.
Как обеспечить необходимый объем больницы, не разрушая архитектурного образа городка?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия).

5. В полностью застроенном районе новый дом строить негде, но есть возможность сделать пристройку к старому дому. Старый дом построен в стиле 60-х годов ХХ века - коробка без декоративных элементов, с гладким фасадом, с параллельными рядами окон. Сделать пристройку в том же стиле - несовременно, изменить стиль - здание будет состоять из двух контрастирующих частей, а это выглядит некрасиво.
Как должна выглядеть пристройка, чтобы быть достаточно современной, но не контрастировать с основным зданием?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия).

6. Здание правительства - тоже здание. В современной стране оно должно выглядеть современно. Но с другой стороны, оно должно отражать особенности самой страны.
Представьте себе, что вы проектируете здание правительства современной арабской страны. Современный силуэт государственных зданий - прямолинейный, с квадратными плоскостями и прямыми углами. Но окружающая арабская архитектура имеет извилистые замысловатые контуры, чем-то напоминающими арабский алфавит.
Как сделать внешний вид здания традиционно арабским, но вполне современным?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия).

7. Часто можно наблюдать картину, когда собака, вернувшись после прогулки, скребется в дверь хозяйского дома или ждет, когда кто-нибудь из прохожих поможет ей открыть дверь. Можно ли помочь собакам возвращаться к себе домой? Как это сделать?

3. 5-8 классы.
1. Ритм жителей юга особенно в летнее время во многом определяется лучами жаркого солнца. С утра они стараются быть в теневой части дома, а к вечеру перемещаются в комнаты, которые с утра заливались солнцем. Как избежать этой проблемы? Какие можно предложить способы, позволяющие избегать неравномерности температуры в доме? Предложите не менее трех различных вариантов решения этой проблемы.

2. По имеющимся нормам, в городах с населением более 1 млн. жителей необходимо строить метро. Без этого невозможно решить транспортные проблемы города. Однако хорошо известно, что в древности существовали миллионные города (например, Вавилон или древний Рим), в которых транспортные проблемы не возникали. Эти города легко можно было обойти пешком, городского транспорта в нашем понимании вообще не было. Проанализируйте причины такой ситуации. Чем древние города отличаются от современных? Как отразилось это на функциях дома? Чем дом в древнем городе отличается от дома в современном городе?

3. Принято считать, что дом, в первую очередь, обеспечивает жизнь людей: защиту, отдых, общение и т.д. Но дом - это и место, в котором выполняются самые различные работы: приготовление еды, выращивание цветов, шитье и т.д. Перечислите, какие профессии реализуются в домах. Какие работы можно было бы выполнять дома? Какие проблемы при этом возникают? Как эти проблемы можно решать?

4. "Мой дом - моя крепость". Для Сванетии (Грузия) этот лозунг имел не переносный, а прямой смысл. Дома-крепости в Сванетии могли выдерживать многомесячную осаду, обеспечивая его жителей всем необходимым. Современные орбитальные станции тоже во многом не зависят от внешней среды, позволяя космонавтам многие месяцы обходиться имеющимися запасами.
Чем ваш дом отличается от орбитальной станции в космосе? Что вы или ваши родители приносят домой? Что вы получаете от города, в котором живете, от улицы, на которой расположен ваш дом? Попытайтесь сделать достаточно детальный список. Можно ли уменьшить зависимость вашего дома от внешней среды? Какие при этом возникают задачи? Как их можно решить?

5. Практически в каждом доме имеются батареи центрального отопления, которые регулярно включаются на зимнее время. Однако мало кто обращает внимание на то, что в летнее время эти батареи не используются. Предложите, как они могут быть использованы, когда отопление дома не требуется.
В действительности кроме системы отопления в доме имеется достаточно много и других предметов и систем, которые используются относительно редко: вентилятор, пылесос, кондиционер, шкафы, осветительные приборы, ванна и т.д. Подготовьте список мебели, бытовой техники и других элементов домашнего быта, которые используются не эффективно. Как можно было бы повысить эффективность их использования. Попытайтесь, используя принципы непрерывности полезного действия, принцип универсальности, принцип объединения, принцип матрешки изобрести новую мебель или другие предметы вашего дома.

6. Дома должны строиться быстро, иначе невозможно обеспечить жильем растущее население. Это возможно только при помощи так называемого типового строительства - стройка ведется по одинаковым проектам в "конвейерном" режиме. Но район из таких стандартных домов будет серым, однообразным и удручающе некрасивым. Попытки высаживать между домами деревья не дали результата - деревья теряются среди одинаковых стандартных зданий.
Как сделать район красивым, не теряя преимуществ типового строительства?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия).

7. Вентилятор, как известно, не охлаждает воздух, а только перемешивает его, отгоняя от тела нагретый воздух. Чем выше температура в комнате, тем сильнее надо отгонять воздух. Можно делать это и не увеличивая скорость вращения вентилятора. Достаточно увеличить наклон лопастей. Чем выше температура, тем больше должен быть наклон. Но не переналаживать же вентилятор при малейшем изменении температуры. Ставить автоматику тоже невыгодно - вентилятор - простое и поэтому дешевое устройство.
Как обеспечить нужный наклон лопастей при любой температуре?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

8. В Москве на Лермонтовской площади строили высотное здание. По проекту нижний этаж здания - выход из метро. Обычно в таких случаях сперва строят станцию метро, затем укрепляют грунт, а после этого надстраивают остальную часть здания. Но в данном случае построить нужно было очень быстро. Поэтому предложили строить станцию метро и здание одновременно. А грунт замораживать, чтобы он не мешал строительству фундамента здания. Но расчеты показали, что после размораживания грунт обязательно просядет и здание наклонится.
Как же построить и станцию, и здание быстро и без наклонов?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

9. Пылесос хорошо втягивает пыль с ровных поверхностей. С неровных и ворсистых поверхностей (ковры, утепленные покрытия и т.п. пыль всасывается плохо. Поэтому к наконечнику пылесоса добавили щетку. Но чтобы щетка снимала пыль, ею приходится долго и с усилием водить туда-сюда. Вот если бы щетка еще и вращалась...
Для этого пришлось на щетку ставить дополнительный двигатель. Пылесос стал тяжелым и дорогим, увеличился и расход электроэнергии.
Как сделать легкий и дешевый пылесос с вращающейся щеткой?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

10. Постепенно от парового центрального отопления мир переходит к индивидуальному электрическому. Для этого в стены дома вмонтируют нагревательные электрические панели. Их нагрев можно регулировать.
Но у таких панелей есть существенный недостаток. Они хорошо прогревают воздух только у самых стен. В середине комнаты заметно холоднее. Если увеличить нагрев, то в середине станет тепло, но по краям будет просто жара.
Как обеспечить равномерный прогрев комнаты?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

11. Предложите конструкцию дома для севера. Решите следующие вопросы:
- Кирпичные стены у нас делают очень толстые, чтобы не промерзали зимой, а по прочности они должны быть гораздо тоньше и , соответственно, были бы намного дешевле. Получается, что зимой стены должны быть толстыми, а летом - могут быть и тонкими. Можно ли придумать такие стены?
- На севере много холода, снега, отходов древесины. Предложите варианты использования этих (и других) местных ресурсов для строительства домов. Не забывайте, что везде есть воздух, вода и земля, можете и их использовать.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

12. Крыши домов покрывают шифером, металлическими листами, черепицей и т.д. Если материал уже выбран, то цветовая окраска крыши много лет остаётся неизменной. А человеку надоедает однообразие, хорошо бы изменять цвет крыши время от времени. Перекрашивать? Но это дорого и опасно - работа на высоте. Предложите идею, как крыша САМА меняет свой цвет.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

13. Самый распространенный летний душ - обыкновенная бочка, установленная на крыше. Так как сливное отверстие находится снизу, то в разбрызгиватель попадает сначала холодная вода (из нижних слоев). Как сделать так, чтобы в разбрызгиватель постоянно поступала теплая вода из верхних слоев?
(Автор задания Шурыгина Юлия, п. Белореченский, Иркутской обл.)

14. Труба отопления дала течь. Тугой струей вода бьет в комнату. Как, не дожидаясь аварийной службы, самому устранить течь?
(Автор задания Шурыгина Юлия, п. Белореченский, Иркутской обл.)

4. 9-11 классы.
1. Практически в каждом доме имеются батареи центрального отопления, которые регулярно включаются на зимнее время. Однако мало кто обращает внимание на то, что в летнее время эти батареи не используются. Предложите, как они могут быть использованы, когда отопление дома не требуется.
В действительности кроме системы отопления в доме имеется достаточно много и других предметов и систем, которые используются относительно редко: вентилятор, пылесос, кондиционер, шкафы, осветительные приборы, ванна и т.д. Подготовьте список мебели, бытовой техники и других элементов домашнего быта, которые используются не эффективно. Как можно было бы повысить эффективность их использования. Попытайтесь, используя принципы непрерывности полезного действия, принцип универсальности, принцип объединения, принцип матрешки изобрести новую мебель или другие предметы вашего дома.

2. По имеющимся нормам, в городах с населением более 1 млн. жителей необходимо строить метро. Без этого невозможно решить транспортные проблемы города. Однако хорошо известно, что в древности существовали миллионные города (например, Вавилон или древний Рим), в которых транспортные проблемы не возникали. Эти города легко можно было обойти пешком, городского транспорта в нашем понимании вообще не было. Проанализируйте причины такой ситуации. Чем древние города отличаются от современных? Как отразилось это на функциях дома? Чем дом в древнем городе отличается от дома в современном городе?

3. Принято считать, что дом, в первую очередь, обеспечивает жизнь людей: защиту, отдых, общение и т.д. Но дом - это и место, в котором выполняются самые различные работы: приготовление еды, выращивание цветов, шитье и т.д. Перечислите, какие профессии реализуются в домах. Какие работы можно было бы выполнять дома? Какие проблемы при этом возникают? Как эти проблемы можно решать?

4. Для домов характерны специальные комнаты: кухня, спальня, столовая. В некоторых домах отдельно делают мастерские, спортивную комнату или бассейн. Известно, что Петр I по индивидуальному заказу приобретал себе секретер. Сейчас по индивидуальному заказу могут изготовить кресла, кровать и другую мебель. Используя приемы "местного качества", "периодического действия", "дробления", "вынесения", "дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности" предложите идею нового дома, мебели или бытовой техники.

5. Мы давно привыкли к бесконечным заклинаниям о необходимости обеспечения домов чистой водой. Между тем именно сточные, канализационные воды становятся основной причиной загрязнения водоемов. В Европейском союзе становятся популярными экономические меры борьбы с загрязнением окружающей среды. Например, стоимость сточных вод сделали в 10 раз дороже стоимости чистой воды. К каким изобретением это может привести? Как минимизировать количество сточных вод в доме?

6. Пещеры, землянки, деревянные срубы - от элементарных жилищ дом превращается в сложную постоянно развивающуюся систему. Подготовьте картотеку различных домов. Какие тенденции в развитии дома можно выделить? Проиллюстрируйте законы развития технических систем на примере развития дома. Сформулируйте требования к идеальному дому.

7. В разной местности строятся дома разной архитектуры. Построить дом под водой или на орбитальной станции - самостоятельные научно-технические проблемы, которые содержат комплекс различных задач. Предложите идею проекта дома на Луне. Каким он может быть? Как он изменится относительно домов на Земле? Из чего он будет построен? Какие задачи возникают?

8. Исследователи университета Пенсильвании (США) изобрели унитаз, который вырабатывает электричество.
Составьте список что, на ваш взгляд, уходит из дома бесполезно. Что из этого можно было бы использовать для дома? Какие устройства вы могли бы для этого предложить?

9. Идея "умных" домов принадлежит американской ассоциации Internet Home Alliance Group. Аналогичный проект имеется в Южной Корее. Главным содержанием работы Института инновационного проектирования (г. Красноярск) в 2004-2005 годах будет семейство проектов под общим названием "Разработка автономного энергоактивного индивидуального жилого дома" с постепенным переходом к проекту дома в стиле I-Home с полным набором инженерных систем жизнеобеспечения. Проект "Onstar at Home" направлен на то, чтобы создать новый стиль виртуальной жизни. Проект предполагает управление домом на расстоянии через телефон, интернет и т.д. Из своего автомобиля или офиса можно будет не только включить утюг или разогреть ужин, но и подготовить ванну с горячей водой, сменить воду в бассейне, пропылесосить полы, поймать вора…
Управление домом на расстоянии или "лежа на диване" давнишняя мечта фантастов. Что на ваш взгляд необходимо автоматизировать в доме в первую очередь? Какие задачи при этом необходимо решить? Приведите примеры автоматизации в доме, которые используются уже в наши дни. Напишите небольшой рассказ о доме-автомате. Какие негативные последствия создания "умного" дома вы предвидите?

10. К домам, особенно высотным, предъявляется множество технических и экономических требований. Они должны быть недорогими, должны хорошо выдерживать ветер, перепады температур между летом и зимой. Кроме того, в сейсмоактивных районах планеты дома должны выдерживать большие горизонтальные нагрузки, возникающие при землетрясениях.
Почти всем этим требованиям соответствует так называемый монолитный железобетон. Его изготавливают прямо на стройке. Строят опалубку, кладут в нее арматуру, заливают раствором, затем поднимают опалубку повыше и снова кладут арматуру и заливают раствором. И так, пока не вырастет большая монолитная конструкция. Это недорого, монолитный железобетон хорошо держит горизонтальные нагрузки.
Но таким способом можно строить здания с одним внутренним помещением. Там же, где нужны этажи, такой способ не годится. Нужно останавливать строительство, класть перекрытия, снова строить опалубку... Этажные дома лучше строить из сборных конструкций - панелей, соединяемых сваркой. Такие конструкции строятся быстрее, чем монолитные, но плохо держат горизонтальную нагрузку.
Известны и гибридные здания, в которых центральный ствол из монолитного железобетона окружен сборными этажами, приваренными к стволу. Но этажи вокруг ствола опять образуют жесткую конструкцию, которая сводит на нет все преимущества монолитного ствола.
Как же построить высотное здание быстро, недорого, и чтобы оно выдерживало большие горизонтальные нагрузки?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

11. Для снижения потерь тепла сквозь окна жилых помещений в Германии изобрели два вида штор с односторонне проницаемой пленкой. Она пропускает тепло только в одну сторону. Зимние шторы пропускают тепло снаружи, но не выпускают изнутри. Летние, наоборот, выпускают тепло изнутри, но не пропускают снаружи. Весной и осенью шторы нужно менять.
Спрогнозируйте следующее изобретение в этой области.
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

12. При прокладке водопровода и канализации трубы соединяют муфтами. Это короткая труба с диаметром чуть большим, чем у основных труб. В муфту вставляют концы соединяемых труб и сваривают или стягивают специальными зажимами. Со временем в местах соединения труб с муфтой возникают течи. Приходится выкапывать трубы, сваривать заново или сильнее затягивать зажимы. Герметичность труб нарушается еще больше.
Как обеспечить надолго герметичность соединения труб?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

13. Предложите конструкцию дома для севера. Решите следующие вопросы:
- Кирпичные стены у нас делают очень толстые, чтобы не промерзали зимой, а по прочности они должны быть гораздо тоньше и , соответственно, были бы намного дешевле. Получается, что зимой стены должны быть толстыми, а летом - могут быть и тонкими. Можно ли придумать такие стены?
- На севере много холода, снега, отходов древесины. Предложите варианты использования этих (и других) местных ресурсов для строительства домов. Не забывайте, что везде есть воздух, вода и земля, можете и их использовать.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

14. Самый распространенный летний душ - обыкновенная бочка, установленная на крыше. Так как сливное отверстие находится снизу, то в разбрызгиватель попадает сначала холодная вода (из нижних слоев). Как сделать так, чтобы в разбрызгиватель постоянно поступала теплая вода из верхних слоев?
(Автор задания Шурыгина Юлия, п. Белореченский, Иркутской обл.)

15. Мы продолжаем принимать задания по теме "Дом". Это могут быть и проекты, выполненные с помощью методов ТРИЗ так или иначе связанные с домом, бытовой техникой и мебелью.
Кроме того, на конкурс принимаются проекты и задания, выполненные не по теме конкурса "ТРИЗ-2005".

5. Студенты
1. Практически в каждом доме имеются батареи центрального отопления, которые регулярно включаются на зимнее время. Однако мало кто обращает внимание на то, что в летнее время эти батареи не используются. Предложите, как они могут быть использованы, когда отопление дома не требуется.
В действительности кроме системы отопления в доме имеется достаточно много и других предметов и систем, которые используются относительно редко: вентилятор, пылесос, кондиционер, шкафы, осветительные приборы, ванна и т.д. Подготовьте список мебели, бытовой техники и других элементов домашнего быта, которые используются не эффективно. Как можно было бы повысить эффективность их использования. Попытайтесь, используя принципы непрерывности полезного действия, принцип универсальности, принцип объединения, принцип матрешки изобрести новую мебель или другие предметы вашего дома.

2. По имеющимся нормам, в городах с населением более 1 млн. жителей необходимо строить метро. Без этого невозможно решить транспортные проблемы города. Однако хорошо известно, что в древности существовали миллионные города (например, Вавилон или древний Рим), в которых транспортные проблемы не возникали. Эти города легко можно было обойти пешком, городского транспорта в нашем понимании вообще не было. Проанализируйте причины такой ситуации. Чем древние города отличаются от современных? Как отразилось это на функциях дома? Чем дом в древнем городе отличается от дома в современном городе?

3. Принято считать, что дом, в первую очередь, обеспечивает жизнь людей: защиту, отдых, общение и т.д. Но дом - это и место, в котором выполняются самые различные работы: приготовление еды, выращивание цветов, шитье и т.д. Перечислите, какие профессии реализуются в домах. Какие работы можно было бы выполнять дома? Какие проблемы при этом возникают? Как эти проблемы можно решать?

4. Для домов характерны специальные комнаты: кухня, спальня, столовая. В некоторых домах отдельно делают мастерские, спортивную комнату или бассейн. Известно, что Петр I по индивидуальному заказу приобретал себе секретер. Сейчас по индивидуальному заказу могут изготовить кресла, кровать и другую мебель. Используя приемы "местного качества", "периодического действия", "дробления", "вынесения", "дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности" предложите идею нового дома, мебели или бытовой техники.

5. Мы давно привыкли к бесконечным заклинаниям о необходимости обеспечения домов чистой водой. Между тем именно сточные, канализационные воды становятся основной причиной загрязнения водоемов. В Европейском союзе становятся популярными экономические меры борьбы с загрязнением окружающей среды. Например, стоимость сточных вод сделали в 10 раз дороже стоимости чистой воды. К каким изобретением это может привести? Как минимизировать количество сточных вод в доме?

6. Пещеры, землянки, деревянные срубы - от элементарных жилищ дом превращается в сложную постоянно развивающуюся систему. Подготовьте картотеку различных домов. Какие тенденции в развитии дома можно выделить? Проиллюстрируйте законы развития технических систем на примере развития дома. Сформулируйте требования к идеальному дому.

7. В разной местности строятся дома разной архитектуры. Построить дом под водой или на орбитальной станции - самостоятельные научно-технические проблемы, которые содержат комплекс различных задач. Предложите идею проекта дома на Луне. Каким он может быть? Как он изменится относительно домов на Земле? Из чего он будет построен? Какие задачи возникают?

8. Исследователи университета Пенсильвании (США) изобрели унитаз, который вырабатывает электричество.
Составьте список что, на ваш взгляд, уходит из дома бесполезно. Что из этого можно было бы использовать для дома? Какие устройства вы могли бы для этого предложить?

9. Идея "умных" домов принадлежит американской ассоциации Internet Home Alliance Group. Аналогичный проект имеется в Южной Корее. Главным содержанием работы Института инновационного проектирования (г. Красноярск) в 2004-2005 годах будет семейство проектов под общим названием "Разработка автономного энергоактивного индивидуального жилого дома" с постепенным переходом к проекту дома в стиле I-Home с полным набором инженерных систем жизнеобеспечения. Проект "Onstar at Home" направлен на то, чтобы создать новый стиль виртуальной жизни. Проект предполагает управление домом на расстоянии через телефон, интернет и т.д. Из своего автомобиля или офиса можно будет не только включить утюг или разогреть ужин, но и подготовить ванну с горячей водой, сменить воду в бассейне, пропылесосить полы, поймать вора…
Управление домом на расстоянии или "лежа на диване" давнишняя мечта фантастов. Что на ваш взгляд необходимо автоматизировать в доме в первую очередь? Какие задачи при этом необходимо решить? Приведите примеры автоматизации в доме, которые используются уже в наши дни. Напишите небольшой рассказ о доме-автомате. Какие негативные последствия создания "умного" дома вы предвидите?

10. К домам, особенно высотным, предъявляется множество технических и экономических требований. Они должны быть недорогими, должны хорошо выдерживать ветер, перепады температур между летом и зимой. Кроме того, в сейсмоактивных районах планеты дома должны выдерживать большие горизонтальные нагрузки, возникающие при землетрясениях.
Почти всем этим требованиям соответствует так называемый монолитный железобетон. Его изготавливают прямо на стройке. Строят опалубку, кладут в нее арматуру, заливают раствором, затем поднимают опалубку повыше и снова кладут арматуру и заливают раствором. И так, пока не вырастет большая монолитная конструкция. Это недорого, монолитный железобетон хорошо держит горизонтальные нагрузки.
Но таким способом можно строить здания с одним внутренним помещением. Там же, где нужны этажи, такой способ не годится. Нужно останавливать строительство, класть перекрытия, снова строить опалубку... Этажные дома лучше строить из сборных конструкций - панелей, соединяемых сваркой. Такие конструкции строятся быстрее, чем монолитные, но плохо держат горизонтальную нагрузку.
Известны и гибридные здания, в которых центральный ствол из монолитного железобетона окружен сборными этажами, приваренными к стволу. Но этажи вокруг ствола опять образуют жесткую конструкцию, которая сводит на нет все преимущества монолитного ствола.
Как же построить высотное здание быстро, недорого, и чтобы оно выдерживало большие горизонтальные нагрузки?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

11. Для снижения потерь тепла сквозь окна жилых помещений в Германии изобрели два вида штор с односторонне проницаемой пленкой. Она пропускает тепло только в одну сторону. Зимние шторы пропускают тепло снаружи, но не выпускают изнутри. Летние, наоборот, выпускают тепло изнутри, но не пропускают снаружи. Весной и осенью шторы нужно менять.
Спрогнозируйте следующее изобретение в этой области.
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

12. При прокладке водопровода и канализации трубы соединяют муфтами. Это короткая труба с диаметром чуть большим, чем у основных труб. В муфту вставляют концы соединяемых труб и сваривают или стягивают специальными зажимами. Со временем в местах соединения труб с муфтой возникают течи. Приходится выкапывать трубы, сваривать заново или сильнее затягивать зажимы. Герметичность труб нарушается еще больше.
Как обеспечить надолго герметичность соединения труб?
(Из картотеки Мурашковского Ю.С., Латвия)

13. Предложите конструкцию дома для севера. Решите следующие вопросы:
- Кирпичные стены у нас делают очень толстые, чтобы не промерзали зимой, а по прочности они должны быть гораздо тоньше и , соответственно, были бы намного дешевле. Получается, что зимой стены должны быть толстыми, а летом - могут быть и тонкими. Можно ли придумать такие стены?
- На севере много холода, снега, отходов древесины. Предложите варианты использования этих (и других) местных ресурсов для строительства домов. Не забывайте, что везде есть воздух, вода и земля, можете и их использовать.
(Автор задания Бояркина В.И., г. Усть-Илимск)

14. Самый распространенный летний душ - обыкновенная бочка, установленная на крыше. Так как сливное отверстие находится снизу, то в разбрызгиватель попадает сначала холодная вода (из нижних слоев). Как сделать так, чтобы в разбрызгиватель постоянно поступала теплая вода из верхних слоев?
(Автор задания Шурыгина Юлия, п. Белореченский, Иркутской обл.)

15. Мы продолжаем принимать задания по теме "Дом". Это могут быть и проекты, выполненные с помощью методов ТРИЗ так или иначе связанные с домом, бытовой техникой и мебелью.
Кроме того, на конкурс принимаются проекты и задания, выполненные не по теме конкурса "ТРИЗ-2005".

6. Преподаватели
Мы продолжаем принимать задания по теме "Дом". Это могут быть и проекты, выполненные с помощью методов ТРИЗ так или иначе связанные с домом, бытовой техникой и мебелью.
Кроме того, на конкурс принимаются проекты и задания, выполненные не по теме конкурса "ТРИЗ-2005".

Выходные данные Вестника

Редактор официального Вестника МАТРИЗ - В. Тимохов, член Президиума и вице-президент МАТРИЗ. tim@trizland.ru
Перевод на английский - Влад Семенов.
Редактор английской версии Вестника - Марк Баркан.
Вестник выпускается при поддержке фирмы ООО "Излабс" и проекта http://www.trizland.ru

Благодарим всех коллег за присылаемую информацию.
Просим Вас также участвовать в выпуске Вестника - присылайте свою информацию новости, предложения по развитию Вестника и сайта МАТРИЗ. Мы надеемся на Вашу поддержку и помощь.

Следующий очередной выпуск Вестника 15 Марта 2005 г

Как подписаться

Архив рассылок и управление подпиской:
http://matriz.ru
http://www.trizland.ru/trizba.php?id=159


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.vestnik
Отписаться

В избранное