Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Рациональное преподнесение информации принцип пирамиды Б. Минто


Существует ли универсальный и простой способ точного изложения информации, чтобы ее суть была ясна с самого начала? Можно ли совокупность проблем и задач увязать в логическую цепочку, после составления которой останется только действовать? Барбара Минто утверждает, что может помочь каждому в трудном деле составления деловой записки, доклада, письма, сообщения и любого другого личного или делового документа. Универсальность принципа пирамиды позволяет использовать такой метод для изложения практически любой информации.

Особенности человеческого мышления

Очень многие в своей практике сталкиваются с проблемой оформления деловой документации. Сложные конструкции, непонятные термины подчас мешают разобраться в проблеме. А между тем, существуют довольно простые принципы оформления любых бумаг.

Будучи консультантом в McKinsey&Company и работая с бумагами, Барбара Минто создала уникальный принцип построения информации в любом тексте. Ее курс прослушали около десяти тысяч сотрудников консалтинговых фирм и компаний разных стран. Книга состоит из четырех частей: в первой объясняется принцип пирамиды и методы его использования. Здесь же можно освоить ценную технику составления простых документов. Во второй части писательница рассказывает, как проверить эффективность и правильность построения своего сообщения. Третья - «Логика решения проблем» - описывает принципы анализа. В четвертой обсуждаются приемы применения принципа пирамиды в устных выступлениях. Остановимся на самых ценных выводах.

Каждый день люди сталкиваются с большим количеством информации, которую нужно преобразовать, трансформировать, упростить, не упустив главного. При оформлении докладов и отчетов миллионы управленцев, менеджеров и научных работников не могут понять, как выстроить связную и убедительную речь.

Оказывается, особенности человеческого мышления таковы, что лучше всего воспринимаются факты, оформленные в виде пирамиды. Как пишет Минто в своей книге: «Вообще вся информация, которая хранится в нашей голове, представляет собой сеть взаимосвязанных пирамид» [1]. Логические цепочки в таком документе выстраиваются в трех направлениях: в стороны, вверх и вниз.

Также Барбара Минто, исследовав особенности восприятия индивида, пришла к выводу, что человеческое мышление основано на образах. Поэтому при написании любого документа необходимо найти весомый, зримый, чувственный образ, от которого отталкиваться [1]. Можно удерживать в кратковременной памяти ограниченное число таких идей-образов – всего семь плюс-минус два. Значит, магическое число семь должно лежать в основе любой информации.

Именно это поможет сделать сообщение понятным и правильно воспринятым.

Стандартные способы передачи информации

Автор книги считает, что в начале любого текста должна стоять обобщающая категория, утверждение, как пирамидион, - главный камень во главе пирамиды. Вниз от него спускаются причинно-следственные цепочки связей.

Когда человек читает, он воспринимает факты «сверху вниз». Когда он сам пишет текст, то обобщает свои мысли «снизу-вверх», соединяя предложения в абзацы. Таковы стандартные способы передачи информации.

Итак, схема построения такова [1]:

Чтобы лучше понять информацию, читатель непроизвольно разбивает ее на соподчиненные блоки, группируя идеи попринципу пирамиды.
Любую группу идей понять легче, если она изначально структурирована таким образом.
Следовательно, любой документ должен быть составлен ввиде пирамиды идей.

Взаимосвязи и логические цепочки

Человек, который сталкивается более чем счетырьмя или пятью предметами, для их запоминания пытается разбить их на логические группы. Все интеллектуальные процессы базируются на обобщении. Поэтому можно считать, что информация, хранящаяся вголове, представляет собой огромную сеть взаимосвязанных пирамид, имеющих нечто общее. Этот спуск идей вниз должен быть основан на логике.

Нужно давать вначале главное утверждение, а от него выстраивать логическую цепочку. Необходимо лишь разложить весь хаос информации на понятные группы с обобщающим образом во главе. Идти от простого и главного к сложному и частному. На выработку этого навыка могут потребоваться годы. Барбара Минто приводит в качестве примера стандартный поход в супермаркет. Супружеская пара для похода в супермаркет составляет список, пользуясь принципом пирамиды.

Но как подать информацию? Лишь основываясь на системе понятий того, к кому обращена речь. Проще говоря, доклад должен быть передан в комфортной для собеседника форме и понятен ему. Нельзя использовать нарочито сложные и двусмысленные фразы – это повлечет за собой сложности в их восприятии.

Итак, суммируем факты [1]:

Идеи любого уровня пирамиды должны обобщать идеи, сгруппированные ниже.
Идеи каждой отдельной группы должны быть однотипными, то есть иметь нечто общее.
Идеи каждой группы должны быть расположены в логической последовательности.

Подход Барбары Минто хорош своей универсальностью, простотой и логичностью. Использовав ее схемы и ознакомившись с пояснениями, вы не будете жалеть о потраченном времени. А доклады, выступления и письменная документация обретут долгожданную убедительность и красоту построения фактов и схем.

Список использованных источников:

Минто Б. Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 192 с.
Ameet Ranadive. The Pyramid Principle. - https://medium.com/lessons-from-mckinsey/the-pyramid-principle-f0885dd3c5c7
Официальный сайт автора - http://www.barbaraminto.com

Автор: Панферова Елена, учитель литературы

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна






Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/JYwxG

В избранное