Все выпуски  

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧИТЕЛЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА


Фонда ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧИТЕЛЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

Дорогие друзья! Существует ряд показателей, на основе которых можно безошибочно определить степень здоровья или нездоровья общества. Это: уровень социального неравенства, качество социального обеспечения нетрудоспособных групп населения, доступность медицины… и это социальный статус учителя. Об этих важнейших аспектах благополучного общества говорится в Концепции Национальной Идеи России, выдвинутой философом, писателем и общественным деятелем Т.Н. Микушиной. Сегодня мы подробно остановимся на проблеме социального статуса учителя.

Итак, почему же статус учителя столь показателен? Ответ прост: учитель – это тот человек, который готовит смену нынешнему поколению, и от качества его работы зависит успех и процветание страны в будущем. Забота об учителе – это забота о будущем страны. Учитель – это первый представитель государства, с которым начинает взаимодействовать ребёнок. Учитель является передаточным звеном, через которое будущие граждане знакомятся с культурой и ценностями своей страны. Ответственность учителя перед страной и обществом очень велика. Соразмерно уровню ответственности учителю положен высокий социальный статус. И этот статус не только и не столько награда учителю за его труд, сколько необходимый ему инструмент работы.

Долг учителя нести детям свет знания, культуры, высокие образцы морали и нравственности, и крайне важно, чтобы его послание было выслушано и усвоено. Но это возможно только в том случае, если ученики ценят и уважают учителя. А такое отношение возникает только как следствие уважения, проявленного к роли учителя их родителями и обществом в целом. Таким образом, для того, чтобы работа учителя была успешна, ему следует создать благоприятные условия.

Давайте совершим небольшой исторический экскурс и посмотрим: каким было отношение к учителю в Российской империи в эпоху правления императора Николая II. Этот исторический период выбран не случайно: именно в это время в стране произошёл подлинный образовательный бум.

По данным историка Александра Музафарова [1] в период с 1896 г. по 1910 г. было открыто 57 тыс. начальных училищ. Число начальных учебных заведений удвоилось по сравнению с предыдущим временным периодом. Создано 1,5 тыс. низших профессиональных училищ, 600 городских училищ, 1323 средних учебных заведения, открылось 20 мужских высших учебных заведений и 28 женских ВУЗов. Перед страной в этот исторический момент стояла стратегическая задача: сделать образование максимально доступным для всех граждан. В соответствии с этой задачей в обществе и в верхних эшелонах власти было весьма уважительное отношение к учителю и его социальной миссии.

Об отношении к учителю и образованию в царской России рассказывает историк Александр Музафаров:

«Забота государства об образовании проявлялась в высоком статусе преподавательского сословия. Преподаватели университетов, гимназий и других учебных заведений – это чиновники министерства народного просвещения. <…> В обществе, где мундир уважался, где было понятие «честь мундира», преподаватели были государственными чиновниками с очень высоким служебным статусом. Простой пример: ректор Казанского Университета был по чину старше, чем губернатор Казанской губернии». <…> Ещё одна особенность образовательной системы Российской империи: образование было социальным лифтом. Человек, окончивший высшее или среднее учебное заведение, резко повышался в социальном статусе».

Высокий служебный статус учителя в Российской империи подкреплялся вполне приличной по тем временам зарплатой. В 1913 году средняя зарплата учителя составляла около 100 рублей и в 2,7 раза превышала прожиточный минимум. Учитель гимназии зарабатывал больше, чем рабочиеметаллурги, слесари, чиновники среднего класса.

Вот что о достатке учителя в дореволюционной России пишет Валериан Чупин в статье «Он жил на одну зарплату» [2]:

«Как видим, учитель средней школы сто лет назад с полным на то правом относил себя к категории людей среднего достатка. Мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с удобствами, вполне прилично одеваться, нормально питаться, посещать театр, чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было потребовать и ожидать хорошей отдачи. Ведь даже если школа или училище закрывались – всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу. Молодому учителю выплачивались подъемные – треть годового оклада, прогонные и командировочные. Учителям полагалось освобождение от армии, казенная квартира с бесплатным же отоплением и освещением».

Каково же положение в обществе у учителя сейчас? К сожалению, можно констатировать, что тот высокий статус, которым педагог пользовался в дореволюционной России, на сегодняшний день большей частью утрачен. Это находит своё отражение и в уровне зарплат, и в небрежении к учителю со стороны государственных чиновников, которые с каждым годом всё больше погружают педагога в водоворот бумажной волокиты, отрывая его от самого главного – от подготовки себя к передаче знаний и нравственных ценностей молодому поколению людей.

Пожалуй, одной из главных проблем современной системы образования является её безвекторность. В условиях идеологического вакуума нет внятного ответа на вопрос: «Какого человека должна выпустить в большой мир школа?»

Царская Россия развивалась как самодостаточная страна, рассчитывавшая полностью на свои собственные силы. Поэтому она нуждалась в квалифицированных кадрах для развития различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки и социальной сферы.

Тем же путём пошёл и Советский Союз, унаследовавший от Российской империи первоклассную систему подготовки кадров, особенно по инженерно-техническим специальностям. Важное место в работе школы занимала воспитательная работа: страна нуждалась не только в квалифицированных, но и в культурных гражданах, которые придерживались бы в своей жизни определённых морально-нравственных ценностей. Советская школа стремилась выпустить в мир человека патриотичного, культурного, интеллектуально развитого и мотивированного на служение стране и обществу.

Развал СССР ознаменовался коренными изменениями в общественном сознании населявших его народов. Ценности, изложенные в «Кодексе строителя коммунизма», были заменены идеями, пришедшими с Запада. Новыми идеалами народов теперь уже Российской Федерации стали: свобода, деньги, личный успех и доступ к максимально большому количеству материальных благ. Знания стали цениться только в том случае, если они приносили хороший доход, а социальный статус педагога упал настолько низко, что эта благородная профессия стала либо уделом идеалистов, которые наперекор всему верили в свой долг перед обществом, либо тех, кто не нашёл себе применение в более прибыльных отраслях. Образование стало рассматриваться не как важнейшая стратегическая отрасль, а как часть сферы услуг. Учитель из почитаемого и уважаемого слуги народа превратился в дешёвого наёмного работника.

Новая политическая реальность, в которой оказалась Россия после событий 2014 года, - жёсткий режим санкций, непрекращающееся давление со стороны стран блока НАТО - сильно изменили и внутрироссийскую действительность. В общественном сознании появилось понимание необходимости консолидации для противостояния политическому, экономическому и культурному давлению извне. Стало очевидно, что западные ценности, о которых шла речь выше, подобно вирусу иммунодефицита, губящему иммунную систему организма, делают страну беззащитной перед воздействием извне.

Многим родителям, которым небезразлична судьба своих детей и своей страны, стала очевидна необходимость нравственного стержня, который бы позволил народам России сохранить свою единую Родину, свою национальную идентичность и культурную уникальность. И эти нравственные идеалы давно известны: любовь к Родине, вера в Высший Закон и Его справедливость, забота о ближнем, честная работа на общее благо, миролюбие, уважение ко всем существующим верам и религиям.

Многое в этом направлении делается волонтёрами Фонда «За Нравственность!». Для возрождения нравственных идеалов в обществе нашими активистами разработан лекционный курс для школьников «Нравственность – сила нации». Тематические беседы из этого курса регулярно проводятся волонтёрами Фонда в ряде российских школ.

Однако, возрождение нравственных принципов – очень масштабная работа, которая должна вестись системно и начинаться именно со школы. Именно учитель может и должен стать тем человеком, который переломит тенденцию нравственной деградации нашего общества, человеком, который не только даст знания, но и станет живым примером высоких нравственных принципов, образцом чести, порядочности, ответственности и служения Родине.

Отрадно, что в верхних эшелонах власти понимают это. Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева в своём интервью программе «Вести» об отношении к учителю сказала следующее [3]:

«Приоритетным для меня на сегодняшний момент являются учитель, его положение, его состояние, отношение общества к нему. Профессия учителя не профессия в полном смысле этого слова, это все-таки служение и, согласятся со мной или нет, это миссия. Сегодня – дети, завтра – народ. Это будущее нашей страны. И от того, как живет учитель, что он думает, как он чувствует, как он творчески растет, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, очень многое зависит».

Настало время вернуть уважение к высокой миссии учителя, возродить понятие «честь мундира», создать, наконец, педагогу надлежащие условия для работы. Но, самое главное, необходимо, чтобы возникло понимание в общественном сознании того факта, что воспитание и образование будущего поколения – это задача от успешного решения которой зависит устойчивое развитие страны и населяющих её народов.

Хочется верить, особенно после слов нашего министра образования, что такое понимание уже приходит. А пока скажем слова благодарности и поддержки тем людям, которые в неимоверно сложных условиях отдают свои силы и время воспитанию и обучению молодого поколения россиян. Спасибо вам, уважаемые педагоги, за ваш праведный труд!

С уважением, Фонд «За Нравственность!»

[1] Александр Музафаров - Просветительская политика Николая II // URL: https://www.youtube.com/watch?v=bdPLDZQJOKA.

[2] Он жил на одну зарплату // URL: http://www.ug.ru/method_article/656.

[3] Ольга Васильева: главное для меня – учитель и условия его труда // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2790004

Сайт рассылки: http://fondzn.org

E-mail:info@fondzn.org


В избранное