Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

доступный мир

Аферы с закупками ТСР для незрячих

Аферы с закупками ТСР для незрячих: прозреет ли государство?
Ситуация вокруг закупок ЭРВУ развивается не первый месяц

28 апреля Федеральная антимонопольная служба проведет разбирательство,
связанное с возможными нарушениями в ходе проведения органами ФСС госзакупок
технических средств реабилитации (ТСР).

Речь идет о проверке, по меньшей мере, восьми проведенных в 2016 г.
аукционов, в ходе которых для инвалидов по зрению (членов ВОС) на средства
бюджета были приобретены электронные ручные видеоувеличители - ЭРВУ.

Внеплановая проверка стала следствием поручения, адресованного сразу
нескольким ведомствам - ФСС, Следственному Комитету и Генпрокуратуре, -
аппаратом правительства РФ, в котором компетентные органы призваны дать
правовую оценку состоявшимся торгам.

Ситуация вокруг закупок ЭРВУ развивается не первый месяц и грозит
неприятностями не только компании <КРУСТ>, которая, как утверждают
представители самого инвалидного сообщества, откровенно неправовыми и
чрезвычайно агрессивными методами продавливала свои устройства в качестве
единственных участников торгов, но и для самого ВОС - старейшей в России
общественной организации, чьей репутации из-за нынешнего скандала может быть
нанесен серьезный урон.

Дело в том, что закупками ЭРВУ, которые практически каждый месяц проводятся
в субъектах РФ, занимаются региональные отделения ФСС совместно с
региональными же отделениями ВОС, выступающими заказчиками устройств. Именно
с ними ФСС согласовывает техническое задание, которое определяет состав
участников торгов. Почему все последние годы это техническое задание было
сформулировано таким образом, что кроме <КРУСТа> и аффилированных с ним
юридических лиц ни одна другая компания не могла не только победить, но даже
заявиться на торги, и предстоит разобраться ФАС.

Но уже сейчас о схеме мошенничества можно говорить достаточно предметно.
Компания <КРУСТ>, как уже писало наше издание, выдает себя за
<отечественного производителя> ЭРВУ, хотя собственного производства не
имеет: в качестве российского продукта инвалиды получают китайское
устройство, не имеющее ни сертификат безопасности Роспотребназдора, ни
санитарно-эпидемиологические заключения соответствующих служб. Разумеется, и
разница между оптовой ценой покупки этого безымянного устройства в
Поднебесной и закупочной ценой в России составляет порядка 3,5 раза.

Купить что-то подешевле чтобы продать подороже - только часть задачи:
необходимо еще и обеспечить эксклюзивность своего продукта на торгах. Для
этого в техническое задание вносится такой набор параметров, которым не
соответствует ни один другой конкурирующий продукт. И речь идет о
характеристиках абсолютно формальных: например, о физических габаритах
устройства. Горе конкуренту, если его устройство на 10 мм длиннее или короче
(а оно заведомо так): до аукциона он не допускается.

Этот известный трюк говорит о нечистоплотности людей, его придумавших. Но
есть нечто и похуже: прямое нарушение закона об электронных торгах. Речь
идет о включении в техническое задание т.н. патента на полезные модели: это
когда некое свойство аппарата, чаще всего имеющее факультативное значение,
становится своего рода обязательным <эксклюзивом>.

Например, когда речь идет об ЭРВУ, <эксклюзивом> становилась способность
китайского аппарата создавать звуковую запись длительностью не менее 30 сек.
Как это соотносится с востребованным функционалом устройства - позволять
слабовидящим людям видеть текст или предметы, сказать сложно. Что касается
закона, то ФЗ о контрактной системе прямо запрещает включать такие условия в
документацию торгов. Однако при проведении госзакупок в таких регионах, как
Приморский край, Красноярский край, Республике Саха (Якутия), Республике
Карелия и др. эти требования были проигнорированы и соответствующие
параметры прямо прописаны в техническом задании.

В эпицентре всех этих манипуляций стоит человек энергичный и в высшей
степени деловой: Сергей Макаров. Имеющаяся в открытых источниках информация
помогает приблизительно понять, каким образом ему удается поставить под
<ружье> <КРУСТа> и региональные ФСС, и региональные отделения ВОС. И там и
тут Сергея Владимировича знают как <официального представителя ВОС> -
человека, несущего ответственность за закупаемое государством оборудование
для слабовидящих людей.

Вот, к примеру, Башкирское отделение ВОС на своем сайте анонсирует
мероприятие, которое должно пройти в республике в самом конце мая: Сергей
Макаров, его участник, назван здесь <официальным техническим специалистом

А вот г-н Макаров в том же статусе решает вопрос о соответствии техническому
заданию прибора одного из конкурентов.

Разумеется, для сотрудников местных ВОС и ФСС мнение <официального
представителя> не может не быть важным. Интересно, все ли из них знают, что
Макаров - не является тем, за кого себя старательно выдает?

Посмотрим на федеральный сайт ВОС: здесь он назван тем, кем является на
деле - техническим специалистом компании ИПТК <Логос> - одного из
предприятий системы ВОС, деятельность которого, судя по обновлениям их
собственного сайта, уже давно замерла.

Эти разночтения в должностях возможно были бы не так уж и важны, когда бы не
то обстоятельство, что г-н Макаров главным образом принадлежит совсем другой
структуре: компании <КРУСТ>, гендиректором которой он являлся совсем в
недавнем прошлом. Той самой компании <КРУСТ>, которая и становится
неизменным победителем всех аукционов по ЭРВУ.

То, что г-н Макаров сменил место работы - понятно: продавливать свои
устройства гораздо проще, представляясь <лицом> ВОС, а не самого
производителя.

С другой стороны, не очень понятно отношение к этому лицедейству
вице-президента ВОС В.С. Степанова, который одновременно является
руководителя ИПТК <Логос>, где г-н Макаров числится техническим
консультантом.

Знает ли вице-президент ВОС о той игре, которую за его спиной ведет человек,
очевидно прикрывающийся несуществующим <мандатом>?

Вице-президент ВОС В.С.Степанов

Остается надеяться, что предстоящая проверка со стороны ФАС и органов
следствия позволит во всех подробностях разобрать анатомию мошенничеств,
результатом которых становятся мномиллиардные потери государства.

Ответить   Наталья Фролкова Thu, 28 Apr 2016 18:30:41 +0600 (#3396633)