Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православные святые: комплексная информация: Тимон Надеевский. 3 февраля 2015 - 175-летний юбилей.


ТИМОН НАДЕЕВСКИЙ
Преподобный, старец.

Почитание: местночтимый святой Костромской епархии (Россия).

Дни празднования:
* 21 января / 03 февраля (сугубое почитание святого в Костромской епархии).
* 23 января / 05 февраля (почитание святого в Соборе Костромских святых).

Имя в переводе с греческого: "почитающий".

Главные даты в земной жизни святого:
* Время рождения: 1766. Место рождения: Балахна, Нижегородская губерния.
+ Время отшествия ко Господу: 21 января (03 февраля) 1840 года в Надеевской пустыни (Макарьевский уезд, Костромская губерния).

2015: 175 лет со времени отшествия ко Господу.



        25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия совершилась канонизация в лике местночтимых святых Костромской епархии преподобного Тимона, пустынножителя и строителя Никольской Надеевской пустыни, ученика и духовного друга преподобного Серафима Саровского.

        Иеромонах Тимон, в миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона Феодора и его супруги Анисии. С детства, по свидетельству близких, Тихон отличался любовью к уединению, его часто замечали молящимся. Под руководством отца Тихон рано освоил грамоту и нотное пение. В семилетнем возрасте он был принят в Нижегородское духовное училище, и после шести лет учебы в числе лучших учеников определен в Духовную семинарию. Тихон прекрасно учился, отличался благонравным поведением и твердостью характера, его любимым предметом было Священное Писание.

        Во время каникул Тихон совершал паломнические поездки по монастырям. В одном из них он услышал однажды пророческие слова старца-иеромонаха, который сказал ему: "Видно, брат, ты будешь в монастыре и удостоишься звания монашеского". Эти слова глубоко запали в душу благочестивого юноши.

        По окончании семинарии, несмотря на стремление к монашеской жизни, Тихон, послушный воле родителей, остается в их доме и ухаживает за больным отцом. Вскоре он вступает в брак с дочерью священнослужителя одного из балахнинских храмов Евдокией, рукополагается в сан диакона и определяется на родительское место.

        Два года отец Тихон благоговейно исполнял обязанности священнослужителя, в семейной жизни являя пример доброго хозяина и любящего мужа. Однако вскоре его постигает большое горе — в расцвете сил умирает его молодая жена. Ища утешения, отец Тихон отправляется в паломничество по святым местам, едет в Киев и Москву. Вскоре он снова оказывается в Саровской пустыни, которую посещал еще в юные годы и со старцами которой состоял в переписке. Во время этой поездки в Саров отец Тихон встречается с преподобным Серафимом. Святой принял его, долго беседовал с ним и воспламенил его сердце, утвердив в решимости ради любви Божией и вечного спасения оставить мир и принять монашеский постриг.

        Около 1800 года диакон Тихон был принят в число братии Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и пострижен в рясофор с именем в честь святого мученика Троадия Неокесарийского. Три года отец Троадий занимал должность эконома при архиерейской резиденции и, показав себя с самой лучшей стороны, был назначен строителем Богородице-Феодоровского монастыря в селе Городец, в стенах которого в 1263 году преставился ко Господу благоверный великий князь Александр Невский. Богородице-Феодоровская Городецкая обитель до иноземного нашествия в XIII веке являлась местом пребывания великой всероссийской святыни — Феодоровской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, главной святыни Костромской земли. В 1804 году отец Троадий был пострижен в мантию с именем Тимон — в честь святого апостола от семидесяти Тимона, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний святых апостолов (Деян. 6, 5).

        Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Последнее стало причиной тяжелых испытаний для подвижника. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелатей.

        В 1806 году по решению епархиальных властей отец Тимон был отстранен от должности строителя обители. Однако в 1811 году, с приходом на нижегородскую кафедру епископа Моисея (Близнецова-Платонова; 1770—1825), мудрого и опытного архипастыря, он был снова назначен на это послушание и в 1814 году рукоположен владыкой во пресвитерский сан. В должности строителя Богородице-Феодоровского монастыря иеромонах Тимон пробыл до 1818 года, пока по болезни не был от нее освобожден.

        В 1820 году иеромонах Тимон был переведен в Высокогорский Вознесенский монастырь. Жизнь преподобного Тимона в этом монастыре проходила в почти полном уединении, в занятиях богомыслием и молитве, трудах по изучению и переписыванию святоотеческих творений. Духовным другом и собеседником преподобного Тимона, советы которого подвижник высоко ценил, стал преподобный Антоний (Медведев; 1792—1877), бывший послушник Саровской обители, а позднее, в 1831—1877 годах, — архимандрит, наместник и знаменитый благоукраситель Троице-Сергиевой лавры, ныне прославляемый в лике местночтимых Радонежских святых.

        Впервые в Никольской Надеевской пустыни Костромской епархии — месте своих будущих иноческих трудов — преподобный Тимон появился на пути своего паломничества в Соловки, которое он предпринял для приуготовления к подвигу отшельничества. Преподобный всей душой полюбил это место, твердо решив по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. В этой решимости его укрепило чудесное явление Святителя Николая Чудотворца, который, по свидетельству самого преподобного Тимона, сказал ему: "Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение".

        Получив благословение преподобного Серафима Саровского, к которому преподобный Тимон обратился за советом и назиданием, он весной 1825 года поселился в Надеевской пустыни. Саровский подвижник обратился к нему со словами, известными ныне всем почитателям памяти великого святого: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро".

        Никольская Надеевская пустынь была, согласно преданию, основана в 1239 году среди дремучих и непроходимых лесов, на месте явления чудотворной иконы Святителя Николая. Свое наименование пустынь получила от названия речки Деи, левого притока реки Нёмды, близ которой она была построена. Надеевская — значит "на Дее". В 1532 году обитель подверглась ограблению и разорению казанскими татарами, после чего была восстановлена на новом месте, в трех верстах от прежнего. С 1724 года Надеевская пустынь стала приписной к костромскому Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю, а с 1816 года — к Троицкой Кривоезерской пустыни. Братия Надеевской обители была крайне немногочисленна — всего 2—3 человека, которые содержались собственным земледельческим трудом и собиранием в летнее время ягод и грибов.

        По прибытии в Надеевскую пустынь иеромонах Тимон, совершив Божественную литургию в Никольском храме и усердно помолившись перед чудотворным образом Святителя Николая, избрал себе место для уединенного подвижничества — в десяти верстах от обители, в землянке, которую он сам себе выкопал. Дни и ночи проводил преподобный в посте, молитве и богомыслии.

        По прошествии семи лет пустынного безмолвия Господь через Свое чудесное явление призвал преподобного к новому подвигу — воссозданию монашеской жизни в Надеевской пустыни. Приступая к трудам, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца, преподобного Серафима. В апреле 1832 году убеленный сединами подвижник пешком, преодолев немалые дорожные трудности, пришел в Саров. После беседы, которая длилась между подвижниками всю ночь, преподобный Серафим, провожая своего ученика из келии, сказал: "Господь да благословит тебя и твой путь, дорогой мой отец Тимон. Прости! Я несомненно верую, что мы с тобой увидимся в вечности. Ради Бога, будь тверд в вере, не ослабевай в трудах своих и храни устав по правилам святых отец".

        Вскоре молитвой и трудами старца Тимона Надеевская обитель, имевшая древнюю и духовно богатую историю, но пришедшая в скорбное запустение, была возрождена. Попечением преподобного Тимона в обители был возведен каменный Успенский храм, а сам преподобный стал образцом подвижнической жизни не только для монастырской братии, но и для множества паломников. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости, чудотворений и исцелений. Записи о многих чудесах, происшедших по молитвам преподобного, были сделаны современниками и дошли до наших дней. Духовная беседа старца, по свидетельству его жизнеописателя начала XX века, "согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту".

        Пройдя долгий путь благочестивой подвижнической жизни, старец Тимон преставился ко Господу в 1840 году, достигнув 74-летнего возраста — в срок, предсказанный ему преподобным Серафимом.

        Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений.

        По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых, совершилось причисление преподобного Тимона Надеевского к лику местночтимых святых Костромской епархии.

        Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В чине прославления преподобного Тимона принимали участие многочисленные предствители духовенства Костромской епархии при большом стечении верующих.

        Знаменательно, что это торжественное событие произошло в год, когда Русская Православная Церковь отмечает 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, духовного друга и наставника новопрославленного костромского святого.

        Древняя костромская земля обрела в лице преподобного Тимона нового молитвенника, предстателя и заступника перед Престолом Божиим. Пример его святой жизни, безусловно, послужит к назиданию нынешнего и будущих поколений о том, как подобает хранить веру Христову и любить Господа. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: "При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна".

        Преподобный отче Тимоне, моли Бога о нас.

Первоисточник информации: Новый костромской святой.
Церковный вестник, номер 7 (284), апрель, 2004.
Московская Патриархия.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Многие случаи прозорливости старца и совершавшихся по его молитвам чудотворений были документально зафиксированы еще при жизни преподобного. Вот несколько отрывков из хранившейся в монастыре рукописи:

"Княжна Екатерина Александровна Вяземская, не имевшая обычая целовать благословляющую руку священника, пред поездкой своей в Надеев сказала, что из угождения сестре своей Софии она облобызает руку старца Тимона. Благословляя ее по прибытии в Надеев, подвижник Божий заметил: "Возьми, поцелуй руку и не думай, что это мне лично нужно и приятно; но, смиренно лобызая руку священника, ты воздаешь честь невидимо благословляющему тебя чрез него Спасителю".

При посещении старцем Тимоном села Парфентьева некая мать подвела к нему на благословение своего 13-летнего сына, уже три года лишившегося употребления языка. Служитель Божий сказал, что подобные несчастья происходят от безрассудных слов самих родителей, в пылу раздражения греховного призывающих на головы детей различные бедствия. Благословив затем отрока, старец возвратил ему потерянный дар слова.

Как велика была сила веры и как чудодейственна молитва старца, показывает следующий случай. Загорелась скотная изба в монастыре и уже вся была объята пламенем. Монахи выбежали тушить пожар и разламывать избу, а старец Божий, никому не сказав и слова, войдя в свою келлию, спокойно встал на молитву, и в ту же минуту пламя погасло само собою, тогда как и инструментов пожарных здесь никаких не было; так молитва праведника превозмогла силу разрушительной всепожирающей стихии и угасила огонь".

Паломникам о мощах святого:

* Мощи преподобного Тимона Надеевского хранятся в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.
* Возможно, что частицы мощей преподобного старца Тимона всё же где-то хранятся. Присылайте указания, и мы расширим список паломнических объектов, связанных с именем преподобного старца Тимона Надеевского.

Можно посетить святой источник, освящённый преподобным отцом Тимоном:
Часовня у Николо-Надеевской пустыни (надкладезная).

Тропарь, глас 4:

Яко светозарная звезда /
возсиял еси в пределех земли Костромския, /
преподобне отче наш Тимоне, /
последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго, /
в Надеевской пустыни подвигом бдения, пощения и молитвы подвизался еси, /
многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси, /
ныне со святыми у Престола Божия пребываеши. /
Молися Христу Жизнодавцу //
о всех, с верою имя твое призывающих.


Кондак, глас 3:

Преподобне отче Тимоне, /
земли Костромския похвало и украшение, /
от юности Христа Бога возлюбил еси, /
Евангельски шествовав путем земным, /
Небеснаго Отечества сподобился еси. /
Ныне же моли Всемилостиваго Господа //
спастися душам нашим.


Величание:

Ублажаем тя, /
преподобне отче Тимоне, /
и чтим святую память твою /
наставниче монахов //
и собеседниче Ангелов.


ЕЩЁ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ:
* Прославлен в лике святых преподобный Тимон, старец Надеевский (pravoslavie.ru, 26 декабря 2003.
* Преподобный Тимон, старец Надеевский (kostromaeparhia.ru).
* Тимон Надеевский (открытая православная энциклопедия "Древо").
* Преподобный Тимон, старец Надеевский (nadeyev.livejournal.com).

Интернет-портал Паломник
.

В избранное