Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес-курсы

  Все выпуски  

Бизнес-курсы ОШИБКИ ПРЕЗЕНТАТОРОВ


Ошибки презентаторов Предупрежден - значит вооружен. Если вы помните о типичных «презентационных» ошибках, вы наверняка постараетесь их избежать. Но прежде чем переходить к детальному разбору выступления, поговорим об ошибках, способных полностью сорвать презентацию. Менторский подход. Нередко выступающие забывают, что презентация - это не урок в школе. Никто из слушателей не будет сдавать экзамен «лектору». Презентатор не может дать «классу» домашнее задание, провести контрольную или «самостоятельную работу». Поэтому стоит воздержаться от учительского тона. И помнить, что это не аудитория пригласила вас, а вы пригласили аудиторию. Лекторский подход. Презентация - не лекция. Да, конечно, презентатору тоже приходится выступать перед группой людей, демонстрировать слайды и т.п. Но если студентам, по той или иной причине, лекция интересна или необходима, то на презентации слушатели не слишком заинтересованы в предмете разговора. Презентация - это упражнение в убеждении. Глупо убеждать студента в том, что дважды два четыре - его надо этому научить. А вот презентатору свою аудиторию приходится не только убеждать, но порой и ПЕРЕубеждать - да еще в расчете на то, что эти люди предпримут какое- либо действие или воздержатся от него. В соответствии с этим следует обращаться к слушателям с уважением, словно вы - подчиненный, а у них положение более высокое. Презентатор не может требовать внимания, он должен его заслужить. К тому же, если преподаватель длину лекции (лекций) устанавливает, рассчитывая, сколько времени требует данный материал, то презентатор себе такой роскоши позволить не может. Презентация займет ровно столько времени, сколько смогут уделить ей слушатели. Ведущий должен сам так «ужать» ее предмет, чтобы и основную тему раскрыть, и аудиторию не задержать. В этом смысле быть презентатором куда сложнее, чем лектором. С другой стороны, презентация - это лишь прелюдия. Конечно, если она провалится, дальнейшего обсуждения попросту не последует. Однако заинтересованный слушатель всегда сможет ознакомиться с предметом более детально. Цель презентатора: не выкладывать перед аудиторией максимум информации, а заинтересовать людей, увлечь их, вызвать у них желание обращаться за новыми сведениями. Высокомерный тон. Ведущий на презентации находится в странном положении: стоит на возвышении, перед группой людей (вполне возможно, превосходящих его по статусу) и что-то вещает. Естественно, предполагается, что он обладает наибольшими познаниями о предмете разговора и потому имеет право на такого рода выступление. Но, увы, ведущие далеко не всегда четко придерживаются обозначенной темы. И порой вторгаются в области, о которых слушатели знают больше них. Этим они как бы подчеркивают свое превосходство - не только в данной ситуации, но и по жизни... Чего, разумеется, делать нельзя. Правильно - Конечно, не мне вам говорить о перспективах данного предприятия, но из исследований ваших экспертов я понял, что вы ожидаете... Неправильно - Я считаю, что будущее данного предприятия заключается в.... Попытка переубедить аудиторию. Ведущий должен помнить, что слушателей много, а он - один. Презентация - не место для того, чтобы опровергать привычные убеждения людей. В крайнем случае, стереотипы аудитории можно принять - чтобы позднее доказать, что на основе верных предпосылок были сделаны неверные выводы. Нельзя сталкиваться со слушателями «лоб в лоб». Куда лучше - использовать приемы «психологического айкидо»: направить силу противника против него же самого. Правильно - Я знаю, что многие из вас считают, что покупка нового оборудования не всегда приносит ощутимый результат, и вы абсолютно правы. Это вовсе не гарантирует высоких доходов. Но некоторые проблемы (в частности, повышение конкурентоспособности) без этого просто не решить и... Неправильно - Я знаю, что многие из вас считают, что покупка нового оборудования не всегда приносит ощутимый результат. Однако, если вы хотите победить конкурентов, без этого не обойтись. Ловушки иллюзий. Когда мы ожидаем, что другие люди будут вести себя именно так, как мы думаем, мы склонны игнорировать важные сигналы аудитории или интерпретировать их неверно. Сюда можно отнести: ∙ ожидание, что кто-то будет вести себя так же, как и другие; ∙ уделение большей части внимания своим намерениям, а не ответам аудитории; ∙ готовность к спору, только ради того, чтобы переубедить других; ∙ способность видеть лишь две стороны одного вопроса; ∙ пропускание полярной реакции аудитории; ∙ неправильное понимание контакта глазами; ∙ непроверенная уверенность в том, что другие жаждуг перемен; ∙ иллюзия того, что другие вкладывают в ваши слова тот же смысл, что и вы; ∙ иллюзия того, что один и тот же подход будет действенным в любой ситуации; ∙ убеждение в том, что есть лишь один способ сделать то или другое; ∙ иллюзия того, что другие будут соответствовать вашим ожиданиям; ∙ игнорирование вербальных и невербальных сигналов аудитории; ∙ неправильная интерпретация таких сигналов. Впрочем, у большинства ведущих основные проблемы связаны с неумением верно подать материал непосредственно в процессе презентации. Очень сложно преодолеть скованность и оцепенение, которое порой охватывает даже очень общительных людей и хороших ораторов. Важно помнить: даже с сотней человек следует говорить так, как если бы вы обращались к одному-единственному слушателю. Постарайтесь выглядеть естественно. Следите за мимикой, движениями тела и головы, высотой и силой голоса, жестами, темпом речи и паузами. А главное: оставайтесь самим собой - приятным в общении и дружелюбным человеком, как если бы вы сидели у себя в гостиной, с семьей и друзьями. Дурные манеры и вредные привычки выступающего можно от¬корректировать заранее, попросив нескольких друзей посмотреть на ваше выступление. Вот основные технические промахи презентаторов: ∙ Бормотание. Лучше орать на весь зал, чем говорить так, что никому не будет слышно. ∙ Запинание. Многочисленные «э-э» чрезвычайно портят речь. Впрочем, несколько репетиций должны устранить этот недостаток. ∙ Нечеткость. Этот минус встречается не так уж часто. Обратите внимание на четкость своей речи, и все встанет на свои места. ∙ Фразы-паразиты. Сами по себе они безвредны, но в больших количествах начинают отвлекать аудиторию от главного. Типичные примеры: «Суть в том...», «и так далее», «если вы знаете, что я имею в виду», «ну вот...», «да, да...» (в конце фразы). ∙ Слабый визуальный контакт. Сверлить взглядом стены комнаты бесполезно. Давно установлено, что аудитория не за¬поминает слов ведущего, который постоянно отводит или опускает взгляд. Но и смотреть в глаза слушателям можно по- разному. Главное: не пялиться на кого-то чересчур агрессивно и не смотреть на людей «стеклянными глазами». ∙ Дурные манеры. Многие люди, оказавшись перед большой аудиторией, начинают вести себя странно: почесывают ухо, похлопывают себя по бедрам, постоянно потирают руки. Все это - признаки нервозности и неуверенности в себе. Ничего страшного в них нет, но если подобные движения повторяются настолько часто, что слушатели с куда большим интересом следят за оратором, чем за его речью, следует их искоренить. ∙ Понижение голоса. Мы привыкли понижать голос в конце каждого предложения. Однако в большом зале это создает атмосферу безрадостной скуки: каждое предложение кажется завершением беседы. Прослушав пару раз запись собственного выступления, вы быстро найдете выход из положения.

В избранное