Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Воспитание 8 основных концепций в психологии


Как вырастить ребенка счастливым, ориентируясь на научный подход? Каждый родитель представляет себе, что такое – воспитывать детей. И делает это каждый день в силу своего понимания и в силу необходимости. Попробуем систематизировать достижения психологической науки, сделавшей гигантский шаг в понимании человеческой психики за истекший век активных психологических исследований.

Наиболее практически значимые открытия ученых

«Наблюдая, обучаюсь». Теория социального научения А. Бандуры – несомненно, важный вклад в развитие концепции воспитания. Работая с несколькими группами детей, психолог смоделировал ситуации проявления агрессии и насилия. Эксперимент убедительно доказал, что дети, ставшие свидетелями безнаказанной агрессии, сами стали более склонны проявлять ее. Это и понятно. Как сказано в предисловии к работе А. Бандуры, «если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах, пусть даже приблизительных» [1]. И тогда очевидно, что дети учатся многому, просто наблюдая за проявлениями своих родителей и других взрослых, бессознательно усваивая их модели реагирования на стрессы, стратегии совладания с эмоциями, способы разрешения конфликтов. Интересно, что контрольная группа детей, не наблюдавшая сцен насилия вообще, была более склонна к агрессии, чем те дети, которые стали свидетелями нормального, не агрессивного поведения. Это убедительный довод в пользу того, что человек от природы агрессивнее, чем индивид, обученный конструктивным моделям поведения.
«Копирую с родителей». Собственный пример – основополагающий принцип воспитания. Природа устроена очень мудро: ребенок впитывает модели поведения взрослых. У него в психике четко работает механизм подражания взрослым – и это залог его выживания. В книге Л. Петрановской [2] увлекательно и интересно проиллюстрировано, сколь важно, просто жизненно необходимо ребенку учиться у взрослых главным навыкам жизни, без которых он пропадет: умываться, держать ложку, одеваться, осваивать предметный мир. Этот же механизм импринтинга есть и у животных (можно вспомнить эксперименты К. Лоренца). И таким важным умениям ребенок учится именно в первые годы жизни, когда мозг работает в усиленном режиме. Потом подражание проявляется и на более тонких уровнях. Поэтому не удивляйтесь, что ваши дети капризничают и психуют, если вы привыкли жаловаться на жизнь. Если вы склонны кричать в стрессовых ситуациях, то же будут делать и ваши дети. Если вы привыкли стоически переживать опасности и в вашей семье запрещено выражать негативные эмоции, дети будут замыкаться в себе или, наоборот, всячески провоцировать вас на это самое выражение. Родители и дети – это зеркала друг для друга. И нечего пенять на зеркало, как говорится в пословице…
«Дай конфетку – сделаю». Теория оперантного научения Скиннера. Ученые-бихевиористы показывали значимость подкрепления в формировании ситуативного поведения, сводя на нет или преуменьшая наличие внутреннего императива – того, что психоаналитики называли Самостью. Известная формула бихевиоризма «стимул – реакция» стал надолго классикой американской психологии. Получив позитивное подкрепление, ребенок начинает демонстрировать желаемое для окружающих поведение, чтобы вновь его получить – ведь он еще не знает, «что такое хорошо, что такое плохо». При искажении взаимоотношений со взрослыми даже негативное подкрепление в виде ругани и замечаний воспринимается как стимул для не одобряемого поведения: по принципу «самое главное – что меня вообще заметили». Отсюда базовый вывод современного воспитания: «поощряем хорошее, игнорируем плохое» [3]. В обычной семейной практике, к сожалению, бывает наоборот.
«Я не один». Теория привязанности. По степени значимости ее вполне можно было бы поставить на первое место. И оставить эту единственную позицию во всем списке выдающихся открытий. Все началось с работ Джона Боулби: он работал с социальными сиротами, в том числе с теми детьми, кого с родителями разлучила Вторая мировая война. Ученый пришел к выводу о том, что условия проживания не играют никакой роли для детей. Для них главное – наличие близких взрослых рядом. И это на уровне биологически заданной «программы, обеспечивающей эмоциональную связь между ребенком и взрослым, буквально «привязывающей» их друг к другу, чтобы ребенок не остался один и не пропал. Присутствие «своего» взрослого само по себе означает для ребенка защиту и покой, ребенку нужна мама как таковая, а не только ее грудь или руки, что-то для него делающие» [2]. Позже идеи привязанности разрабатывали ученица Дж. Боулби М. Эйнсворт, Г. Ньюфельд и Г. Мате, этих же идей придерживается ряд направлений современной детской психологии. Основная родительская функция – не просто организация пропитания и внешней заботы, это скорее функции как биологического вида. Есть более существенная – психологическая роль – это нахождение рядом, «открытый доступ», способность контейнировать детские эмоции, обеспечивая психологическую безопасность и базовую потребность в защите. Этой же природы явления регрессии, так хорошо знакомые психологам: если ребенок 4-5 лет напуган, он может непроизвольно сосать палец, символически возвращаясь к ощущению материнской груди во рту. Пятнадцатилетнему иногда нужно регрессировать до 5 лет – погрузившись в родительские молчаливые объятия, положив голову на уверенное и сильное плечо, чтобы пережить драму с ощущением понятости.
«Меня любили и мне радовались – поэтому я успешен». Количество проведенного с детьми времени прямо пропорционально результату воспитания. В книге Л. Петрановской показана эволюция взаимоотношений детей и родителей: вначале ребенок буквально внутри матери, затем, родившись, часто на руках, затем мама водит его, поддерживает, обучая ходьбе, потом ребенок постоянно проверяет, на месте ли мама – это залог для радостного и активного освоения им мира (ни один ребенок до 3 лет не будет активен, пока не убедится, что мама – в поле досягаемости), затем более отстраненное психологическое сопровождение в младшей школе и подростковом возрасте, подростковый бунт и ниспровержение родителей с пьедестала (необходимое для развития молодого человека), и только потом, во взрослом состоянии – родительские импринты внутри и наличие «внутреннего родителя». Посмотрите на эту цепочку: родитель присутствует всегда как некий ориентир или точка отталкивания. Степень и качество его присутствия во многом обусловливают картину мира ребенка. Вспомним и теорию возрастных кризисов Э. Эриксона: на каждом этапе роль родителя четко обозначена, и она – основополагающая. Заложено базовое доверие к миру – есть стимул для дальнейшего развития – и так свои задачи на каждом этапе. Чтобы не сетовать на замкнутость и отдаленность от вас вашего подростка в будущем – будьте рядом с детьми, распознавайте и озвучивайте их эмоции, называйте свои, объясняйте, отвечайте на вопросы, читайте, гуляйте, шутите вместе – и все воздастся сторицей через много лет.
«Легче учиться в группе». В 1922 Курт Левин открыл так называемый феномен поля. Теория бихевиоризма на этом фоне выглядела явным упрощением: взаимосвязи «стимул – реакция» выглядят сложнее, если дело происходит в группах людей, потому что влияние поля всегда больше, чем совокупность отдельных признаков (место и время действия, настрой окружающих, их взаимоотношения и т. п.). Двигателем проявления того или иного поведения выступает не конкретный раздражитель, но совокупность их восприятия индивидом. Поэтому люди всегда лучше обучаются в группах: реализуется потребность в конкуренции, в самоутверждении, активнее работает коллективный разум, стимулируются креативные идеи.
«Посмотри, как это делаю я, сделай под моим наблюдением и продолжай сам». «Зона ближайшего развития» Л. Выготского. Чередование зон актуального и ближайшего развития и есть залог успеха в воспитании. Сколько родителей пытается все делать за детей! Психологами доказано, что гиперопека – это такая потребность родителя быть в своей роли, которая препятствует здоровому развитию личности. Следует постоянно помнить о родительской сверхзадаче – научить ребенка жить без нас в будущем. Каждый ребенок активен от природы – в нем заложен неистощимый интерес к миру. Этот интерес нельзя рубить на корню собственным «всезнайством» и «всеумением». Иногда самое сложное – выждать ту паузу, которая необходима ребенку, чтобы самому справиться с задачей. Поэтому нужно постоянно давать импульс к деятельности: вначале показывать новое действие, затем наблюдать и помогать, а потом доверять ребенку выполнение задачи самостоятельно. Его ощущение победы и обретения новой компетенции стоят того и повышают его самооценку [4, С. 96 - 104].
«Я сам»! Метод проектов Джона Дьюи как способ развивать волю на длительных интервалах времени и интеллектуальные навыки многоходового мышления. Напомним, что потребность быть компетентным начинает формироваться уже к 3 годам, а у современных детей – и намного ранее. И сегодня обучение детей в форме воспроизведения аксиом давно не работает и вызывает повсеместное сопротивление. Эффективное обучение – это обучение интерактивное, когда учащийся вовлечен в поисковую деятельность, когда заново открывает для себя новое, исследует явления и феномены в индивидуальном ритме и с учетом личностных особенностей, решает, где и как применить результаты проектной деятельности [5].

Как видно, принципы воспитания достаточно просты, и при этом убедительно подкреплены научными наблюдениями и экспериментами. На каком-то уровне они нам интуитивно понятны. Главное – находить в себе достаточно ресурсов для того, чтобы мыслить в перспективе и быть мудрым родителем, умеющим не просто любить своего ребенка, но и вступать с ним в конструктивный диалог, и вмещать его эмоции, и быть надежным тылом, что бы ни случилось.

Литература:

1. Бандура А. Теория социального научения. Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=176733&p=1. Дата доступа: 12.03.2018.
2. Петрановская Л. Большая книга про вас и вашего ребенка. Электронный ресурс: Режим доступа: https://bookz.ru/authors/ludmila-petranovskaa/bol_6aa-_743/page-6-bol_6aa-_743.html. Дата доступа: 12.03.2018.
3. Латта Н. Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума. Электронный ресурс: Режим доступа: http://nashydety.com/skachat-besplatno-najdzhel-latta-prezhde-chem-vash-rebenok-svedet-vas-s-uma/. Дата доступа: 09.03.2018.
4. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
5. Викторова В. В. История и особенности «метода проектов» Джона Дьюи. Электронный ресурс: Режим доступа: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui. Дата доступа: 12.03.2018.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/CzEbg

В избранное