Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 17 Новости и 'О человеке будущего'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 17
3-9 марта 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Если бы все люди были как некоторые свинки, то не было бы и неутешительных новостей про прививки. Да не все ли равно, если ждет нас если не место на генетической помойке, то вольер в собачьем питомнике.

Ньютон назначил конец света
Только не для белых
У Земли был брат, оставивший племянницу
Ешьте солнце глазами
На свете есть верные свинки
Мунго-мен все-таки приплыл
Пусть быстрее растет борода
Новое колесо истории
Мы просто станем чуточку лучше Менять женщин, как хромосомы. А хромосомы -- как перчатки

Ньютон назначил конец света

Почти полвека сэр Исаак Ньютон пытался понять, что будет с миром. Великий ученый не только заложил теоретические основы физики и математики, открыл закон всемирного тяготения, но и увлекался теологией и алхимией. Настолько, что исписал 4500 страниц, горя желанием предсказать будущее и неизменный конец всего. Изучая книги древних арабских и египетских мудрецов, Талмуд и Библию, сэр Исаак был убежден: в Библии зашифрованы законы Вселенной, придуманные самим Богом.

Предсказания изложены в малоизвестных рукописях Ньютона, обнаруженных в Иерусалимской библиотеке. Он пишет, что второе пришествие Христа случится после того, как на землю обрушатся чума и войны. Ничего нового. Но до последнего времени никто не знал, что Ньютон даже вычислил точную дату апокалипсиса -- 2060 год -- и записал ее на клочке бумаги.
В школах все учат ньютоновскую историю с яблоком, вычисляют интегралы и знакомятся с придуманным им зеркальным телескопом. Ну а насчет 2060-го с бумажного обрывка -- посмотрим.

Только не для белых

Не меньше трети из тех, кто получил прививку, должны быть устойчивы к заражению. Этот порог оказался недостижим при первом в истории испытании вакцины против СПИДа на людях. Американская компания "ВаксГен" объявила о плачевном окончании 3-летнего исследования с участием более 5000 добровольцев. Уровень заболеваемости СПИДом уменьшился среди них вместо 33% всего на 3,8%.

Однако нашлась группа пациентов, кому прививки помогли: чернокожие и азиаты показали снижение ВИЧ-инфицирования на целых 67%. Правда, в исследовании участвовало слишком мало представителей других рас, чтобы быть уверенными в результате.

На сегодня СПИДом заражены более 43 млн человек во всем мире, а за 2002-й от него умерли 3 млн. Лекарств для излечения не существует, а те, которые удерживают болезнь под контролем, доступны только жителям богатых стран.
Но испытания будут продолжены, надежды пока живы.

У Земли был брат, оставивший племянницу

Летали когда-то, миллиарды лет назад, почти по одной орбите две планеты, похожие как близнецы. И вот однажды, неизвестно почему, они столкнулись на большой скорости, и первая, Земля, разлетелась на куски, а вторая рассыпалась в пыль. Правда, куски быстро сгруппировались снова, а пыль начала вращаться вокруг них, как современные "кольца" вокруг Сатурна, и через несколько десятков лет тоже "скаталась" в планету -- Луну, которая тогда находилась раз в 15 ближе к Земле.

Гипотеза о столкновении была выдвинута американским астрофизиком Робином Кэнапом. Но как же быть с тем, что Луна, якобы сложившаяся из другой планеты, имеет почти такой же химический состав, что и Земля? Кэнап считает, что врезавшаяся в Землю планета "по содержанию" была ее близнецом.

Самым главным результатом столкновения стал момент вращения, который приобрела Земля. И запустились наши 24-часовые сутки, не позволяя ни одной части планеты перегреться или переохладиться. Луна же стала противовесом для земной оси.

Ешьте солнце глазами

Никакой твердой пищи с 1995 года. Так утверждает Хира Ратан Манек, 65-летний житель индийского штата Керала. Питается он солнечным светом, просто глядя на светило.
Голодающий советует всем изменить свою жизнь и здоровье. Каждое утро или каждый вечер нужно босиком стоять под лучами восходящего или закатного солнца ровно час. Зарядившись солнечной энергией, проникающей через глаза, мозг, по словам Манека, он открывает в себе невиданные силы.
Под наблюдением врачей он находится с 1 января 2000 года, это больше 400 дней без еды. А до этой даты голодал 211 дней.

На свете есть верные свинки

Милые морские свинки обычно ласковы друг с другом. Это мягко сказано: зоологи считают их маленькими сексуальными монстрами. Самцы и самки часто спариваются, поэтому доступ к яйцеклетке имеют сперматозоиды многих партнеров.

Но недавно в боливийских Андах обнаружился вид морских свинок пуританского поведения. Зверьки, получившие в Институте биологии поведения Мюнстера временное название Galea sp., не похожи на других свинок шкуркой и цветом. Но главное -- они первый сексуально верный вид среди домашних животных.

Всего 3% млекопитающих поддерживают длительные отношения с одним партнером. Чего ради свинки вошли в их число?
Оказывается, у самцов Galea sp. относительно небольшой вес яичек и худшее, чем у других свинок, качество спермы. Значит, их семя не должно конкурировать с инородным, как у свинок со множеством "мужей".

Моногамная жизнь накладывает отпечаток на социальное поведение животных: и в однополых "коллективах", и в смешанных эти грызуны постоянно грызутся друг с другом.
А какие природные условия спровоцировали свинячью верность? Ответ немецкие ученые надеются найти в Андах.

Мунго-мен все-таки приплыл

Покинув родную Африку 50 тысяч лет назад, предки разбрелись по всему миру и даже доплыли до Австралии. А может, не было того путешествия? Может, в Австралии обитала совсем другая ветвь разумных, зародившихся тут же, среди гигантских кенгуру и вомбатов?

Все споры на эту тему породил скелет по имени Мунго-мен. В 1974 году ученые откопали неподалеку от австралийского озера Мунго останки древнего антропоида. Вначале считали, что им около 26 000 лет. Но в 1999-м палеонтолог Алан Торн выдал сенсацию: радиоуглеродный анализ показал, что Мунго-мену 60 тысяч лет. А значит, он появился в Австралии гораздо раньше африканских миграций. Песок, взятый с места захоронения, также подтвердил возраст находки -- есть такой метод, термолюминесценция, показывающий, как долго кварцевые кристаллы были выставлены на солнце.

Но сенсации не получилось. Недавно в четырех независимых лабораториях кости Мунго-мена и песок еще раз подвергли анализу. И доказали, что уран, по распаду которого определяли возраст останков, мог проникнуть в пористую костную ткань из почвы. Песок же проверили по более точному методу. Выводы: австралийскому человеку не может быть больше 40 тысяч лет. Что вполне увязывается и с гипотезой, почему вымерла австралийская мегафауна. Стоило предкам приплыть сюда, и уникальные огромные сумчатые превратились в мясо и шкуры.

Пусть быстрее растет борода

Двадцать лет длился бристольский эксперимент по наблюдению за 2438 жителями Уэльса. Он закончился, и теперь у всех бородатых мужчин есть повод для беспокойства: ученые обнаружили связь между бритьем, болезнями сердца и сексуальными способностями.

70% тех, кто бреется не каждый день, не очень рады сексу и чаще бывают сражены инфарктами.
Конечно, работает здесь тот фактор, что среди бородатых больше неженатых и занятых малоквалифицированным трудом -- и они меньше следят за собой и больше пьют и курят.

Но главная причина того, что секс и сердечные болезни связаны, в другом: плохо циркулирующие в организме гормоны влияют на сальную железу, и на стенках артерий оседает больше жиров. Слабые "ручейки" гормонов не дают отрастать и щетине.

Новое колесо истории

Из дуба и ясеня, 70 см в диаметре и 5 см толщиной. Таким предстало самое древнее в мире колесо, найденное в болотах неподалеку от столицы Словении Любляны. Это примерно на 100 лет старше предыдущих находок в Швейцарии и Южной Германии. Однако "технологически" словенское колесо -- более совершенный объект.
Старинному колесу может быть от 5100 до 5350 лет.

В рассылке использованы материалы сайтов

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

Мы просто станем чуточку лучше
Менять женщин, как хромосомы. А хромосомы -- как перчатки

Что знают сегодняшние папы и мамы о своем еще не рожденном малыше? Знают его пол -- определили с помощью УЗИ. Знают, благодаря тому же УЗИ, что кроха "практически здоров". Знают, как его зовут, если, конечно, уже придумали имя. А что будут знать родители будущего? Все! Но вот к чему это приведет?..

Какого сыночка закажем?
Ученый-футуролог Грегори Сток из университета Калифорнии говорит: "Это в природе человека -- постоянно меняться, совершенствоваться. И к концу тысячелетия мы изменимся настолько, что будем уже чем-то большим, чем просто людьми".

Ученый не уточняет, что имеется в виду, но, судя по его описаниям, мы превратимся в эдаких человечков из конструктора "Лего", а уж наши дети -- и подавно. По прогнозам м-ра Стока, уже лет через 10-15 люди начнут не рожать (фи, какой архаизм!), а "конструировать" детей. Повсеместное распространение получит метод ЭКО -- экстракорпорального оплодотворения "в пробирке". Но не потому, что люди начнут испытывать трудности с естественным зачатием, а потому, что в лабораторных условиях, в пробирке, станет возможным проводить так называемую "предымплантационную диагностику" и решать: а нужен ли вообще ребенок с такими качествами? Может, пока не поздно, создать другой, лучший зародыш, а этот спустить в унитаз? Самое невероятное, что диагностировать станут не только предрасположенность бэби к болезням, но и его интеллект, одаренность в сфере искусств или спорта, черты характера и даже цвет глаз!

Естественно, что следующим за диагностированием шагом станет улучшение, оптимизация перечисленного. Уже через 20-30 лет начнут рождаться младенцы (наши внуки и правнуки!) с модифицированным генетическим кодом. Еще на той самой лабораторной, пробирочной стадии им инъецируют хромосомы с желаемыми генами, и через девять месяцев они появятся на свет: генетически защищенные от рака и СПИДа, с IQ 120 пунктов, музыкальные, как Джон Леннон, или спортивные, как Майкл Джордан, сине- или кареглазые -- словом, такие, какими их по заказу мам и пап создадут ученые-селекционеры.

Что дальше? А дальше родители "заказывают" дочку с искусственной хромосомой новейшей версии -- назовем ее 2.0. Дочка рождается, вырастает всем на загляденье и решает, что хромосома 2.0 устарела -- пора сменить ее на хромосому 5.9, защищающую одновременно и от рака, и от целлюлита, и от старения. Звучит, конечно, фантастично, но ученые уверены в реальности этого. Они не сомневаются, что к концу ХХI века станет возможным оптимизировать генные коды не только на стадии зачатия, но и во все периоды жизни. Во всяком случае, эксперименты с искусственными хромосомами на мышах уже прошли успешно.

Так что, вполне возможно, наши потомки станут менять гены так же, как мы меняем туфли и перчатки: покупаем новые, когда старые снашиваются или выходят из моды. Интересно, появится ли тогда выражение "Менять женщин, как хромосомы"?

О, дивный новый мир
Однако всякая палка, как известно, имеет два конца. И пока увлеченные своими опытами исследователи-евгеники ломают головы над тем, как улучшить каждого отдельно взятого человека, специалисты другого профиля пытаются спрогнозировать: как улучшенные люди будут жить сообща? Картина, прямо скажем, получается невеселая...

Американский политолог Фрэнсис Фукуяма в своем труде "Наше постчеловеческое будущее" мрачными красками рисует такие, например, штрихи к портрету дивного нового мира.

* Генная инженерия, разумеется, увеличит -- и весьма! -- продолжительность жизни. Уже сегодня в США 70 000 столетних старцев -- целый городок! А лет через 20 количество древних стариков возрастет на несколько порядков! Последствия этого демографического коллапса -- переполненные дома для престарелых, молодежь, которая только тем и занимается, что ухаживает за старшими, перенаселенность, геронтократические тенденции в политике и экономике.

* Личность нивелируется, ведь фармакологические новинки сделают нас не только одинаково здоровыми, но и просто одинаковыми: склонным к депрессии меланхоликам врачи пропишут препараты, позволяющие воспрянуть духом, гиперактивным холерикам -- успокоительное и т.д. Возможно, фармация сотрет даже психологические различия между мужчиной и женщиной. В итоге наш мир превратится в мир стандартных андрогинов.

* Технологии клонирования и генетического селекционирования позволят "производить" людей -- точь-в-точь так, как писал антиутопист Олдос Хаксли. И уже не папа и мама, а государство начнет "заказывать" солдат, спортсменов, философов. Государство же станет их растить и воспитывать, а значит, исчезнет институт семьи и атрофируются родственные чувства, связывающие людей.

* В то же время генное совершенствование -- дорогое удовольствие, и не всякому окажется по карману прикупить хромосому из "новой осенне-зимней коллекции". Следовательно, человечество разделится на касты. Будут генетически совершенные, генетически не совсем совершенные и "генетический хлам" (или как это назовут?). Отсюда -- олигархия и плутократия, классовая рознь, социальные конфликты, революции, войны.

Фрэнсис Фукуяма (кстати, он -- член Совета по этике правительства США) в своих зарисовках о "постчеловеческом будущем" часто использует следующую метафору: люди, начав генетически оптимизировать кто интеллект, кто здоровье, кто мускулатуру, в конце концов превратятся в... собак с их многочисленными породами, каждая из которых примечательна чем-то конкретным -- шерстью, клыками, сторожевыми качествами.

Но те, кто не верит в страшилки Фукуямы, именно этой метафорой и разят его наповал. Биолог из Массачусетса Рудольф Яниш говорит: "Пусть так! Пусть мы будем, как собаки! Но зачем Фрэнсис рассказывает о каких-то "волках", которые захватят власть в стае? В конце концов, люди тысячелетиями селекционируют собак, но никому еще не удалось превратить собаку ни в волка, ни в сверхволка. Точно так же никому не удастся превратить человека в сверхчеловека. Мы просто станем чуточку лучше, но при этом останемся нормальными собак... прошу прощения! Людьми!"

Евгения САВИНА

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

ПОЧЕМУ ВСПЫХНУЛИ ЛОС-АНДЖЕЛЕССКИЕ ГЕТТО?
"Проклятый сезон" 1992 года

НЕОЖИДАННЫЙ УСПЕХ "КНИГИ ДЖУНГЛЕЙ"
И на старуху бывает проруха!

У КАЖДОГО МГНОВЕНЬЯ СВОЙ РЕЗОН

"Black Rock"

Выставка воздушных замков

NICK CAVE AND THE BAD SEEDS
"Nocturama"

От любви до ненависти один шаг. В пропасть

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.