Трамвай

  Все выпуски  

Трамвай: АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТРАМВАЙ




ПРЕДИСЛОВИЕ:

Трамвай в древнем северо-египетском городе Александрия работает с 1863 года, что делает его одним из старейших в мире и старейшим в Африке. До нынешнего мирового возрождения трамвая как экологически привлекательного вида внутригородских перевозок пассажиров, александрийская и каирская (основана в 1886 году) трамвайные сети были единственными на этом континенте на протяжении десятилетий.

В качестве особенности александрийского трамвая называют наличие семи двухэтажных вагонов. Двухэтажные трамваи, которые раньше были распространены во многих странах Британской империи, теперь ходят только в Гонконге (Китай) и Блэкпуле (Англия).

ИСТОРИЯ:

Трамвай был основан в Александрии по инициативе и при поддержке британских предпринимателей. Только после окончания правления губернатора Мухаммеда Саида Паши в 1860 году стало возможным получить разрешение на строительство и эксплуатацию трамвая. В том же году, 16 августа 1860 года, концессия была предоставлена?британскому торговцу Эдварду Джону.

8 января 1863 года была открыта первая линия, не считая мелких разветвлений, сегодняшняя Рамлебан. Первоначально вагоны запряжены лошадьми (конка). Почти три десятилетия спустя, с августа 1898 года, в качестве тяговой силы начали использовать небольшие паровозы. Всего четыре года спустя в 1902 году на рельсы появились первые электрические трамваи. С электрификацией количество пассажиров значительно увеличилось, в том числе потому, что были расширены линии и добавлены новые.

ТРАМВАЙНАЯ СЕТЬ:

Александрия расположена на узкой полосе земли между Средиземным морем и плоским, соленым и похожим на лагуну озером Мариут. Общественный транспорт города обслуживается компанией A.P.T.A. (Агентство Пассажирского Транспорта Александрии).

И вот на этой длинной узкой полосе сверхзаселённого города сформирована трамвайная сеть, имеющая стандартную колею протяжённостью 32 км. Она, в свою очередь состоит из двух подсетей, которые стыкуются на станции Рамле, которая находится на восточной окраине центра города, недалеко от восточного порта. Каждая из них состоит из нескольких линий и только на станции Рамле существует возможность пересадки пассажиров, чтобы продолжить свой маршрут по другой трамвайной подсети.

Первая подсеть (восточная) является самой старой в городе. Её именуют "линией Рамле" или "городской". Она состоит из четырёх трамвайных маршрутов с номерами 1, 2, 25 и 36. Подсеть более современная и для отличия использует вагоны синего цвета. Данная подсеть имеет 38 остановок и является, по существу, одним трамвайным маршрутом, только в двух местах расходящихся немного в стороны для того, чтобы на следующем участке пути соединиться вновь. Заканчивается трамвайный путь на станции Эль Наср (раньше носила название "Вокзал Виктории").У большинства линий Рамле с 1950-х годов были проложены свои собственные, независимые от автомобильных, пути. Для "синих" маршрутов проложено довольно широкое рельсовое полотно, вагоны имеют токосъёмные пантографы и ходят с закрытыми (!) дверями и довольно быстро. Именно на этой подсети используются двухэтажные вагоны.



Вторая подсеть, называемая Эль-Мадина (поскольку пересекает старый город, называемый Мадиной) с его 16 городскими линиями использует желтые (или, реже, красные, зелёные, голубые) вагоны и расползается, как щупальцами, по западной части Александрии своими более чем 100 остановками и многими направлениями. Рельсы пролегают по полосам узкого асфальта, поэтому трамваи часто застревают в пробках. Для вагонов характерны токосъёмные штанги, они ездят в основном с открытыми дверями и часто настолько медленно, что смелые пассажиры подпрыгивают во время поездки, включая полицейских. Большинство поездов старые, многие из них построены в 1960-х годах.

Александрийский трамвай очень популярен среди населения из-за невысоких тарифов. Туристы также любят им пользоваться, потому трамваи ездя небыстро, так что пассажиры могут спокойно все рассмотреть во время поездки. Передний или, в случае поездов с тремя вагонами, средний вагон зарезервирован за женщинами.

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ (ПАРК ВАГОНОВ):

В Александрии всего 283 (?) трамвая. Большая часть из них (124 штуки) поступила из Японии от производителя Kinki Sharyo. Эти сине-белые вагоны и двухэтажные. Эксплуатируются также около сотни сочлененных вагонов Duewag. Удивительно то, что эти вагоны до сих пор ходят, хотя и находятся в ужасном техническом состоянии. Из этих, построенных в Дюссельдорфе вагонов GT6 и присланных в качестве благотворительной помощи из датского Копенгагена в 1972 году, на сегодняшний день окончательно списаны только несколько (!), а ведь уже прошло много десятков лет. И за этими списанными вагонами идёт настоящая охота трамвайных музеев, поскольку в них сохранились оригинальные детали и узлы начала 60-х годов.

Для двухэтажных вагонов под пантографами установлена дополнительная конструкция, поскольку в Александрии токоподводящий провод расположен высоко над полотном.



Несмотря на в целом низкий уровень жизненных стандартов в стране, местные энтузиасты образцово отреставрировали вагон Oerlikon (MFO), выпущенный в 1931 году. Этот трамвай под номером 601 всегда готов к туристическим поездкам.

В сентябре 2015 года были приобретены многочисленные, бывшие в употреблении Tatra KT4Dm и T6A2m из Берлина и Потсдама, которые призваны в перспективе значительно обновить парк трамваев Александрии. Однако они по-прежнему не используются и выстаивают под открытым небом (по состоянию на 2020 год).

В 2017 году у украинского производителя "Татра-Юг" было заказано 15 новых вагонов серии K1E6. Новые трамваи помогли обновить вагонный парк, и в 2020 году несколько их штук уже можно видеть по всей трамвайной сети Александрии. И это, как выясняется, единственная модель трамвая, которая способна колесить по двум подсетям Александрии, переключаясь с пантографа на штангу и обратно.



Алексей Потупин, 9 октября 2020
Портал ПАЛОМНИК

До следующей встречи.


В избранное