Душеполезные чтения

  Все выпуски  

Душеполезные чтения: Что значит любить Господа?



Поучение 16 ИЮЛЯ (29 июля) в память священномученика Афиногена Пидахфойского, Севастийского.

Святой священномученик Афиноген возлюбил Господа всей крепостью своей души, как показывают его благочестие, его любовь ко Спасителю, для прославления Которого он перед смертью пел священный гимн, и его верность ГОсподу до своей мученической смерти.

Кто любит Господа всей крепостью своей души, тот старается:

а) быть в близости к Нему,
б) тот охотно следует за Ним,
в) тот готов даже сораспяться с Ним, и даже
г) со всей щедростью рад послужить Ему от своих имений.

а) Желаете ли неотступно пребывать с Господом, слышать Его божественное учение, видеть Его чудеса и знамения? Посещайте, как можно чаще, святую церковь Божию. Здесь невидимо и таинственно присутствует Он Сам, окружаемый Херувимами и Серафимами. Здесь возвещаются те же божественные глаголы жизни вечной, которые Он Сам Своими пречистыми устами проповедовал в Иудее. Здесь повествуются те же самые спасительные живоносные Его знамения и чудеса, которые Он совершал Своими пречистыми руками. Здесь совершаются новые, ещё большие чудеса в святых таинствах: каждодневно претворяется хлеб в Его самое пречистое тело,и вино в самую пречистую Его кровь. Верующие в Него возрождаются в новую благодатную жизнь в купели святого крещения, приемлют от Него отпущение грехов в таинстве святого покаяния. Прийдите к Нему, призывающему к Себе всех труждающихся и обременённых; с сердцем сокрушённым и смиренным припадите пред ним, единым имущим власть оставлять грехи; с живой верой и любовью припадите к Нему, глаголющему ко всем: приидите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за вы изливаемая во оставление во оставление грехов. Но и на всяком месте и во всякое время можно и должно пребывать с Господом непрестанным памятованием и размышлением о Нём, молитвенным и богомысленным собеседованием с Ним; ибо Он вездесущий везде и всегда с нами есть во вся дни до скончания века.

б) Хотите ли последовать за Господом? Последуйте невозбранно, как приглашает Он Сам: аще кто Мне служит, Мне да последствует,да идеже есть Аз, ту и слуга Мой будет. Видишь, как Он, Господь и Владыка твой, приходит исполнить всякую правду, совершить волю Отца небесного? Последуй за Ним и тщательным соблюдением всех заповедей Господних, охотным исполнением воли Отца небесного, да сбудется и в твоей жизни и делах всё написанное в законе Моисеевом и пророках и псалмах, как сбылось всё это в жизни Самого Господа. Видишь, как Господь поспешает на помощь страждущим, утешает скорбящих? Поспешай за Ним и ты: напитай во имя Его алчущего, напои жаждущего, одень нагого, посети болящего и в темнице сущего, научи неведущего, предохрани падающего, послужи умершему погребением тела его; и Господь не только примет твою услугу, но и вменит её Самому Себе; понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Видишь Господа в Гефсимании, в тяжкой борьбе и туге душевной, молящегося о грехах человеческих? Последуй за Ним и ты: заключившись в клети сердца твоего, помяни царство Божие, ожидающее праведных, и муку бесконечную, уготованную грешникам, и в скорби сердца твоего, в болезни души твоей, в воздыханиях духа твоего умоляй Отца небесного о прощении согрешений твоих, об избавлении от мучений адовых, о причтении к лику спасающихся. Видишь Господа, грядущего на Голгофу с крестом? Не уклонись последовать за Ним и ты благодушным перенесением ниспосылаемых от Бога скорбей и бедствий в духе веры и преданности Его воле, покорности и упования на Его всеблагий Промысл, претерпением до конца всех обид и оскорблений, наносимых от неразумия или от злобы человеческой: претерпевый бо до конца, той спасется!

в) Можно, таким образом, не только последовать Господу Иисусу Христу и пребыть с Ним в напастях Его, но и спострадать Ему, сораспяться с ним, восполнить, по примеру апостола, страдания Христовы в плоти своей. Каким образом? Распятием плоти своей со страстьми и похотьми, то есть отвержением воли своей и исполнением воли Божией, хотя бы это стоило не только страданий и мучений, но и самой смерти телесной. И если всегда будешь находиться на этой высоте самоотвержения, то всегда будешь распят со Христом и носить язвы Его на теле своем. В этом-то сораспятии со Христом в духе своём и состоит вся сущность христианских добродетелей; отсюда они заимствуют жизнь и силу, свет и красоту; без сего внутреннего креста и самый тяжкий крест внешний не будет цельбоносен и спасителен для души нашей. Сим-то крестоносцам, страждущим, сораспинающимся с Господом, и завещал он своё вечное царство: вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем (Лук. 22, 28-30).

г) Хотите ли, наконец, послужить Господу от имений своих? Послужите Ему своим участием в благолепии и украшении святых церквей Божиих, и Тот, кто похвалил усердие вдовицы, ввергшей две лепты в церковную корвану, примет и ваше даяние в жертву благоприятную и воздаст вам сторицей. Послужите Ему в лице Его служителей и соработников, которых избирает и посылает Он Сам на дело служения, в созидание тела Христова, которые, по Его божественному повелению, Его благодатной силой и Его пренебесной властью возрождают вас в новую благодатную жизнь во Христе, молятся и предстательствуют о вас пред престолом Божиим, питают вас плотью и кровью Христовой, напояют млеком здравого учения Христова, а согрешающих паки примиряют с Богом отпущением грехов их во имя Господа Иисуса, - которые приносят страшную жертву о спасении не только живущих, но и умерших отцов и братий наших. Приемляй егоже Аз послю, говорит Сам Господь, Мене приемлет; а приемляй Мене, приемлет пославшаго Мя Отца. Послужите Ему в лице меньшей братии Его, и Он скажет вам на суде Своём: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.

Кто таким образом возлюбит Господа Иисуса Христа и братий своих во Христе от всего сердца своего и всей души своей, тот сподобится не только благодатного утешения в жизни, но и вечной радости на небе, в невечернем дни царствия Христова. Аминь.


Составлено по Полному собранию проповедей Димитрия (Муретова), архиепископа Херсонского, и других источников (XIX век)

Портал ПАЛОМНИК


В избранное