Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 27 Новости и 'О космических полетах'

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 27

Новости и "О космических полетах"
13 апреля 2006 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Как сообщили недавно английские астрономы, через наш Млечный путь перекинут огромный мост. Такую форму имеет облако длиной в 463 миллиардов километров, которое состоит из паров метилового спирта. А нам-то с детства пели, что там кто-то пролил молоко… Да и кольца раньше замечали только у Сатурна.

Тиктаалики жили в лужах

385 миллионов лет назад все крупные обитатели Земли плавали в океанах. 365 миллионов лет назад кое-кто уже ползал по суше. Между первыми и вторыми - 20 миллионов лет и ни одного промежуточного звена, ни одного окаменелого свидетеля.
Но вот наконец потерянное звено отыскалось: два года назад при раскопках на севере Канады ученые обнаружили трех хорошо сохранившихся ископаемых неизвестного вида.
Существо получило название тиктаалик, что значит "большая мелководная рыба". У него были плоская, как у крокодила, голова с глазами в верхней части (это указывает на мелководную среду обитания), некоторое подобие шеи, ребра, ласты с шипами и чешуя на спине. В длину предок всех наземных животных достигал трех метров. Так что теперь эволюционная цепочка обновилась: кистеперые рыбы - тиктаалики - тераподы.

Из пушки по липидам

Лишнему жиру объявлена суровая война. Американские ученые изобрели лазер, который уничтожает целлюлит, прыщи и прочие жировые неприятности организма. Новое оружие топит сало прямо под кожей, не повреждая ее. Лазер разогревает жир до расщепления, после чего "лишнее" само выходит из организма.
Пока опыты проводятся на свиньях, но профессор Рокс Андерсон считает, что у придуманного им выборочного фототермолиза - нагревания тканей с помощью света -- большое медицинское будущее.

Уран носит голубое кольцо

В свите нашего Солнца нашелся еще один уникальный Властелин Колец - Уран. Как и вокруг Сатурна, вокруг Урана расположено голубое кольцо. Это второе подобное "украшение" планеты в Солнечной системе. Все остальные кольца - а они есть у Юпитера, Нептуна, Сатурна и того же Урана - красного цвета.
Голубизна нового кольца объясняется тем, что в его состав входят только очень мелкие частицы, менее тысячной ширины человеческого волоса, которые отражают именно голубой цвет (подобное отражение света от мельчайших молекул делает голубым небо у нас над головой). А крупные частицы, благодаря которым планетные кольца выглядят красными, перетянули к себе спутники Урана -- Миранда, Умбриель, Ариэль и другие персонажи далекого неба и шекспировского "Сна в летнюю ночь".

Небо становится ближе

Нашему космосу -- 45!

Всех романтиков, мечтателей и доморощенных звездочетов поздравляю с 12 апреля! Вчера исполнилось ровно 45 лет с того дня, когда человек впервые увидел Землю со стороны. "Космос наш!" -- писали на плакатах те, кто встречал Юрия Гагарина на улицах Москвы.
За 45 лет люди почти не улетели дальше той первой орбиты, если не считать путешествий американцев на Луну, которые теперь модно подвергать сомнению. Но недолго осталось ждать и первых марсианских экспедиций, и паломничества космических туристов... А беспилотные аппараты уже сегодня летят в такие вселенские дебри, что и представить трудно.
Заглянем на орбиту: что там, над головой, новенького? Остановимся на подробностях неземного быта. Проследим, как ближний космос из советско-американского становится международным. Вспомним о космических суевериях. И начнем копить деньги на турпутевку?

Гость из страны диких обезьян

Россия отметила 45-летие пилотируемой космонавтики очередным, 13-м, полетом "Союза ТМА" к МКС. Ранним утром 30 марта корабль вышел на расчетную орбиту, перед этим немного потрепав нервы Центру управления полетами -- были сбои в работе наземных систем. "Союз" привез на станцию космонавта Павла Виноградова (он может гордиться тем, что в списке всех космолетчиков мира -- 360-й по счету. И 87-й космонавт России), астронавта Джеффри Уильямса и гостя из Бразилии -- Маркоса Понтеса. 9 апреля Понтес вернулся на Землю с экипажем, который провел на станции полгода.
Понтес -- первый "навт" Южной Америки. К полету он готовился в основном в НАСА. А когда приехал в Подмосковье, то во время тренировок на выживание ему пришлось померзнуть в лесу при минус 30 и отогреваться в парной. В родной стране миссию Маркоса называют "Столетие": ровно 100 лет назад граждане Бразилии впервые совершили полет на аппарате тяжелее воздуха. За удовольствие послать своего гражданина в космос родина заплатила России большие деньги. На сегодня в космосе побывали представители 33 стран. Бразилия -- 34-я.

Космические суеверия

"13" в номере экспедиции заставляет вспомнить космонавтские приметы.

* Американские корабли никогда не стартуют 13-го, тем более в пятницу. Суеверие подстегнул инцидент с "Аполлоном-13", бак которого взорвался 13-го апреля.
* А русские не стартуют по понедельникам. Это традиция со времен Королева.
* 24 октября -- несчастливая дата для Байконура, на нее стараются не планировать ничего серьезного. 24.10.1960 на старте взорвалась военная ракета, погибли 268 человек. Ровно через 3 года в этот же день случился другой ракетный взрыв, принесший 8 жертв.
* В ночь перед стартом наши космонавты обязательно смотрят фильм "Белое солнце пустыни".
* На старте не должно быть ни одной женщины. Кроме тех, что в корабле.
* Дублеры основного экипажа подкладывают монетки на рельсы, по которым ракету везут к старту, и потом, когда космонавты возвращаются на землю, дарят расплющенные сувениры их женам. Деньги подкинуть непросто: перед ракетой идут охранники, которые сбрасывают с рельсов все посторонние предметы. Говорят, что на этом настояли солдаты, которые замучились оттирать следы от монет.
* Из гостиницы космонавты выходят под запись песни "Трава у дома". И не забывают посидеть в номере на дорожку.
* Ракету на старт вывозят всегда строго в 7 утра.
* По дороге к старту все космонавты (и женщины тоже) выходят из автобуса и справляют малую нужду -- как это когда-то перед стартом сделал Гагарин.
* И, конечно, космонавты всех стран везут с собой на орбиту личные талисманы.

Замуровали, демоны

Злые американские языки говорят, что на станции "Мир" в последние годы ее существования стоял запах, будто в чулане с грязными носками. Действительно, бороться за чистоту воздуха в замкнутом пространстве очень трудно. Проблемой космической бортовой гигиены научные учреждения занимаются давно и серьезно.
Сейчас на МКС люди чистят себя готовыми продуктами, не требующими применения воды: скребками для тела и шампунями, которые не нужно смывать.
Состав всех чистящих средств строго регламентирован. Например, запрещено использование спирта, поскольку системы контроля за воздухом не могут выгонять со станции алкогольные пары. Все мыло сделано из трав. А одежду полощут в специальном водяном мешке. Хорошо, что хотя бы сушится она без проблем: влажность воздуха на МКС -- 40%, в отличие от "Мира", где было около 90.
А чтобы не потеть, астронавты испытывают особое высокотехнологичное белье с серебряными нитями. Серебро замедляет рост бактерий. Как показали эксперименты, серебряные футболки после использования не пахли, хотя и покрылись соляной коркой. Идут работы и над созданием простыней и одеял, прошитых серебром.
Так что дышать на космических станциях будет все легче и легче. Это пригодится, когда экипажи полетят к Марсу и дышать друг на друга им придется целых 18 месяцев.

Высоко летают, гриппа не боятся

Хотите похудеть -- добро пожаловать на МКС! Научно установленный факт: практически все астронавты, побывавшие на вахте в космосе, теряли до 5 процентов своего изначального веса.
Ученые выяснили, что потеря веса астронавтами объясняется до смешного просто: на орбите они начинают есть меньше, чем им предписано рационом. А вот с чем связаны причины такой потери аппетита, пока установить не удалось. На вопросы об этом астронавты жмут плечами и говорят, что есть им вообще некогда, а иногда и не хочется.
Если 5% -- ерунда, то 10 -- уже ощутимая потеря для организма. И такое иногда с астронавтами бывает. А что будет, когда опять же впереди по курсу забрезжит Марс и полеты станут невыносимо долгими? Много ли возьмешь с дистрофика...
Земная страшилка -- птичий грипп -- пока никак не отразился на космическом меню. Индейку и курицу космонавты едят по-прежнему. Вообще, рацион составляется за несколько месяцев до полета. Экипаж пробует все, что ему предлагают, и выставляет оценки каждому блюду по 9-балльной шкале. После этого диетологи составляют меню, соблюдая полезный баланс белков, жиров и углеводов, и выбирают то, что космонавты оценили как самое вкусное. Затем заказ отправляется на завод в Бирюлево, где космическую еду делают уже более полувека.
Главная еда на станции -- сублимированные продукты и консервы. Свежее перепадает только с очередным экипажем. Скорее всего, сейчас фрукты и овощи, привезенные экипажем "Союза" 1 апреля, космонавты уже съели. Или выбросили -- аппетит у них, как мы теперь знаем, плохой.

Стоя спать умеет он...

А спят космонавты стоя. Говорят, что и к этому можно привыкнуть. Только на другой бок не перевернешься, если не можешь уснуть. Кстати, бессонница нападает на космонавтов по тем же причинам, что и на Земле: после особенно напряженного дня, в полнолуние и во время геомагнитных бурь. На случай плохого засыпания на станции есть запас снотворного и успокоительных средств.

Скелеты хитрят

На орбите теряется не только вес. Абсолютно все космонавты лишаются витамина Д, который играет важную роль в поддержании крепости костей. На Земле этот витамин производит человеческая кожа, защищаясь от ультрафиолета. Поскольку МКС летает выше озонового слоя Земли, она оборудована специальной защитой от солнечного излучения, и коже незачем стараться. Самое печальное, что витамин Д в таблетках, которые принимают космонавты, организмом не усваивается: ведь в невесомости умное человеческое тело понимает, что для перемещения ему вовсе не надобен скелет и поддерживать кости в рабочем состоянии ни к чему.

Без клюшки не поеду

Павел Виноградов, командир 13-й экспедиции, взял с собой в полет клюшку для гольфа и мячик. Ему доверена важная миссия: запулить мячик во Вселенную во время выхода в открытый космос (на полугодовой полет запланированы четыре выхода "за люк": два по российской и два по американской программам).
Популяризировать гольф решила канадская Element 21 Golf Company. Эта компания заключила особый договор с Роскосмосом. Виноградов ударит по мячу, сделанному из того же сплава, что и МКС. Если все пройдет удачно, то мячик будет летать вокруг Земли четыре года, а любители гольфа -- следить за ним с помощью навигационной системы GPS. Чтобы не опозориться при запуске, Павел Виноградов специально научился играть в гольф.
Многие ученые неодобрительно расценили рекламный трюк с мячиком. Хейне Клинкард из Европейского космического агентства предрекает, что по причудливым законам орбитальной механики предметы возвращаются в ту же точку, откуда их запустили, и на скорости в 10 км/сек мячик вполне может пробить станцию. Научной ценности -- никакой, а мусора космического -- тонны.
По оценкам, к 2055 году (даже с учетом прекращения полетов) в космосе будет летать больше обломков, чем их падает на землю и сгорает в атмосфере. И все полеты станут небезопасны. Сейчас там около 10 000 искусственных объектов размерами от 10 см, и пятая часть представляет реальную опасность для МКС. Плюс более 100 000 осколков до 10 см и миллионы меньше 1 см.

К Богу поближе

Тринадцатый экипаж впервые привезет на МКС крест. Его передал космонавтам патриарх Алексий II для международной благотворительной акции "Пасха в космическом пространстве". Раньше в космосе из предметов культа бывали только иконы.

Выпьем и снова нальем

Сухой закон на Международной космической станции недавно стал предметом обсуждения на Земле. Наши настаивают, что перетрудившиеся космонавты должны иметь возможность расслабиться после трудного дня. Экипажи более полугода проводят на орбите в тяжелых трудах, особенно во время выходов в открытый космос, когда за несколько часов теряется несколько килограммов веса. И ничего страшного не случится, если потом герои космоса немного выпьют. На станции "Мир" к употреблению горячительного всегда относились терпимо.
Но на МКС другие порядки: американцы установили здесь строгий сухой закон.
Так что получат ли экипажи хотя бы немного шоколадного ликера к Рождеству, пока под вопросом.

С неба звездочка упала

Сходить в туалет в невесомости -- довольно сложная задача. Без спасительной гравитации отходы жизнедеятельности просто плавают вокруг.
Самый первый космический американский туалет был такой: "делайте это в вашем костюме". Когда первый американский астронавт Алан Шепард, многие часы заточенный в скафандре, не вытерпел и сделал "это", электроды, прикрепленные на его груди, зашкалили, а мониторы в центре управления полетом сошли с ума. Так мокрым и полетел...
Современный туалет обошелся НАСА в 23,4 млн долларов. Это комнатка 75 см в ширину. Астронавты прикрепляют себя к специальной перекладине на уровне бедер и пользуются шлангами, из которых отходы вытягиваются воздухом и поступают в резервуары. Твердые мгновенно замораживаются и потом возвращаются на Землю для анализа. А жидкие просто следуют за борт. Как сказал один из астронавтов: "Нет зрелища прекраснее, чем свалка мочи на закате".
В СССР первые космотуалеты были индивидуальными. Каждую космонавтскую попу тщательно вымеряли -- говорят, что в одном НИИ до сих пор хранится бронзовый зад Валентины Терешковой. После личные туалеты заменили на общий, работающий по принципу пылесоса. Моча расщеплялась и снова поступала в оборот, а твердые отходы закладывались в особый контейнер. На них космонавты еще на станции "Мир" иногда что-нибудь подписывали. Например: "Принимай, Земля, подарок от лихого казака". Контейнер опускался на Землю и сгорал в атмосфере.
А кто-то романтичный внизу в это время загадывал желание на падающую звездочку...

А челноки все чинят

Старт "Дискавери" -- второй после трагедии с "Колумбией" экспедиции "Шаттлов" (первая успешно состоялась прошлым летом) -- перенесли с мая на июль. Барахлит датчик внешнего топливного бака. Поэтому план полета челноков в 2006-м вряд ли будет выполнен, хотя первоначально было запланировано три старта -- в мае, июле и ноябре.
Так что строительство МКС, которое хотели завершить к 2010 году, по-прежнему заморожено. Откладываются запуски трех энергетических платформ, автоматического транспортного корабля Европейского космического агентства, американского, европейского и русского модулей, канадского манипулятора Dexter, японской экспериментальной лаборатории Kibo и японского транспортного корабля.
Проблемы с "Шаттлами" заметно бьют по американскому карману: Уильямс стал первым астронавтом, которому НАСА купило у Роскосмоса билет. Начиная с этого года американцы платят за доставку по 21,8 млн долларов с астронавтского носа.

Чей нынче космос
Как страны мира осваивают небеса

Европейское космическое агентство включает на сегодня 17 стран Европы. Оно запускает космические аппараты и занимается масштабными научными исследованиями.
Иран. Торопится покупать за границей космические спутниковые технологии для изучения природных катаклизмов. Но многие эксперты считают, что в военных целях -- чтобы наблюдать за событиями в соседних странах. Первый иранский спутник "Сина-1" был построен на заказ в России и выведен на орбиту российской ракетой. Второй строится с помощью итальянской компании.
Казахстан. Претендует на собственный модуль, который хочет пристыковать к российскому сегменту МКС. Плюс совместное с российским КБ на Байконуре и участие в проекте многоразового корабля "Клипер". Существует также соглашение о создании на Байконуре ракетно-космического комплекса "Байтерек", с которого планируется запустить первый казахский спутник связи.
Малайзия. Идет процесс обсуждения кандидатуры малазийского туриста.
Китай. Успешно осуществляет пилотируемые полеты. Китай стал третьим государством мира, сделавшим это самостоятельно. На сегодня полетов было два, в космосе побывали трое тайконавтов. Корабль китайцев "Шеньчжоу" очень похож на наш "Союз". Кажется, мы уже знаем, на что будет похожа космическая станция, которой Китай хочет обзавестись к 2020 году.
Венесуэла. Позовет на помощь китайцев, чтобы построить свой спутник "Симон Боливар" и запустить его в 2008-м, открыв телевещание на всю Латинскую Америку. Азербайджан. Хочет купить готовый спутник и запустить его.
Эстония. Подумывает стать членом Европейского космического агентства. И изготавливать оборудование для МКС. На все остальное денег пока не хватает.
Россия и США. Готовят новые многоразовые корабли. Российский "Клипер" начнет полеты к МКС в 2013 году, а американский новый "Шаттл" -- в 2012-м.
Япония. Строит и запускает ракеты-носители и спутники, готовится к пилотируемым полетам, запуску грузовых кораблей, созданию собственного челнока к 2025-му и строительству обитаемой базы на Луне.
Осенью Япония пошлет в космос своего туриста -- 34-летнего предпринимателя Дайсуке Эномото, бывшего руководителя интернет-компанией. Он уже занимается в Звездном городке, прошел все медицинские обследования и учит русский. Чтобы оказаться в космосе, Эномото должен соблюсти требования, изложенные НАСА на 9 страницах (хорошо знать русский, хорошо себя вести, ни глотка сакэ во время подготовки и т.п.). Если Дайсуке по медицинским или каким другим причинам слетать не дадут, вместо него на МКС отправится американка иранского происхождения Аноуше Ансари. Ей 39, она мультимиллионерша, заплатившая за испытания первого частного космического корабля SpaceShipOne, уже прошла медкомиссию и в апреле должна приступить к тренировкам.

Кстати

* До Эномото в космосе побывали три туриста -- американцы Дэннис Тито (2001) и Грегори Олсен (2005) и юарец Марк Шаттлворт (2002).
* Путевка на МКС стоит 20 млн долларов.
* Организация туризма -- совместное занятие Роскосмоса, РКК "Энергия" и американской компании Space Adventures. Скоро в российском КБ будут сконструированы специальные корабли для туристов.
* В планах на 2009-2010 -- туристические полеты к Луне. Двух туристов повезет туда космонавт-профессионал.
* Главная проблема космического туризма -- место на борту. С конца 2009 года планируется, что на станцию начнут летать экипажи из 6 человек. Тогда в год можно будет засылать не двоих, а аж четверых туристов. Большие надежды возлагаются на новый многоразовый российский корабль "Клипер". Тогда затраты на доставку любителей острых ощущений будут меньше.
* Но государственную монополию на космический туризм надеется потеснить миллионер Ричард Брэнсон, который уже построил и успешно запустил первый в мире частный космический корабль SpaceShipOne, с 2007 года планирует устраивать суборбитальные (100 км над Землей) туристические полеты на SpaceShipTwo. Этот корабль, который будет выводиться на орбиту самолетом, возьмет на борт 6 человек, сможет подниматься на высоту 135-140 км и позволит туристам испытывать состояние невесомости в течение 6 минут. Пассажирам можно будет отстегиваться от сидений и плавать по кабине. В полет разрешат взять любимого кота или пса, но не пустят с силиконовой грудью: эксперты считают, что при перепадах давления силикон может взорваться. Предполагаемая цена космического билета -- 200-390 тысяч долларов.

Татьяна АЛЁШИНА

Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2006 г.