Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 59 Новости, о деселерации, о Дельфийском оракуле

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 59
29 июля-4 августа 2002 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Подковать голос, разобраться в личной жизни звезд, найти, как в голову забирается страх, заставить бактерии жить "за стеклом", клонировать себе бифштекс получше - вот краткий список научных деяний на сегодня. Почитаем и продолжим медленно, но верно расти вниз: нас записали в деселераты!

Звезды легкого поведения
Кто боится больше всех?
Как обмануть микроба
Голос можно подковать!
Говядину забрали в клоны
Нашей страсти к шоколаду тысячи лет
Проверка третьего глаза
Мы были высоки, русоволосы...
Загадка дельфийского оракула Устами пифий вещала мать сыра земля
Открытые письма

Звезды легкого поведения

Как известно, звезды "живут" в скоплениях - группах, в которых они связаны между собой силами взаимного притяжения. Считается, что звезды одного скопления имеют совместное происхождение, близки по возрасту и химическому составу. В каждой такой семье бывает от 10 тысяч членов (относительно разреженные скопления) и больше миллиона (плотные).

В плотных звездных скоплениях два "солнца" часто образуют бинарную систему, вращаясь вокруг их общего центра масс. Некоторые звезды связаны гравитационными узами по двое и по трое. И, как обнаружили американские астрономы, эти сожительства могут образовываться и распадаться много раз за время существования звезд, то есть звезда может постоянно менять своих партнеров.

Астрономы обнаружили совершенно скандальный уровень "проституции" в космосе. В плотных звездных скоплениях звезды перелетают в другие "объятия" до шести раз за свою жизнь! Так что, замечают эксперты, выражение "звездочка моя" приобретает довольно сомнительное значение...

Кто боится больше всех?

Там, где один захлебнется в ужасе, другой едва вздрогнет... Оказывается, пугливыми мы во многом становимся по наследству: ученые из института ментального здоровья (США) открыли ген страха.
Давно известно, что за "страшные" эмоции отвечает небольшая мозговая структура с романтическим названием "амигдала".  (Этот участок мозга по форме напоминает миндаль, а миндаль по-латыни -- Amigdalus.) Когда мы пугаемся, активность в амигдале возрастает.

В эксперименте американцев разным людям показывали одни и те же картинки со страшными рожами, сканируя реакцию мозга. Выяснилось, что амигдалы реагировали более бурно у тех, кто является носителем укороченной формы одного из генов, а именно гена, участвующего в доставке серотонина.  Людей с "длинным" геном запугать было намного труднее.
Так что теперь по анализу одного гена можно определить, кого пауки страха охотнее выберут себе в жертвы.

Как обмануть микроба

Считается, что современная наука "знает в лицо" всего 10 % существующих на Земле микроорганизмов (а с точки зрения микробиолога-пессимиста, мы не знакомы аж с 99 процентами). И во многом потому, что человек не может вырастить их в питательном растворе.

Недавно ученые из Бостона опробовали новую технику, которая позволяет искать неизвестные виды бактерий. Весь фокус в том, чтобы залучить в лабораторию микробов вместе с их прибежищем. Если создать естественные условия, глупые бактерии так никогда и не узнают, что за ними подглядывают.

С помощью нового метода уже найдена парочка новых видов с пляжей Массачусетса. Для этого песчаные блоки 30х60 см вырезали на месте и помещали в аквариум с морской водой. На "искусственной родине" выросли такие колонии, какие прежде не наблюдал ни один ученый!

Голос можно подковать!

Даже самый писклявый и гнусный голос может стать благородным и мужественным, если пропустить его через изобретение японца Юджи Сато. Его "голосовая машина" -- незаменимая штука для тех, кто жаждет пробиться во власть или завоевать публику.

По образцу записанной речи машина модулирует высоту, громкость и скорость звуков, превращая невнятную "кашу" в "просто песню". Проверено на людях, которым давали прослушать улучшенные голоса ораторов.

Пока, правда, обдурить публику своим облагороженным голосом можно только в записи. Но ученый работает над системой, которая позволит преобразовывать речь в реальном времени. Готовьтесь, козлята, волки нашли себе кузнеца...

Говядину забрали в клоны

На фронте клонирования почти без перемен. Китай все так же заявляет, что наделал больше всех человеческих зародышей (в этом вопросе они первые даже в лабораториях) -- свыше 30, причем самых жизнеспособных и по "обновленной" методике.
Доктор Антинори все также подтверждает (в интервью французской "Либерасьон"), что еще до Нового года родится первый клонированный ребенок, зачатый с помощью соматической клетки отца.

А в США клонировали теленка от мертвой коровы: клетки почек были взяты на скотобойне. Так биотехнологическая компания ProLinia пыталась доказать, что клонировани -- выгодная коммерческая затея. Животноводы будущего смогут выбирать, какую мясную корову лучше воспроизвести, после того как съедят по котлете от каждой.

Нашей страсти к шоколаду тысячи лет

Шоколад - настоящий старикан. Первые индейские упоминания о нем датируют 400-м годом нашей эры. Однако анализ древнейших горшков майя делают шоколад старше еще на тысячу лет!
Найденные в Центральной Америке хорошо сохранившиеся керамические сосуды относятся примерно к 600 г. до н.э. Их выскребли до донышка, а затем полуграммовые частички подвергли хроматографическому и спектроскопическому анализу в лаборатории компании "Херши Фудс". Это оказался шоколадный напиток.

По всей видимости, предки индейцев пили горький шоколад, смешивая его с водой, кукурузой или медом. Они переливали напиток из сосуда в сосуд, чтобы шоколад пенился, и считали его подарком небес.
Кстати, само слово "шоколад" - ацтекское, "чоколатл", и означает "горькая вода". Правитель Монтесума, по преданиям, выпивал до 50 горьких чашек в день. И только после приезда в Европу шоколад стал сладким, а потом, в Швейцарии, и молочным.

Проверка третьего глаза

Сто сорок экстрасенсов настраивают свои способности перед экспериментом Эдинбургского университета. Ученые решили проверить, смогут ли "ясновидящие" увидеть заранее, какую открытку им пришлют по почте.

Каждый участник будет сидеть в отдельной шумной комнате (чтоб не отвлекался на посторонние мысли), где он должен будет вызвать в мозге изображение открытки, которую ему отправят. Затем провидцу покажут четыре картинки, из которых он выберет самую похожую на его глюк.

Ну, а проверить все это уникум сможет через два дня, когда открытка после случайной выборки компьютера упадет в его почтовый ящик.
Если в наших новостях вы не узнаете результатов эксперимента, считайте, что никто не угадал.

В рассылке использованы материалы сайтов
и журнала Spiegel

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

Мы были высоки, русоволосы...

Давно ли многие из нас всерьез и даже с некоторыми опасениями говорили об акселерации, постигшей человечество? Наши дети росли так быстро, обгоняя даже высоких пап сантиметров на 10-15, причем исключительно за счет длины ног. "С чего бы это? -- рассуждали мы. -- Радиация, автоматизация, загазованность или свинцово-ртутное отравление?"
И вот, не успело еще смениться поколение, а ученые заговорили о другой напасти. Сегодня, оказывается, наблюдается т.н. "деселерация", то есть уменьшение среднестатистического роста землян. Мы явно стали расти вниз. И стать гигантами, видно, не сможем.

Если в 70-80-е годы низкорослых людей было всего 0,5% от всего населения, то сейчас их уже в три раза больше. То есть тенденция к уменьшению роста землян совершенно очевидна. И небольшой прыжок вверх был просто случайностью.

Некоторые ученые уверены, что и древние атланты по мере развития их цивилизации становились все ниже и ниже. Чем древнее народ, тем ниже ростом. И тем больше его предания, сказки и легенды "населены" таинственными персонажами маленького роста. Это тролли, эльфы, гномики, гоблины, карлики и прочие "мелкокалиберные" существа. Да и сегодняшние сообщения исследователей аномальных явлений то и дело упоминают карликов или гномов.

К чему бы это? Может, гномы и тролли не только были, но и есть? Всегда и повсюду? Ученые во многих случаях приписывают строительство древних сооружений пигмеям. В Европе известны, например, пещеры с искусной отделкой, которым примерно 120 тысяч лет, но проходы из зала в зал так малы, что протиснуться в них сможет только ребенок.

На реке Миссисипи археолог Грейсон обнаружил обширные древние погребения пигмеев. И раскопки в Зимбабве показали, что все памятники были рассчитаны на низкорослого человечка. Австралийские аборигены утверждают, что древнейшие каменные сооружения здесь возводили карлики, когда-то заселявшие эту страну. В Полинезии найдено много древних дольменов, величественных храмов и каналов, но местное население приписывает их сооружение карликам "менехунам", которые обладали способностью к телепатии, умели менять свой облик и перемещаться по воздуху. Они боялись солнечного света и работали только ночью.

Дольмены Северного Кавказа тоже, по преданию, возведены карликами, также боявшимися дневного света. Между прочим, абхазы и мингрелы убеждены, что карлики и по сей день живут в глубине Кавказских гор.

В наши дни нет-нет да появятся сообщения, подозрительно напоминающие древние легенды. Группа монгольских школьников неподалеку от аэропорта Улан-Батора в старом карьере видела дюжину маленьких гномиков, которые тут же скрылись в громадной норе. Испаноязычная периодика пестрит рассказами о таинственных "чупакабрас" -- маленьких человекообразных существах, которых постоянно видят в Перу, на острове Пуэрто-Рико, в Бразилии, Аргентине и других местах Латинской Америки. Обнаруженные в Пуэрто-Рико "чупакабры" ростом совсем малы -- 30-35 см. У них серовато-зеленый цвет кожи, непропорционально крупная голова с жиденькими волосиками, большие глаза с вертикальным зрачком, тоненькие ручки и ножки с перепонками между пальцами. Похоже на то, что эти ластоногие могут жить и в воде, и на земле, а зеленоватый отлив их кожи показывает, что они обходятся очень небольшим количеством солнечного света.

Кстати, в 90-х годах количество сообщений о маленьких человечках пошло по нарастающей. Особенно активны наблюдатели НЛО. Они часто говорят о пилотах "тарелок" как о существах небольшого роста с непропорционально большими головами, огромными глазами, с выпуклостями вместо носа и углублениями вместо ушей. Волос на голове или нет, или есть небольшой пушок. Руки длинные и тонкие, на каждой по четыре пальца, соединенных кожистой перепонкой. Кожа серая. Шея тонкая. Согласитесь, инопланетные "серые карлики" очень сильно смахивают на серо-зеленых "чупакабрас". И родство с древними гномами просматривается невооруженным глазом.

Видно, следует допустить одно из двух. Либо все эти существа -- инопланетный "десант", и на Земле у них с древних времен есть свои постоянно действующие "базы". Либо все они давным-давно живут рядом с нами и среди нас. Более того, они и есть мы. Та часть человечества, которая уже прошла полный курс деселерации. И теперь живет своей тихой тайной жизнью, стараясь пореже попадаться на глаза высоченным, шумным и очень опасным сородичам.

Валентина БОГОМОЛОВА

Загадка дельфийского оракула
Устами пифий вещала мать сыра земля

На протяжении по меньшей мере двенадцати столетий оракул в Дельфах от имени богов давал советы правителям, гражданам и философам по всем вопросам, начиная от половой жизни и заканчивая государственными делами. Оракулом всегда являлась женщина (пифия), в состоянии транса изрекавшая божественные ответы на вопросы просителей.

Однако ученые с сомнением отнеслись к пояснениям древних греков касательно источника вдохновения пифии -- им считались пары, поднимающиеся из-под плит храма. Ведь ни подземной расщелины, ни иного возможного источника интоксикации найдено не было. Так и порешили: эти таинственные испарения -- такой же миф, как и многое прочее, что рассказывают об этом святилище.

Но недавно коллектив ученых обнаружил достаточно доказательств, чтобы предположить, что древние были совершенно правы. Выяснилось, что в подземной нефтеносной породе присутствуют две трещины, которые пересекаются точно под руинами храма, благодаря чему химические продукты могли просачиваться вверх, на поверхность, и вызывать видения. Теперь ученые полагают, что оракул, скорее всего, находился под воздействием этилена -- газа с приятным запахом, одно время применявшегося в качестве анестезирующего средства. В малых дозах он вызывает чувство эйфории.

Само религиозное святилище было основано около 1200 года до н.э. на склоне горы Парнас близ Коринфского залива. Первоначально оно было посвящено Гее, богине. Со временем на этом месте возвели храм, который стал главным святилищем древних греков. Его посвятили Аполлону, богу пророчеств. Предсказания, зачастую бессвязные, изрекались от его имени и имели большое влияние на ход земных дел.

Перед тем как изречь пророчество, пифия спускалась к бассейну, вдыхала там священные пары и жевала листья лавра, дерева Аполлона. Затем она начинала вещать, а ее боговдохновенные, зачастую туманные слова истолковывались и записывались жрецами. По другим свидетельствам, пифия общалась с просителями напрямую.

С расцветом христианства храм пришел в упадок. римский император Юлиан Отступник пытался восстановить его в четвертом веке нашей эры, но оказалось, что сила оракула исчезла.
Французские археологи начали раскопки храма в 1892 году и дошли до самого его основания. Никаких разломов или больших трещин не было найдено. Посетивший Дельфы в 1904 году английский ученый А.П. Опп авторитетно заявил, что древние представления о "священных парах" -- результат мифа, ошибки или даже обмана. А в 1950 году французский археолог Пьер Амандри, проведя дополнительные раскопки, заявил, что в этом регионе отсутствуют следы вулканической активности и земля, стало быть, не способна источать дурманящие пары.
Понадобилось еще полвека, чтобы устоявшееся мнение вновь подвергнуть пересмотру...

В.Б.

Открытые письма

Как обычно, на отзывы приходят отзывы. С одного раза догадайтесь, о чем. Верно. Все в трех словах одного из читателей: Матриархат... Дискриминация... Эмансипация...
Знакомьтесь.

Выпуск № 52 Открытые письма о "Земле без женщин"
Боже мой, бедные мужчины! Как же вы напугали их своей статьей, что они так сразу кинулись нападать на вас (читай -- защищаться!). Все бы им поспорить да доказать свою точку зрения, мол "в споре рождается истина" и все такое, любители поговорить о высоком. По "Культуре" тоже передача была про то, что может ли женщина создавать шедевры или только в редких случаях, а большинство гениев -- мужчины. Даже смешно было слушать обсуждение. О чем вообще такие разговоры? Что и кому мужчины доказывают? Что они самые сильные и умные -- конечно! Лучше женщин -- естественно! Да кто же спорит! Все согласны, все их любят, за ними ухаживают, кормят, поят, обстирывают, слушают их раскрыв рот, воспитывают их детей и т.д. и т.п. Чего опять не так-то? Что услышали точку зрения, отличную от их собственной? И ведь даже не спорил с ними никто, просто привели несколько фактов, а сколько шуму сразу, сколько эмоций... Как будто на избалованного ребенка, которого все только хвалили, вдруг хмуро посмотрела мама, и он сразу растерялся и расплакался. Какие же они смешные, эти мужчины...
Нина

Матриархат...
Дискриминация, эмансипация...
Не могу сказать, что меня бесит мысль о возможности, что где-то будет править женщина...
Почему бы и нет? Конечно, психология различна, но мне кажется, это на фоне общества ничего не значит совсем...
Да и вообще было ли когда-то полное подчинение женщин мужчинам и наоборот? Да никогда, такое просто невозможно.
Можно сколько угодно убеждать себя, что мужчины то, мужчины се, или что женщины намного умней. Каждый человек -- человек в первую очередь, а потом уже все остальное...
Александр

Прочитав рассылку о женщинах, я не собирался писать письмо, но когда в последней рассылке я увидел серию отзывов на тему феминизма, то решил тоже высказать свое мнение. Точнее, оно было высказано раньше.
Давно я написал "Письмо женщинам" --
http://yakushev.da.ru/literat/pj.htm -- а не так давно утопический рассказ "Женский праздник"
Андрей Якушев

Не кажется ли уважаемому автору "Земли без женщин", что покинуть Землю не так просто с разных точек зрения? Способными сделать это скорее всего окажутся не все женщины, а лишь наиболее непримиримая часть. Поэтому отменять описанные в статье профессии несколько поспешно. Даже более того, все может оказаться еще хуже: в результате этой акции мужчины могут лишиться "врага номер один". Может быть, сначала нужно каким-то образом воспитать (или перевоспитать) поколение женщин с требуемыми качествами? А может быть, на вопрос нужно взглянуть шире, и тогда окажется, что основной враг для "абсолютно не прощающих, неуязвимых и непреклонных" -- их несознательные товарки?
Alexander

Как-то не раскачала меня сама статья до того, чтобы черкануть пару строк. И только отклики (судя по градусу, их было много) подвигли.
Хоть с биологической, хоть с социальной, хоть почти с любой другой точки зрения мужчина женщине -- ни к чему. В самом деле, что такого есть в мужчине (кроме спермы и некоторых анатомических отличий), без чего человеческий род (пусть и представленный только одним женским полом) вымер бы? Да ничего. Последним "бастионом" мужчин остается размножение (необходимость присутствия разнополых особей). Но достижения науки (замечу, по иронии -- в основном -- мужской по составу) неотвратимо отнимают у нас и этот козырь. Так что статья лишь озвучила очевидные тенденции.
Однако же... По прочтении статьи я попробовал представить себе планету без мужчин. Начал со своего офиса. Ни одного мужчины -- только женщины. Директор (пардон, директриса), инженерши, бухгалтерши... Выходишь в коридор -- там тоже только женщины. На улицу -- тоже. В городском транспорте, в частных авто... Все куда-то едут, идут... Куда? У женщины нашего -- пока еще с мужчинами -- мира всегда есть мужчина: если проследить ее дневную траекторию движения, то она непременно будет вращаться вокруг мужчин(ы). Даже конченые (почему, собственно, "даже"?) -- в первую очередь -- феминистки отсчитывают свою жизнь относительно мужчин. И вдруг этой точки отсчета не станет. Ну хорошо, не вдруг. Постепенно. Но чем заменить? Тезис о стремлении к самоутверждению без учета мнения мужчин, предложенный в статье, не выдерживает никакой критики. Что, можно себе представить изолированную от мира сотню женщин, красящих ногти, вызывающе одевающихся и борющихся за высокое положение на социальной лестнице только для утверждения в глазах 99 других и себя сотой (а не в глазах мужчин)?
Ну не знаю...
Единственно реальной судьбой этой сотни я лично вижу полную деградацию до уровня однополых существ (кои присутствуют в нашей фауне), вяло и уныло ковыряющих землю в поисках червяков, чтобы не умереть с голоду (да и только). Бог сотворил женщину в помощь человеку. Так что, дорогие сыночки, не беспокойтесь -- мамочки нас, пугливых и трепетных, уберегут.
Олег

С уважением ко всем мнениям,
ваша сознательная товарка Татьяна АЛЕШИНА

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

КИЛЛЕР САЛЛИВАН ПРОТИВ ЛЮДЕЙ В ЧЕРНОМ
Сэм Мендес против Барри Зоненфельда

ПОЭМА О ЖЕРТВАХ
Все мы, деточка, немного лошади!

ПРИВЕТ ИЗ ГДР!
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

ДЕВУШКА И БОКС
Очередная экранизация Дика оказалась очередным фуфлом.

АРХИВ ::.

CD-ОТИЗМ ::.

COUNTING CROWS
"Hard Candy"

Мелодии и ритмы американского рока

DARIO MOLLO / TONY MARTIN

Сатана на бирже труда

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2002 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.