Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История 'Шагистика. Часть вторая, логистическая'


Шагистика. Часть вторая, логистическая

 Как мы знаем из первой части этого трактата, умение ходить строем появилось в Древней Греции, и было неотъемлемой частью местного военного искусства - Тактики Вождения Фаланг Тяжелой Пехоты.

Древний Рим всю эту радость чуть не похерил. Ну не нужно было римлянам "ломиться" на вражеский строй: у них комплекс вооружения был заточен на то, чтобы "меееедленно спуститься с холма, и..." Враг, с точки зрения римской тактики, должен был сам набежать на римские манипулы, и сам нанизаться на короткие мечи. В тесноте и толчее ближнего боя, да еще и массовых армий - а римские армии были именно массовые, - врагу и деться-то было некуда. Разве что разбежаться без боя. Ну или после боя, кто жив остался.

Главный принцип римского легиона: в тесноте, да не в обиде. Двигаться такая каша из людей могла еле-еле... Но в условиях ближнего боя это было не слишком важно. Рисунок: fishki.net
Главный принцип римского легиона: в тесноте, да не в обиде. Двигаться такая каша из людей могла еле-еле... Но в условиях ближнего боя это было не слишком важно. Рисунок: fishki.net

Однако массовость римских армий показала другое важное достоинство шагистики.

Знаете, без чего невозможны массовые армии? без развитой логистики.

Логистика - наука о снабжении, размещении, и перемещении больших масс людей. Определение неточное, но суть отражает.

Персидская армия несколько дней шла по мосту через Геллеспонт (Дарданеллы). Полную численность её Геродот оценивает в миллион человек... И он не слишком неправ. Бойцов в ней было гораздо меньше, от сорока до двухсот тысяч человек, по разным оценкам; но вот обслуживать эту армию должны были 100-200 тысяч человек. Их, в свою очередь, должны были снабжать еще столько же, а их... Ну, вы поняли. Свечин в "Стратегии" пишет, что в Красной армии во время гражданской войны количество штыков и сабель никогда не превышало 250-300 тысяч человек; а вся остальная масса в 4.5 миллиона занималась обслуживанием боевых частей. Цена скверной логистики... Рисунок: Яндекс.Дзен
Персидская армия несколько дней шла по мосту через Геллеспонт (Дарданеллы). Полную численность её Геродот оценивает в миллион человек... И он не слишком неправ. Бойцов в ней было гораздо меньше, от сорока до двухсот тысяч человек, по разным оценкам; но вот обслуживать эту армию должны были 100-200 тысяч человек. Их, в свою очередь, должны были снабжать еще столько же, а их... Ну, вы поняли. Свечин в "Стратегии" пишет, что в Красной армии во время гражданской войны количество штыков и сабель никогда не превышало 250-300 тысяч человек; а вся остальная масса в 4.5 миллиона занималась обслуживанием боевых частей. Цена скверной логистики... Рисунок: Яндекс.Дзен

Мы еще как-нибудь пройдемся по массовым армиям древности, а пока констатируем факт: только Риму удалось создать логистику достаточно развитую, чтобы стало возможным поддержание достаточно больших армий. Собственно, это одна из главных причин превращения Рима в мировую державу - вторую в истории после империи Ахеменидов.

У тех были немного другие причины превращения в мировую державу. Об этом тоже как-нибудь в другой раз.

Массовую армию надо не только собрать, разместить, одеть-вооружить-накормить, но еще и перемещать. Хотя бы до поля боя.

А теперь давайте прикинем, как будет выглядеть перемещение более-менее крупной армии... если ничего специального не предпринимать.

Вот неохота лезть на полку, снимать "Стратегию" Свечина, и искать нужное место - сымпровизирую сам.

Имеем:

  • один легион, чуть больше пяти тысяч человек, вместе с вспомогательными частями и обслуживающим персоналом,
  • около тысячи телег, на которых размещается имущество легионеров (одна телега на десяток), и возимое имущество легиона (еще примерно столько же телег),
  • грунтовка, шириной в одну колею (две лошадиные задницы, по известному анекдоту),
  • дневной переход в 10-12 километров: дело происходит во враждебной местности. Так-то, по своей территории, легионы проходили в сутки 20-25 километров, перемещаясь от одного постоянного лагеря до другого.

Теперь считаем.

По обычной грунтовке люди бредут по двое - по трое, с интервалом между каждой мини-группой в полтора метра. То есть, на каждых пять человек приходится примерно три метра дистанции.

Для пяти тысяч человек протяженность колонны окажется около трех километров.

Каждая телега занимает четыре-пять метров дороги, если не считать интервалов между телегами. Полная длина обоза - больше пяти километров (грунтовка! одна колея!).

Итого: авангард от арьергарда отделяет не менее восьми километров. Фактически, в тот момент, когда последний отряд выступает из старого лагеря, первые отряды уже приступают к оборудованию лагеря нового. Три часа, пока легион находится в пути от одной стоянки к другой, являются сплошной нервотрепкой для командира: любое нападение, хоть на авангард, хоть на арьергард, легко может закончится истреблением всего легиона: оказать помощь атакованным практически невозможно. Тевтобургским лесом клянусь!

А в Средние века армии вообще почти никогда не делали в сутки больше 15 километров. Пока поедят, пока выступят, пока пойдут, пока дойдут, пока поставят шатры, разведут костры... С логистикой было не плохо, а очень плохо, вот и подвижность была нулевая. Это при том, что массовые армии почти не встречались. Рисунок: rusmnb.ru
А в Средние века армии вообще почти никогда не делали в сутки больше 15 километров. Пока поедят, пока выступят, пока пойдут, пока дойдут, пока поставят шатры, разведут костры... С логистикой было не плохо, а очень плохо, вот и подвижность была нулевая. Это при том, что массовые армии почти не встречались. Рисунок: rusmnb.ru

Римские армии редко состояли из единственного легиона; как правило, легионов в одной консульской армии было от двух до шести-семи (и даже больше). Несложно посчитать, насколько могла вытянуться такая армия в пути.

* * *

Как быть?

Ну, ладно, с обозом мы с вами ничего сделать не можем. Разве что заставим легионеров самих тащить свои пожитки, уменьшив, тем самым, количество необходимых телег в два раза.

Кстати, именно так проблему и решали римские полководцы. Сами легионеры себя в шутку называли "ослами", потому что им приходилось тащить на себе вес, вполне сопоставимый с нагрузкой вьючного осла.
И, между прочим, когда легионер сам тащил свои щит, шлем, и кирасу - у него странным образом резко повышалась выживаемость при внезапном нападении врага.

А вот с растянувшейся на три километра колонной вяло плетущихся мужиков поможет справиться - она, шагистика. Она же, собственно, начиналась с попытки как можно плотнее построить вояк на поле боя? Вот и в походном строю их тоже надо бы разместить максимально плотно.

Большой ли выигрыш? а вот считайте:

  • четверо в ряд
  • дистанция между рядами 80-100 см
  • и на три метра приходится уже не пятеро, а 12-16 человек! Примерно в три раза больше!

То есть, походная колонна нашего легиона - уже не три километра длиной, а чуть больше километра. Вполне реально, при атаке неприятеля, быстро развернуться и успеть помочь другому концу колонны. Все равно, конечно, создает проблемы обоз, находящийся посередине походной колонны; но уж пол-легиона в любом случае продержатся дольше, чем отдельные группки по двадцать-сорок человек.

* * *

Римский легионер тащил на себе всё свое снаряжение, а римский легион вёз с собой на телегах все, что ему может понадобиться во время похода.

В новое время появляются специальные службы снабжения, которые снимают с солдат задачи переноски грузов и их охраны по дороге.

Но зато и сами армии состоят уже не из десятков тысяч, а из сотен тысяч солдат. С соответствующей протяженностью маршевых колонн. Умение ходить строем далеко и долго - едва ли не главное умение солдата, что в петровскую эпоху, что на фронтах Великой Отечественной. До узловой станции поездом - а потом пешкодралом...

Эх, дороги -

Пыль да туман,

Холода, тревоги,

Да степной бурьян...

Длиннююющие колонны. Если бы не строем, да не в ногу - они бы никогда не доходили в нужное место вовремя. Фото: sm-news.ru
Длиннююющие колонны. Если бы не строем, да не в ногу - они бы никогда не доходили в нужное место вовремя. Фото: sm-news.ru

Да что такое! Опять того гляди, лонгрид выйдет. Всё, всё, шабашим. Окончание следует.


В избранное