Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

РБ школа "МАГИСТР"

  Все выпуски  

Личная безопасность. Технология защиты для всех.


http://www.rbim.ru/stat/stat21.php

Е.И.Мирошниченко

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

"Обеспечение личной безопасности граждан является важным направлением деятельности российского государства, одним из элементов политики национальной безопасности. Согласно действующим нормативным правовым актам задача обеспечения личной безопасности возложена на органы исполнительной власти, которые в рамках своей компетенции, используя выделенные для этого ресурсы, участвуют в формировании подходов к ее решению и занимаются их реализацией.

В современных условиях, принимая во внимание известную скудность этих ресурсов, представляется целесообразным больше усилий сосредотачивать на пропаганде культуры личной безопасности, привитие гражданам элементов этой культуры, обучении их приемам и упражнениям, которые были бы также полезны для личности как спортивные упражнения, необходимые для поддержания организма в работоспособном состоянии.

Важным элементом культуры личной безопасности является умение индивида рационально, с наименьшими для себя эмоциональными и физическими потерями, организовывать управление внешней средой с целью обеспечения комфортного существования. При этом следует подчеркнуть, что, учитывая социальную сущность человека, под внешней средой мы понимаем отдельных агрессивно настроенных граждан или их группы, с которыми время от времени нам приходится сталкиваться в повседневной жизни.

В основе этого умения лежит ряд базовых механизмов, которые были выявлены в ходе проведения экспериментов, моделирующих ситуации взаимодействия индивидов в экстремальных условиях. В этих экспериментах в реальном масштабе времени конкретный человек решал задачу борьбы за свое существование, оказывая сопротивление подготовленному противнику, вступившему с ним в единоборство.

Необходимым инструментом при проведении исследования выступала предложенная нами имитационная модель экстремального взаимодействия двух биомеханических систем.

В этой модели человеческий организм представлен как кибернетическая система, состоящая из командного центра, основой которого является центральная нервная система (ЦНС) (в частности, два ее компонента – кора головного мозга (КГМ) и его стволовая часть (СЧГМ)), и исполнительных звеньев (костно-мышечного аппарата).

Изучая реакции такой системы на различного рода внешние раздражающие воздействия, нами была экспериментально подтверждена способность индивида в экстремальных условиях, на основе правильного анализа информации о противнике, управлять его поведением.

По сути, впервые была показана возможность применения в ситуациях подобного рода основных положений теории координации движения, сформулированных Н.А.Бернштейном в 30-40 гг. прошлого века.

Заметим, что в каждом движении всегда присутствуют две составляющие. Одна - ориентирована на выполнение некоторой внутрисистемной для человеческого организма (фоновой) работы – за нее отвечает стволовая часть ГМ, другая - представляет собой непосредственно целевой двигательный акт и является результатом работы КГМ.

При организации каждого движения ЦНС не создает его заново, а выстраивает, исходя из некоторого набора элементарных движений (автоматизмов), более или менее подходящих для решения возникшей двигательной задачи. Кроме того, в ходе выполнения каждого такого движения, ЦНС накладывает необходимые ограничения на избыточные степени свободы участвующих в его реализации исполнительных звеньев. Именно эти ограничения, реализуемые мышцами-антагонистами, не позволяют телу «рассыпаться» при выполнении конкретного двигательного акта. Здесь следует отметить, что ресурсы внимания, которые ЦНС затрачивает на осуществление движения – ограничены. В ходе его реализации эти ресурсы постоянно перераспределяются между КГМ и его стволовой частью. При этом КГМ тратит их на обработку поступающей извне информации и контроль правильной последовательности работы звеньев, необходимой для достижения движением своей цели, а СЧКГМ – на контроль степеней свободы, координацию движений и поддержание равновесия. Здесь следует отметить разную скорость обработки информации у КГМ и стволовой части. У СЧГМ части она существенно выше, поскольку используемые ей алгоритмы совершенствуются в каждом человеке годами, начиная с момента рождения. Как, например, совершенствуются алгоритмы, направленные на обработку информации, связанной с поддержанием равновесия. Вначале человек учиться ходить, затем ездить на велосипеде, роликовых коньках, выполнять сложные акробатические упражнения и т.д. Что же касается КГМ, то поступающая в нее информация проходит ряд последовательных этапов обработки. Сюда входит первичная обработка информации от раздражителей, осуществляемая на уровне рецепторного аппарата, промежуточная обработка подкоркой и, наконец, обработка КГМ. На этом пути происходит постепенное сокращение информации (имеет место явление, которое носит название «информационная воронка») в результате чего вырастает качество принятия решений – решение принимается на основе значимой информации. В результате этих явлений временные задержки в работе КГМ по управлению движение могут составлять сотни и даже тысячи миллисекунд.

Если в процессе движения к телу человека приложить внешнюю силу (например, попытаться вывести его из состояния равновесия), ЦНС перераспределит ресурс внимания в пользу СЧКГМ. Точка приложения силы будет воспринята как дополнительная опора и внесена в систему ограничений степеней свободы. На это тратиться определенное время, в течение которого КГМ неспособна анализировать изменившиеся условия движения. После решения задачи поддержания равновесия, КГМ, используя освободившийся ресурс, вносит корректировку в существующую двигательную схему. Однако, вследствие относительно невысокой скорости обработки информации, работоспособность человека еще в течение некоторого времени остается ограниченной. Сложившаяся ситуация чем-то напоминает состояние транса, когда человек, под воздействием определенным образом подготовленной информации, не может реагировать на изменения окружающей обстановки.

Как нам удалось определить, если в ходе взаимодействия с противником, осуществляющим какое-либо движение, изменить условия реализации движения (например, воздействовать на противника эмоционально - громко крикнуть или физически - толкнуть), противник на какое-то время откажется от осуществления движения. Если ЦНС воспримет это воздействие как опасное, отказ от движения примет фатальный характер – противник приступит к осуществлению новой двигательной схемы для достижения своей цели, если же нет – движение будет продолжено.

Заметим, что именно последний вариант предоставляет нам в большинстве случаев возможность управлять движением противника. Поскольку ЦНС, делая вывод о безопасности воздействия, не передает ресурсы внимания стволовой части ГМ, можно заключить, что задача поддержания равновесия в изменившихся условиях является для нее второстепенной, главной же остается достижение движением своей цели.

Нами было установлено, что если такое безопасное воздействие приложить поочередно к трем звеньям, участвующим в реализации движения (например, к кисти, предплечью и плечу, занятых в ударе рукой), то это приведет к выходу проекции центра масс противника за площадь опоры и его опрокидыванию. При этом было замечено, что для того, чтобы считаться безопасными, внешние силы должны подводиться под углом 90 градусов к плоскости движения текущего звена.

Кроме того, широкие возможности для управления предоставляет и характерная для человека дифференциальная сенсорная чувствительность, которая проявляется в его способности замечать различия в одновременно или последовательно действующих раздражителях. Так, при осуществлении двух последовательных и одинаковых по силе воздействий, разделенных временным периодом менее 200 мс, второе - остается незамеченным. В том случае, если первое воздействие значительно превышает второе по степени раздражения ЦНС, имеет место эффект сенсорной маскировки. В результате второе воздействие, даже являясь более опасным, не вызовет ответной реакции.

Таким образом, проведенные нами эксперименты с использованием имитационной модели экстремального взаимодействия двух биомеханических систем позволили установить существование и проверить работоспособность механизмов управления чужим движением, основанных на закономерностях его реализации. Знание этих механизмов и умение ими пользоваться повышают возможности индивида обеспечить личную безопасность в условиях агрессивной внешней среды."

Статья опубликованная в сборнике РГГУ, "Труды XIV Международной конференции" посвященной "Проблемам управления безопасностью сложных систем"


В избранное