Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История '1812. Неизвестная Отечественная. 2. Стратегия Наполеона'


1812. Неизвестная Отечественная. 2. Стратегия Наполеона

Итак, всё пришло в движение. Великая армия - её "движимая" часть - перешла Неман. Каковы же были планы сторон, как собирался побеждать Наполеон, и как ему хотели этого не дать русские генералы?

Обычно нам рассказывают про "Киев, Петербург и Москву", а также - про укрепленный лагерь в Дриссе и "гениальный план Кутузова". Который на самом деле не Кутузова, а Барклая-де-Толли.

Ну... Давайте разбираться.

* * *

Начнем, наверное, с Наполеона.

С точки зрения геополитики, ситуация к 1812 году у него сложилась... странная. Победить Англию на море было нереально (прежде всего из-за необходимости содержать огромную сухопутную армию, контролирующую европейский суб-континент); задушить её экономически - тоже (от континентальной блокады только жирели контрабандисты). "Надочтотоделать!" - этот лозунг нашего болезненного времени Наполеон очень бы понял.

А что делать-то? громить врагов? Так их уже почти и не осталось, врагов-то. В Европе, собственно, и не осталось; на границах с Европой Турция - которая вроде как союзник, - и Россия, - которая тоже вроде как союзник, но ведет себя... независимо. Назовем это так :)

Ну и кого громить будем? Что операция против Турции, что против России, чревата большими логистическими сложностями, но главное - ни та, ни другая не решает главную проблему, английскую.

Поскольку Турция Наполеона боится (уже встречались, в Палестине), а Россия демонстративно поигрывает мускулами (и регулярно посылает дипломатов, пытаясь сколотить новую анти-наполеоновскую коалицию), то политический выбор очевиден.

* * *

Что со стратегией?

Первое, что надо сказать, на эту кампанию у Наполеона были, что называется, "ограниченные цели".

Наполеон не планировал ни смещения императора Александра, ни ограничения его власти, ни существенных территориальных урезаний российской империи, ни - уж тем более - освобождения русских крестьян. Цели его были просты и незамысловаты: Россия должна была присоединиться обратно к континентальной блокаде Англии. Ну и признать право Наполеона распоряжаться на континенте - но это было скорее средством добиться главной цели, чем целью само по себе.

Кто там говорил, что начинать крупную войну с ограниченными целями - плохая практика? не помню, но сказано верно.

Была и еще одна причина "ограниченных целей": личность Александра. Его не зря называли царем-рыцарем: он искренне верил в торжество чести и совести... И, попади он в сложную ситуацию - не стал бы держаться за власть. Легко передал бы её одному из братьев, взяв на себя ответственность за непопулярные - но необходимые - решения.

Так вот: планировать наступление на Петербург, захват императора и его семьи, собираться продиктовать побежденному Александру текст мирного договора на развалинах его столицы... В общем, когда речь шла об Александре I - очень малореально.

Но надо было продемонстрировать российскому императору, кто в доме хозяин.

Как?

Захватить и отделить от России Украину (ну то есть то, что мы сейчас называем северными областями Украины) и Белоруссию, восстановить Речь Посполитую в её "исторических границах"?

Вот только проблема: общаться с поляками Наполеону было еще менее комфортно, чем с пруссаками. И уж тем более - чем с Александром. Как мне кажется, даже подумать о том, чтобы дать еще больше власти и денег "гордым полякам", вечно лезущим всюду со своим "гонором" и обидками - Наполеону было поперек глотки.

Отрезать от России Новороссию, Крым, Кавказ, и отдать все это туркам?

Уже лучше, вот только благодарности от турок при этом не дождешься. Они просто скажут "правда восторжествовала". И быстренько забудут о том, кто эту "правду" провел в жизнь.

Да и Россия, в обоих случаях, не останется в стороне, и продолжит воевать за возвращение потерянного. Не получается "ограниченных целей", хоть ты тресни!

Тогда - надо хорошенько разграбить значительную часть территории России, чтобы и население, и император в полной мере прочувствовали на себе "тягости войны". И не выступали больше против Франции и её императора.

Вот оно, решение! Надо захватить центральные районы России, как следует их разорить - и продиктовать перепуганному перспективами народного недовольства императору Александру условия мирного договора!

Н-да. Ну, что сказать, - француз. Совершенно не представляющий себе менталитета русского человека. Даже современные американские "эксперты" в этом отношении покомпетентнее. Хотя и не сильно.

* * *

Ну и, конечно же, сказался легендарный статус Москвы. По своей загадочной славе Москва стояла - в тогдашней Европе - в одном ряду со Стамбулом, Каиром, Бомбеем. Огромный город где-то на краю известного мира, с иной религией, чуждым образом жизни - и невероятными, баснословными, сказочными богатствами! Даже сейчас Москва будоражит мысли западных людей, а уж в те времена!

И, кстати говоря, Москва, на тот момент - второй или третий по богатству город мира. Больше сокровищ скопилось только в Стамбуле и, может быть, в Лондоне.

Это оценки современных историков.

Так что когда мы читаем в мемуарах придворных Наполеона "Москва его очаровывала, манила, и будоражила его сон. Император был буквально одержим взятием Москвы" - это правда, и слава Москвы стала одним из основных движущих мотивов предстоящей военной кампании.

"Захватить Москву!" - вот главная персональная цель Наполеона в кампании 1812 года... А присоединение России к континентальной блокаде, гегемония в Европе - это так, бесплатные приложения. Которые сами упадут в руки созревшим плодом, когда будет достигнута главная цель.

Наполеон настолько был одержим исторической Москвой, что на полном серьезе ожидал на Поклонной горе делегацию "бояр" с ключами от города. Кто-то из его маршалов, видя неловкую ситуацию, подсуетился, и пригнал из Москвы каких-то купцов с какими-то ключами. А то еще неизвестно, как всё обернулось бы, император начинал гневаться-с...

* * *

Соответственно выглядит и развертывание сил Великой армии. На главном направлении, Смоленск - Москва, концентрируются главные силы, более 350 тысяч человек. С севера и с юга их прикрывают вспомогательные корпуса, по 60-70 тысяч человек. И в тылу разворачиваются вспомогательные войска: обоз, гарнизоны, подкрепления, прочие службы.

В первые дни вторжения Наполеон опасается удара сконцентрированными силами русской армии, поэтому Неман пересекает огромная единая масса, 420-440 тысяч человек (по разным оценкам). В дальнейшем из неё будет выделен отдельный отряд для прикрытия главных сил с севера, но пока что Наполеон предпочитает иметь эти силы под рукой, на всякий случай. Южный отряд прикрытия войдет на территорию России позже, и будет действовать обособленно (тут обычно добавляют фразу про Припятские болота, Гитлера, и т.д.).

* * *

Итак. Перед Наполеоном в 1812 году стояли не решаемые практически задачи: сокрушение Британской империи или хотя бы её экономическое удушение. Решать их он пытался совершенно негодными способами, расширением своей зоны влияния на континенте. Он отлично понимал, что полностью подчинить своей воле Россию, как он подчинил Австрию и Пруссию, не получится, поэтому кампания 1812 года должна была просто "дать Александру хорошую взбучку", не более того.

Ну и на фоне всех этих политических и стратегических нелепостей, главной - и чуть ли не единственной - целью похода... стала Москва.


В избранное