Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] В Бийске слабовидящих детей жить в этом мире учат через танец

В Бийске слабовидящих детей жить в этом мире учат через танец

Чтобы хоть на миг представить, как живут эти дети, завяжите глаза тонкой
тканью, например газовым платком. Да, свет проходить будет, и даже
очертания предметов
будут различимы. Но попробуйте в таких условиях сделать самые простые
вещи: приготовить обед, сходить в магазин, погладить одежду. Наверняка
трудностей
не избежать. Cкорее всего, досада возьмет верх, и уже через пару минут
вы освободитесь от пелены перед глазами.

А вот многим ребятам из школы для слепых и слабовидящих детей сделать
это не удается. Но жизнь должна быть максимально комфортной, яркой и
насыщенной. И
конечно, им очень хочется быть самостоятельными: не просить маму
заварить чашку чая, а самим приглашать родных и близких за стол.

Трудно поверить, но еще пару десятилетий назад таким детям просто
завязывали глаза, пытаясь сохранить остатки зрения подобным образом. А
вот сейчас концепция
поменялась на противоположную. Если есть хоть капелька зрения, его нужно
развивать. А помогают в этом учителя-дефектологи и тифлопедагоги Бийской
общеобразовательной
школы-интерната No 3.

В этом году школе исполняется 85 лет. Ровно половину из них здесь
работает Надежда Шапкина, учитель-дефектолог. Коллеги так высоко ценят
Надежду Николаевну,
что, наверное, на рассказ о ее заслугах готовы потратить не один час. Но
главное признание ее учительского таланта - дети, которые выходят отсюда
в большой
мир.

Вообще, когда попадаешь в эту школу, первое, что отмечаешь - вежливость
ее учеников. Согласитесь, нечасто с вами здороваются абсолютно все
проходящие мимо
незнакомые люди. Не бояться контакта с другими, быть открытым новым
знакомствам - вот один из принципов жизни, который учителя внушают своим
подопечным.

- Конечно, они приходят к нам не такими, - говорит Надежда Николаевна. -
Часто замкнутые, тихие, они адаптируются и впитывают в себя ту
атмосферу, которую
мы годами создавали в нашей школе. Помимо общеобразовательных предметов
мы даем и специальные навыки, которые помогут увидеть этот мир,
приспособиться
к нему, но главная задача - социализация ребенка. Он окончит школу и
должен будет сам заботиться о себе. А без контакта с другими людьми ему
это не удастся.

К счастью, и мир вокруг меняется. Надежда Шапкина вспоминает времена,
когда о том, что у тебя <<не такой>> ребенок, боялись лишний раз
обмолвиться. Куда уж
там обращаться за помощью! Вот и приходилось потом таких лишенных
общения ребят пробуждать от социального анабиоза чуть ли не с боями.
Попробуй такого
подготовить к жизни!

- Помню одного мальчика, которого к нам привели родители, - рассказывает
Надежда Николаевна. - Собираемся мы на прогулку. Говорю ему: <<Одевайся>>.
Так он
пальто перекинул через руку и стоит. То есть вот он - готов.

Но то, что потом происходит с ребятами, которые попадают в руки таких
педагогов, как Надежда Николаевна, иначе как чудом не назовешь. В школе
концерт. На
сцену один за другим поднимаются ребята - все красивые, артистичные,
задорные. Поют, танцуют, читают стихи. И со стороны едва ли можно
догадаться, что
кто-то из них видит лишь на одну сотую. Особая гордость школы -
семиклассник Миша. Мальчишка почти ничего не видит, но его танец ковбоя
заставляет в этом
усомниться: на бешеной скорости он носится по сцене, подпрыгивает,
исполняет пируэты. А ведь начиналось все по стандартной схеме: два
притопа, три прихлопа.

- Честно говоря, многие думали, что это и есть потолок, - вспоминает
Надежда Шапкина. - Разве может слепой ребенок танцевать? Оказалось,
может. Мы тогда
с ребятами поехали на концерт в Новосибирск. Там выступали дети из
челябинской школы слепых и слабовидящих детей. Как они танцевали!
Занятия у них вела
балерина. Тогда и мы задумались о хореографии.

В итоге задумка превзошла все ожидания. Когда Марина Попова, директор
Бийской общеобразовательная школы-интерната No 3, приезжает с ребятами на
концерты
и фестивали, среди конкурентов проносится досадное: <<Опять Попова своих
привезла! Все места займут!>>

В их школе, как в никакой другой, знают, что такое танец. Не просто
радость для глаз, а самая настоящая терапия. Танец - лучший способ
научить детей ориентироваться
в пространстве. С него все начинается. Сначала занятия в классе, потом
сцена, дальше двор, город. А еще творчество помогает раскрепоститься.
Вот почему
концерты и представления в этой школе устраивают чаще, чем в других.
Заканчиваются они бурными аплодисментами. А людям, которые впервые
оказались на таком
концерте, хочется аплодировать еще и зрителям, среди которых нет ни
одного скучающего.

Почетные гости тут не редкость. На этот раз ребят посетил депутат
Государственной Думы Александр Прокопьев. Рассматривая кубки на стеллаже
перед входом
в актовый зал, депутат отмечает: мало места осталось, куда же новые ставить?

Александру Прокопьеву показывают школу. В последние годы в рамках
программы <<Доступная среда>> тут появилось много нового: пандус, поручни,
контрастные направляющие
линии, идущие по полу. В разговоре с депутатом сами педагоги отмечают:
если раньше наше общество было не готово помогать в социализации
инвалидов, то сейчас
ситуация меняется. Все, что сделано в школе, - помощь государства.

А еще здесь есть тренажерный зал, специальные подсвечивающиеся планшеты
для рисования песком, сенсорные доски, на которых любому контуру можно
задать понравившийся
цвет, специальный компьютерный класс с мониторами, приспособленными для
людей с ограниченными возможностями. В общем, редкая школа может
похвастаться такими
технологиями.

Но и сам коллектив проявляет инициативу, придумывая, как упростить жизнь
для плохо видящих ребят. Так, на дверях кабинетов появились большие
яркие круги.
С одной стороны - зеленый: значит, дверь открывается от себя. С другой
стороны - красный: будь осторожен, выходящий может ненароком ударить дверью.

Рядом с кабинетами - таблички, написанные шифром Брайля. Буквы выбиты
точками: <<25. Учительская>>. Это не только для детей, но и для их
родителей, ведь нередко
в школе учатся целые поколения семей. Например, у выпускницы этой школы,
паралимпийской чемпионки, депутата АКЗС Татьяны Ильюченко тут училась и
дочь.

- Сама я окончила школу в 1991 году, - рассказывает Татьяна Ильюченко. -
Конечно, тогда у нас не было таких полезных вещей, как, например,
электронная доска,
а также тренажерного зала, сенсорной комнаты. Мы свои навыки получали,
перебирая фасоль и пшено. С тех пор многое изменилось. Для меня это,
возможно, не
так заметно - я ведь очень часто тут бываю. Когда я пришла сюда учиться,
в квартале стояли только наша школа, пятиэтажка и интернат. Нам нельзя
было даже
выйти за территорию без сопровождения взрослых. А сейчас дети
самостоятельные. Но суть системы обучения осталась той же. И атмосфера
та же. Это - наш дом.

Источник:
Бийский Рабочий

http://dislife.ru/news/view/44249#cut

Ответить   Sat, 28 May 2016 22:32:48 +0300 (#3405261)