Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 20 Новости и 'Об образованности'

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 20

Новости и "Об образованности"
22 марта 2007 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

В этом году - лунные 3D-фотографии и обзор пейзажа, в 2012-м - мягкое прилунение, в 2017-м - доставка грунта на Землю, и в 2022-м - первый тайконавт на Луне. Таковы космические планы Китая.
НАСА тоже не собирается отставать и всерьез взялось просеивать опасную лунную пыль. Астронавтам и первопоселенцам на Луне без пылесоса делать будет нечего!

Минус 38 000 000 жителей России.

Мы делим Землю с 6,7 миллиардами человек. Через 43 года людей станет на 2,5 миллиарда больше: как прогнозируют эксперты из Отдела народонаселения ООН, к 2050 году на планете будут жить 9 200 000 000 человек. Станет в три раза больше тех, кому за 60: 22% от всего населения, и старики окажутся сосредоточены в основном в странах Европы. А самым молодым будет население Афганистана, Анголы, Конго, Бурунди, Уганды, Либерии и Нигера. Но даже и там начнет проявляться общая демографическая тенденция - от высокой смертности и рождаемости к низкой смертности и низкой рождаемости.
Половина всех людей Земли осядет всего в восьми странах: Индии, Пакистане, Нигерии, Конго, Эфиопии, США, Бангладеш и Китае.
А что в России? Как и другим 45 странам (в том числе Германии, Италии, Корее, Японии), нашей грозит депопуляция. По подсчетам, население России сократится со 140 до 108 миллионов, причем средняя продолжительность жизни у нас, как и в других странах Восточной Европы, будет самой низкой среди промышленно развитых государств: 68,6 лет. И на нее заметно будут влиять последствия эпидемии ВИЧ.

Алмазы покраснели.

Самые ценные алмазы - прозрачные. Правда, в природе бесцветные камни встречаются редко. Чаще всего они бывают коричневыми или желтоватыми, и для ювелиров такие алмазы не годятся. Поэтому ученые давно пытаются изменить цвет камня. К примеру, уже несколько лет назад американские физики научились делать алмазы желтыми и зелеными.
Ну а недавно в алмазной индустрии случилась сенсация: новосибирский гемолог Виктор Винс разработал технологию, которая позволяет превращать "грязные" алмазы в ярко-красные на атомном уровне. Алмазы подвергают высокому давлению, затем облучают радиацией, и они приобретают красный цвет.
Правда, редкие кристально чистые алмазы, не раскрашенные природой и человеком, все равно ценятся выше.

Кстати,
красный цвет, как определили психологи, влияет на подсознание. Если людей перед сдачей тестов подвергнуть краткому воздействию красных вспышек, они допустят больше ошибок. Потому что, считают ученые, с содроганием вспомнят свои красные от исправлений тетрадки за первый класс и красные сигналы светофора.

Коротко.

* Прошедшая зима стала самой теплой за всю историю погодных наблюдений, которые ведутся с 1880 года. Температура земной и океанской поверхности оказалась выше среднего за сто лет значения на 0,72 градуса Цельсия. Возможно, 2007-й в целом станет самым жарким за последние полтора века.
* Уже около 35 лет ученые НАСА изучают лунную пыль. Очевидно, что эта субстанция представляет угрозу для здоровья человека: пыль состоит из частичек стекла и железа, которые вызывают силикозы и асбестозы (профессиональные заболевания шахтеров), а также могут проникнуть в кровь и привести к отравлению. И когда человек все-таки поселится на спутнике ради полезных ископаемых, лунные базы придется оснастить пылепоглотителями -- магнитами.
* На островах Борнео и Суматра обнаружен новый вид кошачьих. Собственно, за дымчатыми леопардами джунглей наблюдают уже лет сто, но лишь недавно по анализу ДНК удалось установить, что они относятся к особому виду. Разница между ними и другими леопардами так же велика, как между тиграми и львами. В энциклопедии теперь нужно вносить поправки.

Мир тупеет на глазах?

Кто бы мог подумать! Оказывается, клонирует животных, создает суперумных роботов и выращивает космические овощи совершенно темное необразованное человечество! Во всяком случае, это следует из выводов американских ученых.

В течение нескольких лет ученые из университета штата Мичиган, которыми руководил профессор Джон Миллер, проводили глобальное исследование. Они изучали среднюю образованность современного человека в странах Европы, США и Японии с помощью специально разработанного теста из 31 вопроса. По мнению Миллера, научно подкованным можно считать того, кто свободно ориентируется в 20-30 фундаментальных научных концепциях и терминах. Например: правда или нет, что Вселенная произошла в результате Большого взрыва? А то, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год? Лазер работает за счет фокусирования звуковых волн? Антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии? (Если что, два первых утверждения верны, два других -- нет.) Также необходимо дать несколько определений -- к примеру, что такое "нанометр" или "стволовая клетка".
Результаты оказались неожиданными для исследователей: выяснилось, что две трети людей даже в развитых странах имеют весьма смутные научные познания о том, как "космические корабли бороздят просторы Большого театра". Впрочем, 70% американцев и без тестов признавались, что они не могут понять даже самую простую статью, опубликованную в разделе "Наука" известной газеты The New York Times. Так вот, в самой образованной из опрашиваемых стран, Швеции, уровень научно грамотных людей, по данным теста, составил всего 35%. На втором месте -- США (28%), на третьем -- Нидерланды (24%). Самой необразованной страной оказалась Турция с 1,5%. Удивительно, но от турецких граждан недалеко ушли изобретательные японцы: их рейтинг составляет 5%! Кстати, Россия в опросе не участвовала. Почему -- объяснил директор Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Туманов: "Подобные исследования ненадежны в вопросах определения истинной грамотности населения. Любой тест, в первую очередь, это проверка памяти, не выявляющая понимания сути вопроса. К тому же при анализе результатов опросов, тем более основанных на форме теста с вариантами ответов, никогда не стоит забывать про элемент угадывания".
Звучит логично. Но все-таки определенная ценность результатов теста Миллера есть: напомнить людям, что учение -- свет. Что же до практической пользы... ну вот скажите: вас, как пассажира автобуса, очень бы волновало, знает ли водитель значение слова "нейрон"? Все-таки главное, чтобы тот дорожные знаки в лицо узнавал. За мировой прогресс тоже не стоит беспокоиться: он идет -- сам Миллер признал, что общий уровень научной грамотности населения за последние годы возрос. Да и людей гениальных, которые, собственно, и являются двигателями общечеловеческого прогресса, вообще умом не понять и тестовым аршином не измерить! Помните слова знаменитого сыщика Шерлока Холмса из детективов Конан Дойля? На вопрос изумленного доктора Ватсона: "Как?! Холмс, вы не знаете, что Земля круглая? Но ведь об этом известно любому мальчишке!" -- Холмс преспокойно отвечает: "А зачем мне это знать?.. Ведь это не поможет мне раскрыть преступление". Так что если какой-нибудь гений изобретет лекарство от рака, но не сможет дать определение молекулы -- да и пес с ним, с определением!..

Страна -- процент.

Швеция - 35.
США -- 28.
Нидерланды - 24.
Норвегия, Финляндия, Дания - 22.
Болгария - 19.
Исландия, Бельгия, Германия - 18.
Франция, Швейцария, Чехия, Люксембург - 17.
Венгрия - 15.
Великобритания - 14.
Эстония, Италия, Хорватия - 12.
Австрия, Словакия - 10.
Кипр -- 3.
Латвия -- 2,2.
Турция -- 1,5.

Отличник или двоечник?

Если есть на то ваше желание, можете проверить свою образованность с помощью теста Миллера прямо здесь и сейчас -- в сокращенном варианте из пяти вопросов. Оценку за знания тоже поставьте себе сами, как в школе -- от пятерки до кола.
1. Верно или неверно? Все растения и животные имеют ДНК.
2. Дайте определение молекулы.
3. Верно или неверно? Электроны меньше, чем атомы.
4. Дайте определение нейрона.
5. Верно или неверно? Первые люди жили в одно время с динозаврами.

Ответы:

1. Верно. ДНК, или дезоксирибонуклеиновая кислота, -- это вещество в ядрах клеток, несущее в себе генетическую информацию.
2. Молекула -- это мельчайшая частица вещества, которая сохраняет все свойства этого вещества.
3. Верно. Электроны -- это субатомические частицы (таким образом, они меньше атома), которые несут отрицательный заряд.
4. Нейроны -- это специализированные клетки для обработки и передачи информации. Они являются основными структурными элементами нервной системы.
5. Неверно. Большинство динозавров вымерло более чем 65 миллионов лет назад. Первые человеческие предки появились около 5 миллионов лет назад.

Наши дети растут вниз!

В России тоже проводят тестирование уровня грамотности. Только пока не среди взрослых, а среди школьников. Исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) проводится раз в 5 лет. В нем участвуют ученики четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст -- 9-10 лет (в России -- 10-11). В 2006 году были протестированы 4720 четвероклассников из 232 школ. И выяснилось, что, во-первых, с возрастом учащиеся глупеют, а во-вторых, что наше школьное образование уже далеко не впереди планеты всей.
Тестирование PIRLS проводится так: школьнику дают тетрадь с двумя текстами и заданиями к ним. Первый текст художественный -- забавная история, рассказ-описание или сказка, а второй -- научно-популярный (чаще всего о животных). К ним прилагается 12-15 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут. Требуется выбрать правильный ответ из четырех возможных или написать короткую фразу. Результаты показали: основную идею русские школьники формулировать умеют. А вот выразить отношение к прочитанному или дать свою оценку в наших школах не учат -- по-прежнему требуют, лишь бы объем прочитанного был побольше, да скорость чтения повыше. Впрочем, обнаружилось, что даже такой подход к обучению не отбивает у русских школьников охоту читать! По времени, количеству книг и их разнообразию наши дети все еще читают больше западных сверстников -- причем для удовольствия, а не оценки ради.
По данным же Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), которое проводится среди 15-летних учеников, наши школьники имеют показатели гораздо ниже среднеевропейских. По уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения они находятся на 30-32-м местах (из 45 возможных).
Выводы, что русские ученики с возрастом становятся менее грамотными, можно было бы сделать и без тестов, если сравнить количество отличников в начальных и старших классах. В начальных пятерочников около 10-12%, а к 9-му остается 5-6%. Это потому, что в наших школах пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний и никого не волнует, пригодятся ли они в будущем. Вот и надоедает школьникам зубрить нудные учебники. На Западе же учеников приучают самостоятельно добывать знания и стремятся заинтересовать в предмете.

Алена ГРУДНИЦКАЯ

Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2007 г.