Тайны и открытия

Выпуск N 15

Новости и "О насекомых"
28 февраля 2008 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем (изменился!):
alyoshiny@rambler.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Четыреста лет назад изобретение микроскопа перевернуло представления людей о мире живых существ. Интернет-проект, над которым с прошлого года работают крупные научные заведения и фонды, обещает подобные потрясения. Специалисты "пишут" в Сети "Книгу жизни" -- полную энциклопедию всех живых созданий Земли, включая вирусов, которых не все ученые признают живыми организмами. Книга уже насчитывает около миллиона персонажей, 30 тысяч из которых описаны в деталях. А все 1,8 миллионов земных созданий обещают появиться на ее страницах к 2017 году. Каждая статья создается на основе нескольких серьезных источников и будет снабжена информацией о состоянии вида.
А вот самому крупному в истории Земли морскому чудовищу (недели не проходит, чтобы не обнаружилось какого-нибудь нового гиганта!) уже не найдется места в Книге жизни. Вымер.

Монстр за монстром.

Останки крупного морского ящера, получившего кличку Монстр, были найдены на Шпицбергене в 2006 году. Недавно в тех же краях отыскали еще одного Монстра. Не просто крупного, а самого огромного из известных на сегодня "морских змеев": в длину он достигал 15 метров. А челюстями мог запросто перекусить малолитражный автомобиль пополам.
Находка относится к короткошеим разновидностям плезиозавров. Палеонтологам удалось найти и очистить от грязи часть морды ящера, зубы, фрагменты плечевой кости и позвоночника и почти не тронутый временем плавник.
Северная "кладовая ящеров" далеко не исчерпана. Ученые полагают, что обнаружили части по меньшей мере сорока плезиозавров, хорошо сохранившихся в щелочной среде океанского дна. В далекие времена климат этой части планеты был совсем не таким суровым, как сейчас.

Диафрагма не соврет.

Вам кажется, что люди искренне хохочут над вашими шутками? Возможно, это так. Но на глаз натуральность смеха определить очень сложно. А вот с новым японским изобретением -- измерителем смеха -- легко! Ученые из университета Кансаи разработали систему, которую не обманешь неискренним хохотом.
Датчики крепятся на грудь, живот и щеки смеющегося человека и несколько тысяч раз в секунду фиксируют сокращения всех задействованных мышц. Затем компьютерная программа обрабатывает данные и выдает результат: уровень смеха, который измеряется в особых единицах.
Выяснилось, что при поддельном смехе диафрагма человека остается совершенно спокойной, а при настоящем хохоте сокращается до 5 раз в секунду.

Диван привезет к старости.

Тот, кто любит валяться на диване и ненавидит спортзалы, биологически старше активных физкультурников примерно на десяток лет. Таковы выводы британских биологов, которые осбледовали кровяные клетки 2401 пар близнецов.
В клетках измерялась длина теломер -- концевых участков хромосом, которые являются своего рода "биологическими часами": по ним можно определить возраст клетки. Чем короче теломера, тем больше делений пережила клетка и тем она старше.
Участники английского эксперимента, которые не занимались физическими упражнениями, имели более короткие теломеры, чем те, кто регулярно посещал спортзал. У самых ленивых (16 минут физической активности в неделю) по сравнению с самыми спортивными (3 часа упражнений в неделю) эта разница в переводе на годы составила десять лет!
Доказательств, что ленивые будут жить меньше подвижных, пока не существует. Но очень вероятно, что старческие болезни настигнут их намного раньше. Так что врачи советуют: вместо того, чтобы пичкать себя пищевыми добавками, "замедляющими старение", лучше лишний раз выйти погулять с собакой.

Коротко.

* Во Вселенной обнаружен огромный сгусток черной материи, который более чем в две тысячи раз превышает по размерам нашу галактику. Загадочная до сих пор (и на века) субстанция находится на расстоянии 270 миллионов световых лет от Земли.
* В Поднебесной строят до небес: в Китае начинается возведение башни, имеющей форму сигары. Испанские архитекторы Сервера и Пиоз создали проект необычного сооружения высотой 1228 метров (или 300 этажей), общей площадью 2 миллиона квадратных метров. Одних лифтов в небоскребе будет около 400; подниматься на верхний этаж они смогут в среднем за 2 минуты.
Но уникальность сооружения даже не в его высоте, а в том, что башня окажется устойчива к любым ураганам и землетрясениям. В этом поможет ее расположение на искусственном острове посреди озера: водоем должен смягчать подземные толчки.

Просыпается дрянь с крылышками.

Кто к нам ползет из-за границы?

Наступающей весне радуются все. Не только мы, люди. Ждут теплых денечков звери, птицы и растения. И насекомые.

Сейчас личинки спят, укрывшись глубоко под снегом и опавшими листьями. Но весеннее тепло разбудит их, и начнет этот маленький народец бодро питаться. Не только красавицы бабочки запорхают весело над молодой травой и басовито запоют майские жуки (их-то как раз все меньше становится). Злобно зажужжат над нами комары-кровососы. На самые высокие стебельки заползут энцефалитные клещи -- им тоже нужна еда.
И ладно бы только проснутся уже привычные виды вредных насекомых, против которых в народе найдены какие-то приемы. Так ведь нет, все время появляются новые. Прибывают на колесах машин, в трюмах сухогрузов и багажных отделениях самолетов. Идут и летят сами, невзирая на границы. Глобальное потепление? Ах так, значит, в Сибири потеплело? Вперед! На завоевание новых территорий!
И что обидно: красивые, благородные виды зверей, птиц и насекомых постоянно исчезают (ученые подсчитали -- до 70 видов биологической жизни ежедневно!). С нашей помощью, конечно. А вот вредные насекомые, наоборот, плодятся. Несмотря на наше противодействие.

Земля как муравейник.

Муравьев на нашей планете в тысячи раз больше, чем людей. И будет еще больше. Муравьи появились на семьдесят миллионов лет раньше первого человека, а уничтожить их не удалось никому.
Прожорливые виды тропических мурашей все увереннее продвигаются к границам России. Есть среди них муравьи размером с большой палец мужчины. И наоборот, такие крохотульки, что разглядеть можно лишь в микроскоп. Но и те, и другие -- обжоры, каких поискать.
* Фараоны.
В конце семидесятых мы узнали, что не все муравьи живут в лесу. И не все полезны. На российских кухнях вдруг завелись полчища маленьких рыженьких агрессоров -- они "нашпиговывали" батоны хлеба, проникали в холодильники и копошились в сахарницах.
Этот подарочек от Хеопса выжить из дома практически невозможно. Химические способы борьбы малоэффективны, "фараонов" отпугивают лишь запахи петрушки, чеснока, лаврового листа и горчицы.
* Белоснежки.
В Китае пару лет назад приключилось нашествие белых тропических муравьев -- на древний город Сиань. Они пожирали все -- продукты, деревья, одежду. Даже электрический кабель грызли! Опустошили несколько крупных магазинов, изгрызли урожай на полях, стены древних зданий. Кстати, город Сиань расположен всего в двух тысячах километров от южных границ России...
* Желтые киллеры.
В Австралии всему живому объявили войну "желтые сумасшедшие муравьи".
Сумасшедшими этих крупных муравьев прозвали за их лихорадочное поведение и хаотичные движения. В базе данных по самым опасным для человека насекомым они вошли в первую сотню -- наряду с малярийным комаром, мухой це-це и саранчой.
Питаются желтые чем попало -- крабами, птицами, ящерицами, мелкими зверушками. Нападают на кенгуру и даже на людей!
Первым делом муравьи заползают на спящих животных и впрыскивают в их глаза кислоту. Ослепшие звери и птицы теряют ориентацию, слабеют. И тогда тысячи насекомых облепляют жертву, поливают кислотой ее кожу или перья и пожирают заживо.
Австралийцы уже несколько лет травят этих муравьев ядами с военных вертолетов. Если это не даст результата, "желтые киллеры" рано или поздно проникнут в любую страну мира. В цветочных горшках с растениями, в древесине, кокосовых орехах, кофе и какао.
* Огненные, красные, страшно опасные!
В Австралии и США известно и другое насекомое-убийца -- "огненный", или "красный", муравей. Раньше он жил в джунглях Южной Америки, но сейчас начал завоевывать другие континенты. Огненные муравьи выделяют яд, атакуют домашних животных и нападают на человека. В США уже зарегистрировано несколько летальных исходов от укусов красных муравьев. Недавно их обнаружили на юге Китая...
* Строители-разрушители.
Термитов раньше называли белыми муравьями, хотя это не муравьи. Более близки они к тараканам и богомолам. Еще двадцать лет назад термиты ассоциировались исключительно с тропиками. Сегодня они вовсю хозяйничают в Италии, грызут деревянные здания в Париже. А недавно обнаружились в Гамбурге, откуда до российского Калининграда рукой подать. Оказалось, что европейский климат для термитов вполне комфортен. Ведь они, подобно мифическим оркам, боятся солнца и в тропиках работают только по ночам. А в Европе с ее облачностью и долгими зимами могут есть и строить все двадцать четыре часа в сутки!
Один плюс у этих гадов -- человеком они не закусывают. Рассказывают, что один араб однажды уснул неподалеку от термитника, а проснулся в чем мать родила -- насекомые сожрали всю одежду.

Подлость с Востока.

Сегодня главный поставщик вредных насекомых в Россию -- Китай. Хотя и со стороны Японии тоже кое-что на колесах иномарок приезжает...
Личинки чужих насекомых прибывают к нам всеми видами транспорта и активно расселяются по территории России. Те, что уже прибыли, способны за несколько весенних месяцев погубить тысячи гектаров нашей тайги.
Недавно в Восточном порту специалисты при осмотре одного судна обнаружили свыше 70 тысяч бабочек и их яйцекладок! В прошлом году только через один порт Приморья было ввезено более 270 тысяч подержанных иномарок. А с ними, во фрагментах почвы и растительных остатках, не счищенных с колес и кузовов, -- зловещие личинки.
Огромное количество яйцекладок и личинок черного соснового усача и непарного шелкопряда осенью прошлого года пересекли границу в трубах китайского производства, которые КНР импортирует в РФ для строительства трубопровода ВСТО.
Ну, а с Дальнего Востока опасные личинки легко попадут в леса Западной Сибири и Урала, спрятавшись в таре и транспорте...
"Насекомое" нашествие плюс пожары (эти два фактора равноценны для леса по страшным последствиям) способны нанести серьезный удар не только по экологии, но и по экономике страны.
Заслон на границе работает плохо. Работники таможни шлепают "разрешающую" печать, не осматривая ни кузова, ни колеса, ни сам груз на наличие остатков почвы и личинок насекомых. Не прониклись опасностью. Пока.

Сожрать нападающего.

Человек ненавидит саранчу с самых древних времен. С тех, когда он первый раз посеял хлеб, и первой к столу явилась она. Губительные нашествия саранчи вошли даже в список "казней египетских".
В этом году Объединенные Арабские Эмираты подверглись нашествию саранчи, подобного которому не было около 25 лет. На данный момент уничтожено 10% посевов. Пострадали лесные массивы, плантации финиковых пальм. Полчища прожорливых насекомых угрожают другим аравийским странам и Ирану.
Такое же массированное нашествие в 2004 году пережил Египет. Тогда египетские богословы призвали население есть саранчу. Чтобы помочь правительству в ее уничтожении. Методом поедания.
На местных интернет-сайтах появились рецепты блюд, которые можно приготовить из саранчи, в том числе кебаб и чипсы. Правда, тут же всполошились медики: посевы, зараженные саранчой, опрыскивают ядами, и есть ее опасно для здоровья.
В последние несколько лет азиатская саранча стала "дотягиваться" и до угодий России. В Дагестане она ежегодно опустошает до 30 тысяч гектаров пастбищ и пашни. Оттуда идет в Калмыкию, на Ставрополье. Периодически оккупирует некоторые районы Алтая, Оренбургской и Челябинской областей. В 2002 году появилась даже на юге Красноярского края и Иркутской области. И еще не раз появится. Так что пора и нам записывать в кухонные тетрадки рецепты саранчовых чипсов.

Задержать не удастся?

Человек -- тоже не ангел, если не сказать больше. Еще в древности он понял, что биться с врагом на мечах опасно для жизни. Вдруг враг сильнее. Значит, можно одолеть его хитростью. Заставить заболеть, ослабнуть, даже умереть. Так возникла идея бактериологического оружия. В осажденные крепости кидали чумных крыс, заражали воду...
Действия насекомых, кусающих человека, очень понравились военным разных стран. В фашистской Германии разрабатывались сценарии бактериологических войн, в частности, планировались "десанты" из зараженных насекомых. Ряд опытных проверок показал, что насекомые, переносящие желтую лихорадку и малярию, легко адаптируются к длительным высотным "переездам" в аэропланах.
А пока немцы планировали, японцы тихо работали. В итоге на российском Дальнем Востоке в конце 30-х годов появился энцефалитный клещ. Точнее, старый добрый иксодный клещ, ни в чем плохом не замеченный, вдруг заразился энцефалитом. И медленно-медленно понес заразу по нашей территории... Сейчас он уже перевалил за Урал.
Советские военные тоже увлекались бактериологией. Но в числе "наших" приоритетов была сибирская язва, а ее насекомые не переносят. Зато, как говорят, наши ракеты с бактериоголовками до сих пор не уничтожены. Ждут своего часа. Военного.
А вообще-то ученые считают, что современное оружие массового уничтожения скоро уступит место крошечным изделиям -- по образцу насекомых. Они будут сверхточными, самонаводящимися, смертоносными. Убивать согласно заданной программе -- мужчин от 20-ти до 60-ти, например. И никаких разрушений. Вот такие жуткие прогнозы.
А насекомым все равно -- мир ли, война ли. Они легко проникают на территорию самой мирной страны и развязывают военные действия. Порой мы сами по своей беспечности завозим в нашу страну личинку-другую. И вскоре она становится всенародной проблемой... Ведь тот же колорадский жук: наши деды слыхом о нем не слыхивали! Он начал "завоевывать" российские картофельные нивы только в 50-х годах прошлого века. А сегодня эта зараза добралась и до Сибири.
Древних врагов рода человеческого -- миллионы и миллиарды. Кого еще ждать? Чьи фасеточные глазищи жадно изучают наши земли, чьи жвала нацелились на наши злаки и плоды, чьи хоботки жаждут нашей крови?

Валентина БОГОМОЛОВА

NEWSru.com
Лента.ру
MIGnews
и других.

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь
Архивные выпуски рассылки вы можете прочитать также на сайте Arcanus

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2008 г.