Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История '1812. Неизвестная Отечественная. 7.1. Бородино. Планы'


1812. Неизвестная Отечественная. 7.1. Бородинское сражение. Планы

"Но вот нашли большое поле -

есть разгуляться где на воле!
Поставили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
и леса синие верхушки -
французы тут как тут."

Н-да.
Французы, действительно, были "тут как тут", и испортили Михайло Илларионовичу весь праздник.
Но, по порядку.

Краткое содержание предыдущих серий.

Как я уже писал, после Смоленска Наполеон все еще располагал мощной армией, но она уже не представляла собой ту всеподавляющую силу, какой была на границе Великая армия.
Ну да, армия. Опытная, обстрелянная, с прекрасными командирами. Превосходящая русскую армию числом. Но, принимая во внимание, что русская армия, отступая, постоянно присоединяла к себе пополнения, а французская, наступая, постоянно от своих пополнений уходила - непосредственно в точке соприкосновения поддерживалось равенство. Как только подходили новые подкрепления к французам, у них образовывался перевес, русская армия отступала дальше. Присоединяла к себе новые резервы, перевес исчезал. Французы приостанавливались, поджидали новые резервы, дожидались, получали превосходство... Русские снова отступали.
Казалось, этот процесс мог длиться бесконечно, разве что сроки прихода новых подкреплений к Наполеону становился все больше и больше. И паузы, соответственно, перед продолжением движения вперед, тоже возрастали.
Однако же в своем движении две "вальсирующие" армии начали приближаться к Москве. И общественное мнение всерьез забеспокоилось. Потому что практически у всех лиц, имевших влияние при дворе - да и просто в Санкт-Петербурге - в Москве было имущество. И дела. И интересы. И вообще много всего было на Москву завязано. Это только кажется, что вся жизнь страны была сконцентрирована в столице, на практике же "патриархальная, купеческая" Москва была едва ли не более важным, более уязвимым нервным центром империи, чем далекий сверкающий Петербург. Есть ли он вообще, или это просто отблески северного сияния? А Москва - вот она, и добрая половина деловой, политической, общественной жизни происходила именно здесь.
Так вот, общественность - забеспокоилась. А с общественностью шутки были плохи, Александру ли о том не знать. Потому остановить французов было необходимо! Ну или хотя бы попытаться их остановить. Чтобы, в случае неудачи, можно было с чистой совестью сказать - мол, слишком уж силён оказался супостат.
Эти соображения, практически в этой же форме, вы вполне можете прочесть и в традиционных исторических трудах об Отечественной войне.
Собственно, по предвоенному плану Барклая останавливать Наполеона предполагалось у Смоленска. Опираясь на старую крепость и на полевые укрепления. Однако - не срослось.
С другой стороны, под Смоленском у Наполеона был значительный, почти полуторный, перевес в силах. А сейчас, в этом медленном танце, в каждый момент времени Наполеон располагал практически тем же количеством войск, что и новый главнокомандующий - Кутузов. А потому, построив полевые укрепления - почему бы не попытаться дать ему бой и попытаться его остановить?

План сражения. Кутузов.

Очень удачная схема первоначалього положения русской армии - и того, как позиция русской армии менялась по ходу Бородинского сраженгия. Источник: runivers.ru
Для боя Кутузов выбрал довольно выгодную позицию - вдоль долины реки Колоча, которая петляет с северо-востока на юго-запад, пересекая Новую Смоленскую дорогу, по которой двигались главные силы Наполеона, у деревни Бородино. Левый фланг позиции, сильно выдвинутый в сторону противника, неизбежно должен был стать основным пунктом атаки французской армии, и потому, чтобы его укрепить, была начата постройка редута (земляное кольцевое закрытое укрепление, мини-крепость) у деревни Шевардино. Другие укрепления были запланированы на Курганной высоте, которая возвышалась над всем центром выбранной позиции, на высотах у Горок, и у Маслова. Северный фланг 9он же правый, он же восточный) был дополнительно прикрыт рекой Москва; а южный фланг опирался на крупный лесной массив вокруг деревни Утица. Отступавший вдоль Старой Смоленской дороги (Ельня - Утица на схеме) корпус Сиверса естественным образом оказывался боевым охранением левого фланга и тыла русской армии. Левый фланг дополнительно прикрывался серией оврагов - русел ручьев, текущих в Колочу.
Расположение русской армии практически параллельно Новой Смоленской дороге исключало дальнейшее движение французской армии к Москве и заставляло Наполеона сперва разбить русские войска. Впрочем, он и сам давно стремился к крупному - желательно генеральному - сражению.
Первоначальный план Кутузова можно охарактеризовать как "новый Кунерсдорф": как пруссаки при Кунерсдорфе были вынуждены последовательно атаковать одну за другой русские позиции, наступая вдоль линии русских войск, так и Наполеон оказывался вынужден последовательно атаковать русскую позицию с ее левого фланга, постепенно сминая обороняющиеся войска; при этом, попадая под огонь артиллерии, наступающие французы должны были нести большие потери, а устойчивость русской армии должна была придавать длинная линия войск, растянутая к правому флангу. Правый фланг естественным образом оказывался резервом для левого, атакуемого; по мере приближения французских войск к центру, они должны были испытывать все более и более сильное сопротивление.
Замечу, Кутузов очень высоко оценивал упорство генерала князя П.И. Багратиона в обороне, что, к примеру, проявилось при отступлении после Аустерлитца. Позиция за долиной Колочи позволяла принять основной удар на 2-ую армию Багратиона. Формально 2-ая армия была слабее 1-ой... Но Кутузов явно больше ориентировался на личные качества её командующего, чем на банальную численность.
Князь П.И. Багратион. Не хотелось давать тут тот портрет, который обязательно фигурирует везде, где речь заходит о Багратионе. А на этом он - немного карикатурный грузин... Источник: generalporuchik.livejournal.com
Работы в Шевардино начали саперы, прикрывать их должны были казаки. Казаки, как обычно, своими обязанностями пренебрегли - это вообще довольно типично для иррегулярной кавалерии, наплевать на приказы и начать отдыхать в любой момент войны. Как же, "вдруг война - а я уставший!"
В общем, 23 августа казаки успешно проспали подход французского авангарда - "французы тут как тут!". А французы сразу поняли: что-то тут не так! русские зачем-то валы копают, и пушки на них собираются расставлять! А если что-то не так, то надо быстренько это что-то расколбасить - ну а там и разберемся.
Так что французы сходу ломанулись на недостроенный редут, нормальных войск в нем не оказалось, и левый фланг позиции Кутузова был потерян еще до начала битвы.
Собственно, чтобы вернуться к первоначальному плану сражения, уже русским войскам приходилось штурмовать редут, находящийся в руках французов. А план Кутузова, наоборот, предусматривал оборонительное сражение на полевых укреплениях... Так что редут решили оставить. Источник: runivers.ru
Нет, нормальные войска пришли, и даже пару-тройку раз ухитрялись отобрать недостроенный редут назад... Но в процессе ожидания лесника лесную избушкуредут привели в такое состояние, что всякий смысл его удержания был потерян. Ночью с 24 на 25 августа войскам левого фланга был отдан приказ отойти на новую позицию, у деревни Семеновское.
С одной стороны, серьезная неудача - первоначальная диспозиция разрушилась. С другой стороны... Это все равно должно было случиться! только уже во время битвы. Просто Наполеону удалось пройти первый этап наступления без значительных потерь.
Ну что же, это не помешает продолжить действовать так, как было запланировано: принимать удар французской армии на левый фланг, постоянно поддерживая его резервами, и угрожая контратакой справа.
Одно плохо: по первоначальному плану позицию русских войск должна была прикрывать Колоча, плюс замыкать позицию слева должен был Шевардинский редут. А теперь левый фланг оказался отброшен к Семеновскому лесу, и не имел перед собой никаких препятствий. Чтобы как-то исправить ситуацию, солдаты левого фланга весь день и всю ночь копали землю и строили флеши - эрзац-укрепления, прикрывающие только от артиллерийского огня с одного направления. Между флешами и Курганной батарей передний край 2-ой армии был прикрыт оврагом речки Семеновка.
Собственно, флеши достроить не успели. И в бой вступили усталыми, шоб вам, казакам, пусто было...

План сражения. Наполеон

Наполеон тоже готовился к бою. Убедившись, что русская армия не собирается снова отступать, он провел рекогносцировку её позиций, и принял решение на бой.
Практически все силы французской армии были переведены на южный берег Колочи, уничтожая её оборонительную ценность. На северном берегу остался только небольшой отряд, обеспечивающий главные силы от неожиданного удара по левому флангу.
Пожалуй, лучшее изображение исходного положения войск на 25 августа. Русская армия развернута на северо-запад, с центром у Бородино; а французская, практически целиком, нацелена на её левый фланг, с направлением движения на восток, в тыл правому крылу русской армии. Источник: zen.yandex.kz
Вся армия Наполеона, тем самым, оказалась сконцентрирована против половины войск Кутузова. Фактически, этим маневром предстоящее сражение уже было выиграно: ни одна армия мира не в состоянии устоять против равной ей или более сильной армии, если противнику удалось сосредоточить почти трехкратный перевес в одной точке позиции.
Для Наполеона, таким образом, главным становился вопрос обеспечения не просто победы, а разгрома русской армии. Этого он собирался добиться, во-первых, обходящим движением корпуса Понятовского, к югу от главных сил - фактически, вдоль Старой Смоленской дороги; и стремительным рывком главных сил после прорыва позиций 2-ой армии в тыл 1-ой армии, к району Татариново - Псарево, перерезая Новую Смоленскую дорогу и, тем самым, вынуждая 1-ую армию при последующем отступлении бросать артиллерию и обоз.
В целом план Наполеона вряд ли можно назвать "гениальным", но - вполне грамотное решение, использующее ошибки оппонента, "подставившего" под концентрированный удар половину своих сил.
* * *
Тут, наверное, надо сразу заметить, что Кутузов - не будучи выдающимся тактиком, - тем не менее, планы Наполеона в целом предугадал (и даже, можно сказать, спланировал), и противопоставил им свои контрмеры. В частности, южное - левое - крыло он прикрыл корпусом Тучкова, а также разместил на опасном направлении Московское ополчение (это было, наверное, лучшее возможное использование этих недо-войск). Возможное отступление по Новой Смоленской дороге было обеспечено "артиллерийским" резервом у Псарево - Татариново, и близким размещением главных резервов - гвардейского корпуса и кирасирской дивизии. Так что полного разгрома Кутузов сумел бы избежать даже при наихудшем варианте развития обстановки. В целом же он полагался на стойкость русских солдат, на упорство Багратиона, на выгодное размещение артиллерии, и - на непрерывное "подкармливание" атакуемых войск подкреплениями, и из резервов командующего, и из состава неатакованных частей.
Немного удивляет, что из имевшейся артиллерии Кутузов использовал на позициях... меньше половины. А из неё значительная часть была на батареях у Горок и у Маслова, то есть эти орудия в бой не вступили. Почему? надо спросить Кутузова :) Наверное, какие-то соображения у него были, оставить в резерве более 300 из имевшихся 620-640 орудий... Просто цифры: фронт армии Багратиона прикрывали 56 орудий, а на Курганной батарее находилось всего 18 орудий.
Все необходимые инструкции генералы, управляющие корпусами и армиями, получили от Кутузова до боя, и во время сражения ему оставалось только сравнивать приходящие донесения со своими предположениями, и... стараться не мешать своим подчиненным выполнять свои обязанности.
По воспоминаниям свидетелей, Кутузов почти все Бородинское сражение провел в домике в Горках, где ел, или находился в полусонном состоянии. Время от времени выслушивал прибывающих вестовых с просьбами о подкреплении. Никаких мер сам не предпринимал; как утверждали эти свидетели, они без его приказа отправляли резервы на помощь левому флангу. Надо заметить, что эти свидетели, как правило, не симпатизировали Кутузову, и вобще считали несправедливым его назначение командующим. Рисунок: художник А. Шепелюк, 1951 год. Источник: centro-pol.ru
В отличие от Кутузова, Наполеон предпочитал "руководить" происходящим лично, и - по возможности - всем происходящим, в каждом пункте. Массовыми армиями того времени было уже невозможно управлять непосредственно, поэтому некоторый план действий Наполеон, конечно, тоже составлял - и даже доводил до исполнителей ту его часть, которая их касалась. Но все же ему нравилось лично отдавать приказы на проведение тех действий, которые уже были запланированы ранее, и логика которых напрямую проистекала из хода битвы. Некоторые исследователи усматривали в этом наивном стремлении "все держать под контролем" - некую театральность, показушность: мол, вот я, великий человек, гениальный полководец, мощным напряжением ума веду свою армию к очередной победе!
Хотя на самом деле все планы были составлены еще накануне, и по ходу сражения можно было лишь решить, исполнять ли следующий пункт плана - или отложить его. Максимум, поменять местами два пункта плана...
Взвешено, отмерено, предопределено!
Рембрандт, "Пир Валтасара", фрагмент. Источник: Яндекс.Дзен

Продолжение следует.

В избранное