Мои уроки химии

Мои уроки химии Урок 25. Из истории открытия водорода

Школьная химия - легко!

Мы вместе, и все у нас получится!

Урок 25.

Из истории открытия водорода

Представьте себе человека, который входит в соб­ственную библиотеку, долго роется  в каталоге, затем берет с полки нужную книгу и аккуратно вписывает свою фамилию в тетрадь с названиями выданных во вре­менное пользование сочинений.

Именно так поступал один из прославленных ученых 18 века Генри Кавендиш. Этот, пожалуй, самый большой оригинал среди ученых, был необычайно точен и педантичен и в своих исследователь­ских работах. Благодаря его исключительной аккуратности в его рабо­тах не могло быть ничего случайного, ничто не оставалось незамечен­ным. С необычайной скрупулезностью он записывал не только результат, но и мельчайшие подробности проведенных опытов. Даже ныне, в эпоху величайших открытий и научных достижений Генри Кавендиш служит примером усердия и добросовестности в исследовательской работе.

В домашней лаборатории, прекрасно оборудованной для того времени, он провел одиноко почти всю свою жизнь. Он был человеком весьма обес­печенным, унаследовал после отца немалое состояние, но деньги его ма­ло интересовали. Он жил и одевался чрезвычайно скромно, а деньги тра­тил, в основном, на книги, различные пособия, аппаратуру и химикалии. Чего же достиг в работе этот удивительный человек? Много лет он занимался изучением газов. Различными способами он получил открытый им водород, стремясь доказать, что независимо от способа получения этот газ всегда имеет одно и те же особенности. Полученный водород он сжигал в воздухе и исследовал получившийся при сгорании продукт. Продуктом этим, как доказал Кавендиш, всегда ока­зывалась вода. То, что сегодня нам кажется вполне очевидным и понят­ным, для современников Кавендиша составляло полнейшую неожиданность.

Узнав, что Пристли открыл кислород, Кавендиш начал эксперименты и с этим газом. Взрывная реакция сгорания смеси водорода с кислоро­дом едва не стоила жизни английскому ученому. Несмотря на это, он с риском для здоровья продолжал свои эксперименты, потому что непре­менно хотел исследовать продукт, возникающий при сгорании этой смеси. К огромному своему удивлению он убедился, что и тут продуктом оказа­лась вода. Одновременно он проводил анализ полученной химическим пу­тем воды. В результате этих анализов Кавендиш впервые очень точно определил состав воды.

Изучая попутно воздействие на воздух электрической искры, он об­наружил возникновение оксидов азота. Спустя двести лет эта реакция легла в основу производства азотной кислоты.

Кавендиша очень интересовали явления, относящиеся к той области, которая в дальнейшем получила название электрохимии. При помощи са­модельных приборов он сумел определить электропроводность многих металлов, морской воды и растворов различных солей. Большинства сво­их открытий  Кавендиш не обнародовал при жизни. Лишь через много лет после его смерти этим занялись английские ученые."

Из книги  А. и С. Сенковских "Шеренга великих химиков"

Если жидкий водород охладить до –259 С, он превращается в прозрач­ные кубические кристаллы голубоватого цвета, а при огромном давлении водород становится похожим на металл.

Водород легко проникает в железо и сталь, и они теряют прочность, становятся хрупкими; этот процесс получил название водородной корро­зии (от латинского "корродо" - разъедать, разгрызать). Водород про­никает через каучук, резину, фарфор; при высоких температурах - через стенки стеклянных и кварцевых сосудов, а при 500 С проходит сквозь сталь.

Атомы  водорода, подобно атомам кислорода, могут иметь разную мас­су. Так, водород с атомной массой 1 называется легким водородом, или протием,  и обозначается  1Н;   2Н - это дейтерий, или тяжелый водород, a 3H - сверхтяжелый водород, или тритий. Дейтерий имеет химический знак D , а тритий - Т. Дейтерий и тритий имеют такие же химические свойства, как и обычный водород. Но вода, образованная такими элемен­тами - тяжелая вода D2O и сверхтяжелая вода T2O - губительна для живых организмов.

Автор Татьяна Кузьмина  superkm555@yandex.ru