Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 62 Новости и 'О дирижаблях'


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 62

Новости и "О дирижаблях"
12 августа 2004 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Как утверждают ученые, каждый из нас может довольно точно "накуковать" себе продолжительность жизни (трагические случайности не в счет). Мы все знаем, в каких условиях живем, что едим и чем дышим, какими вредными привычками обременены, сколько жили наши ближайшие родственники и т.п. Впрочем, дальше за нас все решает та же сила, которая вложила в тушку кенгуру пламенный мотор.


Уверенные рожают мальчиков

Перед войной рождается больше мальчиков. В бедных странах у голодающих матерей чаще появляются на свет девочки. На этих наблюдениях основаны выводы ученых о том, что пол ребенка в некоторой степени регулируется законами эволюции: потомство должно быть многочисленным несмотря на все катаклизмы.
Чем здоровее, сильнее и физически привлекательнее мальчик, тем больше вероятность того, что он будет иметь много детей от многих женщин. Однако выращивание мальчиков требует гораздо больших ресурсов от матери - и до рождения ребенка, и после. Поэтому в плохих условиях жизни с точки зрения мудрой природы выгоднее произвести на свет девочку, от которой родится хотя бы несколько внуков.
Как организм понимает эту подсказку? Есть гипотеза, что на пол ребенка влияет уровень тестостерона в женском теле. В сытых условиях он довольно высок и помогает выжить эмбриону мальчика.
Выводы английского биолога Сары Джонс еще любопытнее. Она доказывает, что на выбор пола ребенка влияют не просто питание и комфорт, но и психологические факторы - например, то, насколько женщина уверена в своем будущем.
Доктор Джонс анкетировала больше 600 женщин, ни одна из которых не голодала. Среди вопросов были - "пол первого ребенка" и "сколько, по-вашему, лет вы проживете". В опросе выяснилось: те из женщин, кто рассчитывают жить долго и уверены в своем настоящем и будущем, имели сыновей. А те, кто собирался умирать до 48 лет, -- девочек.


Страшная кенгуриная сила

Известно, что если кенгуру угрожает опасность, он может совершать фантастические прыжки - 6-9 и даже до 12 метров в длину (рекорд 13 м 63 см, а в высоту - 3 м 20 см). К тому же мышцы его задних ног удивительно эластичны и растягиваются, как резина, передавая энергию следующему прыжку.
Тем не менее всегда считалось, что сумчатые животные как более примитивные проигрывают плацентарным в эффективности своей аэробной системы. Обмен веществ у сумчатых в спокойном состоянии происходит в три раза медленнее, чем у других млекопитающих.
Веря в уникальные способности родных кенгуру, которых в Австралии по 2-3 штуки на человека, австралийский биолог Терри Доусон исследовал митохондрии мускульных клеток этих животных и доказал, что "мощность" кенгуру не меньше, чем у лошади и антилопы. Правда, кенгуру редко пользуются своими способностями, предпочитая неподвижно украшать собой пейзаж.
Все это по большому счету значит, что энергетическая система млекопитающих развилась еще до того, как произошло их разделение на сумчатых и плацентарных 125 млн лет назад. И это еще один камень в огород теории эволюции.


Есть в Хорватии нора

518 метров - вот длина самого глубокого на сегодня вертикального колодца в подземелье. Недавно спелеологи обнаружили рекордную нору в горах Хорватии, в районе хребта Велебит. Первые 60 м туннель пещеры имеет плавный наклон, а затем обрывается вертикально - на 488 метров. Рекордной в этой хорватской пещере оказалась также колония подземных пиявок.

Кстати,
* В Хорватии находятся 20 самых глубоких пещер мира. А всего их в стране больше 7500.
* Самая глубокая в мире пещера - Воронья (Курбера) в Абхазии. Пока в направлении "к центру Земли" в Вороньей пройдено 1830 м - это новый мировой рекорд, установленный в конце июля этого года спелеологами из Москвы и Австралии. И это не предел глубины Вороньей.
* А вообще, как считают спелеологи (а именно Денис Провалов, один из покорителей Курберы), выражение "самая глубокая в мире" звучит некорректно. Никто пока этого не знает! Воронья, например, была открыта в 1991 году, и первые 12 лет никто не мог найти хода глубже чем 320 м.


Также за последнюю неделю стало известно, что…

…Животное впервые в истории воспользовалось языком, которому его научили люди (американским языком жестов), чтобы попросить о помощи. 33-летняя горилла Коко жестом указала, чтобы ей удалили больной зуб.
...Изобретена пленка для продуктов, которую можно съесть вместе с ними.


К нам едет цеппелин!

И мы все пойдем на него смотреть. Когда еще такое в небесах увидишь?! Маршрут дирижабля "Цеппелин НТ", посвященный 75-летию кругосветного перелета в 1929 году его "дедушки", дирижабля "Граф Цеппелин", пролегает из Германии в Японию и пересекает всю Евразию: он вылетел из Фридрихсхафена 13 июня, сделав остановки в Париже, Лондоне, Антверпене, Бонне, Люксембурге, Мюнхене, Ганновере, Любеке, Копенгагене, Стокгольме.
Дальше "Цеппелин" должен преодолеть 10 000 км на территории России, приземляясь в десятках городов: Пушкин -- Тверь -- Коломна -- Нижний Новгород -- Казань -- Уфа -- Челябинск -- Курган -- Ишим -- Омск -- Барабинск -- Новосибирск -- Мариинск -- Красноярск -- Нижнеудинск -- Иркутск -- Петров-Забайкальский -- Чита -- Молоча -- Магдагачи -- Свободный -- Архара -- Хабаровск -- Советская Гавань -- Южно-Сахалинск. Дирижабль сопровождает автоколонна: 12 КАМАЗов, груженных причальными мачтами, а в воздухе -- эскорт из 4 вертолетов Ми-8T. Правда, первоначальный план -- прибыть в Саппоро 15 августа -- сорвется. Слишком долго "Цеппелин" проторчал на границе Финляндии и России, и лишь 3 августа приземлился неподалеку от Пушкина. И то странно, что ему все же разрешили пролететь над нашим военным полигоном.


Дирижабль Zeppelin NT


Изготовлен в Германии в 1997 году.
Принадлежит Японии.
Длина -- 75 м.
14 м в диаметре.
12 пассажиров.
2 члена экипажа.
Катает туристов над Штутгартом: 335 евро за 45-минутный полет.
Крейсерская скорость -- 115 км/ч.
Максимальная дальность полета -- 900 км, высота -- 2600 м.


Первые графья

Кто только не изобретал дирижабли! С середины XIX века сотни патентов были выданы на разные летающие баллоны, с моторами и без. Но лишь единицы поднимались в воздух.
Например, "мягкий" дирижабль француза Анри Жиффара. Первый полет на нем состоялся в сентябре 1852 года. Ну а знаменитый "Цеппелин", детище графа Фердинанда фон Цеппелина, впервые оторвался от земли в 1900-м году. 128 метров в длину и 12 в ширину -- огромнейшая по тем временам конструкция. Дирижабль Цеппелина имел жесткий каркас, и это сделало его настоящим летучим кораблем.
После первого дирижабля были построены еще 119 таких же. Многие из них сбрасывали бомбы на англичан и французов на полях Первой мировой, а также шпионили. После войны Германия потеряла право строить дирижабли на своей территории и их "парк" разошелся по странам-победителям. Запрет действовал до 1925 года, а после сразу начали строительство нового корабля. В 1928 году был готов огромный "Граф Цеппелин": длина почти 237 м, диаметр 30,5 м.
В 1929-м году этот дирижабль совершил кругосветное путешествие. Он начал свой путь в Америке, сел в Германии, во Фридрихсхафене, затем приземлился в Японии (над Москвой не показывался, погода была нелетная), после -- в Лос-Анджелесе и оттуда вернулся в Нью-Йорк. Всего за 21 день дирижабль преодолел 35 тысяч км, это стало абсолютным рекордом кругосветной скорости. За 8 лет полетов "Граф" не потерпел ни одной серьезной аварии, хотя был наполнен водородом. И всего налетал 13 тысяч часов.


Большое привидение с мотором

Что такое дирижабль? Это управляемый аэростат с двигателем. Дирижабли бывают жесткой, полужесткой и мягкой конструкции. В последних форму оболочки поддерживает только давление содержащегося внутри газа, в первых основу корпуса составляет каркас.
Оболочка дирижабля имеет обтекаемую форму. У конструкции есть оперение -- неподвижные и подвижные стабилизаторы, выполняющие роль руля, а внизу подвешивается гондола для пассажиров и экипажа.
В оболочку закачивается легкий гелий, его плотность составляет примерно 1/7 от плотности воздуха. Водород еще легче, но взрывоопасен, и после того как факелом вспыхнул "Гинденбург", дирижабли перестали им наполнять.
Несущую конструкцию делают из сплавов, применяемых в авиации. Оболочку -- из лавсановых тканей, а сверху покрывают двуокисью титана. Дирижабль оснащен несколькими двигателями, в том числе рулевыми, и есть дирижабли, которым не страшны ни ветер, ни ночь, ни обледенение.
Причаливает дирижабль с помощью каната, который при посадке привязывают к специальной мачте.


Для чего они нужны?

Эта воздушная колбаса берет много, тащит далеко, зависает в воздухе на долгое время (до 3 суток), может вертикально взлетать и садиться, экономит топливо (летный час дирижабля стоит около $200, а вертолета -- до $1000), относительно безопасна и безвредна для атмосферы.
* Для разведки месторождений природных ископаемых, особенно в глухих районах. Нефти все меньше, так что вскоре человеку придется забираться в совсем буреломные и заболоченные участки.
* Чтобы следить за лесными пожарами, ловить браконьеров и контрабандистов.
* Для перевозки сверхтяжелых грузов. Какую-нибудь турбину даже не нужно будет демонтировать перед перевозкой.
* Как воздушные авианосцы. Вообще в оборонных целях.
* Для туризма. Многих любителей острых ощущений привлечет какой-нибудь там отель "Седьмое небо" на борту дирижабля.
* В качестве нового спортивного развлечения.
* Для рекламы. Людям свойственно задирать головы на любые небесные объекты.
А по оценкам психологов, дирижабли вызывают исключительно положительные эмоции. Никто и не помнит про "Гинденбург".


Дирижабли погублены курами?

Едва начавшись, эра дирижаблей в прошлом веке печально завершилась. Как минимум шесть аппаратов погибли в катастрофах: из-за утечки газа, ураганов, ошибок пилотов...
Последней каплей тогда стала загадочная катастрофа дирижабля "Гинденбург", случившаяся 6 мая 1937 года во время пассажирского рейса из Германии в США.
Самый крупный в мире жесткий дирижабль принадлежал нацистам, и его хвост украшала огромная свастика. Размеры серебристого корпуса (длина около 248 м и диаметр более 40 м) приближали его к "Титанику".
"Гинденбург" работал на водороде и мог пролететь 15 тысяч км (максимальная скорость -- 135 км/час). Пассажирское отделение поражало роскошью: на двух этажах находились 26 двухместных кают, бары, читальный зал, ресторан, галереи, кухни... Билет стоил больше 800 долларов, по тем временам бешеные деньги.
Через трое суток спокойного пути "Гинденбург" подлетал к Нью-Йорку. Но над аэропортом разыгралась гроза, и посадка немного задержалась. 230 человек персонала ждали, чтобы пришвартовать аппарат к "причалу", а неподалеку расположилась встречающая публика.
Внезапно на корме дирижабля вспыхнул пожар, носовая часть задралась в небо. Через секунды взорвались топливные баки и пассажиры начали прыгать вниз с большой высоты. Повезло тем, кто оказался на горящей корме: один человек, едва корабль коснулся земли, зарылся в мягкий влажный песок, другой спасся, потому что рядом с ним лопнул водяной бак. Всего из 97 пассажиров и членов экипажа 35 сгорели, разбились и умерли от ожогов.
Почему на дирижабле случился взрыв, неизвестно до сих пор. Американские эксперты склонились к тому, что это было случайное воспламенение смеси водорода с кислородом в условиях недавней грозы. Была и смехотворная версия о том, что "Гинденбург" подстрелил из винтовки фермер, у которого от шума авиадвигателей плохо неслись куры.
Однако еще до полета немецкие спецслужбы получили сигнал, что на "Гинденбурге" готовится диверсия. Проверки пассажиров ничего не дали. А после катастрофы, по указанию Геринга, всем велели молчать: теракт в отношении гордости нацистского воздушного флота был большим позором для страны.
Лишь в начале 70-х появилась информация, что противник нацистов Эрих Шпель, один из членов команды, заложил в дирижабле часовую мину. Он не хотел взрывать пассажиров, но механизм сработал раньше, уничтожив вместе с "Гинденбургом" самого диверсанта. И заодно дирижабли как надежду авиации. Два последних были демонтированы по приказу Геринга в 1940-м.
Только в конце 80-х об этих необычных судах заговорили вновь. И похоже, мы на пороге нового дирижабельного века.


Это вам не Рио-де-Жанейро

По данным экспертов, мир сегодня нуждается как минимум в 1300 дирижаблях. Нужны и тяжеловозы, и легкие "регулировщики". Уже работают над этим около 100 компаний в Германии, Великобритании, США, России. Лидеры дирижаблестроения -- Zeppelin Luftschifftechnik (Германия), Advanced Technology Group (Великобритания) и НПО "Росаэросистемы" (Россия). Причем наши на 30--40% дешевле, но, как уверяют, не хуже.
* Два года назад вышло постановление московского правительства, что дирижабли будут зависать над столицей, следя за обстановкой на дорогах, пробками и атмосферой. Заказ на два легких дирижабля получило НПО "Росаэросистемы". Был намечен срок -- начало 2004 года, но пока никаких новостей. А в Рио-де-Жанейро воздушный полицейский давно висит над городом.
* Дирижабль будет следить за порядком на Олимпийских играх в Греции. Длина -- 60 м, сконструирован в Швейцарии. Главная задача дирижабля -- с высоты более 3000 м высматривать террористов. Попутно он сможет регулировать дорожное движение. Если, конечно, над греческой столицей не будет ветра: при его силе более 5 баллов погода для дирижабля нелетная.
* В лабораториях Министерства обороны США работают над дирижаблем "Валрус" ("Морж"), который сможет перевозить до 1,8 тысяч солдат и до тысячи тонн грузов. Первые испытания -- в 2008-м.


"Закончил дирижабельное отделение..."

* Слово "дирижабль", как и многие авиационные слова, имеет французское происхождение. Diriger значит "контролировать" или "управлять".
* Впервые в России разработками дирижаблей занялись в 1907 году. Первый русский мягкий дирижабль назывался "Учебный" (1908). А один из дирижаблей носил имя "Комиссионный", за то, что был разработан некоей комиссией.
* "Цеппелин" -- это не всякий дирижабль, а только произведенный фирмой Zeppelin Luftschifftechnik.
* Раньше дирижабли строили в единичном экземпляре, поэтому у них были собственные имена: "Кондор", "Буревестник", "Гриф", "Альбатрос".
* В 1930-м в МВТУ им. Баумана на аэромеханическом факультете какое-то время даже существовало дирижабельное отделение.
* По некоторым данным, сейчас в действии в мире находятся 42 дирижабля.
* Впервые в боевых действиях дирижабль использовали итальянцы в войне с турками (1911--12 гг.).
* В сентябре 1917 в петроградских газетах публиковали правила поведения жителей на случай налета дирижаблей. Тогда это была реальная немецкая угроза.
Нильс ГУСЕВ

Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:


http://news.bbc.co.uk/hi/english/sci/tech/default.htm
http://www.newscientist.com/
http://abcnews.go.com/sections/scitech/
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=index&cid=753&/
http://www.ananova.com/news
http://www.rambler.ru/db/news/news.html?s=12
http://dsc.discovery.com/news/news.html

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

Форум "Тайн и открытий":
http://felodese.org/forum/index.php?s=5ce62566237a17518db142524bd1a1e6&act=SF&f=20


Р.S. Специальное предложение для подписчиков рассылки "Тайны и открытия"! Бонус в 20% при покупке хостинга на www.unikum.ru и оплате его с помощью виртуальных платёжных систем Webmoney или Яндекс.деньги. Для получения скидки в 20% при оплате счетов хостинга Unikum.Ru просто введите слово taleshina в поле "Примечание" на странице http://www.unikum.ru/wmoney.php при оплате счёта. Предложения действительны только до конца лета!

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2004 г.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное