Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 71 Новости и 'О Марсе'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 71
8-14 сентября 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

К нам снова летит астероид. Шансы, что он тюкнет Землю 21 марта 2014 года, астрономы оценивают в 1 к 909000. Скорость у камня большая, размеры неправильные, величина -- в 1/10 от того, что когда-то смел с Земли динозавров. Но бояться рано: шансы ничтожны и, скорее всего, пристальное наблюдение за астероидом их приуменьшит. Называется угроза 2003QQ47, не то что планетка за Плутоном и некоторые звезды...

Что за Хуйя облетает вокруг Солнца?
Самое жаркое лето за эру
Рыбы умные, потому что очень старые
Нефертити оказалась мальчиком?
Мы хуже тюленей
Не запивайте шоколадку молоком!
Бегемоты вымирают
Марс покраснел от лжи американцев Марсиане стали нам ближе. Конец света -- дальше
Открытые письма

Что за Хуйя облетает вокруг Солнца?

Планетка с никаким именем 2000 EB173 из пояса Койпера, расположенного за орбитой Плутона, была открыта недавно -- в 2000 году. Орбиту этого красноватого замороженного астероида, облетающего Солнце за 256 земных лет, уточнили в марте. А недавно венесуэльские астрономы (они же первооткрыватели) придумали ей официальное название. Теперь во всех атласах будет красоваться имя Хуйя. У жителей Латинской Америки никаких неприличных ассоциаций, естественно, не возникает: Хуйей звали бога дождя из индейских мифов. Веселятся только русские. (Другие времена настали: когда-то название аргентинской провинции Jujui, звучащее как Хухуй, на русских картах поменяли на Жужуй.)

Вообще, в истории именования небесных светил много интересного. Вот лишь два примера. Две звезды созвездия Дельфина (его другое, загадочное, название -- "Гроб Джоба") именуются Суалоц(к)ин и Ротанев. Происхождение этих имен оставалось тайной, пока англичанин Томас Вебб не догадался прочитать их справа налево. Получилось "Николаус Венатор", латинский перевод имени Николо Каччаторе, итальянского астронома. Сам он окрестил звезды или нет, неизвестно до сих пор.

Или вот. В конце 60-х к трем известным звездам совершенно неожиданно приклеились новые имена, которые остаются в некоторых каталогах до сих пор! Экипаж первого "Аполлона" иногда сверял свою ориентацию по звездам. Астронавты Вирджил Гриссом, Роджер Шафи и Эдвард Уайт шутки ради назвали йоту Большой Медведицы, Талиту, -- Днокесом, эпсилон Кассиопеи -- Нави, а гамму Парусов, звезду Сухайл, -- Регором. Первое название -- перевертыш слова "second", "второй" (часть имени одного из астронавтов, ступивших на Луну). Нави -- "Иван" наоборот, второе имя Гриссома, а Регор -- палиндром имени Шафи, Roger.
Может, зря Гриссом поспешил увековечить свою память на небе? Все закончилось печально: экипаж сгорел во время пожара в командном модуле в январе 1967-го.

Самое жаркое лето за эру

Да не просто теплое лето (хотя кому как повезло). И не просто глобальное потепление. 2003 год оказался самым жарким за последние две тысячи лет! Такой вывод сделан после самого современного комплексного анализа климата Земли.
Это камень в огород тех метеорологов, кто утверждает, что потепление -- всего лишь стадия естественного климатического цикла, а не дело рук человека индустриального.

Противники "индустриальной" теории апеллируют к легендам. Например, утверждается, что на севере Британии во времена далекие было много виноградников. Опровержение: в X-XI веках их насчитывалось 50-60, а сейчас больше 350... Или: викинги плавали в теплую Гренландию. Опровержение: викинг Эрик Рыжий поплыл туда не за хорошей погодой, а просто был выдворен из Исландии за убийство.

Чтобы установить, было ли тепло на Земле тысячу лет назад, когда никто не следил за температурой, ученые обратились к пенькам деревьев-долгожителей и ледяной коре Гренландии и Антарктиды. Погодная картина в северном полушарии получилась довольно четкая (хотя совсем ничего нельзя сказать про южное). То, что выше экватора было намного холоднее, чем сейчас, -- это точно.

Рыбы умные, потому что очень старые

Хватит обзывать рыбу дурой. Ученые доказали, что это вполне общительные существа, которыми движут не только инстинкты, но и своего рода ум и даже "культура". В последние годы представление об интеллекте рыб значительно поменялось. Рыбы объединяются в защите против хищников и добыче пищи, узнают членов стаи и даже вступают с ними в некие отношения; могут строить жилища, пользоваться орудиями (о! какими, интересно?) и "долго помнят". Как утверждают шотландские биологи, рыб вполне можно сравнить с нечеловекообразными приматами. А все потому, что рыбы самые древние из позвоночных и у них было достаточно времени, чтобы развить сложное и разнообразное адаптивное поведение.

Нефертити оказалась мальчиком?

Заявление о сенсационных открытиях английского археолога Джоан Флетчер -- она признала в найденной сто лет назад египетской мумии саму Нефертити и "восстановила" облик царицы с помощью компьютера -- вызвало гнев известного египетского археолога Захи Хаваса.

Мумии, которых исследовала Флетчер, были найдены в 1898-м. Главное доказательство того, что одна из них -- Нефертити, скрывалось в парике нубийского стиля, который нашелся неподалеку. Такие носили только царственные особы.

Но Хавас против: он утверждает, что никто из коллег Флетчер не видел, КАК она нашла этот парик. К тому же мумии кандидатки в царицы в момент смерти было не больше 20 лет, а Нефертити умерла в 30. Что же касается отверстий в ушных раковинах, то они вовсе не указывают на пол мумии: в Египте прокалывание ушей было обычной практикой и для мужчин.

Но... Несмотря на авторитет египтолога Хаваса, известно, что он слишком ревниво относится к сокровищам предков. Может, он просто не желает признавать, что открытие принадлежит не египтянам. Кроме того, потомков Нефертити очень раздражает вся шумиха вокруг события и, к примеру, тот факт, что недавно в музее Мюнхена знаменитый бюст Нефертити водрузили на обнаженную бронзовую фигуру.
Бюст был найден немецким археологом Борхардтом в 1912-м на берегу Нила, в развалинах мастерской древнего художника, и вывезен контрабандистами в Германию в 30-х гг.

Мы хуже тюленей

Какое разочарование! Для большой белой акулы человек -- очень плохая закуска. Они предпочитают жирненького сочного тюленя костлявому жесткому человеку. Так утверждает один из ведущих экспертов по акулам, доктор Питер Кимли. Недавно на калифорнийском побережье некая Дебора Францман плыла среди тюленей, когда огромная акула цапнула ее за ногу. Чудовище в 5 м длиной утянуло ее под воду, а потом -- просто выплюнуло. К несчастью, Дебора истекла кровью до того, как ее вытащили спасатели.
Доктор Кимли защищает акулу: она просто перепутала человека с тюленем. Кимли изучает акул уже 30 лет и сделал несколько открытий о повадках и способах охоты этих хищниц.

Не запивайте шоколадку молоком!

Шоколад, который вы едите, должен быть темным, как ночь... Итальянскими и шотландскими учеными доказано, что уровень полезных для организма антиоксидантов резко повышается после употребления темного шоколада. Но добавленное в шоколад молоко полностью гасит эффект. То же самое происходит, если запивать темный шоколад молоком.

В темном шоколаде в два раза больше флавоноидов -- антиоксидантов, которые защищают сердце и артерии от повреждений. Молоко и молочные продукты также ослабляют действие флавоноидов, которые содержатся во фруктах, чае и красном вине.

Бегемоты вымирают

Знаменитый гигант животного мира может уйти навсегда. Самая большая мировая популяция гиппопотамов сократилась на 95%!
Еще в 70-е больше 29 000 животных обитали в реках и заводях национального парка Вирунга в Конго. Сегодня ученые насчитали там всего 1300 экземпляров. Виновны во всем, конечно, браконьеры, охотники до мяса и зубов бегемотов.

В центральной Африке бегемотина считается деликатесом. Кроме того, всемирный запрет на торговлю слоновой костью вызвал бум охоты за зубами гиппопотамов, которые вырастают до 60 см и могут служить ценной заменой слоновьих бивней.
Что ж, теперь гиппопотамы встречаются даже реже, чем африканские слоны: их в мире около 150 тысяч в сравнении с 500 тысячами слонов.

Парк Вирунга один из самых старых: он создан в 1925-м и занимает 800 000 гектаров. Но с 1994 часть его территории была охвачена гражданской войной.
Ученые считают, что массовое уничтожение бегемотов Вирунги заметно нарушит экологическое равновесие: ведь помет гигантов был основным элементом питания для многих животных и особенно рыб.

В рассылке использованы материалы сайтов

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

Марс покраснел от лжи американцев
Марсиане стали нам ближе. Конец света -- дальше

Очередной конец света прошел незамеченным. А его планировали на август. Тогда Марс должен был приблизиться и притянуть к себе моря и войны. Марс приблизился. Конец света не наступил.

Секретное оружие США
По самой сумасшедшей версии самых сумасшедших уфологов, Марса в привычном понимании этого слова вообще нет. Марс -- секретное геофизическое оружие американцев. Я не шучу. Уфологи-конспирологи тоже серьезны. Они уверенно предсказывали: когда Марс приблизится к Земле на расстояние 55 миллионов километров, засияет в 85 раз ярче и вырастет в 6 раз, -- мы ничего не увидим. Не положено потому что. Но, оказывается, секретное оружие американцев не настолько секретное. И красную точки, именуемую Марсом, не разглядел только ленивый. Или тот, кто искал его днем. Значит, Марс все-таки есть. А раз есть Марс, значит, есть и марсиане.

Вера в марсиан -- это древний культ. В них верили еще шумеры. Они точно знали, что Марс -- это перевалочная база для всяких игиги (космических богов, если кто не понял). А уж когда в 1877 году итальянец Джованни Скиапарелли увидел на поверхности Марса каналы, сомнений в том, что боги живут именно там, не осталось ни у кого.

К XX веку существование марсиан обосновали научно. Сделать это было просто. Во-первых, Марс очень похож на Землю. Там вроде как есть вода (во глубине марсианских руд) и когда-то была атмосфера (которая улетучилась после столкновения с астероидами). Во-вторых, в 85-м году в марсианских метеоритах были обнаружены слабые признаки возможной(!) жизни. Тем, кому этих доказательств было недостаточно, американцы по секрету рассказали, что еще до этого в 74-м году они обнаружили на Марсе бактерии. Те выделяли газы, что и выдало их с головой. Но объявить о своем открытии американцы постеснялись (да и Нобелевскую премию за газы, как понимаете, не дадут) и по указанию то ли президента, то ли ЦРУ скрывали факт существования бактерий и их газов до начала этого века.

Советские ученые тоже не стояли в стороне. В 80-м году в лаборатории Московского университета был проведен эксперимент по приспособляемости организмов к марсианской жизни. Добрые ученые дяди и тети поместили зверушек и растения в искусственно созданную среду красной планеты.

Птицы и млекопитающие погибли во благо науки через несколько секунд, черепахи и лягушки жили в течение нескольких часов, насекомые -- недель, рожь и бобовые росли, но не давали семена, а грибы, лишайники и водоросли существовали как ни в чем не бывало.

Открытие бактерий-экстремофилов (живущих в совершенно нечеловеческих условиях, питающихся мышьяком и совершающих прочие подвиги) обнадежило ученых мужей еще больше. Так как на поверхности Марса с помощью телескопов бактерии разглядеть не удалось, родилась гипотеза о существовании там подземной жизни. В нее так хотелось поверить, что никто не сомневался, что уже очень скоро под слоем марсианского грунта удастся обнаружить микроорганизмы, а если повезет, то и зеленых человечков, катающихся на метро.

Вам нужны еще аргументы того, что на Марсе есть жизнь? Вот самый убедительный. Марс и без приближения находится от Земли недалеко. Ближе только Луна. Поэтому, как понимаете, марсиане не могли бы жить на Венере или Сатурне -- это было бы слишком подло с их стороны -- ведь до них лететь и лететь. А Марс вполне досягаем, год полета -- и мы жмем руки (все 10 штук) рогатым, но разумным инфузориям.

А руки у этих существ есть, как бы этого ни скрывали американцы. При чем здесь опять американцы? А при том! Снимки Марса, сделанные НАСА (а именно по ним мы судим о поверхности воинственной планеты) к США имеют непосредственное отношение.

Потерял ли Марс лицо?
Есть ли у Марса лицо -- это вопрос века. Точнее, двух веков -- прошлого и нынешнего. Все началось в 75-м году, когда товарищи из НАСА запустили две автоматические станции к Марсу. Станции сделали снимки. Ровно через год, изучая их, разумные существа, населяющие планету Земля, наткнулись на кадр, оставшийся в истории под номером 35А72. На нем была запечатлена скалистая местность Сидония. Горы на ней чудесным образом напоминали человеческое лицо (размером полтора на три километра). Представители НАСА сразу же уверили разумных существ, что лицо не что иное как "причудливая игра тени и света". И заявили, что на следующем кадре той же пленки никакого лица нет. Кстати, через 17 лет они же случайно признались, что и следующего снимка нет, потому как его не делали.

К голосу разума (к НАСА в смысле) разумные существа прислушиваться не захотели. И обнаружили рядом на снимке (в 15 километрах от лица) пятигранную пирамиду правильной формы. В НАСА забеспокоились. И дружественный НАСА Карл Саган опубликовал в научном журнале фотографию, убедительно доказавшую, что это лицо -- просто скала. Впоследствии эксперты не менее убедительно доказали, что это фото -- просто подлог.

Марсианская история стала американской и продолжила набирать обороты. В 98-м году НАСА предъявила очередной снимок всем любителям марсиан. На нем лица не было. В прямом смысле этого слова. Разумные существа были разочарованы. Культу марсиан пришел бы конец, если бы не выяснилось, что предъявленное фото действительно имеет отношение к Марсу, но обработано в фотошопе. Слегка, но до неузнаваемости.

Разумные существа вконец перестали обращать внимание на истеричные и противоречивые заявления НАСА и занялись подробным изучением уже имеющихся фото. На снимках они обнаружили: сфинкса (то самое лицо), строго сориентированного по марсианскому меридиану; 2 огромные пирамиды и 2 поменьше, расположенные в форме ромба; ровную, как будто взлетную площадку; опять каналы (вопиющие о том, что марсиане занимались орошением своих земель в целях повышения урожайности) и напоследок развалины города. На этом остановились. Больше решили ничего не искать. Стали изучать.

Возраст всех этих сооружений -- около полмиллиона лет. Пирамиды громадны (стороны основания -- 1,5 километров, высота -- 1 километр), по своим характеристикам напоминают египетские. На Фобосе -- спутнике Марса -- имеются параллельные друг другу каналы, заканчивающиеся в идеально круглой воронке. Одним словом, никто, кроме марсиан, таких дебильных сооружений сделать не мог. Природа дурью не занимается, а мы до Марса еще не добрались.

Версий, куда делись марсиане, после того, как все это сотворили, -- две. По одной из них зеленые человечки самоуничтожились, по другой -- живы и здоровы. Что не может не радовать (потому как радиация на Марсе такая, которая не снилась чернобыльцам в самых страшных снах, а атмосфера на 95% состоит из углекислоты). Живут, как понимаете, марсиане под землей и оттуда ведут подрывную деятельность. Причем весьма успешно -- смертность космических аппаратов в окрестностях Марса равняется 70%. Из почти 20 экспедиций к Марсу лишь одну можно назвать полностью успешной. Последними в 1999 году погибли два супер-пупер американских спутника. Неслучайными на этом фоне выглядят и катастрофы космических кораблей, случающиеся в моменты противостояний Марс -- Земля. Так, в 1971 году погиб экипаж "Союза-11", в 1986-м во время старта взорвался "Челенджер", а нынешнему -- августовскому -- противостоянию соответствовала гибель экипажа "Колумбии"... Вдруг это марсиане подстроили? Тогда попытки американцев скрыть их существование вполне понятны -- кому охота признаваться, что не они главные во Вселенной?!.

Это сочиняли не американцы...
Но читать все равно интересно
Знающие люди уверяют, что одним из первых упомянул о Фобосе и Деймосе -- спутниках Марса -- Свифт в "Путешествиях Гулливера".
В год великого противостояния Земля -- Марс (1924) Алексей Толстой написал "Аэлиту", противостоянию 1941 года посвящен роман Льва Кассиля "Великое противостояние" (кроме планетного противостояния имеется в виду и Великая Отечественная война).
Радиопьеса "Война миров" (по Герберту Уэллсу) вызвала панику -- земляне решили, что на них напали.
Но побил все рекорды Эдгар Райс Бэрроуз. Он написал целых 11 романов о чудесном любвеобильном пришельце.

Факт!
Сближение Марса и Земли происходит раз в два года (марсианский год равен двум земным). На минимальном расстоянии планеты находятся раз в 17 лет -- такое противостояние называют великим. А раз в несколько тысяч лет происходит величайшее противостояние -- такое, как в этом году. Последнее такое противостояние происходило 59 619 лет назад, а наблюдали за ним неандертальцы. Впрочем, некоторые астрономы еще говорят о цикле в 5 тысяч лет. Но лично мне версия о 60 тысячах как-то больше нравится -- глобальнее она, что ли...

Что Марс грядущий нам готовит?
В том, что Марс нужно покорять, не сомневается никто. Еще бы -- к 2050 года по прогнозам экологов на Земле условия для жизни будут гораздо хуже, чем на Марсе. И под Землей -- тоже. Поэтому неудивительно, что возле Марса болтается один американский спутник, а летит к нему еще целая куча -- два американских "ровера", европейский "лэндер" и японский "орбитер".

Стэнли Боровски из НАСА тем временем продвигает идею полета трех космических кораблей на Марс. Два доставят груз, а третий -- людей. Роберт Зубрин, основатель "Марсова общества", еще 10 лет назад придумал, как этим людям вернуться назад. Согласно его плану "Марс Дайрект" шатл возьмет с собой небольшую, но ядерную электростанцию, которая переработает марсианские минералы в топливо для корабля.

Уже сейчас существует международный комитет управления пилотируемой экспедиции на Марс, в который вошли 8 представителей России, 8 -- США и 5 -- Европейского союза. Им нужно 20 млрд долларов для постройки корабля и 20 лет на научные разработки, чтобы человек переместился с голубой планеты на красную. В США этот десант официально записан в планах.

Катерина СЕМИЖЕНОВА

Открытые письма

Немного дополнений и исправлений. Пишите!

Выпуск № 62 "О красках и цветах"
"В выпуске было предложено присылать специфические названия цветов. Я обнаружил некорректность в названиях и вместо того, чтобы прислать что-то новенькое, решил лишить вас старенького :-). Я встретил такие два цвета:
Жирафовый -- желто-коричневый.
Камелопардовый -- желтовато-коричневый.
Хотя практически все цвета, перечисленные в рассылке, я встретил впервые, но, увлекаясь астрономией, я знаю, что Camelopardalis в переводе с латыни обозначает "жираф". Так что вполне законно предположить, что два цвета на самом деле являются одним и тем же.
Кирилл"

(Кстати, интересно про этого самого "камелопарда". Когда астроном Якоб Барч описал его в 1624-м, он имел в виду совсем не жирафа (хотя слово по латыни значит "жираф"), а верблюда, на котором по библейской притче Ревекка путешествовала из Египта к Исааку. В начале XVII века и верблюд, и жираф европейцам были почти незнакомы...)

Выпуск № 67 "О строительстве пирамид"
"Небольшая выдержка:
Новые исследования ученых позволяют им утверждать, что знаменитые египетские пирамиды, вероятно, сооружали из... бетонных блоков. Французские архитекторы убеждены, что египтяне умели таким образом делать бетонные отливки, что они ничем не отличались от вырубленных гигантских каменных "кирпичей". По словам Жюля Берто, они дробили тонны твердого камня и отливали из него формы прямо на месте, а не волокли громадные блоки за много километров. Как отмечает Observer, египтологи уже отвергли эту теорию как совершенно несостоятельную. Исследователи из университета Монпелье заявляют, что они готовы привести окончательные доказательства в пользу своей теории, но власти Египта не дают им возможности взять на анализ еще несколько образцов кладки пирамид. В своей новой книге Берто пишет: "Египтяне разработали множество приемов изготовления известковых растворов, строительной штукатурки, замазки и шпаклевки, они знали абсолютно все о технике производства кирпичей. Нет никаких видимых причин сомневаться в том, что они могли сооружать двух- и трехтонные глыбы, не высекая и перетаскивая их на большие расстояния, а просто наращивая слой за слоем". По словам другого исследователя Клода Гриля, им вряд ли удастся поставить финальную точку в давнем споре о способах сооружения гигантских пирамид, если власти Египта не дадут ученым возможности продолжить работу на месте.
И ссылка по указанной теме, про отливки -- очень занимательно...
Владимир"

"Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки. С работой стали справляться всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что для подъема одной тонны необходимо 16 человек.
Значит, чтобы передвигать 200-тонные блоки, из которых сооружали пирамиды, потребны как минимум 3200 работников. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Как все эти люди размещались на площадке всего в 5 га?"

Все это так, если люди тех времен были по силе адекватны нашему времени.
А если нет?
Есть предположения, что были люди огромного размера.
С уважением, Виктор"

Выпуск № 68 "Об эйдетической памяти"
"Не согласен со утверждениями в статье.
Всяких Менделеевых приводить к примеру не совсем верно. Так как большинство признаных гениев были развиты только в своей области и то на почве некоторых расстройств мышления. По настоящему гениального человека не выделяет его исключительная память. А всему суть логика мышления, которая основывается на способности прекрасно мыслить относительно. Следовательно нужно развивать логическое и относительное мышление и это не совсем связано с тем, чтобы сопоставлять запоминаемым объектам другие привычные объекты. Т.е. таблицу умножения мало просто запомнить, как куча привычных объектов. От механической памяти мало смысла.
Немного знаком со строением мозга и нейронными сетями, на этом и строю свои рассуждения.
В общем-то это мое строго личное мнение.
Удачи всем!
В."

"Года три назад я обучался в Школе Олега Андреева -- интеллектуального и духовного развития. Там есть ступень обучения-тренировки памяти. Очень интересная технология запоминания.
Адрес -- вблизи м.Маяковского, Тел.: 251-99-47. Сайт:
www.fastread.da.ru .
Владимир"

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

НОВЫЙ ХИТ КОЛИНА ФАРЕЛЛА
Очередная бойня в Лос-Анджелесе

СУДЬБА БАНДИТА В РОССИИ
Русское криминальное road-movie

КАК МИРОНОВ БЫЛ ТАРАКАНОМ
Экранизация знаменитого рассказа Кафки

КОГО И ЗА ЧТО ОБРЕЗАЮТ В АМЕРИКЕ?
Читатели ругают Васю Хмурого

АРХИВ ::.

CD-ОТИЗМ ::.

RADIOHEAD
"Hail to the Thief"

Не так отвратительно, но все также уныло

SIMPLY RED
"Home"

Консерватизм в лучшем виде

DEFTONES
Тинейдж-параноид

THERAPY?
"High Anxiety"

Ирландское рагу для любителей "тяжелека"

JANE`S ADDICTION
"Strays"

Забудьте RHCP -- кошмарный сон!

OCEAN COLOUR SCENE
"North Atlantic Drift"

Ностальгия по 60-м

SHAGGY
"The Essential"

Петь и смеяться, как дети

KOSHEEN
"Kokopelli"

Посттрип-хоп-мэйнстрим. Во всей красе

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.