Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Контэн (Да-цзе-шу) в Украине

  Все выпуски  

Контэн (Да-цзе-шу) в Украине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вопросы Сенчукову (продолжение)

Тренажеры в боевых искусствах

Вопрос: Хотя Сенчуков пишет, что один из главных элементов его тренировок - это спарринг в полный контакт, использует ли он какие-либо тренажеры? И как он вообще относится к тренажерам в боевых искусствах?

Ответ: Спарринг в полный контакт - это слишком круто для постоянных тренировок - разве что при наличии доспеха. Без надежной защиты - а ЕЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЕКЦИЙ СЕГОДНЯ НЕТ - ученики друг друга очень быстро перекалечат, еще толком ничему не научившись. Контактный спарринг - другое дело. В свое время один из моих учителей говорил: Идеальный спарринг - это когда люди рубятся на полной скорости и безо всяких ограничений, но при этом никто ни в кого не попадает. И объяснял: не потому, что промахивается, а потому, что на всякий прием находится контрприем. И проигрывает тот, кто совершил ошибку. Но при этом он достаточно подготовлен, чтобы получить любой удар практически без вреда для себя.

Уровень контакта может быть любым - но оба участника должны быть к этому готовы - как технически и физически, так и психически. То есть, не пугаться скорости и силы удара; быть готовым к боли и уметь ее переносить; знать, когда пора сдаться, а когда можно и <подергаться>; не стремиться любой ценой <отомстить> за пропущенный удар; <признавать> те техники, которые нельзя довести без вреда для их здоровья - и многое другое.

То есть, можно было бы сказать, они должны быть <духовно> готовы, но это слово слишком уж полюбилось <мастерам чайной церемонии>, которые вкладывают в него какой угодно выгодный для них смысл - и при этом менее всего думают об указанных мной качествах.

И потом: спарринг - это прежде всего отработка техники. А как ставить в спарринг новичка, который техник еще не знает? Что он будет в этом спарринге отрабатывать? Настоящий спарринг возможен только в том случае, если человек прежде всего старается выполнить технику, а не достать партнера. Спросите, в конце концов, у любого тренера по боксу. Наш же народ в этом плане совершенно дикий, и его перед СВОБОДНЫМ спаррингом приходится долго воспитывать с помощью спарринга ОБУСЛОВЛЕННОГО - а видов этого спарринга у нас около двух десятков.. Задача во время воспитания ставится крайне сложная - с одной стороны, нужно отрабатывать именно боевые приемы - а с другой создать возможность для их правильной и безопасной отработки. То есть, до того, пока техника не освоена, я ВООБЩЕ запрещаю свободный спарринг - иначе ученики дерутся не по технике, а как кто может, фактически, подтверждая те навыки, с которыми они изначально ко мне пришли - и никаким <контролем энергии>, который и есть суть КОНТЭН, в этих драках и не пахнет. Они получают какой-то опыт, согласен, но при этом вовсе не обучаются моей системе, как им хотелось бы. И этот опыт даже не всегда можно назвать <спарринговым> или <боевым>.

Насчет тренажеров: Дело хорошее и полезное, потому что даже в самом лучшем доспехе приходится сохранять некоторые ограничения - например, необходимость подвижности шеи делает ее практически незащищенной от переломов при сильном ударе в голову, скручивании или перегибе. В этом случае и приходится использовать тренажеры. Однако я использую самые простые и доступные из них, ориентируясь прежде всего на их дешевизну и простоту изготовления. Например, переломы рук прекрасно работаются на длинных палках, сила хвата и гибкость кисти развивается с помощью вращения тяжелой дубины, точность - с помощью уколов копьем. Деревянный манекен вин-чун - очень удобная штука, и, кстати, его вполне можно заменить обычным стулом: положите его спинкой на стол, так, чтобы ножки были направлены на вас, образуя <руки>, а на спинку посадите кого-нибудь тяжелого. Вот вам и манекен. Только ножки обмотайте чем-нибудь - и вам будет не так больно, и они, если сломаются, далеко не улетят. Кроме того, большая автопокрышка и все та же тяжелая дубина помогут вам изучить подвороты при бросках и развить силу и крепость рук и плеч. Пластиковая бутылка, наполненная водой и подвешенная на веревочке к притолоке двери, прекрасно заменяет грушу - и во многом даже выгоднее ее. Резиновый жгут позволяет отрабатывать натяжку. Небольшой и мягкий мешок с песком заменяет гантели и позволяет набивать удары и качать ноги.

Тем не менее, никакой тренажер не заменит вам живого партнера. Как бы кровожадно это ни звучало, выставлять удар лучше всего на живом человеке, с учетом всех форм человеческого тела. (Конечно, если партнер все-таки помер, то можно подвесить его на дерево и некоторое время продолжать тренировки.:))) Однако потом все равно придется искать нового). В этом случае огромным подспорьем в работе оказывается хороший доспех - хотя бы тэквондоистский, регбистский или хоккейный. А можно и скомбинировать кое-какие детали из них. Тем не менее, чтобы техника реально работала, нужно привыкнуть сильно бить именно в человека, а не в мешок и даже не в лапу. Психологическая подготовка, так сказать. И защиты можно правильно наработать лишь на ударе, близком по параметрам к реальному. С бросками дело проще, они применяются в бою практически без изменений - или с очень малыми изменениями. А вот переломы и заломы - тут иначе, как на палках и пружинах, не поработаешь.

И не надо считать, что доспех приучает человека не обращать внимания на удары. Такое может сказать только тот, для кого главное - попасть самому. То есть, психически незрелый человек, не способный обуздать свои амбиции и азарт. Такая тактика, увы, господствует во всех спортивных федерациях, поскольку для них главное - победы, а защиты, как правило, не оцениваются. Запомните - абсолютно непробиваемых доспехов не бывает! Более того, надежный доспех именно тем и полезен, что вызывает подсознательное стремление его пробить, тем самым избегая появления <инструкторской болезни> - привычки сдерживать удар. Однако при правильном подходе жестко-силовые спарринги в доспехах должны чередоваться с <техническими>, без них, с достаточно малой силой контакта - но полным осознанием того, что будет, если пропущенный удар будет проведен <от души>. Кроме того, обязательны и спарринги, где один из партнеров облачен в полный доспех, а другой -только в шлем и перчатки (легкие, чтобы не сбить руки об доспех, не более). Целью этой работы является отработка прыжковых элементов и высоких ударов, чему замедленность <бронированного> партнера только способствует - а сами удары можно бить, не боясь его повредить. И нужно бить! Только в этом случае ваши удары будут иметь реальную ценность. А свободное, раскрепощенное поведение в спарринге возможно только в том случае, если вы четко знаете, КАКОЕ ИМЕННО воздействие вы способны оказать на противника.

Другими словами: <Умеющий убивать сумеет и пожалеть. Но кто пожалеет неумеющего?>. Такая, знаете ли, старая самурайская поговорка…

Профессионализм в БИ и обучение по книгам...

Вопрос:

1) Боевое искусство, ставшее <вторым дыханием> - это уровень профессионализма, достичь которого можно только потратив значительные усилия и время. Речь идёт не просто о регулярной практике и постепенном развитии, а о достижении высокого уровня, желательно не слишком тормозя по пути. Многие люди, поняв что стать действительно мастером для них требует не просто тренинга, а образа жизни либо бросают это дело, либо так и остаются любителями.

2) Совсем по книгам учиться, конечно, нельзя. Но книга Ю.Ю., насколько я понял из его ответа, и не была особенно-то пособием для самостоятельного изучения БИ. Прежде всего она была написана для людей, имеющих кое какой опыт в боевых искусствах. Книга конечно несёт инфу, но больше этого она - вызов. Инфа дана больше обзорно, даже программа тренинга в конце, на мой взгляд, больше даёт понятие о взгляде автора на этот вопрос.

Ответ:

Вы правы. Тем не менее,

1) я знаю фанатов, которые при этом умудряются еще и работать, как нормальные люди, в конторах и на заводах (пример среди вас: мелькающий на многих форумах Monkey, занимающий (с полным правом) высокую должность в федерации годзю-рю Украины и при этом <пашуший> простым инженером. При этом он еще и стихи пишет!!!), - равно как и людей, вообще из зала не вылезающих, несмотря на отсутствие всяческих поясов. А кормит их сам факт того, что они умеют проломить с помощью цки любую грудь и с помощью йоко-гэри держать( не просто поднять!) двухпудовку на уровне головы. То есть, имеется в виду, что они будут привлечены на разборку в качестве <тяжелой артиллерии>, если вдруг легкая облажается. Однако сам факт наличия где-то на заднем плане такого монстра уже существенно охлаждает оппонентов - и поэтому сии <Оямы> вполне залуживают тех денег, которые им периодически отстегиваются для того, чтобы они продолжали плющить макивары. По-моему, люди, умеющие совмещать БИ высокого уровня (даже айкидо) и какую-то другую работу - скорее исключение, которое увы, только подтверждает правило. Так что ИМХО: Простой советский радиоинженер Толик Такэда, имеющий девятый дан по дайто-рю - увы, такой же безбашенный глюк фантаста Головачева, как и читаемая этим самым Толиком книга Чхве Енсоля <Хапкидо: путь сосредоточения энергии> (Чхве ничего не написал). Или злобный адепт темных сил, <владевший да-цзе-шу>… Уж не КОНТЭНОМ ли? :-)))

2) По книгам заниматься можно - если вы обладаете хорошей базой хоть по какому-то из стилей и не делаете себе скидок типа <так написано, значит сработает>. Надо всегда проверять и перепроверять, сработает ли и точно ли так. Я, к примеру, могу считать, что учился именно по книгам. А встречи с учителями только позволяли мне проверить, где я был прав, а где - ошибался. Такой подход в обучении БИ, по-моему, наиболее плодотворный - посмотрите, к примеру, на все эти китайско-японские истории, в которых учитель либо дремлет в сторонке, либо появляется раз в десять лет, либо просто, проходя мимо, вовремя шепнет пару слов. Смогло бы это подействовать, если бы человек САМ уже не проделал большую часть работы? Да и то - в разных китайских фильмах постоянно воруют некие <секретные рукописи>. Значит, можно научиться-то, раз воруют? Хотя бы мастеру покопаться в этих рукописях имеет смысл? Сказка-то, конечно, ложь -да в ней намек… А если, конечно, вы хотите получить из книги все готовенькое, то вряд ли у вас это получится. Потом вот и пишут всякие обиженные, что мол, нельзя по ним учиться. А я вот считаю иначе. Пример из личного опыта: в 91 году ученик-японец подарил мне книгу Киссемару Уэсибы. Я читал ее, читал и был просто в отчаянии - ведь столько надо было изучить, столькому надо было переучиваться! А собственно… зачем ПЕРЕучиваться-то?! Тут меня и осенило - ведь у меня же уже есть база хапкидо, базирующегося на том же Дайто-рю - попробую-ка я сделать все то же самое на хапкидоистской базе! И - раз! - волшебное превращение: никакой кучи неизвестного материала, никаких проблем - оказалось, что большинство этих техник я уже видел, а остальные - лишь варианты уже известных. Так легко пошло дело! И приемы получались, и двигаться было легче - и все ложилось в память как в заранее подготовленную форму. Потом, встречая что-то новое, я действовал именно таким способом - и всегда результат говорил сам за себя. Ведь базовые принципы боя опираются на одни и те же возможности человеческого тела. Отсюда вывод: учиться по книгам можно и полезно, (удобно-выгодно-практично, хе-хе) усвоив двигательную базу хотя бы одного из боевых искусств, включающего в себя все виды воздействия (изучать бокс на базе борьбы конечно можно, но все же оч-чень сложно…:-)

Установочный семинар по Контэну в Киеве 28-30 января

Это первый семинар, который проведет Юрий Юрьевич Сенчуков в течение трех дней в Киеве. Цель создание клуба Контэн, определение программы дальнейших тренировок, развитие стиля Контэн и дальнейшая подготовка инструкторов. Будет организована видеозапись семинара (желающие быть опереаторами, обращайтесь).

Запись на семинар, условия участия, вопросы направляйте bodiay@mail.ru

Вадим Бодяй

Информация по контэну, расписание семинаров и другие вопросы смотрите на www.conten.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.combat.bodiay
Отписаться

В избранное