Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Эффект Манделы. Искусственная сенсация или реальный феномен?


Хорошо ли мы помним какие-то факты из нашего прошлого? Возможно, Вас это удивит, но шоколадная паста «Nutella» не выпускалась в двухцветном варианте. А известный коммунистический лозунг никогда не звучал как «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» И если Вам кажется, что Дарт Вейдер в фильме «Звездные войны» говорил фразу «Люк, я твой отец» — Вы ошибаетесь и здесь. Однако поспешим добавить: вместе с Вами ошибаются очень многие люди. Это и называется эффектом Манделы.

Суть эффекта

В ложных воспоминаниях отдельно взятого человека нет ничего фантастического или загадочного. Однако Другое дело, если таких людей несколько. Обобщенное определение эффекта Манделы, окутанного ореолом таинственности, следующее — это феномен появления примерно одинаковых ложных воспоминаний у большого количества людей. Когда воспоминание, противоречащее объективной реальности, принадлежит сотням людей, объяснить механизм его зарождения становится намного сложнее.

Об этом эффекте заговорили то ли в 2013 году, после смерти лидера ЮАР Нельсона Манделы, то ли в 2010, после случайно возникшего в сети обсуждения личности политика. Автор термина — Фиона Брум, которая является, по ее собственному определению, «консультантом по паранормальному». Она сообщила о «множестве людей — возможно, их количество исчисляется тысячами» [1] — все они отчетливо помнили, что Мандела скончался в 80-х, в тюрьме.

Для адептов теории параллельных вселенных это стало бесспорным доказательством правильности их точки зрения. Еще кто-то заявил, что «история Вселенной была переписана», а эффект — проявление несовершенства новой истории. Для иных же это явилось занятным научно-популярным феноменом, о котором можно поразмышлять, вспомнить массу примеров из повседневной жизни и удивиться, что подобное происходит.

Однако активные обсуждения эффекта в Интернете так и не стимулировали ученых начать серьезные исследования. Возможно, потому что феномен не являет собой ничего нового. Он восходит к более «серьезным», научно обоснованным явлениям — данное утверждение мы постараемся доказать здесь.

Отличительные особенности эффекта Манделы

Массовость. Сразу несколько десятков или даже сотен людей могут сойтись в том, что помнят события иначе, вместе описать их в подробностях и согласиться друг с другом [2]. Это одно из ключевых отличий данного феномена от нарушений психики, которые также могут приводить к определенному заблуждению — только оно присуще не множеству людей, а одному человеку.
Заблуждение связано исключительно с воспоминаниями — и ничем иным. В отличие от массовых галлюцинаций (которые могут быть, к примеру, слуховыми, зрительными, тактильными или обонятельными [3] и закреплены в настоящем моменте времени), эффект Манделы всегда связан с прошлым. При этом он отражает произошедшее событие в целом, а не информацию, полученную от органов чувств.

Только вспомните, как Никита Сергеевич Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, стучал ботинком по трибуне во время заседания 15-й Генеральной ассамблеи ООН в 1960 году? Вы помните это событие в деталях? Тогда информация, что этого никогда не происходило в действительности [4], способна вызвать серьезный когнитивный резонанс.

События, сохранившиеся в сознании людей не совсем корректно, могут быть весьма известны, широко освещены в прессе и даже резонансны, что усугубляет ощущение загадочности, таинственности («Почему я помню все иначе?»).

С чем схож эффект Манделы?

Забывание. Когда знакомый рассказывает что-то веселое из Вашего прошлого, но Вы не помните ничего из его истории — можно ли назвать это эффектом Манделы? Нет, просто проявление несовершенства нашей памяти. Забывание — это активный процесс, который заключается в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено [5]. Вполне возможно, что в ходе детального рассказа Вы начнете вспоминать что-то из этой истории — пусть даже обрывочно. Либо сможете допустить, что такое происходило — при этом, когда наблюдается эффект Манделы, подверженные ему люди абсолютно уверены в своих воспоминаниях, отличающихся от реальных событий.
Жаме вю (jamais vu, букв. «никогда не виденное») — психическое расстройство, заключающееся в том, что знакомые лица, предметы, обстановка при ясном сознании воспринимаются как бы увиденными в первый раз. В редких случаях может возникать у психически здоровых людей при сильном переутомлении; чаще всего наблюдается при неврозах, эпилепсии, психозах [6].
Конфабуляция — расстройство памяти, выражающееся в заполнении пробелов собственной памяти выдумками [6]. Больной придумывает некоторые события и «вписывает» их в собственные воспоминания, либо сам создает «воспоминание». Наиболее характерно для психоза Корсакова, синдрома Корсакова при поражениях головного мозга.

Виды конфабуляций (по содержанию):

экмнестические — сдвиг ситуации в прошлое, утрата реального представления пациента о времени и собственном возрасте;
мнемонические — вымыслы о событиях текущей жизни;
фантастические — изобилующие неправдоподобными, фантастическими сведениями, часто имеют место при парафренном синдроме. [7]
Массовая галлюцинация. Галлюцинация — это образ, возникающий в сознании при отсутствии внешнего раздражителя органов чувств, и качественно схожий с реально воспринимаемым объектом [8]. В. М. Бехтерев в качестве благоприятного условия для развития массовых галлюцинаций называет господствующие в сознании людей одинаковые настроения, идеи одного и того же рода [9]. В отличие от эффекта Манделы, массовая галлюцинация способна рассеяться при ближайшем рассмотрении объекта.

Научное объяснение

Преподаватели Городского университета Манчестера Н. Дэгнолл и К. Дринкуотер отмечают, что эффект Манделы в современной науке чаще всего объясняется с точки зрения парамнезии, и, в частности, конфабуляции, описанной выше [10].

Широко известен способ диагностики парамнезии под названием «Диз — Родигер — МакДермотт парадигма», демонстрирующий, как легко могут появиться ложные воспоминания, если для этого есть смысловая основа в прошлом. В ходе данного эксперимента участники прослушивают запись слов, разбитых на несколько списков и связанных между собой тематически (к примеру, слова «подушка» и «кровать»). По окончании прослушивания дается задание воспроизвести слова на бумаге. Если на этом этапе участник «вспоминает» слово, которого не было в первоначальных списках, однако его можно добавить в список по смыслу (например, слово «спать», появившееся как результат обобщения двух предыдущих слов), то можно говорить о проявлении конфабуляции [11]. В эффекте Манделы можно также увидеть проявление Диз — Родигер — МакДермотт парадигмы. В качестве примера приведем цитату Бориса Николаевича Ельцина, которую многие запомнили как «Я устал, я ухожу!», хотя на самом деле об усталости не было сказано ни слова. Откуда же так много тех, кто «помнит» некорректный вариант цитаты и даже утверждает, что видел, как политик говорил такое по телевизору? Все просто — чуть позднее в развлекательной передаче «КВН» была показана пародия, в которой и была произнесена именно та цитата, запомнившаяся многим. Вероятно, потому, что сценку сочли удачной, в сознании людей произошло «слияние» реальных политических событий и вымышленных.

Порой наша память не может отличить реальность от выдумки, как бы невероятно это ни звучало. Американский профессор психологии, Джим Коэн, предложил эксперимент, который назвал «Потерянный в супермаркете». Суть его была в следующем — Коэн приводил членам своей семьи небольшие описания событий, случившихся в прошлом. Одно из них (о том, как в супермаркете потерялся брат Джима), было придумано. Самым удивительным стало не то, что брат исследователя «вспомнил» этот случай, а то, что он добавил некоторые «свои» детали в рассказ. Психолог Элизабет Лофтус провела этот же эксперимент на большей выборке испытуемых и подтвердила — около 25% не осознали, какое из воспоминаний было ложным [10]. При возникновении эффекта Манделы порой может проявляться тот же механизм. Если бы среди множества комментариев попался какой-то один, детально описывающий обилие репортажей о смерти Манделы в тюрьме, вряд ли люди обратили бы на него внимание. Но, чем больше распространялись эти обсуждения, тем сложнее было пользователям отличить свои собственные воспоминания от чужих ложных, многократно прочитанных, а потому запомнившихся как свои собственные.

Необходимо сказать и о так называемых «ошибках схемы», которые могут дать некоторое представление о рассматриваемом эффекте. Под схемами Дэгнолл и Дринкуотер понимают знания человека, рассортированные по «пачкам», которые определенным образом организуют память.[10] Это удобно: схемы способствуют лучшему усвоению материала, однако они могут провоцировать искажения памяти. Например, такое искажение, как «стремление к осмысленности». Данный феномен характерен в ситуации, когда информация трудна для понимания, и, как следствие, ее видоизменения — упрощения, опускания неясных деталей, преобразования в более понятные категории. [10]

Впервые стремление к осмысленности было описано британским психологом Фредериком Бартлеттом в 1932 году в книге «Вспоминание», а в последнее время о нем заговорили и в контексте эффекта Манделы. Возможно, отчасти ложные воспоминания объяснимы с этой точки зрения. Информация некорректно упрощается в прошлом и сохраняется в измененном виде — к примеру, «вдруг изменившиеся» логотипы Ford и Volkswagen. Оба они часто ошибочно припоминаются иными, более простыми (на логотипе Ford память опускает петельку на букве «F», так же как и полоску, разделяющую логотип Volkswagen). Однако основные, смыслообразующие черты, делающие логотип узнаваемым, сохраняются.

Эффект Манделы, в настоящее время очень популярный, обрастает слухами и становится в чем-то похож на парапсихологический миф, далекий от научного познания. Однако это не совсем так — и его «научное» объяснение куда более тривиально, чем объяснение, основанное на положениях о мультивселенной. Вместе с тем, объединяющим все вышеперечисленные причины эффекта основанием становится, как ни странно, простая, повседневная невнимательность и, наверное, естественное стремление человека к таинственному, непознанному. Но вспомним о методологическом принципе бритвы Оккама — и, пока эффект Манделы научно объясним и доступен для понимания через иные психологические категории, стоит изучать именно их, и не множить сущее без необходимости.

Список использованных источников:

1. Broome F. Nelson Mandela Died in Prison? [Электронный ресурс] / Broome F. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://mandelaeffect.com/nelson-mandela-died-in-prison/, свободный
2. Sumpter D. Outnumbered: From Facebook and Google to Fake News and Filter-bubbles – The Algorithms That Control Our Lives (featuring Cambridge Analytica). — London: Bloomsbury Publishing, 2018. — 288 pages.
3. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.
4. Хрущев С.Н. Никита Хрущев. Реформатор. — М.: Вече, 2016. — 592 с.
5. Глоссарий психологических терминов. / Под. ред. Н. Губина. — М.: Наука, 1999. — 512 с.
6. Стоименов Й.А. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — 1200 с.
7. Справочник по психиатрии / Под ред. акад. АМН СССР проф. А. В. Снежневского. — 1-е изд. — М.: Медицина, 1974. — 392 с.
8. Гельдер М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. В 2-х томах. — Киев, 1999 г. — 300 с.
9. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб: Питер, 2001. — 256 с.
10. Dagnall N., Drinkwater K. The ‘Mandela Effect’ and how your mind is playing tricks on you [Электронный ресурс] / Dagnall N., Drinkwater K. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://theconversation.com/the-mandela-effect-and-how-your-mind-is-playing-tricks-on-you-89544, свободный
11. Mark L. Howe, Dante Cicchetti, Sheree L. Toth, Beth M. Cerrito True and False Memories in Maltreated Children (англ.) // Child Development. — 2004-09-01. — Vol. 75, iss. 5. — P. 1402–1417.
12. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/DmLjg

В избранное