Говоря о факторах и условиях, влияющих на выполнение поставленной задачи, хочу отметить главное. Общий алгоритм выявления факторов и условий, влияющих на выполнение задачи связанной с экстремальным взаимодействием: 1) с силами природы, 2) человеком и 3) объектами человеческой деятельности можно сформировать с помощью знаний, полученных на основе межпредметной связи наук, влияющих на жизнедеятельность человека и опыта в профессиональной деятельности.
В действительности это утверждение просто для понимания. Вот ответьте:
- Что должен знать о воде человек, чья профессиональная деятельность связана с ней напрямую? Что если это рыбак с траулера, моряк-подводник, аквалангист или член команды океанского лайнера?
Мысли могут прийти самые разные, но системный подход к решению задачи значительно упрощает её решение. Итак:
1. Выберете профессию;
2. Определите для достижения какой (каких) цели (ей) она предназначена;
3. Определите алгоритмы достижения этой цели в нормальных и сложных условиях;
4. Спрогнозируйте внештатные ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья, вызванные нарушением требований безопасности либо внешними факторами.
А теперь подумайте, какими знаниями и навыками должен обладать представитель любой из вышеперечисленных профессий применительно к воде, рассматривая каждый из этих пунктов. Чтобы не влезать в область, в которой я мало разбираюсь, рекомендую просто поискать в интернете «анализ причин гибели экипажей судов и кораблей при кораблекрушениях». Ознакомившись с этим материалом вам станет ясно, какой процент людей гибнет от того, что не знает того, что нужно знать и делать
для спасения, а значит не умеет грамотно спасаться. Как следствие, человек морально не готов к борьбе за жизнь с более сильным противником, а значит действует неправильно, в ущерб себе или бездействует охваченный страхом и паникой.
Знать - это факторы и условия. Делать – это алгоритм и действия. То же самое и в рукопашном бою. Факторы, действующие на выполнение задачи, характеризуют силы противника, ваши силы, вмешательство свидетелей, соседей и правоохранительных органов. Условия, действующие на выполнение задачи, характеризуют место столкновения, погоду, сезон, время суток, возможность получения импровизированного оружия.
Итак, какие факторы, характеризующие противника, могут повлиять на выполнение задачи - безопасное возвращение домой.
∙ Количество и состав; ∙ Расположение на месте и вооружённость; ∙ Физическое состояние – рост, вес, утомление, опьянение, возбуждение, внешние признаки физической силы, внешние признаки физических недостатков, отношение к БИ; ∙ Характер действий и поведение; ∙ Наличие ближайших помощников.
Оценивая условия, в которых развивается конфликтная ситуация, следует обратить внимание на следующее: ∙ оценка местности, погодных условий, времени года и суток; ∙ оценка помощи свидетелей, соседей и возможное время появления правоохранительных органов.
Любой человек мгновенно делает для себя оценку этих факторов и условий с точки зрения их отрицательного либо положительного влияния на выполнения задачи, а также с точки зрения возможности повлиять или использовать в своих интересах факторы, которые, на первый взгляд, являются нейтральными.
Другое дело, что человек это может делать неосознанно и не понять результатов своего анализа. Но наши чувства чётко сигнализируют нам об оценке ситуации в нашу пользу, против или нейтрально. Мы можем испытывать страх перед противниками, или уверенность и превосходство, либо возбуждение и готовность к бою, на фоне неопределённости и сомнения.
Главное, чтобы ваша бессознательная оценка происходила по адекватному алгоритму, иначе вы получите анализ не просто субъективный, а даже неадекватный. И об этом мы поговорим в следующей статье.