Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чего же я хочу или почему мои желания не исполняются Что такое желание. Часть 2


 

Чего я в действительности хочу или почему мои желания не исполняются?

 

Выпуск 3 от 2012-10-25

Что такое желание. Часть 2


Желания и влечения.

 

Осознание и восприятие

Мы довольно подробно рассмотрели различие процессов осознания и понимания и пришли к выводу, что осознанию подлежат воспринимаемые факты сами по себе, пониманию же доступны только причины проявления этих фактов. При этом активность человека, как способность вообще что-то делать порождается именно осознанием, в то время как конкретизация действий осуществляется только и исключительно пониманием чего-либо, в частности своих желаний.

Также мы сделали вывод, что объект осознания абстрактен, расположен в чувственной и энергетической области переживаний человека. Иными словами он  иррационален и не может быть ясно выражен в словах. Понимание же функционирует на уровне Разума, то есть на интеллектуальной, в общем случае рациональной, символической и в большей степени вербальной области переживаний.

Исходя из предлагаемого различия процессов осознания и понимания, может сложиться впечатление, что осознание тождественно восприятию. Так ли это? Нет, но сложность различия этих процессов связана уже не с различием областей переживаний, где разворачиваются эти процессы, а с тем, что и восприятие и осознание происходят вне времени и часто сливаются в одно целое. Тем не менее, это совершенно различные процессы.

Человек воспринимает то, что предлагают ему его органы чувств. Колебания воздуха он воспринимает как звук, световые волны несут ему информацию о зрительных образах (пятнах), рецепторы осязания дают восприятие фактуры и температуры предметов и окружающего пространства и так далее. То есть человек воспринимает только и исключительно образы, состоящие из совокупностей ощущений различных модальностей. Что же он осознает?

Человек осознает объективный мир, то есть мир объектов, принятых им в основу своей уникальной реальности. Так он может воспринять красное пятно прямоугольной формы, довольно увесистое, имеющее твердую фактуру и так далее, у кого как развито воображение и осязание, но осознает он не этот набор свойств воспринимаемого им объекта, а факт держания в руке красного кирпича.

В реальности человека присутствует объект, носящий гордое название - “кирпич красный”, которому сопоставлен ряд определенных свойств, чувственных образов и ощущений, отражающих этот объект в восприятии и ряд конкретных действий, отражающих взаимодействие человека с этим объектом. Так взаимодействие пианиста и каменщика с одним и тем же кирпичом будет различно, а образы восприятия его свойств, одинаковы.

Таким образом, восприятие фиксирует в данный момент времени набор ощущений, предоставляемых ему его органами чувств. Осознание же относится к различению в общем потоке ощущений совокупностей отдельных образов, относящихся к конкретным объектам реальности, известным и доступным для осознания человеку.

Если Вы помните, в конце прошлой рассылки мы с Вами говорили об отношении тождества или именования. Теперь, я надеюсь, ссылка на это отношение стала более понятной. Процесс осознания сопоставляет наборам образов ощущений различных модальностей, полученным и распознанным человеком в процессе восприятия соответствующие понятия, имена объектов реальности человека, доступные ему для взаимодействия. Таким образом, осознание отождествляет совокупности ощущений, образующие образы восприятий с поименованными объектами доступной человеку для осознания реальности. Потому процесс отождествления можно назвать именованием, то есть образу восприятия сопоставляется соответствующее имя. Вот это образ, а это его имя - кирпич.

Но что такое объект осознания? Для уяснения этого вопроса нам придется несколько углубиться в процесс восприятия. Как мы уже отмечали, восприятие и осознание осуществляется в моменте здесь и сейчас. То есть некоторому распознанному образу ощущений, в данный момент восприятия сопоставляется соответствующее понятие. Где здесь объект осознания? Чем он отличается от образа ощущений?

Объект осознания, никогда не доступен человеку для восприятия и не тождественен образу ощущений, хотя он также как и образ ощущений позиционируется вне времени. Но его вневременная сущность иная. Образы ощущений доступны человеку только в момент восприятия (момент здесь и сейчас),  их нет, и не может быть ни в каком прошлом, ни в будущем.

В отличие от образов ощущений, объект осознания находится здесь и всегда. Иными словами он был в прошлом, есть в настоящем и будет еще некоторое время в будущем. Объект осознания агрегирует всевозможные образы ощущений, доступные человеку для восприятия, которые он сопоставляет с соответствующим понятием. Это шаблон или эталон, на основе которого осуществляется различение и распознание в потоке ощущения конкретных образов, доступных человеку в момент восприятия.

Даже простейшую форму кирпича можно воспринимать с различных углов и на разном расстоянии, от чего будут меняться образы ощущений, но при этом каждый из этих образов все равно будет соотнесен с объектом осознания, поименованным понятием “кирпич”. А ведь это всего лишь геометрическая фигура, что же говорить об объекте осознания, поименованным понятием “камень”, который состоит из множества образов восприятия камней различных форм, размеров, фактур, плотностей и так далее.

Объект осознания, таким образом, выступает в качестве некоторого класса, элементами которого выступают образы восприятия, сопоставляемые человеком с некоторым понятием, выступающим именем этого класса. Как видим, для осознания объекта своей реальности, достаточно сформировать в восприятии совокупность образов, соотносимых с некоторым понятием. То есть для восприятия, различения и осознания объекта в качестве элемента своей реальности, человеку нет необходимости понимать этот объекта, устанавливать его причинно-следственные взаимосвязи с другими осознанными объектами, достаточно объединить различные образы ощущений в один объект осознания и присвоить ему соответствующее имя.

Геометрической аналогией отношения класс – элемент класса, может выступать объемная фигура, разрезанная секущей ее плоскостью. Тогда сама трехмерная фигура может выступать аналогом класса, а ее плоское пересечение с секущей плоскостью – элементом этого класса. В зависимости от угла наклона секущей плоскости и ее относительного расстояния от центра фигуры, пересечения будут различны, но все равно любые из них будут элементами класса, то есть “входить” в первичную объемную фигуру.

В соответствии с этой геометрической аналогией, название трехмерной фигуры выступает в качестве осознанного понятия, сама фигура – объект осознания, секущая плоскость – процесс восприятия, пересечение фигуры с секущей – образ восприятия. Исходя из сказанного, можно предположить, что хотя образы восприятия обыденного сознания для большинства людей идентичны, что и обеспечивает в целом взаимодействие между ними, сами по себе объекты осознания для каждого человека уникальны и в принципе не могут быть едиными. Образ ощущений воспринимается человеком здесь и сейчас и зависит от индивидуальной чувствительности его воспринимающих рецепторов. В отличие от него, объект осознания формируется человеком в течение всей его жизни, посредством переживания уникальной последовательности именно его жизненных обстоятельств.

В связи с различием объекта осознания одних и тех же понятий у разных людей, связан еще один яркий пример различия восприятия и осознания - интуиция. Два человека могут воспринимать одну и ту же действительность, но один осознает то, что соответствует обыденному сознанию, а другой интуитивно осознает нечто, вовсе не относящееся непосредственно к воспринятому. Как пример, можно привести Юлия Цезаря, который воспринял силуэт одного из своих воинов на фоне реки, а интуитивно осознал этот образ как знамение и свой шанс победы. Именно интуиция послужила основой его решения перейти Рубикон (та самая река, на фоне которой он увидел силуэт) и, в конце концов, победить Помпея и стать императором.

Таким образом, восприятие связано с ощущениями, фиксируемыми человеком в моменте здесь и сейчас (я воспринимаю жар), а осознание с объектами актуальной для него в данный момент времени действительности (это жар костра, а не солнца). Так для Цезаря важен был не сам по себе воспринятый им воин на фоне Рубикона, а его интуитивное прозрение, связанное с последствиями перехода реки его войском и началом гражданской войны. Сам же воспринятый образ война, в данном случае, послужил ему лишь неким символом, указателем, подсказкой для принятия решения. Осознал он не война, а свой шанс победы.

 

Каков же наш курс к цели?

Мы заявили, что наш курс на данном этапе – осознание желаний. То есть мы выбрали не восприятие своих желаний, – “ой… хочу, у меня засвербило”, и не понимание желаний, то есть их увязывания с другими объектами нашей действительности посредством причинно-следственных связей, - “для реализации своего желания мне надо…”. Осознание относится к распознаванию, или различению в потоке восприятия тех образов ощущений, которые относятся к объекту осознания, поименованному нами понятием “желание”.

Вот именно об этом различении мы и будем говорить в дальнейшем, до тех пор, пока не достигнем своей цели, точнее сделаем вывод, да, эта цель достигнута. Когда это произойдет? Когда мы легко научимся выделять свои желания в потоке восприятия. Но на данном этапе, наша подцель скромнее, научиться различать между собой влечения и желания.

 

Отличие влечений и желаний

С учетом сделанного выше реверанса в сторону заявленной нами цели, мы не будем вдаваться в терминологическое различие желаний и влечений, а отметим для себя лишь чувственную сторону этого отличия.

Объект влечения, безусловно осознан, иначе как бы кто-то мог выразить, что он  охвачен влечением к чему-то или куда-то. Позиция “Пойди туда не знаю куда, возьми то, не знаю что”, хотя и кажется для того, кому она предназначена весьма абстрактной и не выражающей никакой осознанной цели, для говорящего, весьма даже конкретна и осознана. “Уйди с глаз моих долой и по возможности не возвращайся”. Объектом влечения в данном случае выступает человек, которого отправляют за тридевять земель, исключая его образ из своего восприятия.

Но в данном случае мы уже говорим о некотором оформлении желания человека, относительно этого объекта влечения, то есть его взаимоотношениях с другими объектами его действительности. Как минимум с ним самим. В общем же случае, объект влечения осознан, но может быть и вообще не доступен для понимания человеком. То есть объект привлекает внимание, но почему и зачем он нужен человеку, для него остается загадкой. Не видит он полезности в нем для себя, не знает, как применить его в своей жизни.

“Нет, ну я, конечно, понимаю, что с синхрофазотроном можно делать в принципе, например, разгонять в нем частицы до скоростей близких к скорости света. Но зачем мне это нужно? Нет…этого я не понимаю. Хотя… вы слышали, коллайдер опять запускают, новые частицы исследовать собираются…”

Не было бы у меня влечения к этому коллайдеру, мне было бы абсолютно безразлично, запускают его или останавливают. Прошла бы эта информация мимо моего внимания, не осела бы в моей памяти. Иными словами данный объект просто не попал бы в поле моего восприятия, как не попадает множество других “новостей”, вещающих со всех бил бордов, радиостанций и ТВ каналов.

Современный человек погружен в бушующий океан информационного контента и вне соответствующих фильтров восприятия, просто захлебнулся бы в калейдоскопическом потоке часто бесполезных, а иногда и вредных переживаний. Влечения выступают, как раз такими фильтрами, ограждающими психику человека от информационного коллапса.

Повторимся, в поле восприятия человека попадают только те образы или совокупности ощущений, которые привлекают его внимание, другими словами к которым его влечет. Это весьма серьезный вывод. Давайте посмотрим на него под несколько другим углом. Человек видит, осязает, ощущает и в целом воспринимает только то, к чему у него есть влечение. Объекты, которые не привлекают его, для него НЕ СУЩЕСТВУЮТ! Их нет в потоке восприятия, точнее они не могут быть им выделены из этого потока, не могут быть осознаны, а, следовательно, их не будет и в реальности человека. Больше на эту тему здесь говорить не будем, но мы обязательно вернемся к этому выводу в последующих выпусках. Сейчас же примем этот факт априори, бездоказательно.

Несмотря на тот факт, что в поле зрения человека попадает только то, что привлекает его внимание, это вовсе не означает, что он желает все, что воспринял. Объекты влечений человека могут быть ему непосредственно, сами по себе, не нужны, не испытывает он нужды в них. Просто субъективно проявление этих объектов ощущается человеком как некоторое внутреннее напряжение, связанное с притяжением его внимания к объекту влечения, когда он попадает в фокус восприятия, а также с чувством некоторой неудовлетворенности, любопытства, вызванным возможностью, шансом получить какую-либо дополнительную информацию, относительно этого объекта.

Другими словами, объект влечения достаточно абстрактен, для того, чтобы человек мог вступить с ним в какое-либо реальное взаимодействие, однако он все же способен выделять в потоке восприятия конкретные образы этого объекта и получать относительно него какую-либо информацию. Информация же сама по себе достаточно абстрактное понятие и ее нельзя применить или как-то иначе использовать, кроме как учитывать при принятии тех или иных решений.

Итак, никаких реальных действий с объектом влечения человек осуществить не может в принципе. В его распоряжении нет достаточно конкретных форм для начала подобного взаимодействия, точнее нет нужды в его организации. Например, сесть на велосипед и поехать, человек в принципе может и умеет, но его интересует не сама по себе езда на велосипеде, а как выступают наши велосипедисты на том или ином чемпионате. Потому и крутил он педали (конкретное действие с велосипедом) последний раз лет 20 назад, да  и вообще нет у него велосипеда уже лет как 30. Однако сама по себе тема велоспорта до сих пор не дает ему покоя.

Желание же в отличие от влечения, более конкретно. Объект желания уже приобретает некоторые осязаемые формы, посредством которых человек может вступить с ним во взаимодействие. Что это за формы? Например, в случае с тортом, неоформленный образ влечения к чему-то “сладкому”, а возможно и еще более абстрактному образу чего-то “приятного”, приобретает более отчетливые формы. Это можно съесть (не нюхать, лизать, сосать или выпить), это может быть йогуртный торт (не бисквитный, слоеный или песочный), это может быть вообще не торт, а пирожок, круасан или вообще шоколад,  конфета и так далее.

Таким образом, влечения и желания отличаются характером своих объектов. Объект влечения абстрактен, объект желания – конкретен. И вместе с тем они взаимосвязаны между собой. Торт связан с “нечто сладким”, велоспорт с “нечто, имеющим в своем составе велосипед”, частицы в коллайдере с образом “чего-то неизвестного, загадочного” и так далее. Мы вновь видим некоторое отношение, не допускающее сравнение, а именно отношение между абстрактным и конкретным или отношение между классом и элементом класса. Нельзя же всерьез сравнивать образ нечто сладкого и осознание вот этого конкретного шоколадного батончика. Точно также как нельзя сравнивать класс всех котов (не собак, не обезьян, слонов и так далее, а именно котов) вот с тем конкретно Мурзиком, совершающим полет с дерева с высоты третьего этажа.

Итак, единственной формой осознания Ваших влечений является информация. Именно на основе анализа информации, перерабатываемой Вами по жизни, Вы может найти и хотя бы как-то осознать Ваши влечения. Именно через информацию, объекты влечения входят в Вашу жизнь. И это сделать не сложно. Посмотрите на те области Вашей жизни, где Вы удовлетворяетесь только и исключительно информацией, не предпринимая для этого каких-либо действий со своей стороны. Это те области Ваших интересов, где Вы наблюдатель. Это может быть театр, чтение литературы соответствующих жанров, спорт, политическая жизнь в стране, голодные дети в Зимбабве. Все что угодно. Влечения у каждого свои. Я написал исключительно то, что пришло мне в голову.

Желания, в отличие от влечений, входят в Вашу жизнь только через Ваши действия. Вы не сможете исполнить Ваше желание, перерабатывая информацию, для этого Вам придется шевелиться, действовать. Вместе с тем, влечения и желания связаны между собой. Желания всегда конкретизируют влечения. Объект желания всегда выступает элементом или частью объемлющего его объекта влечения. Пирожок это всегда часть “нечто съедобного”, стадион для фаната – часть “нечто, предназначенного для развлечения и энергетической подзарядки”, телевизор – “нечто, выступающим источником информации” и так далее.

 

Практическое упражнение для любознательных

В заключение выпуска давайте посмотрим, какое практическое применение мы можем вынести из нашего достаточно абстрактного вывода, сделанного в ходе столь длинных, но надеюсь не очень скучных рассуждений.

Прежде всего, теперь мы можем более конкретно использовать и управлять своим вниманием. Внимание – источник информации, указывающий нам на область наших влечений. И в этой связи, я предлагаю для развлечения легкое практическое упражнение, как говорил Аркадий Райкин “…так, для эстетического разнообразия”.

В каждый момент осознания самого себя, когда Вы в состоянии задать себе вопрос, КТО Я И ЧТО Я СЕЙЧАС ДЕЛАЮ и при этом дать на него ответ, постарайтесь вспомнить, чем Вы занимались с момента предыдущего осознания самого себя. Можете для этого поставить себе напоминание в календаре или на часах. На первых порах это точно поможет многим.

Те конкретные действия, которые Вы сможете вспомнить, например, я занимался написанием следующего выпуска рассылки, я пил чай из своего подстаканника, я менял лампочку в ванной комнате, и которые Вы можете соотнести с формулой “я этого хотел и я это сделал”, относите к своим желаниям. Вы можете подробно рассмотреть их, можете даже найти более общие желания, объемлющие эти и выстроить иерархию своих желаний.

После этого, обратите внимание, как много времени, с момента последнего осознания самого себя, Вы уделили реализации Ваших желаний и сколько времени ушло у Вас на что-то другое, точнее на те действия, которые Вы в принципе, вроде как, и не хотели делать? Например, я ехал на трамвае, я был на работе, я ездил в командировку, я писал отчет и так далее. Задайте себе вопрос, к чему относятся эти действия?

Кстати, на первый взгляд, подобное разделение действий, может показаться весьма условным. Однако это не так. Граница, которая отделяет одно от другого, действительно, у каждого своя и какого-то объективного критерия подобного разделения действий на “желательные” и “не желательные”, не существует. Однако у каждого есть чувственный индикатор и при небольшой практике, вопросов отделяющих одно от другого у Вас не будет.

Как мы уже отметили, желательное действие, это то, о котором Вы можете сказать, я хотел это и сделал. Любая другая формулировка приведет Вас к действиям, которые Вы совершили, но не по собственному желанию. То есть действия были, но они были как бы и не Вашими. Вы совершали их не потому, что хотели их совершить, а потому что…

 

Резюме выпуска

Толковый словарь Ушакова, сводит желание к влечению и осуществлению действия, направленного на изменение объекта желания или отношения человека к нему (приближение или удаление). Мы достаточно подробно рассмотрели влечения и желания, и связанные с ними процессы восприятия, осознания и понимания и пришли к выводу, что сводить желания к влечениям ошибочно. Это совершенно различные переживания.

Влечения в большей степени связаны с восприятием и осознанием и выступают своего рода фильтрами восприятия, ограждающими психику человека от информационного коллапса, возможного в связи с обрушивающимся на него контентом. Влечения человека, кстати, выступают одним из атрибутов уникальности человека, так как в целом, совокупности влечений двух людей не могут быть одинаковыми.

Мы также отметили для себя, что влечения иррациональны, находятся в чувственной сфере переживаний человека и не могут быть ясно и корректно выражены в словах. Все-таки влечения в большей степени относятся к иррациональному процессу восприятия, в связи с чем, их понимание не возможно. Объекты влечения абстрактны, не имеют ясных очертаний, конкретных форм, соответственно установить отношения между ними крайне сложно.

Желания же в больше степени относятся к процессам осознания и понимания, и являются своего рода инициаторами конкретных действий человека в его реальности. То есть желания отвечают за взаимодействие человека с различными объектами, так или иначе присутствующими в его реальности. Понимание желаний – уже более конкретная задача. Их объекты оформлены, их свойства достаточно ясно осознаны, установление взаимоотношений с другими объектами реальности человека вполне допустимы. Собственно говоря, именно осознание этих взаимосвязей и позволяет человеку осуществлять конкретные действия с этими объектами.

То есть влечения пассивны, они позволяют лишь выуживать из восприятия объекты, актуальные для  человека в моменте здесь и сейчас. Целью подобного выуживания является получения дополнительной информации об этим объектах, соответственно влечение и удовлетворяется информацией, то есть погашается ей.

Желания же напротив активны. Мышление человека, охваченное желанием, активно прорабатывает объект желания, прогнозирует возможные варианты его использования в своей практической деятельности, да и в целом инициирует саму эту деятельность. Желание, конечно, может и угаснуть, но осуществиться оно может только и исключительно посредством ваших действий.

Из сказанного, кстати, можно сделать еще один косвенный вывод: желание отрицает потенциальную мульти вариантность развития будущих событий, ограничивая мыслительный процесс человека на одном, достаточно узком направлении развития событий и ситуации в целом. То есть из всего спектра доступных человеку на данном этапе вариантов развития ситуации в принципе, он выбирает один, тот, который, по его мнению, ведет к осуществлению его актуального желания.

Подспудно, мы заявили, что наш курс на данном этапе – осознание желаний. То есть мы движемся к своей цели не посредством выстраивания строгой научной доктрины, а за счет распознавания, или различения в потоке восприятия тех образов ощущений, которые относятся к объекту осознания, поименованному нами понятием “желание”. То есть мы хотим научиться легко и быстро фиксировать свои текущие желания.


Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору



Архив Рассылки

В избранное