Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 37 Новости и 'О 'Катти Сарк''


ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 37

Новости и "О "Катти Сарк""
21 июня 2007 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Наконец-то отпуск у нашей рассылки кончился, "Тайны и открытия" выходят, как и прежде. Пишите, о чем бы вам хотелось прочитать!

В десяти парсеках от Земли летает по своей орбите очередная открытая экзопланета размером с Нептун, то есть самая маленькая из известных на сегодня. Но во "вторые земли" ее не записывают: по данным астрономов, она состоит из горячей, но твердой воды, "замороженной" высоким давлением. Вряд ли в таких условиях там может копошиться кто-то живой. Живых будут искать в других галактиках: ждите новостей к 2020 году.

Сокровище Зубной феи.

С тех пор как в 1998 году американские ученые Томпсон и Беккер впервые выделили эмбриональные стволовые клетки, которые могут давать начало более чем 300 типам клеток организма, а значит, излечивать множество заболеваний, ведутся поиски источников, откуда эти клетки можно добывать, не нарушая морально-этических норм.
Новый способ предложил создатель овечки Долли Ян Вилмут: он предлагает выращивать стволовые клетки с помощью животных, помещая генетический материал человека в лишенную ядра звериную клетку. Пока эксперимент оказывается успешным в каждом восьмом случае.


Кстати,
месяц назад в Национальном институте здоровья (США) стволовые клетки научились получать из молочных зубов. В эксперименте выпавшие у малышей зубы клали в стаканы с молоком и через несколько дней культивировали клетки пульпы: около 20 из них оказывались стволовыми.
Не зря, видимо, выпавшими молочными зубками всегда так интересовались заграничные Зубные феи и русские подпольные мышки.

Не ставь шпильки в колеса.

Восемнадцать процентов женщин управляют автомобилями босиком. Треть - переобуваются в тапочки, кроссовки или туфли без каблука, ну а остальные нажимают на тормоза ногой, обутой в шпильки. И рискуют при этом: каждая десятая женщина-водитель попадала в аварийную ситуацию из-за туфель на высоком каблуке, которые либо соскальзывали с педалей, либо застревали между ними.
Это данные опроса одной из страховых фирм, которая намеревается решить автомобильно-обувной вопрос. Страховщики сделали заказ на новую модель туфель, которые нажатием кнопки можно превратить в "шпильки" или "тапочки". С виду это обыкновенные туфли на каблуках, необходимые деловой женщине в офисе, но, садясь за руль, каблуки можно спрятать внутрь лодочки.

Микки-Маус или Король Лев?

Микки-маусы населяли землю тысячи лет назад. Глядя на бронзовую брошку, найденную недавно при раскопках на юге Швеции, в этом трудно усомниться. Украшение, очень похожее на диснеевскую мышь, скорее всего, принадлежало знатной женщине железного века.
На самом деле, по мнению ученых, неизвестный автор пытался изобразить льва, но, видимо, никогда не видел этого зверя живьем.
Львиные мотивы были очень популярны в 700-900-е годы н.э. Лев являлся символом королевской семьи Скандинавии (сменив на этом "посту" более древнего вепря). Распространению львиного образа способствовало и христианство: в Библии, к примеру, лев упоминается 157 раз. Хотя не исключено, что украшение все же изображает мышь. Кроме броши, при раскопках были найдены римские монеты, статуэтки богов, остатки храма и даже хирургические инструменты.

Коротко.

* Американские астрономы "добили" Плутон. Мало того, что еще в августе прошлого года бывшая девятая планета лишилась своего статуса и получила официальное звание карликовой: недавно точные расчеты подтвердили, что Эрида, открытая в 2003 году, действительно массивнее Плутона на целых 27%.
* Охотники Аляски получили посылку из прошлого. В туше недавно убитого кита обнаружился девятисантиметровый фрагмент снаряда, сделанного в 1879-1885 годах. Это означает, что животному было больше ста лет. По мнению ученых, несмотря на то что такие океанские старожилы встречаются крайне редко, некоторые экземпляры доживают и до двухсотлетнего возраста.
* Европейское космическое агентство в 2018-м году планирует запустить в космос флотилию телескопов, чтобы наблюдать около 500 звезд, расположенных в 60 световых годах от земли. Энтузиасты проекта считают, что уже к 2020-му мы сможем понять, затерялись ли в этом обозримом пространстве следы инопланетной жизни.

Легенда в огне

- Что с ней случилось, мой мальчик?
- Она умерла, сэр. Она умерла.

Она сгорела. Нет больше легендарной "Катти Сарк". Нам, обитателям сегодняшнего - и всех последующих дней остался только обугленный остов. Черные деревяшки на месте парусного великолепия и горечь, скребущая изнутри -- ну как же так, ну почему все так несправедливо? Ведь ее хотели спасти. Знаменитый чайный клипер как раз находился на реставрации -- в ноябре 2006-го его закрыли на ремонт, потому что все уж слишком обветшало и потрескалось. Ну а как иначе -- возраст! Более чем почтенный. Красавицу в короткой рубашке и с лошадиным хвостом в руке пустили в нескончаемый бег по волнам 138 лет назад...


Это было давно. В те времена Британия считалась владычицей морей -- вполне по праву, заметим, -- и без устали выкачивала из покорившейся Индии все сокровища, до которых только могла дотянуться. Пряности, жемчуга, красное дерево, слоновую кость, тигровые шкуры, золото, алмазы, шелк, а еще -- чай. Новомодный напиток приносил бешеные прибыли, его доставляли из Индии и из Китая, и ради перевозки чая корабли строили десятками. Главная ставка делалась на быстроходность. Трехмачтовый клипер под всеми парусами, лихо срезающий верхушки океанских волн и тающий вдали, -- картинка очень типичная для тех лет. Суэцкого канала не было, не прокопали еще короткий путь из Европы в Азию. И пароходы пока только-только начинали неуверенно осваивать морские просторы. За всех и вся отдувались парусники.
Чайные клиперы стали и вершиной, и лебединой песней парусного кораблестроения. Превосходные мореходные качества судов, специально разработанных "под нужды момента", позволили сократить срок доставки чая до 3-4 месяцев. Раньше такое путешествие занимало почти полгода -- согласитесь, разница существенная. Рекордом стал переход в 99 дней. Нет, не "Катти Сарк" принадлежит это достижение. Она вообще редко выигрывала чайные гонки, хотя была построена именно для них. Правила этих гонок были чрезвычайно просты: свежесобранный чай нового урожая грузился на борт корабля в китайском порту Фучжоу, а побеждал экипаж, первым прибывший в лондонские доки. Капитану самого быстрого судна вручалась голубая лента победителя, и это был престижнейший трофей среди морских волков.
Так вот, Дику Вуджету, бессменному капитану "Катти Сарк", голубая лента не доставалась ни разу. Лучший результат относится к 1872 году, когда был совершен 107-дневный "чайный рейд" из Лондона в Китай. На абсолютный рекорд не тянет. Но все же эти паруса не зря прослыли самыми быстрыми в английском флоте! Свою славу она заслужила на другом "дальнобойном" маршруте -- не из Китая, а из Австралии. Когда чайный бум слегка утих, а пароходы начали деловито вытеснять парусники с наезженных мест, "Катти Сарк" занялась перевозкой шерсти из Австралии. И вот здесь-то наша красавица и побила все известные рекорды: лучший суточный пробег -- 363 мили, полное время в пути -- 77 суток. Против обычных 90... Какой секрет надо знать, чтобы сократить время и пространство на целых две недели? Хитрость, особые уловки, тайный сговор с морским дьяволом -- что помогало ей? Нет ответа. Но не зря же ее назвали в честь ведьмы, в конце-то концов! (А сама "Катти Сарк" потом дала имя сорту виски и парусной регате…)
Когда создавался этот идеальный во многих отношениях корабль (между прочим, его часто и с восхищением именовали так: "самый красивый корабль, когда-либо построенный человеческими руками"), судовладелец Джон Уиллис решил дать клиперу имя шотландской ведьмы. И Нэнни Короткая Рубашка из поэмы Роберта Бернса перекочевала на бушприт корабля. Умельцы, строившие парусник, не позабыли вложить ей в руку лошадиный хвост -- из корабельных канатов, конечно, но все-таки. Ухватить удачу за хвост -- это, пожалуй, чисто русское выражение, но как же оно подходит к истории "Катти Сарк"!
Удача не изменяла ей на протяжении почти полутора столетий. Вплоть до раннего утра 21 мая 2007-го, когда внезапно полыхнуло пламя... "Катти Сарк" спустили на воду в 1869 году, и за это время с ней происходило много чего опасного, волнующего и интересного. Она ухитрилась не утонуть и не затеряться в миллиардах кубометров соленых океанских вод. Под ее килем промелькнули бесконечные мили морских просторов, в ее паруса дули ветра всех широт. Ей удалось разминуться с сотнями пиратских кораблей, а ведь охотников до чужого добра всегда было полным-полно. Однажды в шторм она лишилась штурвала -- но выстояла! А в Первую мировую войну, в 1915-м, старушка "Катти Сарк", уже разжалованная до перевозки угля, совершила настоящий подвиг: подошла к тонущему английскому кораблю и взяла на борт семьсот терпящих бедствие моряков. Потом ее продали в Португалию, а в 1922 году превратили в учебное судно и даже чуть было не отправили на слом. Последний раз она выходила в море в 1938 году. А с 1954 года "Катти Сарк" стояла на берегу Темзы в Гринвиче в качестве одного из экспонатов Королевского Военно-Морского музея. И надо сказать, экспонат из нее получился замечательный -- за эти полвека на палубу удивительного корабля поднялось около 15 миллионов посетителей. Им всем хотелось хоть ненадолго приобщиться к духу романтики, мужества, головокружительной красоты парусных гонок. К прошлому, с каждым днем неотвратимо ускользающему сквозь пальцы. К легенде.
Теперь всего этого нет. Сгорела гордость британского королевского флота. "Катти Сарк", последний из чайных клиперов великой эпохи, исчезла в огне. Снимите шляпы.
Да, кое-что не пострадало -- около половины деталей судна, включая мачты, паруса, резную фигуру с бушприта, были вывезены на время реконструкции и хранились в другом месте. Так уж совпало. И пожар их не смог достать. Поэтому есть маленькая надежда, что "Катти Сарк" однажды вернется. Английское правительство уже делает решительные заявления в этом смысле -- мол, национальный символ, надо сохранить, денег насобираем, все восстановим как было или еще лучше.
Но нет. Прежнего волшебства уже не будет. Историю не развернуть. Крики чаек никогда не станут такими же, как полтора века назад. Время беспощадно, и рано или поздно оно забирает свое. Ей было отпущено немало -- и дел, и славы, и любви. И, наконец, морскую душу забрал огонь.
Прощай, "Катти Сарк".

Юлия КОРИНЕВСКАЯ


Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:


http://news.bbc.co.uk/hi/english/sci/tech/default.htm
http://www.newscientist.com/
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=index&cid=753&/
http://www.ananova.com/news
http://www.membrana.ru
http://dsc.discovery.com/news/news.html
http://www.membrana.ru
http://www.guardian.co.uk/
http://www.newsru.com/
http://www.lenta.ru/

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2007 г.

В избранное