Бизнес-курсы

  Все выпуски  

Бизнес-курсы ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ


С чего начать? Недаром говорят, что чем раньше допущена ошибка, тем серьезней она влияет на весь проект и тем труднее ее исправить. Вот почему так важно детальное предварительное планирование презентации. Казалось бы, «подготовка презентации» - вещь самоочевидная. Однако многие презентаторы не обращают внимания на многочисленные «мелочи» - а это ведет к провалу. Стадия планирования включает в себя выяснение, кто и что собирается сказать, за какое время и в какой последовательности. В этот процесс стоит вложить как можно больше усилий. Он обеспечит мощную упорядоченную структуру презентации, «скелет», на который легко нарастить «мясо». Итак, попробуем разработать универсальный алгоритм подготовки! 1. Сформулируйте цель выступления. Первый вопрос, который стоит задать: «Зачем мне вообще нужна эта презентация?» Казалось бы, нет ничего проще. Презентация нужна для того, чтобы повысить доходы компании. Ан нет! Столь абстрактную цель достигнуть невозможно. Постарайтесь найти формулировку поконкретнее. На¬пример: «Чтобы продать новый трЗ-плеер». Верно - но продажами занимаются продавцы, а не презентаторы. Цель презентатора: «Заинтересовать покупателей, продемонстрировав уникальные качества нового трЗ-плеера». Но в чем именно заключается эта уникальность? Что именно, скорее всего, заинтересует клиентов? Как можно больше подобных вопросов следует задать себе в самом начале, чтобы не допустить досадного промаха. Например, презентацию компании, занимающейся сетевым маркетингом, необходимо провести, чтобы: ∙привлечь новых сотрудников; ∙продать больше продукта; ∙преодолеть сомнения и опасения людей относительно товара и МЛМ-структуры в целом; ∙ убедить большее количество людей, что использование продуктов и участие в этом бизнесе стоит требуемых денег (времени). Сформулируйте конечную цель письменно, а не просто вслух. 2.Определитесь с аудиторией. Вы уже решили, о чем будете говорить? Осталось понять, кому именно вы хотите это сказать. Подбирая аудиторию, не стесняйтесь переговорить с кем-либо из будущих слушателей. Так вы куда больше узнаете об интересах, информированности, опыте, понимании и предрассудках людей, пе¬ред которыми вам придется выступать. Вы собираетесь презентовать новый 0\/0-плеер? Тогда выясните, что будущие слушатели думают относительно данного предмета? Каков уровень их интереса к новым фильмам и технике (это молодежь, кинолюбители и т.п.)? Понимают ли они, насколько фильмы в 0\Ю-формате отличаются по качеству от всех остальных? Насколько они осведомлены о последних технических новинках? Они на самом деле сомневаются, нужен ли им плеер, или им просто больше нравится продукция конкурентов? 3.Продумайте все составляющие выступления. Вы наверняка заранее расписали весь текст презентации. Но некоторые детали уточнить не помешает. Например, продолжительность каждого пункта и подпункта (так вы сразу определите, не получилась ли презентация слишком длинной). Стоит рассортировать все компоненты следующим образом: А - то, что обязательно надо сказать; Б - то, что сказать желательно, но необязательно; В - то, что стоит сказать, если на это останется время. Затем постарайтесь выстроить все вместе в логическую последовательность. 4.Определитесь с вступлением и структурой презентации. Вы можете воспользоваться советами, которые приведены в соответствующих главах этой книги. 5. Рассчитайте продолжительность презентации. Большинство презентаторов боятся сказать недостаточно - хотя чаще всего говорят слишком много. Важно, чтобы презентация не была чересчур перегружена информацией. Пункты типа В, как показывает практика, лучше выкидывать еще на стадии наброска презентации. Помните: чем дальше, тем сложнее будет убрать из текста тот или иной кусок. Позднее все равно появится масса «важных» идей, презентация разбухнет после того, как вы включите в нее слайды - и в итоге вы едва-едва уложитесь в запланированное время. Слушатели совсем не против кратких презентаций: 30-40 минут хватит за глаза. А если вы сумеете сказать все, что нужно, за 15-20 минут, честь вам и хвала. А слишком длинное выступление не нравится никому. Слушатели начинают скучать, зевать и стараются уйти до очередного перерыва (так как паузы имеют неприятную привычку затягиваться и съедать время). Рассказывает Игорь Вагин: «По роду деятельности я часто посещаю презентации разных организаций. Однажды привелось побывать на презентации финансовых услуг, которая длилась... 4 часа с одним двадцатиминутным перерывом. Как думаете, сколько слушателей «досидело» до ее завершения? Не спорю, презентация оказалась очень интересной. Однако если первая часть еще была относительно понятной, то вторая оказалась сложна для восприятия. Словно идет не презентация услуги, а подробная лекция о ней. Но ведь цель любой презентации - продать продукт, а не представить о нем отчет. Кстати, нередко такие долгие презентации служат лишь демонстрации интеллекта выступающего, а вовсе не делу фирму. Данную презентацию вел директор компании - настоящий спец в своем деле. Другие подобные презентации проводили его помощники: они не вдавались в детали, и их выступление легко укладывалось в 30-40 минут. И вот парадокс: у них на услугу подписывались десятки клиентов, а у директора - почти ни одного! Как видите, время презентации на уровень продаж не влияет. Вернее, влияет, но с точностью до наоборот: чем дольше тянется демонстрация, тем меньше желание купить товар. Поэтому стоит насторожиться, заметив, что публика начала позевывать, переговариваться, перестала задавать вопросы или вопросы задаются с раздражением. Если же тема презентации действительно требует выступления длиной в 2-3 часа, то хотя бы меняйте презентаторов. Устанут слушатели от одного - а тут уже второй на подходе, все- таки - разнообразие!» С другой стороны, перерыв - момент важный, а иногда и необходимый. Однако две паузы по 10 минут всегда лучше одной длиной в 20 минут. Если презентация идет 3 часа, два коротких перерыва будут эффективнее одного, пусть и длинного. Рассказывает Игорь Вагин: «Нет правил без исключений. Если вы выступаете перед большой аудиторией (500-1000 чело¬век), логичнее объявить один длинный перерыв вместо двух коротких. Ведь даже чтобы просто покинуть зал, людям понадобится не меньше пяти минут. Заходить обратно они будут столько же. И собрать столько народу вместе всегда непросто. А короткий перерыв уже через десять минут закончится...» Не пытайтесь объять необъятное. Презентацию следует строить на фактах, которые могут заинтересовать аудиторию в целом. Детали оставьте на потом, для клиентов, которые обратятся к вам после выступления. 6.Приготовьтесь поддерживать обратную связь с аудиторией. Продумайте, как и на какие вопросы вам придется отвечать.Постарайтесь не попасть в ловушку сухих фактов, превратите выступление в интересное повествование, а не в чтение вслух бухгалтерского отчета.Помните: вы прекрасно знаете, что собираетесь сделать или показать в следующую минуту, а вот слушателям об этом ничего не известно. Поэтому постарайтесь полушутливо, полусерьезно предупреждать аудиторию о том, что ее ждет: ∙Буквально через минуту я продемонстрирую вам кое-какие интересные иллюстрации... ∙Это было снято на пленку, и сейчас вы увидите... ∙У нас имеется модель агрегата, которую мы сейчас покажем вам в действии... Как показывает практика, если вы просто положите на стол несколько любопытного вида коробочек или плакатов, интерес аудитории резко вырастет. 7.Приготовьтесь поддерживать климат продажи. Что это означает? Лишний раз перечитайте презентацию и вычеркните оттуда слова, которые могут вызвать у потенциальных клиентов негативную реакцию, «ощущение потери». Вместо этого используйте слова, вызывающие «ощущение приобретения». 8.Продумайте детали. Где пройдет презентация? Как велика будет аудитория? Какие визуальные и вспомогательные средства вам понадобятся? Всегда лучше все рассчитать заранее, чтобы потом не возникло неприятных сюрпризов. 9.Сформулируйте ключевую фразу. Именно ее должны будут запомнить слушатели к тому моменту, как презентация закончится. Например: «Возможно, этот новый способ бизнеса поможет решить многие материальные проблемы». Или: «Сесть за руль этого нового автомобиля стоит уже завтра». Ваша аудитория Существуют три типа аудитории: большая (больше 100-200 человек), средняя (до 50-100 человек) и маленькая (до 12 человек). Естественно, в каждом из этих случаев на речь ведущего будут реагировать по-разному, и к нему будут предъявлять совершенно разные требования. Правило одно: чем больше аудитория, тем лучше срабатывает обращение к ней как... к одному человеку. Опыт известных актеров и презентаторов также показывает, что для большой аудитории не так важен предмет презентации, как сам выступающий. Ученые доказали, что поведение людей во многом диктуется эволюцией, предысторией рода человеческого. Все то, что помогало выжить нашим предкам (защита потомства и территории, стремление к главенству, страсть к исследованию), проявляется в нашем характере и по сей день. Особенно ярко «доисторические» черты заметны в так называемом групповом поведении людей. Сознание человека, оказавшегося внутри большой толпы, подвергается определенным изменениям. Люди, составляющие такую толпу (или, в нашем случае, аудиторию), объединяются и солидаризируются - после чего единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство. Как видите, туг мы имеем дело уже не с интеллектуальным различием индивидуумов, а с некоей родовой тождественностью. Здесь нет места бурным и продолжительным дискуссиям или экстравагантным экспериментам. Поскольку: ∙В этом случае на идеи реагируют не личности, а группа. ∙Действуют групповые стандарты поведения. ∙Публично определяются угрозы для группы. ∙Провозглашается решение «Вперед и только вперед!», а лидеры, готовые туда повести, бурно приветствуются. Если вы действительно имеете дело с большой аудиторией, важно понять, что объединяется она только при определенных условиях. Посмотрите, насколько плотно сидят зрители? Может быть, они вообще разбрелись по помещению? Насколько хорошо они знают друг друга и знают ли вообще? Видели ли они ведущего раньше и как часто? Как выглядит помещение? Оно светлое и высокое или же низ¬кое и мрачное? Каково расстояние между презентатором и первым рядом? Все это - вопросы отнюдь немаловажные. Помните, что ведущий, способный прекрасно выступить перед маленькой группой, далеко не всегда в состоянии справиться с большой аудиторией. Хороший презентатор вытянет даже посредственную презентацию, плохой - загубит и гениальную. Не секрет, что толпа принимает решения под действием эмоций, слепой веры в своего лидера или группу таких лидеров. Провода презентацию, надо это осознавать. Важный момент - вопросы из зала. Далеко не все они конструктивны и задаются из простой любознательности. Вот лишь несколько «заковыристых» вариантов: Скрытое возражение. На самом деле спрашивающий чем-то недоволен, но стремится замаскировать свое недовольство вопросом. -Значит ли это, что работать придется и по субботам? Что делать? Ни в коем случае не оправдываться и не вступать в спор. Пообещайте разъяснить детали позднее и упомяните о выгодах, которые принесет ваше предложение. Испытующий вопрос. Вас проверяют «на вшивость», стремятся выяснить, каковы ваши знания и опыт. -Какова прочность этого нового сплава под давлением? Что делать? Блефовать нельзя. Если не знаете ответа, не ищите оправданий. Пообещайте как можно скорее выяснить нужную деталь - и выполните свое обещание! Порой вновь возвращаться к пройденному даже полезно. Демонстрационный вопрос. Нередко слушатель просто пытается с помощью вопросов ведущему продемонстрировать коллегам свое глубокое знание предмета. -Скажите, эксплуатационные сроки у этой установки такие же, как у А-2 или как у Б-333? Что делать? Похвалите слушателя, коли уж он сам на похвалу напрашивается. Покажите человеку, как он умен. Мол, я об этом не упомянул просто потому, что для большинства людей это технически слишком сложно... Вопрос-вызов. Порой слушатели воспринимают безобидные с виду утверждения как посягательство на их «личную территорию». -Так вы утверждаете, что машиностроению в России не следует уделять особого внимания?! Что делать? Немедленно отступить, вернуть спрашивающему его «территориальные права». А лучше всего - посоветоваться с ним, попросить каких-нибудь рекомендаций. Оформляем сцену! Итак, вы составили и отрепетировали презентацию? На девяносто процентов успех вам гарантирован! Почему не на все сто? Потому что существует еще тысяча мелочей, связанных с выбором места, оформлением зала и организационными вопросами. Если вы их не учтете, зрителям будет некомфортно, а значит, и презентация им не понравится. Итак, прежде всего определитесь с местом проведения мероприятия. Этот вопрос следует решить с самого начала. Выбрав зал, проверьте, достаточно ли красиво он оформлен, удобно ли будет слушателям туда добираться (есть поблизости парковка или нет?) и т.п. Идеальный вариант: проводить презентацию прямо в вашей организации - это позволит держать ситуацию под контролем. Хотя, увы, позволить себе такую роскошь могут далеко не все. Золотое правило: маленький зал лучше большого (конечно, если зрителям там будет чем дышать). Много пустого пространства действует угнетающе. Если вы проводите презентацию в большом зале, постарайтесь усадить слушателей на первые ряды, поплотнее друг к другу. Нет ничего хуже пары десятков человек, которые «разбрелись» по залу на 500 мест. Пусть лучше аудитория будет набита битком (слушатели могу стоять и в проходах). Удобнее всего - стандартный квадратный зал. Однако если слушателей немного, и вы хотите провести презентацию в неофициальном тоне, лучше сделать ряды пошире, выбрав неглубокий зал, чтобы как можно больше слушателей оказалось возле сцены. И напротив, если аудитория большая, а презентация представляет собой нечто вроде шоу, ряды могут быть поуже, а зал - поглубже. Но в любом случае важно проследить, чтобы никто из зрителей не оказался слишком далеко от ведущего: так людям проще будет все видеть и слышать. Не поленитесь лишний раз проверить все технические детали (электричество, освещение, вентиляцию), чтобы исправить все недочеты заранее. Если в здании много запутанных коридоров, стоит развесить указатели, чтобы зрители легко могли найти дорогу в гардероб, буфет, туалет и т.п. За день до назначенного срока обязательно проведите генеральную репетицию в выбранном помещении. Если это невозможно, подумайте - может, стоит выбрать другое место? Сменить место или расположение сцены стоит и в следующих случаях: ∙За спиной ведущего в зале - окно, через которое будет падать яркий солнечный свет. Солнце не позволит зрителям разглядеть лицо ведущего. ∙В окне за спиной ведущего открывается какой-нибудь интересный вид - это будет отвлекать аудиторию. ∙Ведущий стоит у единственной двери в комнату через которую внутрь кто-то постоянно заходит и заглядывает. Очень важно правильно поставить освещение зала и сцены. В полутемном зале, да еще и без ярких слайдов, тонус у слушателей резко снижается - а это грозит срывом презентации. Поэтому стоит позаботиться о ярком свете в аудитории. Желательно размещать прожектор, свет от которого падает на презентатора, повыше, чтобы теней было поменьше (и у вас голова от яркого света не болела). Однако при свете под углом 90 градусов ведущий будет выглядеть ужасно - помните об этом. Порой визуальные средства начинают отсвечивать, на что смотреть очень неприятно. Нередко проблему может решить обычный лак для волос: вы заранее распыляете его на предметы, и они блестят гораздо меньше. Конечно, с ценными моделями так поступать нельзя, как и с белыми досками, которые лак приводит в негодность. Что еще может не вовремя «заблестеть»? Очки ведущего. Подумайте, может, есть смысл заменить их контактными линзами? Не помешает и припудрить лицо - испарина на лбу в ярком свете смотрится, мягко говоря, несимпатично. Подумайте и о собственной безопасности. Порой между аудиторией и сценой имеются ступеньки, которые, естественно, в темноте не видны. Только представьте, как вы, выйдя из-под яркого света прожектора, когда глаза к полутьме ещё не привыкли, будете спускаться Цветное освещение использовать не стоит (разве что для коротких драматических эффектов). Яркие цвета утомят зрителей - да и предмет, освещенный таким образом, рассмотреть сложнее. Далеко не все ведущие привычны к лучам прожектора. И порой забывают, что если ноги у них находятся в круге света, это вовсе не значит, что их лицо тоже освещено! Надо научиться «чувствовать свет» и не выходить за его пределы. Если же презентатор суетится и постоянно бегает по сцене, переучивать его бесполезно: лучше расширить круг света - тогда осветителю легче будет его «ловить». Оформляя сцену (особенно если вы используете много предметов вроде проектора, видеомагнитофона и т.п.), продумайте проблему обзора. Посмотрите из зала, как расставлены предметы. Очень может быть, что один заслоняет другой, другой - третий и т.п. А стоит что-то чуть-чуть подвинуть - и надо все проверять по-новой. Рассказывает Игорь Вагина: «Красиво оформить сцену всегда можно и «подручными» предметами. Пригодятся слоганы, на¬писанные на ткани, грозди воздушных шариков и т.п. Один из американских гуру бизнес-психологии, недавно приезжавший в Россию, сделал следующее. В зале поставили два экрана: на один крупным планом проецировали его лицо во время выступления, на другом показывали схему, графики и т.п. Правда, в зале было темновато, но яркие экраны и слайды не дали зрителям «заснуть», и презентация прошла на ура». Наконец, еще раз детально продумайте режиссуру действа. Что, как и когда будет происходить? Какие объекты надо будет передвигать или использовать? Когда и как один ведущий сменит другого? Что они в этот момент будут делать с микрофоном? У кого в руках указка? Кто работает со схемами, а кто со слайдами? На самом деле таких вопросов может возникнуть сотня - и лучше решить их ДО презентации, не то придется лихорадочно импровизировать во время нее. Вам поможет контрольный список и заметки, которые можно делать прямо на полях сценария. Психологическая подготовка Даже самый лучший план не спасет вас от провала, если вы предварительно не подготовитесь к выступлению психологически. Для этого следует заранее проанализировать свое внутреннее состояние (ощущения, мысли и эмоции) на нескольких этапах: 1.за 2-3 дня до презентации; 2.перед самым началом презентации (за 15-30 минут); 3.в начале презентации; 4.в середине презентации; 5.в конце презентации. Давайте рассмотрим все этапы подробно. Начнем с вашего состояния за пару дней до выступления и непосредственно перед ним. Его можно оценить по следующей шкале: Оценка Мысли и образы - 1 Все мысли исключительно о провале, вы представляете себе, как зрители сидят с хмурым, скучающим видом, и все они - люди исключительно неприятные. 0 Мысли о возможных ошибках, неудачах, негативной реакции аудитории, которая станет придираться, задавать провокационные вопросы и высказывать возражения - а вы при этом будете не в лучшей форме. +1 Нейтральное отношение к презентации: для вас это будничная рутина. +2 Все будет ярко, необычно, торжественно как праздник. Аудитория останется довольна, вас ждут бурные аплодисменты, много интересных вопросов от приятных людей, с которыми можно потом познакомиться, пообщаться, разработать новые проекты. Оценка Ощущения в тепе -1 Скованность, излишняя суетливость, тяжелое, прерывистое дыхание (как будто воздуха не хватает), ощущение собственной слабости. 0 Обычное состояние. + 1 Легкость, наполненность энергией, ощущение подъема, полета, великолепная координация движений (тело полностью подчиняется). Теперь сами постарайтесь расставить оценки в таблице вашего состояния, приведенной ниже: Время до выступления Мысли и образы Ощущения 3-6 дней 1 день 15-30 минут Теперь непосредственно о самой презентации. Как мы обычно чувствуем себя в течение выступления? Этап презентации Действия и ощущения презентатора Начало Перед знакомой или большой аудиторией презентатор часто впадает в легкий транс: он практически не различает лиц в зале, движется словно «на автомате». Ему неловко, он ощущает дискомфорт в теле: оно кажется скованным, негибким, непослушным. Голос вначале становится чуть сиплым или, наоборот, повышается. Бывает, что презентатор ускоряет речь, но при этом громкость резко падает - и его никто не слышит. А иногда наоборот: человек говорит с длинными паузами, используя много вводных слов. Порой презентатор не может четко сформулировать свою идею, «расплывается мыслью по древу», «соскакивает» с темы. Иногда кажется, что у выступающего «завязался» язык, он никак не может разговориться, и у него возникает ощущение потери контроля. Середина Постепенно презентатор начинает двигаться свободнее, тело становится подвижнее, усиливается жестикуляция. Тон голоса выравнивается, становится насыщеннее, голос звучит громче. У выступающего появляется ощущение контроля над своим телом, мыслями, голосом, чувство внутренней успокоенности. На этом этапе презентатор чаще делает паузы, шутит, рассказывает притчи и истории из жизни. На вопросы аудитории отвечает четко, логично, остроумно и по теме. Конец Если презентация удалась, у выступающего возникает ощущение подъема, легкости, радости. У него повышается настроение, возникает эйфория, и хочется говорить еще и еще, и ответить на как можно большее число вопросов (но, увы, время ограничено...). Он готов к новым свершениям! Итак, как максимально облегчить себе прохождение всех этапов презентации? Для этого существуют специальные упражнения. Рассмотрим их по отдельности. Этап 1: за 2-3 дня до презентации. Подготовку стоит поде¬лить на три стадии. «Воображение». Удобно устройтесь на диване, расслабьтесь и представьте свою презентацию... в виде фильма. Как будто бы она проходит на максимально высоком уровне. Сначала надо четко представить свою цель. Что вы хотите получить в итоге? Донести определенную информацию? Мотивировать слушателей на определенные действия? Понравиться им? Или что-то еще? Вновь прокручивая «фильм», постарайтесь ответить себе на максимальное количество вопросов. Кто вы для аудитории? Эксперт? Шоумен? Аналитик, рассказывающий об определенной проблеме? Или просто яркий, интересный человек, владеющий определенной информацией? Прокрутите этот фильм в голове от начала до конца до 10 раз. Представьте, что уже перед тем, как выйти на сцену, вы испытываете радость, подъем, вам все интересно. Вот презентация начинается - и вы как бы со стороны видите самые яркие моменты выступления: любопытную информацию, анекдоты, притчи, собственные оригинальные ответы, интересную подачу темы. Если вам что-то не понравится - скорректируйте этот момент прямо в «фильме» и вновь прокрутите «кино», которое должно стать еще качественнее. «Практика». На этой стадии подойдите к делу с практической точки зрения, как специалист. Составьте конкретный план действий: как говорить, в каком ритме двигаться по сцене, какие жесты использовать, какими должны быть громкость и тон голоса, где делать паузы, а где - говорить очень эмоционально и без пауз. «Критика». Теперь постарайтесь взглянуть на свое выступление глазами аудитории, со стороны зала. Что в нем может не понравиться? Что кажется чересчур вульгарным, или пресным, или непонятным, или формализованным, или расплывчатым, или будничным, скучным? Глядя на презентацию с точки зрения зрителей, постарайтесь изменить не вполне удавшиеся моменты. Пройдя этот этап, вновь возвращайтесь на первую ступень, где вы, словно сценарист, сочиняете свой фильм. На второй ступени вы монтируете его как режиссер. А на третьем - добавляете последние штрихи и шлифуете то, что получилось. Сколько раз необходимо вновь и вновь повторять пройденное? Пока у вас не возникнет чувство облегчения, пока не станет совершенно просто и ясно, что и как нужно делать. Тогда останется лишь доработать все технически. Возьмите бумагу и карандаш и поминутно распишите весь свой сценарий, фиксируя внимание на том, что и как вы говорите и как выглядите (позы, движения, одежда, выражение лица и т.п.). При необходимости, подготовившись, поработайте с зеркалом. Ведь выступление необходимо проговорить вслух, обращаясь к воображаемому собеседнику, - а эту роль превосходно может сыграть ваше отражение. Так вы сможете поработать и над своей мимикой, жестами или улыбкой - в начале, в середине и в конце презентации. Стоит также записать свой голос на диктофон и внимательно прослушать запись. Идеальный вариант: чтобы кто-то другой записал вас на видеокамеру. Так вы сможете посмотреть на свое лицо, как вы двигаетесь, как стоите, какие ракурсы лучше использовать и т.п. Для тех, кто решил, что никогда не будет, как дурак, разговаривать сам с собой в зеркале, существует другой прием. Следует постоянно проговаривать выступление медленно: в транспорте, перед сном,во время уборки квартиры и т.п. Этот способ помогает выработать способность не терять нить изложения, даже если приходиться переключать внимание на другие дела и на других людей. Тогда и на презентации вас будет трудно сбить с толку неожиданным вопросом, чьей-то глупой выходкой и т.п. Еще на этапе подготовки к выступлению запишите к себе в блокнот и выучите наизусть следующую фразу: «Все, что происходит в аудитории, является выражением интереса слушателей. Это касается и вопросов, и возражений, и выкриков, и других реакций». Научитесь приему инкорпорации: используйте все незапланированные события, чью-то эмоциональную реакцию, провокацию или некорректность для подтверждения собственных идей. Рассказывает Игорь Вагин: «Как-то, во время выступления одного из ораторов, рассказывавшего о продаже пищевых добавок, на сцену вырвался некто «из народа» и принялся гневно обличать «американскую отраву» и сетевой маркетинг. Выступающий не испугался и дал ему спокойно договорить до конца. После чего со счастливой улыбкой произнес: - А ведь это здорово! Здорово, что, несмотря на все обманы, с которыми мы сталкивались, несмотря на весь негативный опыт, есть еще люди, неравнодушные к судьбе окружающих! Мы готовы бороться за качество своей жизни. Здорово, что теперь мы точно знаем, чего хотим избежать, и готовы отстаивать свои позиции. Я вот тоже, по глупости, несколько лет назад вложил деньги в «Чару». Знаете, как обидно было их терять? Именно поэтому позднее я так тщательно выбирал компанию и остановился на той, о которой рассказываю сейчас. И нам нужны такие люди, готовые отстаивать свои убеждения, неравнодушные, с активной жизненной позицией! Спасибо за ваше выступление. Надеюсь, после сегодняшней презентации и последующих, более детальных встреч, у вас естественным образом рассеются все сомнения». Дополнительные советы: ∙Есть смысл заранее накидать возможные вопросы и возражения (самому придумывать для себя вопросы и самому же на них отвечать); ∙Прокручивайте в голове не один, а два-три сценария выступления. Не стоит зацикливаться на одном варианте. Попробуйте придумать, как по-разному можно обыграть один и тот же момент; ∙Четко выясните, чего хочет и ожидает от вас аудитория. Поговорите с теми, кто проводил подобные презентации или участвовал в них. Да и сами вспомните, как вы раньше работали с такими слушателями. ∙ Расставьте акценты в зависимости от того, какая информация людям нужнее, что они любят, чего не знают и т.п. Важно учесть все характеристики аудитории. Старая она или молодая? Кого там больше: мужчин или женщин? Это специалисты или неспециалисты? Позитивно или негативно они относятся к теме презентации? Этап 2: за 15-30 минут до презентации. Вы уже наверняка отшлифовали свою «речевку». Но пробежаться по ней глазами еще разок не мешает. Только запомните: пытаться что-то выучить перед самым выступлением - бесполезно! Вместо этого надо размять тело: поделать физические упражнения, потанцевать, а спортсмен может выполнить и пару приемчиков из борьбы или бокса. В разминке нуждается и язык: пошутите и поболтайте со своей группой поддержки. Можно поиграть с ней в вопросы- ответы, готовясь к выступлению. Нет ничего хуже, чем выходить на сцену после того, как перед этим 15 минут сидел на месте и молчал. Но когда тело и язык размяты, проводить презентацию легко. С помощью шуток вы поднимете себе настроение - и все будет нипочем! Этап 3: Начало презентации. Выйдя на сцену, выдержите паузу, не начинайте говорить сразу же. Быстро вспомните всю «домашнюю работу». И сразу «включайте» правильный голосовой режим, отработанные до мелочей жесты - все четко по сценарию. Не забывайте контролировать громкость голоса и высоту его звучания, а также вовремя делать паузы. Используйте все запланированные голосовые приемы и движения. Этап 4: Середина презентации. Если вначале удалось настроиться на хорошую волну - так держать! Продолжайте работать четко по плану. Не давайте сбивать себя вопросами или уводить в сторону пространными рассуждениями. Если чувствуете, что из-за вопросов теряете темп, а времени катастрофически не хватает - попросите слушателей задать вам все вопросы в конце выступления. Что делать, если не все идет, как хотелось бы? И аудиторию интересуют совсем другие темы? В этом случае можно ненадолго отклониться от «основного курса». Но обязательно укажите на это отклонение и как можно скорее возвращайтесь к основному сценарию. Если аудитория у вас большая - импровизировать опасно. Бывают, что вам задают один и тот же вопрос 2-3 человека. Спросите аудиторию, интересна ли ей поднятая тема. Скажут «да» -займитесь ею. Если большинство промолчит, вернитесь к начальной стратегии поведения. Этап 5: Конец презентации. Нередко ближе к завершению презентации выступающих начинает «нести», и они чересчур затягивают выступление. Так быть не должно! Контролируйте время: наденьте на руку часы или поставьте их перед собой. А в голове у вас должна быть четкая и вразумительная заключительная фраза: призыв, предложение, афоризм или анекдот. Завершение выступления должно быть ярким, как фейерверк! И значительным, как последняя нота в органном концерте... В конце можно отвести некоторое время на вопросы из зала.Так вы сразу поймете, интересно было людям вас слушать или нет. К тому же вопросы слушателей - это ваш дополнительный шанс. Бывает, лектор выступает скучно, говорит банальности. Но потом живо и интересно отвечает на вопросы, и ему все прощается. Поэтому постарайтесь продемонстрировать свою интуицию, быструю реакцию, остроумие и оригинальность. Попросите, чтобы вопросы вам задавали в письменном виде, посылая записочки, - это даст простор для маневра. И последнее: заранее позаботьтесь о группе поддержки. Как минимум, одного-двух человек можно посадить в переднем ряду. Зачем это нужно? ∙Они помогут приносить, уносить, убирать или ставить необходимые предметы, если понадобится. ∙Они будут вовремя аплодировать и улыбаться. ∙Они смогут задать нужный вам вопрос. ∙Они вовремя осадят тех, кто попытается помешать ходу презентации (лучше, чтобы зрителей «ставили на место» не вы сами, а ваши друзья и союзники). Например, помощники смогут остановить чересчур разошедшегося зрителя, попросив его не мешать выступающему. Как написать презентацию? . Да-да, вы не ослышались. Полная запись текста выступления необходима - ничего нельзя оставлять на волю случая. Однако это не значит, что можно успокоиться и во время презентации читать по бумажке. Лучшие презентаторы всегда ведут себя естественно. Они разговаривают с аудиторией, словно с добрым знакомым. Они дружелюбны, остроумны, постоянно импровизируют - какой уж тут фиксированный текст. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Несколько моментов не позволяют сделать презентацию сплошной импровизацией: ∙Слайды, диаграммы и другие визуальные средства. Они демонстрируются в определенном порядке - а значит, текст жестко к ним привязан. Даже самая лучшая импровизация в этом случае не пройдет. ∙Временные рамки. Ведущему необходимо уложиться в определенный отрезок времени. Без детального сценария можно упустить важные моменты, а то и попросту выбиться из «рас¬писания». ∙ Логика выступления. Все необходимые пункты надо заранее выстроить по степени важности и расположить так, чтобы они были понятны аудитории. Без четкого плана не обойтись. Но повторяем еще раз: чтение по бумажке недопустимо. Точно так же не следует «отбарабанивать» заранее заученный текст. И то, и другое - одинаково оскорбительно для аудитории. Раз уж люди нашли время к вам прийти, извольте использовать индивидуальный подход, работать с обратной связью. Разумеется, чем аудитория больше, тем скорее вам простят «вызубренное» выступление. Но на презентации редко приходит больше ста человек... Что же делать? Составлять письменный вариант презентации или нет? Разумеется, составлять. Вот только написать его надо... разговорным языком! Разница между тем, как мы пишем и как говорим, - огромная. Нельзя просто сесть за стол и написать свою речь, следует сделать так, чтобы она звучала естественно. Продумайте и проработайте каждую деталь. Постарайтесь, чтобы презентация казалась спонтанной, не отдавала газетным текстом или литературщиной. Разумеется, не следует низводить выступление до уровня бытовой болтовни или вставлять в него жаргонные словечки. Настоящий мастер сумеет продемонстрировать свою эрудицию без заумных слов и канцелярита. Чтобы лучше понять разницу между разговорным и письменным языком, воспользуйтесь примерами из следующей таблицы: Письменный язык Разговорный язык Вы должны использовать этот агрегат, поскольку только так можно обойти конкурентов. Вам надо использовать этот агрегат: только так можно обойти конкурентов. Пара сочеталась браком после налета па ювелирный магазин. Двое из них поженились после ограбления ювелирного магазина. Десять миллионов за новый жилой комплекс кажутся большой цифрой, но по сравнению с оборонным бюджетом это капля в море. ...по сравнению со средствами на оборону это просто семечки. Потребитель порой сталкивается с неудачной бытовой техникой, которая раздражает, даже если она безопасна. Вы знаете, что я имею в виду: пылесосы, которые выдувают пыль, а не всасывают ее, электрочайники, которые не кипятят воду. Хотя подобные вещи в принципе безобидны, из-за них хоть на стенку лезь. Презентация на разговорном языке порой может быть не совсем верна грамматически.Но ваша цель - не идеальная грамматика,а доходчивая и образная речь.Порой можно использовать слэнг, порой заменять "официальное" третье лицо на второе или первое. А в целом стоит следовать нескольким несложным правилам: ∙ Избегайте абстрактных слов. Даже небольшое их количество «убивает» любую презентацию. Нормальный человек не станет использовать в дружеской беседе выражения типа «адекватный», «коммуникация», «вытекающий отсюда» и т.п. Говорите простым и понятным языком - и слушатели к вам потянутся. Их радуют конкретные определения, слова «точно», «именно» и т.п. Следствием перемещения вами мануальной преграды в сферу моего звучания будет прекращение коммуникации.Если вы закроете мне рот рукой, я не смогу говорит!). ∙ Используйте короткие слова и короткие предложения. Известно, что длинноты крайне тяжело воспринимаются на слух. Так зачем заставлять аудиторию напрягаться? Краткие фразы она выслушает с куда большим интересом. Иногда обстоятельства создают ситуацию, в которой члены персонала желают получить возможность выбора между продолжением работы и выходом на пенсию.Иногда люди хотят работать и достигнув пенсионного возраста. ∙ Используйте активный залог чаще пассивного. Жизни спасаются подушками безопасности. Подушки безопасности спасают людям жизни. ∙ Избегайте технических терминов, если не уверены, что аудитория с ними знакома. Здесь можно использовать |ауа, С ++ и много другое. Можно воспользоваться различными языками программирования. ∙Используйте те же выражения, что и в обычном разговоре. Никогда не используйте жаргон. ∙Подстегивайте интерес к фактам. Для этого стоит воспользоваться риторическими вопросами. Усваивать информацию, когда мы действительно хотим ее усвоить, легче, чем когда ее преподносят на тарелочке. Возможно, именно это оборудование позволит вам обойти конкурентов, поскольку у них нет новейших технологий и производственная цена у них выше. Нам предстоит выяснить, как можно обойти конкурентов. Мы знаем, что у конкурентов нет новейшего оборудования, а потому производство обходится им дорого. Как вы думаете, поможет ли нашей фирме закупка нового агрегата? ∙ Используйте примеры и аналогии. Удачно подобранная метафора сэкономит вам немало дорогих слайдов или времени, необходимого на объяснения. Важно только, чтобы параллель была ясна, лаконична и вписывалась в формат презентации. - Такой компьютер похож на нерадивого мужа. Работает медленно и неэффективно, памяти вечно не хватает - и к тому же он постоянно требует специального ухода. При написании «разговорной» презентации важно учесть еще один момент. Письменный текст мы можем читать в том темпе, который нам удобен: делая паузы, раздумывая над словами и т.п. Устную речь приходится воспринимать с ходу. Ваши слушатели не могут вернуться в начало предложения или сразу перепрыгнуть в конец. Не могут они и остановить ведущего или заставить его говорить медленнее. Вот почему ясность и доступность разговорного текста особенно важна. Следует представить всю информацию так, чтобы она усваивалась сразу и без труда. Использование визуальных средств Без иллюстраций презентация превратится в занудный монолог. Недаром говорят, что одна картинка лучше тысячи слов. Слайды и другие визуальные «помощники» позволяют быстрее (и куда эффектнее!) обрисовать предмет презентации. К тому же картинки запоминаются легче, чем слова. Однако если у вас уже заготовлен набор изображений, следующих в определенном порядке, придетсясмириться с тем, что композиция выступления определена заранее. Импровизировать в таких условиях крайне сложно. Отклоняться от заданной последовательности придется на свой страх и риск... Какими иллюстрациями может воспользоваться презентатор? Самыми разными. Можно использовать: ∙плакаты (Постарайтесь, чтобы изображение было простым и отчетливым. Лучше всего иллюстрировать смешными картинками-схемами абстрактные понятия. И не забывайте убирать ненужный плакат, закончив определенный кусок презентации, иначе аудитория вместо того, чтобы слушать вас, будет рассматривать картинку!); ∙слайды (Роу/ег Роте и т.п.); ∙схемы; ∙белую доску; ∙диапроектор и простой проектор; ∙сборные визуальные средства (магнитные и булавочные доски и т.п.); ∙отдельные предметы (демонстрационные модели); ∙действующие модели; ∙магнитофоны; ∙видеоматериалы. В процессе подготовки визуальных пособий стоит лишний раз спросить себя: нужны они или нет. Казалось бвг^ответ очевиден. Но не все так просто.«Волшебные» слайды, картинки и тому подобные вещи обладают рядом недостатков. Их довольно сложно создавать, и подготовка требует много времени. Нередко они только запутывают слушателей и отвлекают их от главного (а также лишают ведущего возможности импровизировать). Слайды обойдутся вам недешево, а их неудачное использование способно сорвать все выступление. Запомните золотое правило; если вы не уверены, нужны ли вам вообще визуальные средства во время презентации - не включайте их чуда. Серия картинок с абстрактным набором слов вроде «Подготовка. Планирование. Производительность. Прогресс» смотрится просто смешно. У ведущего есть язык, и все написанное на экране он и так может сказать вслух. Слайды и другие картинки должны показывать, а не рассказывать. С чувством и толком подобранные слайды помогут вам: ∙Быстро и доходчиво изобразить вещи, которые сложно передать словами. ∙Сэкономить время. ∙Вызвать интерес аудитории. ∙Разнообразить презентацию и усилить ее воздействие. ∙Заставить слушателей надолго запомнить вашу презентацию. Повторим еще раз: важно, чтобы изображения во время презентации были запоминающимися. Выберите рисунок, который особенно важен и к которому вы будете обращаться не раз, и постарайтесь, чтобы он «застрял» в головах у зрителей. На них лучше помещать основные формулы, схемы, важные правила и т.п. Презентатору же после «зачитывания» текста можно в дополнение рассказать какую-нибудь шутку, притчу, смешной случай или еще как-то «украсить» данную часть выступления. Эпизоды из видеофильмов во время презентаций нередко оказывают неплохой эффект. Если все сделать грамотно, пятиминутный просмотр способен заменить полчаса скучной лекции. Нужно лишь соблюдать несколько правил: ∙Фрагмент должен быть коротким, эмоционально насыщенным и четко соответствовать теме презентации. ∙Не забудьте о речевой «подводке», ведь люди видят лишь эпизод, не зная сюжета фильма. ∙Не забудьте о четких комментариях, ведь люди не всегда понимают, для чего нужен тот или иной фрагмент. Стоит время от времени нажимать на «стоп», фиксируя внимание аудитории на том или ином моменте. Однако злоупотреблять видео не стоит: презентация - не кино, а вы - не киномеханик. Рассказывает Игорь Вагин: «Я в своей тренерской работе использую видеоматериалы уже в течение нескольких лет. Их можно поделить на три группы, причем каждый из таких инструментов решает свои задачи: ∙Нарезка из фильмов. Позволяет наглядно продемонстрировать то, о чем, в противном случае, пришлось бы разглагольствовать"ТгК1.5минут (и без гарантии, что аудитория в итоге поймет хоть что-то.Талантливая игра актеров и профессиональная работа режиссера за 3-4~минуты позволят зрителям распознать суть ваших идей. Давно известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Однако следует заранее сделать определенное предисловие, пояснив зрителям, что и почему они будут смотреть. Да и фильмы для нарезки выбрать не просто: западные нередко вызывают критику и отторжение (мол, это не наша культура), советские тоже воспринимаются не всеми (это же другая эпоха!). ∙Демонстрационные сюжеты, снятые на прошлых тренингах по теме (если они достаточно эмоциональны и информационно сжаты). Они позволяют показать, как объяснялся материал, или продемонстрировать группе задание. Сюда входят различные игры, дискуссии, «словесные дуэли», варианты проведения продаж и переговоров и т.п. Здесь особенно хороша наглядность: вот она, наша культура, «наши люди». Однако такие сюжеты не могут тягаться с кинематографическими по яркости и художественности. Показывать их приходится дольше, а это растягивает время тренинга. Однако в целом люди реагируют на них не хуже, чем на «нарезку»: поскольку видят там таких же зрителей, как и они сами, сидящих в зале или в учебной комнате. ∙Видеозапись, снятая непосредственно на данном тренинге. Снимать можно игры, диалоги, обсуждения и т.п. - чтобы затем прокрутить их на экране со своими комментариями. Здесь вовлеченность зрителей еще больше: ведь они видят на экране себя любимых, здесь и сейчас. Такая съемка может стать хорошим инструментом для проведения эффективного тренинга, поскольку обеспечивает наглядную обратную связь. Разумеется, все вышеприведенные средства следует использовать в зависимости от цели презентации, размеров аудитории и общей обстановки в зале. Важно только обратить внимание на определенные технические проблемы.И нарезка из фильмов, и записи с прошлых тренингов должны быть хорошего качества. Под «хорошей» записью подразумевается использование крупных планов, разноплановая съемка и демонстрация всего процесса целиком. Если съемка ведется непосредственно в зале, необходима приличная камера и хотя бы относительно профессиональный оператор.Позаботьтесь и о качественном видеопроекторе.Помните, что если даже у вас в запасе есть яркие и драматичные эпизоды с тренингов, при использовании плохой камеры и блеклого видеопроектора (или просто чрезмерной освещенности зала) весь эффект пропадет. От техники и в самом деле зависит очень многое. Подумайте и о возможных проблемах со звуком. У ноутбука или видеокамеры просто не хватит мощности, чтобы «работать» на всю аудиторию. Придется запастись специальной аудиосистемой, чтобы звуковое сопровождение было слышно и на самом дальнем ряду.В Москве сегодня продается масса видеокассет с «джентльменским набором» тренера: деловыми играми,посвящёнными продажами, переговорам,проведению совещаний и т.п. Казалось бы, такое видео - вещь чрезвычайно полезная. Однако подобная запись полностью ориентирована на ведущего того самого тренинга, где эпизоды и снимались. Во время «фильма» этот тренер регулярно делает комментарии, произносит вступительное и заключительное слово. Если вы станете демонстрировать такую кассету «своей» аудитории, может возникнуть диссонанс: особенно если ваша энергетика, ваш стиль и концепция тренинга не совпадают с предложенной на кассете. Тут следует проявлять осторожность...» Презентация » Рошег Рот* Прогресс не СТОИТ на месте, и на помощь презентатору приходят компьютер и средства мультимедиа. В последнее время все популярнее становится программа «Мюгозой Рошег Ротг»: пользоваться ей удобно и слайды выходят на удивление красивыми. При желании ее можно использовать и как старый добрый флип-чарт, сразу «загоняя» на слайд то, что вы пишете на бумаге (только в этом случае вам понадобится помощник). Рассказывает Игорь Вагин: «Во время работы с концерном «Ситроен» мы как-то раз устроили мозговой штурм (по теме жалоб и возражений). Один из участников записывал все новые идеи прямо у себя в ноутбуке. Проектор немедленно высвечивал их на экране, чтобы смотрела вся аудитория. Не понадобилась даже традиционная в таких случаях доска!» Можно добавить музыку, картинки, схемы, фотографии - все, что угодно! И попутно сколько угодно раз прогонять презентацию дома, перед собой на экране, играя с различными ее элементами. Рассказывает Игорь Вагин: «По личному опыту знаю, как участники презентаций любят картинки. Я свои презентации начинаю с демонстрации фотографий с тренингов, чтобы сразу стало ясно, кто я такой и чему буду учить. В целом формула «идеального слайда» проста: не слишком много текста, все - по делу, а рядом - веселая, запоминающаяся картинка по теме. Я еще и обложки книг, соответствующих каждой теме, на слайдах демонстрировал, чтобы сразу было ясно, где подробнее прочитать об интересующем вопросе. А также вставлял цитаты и метафоры, отражающие суть тезиса. Недавно видел презентацию одной американской компании. Все бы хорошо, но количество мелкого текста на каждом слайде - огромное! Получается, аудитории надо и презента¬тора слушать, и текст читать одновременно - что совершенно нереально. Да и картинок практически нет, а без них слушатели скучают. Все-таки наши люди к таким вещам подходят практичнее...» Готовить слайды можно двумя способами. Иногда сначала подбирают 20-30 ярких «картинок» на тему презентации, а затем пишут текст под них. Но куда чаще слайды подбирают непосредственно под текст выступления. Какой вариант выбрать - зависит от вас. В программе есть и функция, позволяющая видеть одновременно и картинку, и соответствующий ей текст. Итак, для демонстрации слайдов, изготовленных с помощью программы Рошег Ротг, нужны не плакаты и бумаги, а ноутбук (со специальным проектором). В этом случае стоит обратить внимание на следующие рекомендации: ∙Проследите, чтобы текст на экране везде был четким и легко читаемым. ∙Текст презентации должен всегда соответствовать слайду и быть максимально крупным. Удобно излагать главные мысли в виде метафор или цитат, рядом с большими картинками, четко привязанными к теме выступления (образы, аллегории и т.п.). ∙Постарайтесь сделать слайды поярче, чтобы привлечь внимание аудитории. ∙Говорите в определенном темпе: не слишком быстро, но и не слишком медленно. ∙Дополнительные материалы следует раздать аудитории до или после презентации, но никак не во время нее - иначе люди просто не будут вас слушать. В презентациях с использованием Рошег Роте есть и определенные минусы. Прежде всего, тренер становится зависим от своего оборудования. Отправляясь в другой город, забыл дома «флэшку» (переносное запоминающее устройство) со слайдами - и все, уже появляются проблемы, чувство незащищенности, как будто некому тебя прикрыть. К тому же техника, как известно, имеет свойство ломаться. Вышел из строя компьютер или видеопроектор - и приходится импровизировать. Также не стоит забывать, что длительный просмотр слайдов в Рошег Роте, особенно днем, у многих людей вызывает психологический дискомфорт (у кого-то попросту рябит в глазах). Поэтому время от времени стоит делать перерыв, выключать проектор. А если одна и та же картинка провисит на экране больше 20 минут, презентация непременно начнет вызывать у зрителей отторжение. Наши люди скучать не любят, поэтому постарайтесь менять слайды несколько чаще, чем раз в час. Важно помнить, что чересчур насыщенная презентация в РОWER РOINT порой заставляет самого тренера отступить на второй план (особенно если приходится много работать с указкой, демонстрируя зрителям схемы, графики или таблицы). Такого допускать нельзя. Человек всегда важнее картинки! Слайды должны быть яркими, но ведущий - еще ярче. А потому внимание аудитории следует держать на себе, а не на «картинках». Но все же слайды должны быть четко видны. Поэтому заранее озаботьтесь вопросом освещенности помещения. Если в зале полутемно - замечательно, но чересчур яркий экран будет раздражать глаза. Если света слишком много, изображение получиться блеклым и расплывчатым. Поэтому вопрос со светом следует решить заранее. Заодно проверьте размеры экрана: разумеется, маленький экран в большой аудитории будет совершенно бесполезен. Тренеру, активно использующему Рошег Роте, следует запомнить несколько основных правил: ∙Вы всегда должны быть на первом месте! А слайды и прочие красивости - лишь служить дополнением к выступлению, подтверждая ваши аргументы и делая их образными. ∙Не перекидывайте на слайды большие куски текстов, сверх-сложные графики и т.п. Главное - образность! Куда полезнее поместить на слайд большой слоган, которой отражает суть нашей речи, и добавить к нему несколько ярких образов-сим¬волов. Туг все зависит от ситуации: рассказывая о катастрофах, уместно поместить рядом изображение огромного айсберга или гибнущего «Титаника», а если речь идет о переворотах восприятия - какой-нибудь «магический знак», вроде инь-яна (символа гармоничного сосуществования противоречий). ∙Графики, схемы и таблицы должны быть максимально просты и удобны для восприятия. ∙Всегда заготавливайте и возите с собой дополнительные носители информации, на случай, если основные выйдут из строя. ∙Постарайтесь иметь при себе человека, который будет отвечать за показ слайдов, техническое обеспечение, освещенность и т.п. Если вам самому придется посередине речи прерываться, чтобы сменить слайд, это будет смотреться некрасиво и непрофессионально. Заранее проверяйте и настраивайте оборудование (это может делать за вас и специальный «помощник по техорганизации»), ∙Контролируйте освещенность в зале: полная темнота утомляет людей, однако при свете слайды видны нечетко (этот вопрос можно решить с помощью более мощного проектора). ∙«Крутите» слайды не более 15 минут. После этого уместно сделать перерыв, а потом, при необходимости, вновь вернуться к слайдам. Во время такого перерыва можно использовать флип-чарт, белую доску и т.п., что позволит разнообразить презентацию. Таким образом, зрители не успеют «привыкнуть» к картинкам в Рошег Роте, и сохранится новизна восприятия презентации. Теперь рассмотрим основные ошибки в использовании визуальных средств во время презентации в Рошег Роте. «Словесные» слайды. Некоторые специалисты уверяют, что такого рода картинки бессмысленны. Мол, что вы будете говорить, когда на экране появится такой слайд? Повторять слова вслух? Но ваша аудитория наверняка и сама умеет читать (хотя все люди читают с разной скоростью - и тут кроется еще одна ловушка: кто-то может не успеть за ведущим, кто-то, напротив, заскучает в ожидании,пока дочитают остальные). Если же вы станете говорить что-то другое, не соответствующее надписям на экране, в головах у слушателей возникнет полная сумятица: воспринимать два текста одновременно чрезвычайно сложно.Однако словесные схемы и графики не так плохи, как кажутся.Они позволяют аудитории увидеть всю картинку целиком. Выстроить такой план в голове, исходя лишь из слов ведущего, крайне сложно. Поэтому не стесняйтесь использовать слова: так зрители поймут все куда быстрее и лучше. Важно только подобрать четкие, лаконичные формулировки. Подойдут также цитаты, метафоры и т.п. Слишком много слов. Даже слайд-картинка нередко бывает перегружен словами (особенно если речь идет о графиках и схемах). Все это довольно сложно уместить на изображении. Да и зрителям не слишком понравится столько читать. Им ведь параллельно надо еще и ведущего выслушать... Американцы советуют в этом случае помещать на экране слов не больше, чем вы поместили бы... на футболке. Слайд не заменяет ведущего, а лишь служит своеобразной поддержкой. И совсем не обязательно «заталкивать» весь текст в одну картинку, когда можно использовать несколько. Мелкий текст. Как ни странно, это одна из самых распространенных ошибок. Поскольку создатели слайда уже прекрасно знают, что на нем написано, они и крошечные буковки читают без труда. Нередко людям просто лень лишний раз увеличить размер текста. А зря! Чем крупнее будут буквы, тем лучше. Не забудьте, что кому-то из зрителей придется сидеть в задних рядах. И далеко не все, кто к вам придет, могут похвастаться орлиным зрением. Если переделать слайды уже нет никакой возможности, хотя бы запишите отдельно «трудночитаемые» слова, чтобы особенно громко и четко произнести их во время презентации. Надписи под углом. Человеческому глазу легче всего воспринимать слова, написанные по горизонтали. Иной раз презентатору кажется, что стоить сделать надписи под разными углами - так, мол, «веселее». На самом деле аудитории будет не до веселья. Поэтому писать слова на слайдах следует всегда горизонтально (и не забудьте связать их с нужным объектом с помощью четкой линии, стрелки или цветового выделения). Цветовой винегрет. Черно-белые слайды скучны, цветные - куда веселее. Тем более что разнообразные цвета можно использовать в качестве кода (в особенности в разных графиках, диаграммах и т.п.). Однако если вы решили раскрашивать не только надписи, но и фон, легко попасть в цветовую ловушку (желтая надпись на белой бумаге просматривается плохо, как, впрочем, и темно-розовые буквы на светло-красном фоне). Если вам надо совместить множество цветов на одной картинке, лучше сделать из нее целую серию слайдов. Кстати, среди взрослых людей порой встречаются и дальтоники (самая частая форма дальтонизма - красно-зеленая, поэтому эти два цвета совмещать не рекомендуется). Перегруз слайда. Картинка должна быть вразумительной, а значит, ее нельзя перегружать. Будьте осторожны, используя иллюстрации непосредственно из книг или газет. Читатель вполне может позволить себе внимательно изучать схему в течение нескольких минут. У зрителя во время презентации такой возможности нет - и сложный рисунок способен погубить все выступление. Впрочем, даже если вы составляете схемы самостоятельно, всегда есть опасность поддаться соблазну и перегрузить изображение деталями. Помните: никто не будет дотошно проверять каждую черточку. И вы всегда можете сказать, что на схеме «ситуация представлена в общих чертах». А потому - ничего не усложняйте. Схемы и диаграммы нередко позволяют простым способом передать сложнейшие данные. Но если создатель слайда не знает, где остановиться - пиши пропало! Даже самую понятную схему легко запутать, добавляя все новые данные, которые, быть может, совсем никому не нужны. Распределение ролей Кто должен вести презентацию? Один человек или несколько? В разнообразии должно быть хоть немного логики. Вести презентацию должен молодой и энергичный ведущий, но представлять его может человек постарше. Он же скажет вступительное слово и подведет итоги в конце. Если презентация важна, стоит подумать и о дублере для главного ведущего. Следует тщательно продумать, кто какую роль «разыграет». Роль босса или учителя, как уже указывалось выше, уместна лишь в малых дозах (скажем, ее берет на себя руководитель фирмы - но без излишнего высокомерия). В некоторых случаях хорошо действует роль «благодетеля», но нотки снисходительности при обращении к публике недопустимы. Если хотите говорить с аудиторией на равных, можно использовать и роль «рубахи-парня», но без излишнего панибратства и фамильярности. Уместно дать одному из участников роль «человека со связями». Для ведущего, как ни странно, очень эффективной может оказаться роль «шута». Только она чрезвычайно сложна, и вам потребуется набор определенных навыков: быстрая реакция, чувство юмора, гибкость. Кроме того, одному- двум выступающим можно взять на себя и роль «жертвы». А точнее - «бывшей жертвы». Мол, все из рук валилось, жизнь была не мила - зато теперь фирма помогла решить все проблемы. Довольно органично смотрится и роль ученика, пришедшего «поучиться у фирмы уму-разуму». Рассказывает Игорь Вагин: «Во время презентаций, связанных с сетевым маркетингом, вполне правомерно и использование роли «ассистента», как человека, готового с удовольствием поделиться своим опытом, знаниями и умениями - ведь именно на этом строится система спонсорства в таких компаниях. Только не стоит увлекаться данной ролью слишком сильно, чтобы у слушателя не сложилось впечатления, что за него все сделают, а ему останется только раз в месяц получить деньги. Это неправда, за доходами от сетевого маркетинга стоит много личного труда. И итог зависит от полученного результата, а не от затраченных усилий. Важно, чтобы слушатели это поняли». Распределяя роли между выступающими, не забудьте учитывать их психотипы. Истероид - самый лучший актер, он способен сыграть все что угодно. Для эпилептоида не подойдут роли «шута» или «ассистента» - ему просто не хватит пластичности. А психастенику, соответственно, сложно будет сыграть босса. автор ефим поляев Читатель,если вам это интересно или есть какие-то вопросы или мысли по теме,которыми хотели бы поделиться и обсудить.Напишите. socio.edu.trenbiz2012.trenbiz2012 http://bosiedinomyishlenniki.bbcity.ru/ http://bosiedinomyishlenniki.bbcity.ru/viewforum.php?id=1

В избранное