Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


12 эффектов ведения дневника по А. А. Рыжачкову


Многие люди полагают, что дневники – популярная забава для детей и подростков, выступающая как помощь для наведения порядка в собственных мыслях и чувствах. Однако дневник является весьма полезным инструментом и для взрослых людей – но вести его надо с умом. О пользе дневника и 12 его положительных эффектах рассказал Анатолий Александрович Рыжачков на 35-й очной конференции «Стратегии творчества», проходившей в декабре 2014 года; именно этот доклад мы и возьмем за основу для статьи.

Что значит «эффект»?

Хотя в названии доклада и использовано слово «эффект», Рыжачков отмечает, что данная категория здесь условна и скорее обозначает возможный результат, навык, приобретенный в ходе ведения дневника, особенность данного процесса как такового. Также Анатолий Александрович подчеркнул, что в полной мере его доклад и предложенная им структура дневника в полном объеме будет полезна для юношей и девушек; взрослые же смогут определить, какие именно тонкости ведения дневника им взять на вооружение.

Остановимся подробнее на полезных эффектах ведения дневника «на бумаге»:
1. Дневник должен быть приватным.

Один из ключевых моментов философии Рыжачкова – в честности перед самим собой, отсутствии самообмана. Автор рекомендует не рассматривать возможность вести блог или открытый онлайн-дневник – слишком велик риск приукрашивания, чтобы показать читателям свою жизнь интереснее, чем она есть. В этом случае дневник не только не возымеет ожидаемого эффекта, но и не будет нужен в принципе. Максимальной честности можно достичь, если дневник будет использоваться и перечитываться лишь одним человеком – непосредственно его автором.

О важности честности и открытости перед самим собой писала и психолог А.М. Прихожан: «Не надо ничего приукрашивать. Надо стремиться к тому, чтобы отразить события, мысли [в дневнике] как можно более точно» [2, С. 10].

2. Должна быть четкая структура записей.

Анатолий Александрович считает, что просто излагать в дневник мысли или даже «поток сознания» без четкой системы – не лучшая стратегия. Этот взгляд на ведение дневника пересекается с мыслями американского психотерапевта, ученика К. Г. Юнга, доктора Айра Прогоффа. Прогофф в результате своей работы отметил, что ведение дневника «по наитию», неорганизованно, почти не выполняло своей терапевтической работы, и предлагал следующую структуру дневника:

Жизненное время – анализирование времени жизни, дорог, которыми человек решил идти или не идти, запись ежедневного и т.д.
Диалоги – с людьми, собственным телом, планами, ситуациями и обстоятельствами.
Поток символов – в основном, запись и попытка самостоятельной интерпретации сновидений.
Внеличностные смыслы – в данном разделе проводятся диалоги с собственной мудростью и обществом. [1]

Рыжачков представляет иную, не менее интересную структуру дневниковых записей:

Эмоции – накопленные за день, которые необходимо излить.
Факты – то, что автор заметил за день, а также какие впечатления увиденное произвело на него.
Планы – как отмечает Анатолий Александрович на основании собственных записей, планы могут простираться далеко в будущее в подростковом и юношеском возрасте; ближе к зрелости планы не столь далеки от момента настоящего.
Лирика – подходящий к настроению записи рисунок, стихотворение, рассказ.

3. Особый ритуал ведения дневника.

Антураж также играет значимую роль в том, чтобы вам не только захотелось начать писать – но и захотелось бы продолжить. В пример ритуала Рыжачков приводит традиционный японский «путевой дневник» – заметки, которые человек делает в течение путешествия. Однако не обязательно выбирать слишком сложные ритуалы – предлагается, например, в качестве дневника выбрать не обычную, «ходовую» тетрадку, а красивую, яркую записную книжку, записи делать необычной ручкой. Сами по себе эти предметы дадут дополнительную мотивацию для записей, выработают серьезное отношение к дневнику, а также создадут ощущение причастности к некоему таинственному, почти магическому действу – а именно, познанию себя.

4. Составление картотеки.

Конечно, мы понимаем, что для повышения эффективности писать в дневнике желательно каждый день – или хотя бы стабильно, периодически (об этом также говорит и Прихожан). Однако зачастую, найдя время на погружение в мысли и изложение их на бумаге, человек с прискорбием отмечает – записать совершенно нечего! Возможным решением этой проблемы может стать, скажем так, своеобразная «картотека событий», составляемая и записываемая непосредственно по факту. Конечно, для этого всюду носить с собой дневник будет затруднительно. Лучше выделить специальный блокнотик для записи сиюминутных пометок, эмоций, впечатлений, диалогов – и уже вечером, в спокойной обстановке, с умом перенести записанное «по горячим следам» в дневник.

5. Дневник способствует развитию наблюдательности.

Помимо организованности и вовлеченности в процесс самопознания, в ходе продолжительного систематического ведения бумажного дневника с высокой долей вероятности развивается наблюдательность. Если вы каждый вечер делаете записи в дневник по определенной структуре, нужно, чтобы каждый день было что писать, не так ли? Поэтому многие детали дня, которые ранее просто стерлись бы из памяти, с дневником будут бросаться в глаза, как-либо интерпретироваться.

О роли дневника в развитии внимания к деталям (на примере режиссеров) говорит и кандидат педагогических наук, доцент Степанова И. В. Она отмечает, что состоявшимся и будущим режиссерам как творческим людям необходимо быть наблюдательными, так как окружающий их мир всегда полон ресурсов и новых идей для творчества – именно поэтому студентам, обучающимся по этому направлению, рекомендуют хотя бы на первом курсе вести дневник наблюдений или творческий дневник [5].

6. Формирование навыка эффективного общения.

А. А. Рыжачков также говорит о пользе записей, которые повествуют о людях и значимых для автора диалогах с ними. Одним из неочевидных плюсов здесь является абстрагированное восприятие и оценка разговора – что дает возможность спустя время увидеть многие тонкости и детали (например, ложь собеседника, ловкость его ухода от ответов, логические ошибки его позиции). Это открывает широкое поле для применения данных навыков. К примеру, по прочтении этих записей может появиться осознание, как именно строить эффективную беседу, какие вопросы лучше задавать и как выстраивать аргументацию собственной точки зрения в диалоге.

7. Формирование самооценки, совершенствование навыка рефлексии.

Порой нам удобно прятаться за ярлыками и не погружаться глубоко в оценку себя, своей жизни, своих достижений. Но дневник помогает спокойно и адекватно оценить себя, динамику собственной самооценки и достижений как бы «со стороны». Ведение различных вариаций письменного дневника как одно из средств эффективной рефлексии также рассматривается, в частности, многими педагогами – А. Г. Селимовой [4], Т. Ф. Ушевой [6], И.Э.Сайпуллаевой [3].

8. Развитие памяти.

Записывая произошедшее за день (а затем – и перечитывая записи), вы повторно, раз за разом переживаете какие-то события, что положительно влияет на запоминание и последующее воспроизведение информации. Кроме того, само по себе формулирование собственных мыслей в текст, припоминание выражений, наиболее точно передающих эмоциональное состояние, позволяет удержать в памяти даже детали, показавшиеся, на первый взгляд, незначительными.

9. Формирование «базы данных».

Под «базой данных» Рыжачков подразумевает описание людей, их эмоций, реакций, особенностей. С течением времени эти описания он рассортировал и получил в результате 31 типаж людей, наиболее часто встречавшихся ему за все годы ведения дневника. Однако ваша база данных может существенно отличаться и даже быть построена по совершенно иному принципу. К примеру, если вы художник, возможно, вам будет полезно создать базу данных понравившихся художников, названий картин, впечатлений от увиденных образов. Главное – результативность создаваемой базы данных.

10. Дневник как мотиватор.

Как часто мы даем себе обещания в Новый год – и как скоро потом их забываем! Дневник ничего не забудет – с течением времени вы записываете все больше и больше планов и обещаний самому себе, перечитав которые, сможете отследить динамику собственных успехов. Осуществили план, записанный год назад? Можете смело ставить галочку и записывать это достижение себе «в актив». Что-то не получилось так, как планировалось? Проанализируйте и попытайтесь определить, почему это случилось, не произошла ли переоценка ценностей, в результате которой цель попросту потеряла свой смысл. Возможно, вы определите новую, более результативную стратегию своих действий.

11. Формирование навыков в зависимости от длительности ведения дневника.

Анатолий Александрович, основываясь на своем опыте, обозначает следующие временные рамки и соответствующие им особенности:

Первый год ведения дневника – дневник как инструмент психотерапии.

Второй год – формирование дисциплины (за счет систематического заполнения дневника, особенного ритуала, четкой структуры записей). Особенно полезен этот навык для детей и подростков. Рыжачков подчеркивает, что данный эффект достигается только на второй год ведения дневника.

Третий год – определенные навыки.

Больше десяти лет – составление баз данных (о них мы рассказывали выше).

12. Возможная коррекция мышления.

Когда дневник ведется продолжительное время, в записях (и вновь – словно со стороны) вы сможете увидеть себя – то, что вы в себе обычно не замечаете. Перед вами фактически открыта история вашей жизни – с последовательностями событий, чередой выборов и их последствий, возрастные изменения во взглядах, мировоззрении и позициях. При таком «отстраненном» взгляде зачастую можно увидеть собственные противоречия, особенности, которые вам захочется исправить в себе, чтобы стать еще чуточку лучше.

Итак, в том, насколько высокой эффективностью обладает процесс ведения дневника, с А. А. Рыжачковым сложно поспорить. Однако, как мы можем проследить, основные, повторяющиеся из пункта к пункту необходимые действия для обеспечения результативности дневника следующие:

Записи в дневнике не делаются «время от времени» – они должны делаться систематически.
Дневник необходимо вести продолжительное время.

Только при соблюдении данных условий можно говорить о выработке дисциплины и особых навыков.

Данные рекомендации сформулированы в ходе рефлексии самого докладчика и, конечно, могут подойти не каждому – как и все, что касается личности человека, его самопознания. Это сугубо индивидуально, но важно пробовать, экспериментировать, даже изобретать собственные «эффекты».

Как писала о ведении личного дневника А. М. Прихожан: «Если надоело – брось. Не исключено, что через какое-то время тебе вдруг захочется начать все сначала. А если нет... Ну что же – значит, это не твой путь к себе. Ищи другой, такой, который тебе подходит» [2, С. 10].

Источники:

1. Кутузова Д. А. Ведение «структурированного дневника» по методу Айры Прогоффа // Московский психотерапевтический журнал, 2009. - № 1. - С. 126-139.
2. Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 240 с.
3. Сайпулаева И. Э. Некоторые приемы формирования рефлексивных умений младших школьников // Личность как объект психологического исследования, 2016. – С. 58-60.
4. Селимова А. Г. Развитие рефлексивных умений учителя начальных классов // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. - С. 94-97.
5. Степанова И. В. Творческий дневник — традиционное средство театральной педагогики // Вестник ЧГАКИ, 2015. - №3 (43). - С. 84-89.
6. Ушева Т. Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы // Начальная школа, 2011. – №. 11. – С. 65-69.
7. Рычажков А.А. Как вести дневник: 12 полезных эффектов // 35 Конференция "Стратегии творчества". - СПб, 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0dg9W8OJAGg (дата обращения: 10.05.2018).

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/DNhQf

В избранное