Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Что такое габитуация или привыкание?


Этот термин применим как к физиологии, так и к психологии, поэтому представители этих наук трактуют его с разных – своих специфических – позиций. Если говорить в общем плане, это самая простая разновидность научения. Рассмотрим вначале, как функционируют нейроны и какие реакции происходят в организме в этом случае. Прежде всего, физиологи относят подобные процессы к пассивному научению, когда организм подвергается только внешним воздействиям и как-то вынужден на них реагировать (по принципу: есть стимул – есть реакция). При этом в нервной системе оформляются новые следы памяти.

Как происходит габитуация или привыкание?

Вначале стимул оказывает воздействие средней силы на орган восприятия (независимо от его характеристики). А далее при возобновлении аналогичного стимулирования формируется поведенческое привыкание, и ориентировочный рефлекс постепенно снижается. Такой процесс позволяет организму не выдавать реакции на привычные и неопасные раздражители, автоматически относя их к категории факультативных и незначимых для данного организма. На бытовом уровне это проявляется в виде поведенческого привыкания: если раздражитель и характер раздражения нам уже знаком и не несет новой информации, мы его попросту игнорируем, и этот нервный процесс характеризуется в качестве приспособительного. Он возможен также при изменении стимула: смене интенсивности, характера, кратности (см. [1]). Важным специфическим отличием данного феномена является то, что многоразовая стимуляция не сопровождается при этом никаким подкреплением.

Привыкание как феномен в трактовке психологов

Чем отличается привыкание (габитуация) от, скажем, адаптации? В случае последней человек вначале изучает ситуацию и уже потом ведет себя в соответствии с ней. Так, в психологии развития мы говорим об адаптации дошкольников к детскому саду, первоклассников к школе, учащихся старших классов к новым условиям обучения, если, к примеру, был изменен выбранный профиль, об адаптации студентов, адаптации лиц, вышедших на пенсию и т. п. Габитуация – это нечто принципиально иное: продолжение линии поведения без внимания к раздражающему стимулу, восприятие его как незначимого. К примеру, если в процессе еды животное услышало посторонний звук, оно на какую-то секунду насторожится, прекратит процесс приема пищи, замрет, и когда этот звук будет квалифицирован как не несущий опасности, не содержащий значимых знаков, побуждающих к изменению поведения, оно спокойно продолжит принимать пищу (можно провести соответствующий эксперимент, если дома есть домашние животные). Как замечают биологи, такая первичная реакция характерна для подавляющего большинства биологических видов, «вплоть до плоских червей, а некоторые исследователи заявляют о существовании габитуации у кишечнополостных и даже простейших» [2]. Оказывать влияние на биологический организм могут самые разные факторы – механические воздействия, сезонные изменения природы, смена климатических поясов, звуковые, зрительные, кинестетические, а также стимуляторы-раздражители иной разновидности. Этим феноменом объясняются процессы акклиматизации организма, привыкание к фоновому шуму, не столь значительному изменению температуры внешней среды, несильным болевым ощущениям (вспомним известное выражение «боль притупилась»).

Чем характеризуется габитуация с точки зрения поведенческих стратегий человека?


Если раздражающий стимул на какое-то время исчез, а потом возобновился, реакция на новое воздействие будет вновь такой же сильной, как и первоначальная (эффект восстановления реакции).
Скорость привыкания (габитуации) напрямую обусловлена частотой и регулярностью воздействия стимула: если это воздействие частое, то привыкает биологический организм быстрее.
Кроме того, скорость привыкания связана также и с силой стимуляции: чем она интенсивнее, тем медленнее происходит привыкание.
Попутная (дополнительная) стимуляция продлевает привыкание и замедляет спонтанное восстановление реакции.
Воздействие принципиально отличного по интенсивности стимула способно вызвать первоначальные реакции и заново запустить процесс привыкания.
Привыкание может происходить одновременно в отношении сразу нескольких похожих друг на друга стимулов.

Габитуация в психологии: практический аспект

Чем интересен феномен привыкания с повседневной точки зрения? И почему о нем важно помнить практическим психологам? Прежде всего, потому что можно сознательно регулировать фокус внимания, смещая его на более важные стимулы. Например, если у соседей громко работает телевизор, и вам мешает этот звук, вы можете сместить фокус внимания на более важный стимул: сосредоточиться на приготовлении пищи, уборке, ремонте техники, и ваше восприятие постороннего шума будет качественно иным. К явлениям подобного рода относятся ситуации, когда человек способен читать интересную книгу даже в «экстремальных» для этого условиях: параллельно с работающим радио или телевизором, разговором находящихся рядом. Это может быть, например, ученый, который углубляется в свои расчеты до такой степени, что вообще перестает воспринимать внешний мир. Длительное нахождение «в теме», игнорирование внешних обстоятельств-стимулов вследствие погружения в более значимую сферу – частый случай среди лиц творческих и научных профессий. В этом случае сверхзначимая интеллектуальная стимуляция является абсолютным приоритетом в сравнении с иными, внешними, бытовыми раздражителями, чье действие улавливается, но реакции на него не происходит.

Основной принцип поведенческой стратегии человека – выбрать из нескольких стимулов приоритетный, и тогда реакция на прочие стимулы будет уменьшена. Интересно, что принцип «концентрируйся на важном», «меняй фокус внимания» вполне применим и непосредственно к психическим процессам, он актуален и в ходе развития эмоциональной культуры человека, и в процессе изменения поведенческих стратегий, в основе которых – психическая, а не физиологическая реальность. Это прекрасно знают когнитивные психологи.

В чем причины привыкания?

В этом вопросе среди ученых существуют некоторые разночтения. Есть ученые, которые придерживаются идеи о важности одного фактора на появление привыкания. Так называемая однофакторная концепция привыкания базируется на том, что в его основе – определенная частота воздействия стимула. Согласно мнению сторонников двухфакторной концепции, выявляется определенная нервная активность, благодаря которой происходит реакция на всевозможные стимулы. Антитезой привыкания с этой точки зрения является восстановление восприимчивости к воздействию стимула. При этом речь идет о привыкании как феномене, не подразумевающем сенсорного или двигательного утомления, это просто отсутствие реакции на стимул определенной силы и частоты. Такой механизм экономит резервы психики и организма, позволяет продлить период его функционирования и повысить результативность.

Как видим, разумная природа заложила в человека не просто огромный энергетический, психический и физический потенциал, но и позаботилась о том, чтобы он был реализован разумно и экономично. На сохранение энергии, формирование следов памяти для опознавания сходных феноменов в дальнейшем, возможности самостоятельного определения значимости и целесообразности реагирования на стимул и направлен такой физиологический и психический механизм, как габитуация (привыкание).

Литература:

1.Научение, его формы и физиологическая сущность. Электронный ресурс: http://www.braintools.ru/article/9503.
2. Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия (2-е издание). 2006.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/CX5ue

В избранное