Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 33 'О Михаиле Ульянове'


ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 33

"О Михаиле Ульянове"
7 мая 2007 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Дорогие читатели рассылки!


Прежде всего хочу извиниться за чудовищную ошибку в прошлом выпуске: Николай Коперник не сгорел на костре, а спокойно дожил до 70 лет. Мученическую смерть от рук инквизиторов принял Джордано Бруно за свои религиозно-философские убеждения, на которые заметно повлияло учение Коперника. Урок истории, шестой (седьмой?) класс.
И урок жизни: не стоит упрекать в невежестве других, ведь мера этого невежества у каждого своя. Лучше не прекращая закрашивать пробелы в собственном образовании...
А теперь --


cлово автору:


Великие артисты уходят. Будто клин журавлей потянулся в даль -- безвозвратно. Ульянов, Ростропович, Лавров… Уходит не просто поколение - мы теряем благородную норму.
В одном из последних интервью Ульянов с грустью сказал, что его поезд уже ушел. Вперед вышли молодые -- цепкие, быстрые и более жесткие. Ровесники его, друзья почти все покинули этот мир. И так быстро это случилось, что он не успел оглянуться... На склоне лет ему пришлось жить совсем в другой стране, однако он не ревизовал жизнь и ни от чего категорически не отказывался. Что было, то и было. Наверняка ему был близок девиз Толстого: "Делай, что должно, и будь, что будет"

Аристократ духа


Как будто я отца потерял...


У него было амплуа "социальный герой". Современник. Русский мужик, надежда Родины. В этом смысле лучшим стал фильм "Председатель", где он сыграл Егора Трубникова. И даже получил за это Ленинскую премию. Вот таким хотела видеть власть советского человека, именно такой образ продвигать за рубеж. Народ был менее пафосен и любил артиста за его надежность, основательность, за крепкое плечо.
Последнее особенно вдохновляло женщин. Никто из них не хотел верить, что Михаил Александрович -- "не орел". Если в мужской памяти он отпечатался Жуковым, в женской навсегда остался Виктором из спектакля "Варшавская мелодия" (дуэт с Юлией Борисовой), его часто показывают по телевизору. Или Багровым из телефильма "Транзит" с Мариной Нееловой. В 1982 году артисту было за 50, играть любовь могуче, нараспашку он уже не хотел. Это все было на полутонах, взглядах, электричестве. Именно таких молчунов, коренастых, невысоких могут обожать женщины - потому что очень часто за суровой внешностью скрывается нечто нежное и тонкое.
Все, что было у Ульянова за душой, мощным потоком транслировалось с экрана. Когда 26 марта стало известно, что он умер, в интернет посыпались признания: "Я сам сирота, а сейчас мне кажется, будто я отца потерял", "Так похож на моего деда... И чувство такое, словно дед умер", "Так расстроился, как не расстраивался со дня смерти родителей..." Он был родной человек миллионам.

Когда Ульянов входил в раж...


Ульянов жил вместе со страной. По его ролям можно проследить судьбу России. Народный интеллигент -- надежный, застенчивый, рвущий сердце за правду. Очень ответственно относился к ролям. Много читал, переживал, вел дневниковые записи и скрупулезно слушался режиссера, каждый дубль играл как последний. А в театре это проявлялось еще сильнее. Когда Ульянов входил в раж -- а он часто играл могучих персонажей вроде Антония, Ричарда III -- артисты рассыпались кто куда, потому что он в полную силу метал нож в Клеопатру ("Антоний и Клеопатра") и с той же силой запускал в оппонента стулом ("Брестский мир"). В спектакле "Фронт" Ульянов в ярости бил в грудь артиста Юрия Волынцева так, что тот отлетал на несколько метров. Через несколько представлений Волынцев стал подкладывать под одежду дощечку, чтобы синяков не оставалось. И это при том, что вне сцены Михаил Александрович был добрым и внимательным человеком.

Главное -- хорошо знать текст.


Еще когда он был студентом Щукинского училища, один вахтанговец сказал ему: "Что бы там ни говорили, самое главное для актера -- хорошо знать текст!" Ульянов всю жизнь это помнил, как и то, что на сцене он неистов и может забыться. И подолгу учил слова -- дома, на прогулке, в машине по дороге на дачу. Такое отношение к театру было в нем с детства -- с тех самых пор, как впервые мальчиком попал он туда.
В сибирском городке Тара, где жила семья Ульяновых, еще до войны гастролировали артисты Тобольского театра. Миша увидел спектакль под названием "Старая мельница" и был зачарован и ошеломлен. Потом, когда во время войны к ним эвакуировали львовский театр, мальчик ходил на все их спектакли. Руководитель труппы организовал театральную студию для тарской молодежи, и одноклассница Миши затащила его на занятия.
Мальчик сидел на последнем ряду, надев фуражку -- стеснялся своей большой головы, ему казалось, что так она будет выглядеть меньше. Нравилось же ему буквально все, что происходило на сцене, однако, чтобы играть самому - об этом он и не думал. Как-то режиссер заметил мальчика в фуражке и предложил ему выучить стихи Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный", а потом прочитать их на занятии. Бедный Миша несколько дней на разные лады разучивал стихи: дома, на улице и даже когда убирал за коровой в стайке (корова, кстати, была не против и задумчиво на него посматривала...). Так все и началось. После того как Ульянов сыграл в нескольких спектаклях, руководитель посоветовал ему ехать в Омск, в театральную студию при Омском драматическом, продолжать учебу. С мешком картошки и рекомендательным письмом Ульянов прибыл в Омск...

Ну как? -- Ничего.


Ему крайне повезло, что родился он 20 ноября 1927 года. К концу войны его было призвали на курсы летчиков (!), но потом эти курсы распустили, и Миша благополучно возвратился к любимому театру. Решился ехать в Москву, поступать в Щепкинское училище. Родители отнеслись к этому сдержанно, но не протестовали. Отец-фронтовик, председатель сельсовета, и мама-домохозяйка никогда не воспринимали актерское ремесло как что-то серьезное и никогда не хвалили сына за его успехи. Только после фильма "Председатель" папа сдержанно ответил: "Ничего" на вопрос сына: "Ну как?" После провалов в Щепкинское и Школу-студию МХАТ приятель надоумил Михаила поступать в Щукинское училище при Вахтанговском театре. Туда Ульянов поступил. Ему было 18 лет.

Устроить сына Ани в детсад...


С театром имени Вахтангова оказалась связана вся его судьба. Он пришел туда в 1950 году, и именно оттуда в 2007-м провожали его в последний путь. Их -- Михаила Ульянова, Василия Ланового, Юлию Борисову, Юрия Яковлева -- называли вторым поколением вахтанговцев, после первого, классического. А сейчас в пору зрелости вступает уже третье -- Сергей Маковецкий, Юлия Рутберг, Максим Суханов, Нонна Гришаева. В этом театре народ выбрал Михаила Александровича своим художественным руководителем, и он отработал в этом качестве 20 лет. Каким он был руководителем? Понимающим. Пускал режиссеров со стороны ставить в Вахтанговском спектакли, отпускал актеров на заработки, понимая, что зарплата у них невелика для того, чтобы кормить семью.
Когда несколько лет назад Василий Лановой поссорился с Максимом Сухановым и выступил по телевидению с заявлением, что Суханов пытается "распродать" театр по кусочкам, Ульянов просил их помириться и не забывать о том, что они вахтанговцы, аристократы духа. Его тогда спросили, не Василий ли Семенович будет "преемником"? Ульянов твердо ответил: "Нет". И пояснил, что у Ланового всего одно правильное мнение -- его собственное. А он, Ульянов, старается смотреть на ситуацию с разных позиций.
На стенах его кабинета вечно висели записки: "Устроить сына Ани в детсад", "Сходить в мэрию насчет комнаты для Вадима", "Добиться путевки в санаторий для Надежды Петровны". И он вечно ходил, хлопотал, устраивал... Когда его выдвинули в председатели Союза театральных деятелей, он сомневался -- идти или нет? Дочь Лена тогда сказала ему: "Папа, ты же все равно все время ходишь, хлопочешь за кого-то. Когда за тобой будет власть, это будет сделать легче". И он согласился, работал председателем два срока, восемь лет. От третьего отказался, уже стар стал, чтобы работу в Союзе с руководством в театре совмещать.

Алкоголики сложились и подарили ему букет.


Режиссер Астрахан снимал свой фильм "Все будет хорошо" под Петербургом, в старом доме, где жили в то время алкоголики да матери-одиночки. Съемки алкашам не мешали, и они продолжали предаваться своему пороку, ни на кого не обращая внимания. Однако в тот день, когда должен был приехать Михаил Ульянов, жильцы были необычайно трезвы и даже сложились своему любимому актеру на большой букет!
Сам Ульянов рассказывал, что однажды шел по улице в магазин. С авосечкой, задумавшись. И вдруг увидел, что ему подает знаки в окне маршрутки молодой парень. Михаил Александрович присмотрелся: парень изобразил, что он целится в кого-то, а потом стреляет. И показал большой палец. Только когда автобус скрылся из виду, Ульянов догадался, что парень похвалил его за роль в фильме "Ворошиловский стрелок"... Когда в интервью Ульянова спрашивали, как он относится к этой роли, он обычно отвечал, что, конечно, стрельба по людям -- это бесчеловечно, но ведь кто-то должен был защитить старика и его внучку, кто-то должен был восстановить отобранную у них честь.
Молодая актриса Аня Синякина, узнав, что будет сниматься с самим Ульяновым, боялась не найти с ним общего языка. Но они подружились так, что даже составляли маленькие заговоры против режиссера Говорухина, когда им казалось, что они лучше знают, как сыграть ту или иную сцену... Надо сказать, что внучка самого артиста, Лиза, на ту пору была примерно как раз возраста Ани. Актер слишком хорошо понимал, что чувствовал бы он, окажись, не дай бог, Лиза в такой же ситуации.

Соблазнил жену коньками.


Семья для него была отдушиной. Он верно и преданно любил свою жену -- Аллу Петровну Парфаньяк, тоже вахтанговскую актрису. Они прожили вместе более 50 лет. Нонна Мордюкова, которая часто ездила с Ульяновым на гастроли, восхищалась его поведением. Он ни разу не гулял на сторону, утверждала она, добавляя: "Уж я-то знаю, он у меня на глазах был".
Познакомился он с будущей женой еще в училище (Алла училась на два курса старше), а ухаживать за ней стал уже в театре. Алла к тому времени несколько лет была замужем за Николаем Крючковым, у них рос маленький сын, но брак не складывался -- Крючков пил и не собирался бросать. Первый раз Михаил, собравшись с духом, пригласил Аллу на каток. Она пошла в надежде, что сибиряк научит ее хорошо кататься, однако Ульянов в детстве катался в валенках и коньки к ним прикручивал веревкой. Так что эффектного катанья не получилось.
Когда он сделал ей предложение, она думала четыре года. Зарегистрировались они только в 1959-м, а в 1960-м родилась дочь Лена (сейчас она работает художником в газете "Аргументы и факты"). Отцом Ульянов был трепетным. Лена рассказывала, что как-то они с классом пошли в кино, а на улице в это время начался натуральный ливень. Михаил Александрович разволновался, схватил резиновые сапоги и поехал к кинотеатру встречать дочку -- не дай бог, промокнет и заболеет!
Когда подросшая Лена вдруг задерживалась, гуляя с друзьями, Михаил Александрович места себе дома не находил, выбегал на улицу встречать. В интервью уже после его смерти она сказала, что папа был ей прежде всего другом, таким надежным, что, когда в жизни случались напасти, она в первую очередь думала о нем.
Ну, а каким он был дедом, говорит следующий факт. Как-то сотрудница театра зашла за Михаилом Александровичем домой и увидела картину: подняв руки к люстре, чтобы было виднее, он штопал платьице любимой Лизиной куклы... Сотрудники театра, когда им что-то нужно было от худрука, начинали разговор с расспросов о Лизе. Как там у нее дела, как учится и т.д. Он моментально приходил в доброе расположение духа... За месяц до смерти, в конце февраля, Лиза родила ему правнуков -- Игоря и Настю. Он очень радовался тому, что стал прадедом.

Фильмы Михаила Александровича Ульянова:


1964-й -- "Председатель" -- Егор Трубников
1969-й -- "Братья Карамазовы" -- Дмитрий Карамазов
1968-1971 гг. -- "Освобождение" -- маршал Жуков
197-й -- "Бег" -- генерал Чарнота
1980-й -- "Последний побег", Кустов
1991-й -- "Дом под звездным небом", Башкирцев
1994-й -- "Мастер и Маргарита" -- Понтий Пилат
1999-й -- "Ворошиловский стрелок" -- Иван Федорович
2001-й -- "Антикиллер" -- уголовный авторитет
2005-й -- "Звезда эпохи" -- маршал Жуков
И еще 55 картин.

Лиза НИКИТИНА


Информация о рассылке.

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2007 г.

В избранное